В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! С 3 по 5 июля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Дайджест образовательной прессы (декабрь 2014)

31 декабря 2014

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика



Президент распорядился оптимизировать отчетность

Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам форума Народного фронта «Качественное образование во имя страны», который состоялся 15 октября.

Напомним, что участники форума посетовали президенту на вал бумажной отчетности в образовании, закрытие коррекционных школ, предложили отменить ЕГЭ для тех выпускников, которые не собираются поступать в вузы, и выдвинули целый ряд других инициатив. Теперь проработать все эти вопросы предстоит Правительству РФ и Минобрнауки.

В частности, правительству совместно с регионами надлежит принять дополнительные меры по организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. При этом президент распорядился предусмотреть возможность получения образования в специальных (коррекционных) школах по выбору родителей, а также включить в госпрограмму «Развитие образования» на 2013-2020 годы и региональные программы дополнительные мероприятия по развитию инклюзивного образования. Доклад по итогам работы глава государства ожидает до 15 марта следующего года.

В срок до 1 марта правительству необходимо рассмотреть вопрос о возможности прохождения школьниками, не планирующими поступать в вузы, итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, до 1 мая разработать комплекс мер по организации систематической работы по подготовке ребят к международным олимпиадам, а до 1 июня вместе с руководством регионов проанализировать эффективность системы оценки деятельности и оплаты труда педагогов в зависимости от результатов ЕГЭ.

Еще ряд поручений адресован Минобрнауки. Одно из них - принять меры по оптимизации отчетности в сфере образования, в том числе путем формирования единого перечня обязательной информации, подлежащей представлению образовательными организациями. Срок, поставленный президентом, - до 1 июля. В целях обеспечения единого образовательного пространства министерство должно определить в федеральных стандартах базовое содержание обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам. Доклад на эту тему необходимо представить до 15 июля 2015 года. Также Минобрнауки поручено обеспечить подготовку педагогических кадров с учетом поэтапного введения ФГОС общего образования и разработку модельных дополнительных профессиональных программ педагогического образования в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Наконец, высшим органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано совместно с Народным фронтом организовать курсы для родителей по основам детской психологии и педагогике, представив доклад по этой теме до 1 февраля 2016 года.

(Симонов А. Президент распорядился оптимизировать отчетность / Александр Симонов // Учительская газета. – 2014. – 23 декабря).

Какой должна быть общественная аккредитация?

На заседании Совета по образованию и науке при председателе Государственной Думы РФ обсудили доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования по итогам 2013-2014 учебного года.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин напомнил, что обязанность правительства ежегодно представлять Федеральному Собранию соответствующий доклад предписана Законом «Об образовании в РФ». Основные положения документа обозначил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Так, в результате модернизации дошкольного образования, в том числе за счет федеральных средств, созданы сотни новых мест в детских садах, а введение электронной записи повысило прозрачность при их распределении. Существенно улучшена материально-техническая база школ. Однако почти четверть из них работают в две смены, а к 2019-2020 году количество учеников увеличится еще на 2,5 млн человек. В связи с этим в 2015 году планируется разработать программу содействия регионам в реконструкции и строительстве новых школ.

Утверждена Концепция развития дополнительного образования. По словам министра, количество ребят, посещающих кружки и секции, в этом году увеличилось на 7% и, по последним данным, превысило 60% от общего числа детей.

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов высказал пожелание, чтобы последующие доклады правительства не дублировали информацию, содержащуюся в других публичных отчетах.

Отдельной темой дискуссии на заседании совета стала общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму правительством и готовится к первому чтению.

Депутат Николай Булаев заметил, что такая аккредитация будет платной, а по ее результатам планируется составлять рейтинги. «Можно предположить, что место в рейтинге будет зависеть не только от того, что и как я делаю, но и от того, сколько и кому я плачу. Спорна также и норма, связывающая результаты общественно-профессиональной аккредитации и государственной. Здесь разные критерии и разные результаты. Если закон будет принят в предложенной редакции, он усугубит негативное отношение к участию работодателей в процессе оценки качества учебных заведений», - сказал депутат.

Вячеслав Никонов согласился с тем, что документ требует серьезной доработки. «Важно, чтобы закон не создал новую бюрократическую коррупционную надстройку, которая существенно осложнит жизнь учебных заведений и будет стоить им больших денег. Не следует вводить нормы, которые сделают результаты профессионально-общественной аккредитации критериями при проведении государственной аккредитации и при распределении контрольных цифр приема», - уверен он.

(Ветров И. Какой должна быть общественная аккредитация? / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2014. – 23 декабря).

Качество знаний

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на конференции в Российской академии образования рассказал об итогах проведения итогового сочинения. По предварительным данным, с испытанием справились 95 % учащихся, 5 % ребят, которые получили «незачет», смогут переписать сочинение 4 февраля или 6 мая

«Выпускное сочинение прошло успешно. Теперь надо проанализировать итоги и выработать рекомендации», - сказал Сергей Кравцов.

Напомним, что итоговое сочинение в дальнейшем может быть учтено вузами при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ.

Также Сергей Кравцов предложил РАО совместно проанализировать ситуацию в школах и регионах, которые демонстрируют невысокие результаты на едином государственном экзамене. «Важно выяснить причины таких результатов, дать рекомендации, но ни в коем случае не наказывать», - считает Сергей Кравцов.

В свою очередь президент РАО Людмила Вербицкая высоко оценила внимание Рособрнадзора к вопросам качества образования.

(Рожков П. С итоговым сочинением справились 95% выпускников / Павел Рожков // Учительская газета. – 2014. – 16 декабря. 

Школьная форма

В I Всероссийском конкурсе «Школьная форма», объявленном в сентябре Министерством промышленности и торговли России, приняли участие 70 предприятий. Более 740 эскизов и образцов форменной одежды предоставили независимые дизайнеры. Имена победителей были названы в Москве в последний день работы форума «Легкая промышленность: курс на конкурентоспособность». Жюри конкурса «Школьная форма», куда вошли депутат Госдумы Светлана Журова, телеведущая Оксана Федорова, историк моды Наталья Козлова, представители Министерства образования и науки, медики и родители, в первую очередь обращало внимание на удобство, безопасность и внешнюю привлекательность одежды.

Конкурс проходил в нескольких номинациях. Лучшим ансамблем для начальной школы были признаны работы модельера Марины Гущиной (темно-синее платье с белым кружевным воротником для девочек и серый клетчатый пиджак с одним черным погоном для мальчиков) и линейка блейзеров, свитеров и жилеток фабрики «Уфимский трикотаж», в создании которой принимал участие «отец российской моды» Вячеслав Зайцев.

В номинации «Средняя школа» победа досталась дизайнеру Анастасии Романцовой (белая блузка и розовая клетчатая юбка на лямках для девочек и голубые клетчатые брюки и жилетка для мальчиков) и питерской для старшеклассников представили дизайнер Валентина Жукова и московское компании «БТК Групп» (строгие костюмы стального цвета, возможно, не столь изысканные, но наверняка удобные, а главное не маркие). И, наконец, лучшую, по мнению жюри, одежду предприятие «Смена», которое шьет форменную одежду с 1939 года.

Всех победителей конкурса «Школьная форма» ждет контракт с торговой сетью «Детский мир» .

(Николаева А. Дизайнеры постарались на славу / Анна Николаева // Учительская газета. – 1014. – 16 декабря).

Суд восстановил в должности

Эта история началась в феврале нынешнего года. Светлана Ивановна Васильева, почетный работник общего образования РФ, директор школы №2 села Борского Самарской области, бессменно руководившая учреждением образования 15 лет и получавшая одни благодарности за свою работу, неожиданно узнала о своем увольнении…

(Кострова В. Суд восстановил в должности. Но работать директору не дают / Вера Кострова // Учительская газета.- 2014. – 16 декабря.



Управление образованием


Имидж школы

Завершая цикл статей, посвященных имиджу директора и школы, авторы предлагают вам несколько советов, которые систематизируют и подытожат весь полученный опыт.

Имидж образовательного учреждения — это то немногое в управлении, в чем обязательно должен принимать личное участие директор, так как, с одной стороны, его образ во многом определяет имидж школы, а с другой — многообразие ресурсов и возможная обусловленная этим хаотичность в их взаимодействии не должны выйти из-под контроля первого лица.

Авторы дают 13 советов директору. Один из них - не ломай традиции, если не тобой они созданы. Даже если школа, которую ты возглавил, досталась тебе в не самом желаемом виде, прояви уважение к тому, что есть. Разрушение старого — отторжение внутреннего ресурса, а он в условиях перемен в организации — основная ценность.

(Бухаров Д. 13 советов директору / Бухаров Денис Валерьевич, директор ГБСКОУ «Школы № 13» Приморского района Санкт-Петербурга // Директор школы. – 2014. - № 10. – С. 13 – 16).

Какую школу строим?

Процесс снижения качества образования, несмотря на рост технологических возможностей общества, является глобальным. Большинство проводимых по всему миру образовательных реформ проваливается. При этом начальство разных уровней любых стран рапортует об успехах, а простой учительский люд тихо грустит по углам, побаиваясь этого самого начальства. Конечно, везде есть успешные школы и вузы, но если вести речь о массовом образовании — кризис.

В чем проявляется мировой кризис образования? Да в очевидных вещах: дети мало что знают после окончания школы (об этом твердят работники вузов и у нас, и за рубежом), учащиеся не хотят учиться (школофобия приобретает характер эпидемии), плохое поведение, вплоть до стрельбы и наркотиков, становится массовым явлением.

По мнению экспертов, в статье «Видно достаточно серьёзное осмысление автором тенденций в образовательном пространстве различных стран, перекличка с идеями И. Иллича и Д. Гатто. Школа не урокодатель. А сейчас главным приоритетом становится достижение заданного уровня заработной платы учителя без повышения норматива. А это возможно только за счёт оптимизации всего «дополнительного» в школе».

«Школа сегодня – это школа открытого пространства, школа изменений, школа выбора, школа достижения смыслов. А смыслы легче открывать не за школьной партой, а в свободной обстановке и под руководством мастера. И есть ли у него в кармане педагогический диплом – дело второе. Важнее знать, чему он может научить ребёнка, какой опыт передать, а доверить или не доверить преподавание специалисту, не имеющему педагогического образования, - ответственность директора.

(Каменский А. Какую школу строим? / Каменский Алексей Михайлович, директор лицея № 590, г. Санкт-Петербург // Директор школы. – 2014. - № 10. – С. 17 – 23).

Критерии оценки

Одной из центральных проблем менеджмента образования является поиск критериев оценки работы руководителя образовательной организации, которые должны удовлетворять нескольким показателям:

• всей совокупностью показатели должны помогать оценить эффективность руководства образовательной организацией;

• выбранные показатели должны не только констатировать существующее состояние дел, но и помогать спрогно­зировать дальнейшее развитие образовательной организации;

• выбранные показатели должны быть объективны и сопоставимы при сравнении деятельности образовательных организаций, находящихся в разных социально-культурных условиях;

• выбранные показатели должны легко оцифровываться без искажения содержания, и их (показателей) не должно быть много.

Авторы предлагают показатели оценки эффективности работы руководителя организации общего образования, которые основываются на показателях мониторинга системы образования в соответствии с приказом Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» (зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2014 № 31528).

(Науменко Ю. Критерии оценки / Юрий Владимирович Науменко, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика» ГВ0У ВП0 «Волгоградская государственная академия физической культуры» // Директор школы. – 2014. - № 10. – С. 24 – 30).

Промежуточная аттестация учащихся

Промежуточная аттестация — процедура оценки степени и уровня освоения учащимися отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы (ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Что должен знать директор о промежуточной аттестации учащихся?

(Ломов А. Промежуточная аттестация учащихся / Ломов Алексей Иванович, эксперт информационного портала «273-фз.РФ», заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе» // Директор школы. – 2014. - № 10. – С. 91 – 93).

Переходим на стандарт

Вскоре после принятия новых образовательных стандартов появилось новое клише: «переход на новые образовательные стандарты». Между тем образовательный стандарт не что иное, как система требований к основной образовательной программе. И учитель транслирует ученикам не требования стандарта, а содержание основной образовательной программы. Поэтому как правильнее формулировать: переходим на новые образовательные программы, соответствующие требованиям стандарта, или все же - на стандарт?

(Пивоваров А. Кто на что переходит? / Александр Анатольевич Пивоваров, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования, ИРО Кировской области // Директор школы. – 2014. - № 10. – С. 42 – 48).

Персона грата

В начале 2015 года Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» планирует начать работу массового открытого онлайн-курса «Как изменить школу: мастер-кейсы». Основным учебным материалом учебного курса является серия видеоинтервью с директорами школ (как действующими, так и отошедшими от дел), которые объединены одной темой: авторские школы. Продолжает серию публикаций интервью с Ефимом Лазаревичем Рачевским, директором Центра образования № 548 «Царицыно», народным учителем России.

(Дорога в неведомое // Директор школы. – 2014. - № 10. – С. 73 – 79).


Технология и практика обучения и воспитания


Готовность к интегрированному обучению

В статье представлены результаты анкетирования педагогов ДОО по проблемам организации интегрированной образовательной деятельности детей. На основе этих результатов проведен анализ отношения и готовности педагогов к интегрированному обучению, степени их активности в применении этого обучения, а также затруднений, возникающих в ходе интегрированной образовательной деятельности.

(Румянцева И. Готовность педагогов к организации интегрированной образовательной деятельности детей / И. Румянцева, доцент, кафедра математики, физики и методики обучения, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», город Шуя, Ивановская область // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 12. – С. 90 – 95. Библиография с. 95 (4 названия).

Добро пожаловать в ящик Скиннера!

Школа очень изменилась за последние годы. Ее главный лозунг «Учить детей мыслить!» стал вызовом традиционному обучению, требующему от ученика одного - безошибочно воспроизводить изученное. Но что стоит за красивыми словами? Отвечает ли современная школа своему новому назначению, если опусы из школьных учебников зачитывают с эстрады, а ребята заняты бесконечным тестированием и вынуждены выполнять задания, на полях которых следовало бы написать: «Сам дурак!» и отослать по назначению.

(Апкарова Е. Дрессированные дети / Елена Апкарова, учитель французского языка // Учительская газета. – 2014. – 2 декабря. – С. 17).

Сделайте ученика соавтором своего урока

Использование ИКТ дает возможность формировать информационную грамотность учащихся - они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею, а также управлять информацией для достижения различных практических целей.

(Демченко Е. У доски без тоски / Елена Демченко, учитель географии // Учительская газета. – 2014. – 2 декабря. – С. 14).

Учебное проектирование

В статье представлена логико-семиотическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности, которая состоит из целевого, содержательного и оценочно-результативного блоков, дана характеристика каждого блока и раскрыто содержание составляющих его компонентов.

В научной литературе имеется ряд исследований, посвященных использованию метода моделирования в изучении педагогических явлений С помощью моделирования, которое рассматривается как метод, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, исследуются какие-либо явления, процессы или системы объектов путем построения и изучения их моделей.

(В. Лобанова, А. Тимошенко. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности / В. Лобанова , воспитатель, Негосударственное дошкольное образовательное учреждение открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - детский сад №208, город Нижнеудинск, Иркутская область; А. Тимошенко, доктор педагогически» наук, профессор, кафедра технологии и предпринимательства и методик их преподавания, Восточно-Сибирская академия образования, Иркутск // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 12. – С. 99 – 104. Библиография с. 103, 104 (9 названий).

Документ-камера

Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Необходимо создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании любого предмета, в том числе и иностранного языка.

Одним из перспективных технических средств обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом, является документ-камера.

Документ-камера — универсальный современный инструмент преподавателя. Она может выступать и в роли проектора, и сканера, и даже видеокамеры. Соединенная с компьютером при помощи USB документ-камера может выполнять роль сканера или интернет-камеры, позволяющей транслировать происходящее в классе в другие аудитории. Кроме того, все проецируемые изображения можно сохранить и продолжить работу с ними, когда сам объект отсутствует.

Документ-камера позволяет, не теряя динамики урока, в любой момент дополнить объяснение необходимыми изображениями и иллюстративными материалами. Использование данного ТСО на уроках позволяет повысить наглядность, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ, делать уроки более разнообразными, разноплановыми, «живыми».

(Хавова И. Документ-камера и урок иностранного / Ирина Сергеевна Хавова, учитель английского языка МАОУ СОШ № 1 Арамильского ГО Свердловской обл. // Директор школы. – 2014. - № 10. – С. 60 – 62).

Безопасность дошкольника

Для безопасного взаимодействия с окружающим миром, адекватного реагирования на опасные и непредвиденные ситуации ребенок нуждается в рефлексивных умениях и навыках. Предпосылки их развития складываются в дошкольном возрасте. На совершенствование этих умений и навыков и направлена серия методик, стимулирующих к проявлению активности, осознанию цели и смысла деятельности. В развитии рефлексии ребенка ключевую роль играет взрослый, который владеет рефлексивными навыками и становится образцом осознанного отношения к своим решениям и действиям.

(М. Погодаева, Т. Ушева. Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности / М. Погодаева, кандидат биологических наук, доцент; Т. Ушева, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, Иркутский государственный лингвистический университет // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 12. – С. 112 – 115. Библиография с. 115 (7 названий).

Интерактивное дидактическое пособие

Аннотация. Комплекс геометрических задач на составление фигур из счетных палочек и их изменение является для дошкольников основой интерактивного дидактического пособия, созданного в программе SMART Notebook и предназначенного для электронной доски SMART Board. Цель интерактивного дидактического пособия «Волшебные палочки и геометрические фигуры» -формирование конструктивных умений. Задания из пособия рассчитаны на укрепление знаний о треугольнике и квадрате; создание новых фигур путем объединения и расчленения; на установление детьми связи между количественными представлениями с представлениями о геометрических фигурах; умение видеть в объектах окружающей действительности геометрические фигуры.

(Иванова О. Интерактивное дидактическое пособие как одно из средств формирования у дошкольников конструктивных умений / 0. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра предметных технологий начального и дошкольного образования, факультет начального, дошкольного и специального образования, Омский государственный педагогический университет // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 12. – С. 76 – 81. Библиография с.81 (4 названия).


Пресса


Как поступить в вуз абитуриенту из Крыма?

После принятия в состав России двух новых субъектов - Республики Крым и города Севастополя - возник вопрос приведения правового регулирования в регионе к единому российскому стандарту. Проблемы обнаружились в самых разных областях, в том числе в сфере образования. Государство руководствуется принципом равенства возможностей. Предполагается, что все учатся в школе по одинаковым программам, сдают единый государственный экзамен. Но для Крыма нужен особый подход, так как там другие стартовые условия.

На территории Крыма до недавнего времени государственным языком был украинский, а русский изучался в значительно меньшем объеме. Был другой подход к преподаванию истории, обществознание в школе не изучалось. Не было ЕГЭ, да и в целом готовились к поступлению в вузы по-другому, так как ориентировались в первую очередь на украинские учебные заведения.

«Крымские дети оказываются в неравных условиях при сдаче ЕГЭ, - считает член Совета Федерации Федерального собрания РФ от Республики Крым Сергей Цеков. - У нас же другие программы совершенно. Мы только в этом году стали изучать историю России, русский язык в полном объеме, русскую литературу. У нас же не было русской литературы, была иностранная литература. У нас географии России не было».

Чтобы уравнять шансы новых российских граждан при поступлении в вузы со всеми остальными абитуриентами, для крымчан были выделены бюджетные места и организован отдельный конкурс.

Вместо ЕГЭ разрешили сдавать экзамены непосредственно в вузах, при этом был установлен сокращенный перечень экзаменов. По русскому языку если и было вступительное испытание, то в виде собеседования. Поступать можно было и на общих основаниях, но подавляющее большинство абитуриентов все-таки воспользовались предоставленными возможностями.

Закон ввел ситуацию в нормальное русло, но лишь отчасти. Все эти нормы были установлены только на текущий год. Значит, школьники, которые сейчас учатся в 11-м классе, будут вынуждены поступать в вузы по общему конкурсу. В то же время очевидно, что за один год им не удастся изучить в достаточной мере русский язык, обществознание, историю, географию. Это при том, что нужно осваивать и другие предметы общеобразовательной программы, а не только те, что понадобятся при поступлении, не говоря уже о подготовке к новому для них формату ЕГЭ.

Сергей Цеков уверен, что особые условия приема жителей Крыма в вузы просто необходимо продлить на следующий год, а лучше на несколько лет вперед.

(Как поступить в вуз абитуриенту из Крыма: Министерство образования и науки готово предоставить всем равные шансы // Независимая газета. – 2014. – 9 декабря. – С. 8).

Как заставить школьников читать книги

Вчера более 600 тыс. учеников выпускных классов российских школ писали итоговое сочинение. Сочинение отныне станет обязательный условием для допуска выпускника к ЕГЭ. Возвращение сочинения в школы- часть плана по реабилитации школьного предмета «Литература» и побуждению школьника к чтению. И все бы хорошо, но на горизонте маячит небольшой скандал. Педагогическая общественность разошлась с разработчиками министерства во взглядах на главный вопрос: как возродить интерес к чтению?

Сочинение не должно напугать учеников и их родителей - таков главный девиз нынешнего перевода школы на «литературные» рельсы. Поэтому пока школьное творчество будет оценено но простой системе - зачет или незачет.

В школе писательский талант ученика оценят по пяти параметрам: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Для зачета выпускнику достаточно получить положительный результат по трем критериям, причем по первым двум - в обязательном порядке.

Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем учтено вузами при приеме абитуриентов. Максимум баллов, которые можно получить в этом году, - не более 10. Эти баллы будут суммированы с баллами ЕГЭ, набранными во время летней кампании -2015. Вузы оценят сочинение самостоятельно и имеют право применить при этом свои критерии оценки. Но и они включают Обязательное: соответствие теме, аргументацию и привлечение литературного материала.

(Савицкая Н. Что важнее: любить или быть любимым? Чиновники ломают головы, как заставить школьников читать книги / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2014. – 4 декабря. – С. 7).

Коммунисты просятся в школу

КПРФ готовит законодательные изменения, которые откроют всем партиям доступ в школы. Общение детей с депутатами должно проходить в рамках уроков политинформации, за обязательное введение которых коммунисты выступили еще летом. А это значит, что межпартийная борьба теперь уже за голоса будущего избирателя начнется гарантированно.

Госдуме будет предложено гарантировать доступ в школы и вузы как парламентским, так и непарламентским партиям. В КПРФ убеждены, что это позволит подрастающему поколению заранее четко осознать какие политические силы ему наиболее близки.

Образовательным заведениям планируется запретить создавать препятствия стремлению партийцев искать себе смену среди их учащихся. Предполагается, что такие встречи и окажутся неким подобием уроков политинформации, обязательных в советские времена. Причем слушать их смогут только те, кому уже исполнилось 14 лет. Кстати, ранее в Госдуме уже звучали предложения именно с этого возраста и разрешать гражданам ходить на выборы.

Напомним, что парламентарии уже неоднократно требовали вернуть в учебную программу уроки политинформации. В КПРФ даже разрабатывали законопроект, который предполагал, что они будут идти два раза в не­делю и вообще попадут в список экзаменационных предметов. Однако документ сейчас отозван, потому что он не прошел проверку экспериментальной практикой. «Мы не рассчитывали, что руководство школ станет препятствовать нам во встречах с учениками», - пожаловался «НГ» глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. По его словам, идеей коммунистов уже воспользовались их политические оппоненты: «Руководство школ, которое в основном состоит из единороссов, творит всяческие препоны, кормит нас разными отговорками - мол, нет директора, чтобы он дал разрешение, слишком плотное расписание и т.д.».

Зато «Единую Россию», уверил Соловьев, в школах встречают «с фанфарами»: "Там целые праздники организовывают, с выпечкой и концертными программами». Депутат Госдумы Олег Савченко (ЕР) в беседе с «НГ» не скрывал, что его коллеги проводят регулярные беседы со школьниками на патриотические темы.

Компартии даже не удается встретиться с педагогическим составом. Провалилась и одна из попыток выступить в той школе, где директором работает коммунист: «Сначала нам пошли навстречу, но затем по линии губернатора пришла команда не пускать нас в школу».

В ЛДПР «НГ» заявили, что с подобными проблемами и не сталкиваются. Как рассказал депутат Госдумы Роман Худяков, в месяц партия проводит пять-шесть встреч с молодежью, причем не только в школах, но и в вузах. По его словам, на них обычно говорится о государственном строе, изменениях в законодательной базе, обсуждаются последние события, происходящие в жизни страны. В старших классах упор делается на патриотическое воспитание: «Мы упустили нашу молодежь, среди нее - половина уклонистов от армии, другие думают, как бы поскорей эмигрировать из страны. Мы же рассказываем школьникам, что такое любовь к родине».

(ТрифоноваЕ. Коммунисты просятся в школу: Регулярные уроки политинформации позволят партиям сформировать потенциальный электорат / Екатерина Трифонова // Независимая газета. – 2014. – 4 декабря. – С. 3).

Рейтинг эффективности вузов предлагают отменить

Депутат Госдумы Владимир Бурматов направил письмо главе Министерства образования и науки Дмитрию Ливанову с призывом сократить избыточные проверки высших учебных заведений, в результате которых в вузах были созданы целые аппараты, занимающиеся на постоянной основе не образовательным процессом, а подготовкой всевозможных документов. Начать процесс дебюрократизации вузов депутат предлагает с отказа от «дискредитировавшего и изжившего себя мониторинга эффективности вузов, который не показал реальной картины в образовании». По мнению парламентария, частые проверки, проведение оценочных и контрольных мероприятий, зачастую дублирующих друг друга, приводят к излишней бюрократизации вузов, а вследствие этого — к увеличению бюджетных трат и ухудшению качества образовательных услуг.

Ранее президент России дал ряд поручений правительству и Союзу ректоров о создании национального рейтинга вузов — первый отчет о проделанной работе намечен на 1 июня 2015 года. По мнению экспертного сообщества, лидер нации призвал к созданию нового института, лишенного недостатков прежних рейтинговых систем. Новый рейтинг должен носить общественный или общественно-государственный характер, а его организаторами должны стать те эксперты, которым доверяли бы все участники образовательного сообщества, полагает Бурматов.

(Казаков И. Рейтинг эффективности вузов предлагают отменить / Игорь Казаков // Известия. – 2014. – 19 декабря. – С.1,2).

Школьники могут получить стипендии

Депутат Госдумы Вадим Соловьев готовит проект закона о внесении изменений в ст. 36. «Стипендии и другие денежные выплаты» и гл. 7 «Общее образование» федерального закона «Об образовании в РФ». Изменения направлены на создание института интеллектуального резерва из учащихся общих средних образовательных учреждений, а также на создание системы финансовой поддержки одаренных школьников. По мнению законодателя, талантливая молодежь со школьной скамьи должна чувствовать поддержку государства, а само государство заинтересовано в том, чтобы находить уже на начальных этапах образования как можно больше перспективных детей, которые в будущем могут занять значимые должности в различных отраслях.

Ранее президент Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию говорил о необходимости поддержки талантливых детей. Среди прочего президент отметил, что государство должно предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству.

Также Владимир Путин предложил выплачивать таким детям после их поступления в вуз 5 тыс. грантов по 20 тыс. рублей ежемесячно.

Коммунист Соловьев предлагает не ждать, пока дети поступят в вуз, а выплачивать стипендии школьникам 7-11-х классов. Стипендиаты будут выбираться на основе конкурсной системы Минобрнауки. Сам механизм отбора лучших и определение уровня стипендии, которую предлагают выплачивать из федерального бюджета, Соловьев предлагает оставить за образовательным ведомством. Ориентиром для установления стипендии лучшим школьникам парламентарий предлагает взять минимальный уровень стипендии студентов 1-2-х курсов вузов, учащихся на четыре и пять, — 6307 рублей.

— Это очень актуальный во­прос. Главное богатство нашей страны — это мозги. А гении, как известно, не всегда рождаются во дворцах, часто они рождаются и в хижинах. И чтобы талантливые ребята не потерялись, чтобы они смогли продолжить развивать свой талант и стать для нашей родины действительно нужными специалистами, их надо определять и поддерживать на самых начальных этапах, — сказал Соловьев.

(Рункевич Д, Малай Е. Школьники могут получить стипендии / Дмитрий Рункевич, Елена Малай // Известия. – 2014. – 10 декабря. – С. 1,2).

Министерские попытки переосмыслить спортивную подготовку школьников пугают родителей

Руководитель департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Страдзе породил своего рода сенсацию. Сделанное им заявление о том, что освобождения от физкультуры в школе не должно быть в принципе, внесло смятение в ряды родителей и педагогов.

Особенно странно звучит это заявление на фоне сообщений, которые поступили на ленту новостей буквально пару недель назад. В Смоленской области школьник умер после урока физкультуры, от которой был освобожден до конца учебного года. Заметьте, подросток, имея освобождение, посещал уроки физкультуры... Конечно, детям бывает трудно объективно оценить свое состояние, но это не снимает ответственности с учителя, который наверняка знал о последствиях такого шага. Вину за это трагическое происшествие теперь понесет администрация школы. Несколько ранее несчастный случай произошел в Курской области с ученицей 6-го класса. У девочки остановилось сердце прямо во время занятий. В октябре умерла на уроке физкультуры ученица из Ленинградской области. В сентябре – школьник из Улан-Удэ. Так что не все так просто с освобождением от физкультуры. Не все пропускающие столь важные занятия – бездельники и лодыри.

Напомним, что сегодня ребенку, переболевшему острым заболеванием, педиатр дает справку, освобождающую от занятий физкультурой сроком до одного месяца. Но чаще всего такая справка выдается сроком на две недели. От физкультуры на год освобождает уже не один врач, а целая комиссия. Такая справка заверяется особой печатью, и подпись под ней ставят не менее трех врачей.

Но помимо медицинских справок и болезней есть в этой теме и некий «гигиенический» аспект. Принимая во внимание тот факт, что инициаторы перемен в образовании – мужчины, хочу напомнить, что в освобождении от физкультуры нуждается каждая девочка после 11–13 лет с завидной повторяемостью раз в месяц. И на самом деле эта тема очень важна для юных девушек, входящих в пубертатный период. Мало того, что они испытывают стресс от недавно возникшей новой ситуации, стесняются своего изменившегося тела и начавшихся проблем гигиенического характера, так они вынуждены еще и признаваться в этом публично. Я имею в виду освобождение от уроков физкультуры. Наоборот, сегодня надо думать о том, как пойти школьницам навстречу и снять этот стресс, особенно на первых порах. Возможно, надо проводить занятия для мальчиков и девочек отдельно. Тогда удастся учитывать нагрузки и посильность занятий и т.д.

И вдруг на фоне этих проблем следует заявление чиновника, объявляющего фактически о несерьезности девичьих переживаний. Думается, что эти заявления вызваны «революцией» в подходе к урокам физкультуры в школе. В настоящее время в Минобрнауки РФ занимаются ревизией школьных программ по физкультуре. И создан даже Экспертный методический совет, который проводит апробацию и внедрение новых авторских программ по физкультуре. Уже внедрены, по сообщению Александра Страдзе, около 20 программ с различными формами деятельности. Сайт ведомства демонстрирует, например, ролик с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и известного фигуриста Евгения Плющенко. Министр берет уроки у спортсмена. Плющенко с экрана призывает сделать уроки физкультуры насыщенными, индивидуальными и интересными. Кроме прославленного фигуриста собственные программы по физкультуре разрабатывают и другие известные спортсмены, например легкоатлетка Елена Исинбаева и тренер гимнасток Ирина Винер.

(Герасимова Е. Чиновник призывает отказаться от освобождения от физкультуры / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2014. – 16 декабря).

Вузы

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров обеспечить повышение минимального количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления в университет. При этом для разных специальностей минимальные баллы будут разными. Президент потребовал от российских вузов прекратить зачисление абитуриентов с низким уровнем знаний (и на бюджетные, и на коммерческие места), поскольку такие абитуриенты не способны в будущем стать высококачественными специалистами. По словам Путина, подобная гонка за абитуриентами, а значит, за финансированием, подчас размывает репутацию вуза и высшего образования.

(Президент потребовал от российских вузов прекратить зачисление абитуриентов с низким уровнем знаний. По информации РИА-Новости // Независимая газета. – 2014. – 02 декабря).

Позовите Макаренко

Социологи попросили россиян назвать самые важные функции школы. Итак, по данным опроса ВЦИОМ, более 70 процентов родителей ждут от школы не только обучения, но и воспитания. Недовольных тем, как школа учит, - 11 процентов, а тем, как воспитывает, гораздо больше - 18. Треть опрошенных (35 процентов) довольны качеством преподавания в школе, 28 процентов - воспитательной работой.

м47 процентов считают, что учителя должны мотивировать детей к самообучению, поощрять стремление к самостоятельной работе. 44 процента уверены, что именно школа обязана предлагать ученикам кружки и секции. К сожалению, даже в крупных городах-мегаполисах это под силу не каждой школе. Ставка педагога дополнительного образования гораздо ниже учительской. Найти кадры сложно: директора не заинтересованы в них и не хотят лишних трат. Вдобавок в школе не всегда есть свободное место, чтобы разместить кружок. Напомним, что в России почти четверть школ работает во вторую смену, не хватает оборудованных стадионов, спортивных залов, бассейнов, катков. Футбол и танцы - вот максимум, что может предложить большая часть школ. В результате только каждый третий родитель доволен тем, как организована внеклассная и кружковая работа.

44 процента родителей высказали мнение о том, что школа должна снабжать детей учебниками, инвентарем и бесплатным Интернетом. Реальная ситуация такова, что не во всех регионах школьные учебники бесплатны для детей. Иногда родителей просят докупать необходимые книги, а также скидываться на канцтовары, шторы, ремонт мебели. В итоге только 29 процентов признались, что в их школах с учебниками, пособиями и инвентарем нет проблем. Еще 42 процента оценили работу школы в этом направлении как "среднюю".

Чуть меньше половины опрошенных (41 процент) считают, что одна из главных задач школы - помощь и поддержка детей из неблагополучных семей. Но именно с этой задачей современная школа, по мнению большинства, справляется сейчас хуже всего. 21 процент родителей полагают, что в их школе работа с трудными семьями организована хорошо. 40 процентов поставили школе за это "тройку", 18 процентов - "двойку".

(Борисова И. Позовите Макаренко / Ирина Борисова // Российская газета. – 2014. – 23 декабря. – С. 13).

Сыграть в лотерею

Предлагаю ввести в нашем высшем образовании такую категорию, как «вольнослушатели" - для тех, кому не хватило совсем чуть-чуть до проходного балла. Это решит сразу несколько проблем. Больших затрат на его обучение вуз не понесет - стипендия, общежитие слушателю не положены, разве только амортизация сверхплановых мест на студенческих скамьях. Однако трудолюбивый вольнослушатель будет дышать в затылок поступившему бездарю и бездельнику. Тому нужно будет либо взяться за ум, либо освободить бюджетное место.

Павел Берлов, нотариус Благовещенского нотариального округа Амурской области:

- Сейчас технически возможно принимать оригиналы от абитуриентов для передачи в вуз в любой нотариальной конторе. Я беру его, снимаю электронную копию, заверяю своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и передаю заявителю или указанному им адресату способом, согласованным с ним (например, по электронной почте). Такой способ передачи документов чрезвычайно удобен, поскольку позволяет сэкономить время на обмене необходимыми сведениями

(Хахин В. Сыграть в лотерею / Виктор Хахин // Российская газета. – 2014. – 23 декабря. – С. 13).

Из троечника хороший авиационный инженер никогда не получится

Почему троечник не может стать авиационным инженером? Почему иностранцы хотят учиться в России? Почему, как говорят китайцы, лучше сделать на один цунь, чем наговорить на тысячу ли? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, ужесточаются требования и к подготовке инженеров, и к отбору абитуриентов. Минимальную планку проходного ЕГЭ будете повышать?

Борис Елисеев: Отмечу, что он и в этом году был не низкий. Планку держал конкурс. А он вырос на все инженерные специальности: и по аэронавигации, и по обслуживанию самолетов и авиадвигателей, и по авиационному оборудованию. Так что троечники, как правило, отсекались. Да и опыт показал: из троечника хороший инженер не получится.

По данным экспертов, авиапредприятиям не хватает примерно 32 % инженеров и техников. То есть чуть меньше, чем пилотов (их нехватка - 35 %). Контрольные цифры приема это учитывают?

Борис Елисеев: Спрос на наших выпускников очень большой. Контрольные цифры приема еще только будут утверждаться, но заявки от предприятий "крылатой" отрасли уже поступают

Естественно, нам хотелось бы, чтобы бюджетные места не урезались.

К чему привел дефицит командиров кораблей? За штурвалы российских самолетов сажают пилотов-иностранцев. От безысходности пришлось даже вносить поправки в Воздушный . кодекс. Допустить такую же ситуацию с инженерами, авиадиспетчерами? Мы просто не имеем на это право.

Мониторинг эффективности вузов, который регулярно проводит минобрнауки, учитывает такой критерий, как международная деятельность. Интересны данные последнего: у ВШЭ этот показатель - 3,62, "бауманки" - 1,86, МАИ - 4,3, а у МГТУ ГА - 9,41! Что кроется за ним?

Борис Елисеев: Это необходимое количество иностранных студентов. Нижний порог показателя - 4,02. У нас он действительно заметно выше, чем у других. В абсолютных цифрах это 445 студентов, курсантов и аспирантов из 32 стран. По сути, показатель отражает место МГТУ ГА в мировом

образовательном пространстве: российская система подготовки инженеров гражданской авиации признана во всем мире. И иностранцы хотят у нас учиться.

Они тоже проходят через вступительное "сито"?

Борис Елисеев: Обязательно. В этом году поступали 70 человек, но взяли только 40. Что их привлекает? Диплом вуза признается ИКАО, а обучение относительно недорогое. Став инженерами-бакалаврами, наши выпускники могут продолжить образование в Европе или США, легко получить свидетельство коммерческого пилота. Студенты-иностранцы мыслят очень рационально: и деньги считать, и вкладывать в себя умеют.

О чем мечтает ректор?

Борис Елисеев: Честно? О финансировании без задержек и в полном объеме. Об изменениях в федеральном законе, регламентирующих закупки оборудования и тренажеров. О том, чтобы построить современное общежитие и бассейн для студентов. И о том, чтобы в повседневной работе испытывать поменьше чиновничьего, порой некомпетентного, внимания

(Ячменникова Н. Взлетная полоса / Наталия Ячменникова // Российская газета. – 23 декабря. – С.13).

Школьникам, одетым не по форме, запретили посещать занятия

По инициативе пермской прокуратуры в пятнадцати школах Прикамья отменены незаконные нормативные акты, запрещавшие детям учиться, если они одеты "не как положено".

При проверке положений о школьной форме прокурор Суксунского района Пермского края обратил внимание, что они составлены с грубейшими нарушениями Конституции России и действующего законодательства.

- Своими решениями директора учебных заведений могли отстранить детей от занятий, если они пришли в школу в спортивной одежде, - говорит Александр Заякин, заместитель прокурора. - Это же прямое нарушение права на образование. Ребенок в сельской школе пришел на физкультуру, а его могут выставить за дверь.

Сотрудники прокуратуры нашли и другие недостатки в регламенте ученического дресс-кода. Например, родителей из малоимущих и многодетных семей заставляли покупать школьную форму за свой счет. Хотя, по закону, на эти траты им положена субсидия из бюджета.

(Бахарев К. Дресс-код для ученика: Школьникам, одетым не по форме, запретили посещать занятия / Константин Бахарев // Российская газета. – 2014. – 19 декабря. – С. 10).

Кто толстеет на детских обедах

В ряде регионов в результате прокурорских проверок были вскрыты серьезные недостатки в организации школьного питания. Но Челябинская область отличилась особо. По данным инспекции, которую провели депутаты гордумы Челябинска нового созыва, качество школьного питания в столице Южного Урала в ряде школ не выдерживает никакой критики. Как выяснилось, это, возможно, следствие привлечения к организации питания школьников сторонних организаций. Среди них действовала целая сеть фирм-однодневок, которые делали деньги на детях.

Несколько лет, пользуясь лазейками в системе госзакупок, эти фирмы выигрывали торги, после чего начинались разнообразные махинации. То, получив доступ к деньгам родителей, дельцы закупали продукты по дешевке у сомнительных поставщиков и кормили детей чем попало. То брали продукты у нормальных поставщиков, но не оплачивали их, отговаривались отсрочками. В итоге в конце года фирмы банкротились, поставщики оставались у разбитого корыта, а однодневки возрождались к следующему учебному году с новыми названиями, но прежними учредителями.

В итоге южноуральские правоохранители третий месяц разбираются в завалах бумаг, выискивая фирмы, руководители которых нагрели руки на детском питании. По данным СМИ, сейчас против них возбуждено уголовное дело по ч. 4 статьи 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"). А не так давно следственные органы Челябинска возбудили еще одно уголовное дело по статье 199 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации") по факту неуплаты налогов со стороны ООО "Школьное питание" - одной из фирм, которая участвовала в скандальной схеме мошенничества с организацией горячего питания в школах и детсадах Челябинска. По неофициальным данным, проверка следственных органов касается известных в городе бизнесменов Григория Ройзмана и Олега Бондаря.

А началось все еще 5 лет назад, когда мэрией Челябинска было создано МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" (КПиСП). Идея была проста: МАУ на бюджетные деньги закупало продукты у поставщиков и с минимальной накруткой продавало их в школы и детсады. Всем было удобно: и властям города, и школам с детсадами, и поставщикам. Но весьма скоро выяснилось, что деньги из городской казны и родительских платежей на закупку питания для детей МАУ получало, но с поставщиками рассчитывалось не всегда. В итоге в 2011 году КПиСП объявил фирмам, с которыми сотрудничал, о ликвидации. Тогда же стало известно о его многомиллионных задолженностях перед поставщиками.

Газеты писали, что прокуратура не раз обнаруживала нарушения в деятельности КПиСП. Но сразу после ликвидации МАУ при участии Ройзмана и Бондаря был открыт ряд новых фирм, которые занялись тем же. Они получили контракты на организацию питания в соцучреждениях еще на 1,8 млрд рублей, а позже опять заявили о своей несостоятельности.

Губернатор Борис Дубровский уже призывал разобраться с недобросовестными поставщиками, но проблема в том, что на их место приходят новые. По мнению депутатов гордумы Челябинска, прервать этот порочный круг сможет лишь кардинальная мера - школы должны своими силами обеспечить школьников горячим питанием. Это создаст дополнительную нагрузку для руководителей школ, однако это сегодня единственный вариант отрезать нечистых на руку бизнесменов от школьной "кормушки".

(Скворцова И. Кто толстеет на детских обедах: В Челябинской области вскрылись массовые махинации со школьным питанием / Ирина Скворцова // Российская газета. – 2014. – 18 декабря. – С.4.).

Таблица умножения

В школах прошел тест на математическую грамотность. Выяснилось, что в некоторых регионах 25 процентов старшеклассников не знают даже материал 6-го класса. Кто будет доучивать двоечников? Почему в одной из лучших школ страны слово "одаренность" под запретом? И что педагоги имеют против олимпиад? Об этом "РГ" рассказывает Борис Давидович, заслуженный учитель России, лауреат премии "Своя колея" за создание уникальной творческой методики обучения высокоодаренных детей, заместитель директора московской школы N 57.

(Ивойлова И. Таблица умножения / : Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2014. – 17 декабря. – с. 14).

Малыш и гаджет

Психологи бьют тревогу: дети осваивают планшеты, смартфоны задолго до того, как начинают ходить и внятно разговаривать. Хорошо это или плохо? Есть ли альтернатива кибериграм? Можно ли рисовать песком и светом? Корреспондент "РГ" узнал, как с пользой сыграть на интересе малышей к новым технологиям.

Мобильный понарошку

На многочисленных форумах родители жалуются: ребенок хочет взять в детсад смартфон. Что делать? Да, высокотехнологичные игрушки среди малышей идут сегодня "на ура". Кнопки, джойстики... Все пищит и мигает. У "владельца" гаджета сразу находится море друзей.

Но психологи предупреждают: не стоит идти на поводу у ребенка и давать с собой гаджет. Так вы можете оказать ему медвежью услугу, ведь, когда он станет взрослым, друзей просто с помощью смартфона уже не заведешь...

Другое дело - игрушки-"пустышки", имитирующие сотовые телефоны. Они есть не только в каждом доме, где растет дошкольник, но и в детских садах, как правило, уже обычное дело. Нажимаешь на кнопку и в ответ слышишь: "Привет, как дела?". Эмоции зашкаливают.

- Вредных экранов, за которыми детям сидеть не рекомендуется, тут нет, а развивающая составляющая налицо. По таким телефонам малыши с удовольствием "звонят" друг другу, играют в мам и пап, - рассказывает детский психолог Екатерина Батракова.

По такому же принципу работают и игрушечные ноутбуки. Сидишь, как взрослый, за "компьютером", нажимаешь на клавиатуру - гаджет называет нужную букву. Так можно выучить не только буквы, но и слова, цифры, цвета, фигуры.

Стоимость детских киберигрушек зависит от производителя и электронной "начинки". Простые обходятся в пару сотен рублей, а качественные устройства - от тысячи и более. Кстати, как утверждают эксперты, они могут быть весьма полезными в плане развития детей: развивают мелкую моторику у малышей, тренируют зрительное и слуховое восприятие.

Но вот что касается здоровья, то медики практически едины: детям до семи лет можно "общаться" с гаджетами не более получаса в день. Правда, речь идет о настоящих устройствах, а не об игрушках.

Интерактив за партой

Главная задача электронной доски - не просто показать картинку, а в игровой форме чему-то научить. "Сложи в одну корзинку овощи с грядки, а в другую - сладкие фрукты", - такая задачка стоит перед малышом. Один из плюсов: в школе это занятие уже не будет ему в новинку, ребенок быстрее включится в учебный процесс.

Но есть и минусы. Правда, касаются они уже не ребенка, а взрослых. Допустим, сенсорная доска последней модели стоит около 1,5 миллиона рублей. Любой ли детский сад сможет ее "осилить" самостоятельно? Конечно, нет.

Как магнитом дошколят притягивают и интерактивные столы. Это универсальный обучающий прибор: что может быть интересней, чем вместе собрать мозаику, сосчитать все цвета на картинке, помочь зверятам найти своих родителей? Воспитатели подчеркивают: эти задачи не такие простые, как кажутся, - дети учатся не перебивать друг друга, а действовать сообща.

Но опять же, какова цена вопроса?

- Детские сады перешли на подушевое финансирование и сами распоряжаются, куда потратить деньги: купить интерактивный стол, который стоит 400 тысяч рублей, или, например, отремонтировать лестницу. Далеко не у всех есть возможность приобрести такие дорогие обучающие игрушки. К тому же в детсаду IT-технологии все-таки имеют не такое большое значение, как в школе, - считает Светлана Тимушкова, руководитель дошкольного структурного подразделения школы N1423.

Надо сказать, что новые технологии в садиках воспитатели стараются использовать в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру. Вот пример. Перед группой дошколят - экран, на котором извергается вулкан. Вскоре картинка оживает: педагог показывает ребятам уже реальный макет вулкана и проводит простейший химический опыт - сода, уксус, немного красной краски. Увидев извержение в миниатюре, малыши должны его нарисовать.

- Новые технологии открывают много возможностей для развития, детям можно показать то, что раньше они бы не увидели вживую, - говорит воспитатель Юлия Барышникова. - Но нельзя ограничиваться только экраном. Рисование, лепку из пластилина, "живые" игры заменить сложно.

На две кочки вперед

В прошлом году в одном из столичных детских садов проводился эксперимент "Цифровой детский сад". Для нескольких групп закупили планшеты, разработали специальные развивающие игры.

"Помоги собачке перейти болото: прыгни на две кочки вперед, потом на три вправо, и на три влево", - такие простые задания предлагались ребятам. Если малыш ошибался, виртуальный друг падал в воду. А если собака успешно доплывала до другого берега, она радостно лаяла и виляла хвостом.

- Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, - не сказать ничего, - замечает методист Елена Кириллова. - Это был пусть первый, но очень успешный опыт их применения в детских садах.

Вопрос о том, заниматься дошкольнику на планшете или нет, остается открытым. С одной стороны, согласно санитарным нормам и правилам ребенок может заниматься за компьютером 7-10 минут два раза в неделю. При этом детям младше трех лет находиться за экраном вообще не рекомендуется.

С другой стороны, эти нормы уже устарели, так как разрабатывались с учетом мониторов компьютеров. У планшетов совсем другие параметры.

В стиле техно

Отдельная категория гаджетов - современные музыкальные инструменты для творчества и арт-терапии. Их используют для занятий с особенными детьми: с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна. Один из таких - музыкальный луч, саундбим. Это устройство похоже на стойку для микрофона, только на конце - ультразвуковые сенсоры, которые улавливают движения и переводят их в звуки. Ребенок как будто играет на невидимом инструменте, перебирает пальцами, руками по воздуху, а в ответ слышится мелодия. Можно настроить этот гаджет под звуки арфы, трубы, органа, скрипки.

Кстати, в кабинетах психологов многих детсадов можно часто встретить "продвинутую песочницу". Дно такого ящика с песком - прозрачное стекло, под которым установлены светодиоды. Нажимаешь на пульте кнопку - цвета меняются автоматически, кроме того, их можно настроить вручную.

- У ребенка - море положительных эмоций. Он рисует светом, песком, перебирает его пальчиками, - рассказывает психолог Екатерина Батракова. - А разноцветная подсветка создает ощущение чего-то сказочного, таинственного. Для таких занятий я приглушаю свет.

Есть подозрения, что у ребенка талант к музыке? Тогда стоит присмотреться к миниатюрным синтезаторам. С одной стороны, это просто игрушки с упрощенным управлением, а с другой - первые гаджеты, которые помогут развить у ребенка слух и любовь к музыке. Разноцветные клавиши, множество "звучащих" кнопочек - играть с ним гораздо интереснее, чем включать стиральную машинку или СВЧ.

Полезные изобретения для родителей

Электронная колыбельная - ночник. Сама определит, когда малыш проснулся, проиграет спокойную музыку под мягкий свет.

"Умные" часы для мамы и ребенка. Браслеты-часы, надетые на руку родителя и ребенка, с помощью 3G и GPS укажут маме или папе, в какую сторону убежало их дитя.

Термометр-липучка. Он больше похож на игрушку, чем на медицинский инструмент, крепится ко лбу ребенка.

(Колесникова К. Малыш и гаджет: Дошколят захватил мир смартфонов: стоит ли говорить им "нет"? / Ксения Колесникова // Российская газета. – 2014. – 9 декабря. – с. 13).

Любить иль быть любимым?

Это одна из пяти тем сочинений, вернувшихся в школьный класс России

700 тысяч российских школьников впервые написали выпускные сочинения, от которых во многом зависит их дальнейшая судьба. Какие темы выбрали выпускники? Почему на экзамене не разрешили пользоваться текстами? Можно ли переписать сочинение? Об этом говорят эксперты "Российской газеты", в том числе председатель Совета по проведению итогового сочинения Наталия Солженицына и первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.

Зачет по сочинению - это допуск к ЕГЭ и вузу. Незачет - оставайся на второй год в школе или получай свидетельство об окончании 9-го класса вместо аттестата. По словам Натальи Третьяк, сочинение решили писать около 6 тысяч выпускников прошлых лет.

- Сочинение - это некий экзамен на зрелость, и оно очень отличается от того, что писали школьники в прежние годы. Достаточно посмотреть на темы. Обращаю внимание, что сочинение - допуск ко всем ЕГЭ, а не только к единому госэкзамену по литературе, - уточнила она.

Ученикам предложили пять тем на выбор. Утечек не было. "Образов Катерин", как и обещали, тоже. В Москве, например, выпускникам предложили обещанного Лермонтова, тему войны, а также - "Природа и внутренний мир человека", "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?" и "Что важнее: любить или быть любимым?". По первым отзывам учителей, самыми популярными оказались темы войны и любви.

- Наше общество сейчас раскололось по многим вопросам. Сочинение - один из тех, по которым нет разногласий. В Интернете бурно обсуждается возвращение сочинения в школу, но никто не говорит, что этого не надо делать, - рассказала Наталия Солженицына.

На сочинении можно было пользоваться орфографическим словарем.

"Думаю, так будет и дальше. Были споры - давать или нет тексты на сочинении? Я была сторонником того, что этого делать не надо", - высказала свое мнение Наталия Солженицына и объяснила, почему. В школьной библиотеке может не оказаться того произведения, которое выберут школьники.

Она привела пример: на апробации итогового сочинения (не путать с пробным), которое проходило в Тверской, Калужской областях и в Москве, одна из выпускниц опиралась на пьесу испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона. Ни у какой, даже у самой обеспеченной школы, нет возможности хранить в библиотеке современную прозу, которой сейчас зачитываются подростки.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила, что на проверку сочинений дано семь дней, а в регионы направлены рекомендации для оценки работ. Потом сочинения еще раз проверят в вузах.

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал, что его вуз будет давать за индивидуальные достижения, а к ним относится и сочинение, до 15 баллов к ЕГЭ:

- Три балла - за спортивные успехи, 2 - за аттестат с отличием, а 5 -за участие в конкурсах и олимпиадах, еще 5 можно получить за сочинение.

Ректор пояснил, что оно будет учитываться не на всех факультетах, а только для лингвистических, филологических специальностей.

Что касается возможных новшеств в проведении сочинения, то они наверняка будут. Наталия Солженицына не исключила, что в перечень тем могут войти и исторические, и социальные темы. А Наталья Третьяк предположила, что возможны изменения и в самой процедуре проведения.

- Но все новшества будут известны до начала учебного года, до 1 сентября, - пообещала она.

Темы, которые предлагались на сочинении в Москве:

"Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?"

"Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" (Ю.В. Друнина)

"Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс", "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"

(Ивойлова И. Что важнее: любить или быть любимым?".:Это одна из пяти тем сочинений, вернувшихся в школьный класс России / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2014. – 4 декабря. – С. 1).

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.