В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

«ПРАКТИЧЕСКИИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

«ПРАКТИЧЕСКИИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Мария Терова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 64 комментариев: 1
Краткое описание
В статье представлены практические рекомендации по развитию психических процессов у обучающихся с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Статья_Ксенофонтова О.А._Терова М.М..docx Скачать

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРАКТИЧЕСКИИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»



ПОДГОТОВИЛИ:

УЧИТЕЛЬ- ДЕФЕКТОЛОГ, КСЕНОФОНТОВА О.А.,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ТЕРОВА М. М.



Мы работаем в МАОУ «Центр образования №44» г. Череповец с обучающимися начальных классов. Дети имеют нарушение слуха и интеллектуальные нарушения, недостаточное развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи. Исходя из имеющихся нарушений, при работе с данной категорией детей необходимо создавать специальные педагогические условия коррекции нарушенного развития.

Так как у детей нарушен слух, то на всех уроках, коррекционных занятиях мы используем таблички с названиями предметов для глобального чтения.

Для коррекции интеллектуальных нарушений мы используем следующие правила:

  1. Необходимо постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.

  2. Многократно повторять материал на занятиях, уроках.

  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

  4. При проведении любого вида занятий, уроков учитель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.

  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.

  6. Предлагать ребенку облегченные задания, не сообщая об этом обучающемуся.

  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.

  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

  9. Поскольку дети с интеллектуальными нарушениями имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия, урока.

  10. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.

  11. Поскольку у данной категории детей отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.

  12. Речь самого учителя должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи учителя детьми.

  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.

  16. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.

  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Для коррекции зрительного и слухового внимания с данной категорией детей на всех уроках и занятиях с учителем- дефектологом необходимо выполнять следующие задачи:

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.



Для коррекции памяти необходимо выполнять задачи:

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту при работе со слабослышащими детьми).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.   

 

Для коррекции мышления необходимо решать следующие задачи:

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Для реализации поставленных задач на уроках, занятиях учителя - дефектолога мы используем коррекционные пособия и дидактические игры для развития психических процессов детей:

«Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Геометрическое лото», «Математическое лото», «4-й лишний», дидактические игры «Профессии», «Наша родина Россия», пособия «Развиваем внимание», «Тренируем память», «Развиваем мышление», «Развиваем связную речь», разрезные картинки, пазлы, тематические кубики, пирамидки, задания на шнуровку, штриховку предметов, раскраски по различным лексическим темам, задания: «Найди отличия между предметами», «Найди пару», «Доски Сегена», «Доски- вкладыши», «Дорисуй 2-ю половинку», «Дорисуй недостающие детали», предметные картинки по различным темам, алгоритмы для составления рассказов, сюжетные картины, серии сюжетных картин, различные схемы, лабиринты, наборы цифр, плоских и объемных геометр. фигур, предметы различной величины, цвета, иметь простые стихи, рассказы, др.







ЛИТЕРАТУРА

Башаева Т.В. «Развитие восприятия»- Ярославль: Академия развития, 2001г.

Симонова Л.Ф. «Память»- Ярославль: Академия развития, 2001г.

Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности»- Ярославль: Академия развития, 2000г.



Обсуждение материала
Сергей Колодин
24.03.2024 12:02
Уникальность текста предложенного материала не превышает 41%. К сожалению, ранее в интернете уже были опубликованы аналогичные разработки.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос