Проектно-исследовательская деятельность в развитии коммуникативных навыков в обучении английскому языку, в рамках педагогической поддержки личностного развития дошкольников в условиях введения ФГОС.
Гусева Виктория Евгеньевна
Педагог-психолог,
МБДОУ «Детский сад№2»,
с. Ловозеро, Мурманская обл.
Проектно-исследовательская деятельность в развитии коммуникативных навыков в обучении английскому языку, в рамках педагогической поддержки личностного развития дошкольников в условиях введения ФГОС.
В настоящее время в качестве цели дошкольного образования по ФГОС ДОО определено разносторонне развитие личности воспитанников. Целевые ориентиры, представляющие собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка, предполагают применение инициативы в разных видах деятельности, способность к принятию собственных решений, формирование уверенности в своих силах. В рамках гуманистической педагогии в настоящее время разрабатываются теория и практика педагогической поддержки детей, которая и призвана обеспечить реализацию процессов развития – саморазвития, обучения - самообучения, воспитания-самовоспитания. Для реализации саморазвития и самоактуализации личности ребенка необходимы не только особые методы и формы работы по поддержке развития ребенка, сколько иные по структуре и стилю отношения между педагогом и ребенком. Очевидным представляется тот факт, что реализация подобных отношений возможна лишь в гуманистической парадигме образования.
МБДОУ «Детский сад №2» является муниципальной пилотной площадкой по реализации ФГОС ДО в системе дошкольного образования в Ловозерском районе. Творческой группой учреждения разработан раздел вариативной части образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 2» «Ребенок изучает английский язык».
Изучение английского языка в дошкольном возрасте помогает ребенку научиться не испытывать языкового барьера, который неизменно возникает при общении с носителями языка. А игровая форма является наиболее доступным способом усвоения иностранного языка.
Эта тема очень актуальна на современном этапе, так как изменились ведущие методические подходы к раннему изучению английского языка, ведутся поиски формирования механизма и этапности в его изучении, определяется его место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Признание права ребенка на свободу выбора и самовыражения является активным стимулом в способности представления результатов в любом виде деятельности (в том, числе в виде музыкального спектакля).
Это и способствовало проведению работы по изучению коммуникативных навыков в обучении воспитанников английскому языку и предоставления свободы выбора детям старшего дошкольного возраста.
Исследования в этой области отечественных авторов: Газман О.С. «Неклассическое воспитание», и зарубежных авторов: К. Роджерс (одного из создателей и лидеров гуманистической психологии наряду с Абрахамом Маслоу), Мещерякова В. «I love English», И.А.Рыжкова «Мой первый учебник по английскому языку», Биболетова М.З. (<<Английский язык для маленьких»), Бонк Н.А. (<<Английский для самых маленьких», «Английский для малышей»), Черепова Н.Ю ( «Английский язык для дошкольников»), Футерман З.Я. ( «Иностранный язык в детском саду») позволили использовать принципы вышеуказанных авторов в процессе обучения воспитанников старшего дошкольного возраста английскому языку:
1.Оказание педагогической поддержки (О.С. Газман);
2.Оказание помощи ребенку в познании самого себя;
3. Важность обучения иностранному языку детей в дошкольных учреждениях;
4.Использование игрового метода; 5.Необходимость дозировки иноязычного материала;
6.Важность использования при обучении разнообразных методов и приемов.
Для организации нашей деятельности выбран долгосрочный /1год/ исследовательско-творческий проект для детей 5 - 6 лет, так как в нем есть большие преимущества, а именно:
- метод относится к развивающим, так как дети получают знания и навыки в процессе выполнения системы заранее спланированных конкретных заданий для достижения поставленной практической цели;
- резервы развивающего обучения раскрываются наиболее полно, если этому способствует благоприятный психологический климат на занятии и адекватное поведение педагога как речевого партнера и старшего помощника;
- учитываются желания детей (дети могут принять проект, предложенный нами, а могут предложить свой);
- происходит развитие ближайшей мотивации (ребенок понимает, зачем он учит слова и речевые обороты);
-ребенок имеет наличие завершенного практического результата.
Теоретическая значимость проектно-исследовательской деятельности заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что изучение нового материала посредством собственной инициативы детей имеет важное значение для развития коммуникативных навыков детей в изучении английского языка.
Практическая значимость - методическая разработка может быть полезна для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста педагогами английского языка. В ней содержатся практические рекомендации по организации мюзикла на английском языке, способствующие повышению мотивации при изучении иностранного языка.
В результате проведенной работы у воспитанников:
-заметно возрос интерес к изучению английского языка;
- полученные знания используются в сюжетно-ролевых играх.
Данный мюзикл на английском языке был представлен:
- на родительском собрании для родителей и педагогов учреждения,
-на районном семинаре-практикуме «Пути становления профессиональной компетентности и педагогического мастерства молодых педагогов в свете требований Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
- на областном информационно-методическом мероприятии «Проектно-исследовательская деятельность в дошкольном образовании» в г. Мурманска.
Разработка проекта:
Проект: «Мюзикл на английском языке».
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта:
долгосрочный (сентябрь 2012 г. - март 2013 г.), групповой.
Участники проекта:
воспитанники, творческая часть группа (педагог-психолог, владеющий английским языком, старший воспитатель, музыкальный работник, воспитатели старшей группы), родители.
Проблема:
1) детям дошкольного возраста сложно усвоить материал на английском языке, представленный в традиционной форме;
2) признание права ребенка на свободу выбора при изучении нового материала.
Гипотеза – если в учебный процесс включить игровую, музыкально-театрализованную деятельность на основе собственной инициативы детей, то содержание обучения детей английскому языку, будет более эффективным.
Основная идея исследования:
-формирование у детей дошкольного возраста уверенности в своих силах, развитие коммуникативных навыков в английском языке, интерес к англоговорящим странам на основе проектного метода обучения.
В проекте использовались следующие технологии:
1. Здоровьесберегающая технология, а именно психолого-педагогическая технология, связанная с непосредственной работой педагога с детьми, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
2. Технология развивающего обучения (мотивация на конкретное действие, на познание, на новое).
3. Проектная технология.
4. ИКТ технология.
5. Игровая технология.
6. Технология интегрированного занятия.
Цель проекта:
- формирование способности детей к принятию собственных решений;
-закрепление коммуникативных навыков.
Задачи:
-формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
- воспитание у детей интереса и уважения к языку, и культуре английского народа;
-знакомство с новыми лексическими темами в форме игры и песен;
-активное использование свой словарный запас в диалогах, песнях и сценках;
- формирование умения отвечать на поставленные вопросы и проигрывать это умение в игровых постановках;
- активизация речи и обогащение словаря детей;
- пробуждение в душе каждого ребенка любознательности.
Этапы работы.
Первый этап - Целеполагание.
Совместно с детьми была выбрана интересная и посильная задача на определенный отрезок времени.
Второй этап - разработка проекта, т. е. составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, какие предметы использовать).
Третий этап - выполнение проекта, т. е. практическая деятельность.
Заключительный этап-подведение итогов.
Перед началом работы детям была предложена игровая мотивация в форме прочтения сказки:
С Лондона приехала принцесса-Несмеяна (она говорит только на английском языке). Принцесса постоянно плачет. И никто в Росси не может развеселить ее.
Ребята, вы уже умеете играть и говорить по-английски. Вы выучили много английских песен. Это здорово! Как мы можем развеселить нашу принцессу?
Ответы детей:
- Спеть песенку!
- Рассказать сказку!
- Показать смешную рожицу! и т.д.
А давайте попробуем поставить настоящий музыкальный спектакль на английском языке и развеселить нашу иностранную принцессу!
Затем был проведен цикл занятий:
1. Знакомство со сценарием мюзикла:
- Прослушивание аудиосказки;
- Распределение ролей.
2. Постановка игровых ситуаций, связанных с использованием новых лексических единиц встречаемых в мюзикле:
- раскрашивание одежды членов семьи;
- вырезание предметов гардероба;
- игры (чья одежда, как ты это делаешь, где живет мышь, день-ночь, часы, дотронься до…, лево - право, картинки).
3. Разучивание песен:
- разучивание групповых песен;
-разучивание песен отдельно с каждым ребенком.
4. Разучивание слов:
- разучивание диалогов;
-разучивание слов отдельно с каждым ребенком.
Формы и методы работы в реализации проекта.
На каждом этапе проекта дети выполняли определенную деятельность:
На этапе выявление проблемы дети были введены в игровую ситуацию, сформулирована проблема /цель/, определены задачи.
Дети осознавали и личностно воспринимали проблему, принимали задачу проекта.
На этапе организации работы над проектом - спланирована совместная деятельность, дети объединялись в рабочие группы, проводилась работа с каждым ребенком индивидуально.
На этапе практической деятельности по решению проблемы и постановки мюзикла - была организована работа над проектом: готовился необходимый наглядный материал совместно с воспитателями (костюмы героев, предметы одежды и быта, рисунок часов на ватмане, трафареты для детей, подготовка декораций);
совместно с музыкальным руководителем разучивали с детьми песни «Where is father», «How do you…», «Goodnight».
Дети увлеченно раскрашивали предложенный наглядный материал (одежду членов семьи), приклеивали наглядный материал, с интересом разучивали новые песни, с азартом участвовали в новых играх, с удовольствием выбирали костюмы, договаривались о защите проекта, представляли результаты деятельности.
Итогом проекта стало проведение музыкальной театрализации на английском языке – мюзикл“Polly and the broken vase” («Полли и сломанная ваза»).
Заключительная часть.
Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Использование проектного метода в изучении английского языка является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной и средней школы.
Работа над проектом помогла развить воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности детей.
Дети получали знания и навыки в процессе выполнения системы совместно спланированных конкретных заданий для достижения поставленной практической цели. Этому способствовал благоприятный психологический климат на занятии.
Занятия проходили с большим подъемом и оказывали на детей сильное эмоциональное воздействие:
- дети с удовольствием принимали собственное решение и проявляли инициативу в разных видах деятельности;
-дети легко решали поставленные задачи,
-научились логически мыслить,
-связно рассуждать,
-сравнивать,
-обобщать.
Качественный уровень развития коммуникативных навыков воспитанников составил:
до проведения исследования |
после проведенного исследования |
высокий уровень- 33% |
высокий уровень-74% |
средний уровень - 67% |
средний уровень-26% |
Библиографический список:
1.Биболетова М.З. «Английский язык для маленьких », М. 1994 г.
2. Бонк Н.А. «Английский для малышей », М. 1996 г.
3. Бонк Н.А. «Английский для самых маленьких », М. 2006 г.
4. Верещагина И.Н. «Книга для учителя », М "Просвещение" 1995 г.5. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.- М.: 2002. 6. Закон РФ «Об образовании»
7. Крылова Н.В. «А как это по-английски? », М. 2005 г..
8. Мещерякова В. «IloveEnglish». Казань 2009 г.9. Павленко Е. А. «Условия организации педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся начальной школы». Тобольск, 2002 10.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (О.В. Акулова, Т. И. Бабаева и др.)
11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования13. Футерман Е.Я. «Иностранный язык в детском саду », Киев 1984 г.
14. Черепова Н.Ю. «Английский язык для дошкольников », ГИППВ 2002 г.
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей