Пособие по развитию речи SpeakBox. Методические рекомендации
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-фестиваль педагогического мастерства «Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»)
просмотров: 1939
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»
Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054
Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru
ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001
Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства
«Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»
Номинация
Научно – практическая конференция для педагогов: инновации в образовании.
Тема работы
Пособие по развитию речи SpeakBox
Методические рекомендации
Автор: Павлова Екатерина Владимировна
должность учитель
преподаваемый предмет устная речь, письмо,
грамота, чтение, живой мир,
естествознание, логопедия
телефон 8-916-983-34-49
адрес электронной почты evpavlova13@gmail.ru
город Москва
2018 г.
Предлагаем Вашему вниманию пособие по развитию речи «SpeakBox».
Что такое SpeakBox?
Пособие SpeakBox, включает задания по развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев; формированию слухового внимания, фонематического слуха и темпо-ритмической стороны речи. Кроме того в ходе совместного выполнения различных заданий будет происходить развитие слоговой структуры слова, временно-пространственных представлений и обогащение словарного запаса ребенка.
Регулярные занятия в игровой форме со SpeakBox помогут стимулировать развитие речи ребенка, подготовить органы артикуляции к правильному звукопроизношению.
На какой возраст рассчитано пособие?
Данное пособие SpeakBox подходит как для малышей раннего возраста, так и для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятия по SpeakBox разделены по уровню сложности в зависимости от возраста вашего ребенка. Не все предложенные задания он сможет выполнить сразу, а только после ряда тренировок.
Основное условие успешности проводимой работы – в ее регулярности, чтобы полученные у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Однако помните, что каждый ребенок индивидуален, и предлагайте ему упражнения, которые он хочет и может выполнить в данный момент. Поэтому заниматься с нашим пособием нудно до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.
Разделы пособия SpeakBox:
-
материал для проведения оригинальной и «вкусной» артикуляционной гимнастики;
-
приспособления для выполнения дыхательных упражнений;
-
игровые пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Основные правила:
-
Не разрешайте ребенку играть одному с коробкой. Упражнения проводятся в присутствии взрослого.
-
Никогда не заставляйте ребенка выполнять данные упражнения. Ваши занятия - это игра! Только доброжелательная обстановка и положительный эмоциональный настрой позволят достигнуть желаемого результата.
-
Занятия с коробкой SpeakBox проводятся ежедневно. Продолжительность проведения упражнений зависит от возраста и степени утомляемости ребенка.
-
Подбадривайте малыша, даже если у него что-то не получается, и обязательно отмечайте его успехи.
-
При проведении «вкусной» артикуляционной гимнастики необходимо учитывать индивидуальную непереносимость тех или иных пищевых продуктов, которые могут вызвать у ребенка аллергию.
-
Используйте любые противоаллергенные сладости и вкусности, которые есть дома, главное, чтобы у ребенка не было аллергии.
Привлекайте к выполнению упражнений сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы малыш был активно заинтересован происходящим, и он с увлечением будет повторять за Вами.
Желаем удачи!
Начнем
Попросите ребенка самостоятельно открыть «волшебную» коробку.
Задания для малышей от 1 года до 3 лет
-
Упражнения на укрепление мышц губ:
Вам понадобятся макароны (1), мармелад (2), соломка (3), хлебная палочка (4), сушка (5), палочка корицы (7), спагетти (8).
-
Интересно, что в коробке? – «Ааааа» (открываем рот как можно шире), «Мммм» (смыкаем губы). Сколько всего интересного! – «Ах!», «Ох!».
-
Улыбаемся (произносим долго звук «И») и радуемся такой замечательной коробочке.
-
Вытягиваем губки трубочкой и целуем маму, как будто произносим долго звук «У».
-
Удерживаем губами (не зубами!) макаронину/ мармеладку-червячка/соломку/хлебную палочку/сушку в центре/в уголках губ.
-
Пытаемся удержать палочку корицы/соломку/хлебную палочку/спагетти под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
-
«Поросенок обнюхивает воздух»: вытягиваем губы и двигаем ими в разные стороны, потом по кругу.
-
«Накажем непослушные губки» Покусываем губы (нижнюю и верхнюю) зубами, делаем почесывающие движения губ.
-
Упражнения на укрепление мышц языка:
Вам понадобятся мармеладка (2), хлебная палочка (4), сушка (5), конфета на палочке (9), белые контейнеры для сыпучих веществ.
-
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
-
«Прячем» язык под верхнюю/нижнюю губу.
-
Облизываем язычком губы круговыми движениями (следим, чтобы голова при этом не крутилась).
-
«Пошлепай губками»: стучим по язычку мармеладкой/конфеткой на палочке, чтобы ушло напряжение и язык стал широким.
-
Широким языком, как лопатой, облизываем конфету на палочке/сушку/верхнюю губу и прячем язык вглубь рта.
-
Тянемся до хлебной палочки/конфетки на палочке/мармеладки узким язычком, передвигая ее вверх/вниз/вперед/влево/вправо.
-
Открываем рот и показываем язычок, дотрагиваемся до мармеладки/конфеты/ хлебной палочки/сушки затем снова его прячем.
На заметку: на занятиях также можно использовать ягоды, кусочки сухих и свежих фруктов, цукаты, готовые завтраки, курагу на шпажке, посыпку, варенье, джем, мармелад и другое.
-
Упражнения на развитие воздушной струи:
Вам понадобятся палочка корицы (7), свечи (13), кофейные зерна (14), перья (16), вата (20), коктейльные трубочки (17), диск-вертушка (19).
На заметку: воздух вдыхается коротко через нос, при этом плечи не поднимаются, а выдыхается воздух медленно через рот, не надувая щек.
-
Нюхаем свечи, вдыхаем аромат кофейных зерен, палочки корицы, восхищаемся и на выдохе говорим: «Ах!», «Ох!», «Ух!»; угадываем запахи, называем цвет.
-
Дуем на цветные перья/вату, выложенные на столе/ладони, как холодный зимний ветер; отгадываем, до какой части лица/тела дотронулось перышко.
-
Зажигаем, а потом задуваем свечу, дуем длительно/коротко.
-
«Дровосек»: складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух».
-
«Волшебник»: взмахиваем руками с палочкой корицы или коктейльной трубочкой и задерживаем их наверху, потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
-
Изготавливаем дерево (с одной стороны коктейльной трубочки прикрепляем с помощью скотча зеленую травку), дуем на листочки.
-
«Вертушка»: дуем на колечко с вертящимся диском.
-
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
Вам понадобятся спагетти (8), кофейные зерна (14), фасоль (15), зеленая травка, массажный шарик Су-Джок, массажный резиновый мячик (11), волчок (21), стаканчик с шариком (22).
-
Насыпаем кофейные зерна/фасоль на ладошку, затем кладем на пальчики и называем их (указательный, безымянный и др.).
-
Высыпаем на дно коробки кофейные зерна/фасоль, сверху кладем зеленую травку – пытаемся достать «жучков» пальчиками одной, потом другой руки, двумя руками одновременно.
-
Выкладываем кофейные зерна/фасоль узорами (цветок, дом, ступеньки); делаем дорожки из спагетти и возим вдоль них машины-фасолины, создавая вибрацию губ.
-
«Кнопки»: шагаем пальчиками по кофейным зернам/фасоли и произносим гласные звуки (А, О, У, И, Ы); на каждый шаг выполняем представленные выше упражнения губками или языком.
-
Ломаем спагетти и проговариваем: «Я буду ломать, я ломаю, я сломал, уже сломаны». Выкладываем геометрические фигуры из спагетти, считаем, сравниваем по размеру, длине.
-
Делаем массаж ладошек резиновым мячиком или шариком Су-Джок,с помощью пружинки, находящейся внутри шарика, и надеваем на каждый пальчик, массируя его. Называем размер, цвет, материал каждого их них.
-
Учимся крутить волчок, наблюдаем за ним. Дополнительно выполняем круговые движения язычком во рту или по губам.
-
Упражнения и игры для развития фонематического слуха
Вам понадобятся коктейльные трубочки (17), белые контейнеры.
-
«Волшебная палочка». Дайте ребенку в руки коктейльную палочку и попросите постучать по разнофактурным предметам (картонной коробке, белому контейнеру, столу). Запомните каждый услышанный звук. После этого малыш закрывает глаза и угадывает эти звуки, воспроизводимые взрослым.
Задания для детей от 3 лет
(занятие начинается с упражнений первой сложности
для детей от1 года до 3 лет)
на заметку:
-
Очень хорошо, если ребенок будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц артикуляционного аппарата и лучше понимать, что от него требуется.
-
Во время игры проговаривайте названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки).
-
Упражнения на укрепление мышц губ:
Вам понадобятся хлебная палочка (4), крекер рыбки (6), тарелка.
-
Представляем, что вокруг стало жарко - открываем рот как можно шире, смыкаем губы – стало холодно.
-
Просим собрать губами с тарелки бусинки (крупные крошки хлебной палочки/ крекера рыбки).
-
Втягиваем мармеладку-червячка, вытянув губы в трубочку.
-
Упражнения на укрепление мышц языка:
Вам понадобятся макароны (1), соломка (3), хлебная палочка (4), сушка (5), крекер рыбки (6), вермишель (10), сухой завтрак (12).
-
«Накажи непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух.
-
Удерживаем сушку на высунутом языке.
-
Удерживаем на кончике языка вермишель/рыбку/сухой завтрак.
-
-
«Рыбалка»: предлагаем поймать рыбку: язык – это удочка, а крошки крекера рыбки/хлебной палочки – это рыбки. Широко открываем рот и узким языком дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка. Рыбку можно съесть.
-
«Качели»: качаем на язычке вермишель/сухой завтрак вверх/вниз.
-
«Часики»: качаем на язычке вермишель/сухой завтрак влево-вправо: «тик-так».
-
Открываем рот, высовываем язык и удерживаем в равновесии на языке соломку/макаронину.
-
Делаем язычок «чашечкой» и удерживаем в лунке сухой завтрак.
-
Упражнение на укрепление жевательных мышц:
-
«Правильно жуем»: кладем в рот мармеладку и жуем с закрытым ртом.
-
Упражнения на развитие воздушной струи:
Вам понадобятся коктейльные трубочки (17), аэробол (18), диск-вертушка (19), футбольное поле, стакан.
На заметку: см.выше.
-
«Буря»: улыбаемся, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. дуем и создаем бурю.
-
«Аэробол»: кладем шарик в отверстие аэробола и плавно дуем в один конец трубочки так, чтобы шарик парил в воздух.
-
«Футбол»: возьмите футбольное поле, коктейльные трубочки и шарик от Аэробола. Дуем на шарик через трубочку/только губами, стараясь загнать его в ворота.
-
«Вертушка»: улыбаемся, просовываем язычок между зубками и дуем, диск крутится и шумит (на язычке появляется желобок для звука С).
-
Упражнения на развитие мелкой моторики:
Вам понадобятся спагетти (8), кофейные зерна (14), фасоль (15), зеленая травка, массажный шарик Су-Джок, массажный резиновый/деревянный мячик стаканчик.
-
Стараемся удержать на каждом пальчике кофейное зернышко или фасолинку. Просим определить с закрытыми глазами на какой пальчик положили /сыпем кофейные зерна/фасоль.
-
Длинные спагетти удерживаем между ладонями, пытаемся прокрутить, удержать между двумя указательными/средними пальцами и тп.
-
«Фокус»: Пробуем поймать шарик стаканчиком.
-
Упражнения и игры для развития фонематического слуха
Вам понадобятся: вермишель (10), сухой завтрак (12), кофейные зерна (14), фасоль (15), перья (16), коктейльные трубочки (17), массажный шарик, белые контейнеры.
-
«Угадай, что звучит». Положите в каждый белый контейнер разные наполнители: немного зерен кофе, вермишель, массажный шарик. Пусть ребенок посмотрит на предметы и послушает, как они шумят. Поставьте ширму (крышку коробки) между вами и погремите одним из контейнером. Уберите ширму. Попросите угадать/показать, что звучало. Поиграйте так с каждым наполнителем.
-
«Повторяй за мной»: переверните белые контейнеры дном вверх и отстукивайте коктейльной трубочкой какой-то элементарный ритм, ребенок должен повторить за вами. Когда ребенок освоит игру, предложите ему поменяться с вами ролями.
-
«Наполни контейер». Объясните ребенку, что ему нужно бросать фасолину/кофейное зернышко в белый контейнер, как только он услышит правильно произнесенное слово. Например: сумка-фумка-шумка; собака-кобака-лобака-табака; паман-банан-ваман-банам.
Играйте с удовольствием!
С любовью и заботой о Вашем ребенке
!
SpeakBox
Подборка стихов для веселых занятий
Стихи для упражнений на укрепление мышц губ:
«Улыбочка-хоботок»
Улыбайся
народ,
Потом губы – вперёд!
И так
делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало
есть!
Наш
Дениска – озорник
Тянет губки к
ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я
теперь — лягушка! (А.
С. Анищенкова)
«Слоненок»
Посмотрите
на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
-
А я так умею тоже! –
Маме говорит
Сережа.
Губы трубочкой свернул
И
вперед как потянул!
- Посмотрите, как
хорош! –
Я на слоника похож!
(Ирина
Асеева)
«Губки»
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.
Если
губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если
губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
(Ирина
Асеева)
Стихи для упражнений на укрепление мышц языка:
«Часики»
Маятник
туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
Как
часы, заладим в такт:
- Тик-так!
Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так!
Тик-так!
«Качели»
А
сейчас качели вверх
Тянем, тянем до
небес.
Вниз теперь их полёт
И никто
не отстаёт. (А.
С. Анищенкова)
«Прятки»
Мышка
выглянет из норки –
Очень хочет сыра
корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом
кошка – страшно взять! (Ирина
Асеева)
«Вкусное варенье»
У
меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка
сварила вкусное варенье.
Я раз сто,
наверное, губки оближу,
А потом
“спасибо” бабушке скажу.
Любит
мишка сладкий мед
Слижет язычком - и
в рот.
«Чашечка»
Язычок
наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно
чай туда налить.
И с конфетами попить.
(А.
С. Анищенкова)
«Иголочки»
Как в лесу у елочки,
Острые иголочки.
Досчитаем до шести,
Язычок свой покажи.
Стихи для упражнений на развитие воздушной струи:
«Футбол»
Мы
в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота
загоняем.
Дуй на шарик сильней,
Гол
забей поскорей!
Стихи для игры с массажером «Су – Джок», резиновым/деревянным мячиком
«Мячик»
Я
мячом круги катаю,
Взад-вперед его
гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом
сожму немножко.
Каждым пальцем мяч
прижму
И другой рукой начну.
А теперь
последний трюк-
Мяч летает между рук.
(О.И.Крупенчук)
«Ласковый ёж»
Гладь
мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что
ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с
тобой поладить. (Ермакова
И. А.)
«Месим тесто»
Месим,
месим тесто – сжимаем массажный
мячик в одной руке.
Есть в печке место
– перекладываем и сжимаем мяч другой
рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем
мяч двумя руками несколько раз.
Испеку
два пряничка – катаем мяч между
ладонями.
(Ермакова И. А.)
Прокатывать металлическими кольцами каждый пальчик:
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
НА КАРТОЧКе
Игровые упражнения – в сказке.
Расскажите и наглядно покажите ребенку сказку, например такую:
«Наступило утро, язычок проснулся в своем домике (это ротик) и открыл окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх: «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш … (имя ребенка)? Тут наш … (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»