Энергосбережение
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-фестиваль педагогического мастерства «Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»)
просмотров: 1231
Задачи:
1. Актуализировать знания по теме «Экология»
2. Познакомить с природными ресурсами, необходимыми для домашнего быта;
3. Изучить потребление электроэнергии
4. Определить свое отношение к энергосбережению и потреблению природных ресурсов, с помощью опросника.
5. Разработать памятку «Энергосбережение в домашнем хозяйстве».
Пояснительная записка:
Узнав о конкурсе, я как учитель химии и биологии, занимающаяся внеурочной деятельностью по экологии, решила выступить инициатором воспитательного события, на протяжении 5 лет занимаюсь написанием научно – исследовательских работ по экологии с детьми, решила осветить тему «Энергосбережение в домашнем быте». С ученицей 11 класса Бояровой Марией на протяжении прошлого года занимались проектом «Экологически грамотное ведение домашнего хозяйства».
Для этого был подготовлен подробный конспект воспитательного события, в разработку подключила ученицу 11 класса, было решено в ход занятия включить элементы исследовательской работы.
В настоящее время, данная тема актуальна, не только для взрослого населения, но и со школьных лет дети должны знать и понимать необходимость энергосбережения, так как это значимо для окружающей среды в целом, и в домашнем бюджете в частности.
На уроке обучающиеся раскрыли цели и задачи предстоящей деятельности, в ходе занятия достигли планируемых результатов. Атмосфера на уроке была доброжелательная, эмоционально активная. Дети активно работали на уроке как фронтально, так и в группах.
Ход занятия выстроен логично, содержательно, сопровождалось презентацией, а также электронным тестом
После воспитательного занятия учащиеся продолжило формироваться:
-
экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
-
экологическая культура ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
-
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
-
развитие интеллектуальных способностей.
В завершении работы дети сделали выводы, составив памятку «Энергосбережение в домашнем хозяйстве».
Автор: Царенкова Наталья Александровна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Тополево
Тема занятия: «Энергосбережение в домашнем хозяйстве»
Цель: мотивировать обучающихся на энергосберегающий образ жизни.
Задачи:
-
Актуализировать знания по теме «Экология»
-
Познакомить с природными ресурсами, необходимыми для домашнего быта;
-
Изучить потребление электроэнергии
-
Определить свое отношение к энергосбережению и потреблению природных ресурсов, с помощью опросника.
-
Разработать памятку «Энергосбережение в домашнем хозяйстве».
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Формирование знаний по экологии: природные ресурсы, природопользование, энергосбережение.
Личностные:
-
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
-
формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
-
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
-
развитие интеллектуальных способностей.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Оборудование:
Презентация, раздаточный материал, электронное приложение издательства «Русское слово»
Ход занятия:
-
Организационный момент
Приветствую обучающихся, настраиваемся на учебную работу.
(На фоне звучит шум моря)
-
Эпиграфом нашего урока служит высказывание: «Предсказать всегда трудно, особенно трудно предсказать будущее». ( Слайд № 1)
Какие ассоциации возникают при прочтении данного высказывания?
2. Актуализация знаний
Наша планета прекрасна и неповторима. Она единственная в своём роде. Мы не перестаём восхищаться её бескрайними степями, величественными и недосягаемыми горными вершинами, неизведанными морскими глубинами. (Слайд № 2)
С развитием цивилизации и ростом темпов научно-технического прогресса человек сильно преуспел в освоении природных ресурсов Земли, покорении её природы. Однако, как оказалось, биосфера не в силах восстанавливаться вновь и вновь.
Природа начинает отвечать человеку: возникают новые очаги экологических бедствий, всё чаще происходят экологические катастрофы.
В современном мире существует множество глобальных проблем, которые представляют угрозу планете. И большую часть из них создал сам человек. Что может сделать каждый из нас, чтобы сберечь природу?! Наверняка, все не раз задавались подобным вопросом.
Какая наука способна ответить на все эти вопросы? (Слайд № 3)
Ребята называют науку, дают определение, что такое экология.
Слово «экология» очень часто встречается на страницах газет и интернет-изданий, звучит в телепередачах и по радио. Несложно догадаться, что оно имеет какое-то отношение к природе. Сам термин «экология» возник в рамках биологии, а впервые его ввёл немецкий учёный Эрнст Геккель ещё в 1866 году. (Слайд № 4)
Однако перед современными учёными стоит довольно сложная задача. Им надо сформировать комплексную и гармоничную систему управления природопользованием. При этом данная система должна отвечать как интересам оздоровления окружающей среды, так и подъёму экономики. Конечно, глобальные экологические проблемы должны выявлять учёные-экологи, а решать их должно правительство отдельных стран. Но не будем взваливать общие проблемы только на данных людей. Для сохранения Земли необходимо действовать сообща. Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, которые помогут улучшить экологию.
Как вы думаете, можем ли мы, ученики, жители планеты Земля, сделать для того, чтобы помочь улучшить экологию? (Слайд № 5)
Ученики дают предположительные ответы: можно сдавать макулатуру и сократить использование воды. Экономить электроэнергию и сортировать мусор. Отдавать предпочтение предметам многоразового использования.
Чем больше людей будет выполнять эти простые правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету. Ведь сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование — одна из задач экологии, которая должна решаться всем человечеством.
Один из самых
простых способов уменьшить загрязнения
окружающей среды — беречь энергию,
или, другими словами, расходовать
её более экономно. Одним словом, это
называется «энергосбережением».
Кто-то
может спросить: «А зачем необходимо
экономить электроэнергию? Как это
связано с загрязнением окружающей
среды?» (Слайд № 6)
Обучающиеся ставят цель занятия, предполагают задачи.
Предположите цель нашего занятия. Что мы должны узнать для выполнении цели? (Слайд № 7,8)
3. Изучение нового материала
Не секрет, что для выработки энергии используются в основном топливные ресурсы — это уголь, природный газ, нефть. При таком производстве энергии в атмосферу попадает огромное количество вредных выбросов. Получается, что экономить электроэнергию нужно для того, чтобы уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.
Кроме
того, энергосбережение выгодно
экономически. Мероприятия по экономии
энергоресурсов в два с половиной —
три раза дешевле, чем производство
и доставка потребителям такого же
количества вновь полученной энергии.
Даже
гидроэлектростанции, которые вырабатывают
электричество за счёт энергии падающей
воды, вредят экологии: их строительство
приводит к затоплению сельскохозяйственных
земель, разрушению экосистем, изменению
климата. (Слайд № 9)
Задание
Пользуясь раздаточным материалом, необходимо составить кластер «Природные ресурсы» и их использование. Первая группа - классификация водных ресурсов, вторая – земельных, третья – лесных, четвертая – энергетических, пятая – биологических. Результат представить в виде совместного кластера на доске. (Слайд № 10,11) (Приложение № 2)
Стоит отметить, что топливные ресурсы являются невозобновляемыми. Рано или поздно они будут исчерпаны. Возникает вполне логичный вопрос: какими источниками энергии будет пользоваться человек, когда топливные ресурсы закончатся?! (Слайд № 12)
Первичное закрепление знаний: прошу ответить на тестовые задания из электронного приложения «Истощение ресурсов и энергетический кризис» )Слайд № 13) (Приложение № 3)
Как вы думаете, можно ли найти решение данной проблемы?
Один из путей решения энергетической проблемы учёные и специалисты видят в масштабном использовании возобновляемых альтернативных источников энергии. К ним относятся солнечные…, ветровые…, геотермальные… и приливные электростанции.
Важно отметить, что перспективы использования альтернативных источников энергии во многом связаны с их экологической чистотой. В целом во многих странах предпринимаются большие усилия для экономии энергии и сырья. Принимаются государственные программы экономии энергии и использования её альтернативных источников.
В 2009 году в России вышел федеральный закон «Об энергосбережении». Он направлен на то, чтобы уменьшить расход энергии и при этом сохранить комфортные условия для жизни и работы. Данные меры принимаются по всему миру. Так, например, в некоторых странах снижают налоги или выплачивают денежные дотации предприятиям, где следят за эффективным использованием энергии.
В последнее время человечество стало использовать большое количество полезных бытовых помощников. Мы не можем представить свою жизнь без электрических чайников, утюгов, телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов, различной аудио – и видеотехники и т.д. необходимо помнить, что все это потребляет большое количество электроэнергии. (Слайд № 14)
По статистическим данным, в 1980 г. потребление электроэнергии на душу населения в России составило 780кВТ/ч, к 1990 г. оно увеличилось в несколько раз и составило 2453 кВт/ч на человека в год. К 2000 г. эти цифры оказались равны 7930кВт/ч на человека в год, а 2007 г. этот показатель достиг своего пика - около 10000 кВт/ч.
Таким образом, за последние 30 лет каждый отдельно взятый житель нашей страны стал потреблять в 12-15 раз больше электричества.
В настоящее время почти вся бытовая техника имеет специальную «евронаклейку» с обозначением класса энергосбережения от А до G, которому соответствует определенный уровень энергопотребления. Наиболее экономичные приборы соответствуют классу А, а к классу G принадлежат самые энергозатратные.
Таблица № 1 «Классы электросбережения бытовых приборов»
Электроприбор |
Класс |
Холодильник |
В |
Микроволновая печь |
В |
Утюг |
А |
Электрический чайник |
А |
Кондиционер |
D |
Фен |
А |
Бойлер |
В |
Изучив таблицу, можно ли предположить, что каждый из нас может рационально использовать электроэнергию в доме? (Слайд № 15)
Задание: Определить свое отношение к энергосбережению и потреблению природных ресурсов, с помощью опросника.
«Отношение к энергосбережению и потреблению природных ресурсов»
|
Вопросы |
Да |
Нет |
Иногда |
1 |
Используете ли Вы энергосберегающие лампы в своей квартире? |
|
|
|
2 |
Выключаете ли Вы свет в комнатах ,в которых никто не находится? |
|
|
|
3 |
Следите ли Вы за тем, чтобы окна в вашей квартире были чистыми и максимально пропускали дневной свет, для того чтобы меньше использовать электрическое освещение? |
|
|
|
4 |
Заклеиваете ли Вы окна от сквозняков на зимний период или имеет пластиковые окна со стеклопакетами? |
|
|
|
5 |
Регулируете ли Вы подачу тепла от батарей? |
|
|
|
6 |
Установлено ли у Вас утепление на входные двери квартиры? |
|
|
|
7 |
Ходите ли Вы пешком на небольшие расстояния, стремясь при этом меньше пользоваться автотранспортом? |
|
|
|
8 |
Когда Вы стираете в стиральной машине, загружаете ли Вы ее полностью, а не частично, стирая по 2-3 небольшие вещи? |
|
|
|
9 |
Используете ли Вы настольную лампу вместо общего света у себя в комнате? |
|
|
|
10 |
Стараетесь ли Вы покупать товары без лишней (ненужной) упаковки? |
|
|
|
11 |
Выключаете ли Вы компьютер , когда перестаете на нем работать? |
|
|
|
12 |
При покупке бытовой техники выбираете ли Вы приборы, которые можно починить при их поломке? |
|
|
|
13 |
Сдаете ли Вы макулатуру? |
|
|
|
14 |
Следите ли Вы за тем, чтобы вода не вытекала из крана, когда она не используется? |
|
|
|
15 |
Выключаете ли Вы телевизор, когда выходите из комнаты? |
|
|
|
Ответ «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
От 0 до 7 баллов – Вы никогда не задумываетесь о том, что используете природные ресурсы.
От 8 до 16 баллов – Вы знаете, что пользуетесь природными ресурсами, но не задумываетесь о том, что их необходимо рационально использовать.
От 17 до 22 баллов – Вы стараетесь правильно пользоваться природными ресурсами, но у Вас не всегда получается их экономить.
От 23 до 30 баллов – вы умеете рационально использовать природные ресурсы.
Посчитав индивидуальные значения, предлагаю выяснить общую картину класса, найти среднее арифметическое полученных результатов. (Слайд № 16)
Задание: составить памятку «Энергосбережение в домашнем хозяйстве»
Пускаю лист, каждый ученик пишет свои предложения. Озвучиваем результаты. Групповым домашним задание будет служить оформление памятки, для ознакомления младших школьников.
Рефлексия:
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы запланированных результатов?
Поднимите соответствующие карточки:
- работал активней, чем на обычном уроке;
- работал пассивно, еще подумаю, пригодится ли мне эта тема в жизни;
- тема была для меня не полезна.
Ответы ребят.
Спасибо всем за сотрудничество до новых встреч.
Приложение № 1 презентация к уроку
Приложение № 2 Электронное приложение издательства «Русское слово»
Приложение № 3
Природные ресурсы, необходимые для домашнего быта
Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг. Процесс воспроизводства по существу представляет собой непрерывный процесс взаимодействия общества и природы, в котором общество подчиняет себе силы природы и природные ресурсы для удовлетворения потребностей. Природные ресурсы во многом предопределяют не только социально-экономический потенциал страны и региона и эффективность общественного производства, но и здоровье, и продолжительность жизни населения. Природные ресурсы являются объектом исследования в двух аспектах: как важнейшая часть социально-экономического потенциала, реализуемого в процессе создания валового внутреннего продукта, часть национального богатства страны; как основа природной окружающей среды, подлежащей охране, восстановлению и воспроизводству.
Классификация природных ресурсов
1.Водные ресурсы - водные запасы, используемые как источник водоснабжения для производственных и бытовых нужд, гидроэнергии, а также как транспортные магистрали и т.д.
2. Земельные ресурсы - ресурсы, используемые или предназначенные к использованию в сельском хозяйстве, под строения в населенных пунктах, под железные и шоссейные дороги, а также другие сооружения, под заповедники, парки, скверы и т.п., занятые полезными ископаемыми и др. земельные ресурсы, до последнего времени считавшиеся невоспроизводимым элементом природных ресурсов.
3. Лесные ресурсы - сырьевые (используемые для получения древесины), а также леса различного назначения - оздоровительные (санитарно-курортные), поле - и лесозащитные, водоохранные и др. Минеральные ресурсы - все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к использованию в производстве продуктов и услуг как минеральное сырье в естественном виде или после подготовки, обогащения и переработки (железо, марганец, хром, свинец и др.) или источники энергии.
4.Энергетические ресурсы - совокупность всех видов энергии: солнца и космоса, атомно-энергетической, топливно-энергетической (в форме запасов полезных ископаемых), термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т.д.
5.Биологические ресурсы- это все живые средообразующие компоненты биосферы с заключенным в них генетическим материалом. Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы в природных и искусственных водоемах), культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т.е. сюда относятся растительные ресурсы, ресурсы животного мира (запасы пушного зверя в естественных условиях; запасы, воспроизводимые в искусственных условиях) и др.
Природные ресурсы используются как средства труда (земля, водные пути, вода для орошения); источники энергии (горючие ископаемые, гидро- и ветровая энергия, атомное топливо, биотопливо и т.д.); сырье и материалы (полезные ископаемые, древесина, биоресурсы, запасы технической воды); непосредственные предметы потребления (кислород воздуха, лекарственные растения, продукты питания - питьевая вода, дикорастущие растения, грибы, продукты охоты и рыболовства), объекты рекреации, средозащитные объекты.
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»