Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "В гостях у Архимеда"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-фестиваль педагогического мастерства «Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»)
просмотров: 8350
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДИЩЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
ул. Промышленная, 3б р.п. Городище, Городищенского района Волгоградской области, 403003, тел. 8 (84468) 3-45-01
ОКПО 46062733, ОГРН 1023405373067, ИНН/КПП 3403012283/340301001
Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства «Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»
Номинация: Мастер класс (открытое мероприятие для педагогов)
Тема работы: Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «В гостях у Архимеда»
Автор: Тихонова Антонина Александровна
Должность: Воспитатель
Телефон:89178415156
Адрес электронной почты: TihonovaAA82@yandex.ru
г. Волгоград, р.п.Городище
2018г.
Конспект занятия по познавательному развитию
В гостях у Архимеда.
Цели:
формирование мировоззрения ребенка
старшего возраста средствами эксперимента,
развитие наблюдательности, умения
сравнивать, обобщать, устанавливать
причинно-следственные связи, делать
самостоятельные выводы.
Материалы:
Письмо, написанное молоком - приглашение
в гости, от Архимеда , лампа, свеча, стеклянные
банки две (пол-литровые); два яйца; стакан
соли; столовая ложка; кувшин с водой;
яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из
бумаги; чашка с водой; пробка от бутылки;
чайная ложка; перо; монета; деревянная
ложка; камешек; проектор.
Образовательные задачи:
1. Учить детей в опытно-экспериментальной деятельности при проведении опытов делать выводы; устанавливать причинно-следственные зависимости природных явлений.
2. Формировать предпосылки к учебной и умственной деятельности.
3. Расширять знания детей о животном и растительном мире подводного мира.
Развивающие задачи:
1. Развивать у старших дошкольников познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развивать у детей старшего возраста мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
3. Развивать умение составлять сложные предложения, строить развернутые высказывания.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности. Желание работать в коллективе, помогать друг другу.
2.Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
Ход:
Воспитатель:— Ребята, подойдите ко мне, скажите, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
-Присаживайтесь на стульчики.
На доске висит портрет Архимеда и свёрток бумаги с приглашением.
Воспитатель: Давным- давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете кто такой Архимед?
Дети: Да, он жил в Древнем Риме, в Греции; он математик; это ученый; он делал опыты, много знал.
Воспитатель: Правильно! (слайд с Архимедом).
Это
человек был очень любознательным, все
ему было интересно. Он хотел знать, как
устроен мир, и сам придумал много полезных
и нужных вещей …Давайте посмотрим, что
это за свёрток висит рядом с портретом
Архимеда. Давайте-ка прочтем его!
Открываем
свиток, а там чистый лист. Показываю
детям. Вместе видим, что что-то там
написано, но совсем не видно, что
именно.
Воспитатель:
А как же можно это прочесть?
Как невидимое сделать видимым? Это,
наверное, секретные чернила! Для того
чтобы их прочесть нужно наш листок
нагреть. Давайте посмотрим вокруг и
поищем, чем можно нагреть наш листок?
Дети находят в зале свечу, лампу.
Воспитатель: Давайте с вами решим, чем будем нагревать наш свиток? Лампой или свечой?
Дети: Лучше свечой.
Воспитатель: - Почему?
Дети: Потому что от свечи жар сильнее, чем от лампы.
Воспитатель: Я с вами согласна. Давайте нагреем свечой и прочтем это послание.
-Ребята посмотрите, бумага нагрелась и теперь хорошо видно послание.
Дорогие ребята! Приглашаем Вас в страну Архимедию. Но чтоб попасть туда, надо разгадать секрет неуловимого яйца.
Делаем вывод: Значит письмо написано молоком, оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым.
Воспитатель: Ну, что? Будем разгадывать секрет? Хотите отправиться в гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда приступим к разгадыванию секрета.
Проведём опыт№1.
На столе стоят 2 пластмассовых ёмкости по пол литра с водой. На блюдце 2 сырых яйца, в стакане соль, ложка.
У воспитателя 2 пластмассовых ёмкости по пол литра и 1 двухлитровая, 2 яйца, соль.
Воспитатель: В первую ёмкость нужно опустить яйцо. Маша опусти аккуратно яйцо. Ребята, что с ним произошло?
Дети: Оно утонуло.
Воспитатель: Во вторую ёмкость необходимо добавить две столовых ложки соли. Кирилл помоги мне, перемешай немножко соль и опусти яйцо в емкость. Посмотрите, что с ним произошло?
Дети: Оно плавает на поверхности
Воспитатель: А сейчас я перелью воду из первой банки, затем из второй и опущу яйцо. Что с ним произошло?
Дети: Оно плавает по середине.
Дети делают вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности. В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости. Если смешать солёную воду и простую яйцо плавает посередине.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Дети: Когда ездили отдыхать на море, вода, в море соленная и плавать в такой воде легче.
Воспитатель: (Незаметно меняет яйцо на яйцо киндер – сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру). На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно. Что же нам делать? Как развернуть листочки?
Дети: Прогладить. Положить подо что-нибудь тяжелое...
Воспитатель: Давайте снова проведем опыт.
2.Опыт: Опускают лотос в тарелочку с водой, лепестки «распускаются». ( Вы догадались, почему лепестки цветка раскрылись?) Бумага намокла, стала тяжелой, и лепестки, поэтому раскрылись.
Воспитатель: Теперь можно прочитать, что написано на лепестках «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Послушайте:
Загадка:
В кармане моем — Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг
(Компас)
Дети: Компас.
Воспитатель: Молодцы! Вот и компас. Он поможет определить, направление нашего пути. Мы теперь не заблудимся. Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физминутка:
Север, запад, юг, восток
(поднимаем две руки по сторонам света)
Нужно запомнить нам на зубок
Стороны света с тобою дружок.
Вот на север ледокол плывет
(плавные движения руками)
Вот на юг, улетают птицы
(машем руками-«крыльями»)
Вот на востоке солнышко встает
(потянуться на носочках)
А на западе оно садится
(присесть)
Воспитатель: Ну что отдохнули? Теперь пора продолжать наш путь. А на чем отправимся в путешествия?
Дети: Высказывают свои предложения. Правильно на корабле.
Воспитатель: А кто знает, из чего строят корабли? А ты как думаешь?
( Вос-ль предлагает подойти к столу, на котором лежат предметы, сделанные из разных материалов) Почему они не тонут? (ответы детей)
А хотите узнать почему, одни предметы тонут, а другие плавают? (вос-ль предлагает подойти к столу, где лежат предметы для проведения опыта)
3.Опыт: На столе стоит таз с водой.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будим опускать по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Дети опускают по очереди предметы.
-Что произошло с предметами, которые вы опустили в воду? (Ложка, скрепка, монета, камень - они утонули) Как вы думаете, почему?(тяжелые)
-Какие предметы плавают?
Дети: Плавает пробка, перо, деревянная ложка.
Воспитатель: Почему эти предметы не утонули? (они легкие). Все ли легкие предметы? Одинаково ли держатся на воде? А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет? (кладут камень на деревянную ложку)
Дети: (после опыта, делают вывод). Оба предмета утонули. А легкий всплыл. Из чего она сделана?
Итог: воспитатель делает вывод: вода выталкивает более легкие предметы.
Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Посмотрите на экран. Сейчас вы узнаете, как легкий воздух удерживает большой корабль на воде. (просмотр видео-ролика о кораблях)
-Теперь вы знаете, как держаться корабли на воде. Давайте построим и мы корабль. Из какого материала мы его построим? Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс! Отправляемся в путешествие! (Звучит шум моря и видео слайд с морем)
Воспитатель: - Как вы думаете, почему люди приезжают на море? (Морская вода, солнце и воздух — хорошие лекарства.) Расскажите, что вы знаете о морской воде?
Дети: Морская вода очень полезная.
Вос-ль: Чем же она полезна?
Дети: Она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны.
Вос-ль: А что делают из морской воды?
Дети: Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства и мази.
Вос-ль: А вы знаете, какие растения растут в море?
Дети: В море растет морская капуста, которую мы едим, она очень полезная. А еще в море растут водоросли.
Вос-ль: А для чего нужны водоросли?
Дети: Из них делают удобрения для цветов и йод.
Вос-ль: А пока наш корабль не добрался до места назначения, давайте поиграем в игру "Кто живет на морском дне?»
Вопросы:
-Как называется самая крупная рыба-хищница? (Акула.)
-У кого морского обитателя ноги из головы растут? (У осьминога)
-Что вы знаете об этом морском животном? ( У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свою окраску. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов).
-Как называется обитатель, который поражает жертву с помощью электрического разряда? (Скат.)
-У этой красавицы есть пять лучей, рот расположен в центре тела с нижней стороны, что то? (морская звезда)
-Как она передвигается? (Передвигается на своих лучах с присосками)
-Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. (Черепахи)
-А что еще вы знаете о черепахах? (Они откладывают яйца в песок, живут больше 100 лет).
-
Из какого животного плещет фонтан?
(Кит.)
- У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)
-Чем дышат рыбы? (жабрами)
-Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)
-С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)
Вос-ль: А каких Вы еще знаете морских обитателей (Дельфины ,медузы, морской конек)
-А можем ли мы их взять себе на память? (Нет.)
Почему? (Они живые, нужно бережно относиться ко всему живому)
Воспитатель: Кажется, я вижу землю! Стоп корабль! Прибыли. (Навстречу детям выходит житель Греции).
Аргос: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аргос. Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы справились со всеми заданиями, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт.
Называется он Естественная лупа
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
У меня в банке насекомое (игрушечное насекомое). Сверху горлышко затянуто пищевой пленкой, но не натянуто, а, наоборот, продавлено так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь я завяжу пленку веревкой или резинкой, а в углубление налью воды. У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
-Не верите????
- Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите в Лупу. Кого вы видите в банке???
Дети: Бабочку.
Аргос: Какого цвета у неё брюшко?
-А что у нее на лапках?
- Видите ли вы ее глазки?
- А вы сможете сделать такую лупу самостоятельно?
Дети: Да!
Аргос: Попробуйте. Если понадобится помощь-зовите, я обязательно помогу.
-Вот вам банка. Выберите насекомое, которое хотите рассмотреть получше, пленка, резинка, водичка. Приступайте.
Воспитатель: Ну, что ребята? Можно посмотреть, что у вас получилось?
-Действительно лупа. Можно рассмотреть самые маленькие детали нашего насекомого. Спасибо большое Аргос, за такой замечательный опыт. Но нам с ребятами пора возвращаться. Мы хотим пригласить тебя в наш детский сад. Приедешь?
Аргос: Обязательно приеду. Обещаю. До свидания ребята! (уходит)
Воспитатель: Ребята, садитесь в наш корабль, и поплывем в сад. Дети присаживаются. Звучит шум моря.
-А пока мы с вами плывем, давайте вспомним, какие опыты и эксперименты мы с вами сегодня проводили?
-В какой воде яйцо держится на воде, не тонет? Почему одни предметы тонут, другие нет? Кого мы видели на морском дне?
- Что больше всего запомнилось?
- Вот и все, мы с вами прибыли на место назначения. Сегодня мы с вами много узнали ответов на вопросы, были настоящими исследователями. Давайте пойдем в группу и зарисуем те опыты, которые вам больше всего понравились, запомнились.
Приложение.
«А что это за сверток?»
«Как прочесть то, что написано в этом послании?» (Опыт превращения невидимых чернил в видимые)
Разгадываем секрет «Неуловимого яйца»
« Угадываем, в какой воде яйцо не тонет?»
«Чтобы прочитать следующее задание, проведем опыт с Лотосом!»
«Угадываем, какие предметы легкие, а какие тяжелые»
«Почему корабли не тонут?» (Просмотр видеоролика о кораблях)
«Чтобы отправиться в путешествие, построим корабль»
В Греции нас встречает Аргос.
Аргос показывает, как сделать лупу.
С помощью лупы рассматриваем насекомых.
Возвращаясь из путешествия, проводим викторину.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»