«Создание сценарного материала для постановки спектакля с участием младших школьников»
Тип материала: Мероприятие, конкурсная работа (Конкурс-фестиваль педагогического мастерства «Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»)
просмотров: 1507
БОУ г. Калачинска Омской области «Гимназия №1»
Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства
«Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»
Номинация
«Мастер – класс (открытые мероприятия для педагогов)
Тема работы
«Создание сценарного материала для постановки спектакля
с участием младших школьников»
Автор: Коновалова Тамара Владимировна
Должность: учитель
Предмет: начальные классы
Телефон: 89050991578
Адрес электронной почты: sitnikovatv@mail.ru
город Калачинск
2018 год
Цели: способствовать профессиональному развитию педагога в решении вопроса подбора репертуара детского театра.
Задачи:
-
Актуализировать знания об этапах создания сценария.
-
Познакомить с методами подбора, отбора и обработки материала для сценария и его воплощения.
-
Создать условия для реализации режиссёрской экспликации в ходе создания сценария сказки.
Дидактическое обеспечение мастер-класса: раздаточные таблицы для групп, памятки по созданию сценария, сценарии спектаклей, видеоролик о театре, варианты музыкального оформления сказки, маркеры, фломастеры, альбомные листы.
Техническое обеспечение мастер-класса: проектор, компьютер, колонки, экран.
Структура и ход проведения мастер-класса.
Выделение проблемы. Мотивация участников мастер-класса.
Просмотр видеоролика - приглашение.
«Уже в работе сценарист, хоть белый лист пока что чист» - знакомая ситуация для многих педагогов дополнительного образования, организаторов, учителей, работающих самозабвенно, развивающих интеллектуально – творческий потенциал своих воспитанников. Способности у детей разные, но в театре хотят играть многие. Поэтому нужно для спектакля использовать такой сценарный материал, который бы позволил раскрыть способности разных детей. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что не все предлагаемые сценарии отвечают потребностям нашей театральной студии. Подбор репертуара – важнейшая составляющая в работе с детским театром. Поэтому тему мастер - класса - “Создание сценарного материала для постановки спектакля с участием младших школьников»- считаю актуальной. Как в рамках театральной студии, мастерской, детского объединения художественно-эстетической направленности создать поле для проявления таланта каждого ребёнка? (создание сценария, где роль мог бы получить каждый) Возникает множество вопросов: с чего начать создание сценария? Каким образом подобрать роли для исполнителей? Как продумать музыкальное, световое сопровождение спектакля? Какие костюмы придумать актёрам? Где взять необходимый реквизит? Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Итак, давайте попытаемся пройти этапы создания сценария и его осуществления в школе вместе.
Актуализация знаний в данной проблемной плоскости.
-
Осознание предстоящей творческой работы как социального заказа.
Учитель,
организующий творческую деятельность
детей в школе, не имеет возможности
ждать, когда к нему снизойдет вдохновение,
как у писателей, поэтов, профессиональных
режиссеров и людей других творческих
профессий. Все свои творческие способности,
ресурсы фантазии, ума, наблюдательности,
весь свой сценарно - режиссерские
предшествующий опыт мы каждый раз
«бросаем» на выполнение очередного
«социального» заказа, не дожидаясь
вдохновения. Оно нас «догонит», если мы
будем творить, а не выполнять работу
формально для очередной галочки в плане
воспитательных «мероприятий».
-
Учет возможностей сценической площадки и всего места проведения театрализованного мероприятия. Мы должны писать сценарий не на идеальные условия, которые могли бы себе нафантазировать, а на те, которые есть, которые являются непреложной данностью в нашей работе.
-
Учет интеллектуальных и творческих возможностей исполнителей. Наши исполнители – дети!!! Они не профессиональные актёры, поэтому у школьного театра иная цель, чем у профессионального. Нельзя давать ребенку непосильные сценические работы. Мы не имеем права наносить ему травму. Мы просто обязаны придумать каждому ребенку такие роли, такие сценические задачи, с которыми бы он справился хорошо. Детям в творческой работе нужен только успех!
-
Учет возрастных и интеллектуальных запросов и возможностей аудитории. Мы ориентируемся на младший школьный возраст. Показ нескольких сценариев.
-
Поиск сценарно-режиссерского хода. Когда определены тема, идея и сверхзадача, набран уже в какой-то мере материал и, казалось бы, можно писать сценарий, бывает, что работа пока не ладится, словно чего-то еще не хватает. Порой даже хороший, богатый материал и интересные творческие номера бывает трудно собрать воедино, чтобы все держалось на каком-то едином стержне и не рассыпалось. Это и есть сценарно-режиссёрский ход. «С идеями не носятся по сцене, — с идеями уходят из зала»,- сказал В.В. Маяковский. Если вы как режиссёр подобрали верный сценарно - режиссёрский ход, то ваш зритель уйдёт из зала с идеей.
-
Драматургическая обработка материала. На службе у организатора театрализованного досуга состоят разные методы подбора, отбора и обработки материала для сценария и его воплощения. Опытный организатор, сценарист и постановщик владеет как минимум четырьмя главными методами.
1. Метод компиляции — самый распространенный в практике организаторов и сценаристов. Латинское слово «компиляре» означает в переводе «грабить». Объяснение этому переводу дополнительно не требуется, да и оправдываться в том, что мы действительно зачастую пользуемся «награбленным» материалом, не стоит.
Мы компилируем свой сценарий из чьей-то идеи, на которую набрали свой материал, или, наоборот, придумали сами и идею, и ход, и многое другое, но материал заимствуем из книг, материалов разных авторов и т.д. Нет ничего предосудительного в наших компилятивных действиях, поскольку этот процесс тоже является творческим и в результате нашей компилятивной или частично компилятивной работы все равно рождается неповторимое произведение для конкретной нашей аудитории.
2. Метод инсценирования. Методом инсценирования организатор школьного театрализованного досуга пользуется весьма часто. Мы инсценируем для ребят сказки, басни, рассказы и для отдельного показа их, и для включения небольших инсценированных фрагментов в концертах, вечерах, конкурсно-игровых программах и т.д.
3. Метод творческого монтажа разнородного материала. Монтаж — это сборка, стыковка друг с другом и песен, и танцев, и документов, и выступлений реальных героев, и многого другого, что составляет собственно ткань сценария. От того, насколько мы умело стыкуем, присоединяем один фрагмент к другому, один материал, стараемся противопоставить или оттенить другим, интереснее становится все действие в целом. Приемы монтажа нужно знать и не бояться ими пользоваться. Мастерство придет со временем, но важно начать их осваивать в своей творческой практике, тогда у каждого организатора накопятся свои навыки.
4. Собственно драматургический метод. Этот метод предполагает практически полную авторскую работу сценариста. Подобранный им материал и осмысленный им по-своему он решает наделить сюжетом, выстроить его по всем правилам драматургии, и чаще всего такие работы становятся его пьесами для ребят, театрализованными представлениями или другими формами, в которых присутствует сюжет.
-
Режиссура театрализованного представления. РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ - РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ. Экспликация фиксирует ответы на главные вопросы: для чего, как, какими средствами предполагается сценически воплотить произведение в целом и каждый его эпизод? Режиссерская экспликация на бумаге может быть оформлена по-разному. Иногда она выглядит так: в левой части листа располагается сценарий, а справа идет режиссерская экспликация, т.е. описание того, что и как происходит на сцене в это время.
Иногда режиссеру удобнее работать по монтажному листу, который отражает точный ход всего сценического произведения и предстает в табличной форме. Выданы шаблоны таблиц.
Объединения в группы для решения проблемы. Работа с материалом.
Участники мастер-класса объединяются в группы в зависимости от своего желания, способностей, интересов.
1 группа - «Драматурги». Задача группы: расписать эпизоды, указать место действия, участников действия, характер действия.
2 группа - «Звукорежиссёры». Задача группы: расписать по эпизодам музыкальное и световое оформление спектакля.
3 группа: «Художники – оформители». Задача группы: продумать оформление сцены, реквизит, костюмы героев.
Таблица группам. / по сказке К.И. Чуковского «Муха - Цокотуха»/
Драматический текст |
Драматурги |
Звукорежиссёры |
Художники - оформители |
|||
Место действия |
Характер действия |
Музыкальное оформление |
Световое оформление |
Реквизиты, оформление сцены |
Костюмы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представление результатов работы. Обсуждение. Корректировка результатов работы.
Участники мастер-класса представляют результаты работы своих групп, вносят корректировку.
Рефлексия. Подведение итогов. Определение эффективности мастер-класса.
«Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра»,- утверждал Н.В. Гоголь. Уважаемые коллеги – вы во главе этой кафедры. Я приглашаю вас к подведению итогов работы нашего мастер - класса. На сколько эффективна оказалась работа именно для вас? Выскажите свое мнение о мастер-классе, участником, которого вы стали сегодня. Творческая форма рефлексии – синквейн.
Правила написания синквейна:
-
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
-
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
-
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
-
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
-
Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.
Пример заполнения таблицы (синквейн)
1. |
Название предмета |
Мастер-класс |
2. |
Два прилагательных, которые описывают предмет |
эффективный, творческий |
3. |
Описание действий (три глагола) |
стимулирует, направляет, обучает |
4. |
Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль |
свой стиль педагогической деятельности |
5. |
Синоним первого слова, который раскрывает его суть |
умение и опыт |
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»