В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 3 по 5 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

: "Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательной работе учителя – логопеда ДОУ»

: "Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательной работе учителя – логопеда ДОУ»

Краткое описание
Представлен материал из опыта работы  с  детьми подготовительной группы с использованием тренажера дельфа.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Дельфа.docx Скачать

Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение

«Октябрьский детский сад «Сказка»

Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства

«Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»



Номинация

Научно – практическая конференция для педагогов: инновации в образовании.








Тема работы: "Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательной работе учителя – логопеда ДОУ»












Автор: Кабланова Татьяна Петровна

должность учитель – логопед

телефон 89228617626

Адрес электронной почты:

kablanova.tanya@mail.ru




С. Октябрьское

2018 г.


В настоящее время использование компьютерных тренажёров в обучении детей с нарушениями речи доказало свою перспективность и эффективность. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия формирования, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче материала, и постоянный контроль над действиями ребёнка, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности. Хочу отметить, что использование компьютерных технологий на занятиях позволяет добиться наибольшего эффекта при организации тренировочных упражнений, так как даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения. Логопедический тренажёр «Дельфа 142.1» (далее: тренажёр) представляет собой компьютерную приставку, работающую под управлением программы по коррекции устной и письменной речи детей с речевой патологией. Тренажёр также может быть использован при обучении грамоте детей в дошкольных учреждениях.D:\дельфа фото\010.JPG

Цель: Использование компьютерного тренажера в процессе коррекции речи для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий на дошкольном логопункте.

Задачи: Коррекция речевого дыхания; коррекция силы голоса; работа над устранением назального оттенка голоса; коррекция произношения гласных и согласных звуков; работа над звукобуквенным составом, слоговой структурой слова; формирование лексического, лексико-грамматической стороны речи; формирование и развитие навыка чтения; развитие связной монологической речи;

Тренажёр позволяет: Внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал; использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь; работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможности ребёнка; одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ребёнка;

Занятия, которые провожу с использованием тренажера, тщательно спланированы. При планировании коррекционного занятия с использованием тренажера необходимо учитывать и отразить наличие следующих компонентов: четкая постановка целей и задач; способ и качество оценки выполненной ребенком работы; включение в занятие элементов игры в соответствии с личностными особенностями ребенка и его психологическим и эмоциональным уровнем развития; приемы обеспечения положительного эмоционального настроя ребенка. Одним из ведущих направлений организации индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий является коррекция звуковой стороны речи с учетом специфики ее нарушения. В процессе отработки диафрагмального дыхания компьютерный тренажёр используется как вспомогательное средство, помогающее увеличить длительность и выработать плавность выдоха. При организации коррекции звуковой стороны речи одним из направлений является формирование правильного речевого выдоха. Одновременно проводиться работа по формированию ротового выдоха. Ребёнку предлагаются игры на дутьё, который отрабатывается с помощью различных вспомогательных средств. При этом очень важно контролировать отсутствие выдоха воздушной струи через носовые проходы. С того момента, когда у ребёнка сформирован относительно продолжительный и, главное, интенсивный ротовой выдох, используется компьютерный тренажёр упражнения «задуй свечки» и «Чашка чая». При отработке речевого дыхания очень важно следить за правильным и устойчивым положением микрофона. Прежде чем ребёнок начнёт выполнять упражнения, логопед должен убедиться, что ребёнок правильно сделал вдох (контроль осуществляется следующим образом: рука педагога лежит на области диафрагмы; после того, как ребёнок сделал вдох правильно, педагог ощущает подъём руки; слегка надавливает на область диафрагмы, педагог контролирует длительный плавный выдох) и понял инструкцию. Если необходимо, педагог с начало сам показывает, как надо выполнить задание и что произойдёт на экране, если оно будет выполнено правильно. Общее количество упражнений не должно быть большим. Необходимо чередовать их с паузами отдыха или другими упражнениями, чтобы избежать головокружение. Дыхательные упражнения необходимо проводить до еды в хорошо проветриваемом помещении. Следующее направление работы, на котором полезно использовать тренажёр – отработка длительного плавного речевого выдоха (упражнение «Бабочка» и «Сказочный замок»).

Задача педагога при организации работы с данными упражнениями - обеспечить базу для слитного произнесения слов и фраз в самостоятельной речи ребёнка, научить его правильно вдыхать воздух экономно выдыхать его в процессе говорения. Следует помнить, что при работе над речевым дыханием необходимо избегать чрезмерно глубокого, неправильного вдоха и слишком длинных фраз, предлагаемых для произношения.






Формирование фонематического восприятия.


В настоящее время в детских садах элементы грамоты осуществляется с помощью звукового аналитико-синтетического метода, основоположником которого принято считать К.Д. Ушинского основными признаками этого метода являются следующие: за основу принимается звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путём их анализа; вся работа опирается на живую звучащую речь, на развитие воспитанников; синтез идёт вслед за анализом. Следовательно, в добукварный и букварный периоды дети должны сначала усвоить звуки и затем соотнести с ними буквы.

У детей с проблемами в речевом развитии наряду с нарушением звукопроизношения отмечаются трудности формирования процессов фонем различения, что препятствует освоению грамоты.

Таким образом, на ранних этапах обучения и коррекции речевого недоразвития особое место занимает работа по формированию у детей умений дифференцировать сходные фонемы, а также выделять фонемы из речевого потока различной протяжности, как непременного условия, обеспечивающего необходимые предпосылки для обучения грамоте и средства предупреждения или коррекции нарушений письменной речи.

Как свидетельствует опыт работы, наиболее часто проблемы возникают при дифференцировке фонем, имеющий целый ряд общих признаков и один различающий. Например, звуки [з] и [с] можно охарактеризовать как «согласные язычно-зубные, фрикативные, твёрдые». Эти признаки общие. А вот отличаются и противопоставляются эти фонемы по одному акустическому признаку «звонкости - глухости». Другой пример - звуки [с] и [ш] характеризуются как «согласные фрикативные, твёрдые, глухие», но звук [с] – язычно-зубной, а звук [ш] – язычно-передненебный. Таким образом, эти звуки различаются по месту артикуляции.

Фонемы, различающие только одним признаком, в логопедии принято называть оппозиционными. Навык различения этих фонем при аудировании определяется как фонематический слух. Несформированность фонематического слуха отрицательно влияет на формирование готовности к звуковому анализу: выделение звука из состава слова, определение количества и последовательности звуков в слове; в самостоятельном отборе слов с заданным звуком. Недостатки звукового анализа неизбежно приводят к не усвоению воспитанниками программных требований по грамоте, а, следовательно, детерминируют стойкую неуспеваемость по русскому языку и чтению.

Выделяют целый ряд параметров, которые вызывают у детей затруднения при дифференциации:

  • наличие дополнительной работы органов артикуляции: глухость – звонкость; твёрдость – мягкость;

  • место артикуляции: свистящие – шипящие; переднеязычные - заднеязычные; переднеязычные – среднеязычные;

  • степень лабиализации: О – У (при ринологии или параличах губных мышц);

  • способ артикуляции: Р – Л и их мягкие варианты; аффрикаты и их составляющие; ротовые – носовые (при ринолалии) и некоторые другие.

Кроме того, при определении последовательности работы, отбора видов упражнений учитель – логопед учитывает этапы работы:

Целенаправленная работа по формированию фонематического слуха проводится:

  • на логопедических занятиях при дифференциации поставленных звуков;

  • на логопедических занятиях при возникновении устойчивых затруднений у ребёнка;

Система коррекционной работы по формированию фонематического слуха имеет различное количество этапов в зависимости от тяжести и структуры дефекта, опирается на принципы обходного пути и опоры на сохранные анализаторы.

В тяжёлых случаях работа начинается с различения неречевых звуков. В более лёгких – непосредственно с вербального материала. Тактильный и зрительный анализаторы вступают в качестве дополнительной опоры, компенсирующей несовершенство деятельности речеслухового и/ или речедвигательного анализатора.

Упражнения, которые вы можете организовать в процессе работы над данным разделом с помощью тренажёра, рассчитаны как на до букварный, так и после букварного периода.

В до букварного периода на этапе дифференциации согласных полезно использовать упражнение «Картинки».

Языковой материал, отобранный в упражнение предлагает организацию работы по дифференциации следующих пятнадцати пар согласных: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [ж] - [ш], [з] - [с], [д] - [т], [ц] -[ч], [ч] - [щ], [с] - [щ], [ш] - [щ], [р] - [л], [с] - [ш], [з] - [ж], [с] - [ц].

В задачу данного упражнения наряду с тренировкой ребёнка в различении оппозиционных пар согласных, включается формирование навыка выделения первого гласного звука в слове.

Перед тем, как предложить данное задание ребёнку логопед должен убедиться, что ребёнок умеет выделять первый согласный в слове на примере сохранных звуков.

На начальном этапе воспитаннику предлагается выполнять действия по определённому алгоритму, сопровождая собственные действия проговариванием вслух. Можно предложить следующий алгоритм:

Найди на экране картинку - образец. Громко и чётко произнеси название предмета, изображённого на ней. Выдели первый звук в слове. Запомни его. Найди на экране две другие картинки. Громко и чётко произнеси название предмета, нарисованного на картинке слева. Выдели первый звук. Сравни первые звуки в слове – образце и слове – задании. Если они одинаковые, перемести на картинку рамочку. Если они разные, рассмотри картинку справа. Громко и чётко произнеси название предмета, нарисованного на картинке справа. Выдели первый звук.

Сравни первые звуки в слове – образце и слове – задании. Если они одинаковые, перемести на картинку рамочку. Если нет, обратись за помощью. (Последний пункт предусматривает тот случай, если у ребёнка в словарном запасе нет соответствующих существительных или задание оказались слишком сложным для ребёнка).

Постепенно, по мере автоматизации навыка анализа и дифференциации согласных, внешнее проговаривание сворачивается, и ребёнок выполняет задание в удобном для него режиме.

Естественно, предлагаемые упражнения не являются окончательными в цепи системы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия. Читающим детям можно предложить упражнение «Сортировка слов с пропущенными буквами», «Грузовик». Необходимо обучать ребёнка с самого начала выполнения заданий на тренажёре избегать метода «проб и ошибок». При таком методе ребёнок перебирает варианты механически, понимая, что рано или поздно на мониторе высветится правильный ответ.

Следующий этап работы – формирование умения дифференцировать оппозиционные согласные в середине слова. Для решения этой задачи можно использовать также упражнение «Конструктор».

Формированию навыка звукового анализа в широком смысле этого слова посвящены упражнения «Прятки». Предлагается три варианта этого упражнения «Прятки простые», «Прятки сложные» и «Прятки для отличников». В первом варианте пропущена только одна буква в любом месте слова; во втором две буквы: в варианте «для отличников» задано только количество букв. Предусмотрено два режима работы – аудирование и самостоятельное восстановление слов с опорой на картинки.

При работе с этими упражнениями мы говорим о звуковом анализе в широком смысле постольку, от ребёнка требуется восстановить буквы, опираясь на умение проанализировать звуковой состав слова.

Выбор режима работы «звук» или «картинка» зависит, прежде всего, от вида нарушения. При общем недоразвитии речи, особенно если слоговая структура слова грубо нарушена, рациональнее начинать в режиме «звук». Для данной формы нарушения внешняя оболочка звучащего слова служит опорой для его анализа. У ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием меньшие трудности будет вызывать продуктивная деятельность: анализ слова, имеющегося в языковом сознание ребёнка. Поэтому при ФФН лучше начинать с режима «картинки», постепенно переходя к аудированию.

Таким образом, в зависимости от вида речевого недоразвития и структуры дефекта система работы строится в прямо противоположных направлениях. Эффективность данных упражнений будет более высокой, если педагог включит в систему занятий: составление словосочетаний и предложений, ответы на вопросы, а также в самостоятельных высказываниях.

Предлагаемые упражнения, как уже упомянула, полифункциональные. Одна из важнейших задач - формирование внимательного отношения к материи языка в доступной для детей игровой форме.





Обучение грамоте.

Основной задачей занятий обучение грамоте является формирование первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма.

В современной специальной литературе много внимания уделяется проблеме обучения грамоте воспитанников с общим недоразвитием речи. С первых шагов они сталкиваются с трудностями, обусловленными спецификой проявления речевого недоразвития: неустойчивые звуковые обобщения препятствуют успешному формированию навыков звукового анализа; просодические нарушения влияют на процесс освоения слоговой структуры и ритмико - мелодиционного оформления письменного высказывания в устной речи (постановка ударения, выразительное чтение, фиксация различных типов предложения на письме); лексико-грамматическое недоразвитие препятствует формированию процессов вербального прогнозирования при чтении.

В тренажёре «Дельфа – 142.1» предлагаются следующие упражнения «Собери букву из 2 – х частей», «Собери букву из 4 – х частей». С какого варианта начать работу решает учитель – логопед в соответствии с возможностями воспитанника. В тяжёлых случаях необходимо начать работу с наиболее лёгкого уровня.

Приступая к выполнению задания, логопед просит ребёнка внимательно рассмотреть контур буквы – образца и элементы букв, расположенные внизу экрана. Если ребёнок знает букву, он должен громко её прочитать. Далее ребёнку предоставляется некоторое время по планированию собственных будущих действий. При необходимости подключается внешнее проговаривание. После этого ребёнок пытается собрать букву, накладывая её элементы на контур вверх экрана.

Далее воспитаннику можно предложить выполнение более сложного задания: собрать букву из четырёх частей. Порядок работы будет аналогичен вышеописанному. Однако дробность элементов может вызвать некоторые затруднения у детей. На начальном этапе ребёнку понадобится помощь логопеда. Очень важно при выполнении этого задания читать буквы в слух. Это поможет закрепить прочную связь «звук - буква», создать единый зрительно – речедвигательно – речеслуховой буквы, и, следовательно, предупредить ошибки при чтении по типу замен и смешений.

В предлагаемой компьютерной программе часть упражнений можно использовать для формирования словесной догадки: «Грузовик» и все виды «Пряток». Однако порядок выполнения этих упражнений будет несколько иной, чем был описан выше. Перед тем как выполнить задание ребёнок должен догадаться, какое слово, задумано отвечая на наводящие вопросы, только потом поставить пропущенные (буквы, слоги).

Также полифункциональные упражнения, направленные на отработку умения восстанавливать порядок слов в предложении: «Восстанови предложение» и «Составь предложение». Методика работы с ними будет описана в разделе «Формирование лексико-грамматической стороны речи». Упражнения отвечают задачам коррекции грамматического строя речи, но в, то, же время помогают формировать процессы прогнозирования на уровне предложения.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи является одним из наиболее ярких проявлений, характеризующих устную и письменную речь воспитанников с нарушением речи. Дефекты звукопроизношения корригируются относительно полно, а лексические ошибки и аграмматизм в оформлении устных и письменных высказываний остаются неизменной принадлежностью речи воспитанников на занятиях ив повседневном общении.

Формирование грамматического строя речи и словарного запаса воспитанников с нарушением речи осуществляется в основном на занятиях развития речи и направлено на решение следующих задач:

  • формирование умений и навыков наблюдения за языковым материалом, его анализа и синтеза;

  • уточнение значений лексических единиц и грамматических форм/конструкций, имеющихся в пользовании воспитанников;

  • знакомство с новыми лексическими единицами и грамматическими формами/конструкциями;

  • учить использовать в собственной речи адекватных лексических единиц и грамматических форм/конструкций в соответствии с замыслом высказывания.

В данном разделе логопедические занятия проводятся индивидуальные и подгрупповые, направленные на восполнение пробелов в лексико-грамматическом развитии речи учащихся. В компьютерном тренажёре нашёл отражение раздел программы «Работа над словом». В рамках данного раздела предполагается формирование различных умений и навыков детей по освоению лексического и грамматического значения слова.

Одним из направлений работы является формирование обобщённого лексического значения слова. В программе предусмотрено формирование словарного запаса за счёт развития номинативной стороны речи, а именно за счёт расширения в пользовании воспитанниками количества слов, обозначающих предметы, действия, качества и явления действительности.

Методика использования тренажёра «Дельфа – 142.1» предполагает возможность организации тренировочных упражнений рецептивного и продуктивного характера в рамках данного направления коррекционной работы. Упражнения, направлены на отработку звуковой формы слов, противопоставляемых по тематической общности, например, деревья, животные, игрушки, мебель и др., - используются в процессе формирования звукового анализа и других языковых и речевых умений и навыков. Возможность использования подобным образом организованной лексики предоставляется в упражнениях «Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» для читающих детей (подготовительная группа).

В ходе выполнения перечисленных упражнений необходимо организовать лексическую работу по вопросам и заданиям: типа «Вспомни слова, с которыми ты работал. Как одним словом можно назвать все предметы, которые они называют?» Или: «Подумай, что общего между всеми этими предметами». Можно ли сгруппировать все предметы в более мелкие группы (всех животных можно разделить на домашних и диких, выделить группу слов, обозначающих названия жилищ животных и проч.)» и т.д. Также предусмотрено специальное упражнение продуктивного характера, направленное на формирование умения классифицировать слова по обобщающим понятиям «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям».

При работе с тренажёром пары тематических групп определяются по выбору пользователя. Это, например, могут быть: фрукты – овощи, одежда – обувь, игрушки – учебные принадлежности, дикие животные – домашние животные и т.д. Ребёнку предстоит определить, к какой из данных групп относится слово, появившееся на экране монитора. Для обеспечения успешности выполнения задания логопеда должен предварительно убедиться, что ребёнку знакомо его лексическое значение. С этой целью логопед может попросить ребёнка дать описание объекта, составить словосочетание с данным словом и проч. Далее работа с компьютером проводится в стандартном порядке. Работа по формированию лексического запаса включает упражнения, направленные не только на увеличение количества слов, но и на уточнение и расширение значения, лежащего в основе лексемы. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи и рядом других форм речевого недоразвития отмечается относительно жёсткая ситуативная связанность лексики. Это приводит к тому, что у детей не формируется многозначность, переносное значение лексемы. При составлении самостоятельного высказывания воспитанники используют стереотипный лексический набор, не умеют подбирать синонимы и антонимы, использовать эмоционально окрашенную лексику для обозначения оттенков значений.

Упражнение «Антонимы» способствует формированию понятийной основы слова, расширению парадигматических связей лексем в языковом сознании ребёнка. Упражнение может быть использовано на занятиях по развитию речи. Выборочно оно может быть использовано при работе детьми подготовительной группы при условии, что задание и лексический материал будет читать учитель – логопед.

Рекомендуемая методика работы с тренажёром может быть следующая. Ребёнку на доступном для него уровне объясняют суть задания: что значит подобрать слова, противоположные по смыслу («слова - враги»). Затем необходима тренировка в подборе антонимов на примере двух – трёх хорошо известных ребёнку слов, например, большой – маленький, хороший – плохой и т.п. Первые упражнения проводят в устной форме, возможно привлечение наглядного материала. Затем можно переходить к работе с компьютером. Постепенно уровень сложности можно увеличивать (примерно на втором году) за счёт использования многозначных слов. Задание будет выполнено только при условии выделения всех антонимов. При этом логопеду важно убедиться, насколько у ребёнка сформированы представления о вариантах значения исходного слова и его антонимов, поэтому рекомендуем попросить ребёнка либо составить словосочетание с антонимичной парой, либо описать ситуацию, использовав данные антонимы.

Одним из направления работы по формированию грамматического строя детей с ОНР является работа над предложением. Характерным недостатком для детей с нарушением речи является устойчивый аграмматизм, выражающий в трудностях выбора адекватной грамматической формы слов при составлении предложения, особенно в дистантных позициях; наличии дублирования слов в предложении или отсутствии обязательных членов предложения, вычленении предложения из текста.

Кроме того, для детей с речевым недоразвитием характерны проблемы в восприятии смысла предложения, особенного развёрнутого, усложнённого различными дополнениями конструкциями. Они затрудняются в установлении смысловых и формальных связей между словами и словосочетаниями в предложении.

В представленной версии тренажёра упражнения по формированию умений анализировать и составлять предложения можно условно разбить на две группы: первая группа - подстановочные упражнения, вторая - восстановление деформированных предложений. Обе эти подгруппы упражнений можно использовать для предоставления синтаксического аграмматизма и для тренировки воспитанников в установлении смысловых и формальных связей в предложении. Однако каждое из этих упражнений решает свои специфические задачи.

Остановимся на упражнениях «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение».

Цель первого упражнения – формирование навыка правильного согласования слов в предложении.

Цель первого упражнения - формирование навыка правильного согласования слов в предложении. Перед воспитанником ставится задача выбрать из предложенных форм слова, нужную для данного предложения.

Прежде всего, логопед предлагает ознакомиться с материалом. Который представлен на экране монитора. Там дается предложение с одним пропущенным словом. Ниже предложены на выбор четыре формы этого же слова. Сначала попытайтесь, ребенка прогнозирует, какое слово может быть пропущено, и только затем находить это слово среди данных. Несколько иной алгоритм выполнения этого задания может быть предложен детям с очень грубой формой патологии: поочередная подстановка (в устной форме) каждой формы слова в предложение. Этот метод можно определить как метод лингвистического эксперимента или игровой метод «Веришь - не веришь». После проведенного эксперимента ребенок выбирает свой вариант и отмечает его курсором на экране монитора.

Игра по типу «Веришь - не веришь» может проводиться в паре, по стандартным правилам, с подсчетом очков у каждого игрока.

Очень полезный прием - аргументация своего решения или исправление ребенком своей ошибки. Это поможет учителю – логопеду сориентироваться в проблемах воспитанника, и в тоже время, целенаправленно формировать у ребенка такой вид связного высказывания, как рассуждение. Кроме того, оречевление собственных действий является необходимым этапом в формировании регулятивной и планирующей функций речи.

Несколько иную направленность имеет упражнение «Закончи предложение». Оно, на первый взгляд, проще предыдущего, поскольку в предложении надо подставить последнее слово. Но в самом задании заложена некоторая провокация. На выбор ребенку предоставляется четыре слова. Одно из них верное, второе - грамматически верное, но неподходящее по смыслу, третье подходит по смыслу, но имеет неподходящую грамматическую форму, четвертое - абсолютно неверное. Таким образом, ребёнок, выполняя данное задание, должен учитывать сразу два признака: формальный - грамматический и смысловой - семантический.

Следующее упражнение подстановочного типа - «Вставь предлог» - имеет более узкие цели и задачи. Оно направлено на формирование умения правильно использовать в предложении предложно-падежные конструкции.

Задание выполняется аналогично тому, как это делалось в предыдущем упражнении. Учитель – логопед предлагает детям ту или иную стратегию выполнения задания и выбирает группу предлогов, с которой будет работать воспитанник. Выбор зависит от тяжести дефекта, уровня освоенности программного материала, продолжительности обучения.

Предлоги сгруппированы следующим образом:

  • НА, ПОД, У — в предложениях будут пропускаться, и появляться в поле выбора только эти предлоги.

  • В, ЗА, ОКОЛО

  • ПО, ПЕРЕД, ДЛЯ

  • С, БЕЗ, ПРО

  • ОТ, НАД, ЧЕРЕЗ

  • ДО, МЕЖДУ, К

  • ИЗ, ОБ, ПРИ

  • ЗА, О, ИЗ-ПОД

Каждый из предлогов в группе сочетается только со своим падежом. Это значительно облегчает работу ребёнка.

Для тренировки детей в установлении смысловых и формальных связей между словами в предложении можно использовать упражнения второго типа «Восстанови предложение» и «Составь предложение». Это вариант компьютерной работы с деформированным предложением. Упражнения рассчитаны на читающих детей подготовительной группы, владеющих основами знаний по теме «Слово» и «Предложение». В упражнении «Восстанови предложение» ребенку предъявляется образец, с которым он знакомится столько времени, сколько это необходимо по его желанию или мнению педагога. После этого предложение распадается на отдельные слова, и ребенок должен восстановить порядок слов. Чтобы упражнение не превратилось в хаотичную перестановку слов, необходимо обучить ребенка действовать осмысленно. С этой целью логопед просит ученика внимательно прочитать предложение; рассказать, о чем он прочитал; повторить это предложение вслух; проверить себя, перечитав предложение. После того, как на экране возникнут отдельные «потерявшиеся» слова, действия ребёнка могут быть следующими:

  • прочитать внимательно слова,

  • вспомнить предложение и первое слово в предложении, восстановить предложение, постоянно перечитывая восстановленные отрывки и проверяя себя.

Работая с тематическими словарями («Семья», «Времена года», «Труд, профессии», «Животные», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Игры», «Игрушки», «Мебель», «Природа», «Цвета», «Общество»), учитель-логопед может использовать данное упражнение для закрепления лексики по определенной тематике, изученной на занятиях развития речи. Упражнение «Составь предложение», на первый взгляд, мало отличается от предыдущего. Используются те же тематические словари, применяется сходная методика работы. Однако следует обратить внимание на его характерную особенность. Она состоит в том, что в качестве нормативного может быть принято несколько вариантов порядка слов, поскольку задание не предполагает опоры на образец. Соответственно, к описываемому упражнению целесообразно обращаться после некоторого опыта работы с упражнением «Восстанови предложение».


Формирование связного высказывания с помощью логопедического тренажера

Связное высказывание или текст является наиболее сложной языковой единицей, независимо от того, какой характер он носит: монологический или диалогический. Сложность текста как языковой структуры состоит в его многокомпонентности и многозначности. Текст складывается из предложений, между которыми существуют более-менее жесткие связи, как из кирпичиков. В свою очередь предложения построены из более мелких составных частей - слов, которые связаны между собой грамматически и семантически. В то же время смысловое значение текста не может быть описано как сумма значений предложений или тем более слов. Однако незнание лексики и невладение грамматикой слушателями или читателями адекватно воспринять смысловое содержание текста. Кроме того, смысловое содержание текста, которое воспринимает каждый из нас при знакомстве с ним, различно в той или иной степени. Можно говорить о субъективном восприятии смысла текста, обусловленном многими причинами, в частности различным жизненным опытом, объемом энциклопедических знаний, глубиной постижения подтекста и др.

«Всякий слышит лишь то, что понимает»,- писал Плавт. И эти слова полностью относятся к результатам восприятия текста - каждый из нас получает из текста информацию, соответствующую его коммуникативным и жизненным установкам в данный момент времени.

В данном тренажере представлен материал по обоим направлениям работы: формирование навыка адекватного восприятия текста - упражнение «Пересказ» и формирование навыка построения связного высказывания1 — упражнение «Рассказ по картине».

Упражнение «Пересказ» может быть использовано в послебукварный период в течение продолжительного времени, поскольку имеет достаточный запас сложности и по протяженности текста и по жанру. Предлагаются следующие уровни сложности:

  1. уровень - простой короткий повествовательный текст из двух частей;

  2. уровень - простой повествовательный текст с элементами описания;

  3. уровень - простой повествовательный текст с элементами описания и временными конструкциями;

  4. уровень - повествовательный текст из с элементами описания и временными конструкциями, со сложноподчинёнными предложениями;

  5. уровень - большой описательный текст с элементами рассуждения;

  6. уровень - большой текст со скрытым смыслом;

  7. уровень - текст в научно-популярном стиле.

Предлагаемые виды работы с текстом однотипны для всех уровней: чтение текста, ответы на вопросы, поиск ключевых слов текста среди данных, пересказ текста по опорным словам.

Подготовка к пересказу текста начинается с установки: учитель – логопед формулирует цели и задачи, стоящие перед учеником: «Я прочитаю текст, мы вместе ответим на вопросы, выполнишь другие виды работы и подготовишься к пересказу».

Затем ребёнка просят внимательно прочитать текст два раза и запомнить его, чтобы подготовится к ответам на вопросы. Важным моментов является чтение названия рассказа и его обсуждение. Оно может проходить в режиме прогнозирования содержания рассказа перед первичным знакомством с текстом (Как ты думаешь, о чем будут этот рассказ?). Возможен другой вариант работы: после первичного знакомства с текстом педагог обсуждает с воспитанником, почему автор назвал свой рассказ, таким образом, т. е. выясняется главная мысль рассказа с точки зрения автора. Таким образом, обсуждение названия очень важно с точки зрения раскрытия темы рассказа или его главной мысли.

После знакомства с текстом переходят к работе по вопросам, с целью выяснения, насколько ребёнок усвоил фактологию рассказа. После того как ребенок ответил на первый вопрос, можно перейти к следующему. При этом учитель- логопед по своему усмотрению определяет количество вопросов к тексту и порядок их предъявления. Если воспитанник затрудняется при ответах на вопросы, ему предлагается дополнительно ознакомиться с текстом. Далее ребенку предлагается еще раз внимательно прочитать рассказ и подумать, какие слова в нем являются самыми главными. Это задание предлагается ребенку для выяснения ключевых моментов в тексте, помогающих осознать им предметное содержание рассказа, а также систему денотатных или логических зависимостей. Это позволяет перейти от механического запоминания лингвистического материала к смысловой перекодировке (по Н.И. Жинкину).

И последнее задание — пересказать текст по опорным картинкам, которые выводятся на экран монитора. Необходимо заранее обговорить с ребёнком, каков должен быть пересказ: подробный, краткий, выборочный, творческий или какой-либо другой.

Качество пересказа оценивается специалистом по заранее известным ребенку параметрам: логичность, цельность, последовательность, адекватность лингвистических средств, четкость произношения и др.

Второе упражнение «Рассказ по картине» направлено на формирование (совершенствование) умения учащихся составлять связный рассказа по картине.

Тренажером предусмотрено использование картин различного характера, позволяющих составить рассказы, отличающиеся по жанровой характеристике. Составление рассказов-описаний сельского и городского пейзажей возможно с использованием материала следующих произведений: Е. Волков «Октябрь», И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Левитан «Золотая осень», «Март», И. Остроухов «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И. Шишкин «Зима».

Рассказы-описания людей (портреты) с элементами рассуждения воспитанники могут составить по материалу таких картин, как: В. Васнецов «Богатыри», В. Васнецов «Алёнушка», В. Серов. «Девочка с персиками».

Следующие картины могут быть использованы для составления рассказов-повествований с элементами рассуждения: В. Васнецов «Иван-царевич и Серый волк», В. Перов «Тройка».

Таким образом, представленный изобразительный ряд может быть использован в качестве материала по составлению устных и письменных текстов.

Применение компьютерных технологий делает доступными для восприятия детей сложные произведения русских художников.

Рекомендуется начинать составление рассказов с многофигурных картин, имеющих выраженный сюжет, например, В. Васнецов «Иван-царевич и Серый волк». Данные произведения позволяют составить рассказ-повествование, и тем самым создать жестко структурированный текст с заданной последовательностью действий персонажей. В зависимости от возраста детей в рассказ могут включаться элементы описания и рассуждения. Поэтому предлагаемые картины могут использоваться в старшей и подготовительной группах. Работа по составлению рассказов с опорой на картину строится однотипно, однако предусмотрена возможность регулировать уровень помощи и степень развернутости зрительных и вербальных опор для каждого ученика.

Сначала воспитаннику предлагается рассмотреть картину, познакомиться с ее названием и автором. В ходе предварительной беседы выясняется, знакома ли картина ребенку, знает ли он ее автора, видел ли другие его картины, и вообще, какие картины он видел и запомнил.

Одновременно на репродукции высвечивается тот объект, о котором спрашивается, а остальное изображение затеняется. На следующем этапе работы мы возвращаемся к рассматриванию картины. Появляется репродукция, с которой учитель - логопед и воспитанник могут работать с высвечиванием того или иного объекта с помощью курсора. Учитель - логопед, высвечивая один объект за другим, имеет возможность задавать последовательность их описания, т. е. картинный план рассказа. В ходе повторного анализа изображения эффективно проводить работу по подбору определений, эпитетов, сравнений, глагольной лексики, уточнять грамматические формы и конструкции, планируемые для использования в тексте рассказа.

На этом этапе уже можно приступать к составлению рассказа ребёнком. При необходимости возможно использование следующих уровней помощи:

  • опора на вопросы;

  • опора на вопросы и ключевые слова.

При этом ключевые картинки учитель – логопед может выводить на экран на какое-то определенное время, чтобы ребенок мог «подсмотреть» их или на все время работы по составлению рассказа.

Не менее интересным видом работы является составление коллективного рассказа. Рассказ составляется по сюжетной картине. Не менее интересным видом работы является составление коллективного рассказа. Рассказы, составленные детьми, фиксируются учителем – логопедом в письменном виде с последующей его правкой. Такие рассказы могут быть красочно оформлены и затем использованы для творческих конкурсов.


Психолого-педагогическое обоснование

тренажёра «Дельфа – 142.1».

Психологическая основа тренажера

Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет человеку решать разнообразные задачи своей деятельности.

Система образования - одна из наиболее бурно развивающихся в «информационном обществе» — требует по-новому образованных людей. Поэтому применение новых педагогических технологий, в том числе и тех, которые эффективно используют компьютерные педагогические средства, стало необходимостью на самых ранних этапах обучения. Компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией. Его программа содержит упражнения, направленные на преодоление недостатков в формировании звуковой стороны речи (постановка правильного речевого дыхания, коррекция назального оттенка голоса, формирование умения произвольно изменять силу голоса, развитие полноценного фонематического восприятия, обучение слитному произношению слов различной звуковой и слоговой сложности); коррекцию лексико-грамматической сторон речи (работа над звукобуквенными грамматическими обобщениями, формирование обобщенного лексического значения слова, расширение словарного запаса в рамках различных морфологических категорий), а также предупреждение или коррекцию нарушений чтения и письма. Тренажер «Дэльфа-142.1» прошел успешную апробацию в дошкольных и школьных учебных учреждениях, где обучаются дети с разными вариантами отклонений в развитии.

Поскольку диапазон применения данного логопедического тренажера достаточно широк, он должен решать множество специфических задач, связанных с особенностями психического развития каждой из категорий детей: с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития

Авторы-разработчики тренажера «Дэльфа-142.1» постарались учесть все эти особенности психического развития тех категорий детей, для которых создавалась программа.


Как тренажер помогает решить задачи психологического характера


Коррекция целостности восприятия

Каким образом в программе осуществился учет особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками.

Во-первых, это определенные требования к формам и размерам картинок и слов. В программе отсутствуют предметы с размытыми контурами, нарушением пропорций, перекошенными углами и пр. Для демонстрации слов выбраны хорошо читаемые шрифты. Размер букв достаточно велик, что позволяет ребенку без напряжения прочитывать слово. В картинках максимально выражен контур, изображения простые и понятные детям.

Во-вторых, это требования к времени демонстрации материала на экране. Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит. В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. При работе с крупными единицами (например, с предложениями) ребёнку и учителю - логопеду предоставляется возможность самостоятельно выбрать время демонстрации. Только после того, как ребенок полностью прочитал то, что было написано на экране, нажимается кнопка «Начать» или «Пуск».

Для коррекции целостности восприятия педагог может использовать следующие упражнения программы: «Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей», «Собери букву (для отличников)». На экране появляются детали определенной буквы. Их может быть 2, 4, или 4 + 2 лишние. Ребенок может тренироваться в составлении целостного образа из частей. На начальном этапе для коррекции целостности восприятия рекомендуется выбирать самые простые образы букв, например, Г, Л, О, П, С, Т. Затем более сложные, такие как А, Е, З, И, К, М, Н, Р, У, Х, Ч, Ь, Ъ, Э. И на завершающем этапе можно использовать самые сложные образы букв: Б, В, Д, Ё, Ж, Ф, Ц, Ш, Щ, Ю, Я.

Для отработки заданий совсем необязательно ждать окончания букварного периода (так как список предъявления букв может быть установлен учителем – логопедом). Кроме того, анализ составляющих элементов, знакомых и незнакомых букв очень полезен в плане пропедевтики грядущих затруднений.

Предлагаемые упражнения имеют несколько уровней сложности. Наиболее прост вариант, предполагающий сборку буквы из двух частей. Более сложный вариант — составление буквы из четырех частей. И самый сложный — это видно уже из названия упражнения — «Собери букву (для отличников)».

Коррекция восприятия, пространственной ориентации может осуществляться на упражнениях «Найди букву», «Найди слог», «Мозаика». В этих упражнениях наряду с пространственной ориентацией, умением глобального восприятия слога или слова развивается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию и переключению. В упражнениях предусмотрены разные уровни сложности: восприятие трехбуквенных и четырех - пятибуквенных слов.


Коррекция разных сторон внимания и памяти

Каким образом в программе осуществился учет особенностей внимания и памяти разных категорий детей:

Одним из проявлений расстройств внимания является узость его объема, который у старших дошкольников с тяжелыми речевыми или двигательными нарушениями составляет в среднем 3-4 единицы. В соответствии с этой особенностью в рабочей зоне экрана находится не более 3-х картинок или слов. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания. Материал, непосредственно составляющий смысл упражнения (картинки, слова, предложения) выполнен крупно и ярко. Это помогает детям сконцентрироваться на задании и дольше его выполнять. В блоке «Предложение» предусмотрены различные уровни сложности, в зависимости от протяженности предложения: трехсловные, четырех-пятисловные, шести-семисловные. Более протяженные предложения потребуют либо хорошо сформированной вербальной памяти, либо мнемотехнических приемов для запоминания. Свойствами внимания детей с проблемами в развитии объясняется и разделение экрана в тренажере на несколько зон. Задание к упражнению всегда появляется вверху. Так называемое «рабочее поле», с которым будет активно работать воспитанник расположено в центральной части экрана, «поле выбора», где расположен материал для анализа и соотнесения с материалом в рабочем поле занимает нижнюю часть экрана. В некоторых упражнениях внимание ребенка искусственно привлекается к «полю выбора» Чтобы облегчить понимание задания и упростить решение главной задачи. Например, в упражнениях «Восстанови порядок слов», «Вставь пропущенное слово» в поле выбора существует привлекающее внимание цветовое пятно — коврик, на котором расставлены глиняные горшочки со словами. Ребенок непроизвольно обращается к этому полю, учитель – логопед прочитывает имеющиеся слова, ребёнок пытается провести их грамматический анализ.

Расстройства внимания затрудняют усвоение материала, а вследствие быстро наступающего утомления дети не могут длительно выполнять однообразные виды работ. Чтобы избежать быстрого утомления в программе предусмотрен целый комплекс различных приемов. Например, тренировать ребенка в постановке буквы в слово можно производя сортировку записанных на экране слов, осуществляя выбор картинок, конструируя из кусочков, целую картинку, передавая слова веселым человечкам и т. д.

Известно, что дети легче запоминают предметы и изображения желтого, зеленого, красного и синего цветов. Учитывая эту особенность, текстовый материал, призванный привлечь внимание ребенка и выбранный для запоминания в основном выполнен в этих тонах.

Для коррекции памяти и внимания педагог может использовать следующие упражнения и приемы.

Работа над непроизвольным запоминанием может проводиться на любом упражнении. Ребенок выполняет задание «Собери букву». Он собирает несколько букв, подводится итог его работе. Затем учитель – логопед может спросить, какие буквы только что собирал ребенок. Результат воспроизведения можно проверить, выбрав режим «Повтор», при котором все собранные буквы выводятся на экран. Тот же принцип работы может использоваться при выполнении упражнений «Найди букву», «Найди слог», «Картинки», «Сортировка слов», «Конструктор», «Грузовик», «Прятки» и т. д. Вопрос о том, над какими словами или буквами мы работали, какие картинки ты запомнил, должен звучать в конце каждого занятия. Это будет стимулировать мнемическую деятельность ребенка и позволит в более короткие сроки добиться ощутимых улучшений качества памяти.

Для развития произвольного запоминания, увеличения объема оперативной памяти можно использовать другие упражнения. В этом смысле наиболее показательными являются «Мозаика» и «Мерцающая мозаика». На экране ребенок видит сетку из 9 квадратов. В каждом из квадратов появляется слово. Важно запомнить это слово и его место расположения, либо зрительно соотнести его с образцом. Время показа слов учитель – логопед может установить в зависимости от возможностей ребенка. Упражнения типа «Мозаика» полифункциональные. При их выполнении ребенок тренирует концентрацию и переключаемость внимания, объем памяти, развивает звукобуквенный анализ слова.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления

В развитии наглядно-образного мышления большую роль играют два взаимосвязанных условия. Первое - формирование у детей умений различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты. При этом формируется умение оперировать образами предметов, совершенствуется и усложняется структура образов, образуется система конкретных представлений о предмете. Второе условие - развитие речи.

В программе «Дэльфа-142» существует целый ряд упражнений, позволяющих тренировать ребенка в соотнесении объекта с его планом или частью. Это, например, все упражнения типа «Собери букву», упражнения «Найди букву», «Найди слог», «Конструктор», а также «Распредели существительные по обобщающим понятиям». Реализация второго условия - это непосредственная задача всего логопедического тренажера.

В развитии словесно-логического мышления определяющую роль играет использование понятий, логических конструкций, формирующихся на основе самостоятельных языковых средств. Существует ряд условий, необходимых для формирования словесно-логического мышления.

1.формирование речи как средства мыслительной деятельности. Работу в этом направлении следует начинать на материале практических задач, условия в которых выражены наглядными средствами. При этом речь выступает как средство произвольного управления образами. В логопедическом тренажере предусмотрено несколько вариантов упражнений данного типа: «Картинки», «Грузовик», «Прятки простые» и «Прятки сложные» (на материале картинок). Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать детей не только называть предметы и действия с ними, но и использовать словесные обозначения пространственных отношений между ними, характеризовать временную последовательность. Использование разных способов словесного определения одной и той же предметной ситуации позволяет глубже понять ее, способствует гибкости мышления.

2.обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений. Для этого нужно научить детей устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов, признаков действий, отношений - к словесным обозначениям. При этом связи должны быть многообразными. В этом большую роль играют разнообразные грамматические конструкции (предложные, союзные, согласование слов в роде, числе, падеже и т.д.). В реализации этого условия большую помощь могут оказать упражнения блока «Предложение», в частности «Составь предложение», где в программу заложены все возможные варианты составления высказывания из предложенных слов; «Выбери форму слова», позволяющее тренировать ребенка в сочетаемости слов по формальным показателям; «Выбери предлог», в котором основное внимание уделяется смысловым и формальным показателям предлогов; «Выбери союз» — простые предложения в составе сложного.

3. развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Упражнения программы помогают тренировать детей в этом направлении на материале образов, слов и звучащей речи. В частности, проводить дифференциацию оптических образов букв («Собери букву», «Найди букву», «Найди слог»). Эффективно решить задачу развития словесно-логического мышления позволяет, в частности, специальная организация языкового материала, направленная на активизацию самостоятельной речевой деятельности ребенка.

Развитие личностной сферы детей

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с проблемами в развитии, имеет важное значение в возникновении у него определенных личностных черт. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, общения со взрослыми и сверстниками. Нарушение словесного общения создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи и общее недоразвитие отрицательно сказываются на осознании своих и чужих эмоциональных состояний, затрудняют формирование самосознания и других личностных черт. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир духовных переживаний и приводит к трудностям.

При работе с программой появляются только положительные эмоции. Этому способствует общий «природный» стиль тренажера, добрые, веселые картинки, отсутствие резких звуков и быстрого движения на экране. В качестве центрального персонажа выступает добрый, улыбающийся Старичок-Боровичок. Он вместе с ребенком радуется успеху - прыгает, хлопает в ладоши. В случае неудачи он не ругает, а огорчается, сопереживает детям. Это дает замечательный пример реагирования на чужие удачи и промахи. В словарях программы есть так называемая «аффективно окрашенная лексика» — это качественные прилагательные. На основе этих языковых средств есть возможность параллельно поработать над эмоциональным развитием ребенка.

Большие сложности порой возникают с оценкой и самооценкой. Программа стимулирует развитие реальной самооценки у детей. Система оценок тренажера объективна и не предполагает разночтения. В то же время она мягкая и корректная и не обижает детей. Чтобы ученик мог оценить результаты своего труда, сравнить их с предыдущим выполнением задания, в программе предусмотрен режим выведения итога работы. Без выставления оценок подсчитывается количество правильных и неправильных ответов на вопросы.

В каждом из упражнений программы существует два режима их выполнения. Это — «Обучение» и «Контрольная». При запуске упражнения, то есть по умолчанию, автоматически установлен режим «Обучение». Это сделано не случайно. Данная установка — следствие логики развития любой деятельности от знакомства с проблемой, через попытки самостоятельного выполнения к быстрому и безошибочному решению вопросов. При первой ошибке тренажер привлекает внимание ребенка к строке задания. Вполне вероятно, что ошибка может быть вызвана тем, что ребёнок неверно воспринял смысл задания. При этом, учебная часть задания (буква, слог, слово и т. д.) не меняется. Ребёнок возвращается к решению той же самой задачи. При второй ошибке, которая чаще всего может быть вызвана тем, что ребенок неверно решил учебную задачу, тренажер указывает на верный выбор миганием. Например, если ребенок ошибся в выборе буквы из ряда представленных на экране, верная буква в течении нескольких секунд мигает, максимально упрощая решение задания. Если и в этом случае ребёнок не справляется с упражнением и совершает третью подряд ошибку, на экране появляется большой вопросительный знак — символ действия «Обратись к логопеду». Оценивая свои возможности ребенок в праве претендовать на определенный уровень сложности выполнения задания и на режим выполнения. Результаты его работы будут объективно представлены на экране.

Игровые приемы обучения

Игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Любой вид работы требует сформированности определенной мо-тивационной основы. Чтобы ребенок полноценно мог выполнять определенное учебное задание, его необходимо заинтересовать процессом или результатом выполнения. Компьютер как таковой, в некоторой степени, помогает решить эту задачу. Однако, если ребенок сталкивается с выполнением скучных или однообразных заданий, мотив его деятельности быстро распадается. В этих условиях единственным оптимальным средством обучения детей становятся дидактические игры и занимательные задания. Они позволяют сохранить стойкий интерес к выполнению операций, передавать и закреплять знания в рамках естественной для детей игровой деятельности.

Программа «Дэльфа-142» построена исключительно на основе игровых приемов. Дети зажигают свечки на праздничном пироге и на новогодней елке, заставляют разговаривать Колобка и Бегемотика, помогают вытащить репку, поднимают в воздух вертолет, играют с веселыми человечками, перемещают занимательные картинки, собирают разрезную картинку, наблюдают за движением грузовичка по дороге и т. д. Дети могут не замечать, что выполняя эти веселые задания они усваивают сложные лингвистические понятия, формируют грамматический и лексический строй речи, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.

Для поддержания у ребенка устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в программе предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала. Это картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Программа содержит стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале. Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Учитывая психологические особенности детей, программа предлагает дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики.


Уровневый подход к обучению и учет зоны ближайшего развития

В рамках ведущей деятельности детей программа «Дэльфа-142» опирается и на их зону ближайшего развития. Состав и характер упражнений программы определяется не только тем, что ребенок может сделать уже сейчас, но и содержанием тех задач, которые ребенок хотя еще не может без ошибок решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. То, что первоначально будет выполняться ребенком под руководством педагога, станет затем его собственным достоянием.

В программе реализован уровневый подход к обучению. Существует несколько блоков заданий (меню), расположенных по принципу усложнения речевого материала, с которым будет работать ребенок. Это, в частности, блоки: «Звук», «Буква», «Слог», «Слово», «Предложение». Они рассчитаны на работу с учеником как в добукварный, так и в послебукварный период обучения. Внутри каждого из этих блоков задания усложняются от первого к последнему. Это, например «Собери букву из двух частей», «Собери букву из четырех частей» и «Собери букву (для отличников)», «Найди букву» и «Найди букву (для отличников)», «Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)». Усложнение в упражнениях, посвященных собиранию буквы из частей производилось по принципу увеличения количества деталей для сборки. В задании для отличников дополнительно на экране появляются лишние детали. Это заставляет ребенка совершить пространственный анализ всех имеющихся деталей. В упражнениях типа «Найди букву» усложнение происходит за счет усиления сходства букв. В поле для выбора упражнения «Найди букву (для отличников)» присутствуют только очень похожие по графическому изображению буквы. В упражнениях типа «Волшебный колодец» иная логика усложнения. Упражнения посвящены работе над развитием слогового анализа слова. В более простом варианте на экране появляется исходное слово-образец, с которым можно сравнить порядок слогов, появившихся в окошечках колодца. То есть существует визуальная опора. Можно изменить параметры в задании, и вместо визуальной опоры появится изображение микрофона. В этом случае ученик будет опираться на аудиальный образец. В самом сложном варианте слово-образец вообще не появляется. Ребёнку необходимо прочитать набор слогов в окошечках и самостоятельно попытаться составить из них слово. Только при второй ошибке слово-образец появляется на экране на непродолжительное время, в течении которого не всегда удается прочитать его полностью. Ребёнок имеет возможность полноценно воспринять первый слог слова-образца.

Уровни сложности предусмотрены также и внутри каждого из заданий. Например, в упражнении «Конструктор» ребенок может работать с картинками или с написанными словами, в зависимости от своих лингвистических возможностей; в упражнении «Грузовик» можно работать на разной скорости, от самой медленной до очень быстрой; в упражнении «Прятки» можно опираться на зрительное или на слуховое восприятие (демонстрация картинок на экране или аудирование), в упражнении «Мозаика» можно находить слова, состоящие из трех букв, или, на более сложном уровне, состоящие из четырех-пяти букв и т. д.

В каждом из упражнений логопед самостоятельно выбирает то количество заданий, которое будет выполнять конкретный ребёнок. Этот выбор может быть продиктован индивидуальными качествами ребенка (его усидчивостью, утомляемостью, скоростью протекания нейродина-мических процессов и т. д.) или логикой проведения занятия. При этом выборе также осуществляется уровневый подход к проведению занятий. Так, в процессе работы можно увеличивать или уменьшать количество заданий в зависимости от усвоения программы дошкольником. Уровневый подход в построении программы «Дэльфа-142» нашел свое отражение и в созданной системе работы с лексикой. Система словарей строится следующим образом. Существуют базовые общие словари, многие из которых содержат несколько сотен и даже тысяч слов и словоформ. Они разработаны с учетом соответствия программным требованиям. Кроме них выделены специальные базовые тематические словари, с которыми ученики смогут работать на логопедических занятиях во время изучения соответствующих тем на уроках развития речи и ознакомления с окружающим. Но, логопеду предоставляется возможность формировать более мелкие словари для каждого ученика, с учетом его языковых способностей. Так, например, словарь ребёнка Н. Н. может первоначально содержать 20 слов, хорошо ему знакомых. По мере расширения его словарного запаса логопед дополняет изученные слова в словарь, и ребенок имеет возможность закреплять их в ходе выполнения упражнений тренажера.

Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ребёнка, учет его реальных возможностей и зоны ближайшего развития.



Интеграция образовательных областей

Тренажер «Дэльфа-142.1» предлагает подход к развитию детей. В его программе осуществлена взаимосвязь между различной образовательной деятельностью: ФКЦМ, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и т. д. В основном эта взаимосвязь прослежена в подборе лексики. Система словарей тренажера опирается на программные требования ко всем этим предметам. В частности, кроме общих словарей, существуют тематические словари: «Пища», «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» — то есть то, что формально можно отнести к лексике по Ознакомлению с окружающим миром; словари «Признаки», «Глаголы» можно отнести к предмету Развитие речи и т.д.

Кроме того, существует целый ряд упражнений, помогающих справиться с проблемами в чтении и письме («Найди букву», «Найди слог», «Мозаика», «Волшебный колодец»). А также упражнения, целью которых является расширение лексического запаса и грамматической стороны речи детей (блоки упражнений «Слово» и «Предложение»).














Литература

  1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.

  2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обучаю-

щихся с тяжелыми нарушениями речи (проект) // Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ч. II. — М., 1999. - С. 282-302.

  1. Исаков А.Ю. Коррекция речи с помощью специального логопедического тренажера (Методические рекомендации) // Логопедический тренажер «Дэльфа-141»: практическое руководство — М.: ТОО «Фирма "Дэльфа"», 1998.

4.Королевская Т.К. Коррекция устной речи с помощью компьютерного тренажера (Методические рекомендации) // Сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху «Дэльфа 130»: практическое руководство. — М.: ТОО «Фирма "Дэльфа"», 1994.

  1. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших

школьников. - СПб., 1998.

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

  1. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов

педагогических вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.,1998.

  1. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 1997.

10.Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

  1. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб.: Питер, 2001.

  2. Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (проект). — М, 1990.

  3. Российская Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи: Дисс. ... канд. пед. наук. — М, 1999.

  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. —

М., 1989.

  1. Шипицына Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1993. - № 4.- С. 8-13.

  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика,

1989.ЛевинаР.Е. Опыт изучения неговорящих детей. - М.: Учпедгиз, 19


1 В настоящем варианте тренажера формируются навыки, касающиеся монологического высказывания.

Кабланова Татьяна Петровна

Учитель – логопед МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка»


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос