Формулы сокращённого умножения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по алгебре 7 класса
(Дополнение к учебнику для основной школы авторов
Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин)
«Формулы сокращённого умножения»
автор: Шкромада Елена Алексеевна
учитель математики ГБОУ СОШ №548
г.Санкт-Петербурга
2013
Предисловие
Очень часто приведение многочлена к стандартному виду можно осуществить путём применения формул сокращённого умножения . Все они доказываются непосредственным раскрытием скобок и приведением подобных слагаемых. Формулы сокращённого умножения нужно знать наизусть, что вызывает у школьников немалые проблемы при заучивании и применении их в алгебраических преобразованиях. Учебное пособие содержит задания для заучивания формул и применения при упрощении выражений, решении уравнений и другие задания на внимание, обдумывание и применение. Для каждой формулы подобраны контрольные задания трёх уровней: простые, среднего уровня и повышенного для подготовленных детей, а также ответы к ним.
Пособие предназначено для семиклассников, учителей-предметников для работы на уроке и родителей, желающих подтянуть или укрепить знания ребят по теме «Формулы сокращённого умножения».
Содержание
Глава 1. Разность квадратов.
1.1.Упражнения для памяти 4
1.2.Задания для закрепления 5
1.3.Контрольные задания 7
Глава 2. Квадрат суммы (разности).
2.1.Упражнения для памяти 8
2.2.Задания для закрепления 9
2.3.Контрольные задания 12
Глава 3. Сумма (разность) кубов.
3.1.Упражнения для памяти 13
3.2.Задания для закрепления 14
3.3.Контрольные задания 16
Глава 4. Куб суммы (разности).
4.1.Упражнения для памяти 17
4.2.Задания для закрепления 17
4.3.Контрольные задания 18
Глава 5. Совместное применение формул сокращённого умножения
5.1. Упражнения обязательного уровня усвоения 19
5.2. Упражнения повышенного уровня 22
Глава 1. Разность квадратов а2 – b2 = (a – b)(a + b)
1.1.Упражнения для памяти
1.1.1.Заполнить пропуски: отметка о выполнении
верно неверно не приступил
a2 - b2 = (a…b)(a + b)
a2 – b2 = (a – b)(a…b)
a2…b2 = (a – b)(a + b)
m2 - n2 = (m + n)(m…n)
k2 – 4 = (…-2)(…+2)
x2 – 9 =(x -…)(x +…)
25 – 4a2 = (…-…)(…+…)
49/100 – b2= (… - b)(… + b)
1/16x2 – 4y2 = (… -… )(… + … )
(f – 3)(f + 3) = ….- 9
(2a – b )(2a + b) = …. – b2
(x – 3y)(x + 3y) = x2 - …
(7 - 2t)(7 + 2t) = 49 - …
(1/2 + h)(1/2 – h) = … - …
(3/5 – ab)(3/5 + ab) = … - a …b…
(10 x – 3y)( 10x + 3y) = … - 9y…
(x2 – a2)(x2 + a2) = x… - a…
(0,3c3 – 2 b3)(0,3c3 + 2b3) = … - 4…
(4f2b + c)(4f2b – c) = … - c2
9х2 – 1/16 y6 =(…x - .. .y…)(…x + .. .y…)
1.1.2. Найди ошибку Отметка о выполнении
верно неверно не приступил
(5х –b)(5x +b) = 25x - b
9a2 – b2 = (9a - b)(9a + b)
(1/4 +c)(1/4 – c) = 1/8 – c2
(0,8x2 - y)(0,8x2 + y) = 0,64 x2 – y2
100a2 – b4 = (10 a2 + b2)(10a2 – b2)
1.2. Задания для закрепления
1.2.1.Упростите выражение:
а) (a - 2b)(a + 2b) – (a – b)(a +b)
Решение:
Ответ:
б) x2 + (0,2 – x)(0,2 + x)
Решение:
Ответ:
1.2.2. Решите уравнение, применив формулу разности квадратов
а) (x – 5)(x + 5) = x2 – 5x
Решение:
Ответ:
б) (x-7)2 – 9 = x – 4
Решение:
Ответ:
1.2.3. Представить в виде многочлена Ответ
1).(c4-d2)(d2 +c4)
2).(0,2a-b3)(b3 +0,2a)
3).(2x5-3y2)(2x5 +3y2)
4).(0,6x
+0,7y3)(0,7y3-0,6x)
5).(m4-n7)(n7 +m4)
6).(1,2c2 +3d)(1,2c2-3d)
7).(5x2-0,4y2)(0,4y2+5x2)
8).(8z6-5y3)(8z6 +5y3)
9).(0,2m2 +0,3y5)(0,3y5-0,2m2)
10).(1,3x2-d)(d
+1,3x2)
1.2.4. Применение формул для упрощения расчётов
672 - 572 =
662 - 342 =
73х67 =
105х95=
1.3. Контрольные задания
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Разложить на множители:
1) х2 – 4 1) х2 – 100y2 1) 0,25a2 – 0.09b2
2)1/16 a2 – 9 2) 4/9 a2 - b4 2) x6 – y2
Применив формулу разности квадратов, вычислить:
3) 43х57 3) 94х106 3) 86х94
Найти значение выражения, применив формулу разности квадратов:
4) 252 – 242 4) 42 + 32 4) 275 – 176
52 + 24 132 - 122 625 – 256
Решить уравнение:
5) 16х2 – х3 = 0 5) 1/25x – 0,04x3 = 0 5) (х – 1)(х + 1) – х(х – 3 ) =
2(x-1)
Ответы к контрольным заданиям:
Глава 2. Квадрат суммы(разности) (a + b)2 = a2 + 2ab + b2
(a – b)2 = a2 – 2ab + b2
2.1. Упражнения для памяти
2.1.1. Заполнить пропуски: Отметка о выполнении
верно неверно не приступил
(a + b)2 = a2 …2ab…b2
(a – b)2 = a2 -…. + b2
(2 + x)2 = … + 4x + x2
(3 – x )2 = 9 - …. + x2
(2а – 3в2)2 = 4а2 – 12ав2 + …
9а2 – 12а + 4 = (….- 2)2
4у2 + 12х2у + 9х4 = (2y …. )2
0,04x2 – 0,4x +1 = (….. – 1)2
16/100c2 +… cb + b2 = (…. c + b)2
….a2 - …. ab +1/4b2 = (1/3a -…. b)2
(15a + …)2 = 225a2 + 12ac3 + 0, 16c6
(3a + 2, 5b)2 = 9a2 + 6, 25b2 + …
(… - 2a)2 = … - 12ab + …
(3x + …)2 = … +... + 49z2
(… + 2b)2 = a2 + 4ab + 4b2
(3x - …)2 = 9x2 - 6ax + a2
(… + 2a)2 = 100 + 40a + 4a2
(… + 9c)2 = 36a4 + 108a2c + 81c2
1/9a6 -… a3b2+1/4b4 = (1/3… - 1/2b…)2
2.1.2. Найди ошибку: Отметка о выполнении
верно неверно не приступил
(2а – 3в2)2 = 4а2 – 6ав2 + 9в4
(2а – 3)2 = 4a2 + 12a – 9
(х + 3у)2 = х2 + 9у2 - 6ху
a2 – 9aca + 6c2 = (a – 3c)2
m4+6m2+36 = ( m2 + 6)2
2.2. Задания для закрепления
2.2.1.Упростите выражение, используя формулы квадрата суммы (разности) чисел:
а) (4х + 1)2 – (4х – 1)2
Решение:
Ответ:
б)Упростите выражение, используя формулу квадрата разности:
Решение: (4х + 1)2 – (4х – 1)2 = ( ( )-( ))(( )+( ))=
( )( )=
Ответ:
в)Докажите, что значение выражения не зависит от m
(m + 5)2 – (m + 3)(m + 7)
Решение:
2.2.2. Решите уравнение:
a) 25x2 + 20x + 4 = 0
Решение:
Ответ:
б) 4a2 - 2a+1 =0
Решение:
Ответ:
в) (x – 1)(x + 1) – (x - 2)2 =0
Решение:
Ответ:
2.2.3. Представить в виде многочлена: Ответ
а) (2a – b)2
б) (0,1x + 2y)2
в) (1/3c + k)2
г) (a2 – 0,5b)2
д) (0,3x3 + 0,5y2)2
е) (7a4 – 0,2b3)2
ж)(0,1x-0,9)(0,1x+0,9) – (0,1x – 0,9)2
2.2.4.Вычислите, используя формулы сокращенного умножения :
Пример : 312=(30 + 1)2 = 302 + 2x30x1 + 12 = 900 + 60 + 1 = 961
522 =
992 =
3202 =
73х67 – 512=
(672 – 572) – 262 =
2.3. Контрольные задания
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Разложить на множители
1) a2 +2a+1 y2 +10y+25 4x2-12xy+9y2
2) 4y2 +20y+25 9/16 – 12a2 +64a4 1/9a6 +1/3a3b2 +1/4b4
Применив формулы сокращённого умножения, вычислить
3) 512 71х69 – 612 (492 – 392) - 242
Решите уравнение:
4) ¼ +x2 – x = 0 4x2 -12x +9=0 (4а – 1)2 – 4(2а – 1) = 16a2
Упростить выражение:
5) (x+5)2 _ x2 +10x (x-1)2 _ (x-2)2 9p2 + 4 + 6p
5 5 2 2 4 – 9p2
Ответы к контрольным заданиям:
Глава 3. Сумма (разность) кубов a3 + b3 = (a + b)(a2 – ab + b2)
a3 – b3 = (a – b)(a2 + ab + b2)
3.1. Упражнения для памяти: Отметка о выполнении
верно неверно не приступил
3.1.1.Заполни пропуски:
x3 + y3 = (x + y)(…. xy …..)
x3 – y3 = (………)(x2 + xy + y2)
…-…..= (x – 4)(x2 + 4x + 16)
1 + 8a3 =(1 + 2a)(1…2a….4a2)
…- 27x3= (….- …..)(1 + 3x + 9x2)
(1/2 + ab)(1/4 – 1/2 ab + a2b2) =…. + ….
(a2 – b2)(a…. + a2b2 + b….) = …..-……
(4у – 1)(16у2 + …. + 1) = ………1
(5х + 4) (25х2 – 20х + …. )= 125x3 +….
b²
+20b+…
= (…. + ... )²
216m²
- ….= (…..- 8m)(
…..+ 8m)
(…..
+ 3x)² =49y² +…. + …..
(3a
+… )(3a - ….) = …… - 81
(5x
- ….)² = …. - …. + 16
64x3 - ….= (…. – y2)(… +4xy2 + … )
(3/4 + ab)(… - 3/4ab +… ) =… + ….
3.1.2.Найди ошибку: Отметка о выполнении
верно неверно не приступил
(4у
-3х)(4у+3х)=8у² - 9у²
100х²
- 4у²=(50х-2у)(50х+2у)
(3х+у)²=9х² - 6ху + у²
(6a-9c)²=36a² -54ac +81c²
х³+8=(х+2)(х² - 4х+4)
3.2. Задания для закрепления
3.2.1. Найти значение выражения
а) (2a + 3b)( 4a2 – 6ab + 9b2), при a = 2; b = 1.
Решение:
Ответ:
б) (x + 3)(x2 – 3x + 9), при x= ½
Решение :
Ответ:
3.2.2. Решите уравнение:
а) x4 – x = x2 +x + 1
Решение:
Ответ:
б) x3 + 2x2 – 9x – 18 = 0
Решение:
Ответ:
3.2.3. Преобразуйте в многочлен Ответ
а) (x + 6)( x2 – 6x + 36) – 2(x – 3)(x + 3)
б) (a – 4)( a + 1) + (a2 – a + 1)(a + 1)
в) -2(x-1)x – (x + 7)(x2 -7x + 49)
г) -2(x+ 2)2 – (x +5)(x2 – 5x + 25)
д) (с – 7)(с2 +7с + 49) – (с - 3)с
е) 2v(v +5) – (v – 1)(v2 +v + 1)
ж) y(y + 1) – (y + 2)(y2 – 2y + 4)
3.2.4.Вычислите, используя формулы сокращенного умножения :=
=
=
9992 =
3.3 Контрольные задания
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1)Преобразуйте в многочлен
(x + 2)(x2 – 2x + 4) (a – 1)(a +1) - (a -1)(a2 +a+1) (b +4)(b2 -4b+16) - (b2-3)b
2) Вычислите:
3) Решите уравнение:
x3 – 1= x(x2 +1) - x4 - x =x3 - x2 +x x3 + 6x2 – x – 6 =0
Ответы к контрольным заданиям:
Глава 4. Куб суммы (разности) (a + b)3 =a3 + 3a2b + 3ab2 + b3
(a – b)3 = a3- 3a2b + 3ab2 - b3
4.1.Упражнения для памяти Отметка о выполнении
верно неверно не приступил
4.1.1. Заполнить пропуски:
(a +b)3=a3 + … + …..+b3
(a – b)3= a3 …3a2b+3ab2… b3
(2 + x)3 = …+12x+6x2 + ….
(c – 3)3 = c3 – 9c2 + ….. – 27
(1/2 + y)3 = 1/8 + …. + 1,5y2 + y3
125 + ……+ 15a2 +…….= (5 +a)3
(2a - …. )3 = 8 a3 - 12 a2b + 6a b2 - b3
(3b + 2a)3 = 27 b3 + …. +…. + 8 a3
4.1.2. Найди ошибку:
(3х+1)3= 27х3 + 9х + 9х +1
(5a – 2)3 = 125a2 – 150a2 + 60a - 8
(y – 1/3)3= y3 + y2 – 1/3y + 1/27
4.2.Задания для закрепления
4.2.1. Показать, что выражение (а – 2)3 – (а (3 + (а – 3)2) – 10) при всех значения а, равно 2.
Решение:
Ответ:
4.2.2.Реши уравнение: ((х + 6)3 – х(х + 9)2) : 27 = 1
Решение:
Ответ:
4.2.3.Вычислить:
0,43 + 3*0,4*0,1 + 0,03*0,4 +0,001=?
Решение:
Ответ:
4.3.Контрольные задания
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1)Преобразуйте в многочлен
(2 +c)3 (x – y2)3 (1/2x2y – xy2)3
2) Возвести в куб выражение:
(a +b+c)3 (a+b+c+d)3 (a + b)5
Ответы к контрольным заданиям:
Вариант 1.1) 8 + 12с +6с2 + с3; 2) a3+b3+c3+3a2b+3ab2+3ac2+3bc2+3a2c+3b2c+6abc;
Вариант 2.1)x3- 3x2y2+3xy4-y6; 2)a3+b3+c3+d3+3a2(b+c+d)+3b2(a+c+d)+3c2(d+a+b)+3d2(a+b+c)+6(abc+abd+acd+bcd);
Вариант 3.1) 1/8x6y3 – 0,75x5y4+1,5x4y5- x3y6; 2)10a2b3+5ab4+b5.
Глава 5. Совместное применение формул сокращённого умножения
5.1. Упражнения среднего уровня
5.1.1.Упростите выражение и выберите верный ответ:
(x +6y)2 – (6y + 5x)(6y – 5x) + x(12y – 6x)
Решение:
|
|
|
5.1.2. Проведите соответствия, соединив стрелками
А)
(a - b)2 |
|
1)m4-6m2n+9n2
|
5.1.3.Вычислите значение выражения:
(y+5)(y2 – 5y + 25) – y(y2 + 4), при y = - 25
Решение:
Ответ:
5.1.4. Сравнить: 372 и 36 · 38
36 · 38 =(37-1) · (37+1)= 372 – 12
Значит, 372 > 36 · 38.
Задание.
Сравнить: 742 и 73х75
Решение:
Ответ:
5.1.5. Представьте в виде многочлена:
а) ( x + 7)2;
б) (-4n3 + n)(n + 4n3)
5.1.6. Разложите на множители:
а) y5 – 25y3
б) 16x + 8x2 + x3
5.1.7.Упростите выражение:
а) (x +7)2 – 10x
б) (3a +p)(3a- p) + p2
5.1.8.Решите уравнение:
а) (x2 -1)(x2 +3) = (x2 +1)2 +x
Решение:
Ответ:
б)12-(4-х)2 = х(3-х)
Решение:
Ответ:
в)
36-х2
= 0
Решение:
Ответ:
г) (2х+3)2-4(х-1)(х+1)=49
Решение:
Ответ:
д)
(x-4)(x+4)+(3x-4)(x+2)=(2x+3)2
Решение:
Ответ:
5.2. Упражнения повышенного уровня
5.2.1. Поставить в соответствие, соединив стрелками
А)(a
+ b)2 |
1)
(-в-а)(в-а) |
5.2.2.Представьте в виде многочлена:
а)(-7x-1)2;
б) (-6a2 – 2b4)(6a2 – 2b4).
5.2.3.Разложите на множители:
а)a3 – 2a2 +18 – 9a;
б)x5y2 + 27x2y5.
5.2.4. Упростите выражение:
а)2x(1 +x) – (x – 2)(x + 2);
б) 4c (c - 2) – ( c – 4)2.
5.2.5.Решите уравнение:
x3 + 3x2 – x – 3 = 0
Решение:
Ответ:
5.2.6. Представьте выражение 24xy в виде разности квадратов двух многочленов.
Решение: 24xy = 12xy + 12 xy = 2x·6y + 2x·6y = (x +6y)2 – (x – 6y)2
или 24xy = 2•6x•y + 2•6x•y = (6x + y)2 – (6x – y)2
или 24xy = 2•xy•6 + 2•xy•6 = (xy + 6)2 – (xy – 6)2
Задание: Представить выражение 28аb в виде разности квадратов двух многочленов.
Решение:
5.2.7.Представьте выражение 2а(а2 + 3b2) в виде суммы кубов двух многочленов.
Решение: 2а(а2 + 3b2) = 2a3 + 6ab2 = a3 + 3ab2 + a3 + 3ab2 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3 + a3 - 3a2b + 3ab2 - b3 = (a + b)3 + (a - b)3;
Задание: Представьте выражение 2b(3a2 + b2) в виде разности кубов двух многочленов.
Решение:
5.2.8. Докажите, что выражение (5m-2)(5m+2)-(5m-4)2 - 40m не зависит от значения переменной.
Решение :(5m-2)(5m+2)-(5m-4)2-40m=25m-24-(25m2+16-40m)-40m=25m2-4-25m2-16+40m-40m=-20
Задание: Докажите, что выражение (2x – 3)(2x +3) – (2x – 9)2 – 36x не зависит от значения переменной x.
Решение:
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
Не очень понравилась картинка на обложке - безрадостный, не вселяющий оптимизма фрагмент изучения трудно сказать какой науки, потому как на доске нарисованы не формулы сокращенного умножения. "Бросается" в глаза большой объем пустого пространства: огромные поля, больше половины пустого листа между главами. Но в тоже время - мелкий шрифт, мелкий картинки.
Пособие можно использовать при изучении данной темы математики. В конце документа следует составить перечень информационных источников, в том числе используемый учебник, дидактические материалы и т.д.