"Лиза с Дона"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Мы помним!)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 3933 комментариев: 1
“Базковская средняя общеобразовательная школа» Лиза с Дона Внеклассное мероприятие Чукарина Лариса Николаевна МБОУ «Базковская СОШ», учитель истории и обществознания Ст.Базковская 2013
Пояснительная записка Автор: Чукарина Лариса Николаевна Название учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Базковская средняя общеобразовательная школа» Должность: учитель истории и обществознания Название работы: внеклассное мероприятие «Лиза с Дона». Краткое описание. Внеклассное мероприятие посвящено участнице войны Великой Отечественной войне ст.Базковской, ушедшей на защиту Отечества, как и тысячи людей. Задачи: познакомить учащихся с судьбой землячки, воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны и края. Класс 9-11 общеобразовательной школы Использование материала возможно и при изучении краеведческого материала. Материал дополнен презентацией. Песни предлагаются для исполнения всем участникам (слова на листках) Участники: 1 ведущих, 2 девочки-ведущие, 3 девочки для сценки, подруга Лизы, Лиза Перечень дополнительных материалов: презентация «Лиза с Дона», музыка, тексты песен. Конспект мероприятия. 1 ведущая:Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали и взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки.(сл.1) 2 ведущая:Сегодня мы вспоминаем тех, кто не жалея себя, боролся с врагом. Прошло после той страшной войны почти 70 лет, но она живет в каждом нашем доме. В воспоминаниях прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки. .(сл.2) Ведущий:В фотографиях и письмах, рассказах и легендах, фильмах и книгах о войне. 2 ведущая: Какой была та война? Ведущий: Целых пять лет холода и голода, погибшие друзья, редкие письма из дома, болезни, госпиталя, встречи и прощания. 1 ведущая:А еще война – это страх, страх за себя, своих близких, товарищей, которые рядом с тобой в холодной землянке СЦЕНКА « 17 лет» Девочки в военной форме и санитарными сумками сидят у костра. «1 девочка ( обращается к одной из них) Ты давно на войне? 2 девочка: Нет. Только две недели. А ты? 3 девочка: Я с 41 года. В мае мне исполнилось 17 лет, а в июле я уже на фронте. 1 девочка: И тебе не страшно? 3 девочка: Страшно. Очень страшно. И друзей терять больно. Но когда становится очень тяжело, я беру свою заветную тетрадку и пишу стихи… 2 девочка: Стихи? Ты пишешь стихи? 3 девочка: Да пишу. О себе, о своих друзьях, о России, которую победить никто не сможет. Потому что в России даже женщины становятся на защиту Родины»(3) 1 ведущий:Так вспоминала о своем фронтовом прошлом Юлия Друнина. Фронтовое прошлое было и у нашей героини — бывшей учащейся Базковской средней школы. Это обыкновенная девушка. В один день мир для нее и тысяч других разделился на прошлое – то, что было еще вчера: каникулы, работа, любовь, мечты о будущем… И войну. Великую Отечественную войну. 2 ведущая: У девушки была своя дорога на фронт, как и каждого участника войны. Но побуждение одно — Родина. И желание одно – спасти Родину .(сл.3) Учитель:.(сл.4) 800 тысяч девушек стали на защиту государства. З0 из них были уроженками Базковского района, среди них Елизавета Петровна Каргина. И сегодня мы познакомимся с нашей землячкой. 3 ведущая:.(сл.5) Никонова Елизавета Петровна- местная. Родилась в 1923 году в хуторе Белогорском. В 1931 году Девочка пошла в школу — стала ученицей Базковской школы… Тяжелое голодное время было, и Лизе пришлось в 1939 году в 8 классе прервать обучение в школе, пойдя в ученицы машинистки в Базковский райисполком, чтобы получать заветные 200 граммов хлебушка, ароматного, душистого и самого вкусного на тот момент, стать кормилицей в семье, хотя ее мама и работала в колхозе и тоже получала этот хлебный паек, но надо же и о других членах семьи подумать. 1 ведущая: По окончании курсов была принята на должность машинистки в Базковский райисполком, где и проработала заведующей специальной частью до дня оккупации Базковского района, до июля 1942 года, заменив, ушедших на фронт: вели списки беженцев, распределяли прибывших. Днем девушка работала, а вечером занималась в ДОСААФе на курсах медсестер, здесь же она научилась разбирать и собирать винтовку. А война приближалась. Фрагмент песни «Священная война»(сл.Лебедева-Кумач, муз.Александрова) 2 ведущая:В июле 1942 года сотрудники Базковского райисполкома тщательно готовили к эвакуации всю документацию. Было подготовлено шесть подвод. 12 июля 1942 года противник бомбил переправу Вешенская — Базковская, где было большое скопление советских войск. Лиза и друзья по работе отправлены были сопровождать подводы с документами до Сталинграда, а мама с младшим братом Лизы – в хутор Фроловский. Так Лиза оказалась в Ленинском районе Сталинградской области, переселенцев взяли на учет как эвакуированных и с июля и по 20 сентября они убирали урожай. Лиза :.(сл.6)«По повестке военкомата меня призвали в ряды Красной армию. На пересыльном пункте со стороны Сталинграда шли черные тучи гари, которые руками можно было достать. П о говору определили, что я с Дона На пересыльном пункте распределили меня во взвод связи при штабе Сталинградского фронта. На первых порах мы с девушками управлялись с катушками проводов, перетаскивая их от дома к дому, обслуживая расположение штабов. А связь осуществлял специалист. А 19 ноября девушкам нашего взвода, имеющим курсы медсестер, выдали санитарные сумки и объявили, что нас переводят в санитарную часть». 1 ведущий:Боевое крещение получила Лиза в боях за Сталинград. За участие в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне получила казачка самую первую награду «За участие в героической обороне Сталинграда», а ей было двадцать лет. 1 ведущая: .(сл.7)В марте 1943 года Лизу перевели вольнонаемной машинисткой в административную службу при штабе Белорусского фронта. Все оставшееся время войны плечом к плечу шли начальник Акимова (Данилова) Надежда Тимофеевна, да что там – юная Наденька — городская учительница, и Лиза, донская казачка. Делили все тяготы службы пополам: радовались, горевали, плакали, смеялись. Печатали и при обстреле, и при зажженной гильзе, электричества–то не всегда было...(сл.8) Песня « В землянке»(сл.Суркова, муз К.Листова) 2 ведущая: .(сл.9)Запомнила наша героиня и сражения при входе в Крым апреле 1944 года. И награда – медаль «За боевые заслуги». Фотография запечатлела радость награждения: весна, молодость, надежды. Другая – фронтовая операция завершена. В мае 1944 года перевели их на службу во второй Белорусский фронт, где и прослужили девушки до окончания войны.(сл.10) 1 ведущая: .(сл.11)День победы Лиза встретила в ста двадцати километрах от Берлина в городе Штеттен. В городе Берлин девочки были как на экскурсии. И наша Лиза на здании Рейхстага внизу вывела мелом: «Лиза с Дона!» 9 Мая – Праздник Победы. Вас война отметила метиной особою, В жизни не было и нет ничего трудней. Метиной особою, самой высшей пробою Тысяча четыреста восемнадцать дней!(4) Демобилизовалась Лиза только 20 сентября 1945 года. Вернулась в Базковскую, где и живет, по сей день 1 ведущий: .(сл.12) А фронтовая дружба прошла испытанием временем: Елизавета Петровна и Надежда Тимофеевна бывают друг у друга в госта, несмотря на свой почтенный возраст, переписываются, вспоминают былые времена, рассказывают о своих внуках и правнуках. А на 60-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне подруги даже встретились: изменились, но искра задора в глазах навсегда при них. 2 вед :.(сл.13)Человек перестает страшиться, когда знает, что он защищает свой дом, своих родных и близких людей, свою землю. Наша обязанность – помнить о них, чтить их память и радоваться жизни за всех тех, кто остался на полях войны, и приветствовать живущих с нами. Как вы это выжили, до сих пор не ведаем – Вами было встречено тысяча смертей.
Только майский, светлый день увенчал Победою
Тысяча четыреста восемнадцать дней. Вами было сделано, все во имя Родины! И, еще послужите Родине своей! Все теперь под силу вам, если вами пройдены Тысяча четыреста восемнадцать дней.(4)
Итог занятия.
Список используемых информационных ресурсов (литература, Интернет-ресурсы, ЦОР и т. п.). Литература. 1.Воспоминания Каргиной Е.П.
2.Друнина Ю. Избранное. В двух томах.- Художественная литература. 1981.
3.Краеведческий материал МБОУ «Базковская СОШ».
4. Новиков А .«1418 дней».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Базковская средняя общеобразовательная школа»
Лиза с Дона
Внеклассное мероприятие
Чукарина Лариса Николаевна МБОУ «Базковская СОШ», учитель истории и обществознания
Ст.Базковская
2013
Пояснительная
записка
Автор: Чукарина Лариса Николаевна
Название учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение “Базковская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель истории и обществознания
Название работы: внеклассное мероприятие «Лиза с Дона».
Краткое описание.
Внеклассное мероприятие посвящено участнице войны Великой Отечественной войне ст.Базковской, ушедшей на защиту Отечества, как и тысячи людей.
Задачи: познакомить учащихся с судьбой землячки, воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны и края.
Класс 9-11 общеобразовательной школы
Использование материала возможно и при изучении краеведческого материала. Материал дополнен презентацией. Песни предлагаются для исполнения всем участникам (слова на листках)
Участники: 1 ведущих, 2 девочки-ведущие, 3 девочки для сценки, подруга Лизы, Лиза
Перечень дополнительных материалов: презентация «Лиза с Дона», музыка, тексты песен.
Конспект мероприятия.
1 ведущая: Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали и взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки.(сл.1)
2 ведущая: Сегодня мы вспоминаем тех, кто не жалея себя, боролся с врагом. Прошло после той страшной войны почти 70 лет, но она живет в каждом нашем доме. В воспоминаниях прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки. .(сл.2)
Ведущий: В фотографиях и письмах, рассказах и легендах, фильмах и книгах о войне.
2 ведущая: Какой была та война?
Ведущий: Целых пять лет холода и голода, погибшие друзья, редкие письма из дома, болезни, госпиталя, встречи и прощания.
1 ведущая: А еще война – это страх, страх за себя, своих близких, товарищей, которые рядом с тобой в холодной землянке
СЦЕНКА « 17 лет»
Девочки в военной форме и санитарными сумками сидят у костра.
«1 девочка ( обращается к одной из них) Ты давно на войне?
2 девочка: Нет. Только две недели. А ты?
3 девочка: Я с 41 года. В мае мне исполнилось 17 лет, а в июле я уже на фронте.
1 девочка: И тебе не страшно?
3 девочка: Страшно. Очень страшно. И друзей терять больно. Но когда становится очень тяжело, я беру свою заветную тетрадку и пишу стихи…
2 девочка: Стихи? Ты пишешь стихи?
3 девочка: Да пишу. О себе, о своих друзьях, о России, которую победить никто не сможет. Потому что в России даже женщины становятся на защиту Родины»(3)
1 ведущий: Так вспоминала о своем фронтовом прошлом Юлия Друнина. Фронтовое прошлое было и у нашей героини - бывшей учащейся Базковской средней школы. Это обыкновенная девушка. В один день мир для нее и тысяч других разделился на прошлое – то, что было еще вчера: каникулы, работа, любовь, мечты о будущем… И войну. Великую Отечественную войну.
2 ведущая: У девушки была своя дорога на фронт, как и каждого участника войны. Но побуждение одно - Родина. И желание одно – спасти Родину .(сл.3)
Учитель: .(сл.4) 800 тысяч девушек стали на защиту государства. З0 из них были уроженками Базковского района, среди них Елизавета Петровна Каргина. И сегодня мы познакомимся с нашей землячкой.
3 ведущая: .(сл.5) Никонова Елизавета Петровна- местная. Родилась в 1923 году в хуторе Белогорском. В 1931 году Девочка пошла в школу - стала ученицей Базковской школы.. Тяжелое голодное время было, и Лизе пришлось в 1939 году в 8 классе прервать обучение в школе, пойдя в ученицы машинистки в Базковский райисполком, чтобы получать заветные 200 граммов хлебушка, ароматного, душистого и самого вкусного на тот момент, стать кормилицей в семье, хотя ее мама и работала в колхозе и тоже получала этот хлебный паек, но надо же и о других членах семьи подумать.
1 ведущая: По окончании курсов была принята на должность машинистки в Базковский райисполком, где и проработала заведующей специальной частью до дня оккупации Базковского района, до июля 1942 года, заменив, ушедших на фронт: вели списки беженцев, распределяли прибывших. Днем девушка работала, а вечером занималась в ДОСААФе на курсах медсестер, здесь же она научилась разбирать и собирать винтовку. А война приближалась.
Фрагмент песни «Священная война»(сл.Лебедева-Кумач, муз.Александрова)
2 ведущая: В июле 1942 года сотрудники Базковского райисполкома тщательно готовили к эвакуации всю документацию. Было подготовлено шесть подвод. 12 июля 1942 года противник бомбил переправу Вешенская - Базковская, где было большое скопление советских войск. Лиза и друзья по работе отправлены были сопровождать подводы с документами до Сталинграда, а мама с младшим братом Лизы – в хутор Фроловский. Так Лиза оказалась в Ленинском районе Сталинградской области, переселенцев взяли на учет как эвакуированных и с июля и по 20 сентября они убирали урожай.
Лиза : .(сл.6) «По повестке военкомата меня призвали в ряды Красной армию. На пересыльном пункте со стороны Сталинграда шли черные тучи гари, которые руками можно было достать. П о говору определили, что я с Дона На пересыльном пункте распределили меня во взвод связи при штабе Сталинградского фронта. На первых порах мы с девушками управлялись с катушками проводов, перетаскивая их от дома к дому, обслуживая расположение штабов. А связь осуществлял специалист. А 19 ноября девушкам нашего взвода, имеющим курсы медсестер, выдали санитарные сумки и объявили, что нас переводят в санитарную часть».
1 ведущий: Боевое крещение получила Лиза в боях за Сталинград. За участие в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне получила казачка самую первую награду «За участие в героической обороне Сталинграда», а ей было двадцать лет.
1 ведущая : .(сл.7)В марте 1943 года Лизу перевели вольнонаемной машинисткой в административную службу при штабе Белорусского фронта. Все оставшееся время войны плечом к плечу шли начальник Акимова (Данилова) Надежда Тимофеевна, да что там – юная Наденька - городская учительница, и Лиза, донская казачка. Делили все тяготы службы пополам: радовались, горевали, плакали, смеялись. Печатали и при обстреле, и при зажженной гильзе, электричества–то не всегда было. .(сл.8)
Песня « В землянке»(сл.Суркова, муз К.Листова)
2 ведущая: .(сл.9)Запомнила наша героиня и сражения при входе в Крым апреле 1944 года. И награда – медаль «За боевые заслуги». Фотография запечатлела радость награждения: весна, молодость, надежды. Другая – фронтовая операция завершена. В мае 1944 года перевели их на службу во второй Белорусский фронт, где и прослужили девушки до окончания войны.(сл.10)
1 ведущая: .(сл.11)День победы Лиза встретила в ста двадцати километрах от Берлина в городе Штеттен. В городе Берлин девочки были как на экскурсии. И наша Лиза на здании Рейхстага внизу вывела мелом: «Лиза с Дона!»
9 Мая – Праздник Победы.
Вас война отметила метиной особою,
В жизни не было и нет ничего трудней.
Метиной особою, самой высшей пробою
Тысяча четыреста восемнадцать дней!(4)
Демобилизовалась Лиза только 20 сентября 1945 года. Вернулась в Базковскую, где и живет, по сей день
1 ведущий: .(сл.12) А фронтовая дружба прошла испытанием временем: Елизавета Петровна и Надежда Тимофеевна бывают друг у друга в госта, несмотря на свой почтенный возраст, переписываются, вспоминают былые времена, рассказывают о своих внуках и правнуках. А на 60-летний юбилей победы в Великой Отечественной войне подруги даже встретились: изменились, но искра задора в глазах навсегда при них.
2 вед : .(сл.13)Человек перестает страшиться, когда знает, что он защищает свой дом, своих родных и близких людей, свою землю. Наша обязанность – помнить о них, чтить их память и радоваться жизни за всех тех, кто остался на полях войны, и приветствовать живущих с нами.
Как вы это выжили, до сих пор не ведаем –
Вами было встречено тысяча смертей.
Только майский, светлый день увенчал Победою
Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Вами было сделано, все во имя Родины!
И, еще послужите Родине своей!
Все теперь под силу вам, если вами пройдены
Тысяча четыреста восемнадцать дней.(4)
Итог занятия.
Список используемых информационных ресурсов (литература, Интернет-ресурсы, ЦОР и т. п.). Литература. 1.Воспоминания Каргиной Е.П. 2.Друнина Ю. Избранное. В двух томах.- Художественная литература. 1981. 3.Краеведческий материал МБОУ «Базковская СОШ». 4. Новиков А .«1418 дней».
Методические рекомендации по использованию презентации
Кол-во слайдов - 14
Выполнена в программе Power Point
Презентация является иллюстративным сопровождением мероприятия, также используется звуковое сопровождение для усиления эмоционального восприятия.
Способы навигации – по щелчку, включение музыки – по щелчку.
Смена слайдов указана в методической разработке.
Фото на слайдах №5-10,12 – из архива Е.П.Каргиной, на слайдах 1-4,13 – из архива Чукариной Л.Н. (дети на фото уже достигли 18 лет).
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»