"Слушайте нас, живые..."
Тип материала: другое, конкурсная работа (Мы помним!)
Рейтинг: голосов:10просмотров: 4454 комментариев: 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
МО «Котлас» Архангельской области
«Слушайте нас, живые…»
Внеклассное чтение
Дурапова Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по воспитательной работе
Котлас, 2013
Пояснительная записка.
Дурапова Ольга Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 91» МО «Котлас» Архангельской области, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе
«Слушайте нас, живые…»
Данная разработка является конспектом проведения внеклассного чтения на уроке литературы в 10 классе в рамках часов, отведённых на региональное содержание общеобразовательной программы по предмету. Для внеклассного чтения отобраны рассказы о Великой Отечественной войне нашего земляка Николая Кузьмича Жернакова. Создана она с целью развития у учащихся умения анализировать текст, воспитывать патриотизм, расширять знания о писателях родного края.
«Слушайте нас, живые…»
Внеклассное чтение по рассказам
Николая Кузьмича Жернакова.
10 класс
Цель: Развитие у учащихся умения анализировать текст, воспитывать патриотизм, расширять знания о писателях родного края.
Задачи: 1. Ознакомление учащихся с творчеством Н.К.Жернакова, отражением Великой Отечественной войны в его творчестве.
2. Воспитание у учащихся уважительного отношения к памяти о Великой Отечественной войне, патриотизма.
3. Пробуждение интереса к изучению поднятой темы.
Оформление: Книги Н.К.Жернакова. Иллюстрации учащихся к прочитанным рассказам. Фотографии на военную тему: солдаты, бои, медали и т.д., прикреплённые на доску.
Учитель: Несомненно, что у каждого, кто пережил Великую Отечественную войну, был ли он под огнём на фронте или в глубоком тылу – в колхозе, на заводе, - навсегда осталось чувство своей неповторимой личной сопричастности к тем трагическим испытаниям, которые выпали на долю нашего народа. Кажется, что без такого чувства вся остальная жизнь после войны у человека, пережившего её, не может ощутиться полной, так же, например, как она не может быть полной без любви и ненависти, без радостей, без страданий. Более 65 лет прошло со дня победы, но время не властно над памятью. Пройдут годы, столетия, а она так же будет тревожить новые поколения, как тревожит и обжигает душу у нас. В книгах Николая Кузьмича Жернакова, которые вы читали, которые представлены у нас на выставке, под одну обложку собраны короткие рассказы, зарисовки с натуры, написанные в первые годы войны и в самое последнее время. Почти все герои рассказов имели прототипов; автор или шёл рядом с ними в бой, или слушал их рассказы о пережитом. Представляется, что, собранные воедино отрывки из этих рассказов сольются в нечто цельное, ибо не может не быть цельной жизнь, прожитая целым поколением. Но сначала окунёмся в атмосферу войны, настроимся на разговор об этих трагических и, одновременно, доблестных страницах истории нашей страны. (Просмотр видеоряда фотографий военной тематики – Приложение 1)
Ученик 1: «…Бой шёл уже третий час. Симка не помнил, сколько было отбито атак. На склонах холма тут и там дымили и пылали подбитые танки и самоходки. Один танк стоял даже в тылу, за позициями лейтенанта, стоял, нелепо подняв в небо выщербленный на самой середине снарядом ствол пушки. Вдали появилась пехота, над обороной то и дело кружилась «рама» – немецкий корректировщик. Тяжёлые снаряды уже не раз рвались в окопах. Симка совершенно забыл, что его могут убить, как убивают других. Чуть пригнувшись, он перебегал от расчета к расчету, заменял по возможности выбывших – убитых и раненых, но пришло время, когда заменять их стало некем. Убитых даже не оттаскивали в сторону. Только раненые лежали в воронках, а те, кто мог стрелять, - действовали. … Немцы приостановили наскоки с ходу, но видно было, что они готовятся к новой попытке смять защитников высотки. В лощине, в старице, где, очевидно, было когда-то русло реки, танки группировались на виду в трёх местах. Около них накапливалась пехота. На другую сторону лощины пехота подходила прямо в колоннах. «Что же дальше? – оглядев всё это, внезапно подумал Симка и ощутил такую тоску, что готов был заплакать от безысходности. – В отделении осталось всего два ружья ПТР на четыре бойца. Лейтенант больше не подаёт о себе вести. На обороне ничто не движется: или оставшиеся в живых ничем себя не обнаруживают, или… Есть ли уж там кто-нибудь живой?»
(«Москва закрыта»)
Ученик 2: Из апатии меня вывели крики и гвалт автоматчиков. Они неистово кричали и ругались у толпы пленных немцев.
- Отставить! Что здесь происходит? – стараясь перекричать их, заорал я, подбегая.
- Нет, вы только посмотрите, товарищ командир, что они упаковали в свои посылочки, - кричал Васькин, тряся перед моим лицом какою-то тряпицей. – Да после этого их надо всех , сволочей, надо пострелять без разговоров!
- Что такое, старшина? - обернулся я к Петелину, угрюмо стоявшему в стороне над кучей таких же тряпок.
- Да вы только посмотрите, что они отправляли, - как видно, тоже с трудом сдерживая ярость, глухо заговорил старшина, подавая мне детскую белую рубашку.
И только теперь я разглядел на ней бурые пятна вокруг крошечных дырок. Происхождение их не вызывало сомнений. А в памяти тут же мелькнула картина: десятки расстрелянных у стены гуменного сарая в одной из подмосковных деревень. Глядя на окровавленную рубашонку, я видел сейчас скорчившиеся и детские тела, и взрослые, закоченевшие на морозе, в залитом кровью белье. Это же с расстрелянных…
(«Если б можно забыть…»)
Ученик 3: Болезненная дрёма клонила голову, и я, наверно, в самом деле, замёрз бы насмерть, если бы вскоре неподалёку от меня опять не раздался так поразивший меня напевный девичий голос.
- У вас что, лейтенант, нога? – обратилась к кому-то Василиса, и сон у меня сразу пропал: она стояла рядом.
- Нога, - со злой иронией ответил, как видно, уже совсем исстрадавшийся раненый. – Была у меня когда-то нога… А теперь, что, не видишь? Так какого чёрта спрашиваешь?
- Ну зачем вы кричите на меня, лейтенант? Возьмите себя в руки.
Маленькая, в аккуратной форме, Василиса склонилась над раненым, и вдруг я увидел, как левый рукав её шинели порывом ветра невесомо откинуло в сторону. Пустой! Пустой рукав!
(«Василиса»)
Ученик 4: Я убит.
Я не видел, но видели те, кто остался жить после меня, как замполит Сорока допустил до себя целую кучу врагов, выкинув белый платок из своей щели. Я не слышал его последних слов. Но слышали другие: «Живьём матроса не взять, недоноски!! Вот я – возьмите!» - и он выскочил из щели. И грохнул себе под ноги связку гранат. И не двух, и не трёх, а может быть, десяток врагов положил доблестный Сорока. И не при мне от имени Родины перед строем благодарили героев, что ценой жизни своей помогли в ту ночь разбить врага на важном для нас участке фронта. И без меня вручали в беломорской деревне моей старой матери мой орден
Я убит. Я лежу в братской могиле под Ржевом, недалеко от деревни Гридино. Рядом со мной мои друзья: Павел Солёный, Александр Сорока, Михаил Самсонов и много, много других.
Живые, вы слышите нас?
(«Слышите нас, живые?»)
(Звучит песня из к/ф «Белорусский вокзал»)
Учитель: Из каких рассказов Николая Кузьмича Жернакова прозвучали фрагменты? (На слайдах появляется название рассказов, названных учащимися)
- Что хотел передать писатель в своих рассказах?
- Какие фронтовые моменты отражены в них?
- Что вас особенно затронуло, взволновало в этих рассказах?
- К каким рассказам вы нарисовали иллюстрации? Почему?
- Обоснуйте, почему именно эти слова я выбрала темой нашего урока?
Работа над рассказом «Северьян»
- От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Где находится автор? С какой целью?
- Каким образом первый раз мы слышим на страницах рассказа о Северьяне? Зачитайте эти строки. Каким он предстаёт перед автором и его спутником? (Текст появляется на слайде: «Итак, на острове обосновался «бросовый человечишко», он «зашибает» (водки, конечно, с собой взял), «во хмелях надоедной» да ещё «политик»…) Как характеризуют героя данные слова?
- И вот первая встреча. Зачитайте, каким он предстаёт перед автором и его спутником на острове?
- Как выглядит сарай, в котором он пристроился?
- Каким складывается первое впечатление о Северьяне? Почему одновременно отталкивающее и жалостное?
- Как он себя ведёт? Верна ли характеристика, которую дали Северьяну его односельчане?
- Изменился ли Северьян когда протрезвел?
- Каким он стал?
- Как он чувствовал себя?
- Почему вы так решили? Подтвердите текстом.
- Как сам Северьян объясняет потерю ноги?
- Расскажите историю Северьяна. Кто её рассказывает? Почему Жернаков не вкладывает её в уста самого Северьяна?
- Обратимся к заключительным строкам рассказа: «Какую-то неосознанную тревогу вызывали скорбные Северьяновы слова: «Не обессудьте, мужики!», словно от тебя зависело да и сейчас зависит счастье Северьяново, да только ты и раньше не мог и уж никогда не сможешь ничего сделать для него». (на слайде) Прокомментируйте их. Почему именно такие чувства овладели автором?
- Какие проблемы поднимает автор в этом рассказе?
- Какие решения предлагает? Почему не им решения?
Итог урока:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какой новой стороны мы посмотрели на проблему человек – война. Противоестественна ли война природе человека?
- За что наказан Северьян? По заслугам ли?
- С каким чувством вы покидаете наш урок?
- Почему именно этим рассказом заканчивается наш разговор о военной теме в рассказах Н.К.Жернакова?
Литература:
-
Галимов Ш.З. Подвиг Николая Жернакова: К 90-летию солдата, писателя и гражданина / Ш.З. Галимов // Двина. – 2004. – № 4. – С. 35 - 36.
-
Галимов Ш.З. Рождение главной книги / Ш.З. Галимов // Уроки человечности: Литература и Север / Ш.З. Галимов. – Архангельск, 1984. – С. 59 - 81.
-
Галимов Ш.З. С добрым сердцем о добрых людях / Ш.З. Галимрв // Чувство времени / Ш.З. Галимов. – Архангельск, 1966. – С. 76 - 108
-
Д. "Север" и военная тема // Север. – 1994. – № 10. – С. 93 - 100.
-
[Жернаков Николай Кузьмич] // Поморская сага: Образ Русского Севера. – М., 1984. – С.551 - 552.
-
Михайлов А.А. Северодвинская сюита Николая Жернакова / А.А. Михайлов // Северная тетрадь / А.А. Михайлов. – Архангельск, 1976. – С. 85 - 103.
-
Николай Кузьмич Жернаков // Архангельские писатели: биобиблиографический справочник. – Архангельск, 1986. – С. 49 - 54.
-
Пономарев Б. Певец земли холмогорской / Б. Пономарев // Литературный Архангельск. – Архангельск, 1982. – С. 145 - 149.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Увлекательное создание историко-географических карт на основе программ: PowerPoint, Remove.bg, Web-Tool.org»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей