Мастер-класс "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 1877
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Мирнинский детский сад
Международный конкурс методических разработок
«Педагогическая мастерская»
Номинация «Мастер-класс (открытые мероприятия для педагогов)»
Мастер-класс «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника»
Автор: Чувашова Анастасия Витальевна
Должность: воспитатель
Старшая разновозрастная группа
Телефон: 89246050190
Адрес электронной почты: tchuvaschova.anastasya@yandex.ru
c.Мирный
2018 год
Цель: показать способы проектирования ИОМ дошкольника, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Предложить педагогам удобный шаблон для заполнения и порядок его заполнения.
Входная диагностика детей в начале учебного года (которая выявила низкий уровень развития связной речи у мальчика 6 лет) и наблюдения за поведением ребенка во время непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (пересказывание художественных произведений) привело к решению для работы по построению индивидуального маршрута развития этого воспитанника .
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности).
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы.
Предусмотреть участие родителей.
Определить способы оценки успехов воспитанника.
Итак, на основе основной образовательной программы ДОО и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
1. Диагностика.
2. Определение целей и задач.
3. Определение времени.
4. Определение роли родителей.
5. Разработка учебно-тематического плана.
6. Интеграция с другими специалистами.
7. Определение способов оценивания успехов. .
Отражение данной схемы разработки индивидуального маршрута я нашла в диске «Паспорт группы ДОО: методический ресурс для «Рабочей программы воспитателя» в соответствии с ФГОС ДО Издательство «Учитель». Данная схема представлена в нем в виде таблицы – шаблона, которую я наполнила содержанием, в соответствии с выявленными трудностями ребенка.
(слайд 9) Таким образом, на первом этапе «Диагностика» мною было принято решение выявить причины трудностей ребенка в процессе пересказывания с помощью методики – "Пересказ текста" (В.И. Яшина). Для пересказа использовать адаптированный рассказ Н. Сладкова "Лесные силачи".
(слайд 10) На втором этапе представленной схемы «Определение целей и задач», мною была определена цель: развитие связности монологических высказываний в процессе пересказа литературных произведений.
(слайд 11) На третьем этапе «Определение времени» было принято решение вовлекать в активную работу в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию 1 раз в неделю, согласно календарно-тематическому планированию и проводить индивидуальную работу в режимных моментах (утро, прогулка, вторая половина дня) по 5-20 минут в течение одного месяца.
(слайд 12) Далее на этапе «Определение роли родителей» я решила, что мне нужна будет их помощь в части воспроизведения ребенком литературных произведений путем пересказа членам семьи в домашних условиях; чтения текстов родителями дома для воспроизведения в детском саду и т.п.
(слайд 13) Следующий этап разработки ИОМ «Разработка учебно-тематического плана» самый трудоемкий и длительный, так как прописываются все формы работы и их цели, направленные на исправление трудностей конкретного ребенка. (чуть позже я поясню на конкретном примере этот этап)
(слайд 14) Далее необходимо заполнить строку «Интеграция с другими специалистами», где у меня стоит прочерк, т.к. специалистов нет, в нашем ДОУ только две ставки воспитателя.
(слайд 15) В последней строке «Определение способов оценивания успехов» мною запланировано было провести эту же методику "Пересказ текста" (В.И. Яшина), только для пересказа использовать другой текст: адаптированный рассказ В. Бианки "Купание медвежат". Оценка результатов осуществлялась по тем же критериям.
Таким образом мною был наполнен содержанием шаблон схемы построения ИОМ. Образно выражаясь, я бы сказала «начерчена карта» по которой вместе с ребенком предстоит совершить путешествие к исправлению его трудностей.
Теперь мне бы хотелось подробнее рассказать о реализации таких этапов как «Диагностика» - это первый этап и «5 этап «Разработка учебно-тематического плана».
Не смотря на то, что у меня уже были диагностические данные о низком уровне развития связной речи, которые были получены в результате входной диагностики и с помощью наблюдения, я решаю использовать дополнительную методику "Пересказ текста" (В.И. Яшина) лишь для того, чтобы выявить причины трудностей в процессе пересказываний.
Пересказ ребенка записывался и анализировался по следующим показателям:
- понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
- умение точно пересказывать произведение;
- умение последовательно рассказывать;
- умение использовать лексику автора;
- умение плавно передавать содержание текста;
- умение правильно строить предложения, правильно сочетать существительные с прилагательным, использовать глаголы.
Был произведен качественно-количественный анализ данных по критериям методики, что позволило сделать вывод о том, какие именно трудности возникают у ребенка при пересказе произведения: ему сложно осуществить смысловую переработку текста, выделить основную мысль автора, не достаточно полно владеет лексическими и синтаксическими средствами.
(слайд 16) Результаты диагностики были занесены в таблицу «Результаты диагностики по выявлению причин трудностей и отставания» в графу «Показатели на начало реализации ИОМ».
(слайд 17) Ниже этой таблицы обозначены выводы и рекомендации.
(слайд 18) Мною было просмотрено и изучено много различных шаблонов ИОМ и их наполнения, в результате чего я составила свой шаблон, который был бы удобен в работе, отражал бы все направления на одну неделю, где можно сразу же отмечать реализацию маршрута и результативность применяемых форм и методов работы, а главное был бы менее затратным по времени заполнения, т.к. нужно реально смотреть на вещи, ведь другие дети тоже нуждаются в поддержке и развитии.
(слайд 19) В таблице ИОМ отразила использование некоторых приёмов формирования у детей навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов. Для этого были запланированы речевые игры, упражнения и отдельные задания творческого характера, направленные на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Отражалась работа, которая включала серию занятий по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений, игры-драматизации народных сказок, использование ситуации "письменной речи" и т.п. Во время совместной деятельности в режимных моментах проводились игры и упражнения, которые помогали строить разнообразные синтаксические конструкции: "Дополни предложения"; "Я начну, а ты продолжи"; на формирование средств выразительности – " Скажи ласково-грубо, быстро-медленно"; лексико-грамматические упражнения: "Скажи, какой; Чья нора" и др.
(слайд 23) Реализовав запланированные мероприятия в установленный срок (в данном случае это 1 месяц), я провела вновь методику "Пересказ текста" (В.И. Яшина), для оценки результатов работы и успехов ребенка, только для пересказа использовать другой текст: адаптированный рассказ В. Бианки "Купание медвежат". Оценка результатов осуществлялась по тем же критериям. Результаты заносились в ту же таблицу «Результаты диагностики по выявлению причин трудностей и отставания» только в графу «Показатели на конец реализации ИОМ». Сделаны выводы и рекомендации.
(слайд 24) В конце я проанализировала свою работу и заполнила бланк «Схема анализа воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту». Где предложено ответить на четыре вопроса:
1. Какие цели воспитывающие взрослые ставили в начале ИОМ?
2. Какие действия воспитывающие взрослые спланировали для достижения цели?
3. Удалось реализовать задуманное?
4. Какие компетенции появились у воспитанника? Что необходимо ещё сделать?
(слайд 25) Анализ показал, что запланированная работа была эффективной. У мальчика заметно улучшились такие показатели связности речи, как логическая последовательность изложения, он стал планировать своё высказывание, использовать разнообразные лексические средства и обороты авторского текста. Необходимо поддерживать интерес ребенка к художественным произведениям с позиции осмысления идеи автора произведения; продолжить развитие навыков пересказывания художественных произведений во время НОД согласно календарному планированию на общих основаниях во всех видах совместной деятельности взрослого и детей, используя групповые и подгрупповые формы взаимодействия.
(слайд 26) Обобщая все выше сказанное, хочется отметить, что в нашем представлении ИОМ дошкольника должен содержать определенные разделы:
Лист 1: Общие сведения, результаты педагогической диагностики по образовательным областям (уровни) и обозначена проблема (трудности);
Лист 2: Схема построения образовательного маршрута дошкольника (образно выражаясь «Карта маршрута»)
Лист 3: Результаты диагностики по выявлению причин трудностей и отставания (таблица) (если в этом есть необходимость).
Лист 4: Индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ИОМ): содержание и реализация.
Лист 5: Схема анализа воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту
Таким образом, можно сделать вывод, что ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
В конце своего выступления хочется вспомнить японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»