В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 3 по 5 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Мастер-класс "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Мастер-класс "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Краткое описание
показать способы проектирования ИОМ дошкольника, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Предложить педагогам удобный шаблон для заполнения и порядок его заполнения.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Мастер-класс по проетированию ИОМ дошкольника.docx Скачать



Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Мирнинский детский сад






Международный конкурс методических разработок




«Педагогическая мастерская»



Номинация «Мастер-класс (открытые мероприятия для педагогов)»





Мастер-класс «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника»




Автор: Чувашова Анастасия Витальевна

Должность: воспитатель

Старшая разновозрастная группа

Телефон: 89246050190

Адрес электронной почты: tchuvaschova.anastasya@yandex.ru











c.Мирный

2018 год




Цель: показать способы проектирования ИОМ дошкольника, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Предложить педагогам удобный шаблон для заполнения и порядок его заполнения.

Входная диагностика детей в начале учебного года (которая выявила низкий уровень развития связной речи у мальчика 6 лет) и наблюдения за поведением ребенка во время непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (пересказывание художественных произведений) привело к решению для работы по построению индивидуального маршрута развития этого воспитанника .

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

Определить уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности).

Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.

Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы.

Предусмотреть участие родителей.

Определить способы оценки успехов воспитанника.

Итак, на основе основной образовательной программы ДОО и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

1. Диагностика.

2. Определение целей и задач.

3. Определение времени.

4. Определение роли родителей.

5. Разработка учебно-тематического плана.

6. Интеграция с другими специалистами.

7. Определение способов оценивания успехов. .

Отражение данной схемы разработки индивидуального маршрута я нашла в диске «Паспорт группы ДОО: методический ресурс для «Рабочей программы воспитателя» в соответствии с ФГОС ДО Издательство «Учитель». Данная схема представлена в нем в виде таблицы – шаблона, которую я наполнила содержанием, в соответствии с выявленными трудностями ребенка.

(слайд 9) Таким образом, на первом этапе «Диагностика» мною было принято решение выявить причины трудностей ребенка в процессе пересказывания с помощью методики – "Пересказ текста" (В.И. Яшина). Для пересказа использовать адаптированный рассказ Н. Сладкова "Лесные силачи".

(слайд 10) На втором этапе представленной схемы «Определение целей и задач», мною была определена цель: развитие связности монологических высказываний в процессе пересказа литературных произведений.

(слайд 11) На третьем этапе «Определение времени» было принято решение вовлекать в активную работу в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию 1 раз в неделю, согласно календарно-тематическому планированию и проводить индивидуальную работу в режимных моментах (утро, прогулка, вторая половина дня) по 5-20 минут в течение одного месяца.

(слайд 12) Далее на этапе «Определение роли родителей» я решила, что мне нужна будет их помощь в части воспроизведения ребенком литературных произведений путем пересказа членам семьи в домашних условиях; чтения текстов родителями дома для воспроизведения в детском саду и т.п.

(слайд 13) Следующий этап разработки ИОМ «Разработка учебно-тематического плана» самый трудоемкий и длительный, так как прописываются все формы работы и их цели, направленные на исправление трудностей конкретного ребенка. (чуть позже я поясню на конкретном примере этот этап)

(слайд 14) Далее необходимо заполнить строку «Интеграция с другими специалистами», где у меня стоит прочерк, т.к. специалистов нет, в нашем ДОУ только две ставки воспитателя.

(слайд 15) В последней строке «Определение способов оценивания успехов» мною запланировано было провести эту же методику "Пересказ текста" (В.И. Яшина), только для пересказа использовать другой текст: адаптированный рассказ В. Бианки "Купание медвежат". Оценка результатов осуществлялась по тем же критериям.

Таким образом мною был наполнен содержанием шаблон схемы построения ИОМ. Образно выражаясь, я бы сказала «начерчена карта» по которой вместе с ребенком предстоит совершить путешествие к исправлению его трудностей.

Теперь мне бы хотелось подробнее рассказать о реализации таких этапов как «Диагностика» - это первый этап и «5 этап «Разработка учебно-тематического плана».

Не смотря на то, что у меня уже были диагностические данные о низком уровне развития связной речи, которые были получены в результате входной диагностики и с помощью наблюдения, я решаю использовать дополнительную методику "Пересказ текста" (В.И. Яшина) лишь для того, чтобы выявить причины трудностей в процессе пересказываний.

Пересказ ребенка записывался и анализировался по следующим показателям:

- понимание текста – правильное формулирование основной мысли;

- умение точно пересказывать произведение;

- умение последовательно рассказывать;

- умение использовать лексику автора;

- умение плавно передавать содержание текста;

- умение правильно строить предложения, правильно сочетать существительные с прилагательным, использовать глаголы.

Был произведен качественно-количественный анализ данных по критериям методики, что позволило сделать вывод о том, какие именно трудности возникают у ребенка при пересказе произведения: ему сложно осуществить смысловую переработку текста, выделить основную мысль автора, не достаточно полно владеет лексическими и синтаксическими средствами.

(слайд 16) Результаты диагностики были занесены в таблицу «Результаты диагностики по выявлению причин трудностей и отставания» в графу «Показатели на начало реализации ИОМ».

(слайд 17) Ниже этой таблицы обозначены выводы и рекомендации.

(слайд 18) Мною было просмотрено и изучено много различных шаблонов ИОМ и их наполнения, в результате чего я составила свой шаблон, который был бы удобен в работе, отражал бы все направления на одну неделю, где можно сразу же отмечать реализацию маршрута и результативность применяемых форм и методов работы, а главное был бы менее затратным по времени заполнения, т.к. нужно реально смотреть на вещи, ведь другие дети тоже нуждаются в поддержке и развитии.

(слайд 19) В таблице ИОМ отразила использование некоторых приёмов формирования у детей навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов. Для этого были запланированы речевые игры, упражнения и отдельные задания творческого характера, направленные на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Отражалась работа, которая включала серию занятий по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений, игры-драматизации народных сказок, использование ситуации "письменной речи" и т.п. Во время совместной деятельности в режимных моментах проводились игры и упражнения, которые помогали строить разнообразные синтаксические конструкции: "Дополни предложения"; "Я начну, а ты продолжи"; на формирование средств выразительности – " Скажи ласково-грубо, быстро-медленно"; лексико-грамматические упражнения: "Скажи, какой; Чья нора" и др.

(слайд 23) Реализовав запланированные мероприятия в установленный срок (в данном случае это 1 месяц), я провела вновь методику "Пересказ текста" (В.И. Яшина), для оценки результатов работы и успехов ребенка, только для пересказа использовать другой текст: адаптированный рассказ В. Бианки "Купание медвежат". Оценка результатов осуществлялась по тем же критериям. Результаты заносились в ту же таблицу «Результаты диагностики по выявлению причин трудностей и отставания» только в графу «Показатели на конец реализации ИОМ». Сделаны выводы и рекомендации.

(слайд 24) В конце я проанализировала свою работу и заполнила бланк «Схема анализа воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту». Где предложено ответить на четыре вопроса:

1. Какие цели воспитывающие взрослые ставили в начале ИОМ?

2. Какие действия воспитывающие взрослые спланировали для достижения цели?

3. Удалось реализовать задуманное?

4. Какие компетенции появились у воспитанника? Что необходимо ещё сделать?

(слайд 25) Анализ показал, что запланированная работа была эффективной. У мальчика заметно улучшились такие показатели связности речи, как логическая последовательность изложения, он стал планировать своё высказывание, использовать разнообразные лексические средства и обороты авторского текста. Необходимо поддерживать интерес ребенка к художественным произведениям с позиции осмысления идеи автора произведения; продолжить развитие навыков пересказывания художественных произведений во время НОД согласно календарному планированию на общих основаниях во всех видах совместной деятельности взрослого и детей, используя групповые и подгрупповые формы взаимодействия.

(слайд 26) Обобщая все выше сказанное, хочется отметить, что в нашем представлении ИОМ дошкольника должен содержать определенные разделы:

Лист 1: Общие сведения, результаты педагогической диагностики по образовательным областям (уровни) и обозначена проблема (трудности);

Лист 2: Схема построения образовательного маршрута дошкольника (образно выражаясь «Карта маршрута»)

Лист 3: Результаты диагностики по выявлению причин трудностей и отставания (таблица) (если в этом есть необходимость).

Лист 4: Индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ИОМ): содержание и реализация.

Лист 5: Схема анализа воспитанника по индивидуальному образовательному маршруту

Таким образом, можно сделать вывод, что ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

В конце своего выступления хочется вспомнить японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

мастер класс по проектированию ИОМ дошкольника.ppt Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос