«Басни И. А. Крылова. «Стрекоза и муравей».
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 1871
«Стрекоза и муравей». Основной целью урока является создание условий для осмысления эстетических и нравственных ценностей художественного текста и высказывания собственного суждения
БОУ города Калачинска Омской области «Гимназия №1»
Международный конкурс методических разработок «Педагогическая мастерская»
Номинация «Методическая разработка урока»
Тема работы «Басни И. А. Крылова. «Стрекоза и муравей».
Автор: Коновалова Тамара Владимировна
Должность: учитель
Преподаваемый предмет: начальные классы
Телефон: 8- 905-099-15-78
Адрес электронной почты: sitnikovatv@mail.ru
город Калачинск
2018 год
Тема урока: Басни И. А. Крылова. «Стрекоза и муравей».
Цель: создать условия для осмысления эстетических и нравственных ценностей художественного текста и высказывания собственного суждения.
Планируемые результаты обучения:
-
предметные: определять главную мысль и героев произведения; соотносить поступки героев с нравственными нормами; сравнивать произведения одного жанра.
-
метапредметные:
-
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей
-
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме
-
Рефлексивные:
-
личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии; формулирование личной оценки героев басни на основе своего жизненного опыта.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология и методы обучения: ИКТ – технология, элементы проблемной, технология ТРИЗ, РКМЧП, технология продуктивного оценивания.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ресурсы и оборудование: проектор, интерактивная доска, файл с записью чтения басни /В. Гафт/, заготовки «Рефлексивной мишени» для оценивания деятельности, фотографии с изображениями памятников И.А. Крылову в Москве, Санкт – Петербурге, толковый словарь, карточки со словами «ИРОНИЯ», «АЛЛЕГОРИЯ», «МОРАЛЬ», карточки с пословицами к басням И.А. Крылова, И. Хемницера, Эзопа в переводе Л.Н. Толстого, интерактивное задание на портале https://learningapps.org/myapps.php
Рабочая программа: Литературное чтение: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Базовый учебник: Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. /(авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). - М.: Вентана-Граф, 2013.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Содержание этапов (с указанием конкретных учебных заданий) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап полминуты |
Приём «Необъявленная тема» слайд 1 Здравствуйте, ребята. Сегодня я не смогла определиться в многообразии формулировок темы нашего урока. Думаю, что мы сделаем это вместе. Начнём со знакомого вам материала. |
Мотивирует на определение темы урока |
Мобилизуют внимание на начало урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 5 минут |
Прием «Развивающий канон» слайд 2 Нави Волырк – - - - ? Я сделала эти фотографии В Москве На Патриарших прудах. Как вы думаете, чего не хватает в логической цепочке? (портрет И.А. Крылова) Используя логическую цепочку, определите тему урока (басни И.А. Крылова). Слайд 3 В 1974 году на Патриарших установили памятник Ивану Крылову в окружении двенадцати персонажей автора, скульпторы которого Андрей Древин и Даниэль Митлянский. Посмотрите на памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая – 3 метра, а пьедестал не велик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Скульптор этого памятника - Петр Карлович Клодт. Для украшения памятника Крылову скульптор решил увековечить героев басен. Для этого он прочел все произведения баснописца и составил список животных, которые должны быть на памятнике. Но лепить животных по памяти Клодт не умел. Поэтому во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был присутствовать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, он чуял присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, которого увековечат в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Медведь постоянно удирал через окно и его приходилось ловить. Но всех держал в страхе как вы думаете кто? – гусь. Его крепкого клюва боялся даже волк. Старания скульптора оправдали себя: животные, которые украшают пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно. И памятник дедушке Крылова стал любимым местом народным гуляний. Сопоставьте изображения памятников в Москве и Санкт-Петербурге, попробуйте сформулировать вопрос урока. Слайд 4 Почему скульпторы изображали Крылова в окружении животных? «Звери мои за меня говорят» /баснописец И. А. Крылов/ «Его басни переживут века» /поэт Константин Николаевич Батюшков/ Сопоставьте две цитаты, попробуйте сформулировать второй вопрос урока. Почему Крылов обратился именно к жанру басни? |
Мотивирует на деятельность, постановку целей урока |
Решают развивающий канон, формулируют вопросы урока в результате сопоставления фотографий, цитат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний 5 минут |
Приём «Шаг за шагом». Вспомним, что мы знаем о И. А. Крылове и о жанре басни. Можно называть известную вам информацию, делая шаг вперед. Индивидуальная работа с текстами, признаками жанра «басня» /выбор/
-краткая форма повествования, -действующие лица – животные, но подразумеваются люди, -высмеивает пороки людей (ирония), -есть мораль, -повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки. - в основе лежит аллегория, - есть зачины, присказки, повторы эпизодов. Обсуждение выполненной работы. |
Активизирует на воспроизведение имеющихся знаний, создает ситуацию потребности новых знаний |
Работают с текстами, индивидуальными карточками, делают выбор задания в соответствии с индивидуальными потребностями |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Открытие» нового знания 5 минут |
Составление определения жанра басни. Слайд 5 Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки(АЛЛЕГОРИЯ). В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни. Оценивание деятельности. Слайд 6 Как вы считаете, на какой из вопросов мы нашли ответ? Оцените себя, используя рефлексивную мишень. Как вы считаете, на какой из вопросов вам удалось найти ответ? |
Подводит к ответу на вопрос через формулировку определения жанра «басня» |
Работают с толковым словарём, сравнивая определения жанра «басня». Формулируют ответ на второй вопрос урока. Оценивают свою деятельность на данном этапе работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление (вывод о получении нового знания) наблюдение, эксперимент 14,5 минут
|
Слушание басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»/в исполнении В. Гафта/ Выявление первичного восприятия Выскажите свое отношение к услышанному? В стихах или прозе написана басня? Кто из героев вам больше всего понравился? Почему? Выборочное чтение. Найдите в басне следующие выражения, объясните их смысл. (выражения на слайде) Словарная работа слайд 7 а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное». - Как вы понимаете его смысл? б) «Зима катит в глаза» - как сказать по - другому? г) «Помертвело чисто поле» - Объясните, как вы это понимаете. - А почему оно стало пустым? д) «Нет уж дней тех светлых боле». «Боле» - значит больше. - Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные). е) «Нужда» - забота, тягость. ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает. ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна. з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни. и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве. Анализ басни. Давайте прочитаем басню ещё раз про себя, чтобы лучше понять её смысл. Как изображена в басне стрекоза? (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.) Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор) Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Почему автор Стрекозу называет попрыгуньей? Что она делала целое лето? Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? Что высмеивает в ней автор? (легкомыслие, беззаботность, хвастливость) А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему? ИРОНИЯ- тонкая, скрытая насмешка. Как автор показал муравья? (Трудолюбивый. мудрый.) Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.) Почему Муравей отказал Стрекозе в помощи? Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? Можно ли его назвать жадным? Приём «Маркировка текста» Проведите маленький эксперимент. В своих опорных конспектах подчеркните карандашом те строки текста басни, в которых автор говорит о Стрекозе. Почему вы подчеркнули почти весь текст басни? Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью. Автор как будто прячется за образами животных, но слова басен обращает к людям, он борется с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат жить по справедливости. Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём). АЛЛЕГОРИЯ – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения, можно ли их считать моралью? Докажите. Выразительное чтение. Прочитаем басню И.А. Крылова выразительно, вкладывая в интонация смысл, задуманный автором. Оценивание деятельности. Слайд 8 Как вы считаете, на какой из вопросов мы нашли ответ? Оцените себя, используя рефлексивную мишень. Как вы считаете, на какой из вопросов вам удалось найти ответ? |
Выявляет первичное восприятие басни, координирует словарную работу, работу по анализу басни Организует оценочную деятельность |
Слушают басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Выборочное чтение Осуществляют поиск признаков басни, анализируют содержание басни, формулируют собственные мысли и суждения. Физминутка Стрекоза Вот
такая стрекоза, Чтение про себя Оценивают свою деятельность Работают в парах. Индивидуальная работа на портале https://learningapps.org/myapps.php Характеристика Муравья и Стрекозы Выразительное чтение басни Отвечают на первый вопрос урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Самостоятельное осмысление 10 минут |
Работа в группах. Сравнение басен. Чтение басни по ролям. Подбор пословицы к каждой басне. Слайд 9,10,11 Делу время – потехе час. Труд кормит, а лень портит. Без труда жить – только небо коптить. Кончил дело – гуляй смело. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Безделье – мать всех пороков. Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
|
Организовывает работу в группах с целью проведения сравнительной характеристики одножанровых произведений |
Сравнивают басни по предложенным критериям, готовят выразительное чтение басен по ролям в группах, подбирают пословицу к басням в соответствии с главной мыслью произведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 минуты |
Наш урок заканчивается. Давайте вернёмся к главным вопросам урока. Слайд 12 Оценим свою деятельность, как каждый из вас работал, чтобы достичь поставленные цели. Слайд 13 Прием «Рефлексивная мишень». Оценивание деятельности. Оцените свою работу на уроке, используя рефлексивную мишень. Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо. И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. |
Создает ситуацию оценивания. |
Формулируют тему урока. Оценивают свою работу на уроке исходя из поставленных целей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 минуты |
|
Предлагает варианты заданий, инструктирует по выполнению заданий |
Делают выбор задания на дом |
Приложения
Текст для изучения биографии Крылова
И.А. Крылов родился в Москве в бедной дворянской семье. Десять лет было мальчику, когда умер отец. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.
Будущий писатель не учился в школе. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери. А образование мальчик получил в богатом семействе Львовых, где учился бесплатно вместе с детьми хозяина. Николай Александрович Львов - известный петербургский архитектор, изобретатель, поэт, музыкант. Впоследствии Ваня вместе с сыном Львова был отправлен в Петербург, здесь он начал заниматься переводами зарубежных произведений.
В Крылове жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему с трудностями. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его», сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.
Крылов написал более двухсот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества.
Задания для групповой работы
Заполните таблицу. Подберите к каждой басне пословицу. Подготовьте чтение басни по ролям.
Баснописец |
И. И. Хемницер |
Название басни |
|
Герои |
|
Мораль |
|
Пословица |
|
Хемницер И.И.
СТРЕКОЗА
Всё
лето стрекоза в то только и жила,
Что
пела;
А как зима пришла,
Так хлеба
ничего в запасе не имела.
И просит
муравья: "Помилуй, муравей,
Не дай
пропасть мне в крайности моей:
Нет
хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не
можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб
уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А
лето как придет, я, право, обещаю
Тебе
всё вдвое заплатить".
- "Да как же
целое ты лето
Ничем не запаслась?"
- ей муравей на это.
- "Так, виновата
в том; да что уж, не взыщи
Я запастися
всё хотела,
Да лето целое пропела".
-
"Пропела? Хорошо! поди ж теперь
свищи".
Но это только в поученье
Ей
муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из
жалости ей хлеба дал.
Баснописец |
И.А. Крылов |
Название басни |
|
Герои |
|
Мораль |
|
Пословица |
|
Баснописец |
Эзоп /перевод Л.Н. Толстого/ |
Название басни |
|
Герои |
|
Мораль |
|
Пословица |
|
Эзоп /перевод Л.Н. Толстого/
Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»