Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе Ладыженской
Сопоставление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении грамматики необходимо усилить аспект культуры речи, так как курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка, особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения основных языковых норм русского литературного языка, речевого этикета. Необходимо также включить следующие дидактические единицы: вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи, междометие как особый разряд слов, основные функции междометия, разряды междометия.
Учебная программа рассчитана на 136 часов, в т. ч.
- Контрольных работ -12
- Работ по развитию речи -25.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Раздольненская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
«_____»________2009г.
Рассмотрено на заседании МО ГЦ Согласовано «____»_____2009г. Директор школы_______
Протокол №___ от__________2009г. Зам. директора (Дубовая И.Н.) . по УР: ______(Рачитских С.П.)
Руководитель МО:_____(Дубина Т.М.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2009 – 2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель – Дубина Татьяна Михайловна.
Пояснительная записка.
136 часов.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской 2006 г.).
Сопоставление примерной и авторской программ выявило, что в основном авторская программа реализует обязательный минимум содержания образования, однако при изучении грамматики необходимо усилить аспект культуры речи, так как курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности на основе овладения знаниями об устройстве языка, особенностях его употребления в разных сферах общения на базе усвоения основных языковых норм русского литературного языка, речевого этикета. Необходимо также включить следующие дидактические единицы: вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи, междометие как особый разряд слов, основные функции междометия, разряды междометия.
Учебная программа рассчитана на 136 часов, в т. ч.
-
Контрольных работ -12
-
Работ по развитию речи -25.
Литература
-
Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, и др.;науч. ред. Н.М. Шанский.- 28-е изд.– М.:Просвещение, 2007.
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе.-М,2006г.
-
Орфографические, толковые, словообразовательные, фразеологические словари, словари синонимов, антонимов, иностранных слов.
-
Н.М. Шанский Занимательный русский язык.-М,1996г.
-
Д. Розенталь «Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов.- М,1995г.
-
В. Леденёва, Н. Халикова Русский язык 5-7 кл. Тесты.-М, 1998г
-
Л. Зельманова, Е. Колокольцев Развитие речи. Русский язык и литература 5-7 кл. Репродукции картин: учебно-наглядное пособие для уч-ся ОУ.- М,1999г.
-
Журналы «Русский язык в школе», «Русский язык в школе и дома».
Условные обозначения: УНМ –усвоение новых знаний, ЗМ –закрепление изученного материала, , КР –урок контроля знаний, ПО- повторительно-обобщающий урок, РР – урок развития речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
№ |
Раздел программы |
Тема урока |
кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Д/З |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||||||
|
Общие сведения о языке. |
Русский язык – националь-ный язык русского народа. |
1 |
УНЗ |
Русский язык – национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе. |
Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации. |
Беседа. Анализ текстов. |
Упр.3 |
|
|
|
Повторение. |
Синтаксис и пунктуация |
2 |
ПО |
Синтаксис. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений. Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
Знать, чем отличаются словосочетания от предложений, простые предложения от сложных, главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и и сложном предложениях; выполнять синтаксические и пунктуационные разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам. |
Составление схем, констру-ирование по схемам, графический, объясни-тельный диктанты. |
Упр.9 |
|
|
|
Лексико-логия и фразеология |
1 |
ПО |
Лексический состав языка. Языковые нормы. |
Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, проводить элементарный анализ худ. текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении. |
Лексическая разминка. Аукцион фразеологизмов. Работа со словарём. Сочинение-миниатюра. Анализ текста. |
Упр. 16 |
|
|
|
|
Фонетика и орфография |
1 |
ПО |
Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. |
Уметь соблюдать произносительный нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. |
.Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи. |
Упр.20 |
|
|
|
|
Слово-образование и морфемика. |
1 |
ПО |
Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем. |
Знать способы образования слов. Уметь проводить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова и его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов различных частей речи, анализировать словообразовательные гнёзда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова. |
Объясни-тельный диктант, диктант «Проверь себя», работа с перфокартами. |
Упр.26 |
|
|
|
|
Морфо-логия и орфография |
1 |
ПО |
|
Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. |
Выполнение упражнений. |
Упр.30,31 Инд/з – упр. 28 план доклада о М.В. Ломоносове. |
|
|
|
|
Контроль-ный диктант и его анализ |
2 |
КР |
Материал, изученный в 5,6 классах. |
Уметь записывать текст под диктовку в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора. |
.Диктант с грамматическим заданием. |
- |
|
|
|
|
Текст. |
1 |
РР |
Понятие о тексте. Типы текстов. Связь предложений в тексте. |
Знать понятие – текст. Определять тему, основную мысль текста, озаглавливать. Находить речевые ошибки, исправлять их. |
Выполнение упражнений. Анализ текстов. |
Упр. 40 |
|
|
|
|
Текстовые стили литературного языка |
1 |
РР |
Текстовые стили литературного языка. Сфера употребления, лексические и синтаксические особенности. |
Знать изученные стили языка, особенности публицистического стиля. Уметь осуществлять комплексный анализ текста, создавать тексты различной стилистической направленности, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности |
Работа с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ) |
Упр.50 |
|
|
|
|
Публицистический стиль |
1 |
РР |
Публицистический стиль. Сфера употребления, лексические и синтаксические особенности. |
Навык определения языковых средств публицистического стиля. Уметь осуществлять комплексный анализ текста, создавать тексты публицистического стиля. |
. Работа с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ) |
Упр.62 |
|
|
|
|
Причастие как часть речи. |
1 |
УНЗ |
Причастие как часть речи. |
Знать формальные признаки причастия, семантику. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий |
Работа с учебником, выборочный диктант, практикум |
Упр.57 |
|
|
|
|
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
1 |
УНЗ |
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. |
Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставлять с условиями выбора окончаний прилагательного; навыки правописания окончаний причастий. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия, работать с научной литературой с целью подготовки сообщения на заданную тему |
Выборочный диктант, практикум, кон-струирова-ние пред-ложений |
Упр.68 |
|
|
|
|
|
Причастный оборот |
1 |
УНЗ |
Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. |
Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, его границы, конструировать предложения с причастным оборотом., находить ошибки в употреблении причастных оборотов. |
Тренировоч-ные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам |
Упр.71 |
|
|
|
|
Выделение причастных оборотов запятыми |
1 |
УНЗ |
Выделение причастных оборотов запятыми. |
Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; уметь выделять причастный оборот в устной речи и на письме, конструировать предложения с причастными оборотами. |
Выполнение упражнений.Выборочно-распредели-тельное списывание, тест, редактирование. |
Упр. 75 |
|
|
|
|
Подготовка к сочинению-описанию внешности человека |
2 |
РР |
Сочинение - описание внешности человека. Словесный портрет. |
Понимать роль причастий в сочинении с описанием внешности. Уметь создавать рассказ-описание, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. |
Сочинение |
|
|
|
|
|
Действит-ельные и страдатель-ные причастия |
1 |
УНЗ |
Действительные и страдательные причастия |
Знать значение действительных и страдательных причастий, семантику действительных и страдательных причастий, владеть терминологией и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия. |
Беседа, распредели-тельный диктант, работа по образцу, тест |
Упр .85,86 |
|
|
|
|
Краткие страдательные причастия |
1 |
УНЗ |
Краткие страдательные причастия |
Знать особенности образования и изменения кратких причастий. Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.109 |
|
|
|
|
Действительные причастия настоящего времени |
1 |
УНЗ |
Действительные причастия настоящего времени. Способ образования. |
Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь применять изученную орфограмму. нормированно употреблять причастия и причастные конструкции в речи, редактировать деформированные предложения. |
Беседа, распределительный диктант, работа по образцу, тест |
Упр.93, Найти в произведении изучаемого писателя 5 предложений с действительными причастиями настоящего времени |
|
|
|
|
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
1 |
УНЗ |
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
Знать условия выбора гласной в суффиксе действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изученную орфограмму, нормированно употреблять причастия и причастные конструкции в речи, редактировать деформированные предложения. |
Тренировочные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам |
Упр. 94 Исполь-зуя изуча-емые художествен-ные произведения, подо-брать предложения для орфографиче-ской диктов-ки по данной теме |
|
|
|
|
Действительные причастия прошед-шего времени |
1 |
УНЗ |
Действительные причастия прошедшего времени. Способ образования. |
Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени. Знать правила правописания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени, применять изученные орфографические правила, уметь находить общее в орфографии глагола и причастия |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.98 |
|
|
|
|
Страдательные причастия настоящего времени |
1 |
УНЗ |
Страдательные причастия настоящего времени Способ образования. |
Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени. Знать роль причастий-определений в тексте, совершенствовать навыки редактирования предложений с неуместным повтором слов |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.101 |
|
|
|
|
Гласные в суффиксах страдатель-ных причастий настоящего времени |
1 |
УНЗ |
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени. Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, роль причастий-определений в тексте, совершенствовать навыки редактирования предложений с неуместным повтором слов |
Составление таблицы, тренировочные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам |
Упр.107 |
|
|
|
|
Страдательные причастия прошедше-го времени |
1 |
УНЗ |
Страдательные причастия прошедшего времени. Способ образования. |
Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени. Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их в речевой практике |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.110 |
|
|
|
|
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях |
1 |
УНЗ |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях |
Уметь выбрать правильное написание буквы перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. |
Выполнение упражнений Выборочно-распредели-тельный диктант.. |
Упр.113 |
|
|
|
|
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглаголенных прилагательных |
3 |
УНЗ ЗМ |
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглаголенных прилагательных |
Уметь выбрать правильное написание н и нн в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Свободный диктант, тест. |
Упр.116 121 |
|
|
|
|
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглаголенных прилагательных |
2 |
УНЗ ЗМ |
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглаголенных прилагательных |
Уметь выбрать правильное написание н и нн в кратких прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени |
Выполнение упражнений.Тест. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.125, 128 |
|
|
|
|
Выборочное изложение – описание человека |
1 |
РР |
Выборочное изложение – описание человека |
Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию, объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью свернутости. |
Выборочное изложение. |
Упр. 129 |
|
|
|
|
Слитное и раздельное написание не с причасти-ями |
2 |
УНЗ ЗМ |
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
Знать правило правописания не с причастиями. Уметь обозначать эту орфограмму, знать условия ее выбора, различать прилагательные и причастия, избирательно применять орфографические правила |
Работа по алгоритму, распределительный диктант, работа по карточкам, тест |
Упр.135, 139 |
|
|
|
|
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдатель-ных причастий |
1 |
УНЗ |
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий |
Знать условия выбора орфограммы после шипящей в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих |
Практикум, диктант «проверяю себя», работа по карточкам |
Упр.142 |
|
|
|
|
1 |
ЗМ |
Выполнение упражнений Тест... |
Упр.145 |
|
|
|||
|
|
Морфологический разбор причастия |
1 |
ПО |
Морфологический разбор причастия |
Знать грамматические признаки причастий, порядок морфологического разбора причастий. Уметь проводить морфологический разбор причастий. |
Выполнение упражнений.Тест. Работа по карточкам. |
Упр.131 |
|
|
|
|
Сочинение – описание внешности человека. |
1 |
РР |
Описание внешности человека. |
Создание текста описания |
Сочинение |
Упр.143, с.72 контрольные вопросы |
|
|
|
|
Повторение и обобщение изученного по теме: «Причастие» |
1 |
ПО |
Причастие. Категориальные признаки. Правописание. |
Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом, использовать изученную часть речи в устной и письменной речи Знать орфографию причастия |
Выполнение упражнений.Творческий диктант. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант.. |
Упр.156, 157,158 |
|
|
|
|
Контрольный диктант |
1 |
КР |
Причастие. Категориальные признаки. Правописание. |
Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия. Уметь применять изученные орфографические правила. |
Диктант |
- |
|
|
|
|
Деепричастие как часть речи |
1 |
УНЗ |
Деепричастие как часть речи. |
Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.160 |
|
|
|
|
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
1 |
УНЗ |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах. |
Беседа, тренировочные упражнения, схематический диктант |
Упр.169 |
|
|
|
|
Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
1 |
УНЗ |
Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
Знать правило правописания не с деепричастиями. Уметь сопоставлять правописание не с деепричастиями, причастиями и глаголами. |
Беседа, работа с текстом, выполнение упражнений по образцу, распределительный диктант |
Упр.173 |
|
|
|
|
Деепричастие несовершенного вида |
1 |
УНЗ |
Деепричастие несовершенного вида. Способ образования. |
Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.177 |
|
|
|
|
Деепричастие совершенного вида |
1 |
УНЗ |
Деепричастие совершенного вида. Способ образования. |
Знать способы образования деепричастий совершенного вида. Уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид. |
Выполнение упражнений. Подготовленный диктант. Комментированный диктант. |
Упр.186 |
|
|
|
|
Морфологический разбор деепричастия |
1 |
ПО |
Морфологический разбор деепричастия. |
Знать порядок морфологического разбора деепричастий. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия |
Выполнение упражнений.Подготовленный диктант. |
Упр.188 |
|
|
|
|
Урок обобщения и систематизации по теме «Деепричастие» |
1 |
ПО |
Морфологические признаки, орфография деепричастия |
Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия в речи и применять знания. |
|
|
|
|
|
|
Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь». |
1 |
РР |
Сочинение – рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь». Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. |
Уметь самостоятельно создавать текст с описанием действий. |
Составление плана, сбор материала. |
Упр.с. 91 – 92 контрольные вопросы - |
|
|
|
|
Сочинение по картине |
1 |
РР |
Сочинение. |
|||||
|
|
Контрольная работа |
1 |
КР |
Деепричастие. Категориальные признаки. Правописание. |
Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастия. Уметь применять изученные орфографические правила. |
Тестирование |
- |
|
|
|
|
Наречие как часть речи |
1 |
УНЗ |
Наречие как часть речи |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. |
|
Упр.201 |
|
|
|
|
Смысловые группы наречий. |
1 |
УНЗ |
Смысловые группы наречий. |
Знать смысловые группы наречий. |
Выполнение упражнений. |
Упр.210 |
|
|
|
|
Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» |
1 |
РР |
Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. |
Уметь самостоятельно создавать текст с описанием природы. |
Сочинение. |
Упр.208 |
|
|
|
|
Степени сравнения наречий |
1 |
КУ |
Степени сравнения наречий. Сравнительная и превосходная степень. Простая и составная форма.. Способ образования. |
Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении. Уметь определять синтаксическую роль наречий в предложении, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени. |
Выполнение упражнений. |
Упр.215 |
|
|
|
|
Морфологический разбор наречия |
1 |
ПО |
Морфологический разбор наречия. |
Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь проводить морфологический разбор наречия. |
Выполнение упражнений. Подготовленный диктант. |
Упр.217 |
|
|
|
|
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. |
1 |
УНЗ |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. |
Знать морфологические способы образования наречий, правило о слитном и раздельном написании не с наречиями. Уметь грамотно писать не с наречиями. |
Выполнение упражнений.Диктант по памяти. |
Упр.226 |
|
|
|
|
Гласные Е-И в приставкахНЕ и НИ отрицательных наречий |
1 |
УНЗ |
Гласные Е-И в предлогах НЕ и НИ отрицательных наречий |
Знать морфологические способы образования наречий, правило о написании не и ни в наречиях. Уметь грамотно писать не с наречиями. |
Выполнение упражнение. Подготовленный диктант. |
Упр.231 |
|
|
|
|
Н и НН в наречиях на –О, -Е |
1 |
УНЗ |
Н и НН в наречиях на –О-, -Е- |
Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн. Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.236 |
|
|
|
|
Сочинение описания действия |
1 |
РР |
Описания действия. Использование наречий в речи. |
Создавать сочинение с описанием действий. |
Сочинение |
- |
|
|
|
|
Правописание О, Е после шипящих на конце наречий |
1 |
УНЗ |
Правописание О, Е после шипящих на конце наречий |
Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий, а также н и нн. Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.243 |
|
|
|
|
Буквы О-А на конце наречий |
1 |
ЗМ |
Буквы О-А на конце наречий |
Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.247 |
|
|
|
|
Подробное изложение с творческим заданием. |
1 |
РР |
Подробное изложение текста на морально-этическую тему с творческим заданием. |
Подробно передавать содержание текста. |
Подробное изложение с творческим заданием. |
- |
|
|
|
|
Дефис между частями слова в наречиях |
1 |
УНЗ |
Дефис между частями слова в наречиях |
Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных. Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.254 |
|
|
|
|
Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья». |
1 |
РР |
Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».Рассказ от имени героя картины. |
Самостоятельное составление рассказа от 1-го лица. |
Сочинение. |
- |
|
|
|
|
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован-ных от существи-тельных и количествен-ных числитель-ных. |
2 |
УНЗ ЗМ |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. |
Знать правило о слитном и раздельном написании приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.262 |
|
|
|
|
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
1 |
УНЗ |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.266 с.123-124 к/.в |
|
|
|
|
Повторение темы «Наречие» |
1 |
ПО |
|
Знать основные орфограммы, изученные в разделе “Наречие”. Уметь определять синтаксическую роль наречий. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Свободный диктант. |
Упр.273, 274 |
|
|
|
|
Категория состояния как часть речи |
1 |
УНЗ |
Категория состояния как часть речи |
Знать основные значения слов состояния. Уметь “видеть” слова состояния в тексте, выделять грамматическую основу односоставного предложения. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.279 |
|
|
|
|
Морфологический разбор категории состояния. |
1 |
ПО |
Морфологический разбор категории состояния. |
Знать основные значения слов состояния. Уметь “видеть” слова состояния в тексте, выделять грамматическую основу односоставного предложения, проводить морфологический разбор категории состояния |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.280 |
|
|
|
|
Контрольная работа и анализ |
2 |
КР |
Категория состояния. Категориальные признаки. |
|
Тестирование |
- |
|
|
|
|
Служебные части речи |
1 |
КУ |
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы. |
Знать отличия служебных и самостоятельных частей речи; формировать представление о предлоге как служебной части речи. |
Опрос. Выборочно-распределительный диктант. Беседа, работа с учебником, выборочный диктант |
В отрывке из любого текста -5 предложений- найти предлоги, союзы. |
|
|
|
|
Предлог как часть речи |
1 |
УНЗ |
Предлог как часть речи |
Знать морфологические признаки предлога. Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.289 |
|
|
|
|
Употребле-ние предлогов |
1 |
УНЗ |
Употребление предлогов |
Уметь предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов. Знать многозначные и однозначные предлоги. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.294 |
|
|
|
|
Непроизводные и производ-ные предлоги. |
1 |
УНЗ |
Непроизводные и производные |
Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.301 |
|
|
Простые и составные предлоги. |
1 |
УНЗ |
Простые и составные предлоги. |
Знать простые и составные предлоги, порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлогов. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.304 |
|
|
||
|
|
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
2 |
УНЗ ЗМ |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь правильно писать производные предлоги Знать нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.310 |
|
|
|
|
Морфологический разбор предлога |
1 |
ПО |
Морфологический разбор предлога |
Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, проводить морфологический разбор. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.306 |
|
|
|
|
Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». |
2 |
РР |
Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа». Репортаж. |
Знать признаки текста. Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему. |
Наблюдение, отбор материала, определение основной мысли сочинения,Сочинение |
Готови-ться к К/Р. |
|
|
|
|
Контрольная работа |
1 |
КР |
Предлог. Категориальные признаки. Правописание. |
Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила |
Диктант. |
- |
|
|
|
|
Союз как часть речи |
1 |
КУ |
Союз как часть речи |
Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы. |
Работа с учебником, составление таблиц, выборочный диктант |
Упр.317 |
|
|
|
|
Простые и составные союзы |
1 |
УНЗ |
Простые и составные союзы |
Знать о классификации союзов по строению на простые и сложные. Уметь определять вид союза по строению, составлять предложения по заданным схемам. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.319 |
|
|
|
|
Союзы сочинительные и подчини-тельные |
1 |
УНЗ |
Союзы сочинительные и подчинительные |
Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы. |
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. Тест |
Упр.322 |
|
|
|
|
Запятая перед союзами в союзном сложном предложе-нии |
1 |
КУ |
Запятая перед союзами в союзном сложном предложении |
Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи, группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы, конструировать предложения, применяя изученные пунктуационные правила.
|
Выполнение упражнений. Выборочно-распредели-тельный диктант. |
Упр.325 |
|
|
|
|
Союзы сочинительные |
1 |
УНЗ |
Союзы сочинительные |
Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.335 |
|
|
|
|
Союзы подчини-тельные |
1 |
УНЗ |
Союзы подчинительные |
Знать о классификации союзов по значению, группы подчинительных союзов и их значение. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.340 |
|
|
|
|
Морфологический разбор союза |
1 |
ПО |
Морфологический разбор союза |
Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи; выполнять морфологический разбор союза. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.342 |
|
|
|
|
Контрольная работа и анализ |
2 |
КР |
Союзы. |
Знать морфологические признаки союза, орфографию союза и уметь применять изученные орфографические правила. |
Диктант |
- |
|
|
|
|
Слитное написание союзов тоже, также |
1 |
Стандартный |
Слитное написание союзов тоже, также |
Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато. Уметь правильно писать и применять союзы в речи. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.350, с. 165 К/В |
|
|
|
|
Сочинение –рассуждение о пользе чтения. |
1 |
РР |
Сочинение – рассуждение о пользе чтения. |
Знать особенности текста-рассуждения. Уметь строить рассуждение по заданному началу. |
Сочинение. |
- |
|
|
|
|
Повторение изученного о предлогах и союзах |
1 |
Урок-зачет |
Предлоги и союзы. Категориальные признаки. Правописание. |
Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять работу над ошибками |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.356 |
|
|
|
|
Контрольная работа и анализ |
2 |
КР |
Предлоги и союзы. Категориальные признаки. Правописание. |
Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять работу над ошибками |
Тестирование |
- |
|
|
|
|
Частица как часть речи |
1 |
УНЗ |
Частица как часть речи |
Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицу от других единиц служебных частей речи. Знать роль частицы в предложении и при образовании форм слова. Уметь применять орфограммы «Пробел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом» |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.359 |
|
|
|
|
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
1 |
УНЗ |
Разряды частиц. Формообразующие частицы. |
Знать разряды частиц. Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.364 |
|
|
|
|
Смысловые частицы. |
1 |
УНЗ |
Смысловые частицы. |
Знать разряды частиц. Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.369 |
|
|
|
|
Дефисное и раздельное написание частиц |
2 |
УНЗ ЗМ |
Дефисное и раздельное написание частиц |
Знать правило раздельного написания частиц бы, ли, же. Уметь применять изученные орфографические правила. Знать о дефисном написании частиц -то, -ка. Уметь применять изученные орфографические правила. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.379, 381,382 |
|
|
|
|
Морфологический разбор частицы |
1 |
ПО |
Морфологический разбор частицы |
Знать порядок морфологического разбора частиц. Уметь выполнять морфологический разбор частиц. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.384 |
|
|
|
|
Отрицательные частицы не и ни |
1 |
УНЗ |
Отрицательные частицы не и ни |
Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Знать понятие о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.391, 392 |
|
|
|
|
Различение на письме частицы НЕ и приставки не- |
2 |
КУ |
Различение на письме частицы НЕ и приставки не- |
Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Знать понятие о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.400 |
|
|
|
|
Сочинение-рассказ по данному сюжету. |
1 |
РР |
Сочинение-рассказ по данному сюжету. |
Уметь создавать собственный текст по данному сюжету. |
Сочинение. |
Упр.401 |
|
|
|
|
Различия на письме частицы НИ, приставки ни-, союза ни – ни. |
2 |
УНЗ ЗМ |
Различия на письме частицы НИ, приставки ни-, союза ни – ни. |
Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Знать понятие о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях., повторяющегося союза ни –ни, правописание приставок не- и ни-. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.406, с187 К/В |
|
|
|
|
Повторение и обобщение изученного по теме «Частицы». |
1 |
ПО |
Частицы. Категориальные признаки. Правописание. |
Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи |
Свободный диктант с самопроверкой. |
Упр.414 |
|
|
|
|
Контрольная работа и анализ |
2 |
КР |
Частицы. Категориальные признаки. Правописание. |
Знать орфографию частицы и уметь применять изученные орфографические правила. |
Диктант. |
- |
|
|
|
|
Междометие как часть речи |
1 |
УНЗ |
Междометие как часть речи |
Знать информацию о междометии как части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.416 |
|
|
|
|
Дефис в междоме-тиях. Знаки препинания при междоме-тиях. |
1 |
УНЗ |
Дефис в междометиях Знаки препинания при междометиях |
Уметь применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями. |
Выполнение упражнений. Комментированный диктант. Выбороч-ный диктант. |
Упр.421 |
|
|
|
|
Смысловые группы междометий |
1 |
УНЗ |
Смысловые группы междометий. |
Знать смысловые группы междометий. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи. |
Тренировочные упражнения, диктант |
|
|
|
|
|
Контрольная работа и анализ |
2 |
КР |
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях |
Знать информацию о междометии как части речи. Знать смысловые группы междометий. |
Диктант. |
- |
|
|
|
Повторение. |
Разделы науки о русском языке. |
1 |
ПО. |
Разделы науки о русском языке. |
Знать разделы науки о языке, особенности текстов различных стилей. Уметь различать тексты разных типов и стилей |
Выполнение упражнений.составление таблиц. |
Сообщение по таблице упр. 422 |
|
|
|
Текст. Стили речи |
1 |
ПО |
Текст. Стили речи |
Уметь создавать собственный текст на заданную тему. |
Выполнение упражнений.творческий диктант. |
Упр.423 |
|
|
|
|
Фонетика. Графика. |
2 |
Урок-зачёт |
Фонетика. Графика. |
Знать порядок фонетического разбора слова. Уметь выполнять фонетический разбор слова. |
Выполнение упражнений.составление таблиц. |
Упр.431 |
|
|
|
|
Лексика и фразеология. |
2 |
РР |
Лексика и фразеология. |
Знать основные сведения по разделу. Владеть большим запасом слов в активной лексике. |
Сочинение на лингвистическую тему. |
Упр.434 |
|
|
|
|
Словообразование и морфемика. |
2 |
ПО |
Словообразование и морфемика. |
Знать состав слова, способы словообразования. |
Выполнение упражнений составление таблиц., слов по заданным схемам. |
Упр.438 |
|
|
|
|
Морфология |
1 |
ПО |
Морфология |
Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы. |
Выполнение упражнений. составление таблиц. |
Упр.443 |
|
|
|
|
Орфография |
3 |
ПО. |
Морфология |
Знать и соблюдать правописные нормы. Знать понятие «орфограмма». Уметь применять изученные орфограммы. |
Выполнение упражнений составление таблиц. |
Упр.453 |
|
|
|
|
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
КР |
|
Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила на письме. |
.Диктант. |
- |
|
|
|
|
Синтаксис |
2 |
Урок-игра |
Синтаксис |
Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила на письме. |
Викторина |
Упр.459 |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Пунктуация |
2 |
Урок-игра. |
Пунктуация |
Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила на письме. |
Викторина |
- |
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»