Конференция «С чего началась фотография»
Турова Ольга Рудольфовна
высшая квалификационная категория
с. Солнцевка Исилькульского р-на Омской обл
МКОУ Солнцевская СОШ Исилькульского р-на Омской обл.
физика
Мякишев А. Физика-11
Конференция «С чего началась фотография»
11 класс
45 минут
с презентацией
<a href="https://www.uchmet.ru/" title="УчМет — учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов" ></a>
11 класс, 2 полугодие.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из применений химического действия света – фотографией; развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение работать в группах; воспитывать гордость за своё Отечество.
Оборудование: учебники физики разных лет, справочники, компьютер, мультимедиапроектор, экспозиция фотоснимков, фотопленки, фотобумаги, фотоаппаратов, фотографии.
Эпиграф урока:
…отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего…
Доминик Араго, французский физик
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя(слайды 1, 2)
На прошлых уроках мы с вами изучали теорию фотоэффекта. Переносчик лучистой энергии – фотон, обладающий энергией hϑ. При попадании на вещество свет может оказывать и химическое действие. Энергия фотона видимого и ультрафиолетового диапазона излучений может расщепить молекулы. А это – химический процесс. Наиболее известные примеры такого светового действия – выцветание (ткани, обои, картины) и образование загара. Химическое действие света лежит и в основе фотографии. Мы рассмотрим процесс получения изображения на фотопластинке или фотопленке. На прошлом уроке вы по группам получили задания. Я прошу выступить группу журналистов.
2. Выступление 1 группы «Журналисты» (слайды 3, 4, 5)
Мы хотим рассказать о значении фотографии в жизни человека и человечества. Сейчас редкие любители фотографируют на фотопленку, мир завоевали цифровые фотоаппараты. А ведь фотография как вид искусства жива и сейчас.
Фотографии сопровождают всю нашу жизнь. На страницах газет и журналов мы наблюдаем события в стране и в мире, домашние стены украшены фотографиями, старые семейные альбомы вызывают теплые чувства. Сотни фотоизображений мы видим на телеэкранах. Фотографии звездного неба вводят нас в мир астрономии.
Главное в фотоснимке – его достоверность. Это «застывшее время».
Фотография доступна каждому. Недорогой фотоаппарат, возможность распечатать фотографии в любом городе и далёкой деревне – всё это привело к расцвету светописьма.
3. Выступление 1 группы «физико-химики» (слайд 6)
Мы расскажем вам об основных физико-химических процессах, происходящих при фотографировании.
Процесс фотографирования – освещение чувствительного фотослоя пластинки или пленки и её последующая химическая обработка.
Светочувствительный слой фотопластинки – кристаллики бромида серебра AgBr, внедренные в желатин. Под действием света происходит фотохимическая реакция разложения. Попадание световых квантов в кристаллик приводит к отрыву электронов от атома брома. Электроны захватываются ионами серебра, в кристаллике образуются нейтральные атомы. Распад молекулы происходит по схеме
где Ag* — энергетически возбужденный атом серебра. Вr+ — положительный ион брома, e- — электрон. Под действием проявителя бром растворяется, а оставшиеся атомы серебра дают негативное изображение. Металлическое серебро выделяется, образуя скрытое изображение.
4. С исторической справкой выступит группа «Историки» (слайд 7)
Эра фотографии началась 7 апреля 1839 года. В этот день французский физик Доминик Араго доложил Парижской академии наук о необычайном и удивительном изобретении Нисефора Ньепса и Луи Дагера – возможности фиксировать на плоских металлических листах оптическое изображение предмета.
Знаменитый русский художник Илья Репин был в эти годы в Париже. Все его знакомые были увлечены фотографией. Репин тоже решил попробовать. Фотоаппараты и операторы для фотографирования накрывались черным сукном. Илья Ефимович попытался снять знакомого., но процесс ему очень не понравился: « Тут же задохнуться можно! Зачем выдумывать такой страшный аппарат, если гораздо проще нарисовать чудесный портрет!»
5. Выступление 2 группы «физико-химики» (слайд 8)
Продолжим рассказ о появлении фотоснимка. Для получения кадра необходимо фотопластинку химически обработать: проявить, промыть, поместить в фиксаж (закрепить изображение), ещё раз промыть – и негативное изображение готово! Оно обратно реальному объекту по свету и теням. Наиболее засвеченные места фотопластинки чернеют больше, мало освещенные меньше. Место светлых участков занимают темные и наоборот.
Для получения фотоснимка пластину накладывают на фотобумагу и после освещения и аналогичной обработки получают позитивное изображение.
Слово «фотография» произошло от греческих «фото» — свет и «графо» — пишу, рисую. То есть фотография – рисование светом, светопись.
6. Выступление группы «Любители фото» или «Фотолюбители» (слайд 9)
На заседании Академии Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии. Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием всего народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.
В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы листьев растений. Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 г. представлял собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.
7.Заключительное слово учителя (слайды 10-11)
Фотография наших дней – это и область науки и техники, это методы исследования и документального сопровождения, это различные виды прикладной деятельности. Пророческими стали слова французского художника Поля Делароша: «Она окажет великие услуги искусству…»
Литература.
1)Краткий справочник фотолюбителя. – М.: Искусство, 1984
2. Азбука фотографии. – М.: Искусство, 1990
3. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 кл. – М.: школьная пресса, 2000
4. http://www.physbook.ru/index.php/A._%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
fotki.yandex.ru/search/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/users/astra297/view/521727?page=2&how=week&type=image
www.tmcistudio.com.ua/tags/%F4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4/
http://referat.resurs.kz/ref/himicheskoe-deystvie-sveta-fotografiya/1/
www.all-fizika.com/files/s_20090912171254.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/52999134.18/0_660b3_4041f4c3_XL
http://www.konkyrent.ru/uploads/posts/2011-08/1314770923_2.jpg
МОУ Солнцевская СОШ Исилькульского р-на Омской обл.
Конференция «С чего началась фотография»
Учитель Турова Ольга Рудольфовна
11 класс, 2 полугодие.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из применений химического действия света – фотографией; развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение работать в группах; воспитывать гордость за своё Отечество.
Оборудование: учебники физики разных лет, справочники, компьютер, мультимедиапроектор, экспозиция фотоснимков, фотопленки, фотобумаги, фотоаппаратов, фотографии.
Эпиграф урока:
…отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего…
Доминик Араго, французский физик
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя(слайды 1, 2)
На прошлых уроках мы с вами изучали теорию фотоэффекта. Переносчик лучистой энергии – фотон, обладающий энергией hϑ. При попадании на вещество свет может оказывать и химическое действие. Энергия фотона видимого и ультрафиолетового диапазона излучений может расщепить молекулы. А это – химический процесс. Наиболее известные примеры такого светового действия – выцветание (ткани, обои, картины) и образование загара. Химическое действие света лежит и в основе фотографии. Мы рассмотрим процесс получения изображения на фотопластинке или фотопленке. На прошлом уроке вы по группам получили задания. Я прошу выступить группу журналистов.
2. Выступление 1 группы «Журналисты» (слайды 3, 4, 5)
Мы хотим рассказать о значении фотографии в жизни человека и человечества. Сейчас редкие любители фотографируют на фотопленку, мир завоевали цифровые фотоаппараты. А ведь фотография как вид искусства жива и сейчас.
Фотографии сопровождают всю нашу жизнь. На страницах газет и журналов мы наблюдаем события в стране и в мире, домашние стены украшены фотографиями, старые семейные альбомы вызывают теплые чувства. Сотни фотоизображений мы видим на телеэкранах. Фотографии звездного неба вводят нас в мир астрономии.
Главное в фотоснимке – его достоверность. Это «застывшее время».
Фотография доступна каждому. Недорогой фотоаппарат, возможность распечатать фотографии в любом городе и далёкой деревне – всё это привело к расцвету светописьма.
3. Выступление 1 группы «физико-химики» (слайд 6)
Мы расскажем вам об основных физико-химических процессах, происходящих при фотографировании.
Процесс фотографирования – освещение чувствительного фотослоя пластинки или пленки и её последующая химическая обработка.
Светочувствительный слой фотопластинки – кристаллики бромида серебра AgBr, внедренные в желатин. Под действием света происходит фотохимическая реакция разложения. Попадание световых квантов в кристаллик приводит к отрыву электронов от атома брома. Электроны захватываются ионами серебра, в кристаллике образуются нейтральные атомы. Распад молекулы происходит по схеме
где Ag* — энергетически возбужденный атом серебра. Вr+ — положительный ион брома, e- — электрон. Под действием проявителя бром растворяется, а оставшиеся атомы серебра дают негативное изображение. Металлическое серебро выделяется, образуя скрытое изображение.
4. С исторической справкой выступит группа «Историки» (слайд 7)
Эра фотографии началась 7 апреля 1839 года. В этот день французский физик Доминик Араго доложил Парижской академии наук о необычайном и удивительном изобретении Нисефора Ньепса и Луи Дагера – возможности фиксировать на плоских металлических листах оптическое изображение предмета.
Знаменитый русский художник Илья Репин был в эти годы в Париже. Все его знакомые были увлечены фотографией. Репин тоже решил попробовать. Фотоаппараты и операторы для фотографирования накрывались черным сукном. Илья Ефимович попытался снять знакомого., но процесс ему очень не понравился: « Тут же задохнуться можно! Зачем выдумывать такой страшный аппарат, если гораздо проще нарисовать чудесный портрет!»
5. Выступление 2 группы «физико-химики» (слайд 8)
Продолжим рассказ о появлении фотоснимка. Для получения кадра необходимо фотопластинку химически обработать: проявить, промыть, поместить в фиксаж (закрепить изображение), ещё раз промыть – и негативное изображение готово! Оно обратно реальному объекту по свету и теням. Наиболее засвеченные места фотопластинки чернеют больше, мало освещенные меньше. Место светлых участков занимают темные и наоборот.
Для получения фотоснимка пластину накладывают на фотобумагу и после освещения и аналогичной обработки получают позитивное изображение.
Слово «фотография» произошло от греческих «фото» - свет и «графо» - пишу, рисую. То есть фотография – рисование светом, светопись.
6. Выступление группы «Любители фото» или «Фотолюбители» (слайд 9)
На заседании Академии Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии. Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием всего народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.
В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы листьев растений. Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 г. представлял собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.
7.Заключительное слово учителя (слайды 10-11)
Фотография наших дней – это и область науки и техники, это методы исследования и документального сопровождения, это различные виды прикладной деятельности. Пророческими стали слова французского художника Поля Делароша : «Она окажет великие услуги искусству…»
1)Краткий справочник фотолюбителя. – М.: Искусство, 1984
2. Азбука фотографии. – М.:Искусство, 1990
3. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 кл. – М.: школьная пресса, 2000
http://www.tmcistudio.com.ua/tags/%F4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4/
http://referat.resurs.kz/ref/himicheskoe-deystvie-sveta-fotografiya/1/
http://www.all-fizika.com/files/s_20090912171254.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/52999134.18/0_660b3_4041f4c3_XL
http://www.konkyrent.ru/uploads/posts/2011-08/1314770923_2.jpg
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Для урока выбрана очень познавательная тема, которой интересуются все современные люди, поэтому учащиеся показывают и рассказывают материал, опираясь на личный жизненный опыт. Следовательно, информации в методической разработке урока должно быть много, а этого почему – то нет. Это удивило. Мы живем в информационном обществе, с трудом справляемся с информационным потоком в любой области изучения, поэтому для урока, тем более конференции, необходимо подбирать большее количество информации, чем может освоить школьник, оставляя неозвученную как дополнительный материал. Создается впечатление, что не все записали в методическую разработку.
На конференции можно сделать вывод, и этого достаточно, а если это урок – конференция, то необходимо какое-либо практическое действие для закрепления изученного материала. В данном же мероприятии такого действия нет, как нет и домашнего задания.
Красочная стилизованная презентация оставляет некоторые вопросы нераскрытыми. Слайды 3, 4, 5 следовало бы подписать, как все, презентация бы лучше смотрелась.
Хотелось бы, чтобы преподаватель учел вышеобозначенные замечания, последующие методические разработки создавал без них.