В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Конференция «С чего началась фотография»

Конференция «С чего началась фотография»

Ольга Турова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:1просмотров: 3128 комментариев: 2
Краткое описание
Конференция «С чего началась фотография». Цель урока: познакомить учащихся с одним из применений химического действия света – фотографией
Описание

 
 
 Турова Ольга Рудольфовна
 высшая квалификационная категория
 
  с. Солнцевка Исилькульского р-на Омской обл
МКОУ Солнцевская СОШ Исилькульского р-на Омской обл.
физика
Мякишев А. Физика-11
 Конференция «С чего началась фотография»
11 класс
45 минут
с презентацией
<a href="https://www.uchmet.ru/" title="УчМет — учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов" ></a>
 11 класс, 2 полугодие.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из применений химического действия света – фотографией; развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение работать в группах; воспитывать гордость за своё Отечество.
Оборудование: учебники физики разных лет, справочники, компьютер, мультимедиапроектор, экспозиция фотоснимков, фотопленки, фотобумаги, фотоаппаратов, фотографии.
Эпиграф урока: 
…отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего…
Доминик  Араго, французский физик
  
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя(слайды 1, 2)
На прошлых уроках мы с вами изучали теорию фотоэффекта. Переносчик лучистой энергии – фотон, обладающий энергией hϑ. При попадании на вещество свет может оказывать и химическое действие. Энергия фотона видимого и ультрафиолетового диапазона излучений может расщепить молекулы. А это – химический процесс. Наиболее известные примеры такого светового действия – выцветание (ткани, обои, картины) и образование загара. Химическое действие света лежит и в основе фотографии. Мы рассмотрим процесс получения изображения на фотопластинке или фотопленке. На прошлом уроке вы по группам получили задания. Я прошу выступить группу журналистов. 
2. Выступление 1 группы «Журналисты» (слайды 3, 4, 5)
Мы хотим рассказать о значении фотографии в жизни человека и человечества. Сейчас редкие любители фотографируют на фотопленку, мир завоевали цифровые фотоаппараты. А ведь фотография как вид искусства жива и сейчас. 
Фотографии сопровождают всю нашу жизнь. На страницах газет и журналов мы наблюдаем события в стране и в мире, домашние стены украшены фотографиями, старые семейные альбомы вызывают теплые чувства. Сотни фотоизображений мы видим на телеэкранах. Фотографии звездного неба вводят нас в мир астрономии.
Главное в фотоснимке – его достоверность. Это «застывшее время».
Фотография доступна каждому. Недорогой фотоаппарат, возможность распечатать фотографии в любом городе и далёкой деревне – всё это привело к расцвету светописьма.
3. Выступление 1 группы «физико-химики» (слайд 6)
Мы расскажем вам об основных физико-химических процессах, происходящих при фотографировании. 
Процесс фотографирования – освещение чувствительного фотослоя пластинки или пленки и её последующая химическая обработка. 
Светочувствительный слой фотопластинки – кристаллики бромида серебра AgBr, внедренные в желатин. Под действием света происходит фотохимическая реакция разложения. Попадание световых квантов в кристаллик приводит к отрыву электронов от атома брома. Электроны захватываются ионами серебра, в кристаллике образуются нейтральные атомы. Распад молекулы происходит по схеме
 
где Ag* — энергетически возбужденный атом серебра. Вr+ — положительный ион брома, e- — электрон. Под действием проявителя бром растворяется, а оставшиеся атомы серебра дают негативное изображение.  Металлическое серебро выделяется, образуя скрытое изображение. 
4. С исторической справкой выступит группа «Историки» (слайд 7)
Эра фотографии началась 7 апреля 1839 года. В этот день французский физик Доминик Араго доложил Парижской академии наук о необычайном и удивительном изобретении Нисефора Ньепса и Луи Дагера – возможности фиксировать на плоских металлических листах оптическое изображение предмета. 
Знаменитый русский художник Илья Репин был в эти годы в Париже. Все его знакомые были увлечены фотографией. Репин тоже решил попробовать. Фотоаппараты и операторы для фотографирования накрывались черным сукном. Илья Ефимович попытался снять знакомого., но процесс ему очень не понравился: « Тут же задохнуться можно! Зачем выдумывать такой страшный аппарат, если гораздо проще нарисовать чудесный портрет!»
5. Выступление 2 группы «физико-химики» (слайд 8)
Продолжим рассказ о появлении фотоснимка. Для получения кадра необходимо фотопластинку химически обработать: проявить, промыть, поместить в фиксаж (закрепить изображение), ещё раз промыть – и негативное изображение готово!  Оно обратно реальному объекту по свету и теням. Наиболее засвеченные места фотопластинки чернеют больше, мало освещенные меньше. Место светлых участков занимают темные и наоборот. 
Для получения фотоснимка пластину накладывают на фотобумагу и после освещения и аналогичной обработки получают позитивное изображение. 
Слово «фотография» произошло от греческих «фото» — свет и «графо» — пишу, рисую. То есть фотография – рисование светом, светопись.
6. Выступление группы «Любители фото» или «Фотолюбители» (слайд 9)
На заседании Академии Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии. Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием всего народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.
В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы листьев растений.    Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 г. представлял собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.
  
7.Заключительное слово учителя (слайды 10-11)
Фотография наших дней – это и область науки и техники, это методы исследования и документального сопровождения, это различные виды прикладной деятельности. Пророческими стали слова французского художника Поля Делароша: «Она окажет великие услуги искусству…»
Литература.
1)Краткий справочник фотолюбителя. – М.: Искусство, 1984
2. Азбука фотографии. – М.: Искусство, 1990
3. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 кл. – М.: школьная пресса, 2000
4. http://www.physbook.ru/index.php/A._%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
 fotki.yandex.ru/search/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/users/astra297/view/521727?page=2&how=week&type=image
 www.tmcistudio.com.ua/tags/%F4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4/
 http://referat.resurs.kz/ref/himicheskoe-deystvie-sveta-fotografiya/1/
 www.all-fizika.com/files/s_20090912171254.jpg
 http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/52999134.18/0_660b3_4041f4c3_XL
 http://www.konkyrent.ru/uploads/posts/2011-08/1314770923_2.jpg
  
  
  
  

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конференция.docx Скачать

МОУ Солнцевская СОШ Исилькульского р-на Омской обл.

Конференция «С чего началась фотография»

Учитель Турова Ольга Рудольфовна



11 класс, 2 полугодие.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из применений химического действия света – фотографией; развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение работать в группах; воспитывать гордость за своё Отечество.

Оборудование: учебники физики разных лет, справочники, компьютер, мультимедиапроектор, экспозиция фотоснимков, фотопленки, фотобумаги, фотоаппаратов, фотографии.

Эпиграф урока:

отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего…

Доминик Араго, французский физик



Ход урока.

1.Вступительное слово учителя(слайды 1, 2)

На прошлых уроках мы с вами изучали теорию фотоэффекта. Переносчик лучистой энергии – фотон, обладающий энергией hϑ. При попадании на вещество свет может оказывать и химическое действие. Энергия фотона видимого и ультрафиолетового диапазона излучений может расщепить молекулы. А это – химический процесс. Наиболее известные примеры такого светового действия – выцветание (ткани, обои, картины) и образование загара. Химическое действие света лежит и в основе фотографии. Мы рассмотрим процесс получения изображения на фотопластинке или фотопленке. На прошлом уроке вы по группам получили задания. Я прошу выступить группу журналистов.

2. Выступление 1 группы «Журналисты» (слайды 3, 4, 5)

Мы хотим рассказать о значении фотографии в жизни человека и человечества. Сейчас редкие любители фотографируют на фотопленку, мир завоевали цифровые фотоаппараты. А ведь фотография как вид искусства жива и сейчас.

Фотографии сопровождают всю нашу жизнь. На страницах газет и журналов мы наблюдаем события в стране и в мире, домашние стены украшены фотографиями, старые семейные альбомы вызывают теплые чувства. Сотни фотоизображений мы видим на телеэкранах. Фотографии звездного неба вводят нас в мир астрономии.

Главное в фотоснимке – его достоверность. Это «застывшее время».

Фотография доступна каждому. Недорогой фотоаппарат, возможность распечатать фотографии в любом городе и далёкой деревне – всё это привело к расцвету светописьма.

3. Выступление 1 группы «физико-химики» (слайд 6)

Мы расскажем вам об основных физико-химических процессах, происходящих при фотографировании.

Процесс фотографирования – освещение чувствительного фотослоя пластинки или пленки и её последующая химическая обработка.

Светочувствительный слой фотопластинки – кристаллики бромида серебра AgBr, внедренные в желатин. Под действием света происходит фотохимическая реакция разложения. Попадание световых квантов в кристаллик приводит к отрыву электронов от атома брома. Электроны захватываются ионами серебра, в кристаллике образуются нейтральные атомы. Распад молекулы происходит по схеме

LaTeX: ~AgBr + h \nu \to Ag^* + Br^+ + e^-,

где Ag* — энергетически возбужденный атом серебра. Вr+ — положительный ион брома, e- — электрон. Под действием проявителя бром растворяется, а оставшиеся атомы серебра дают негативное изображение. Металлическое серебро выделяется, образуя скрытое изображение.

4. С исторической справкой выступит группа «Историки» (слайд 7)

Эра фотографии началась 7 апреля 1839 года. В этот день французский физик Доминик Араго доложил Парижской академии наук о необычайном и удивительном изобретении Нисефора Ньепса и Луи Дагера – возможности фиксировать на плоских металлических листах оптическое изображение предмета.

Знаменитый русский художник Илья Репин был в эти годы в Париже. Все его знакомые были увлечены фотографией. Репин тоже решил попробовать. Фотоаппараты и операторы для фотографирования накрывались черным сукном. Илья Ефимович попытался снять знакомого., но процесс ему очень не понравился: « Тут же задохнуться можно! Зачем выдумывать такой страшный аппарат, если гораздо проще нарисовать чудесный портрет!»

5. Выступление 2 группы «физико-химики» (слайд 8)

Продолжим рассказ о появлении фотоснимка. Для получения кадра необходимо фотопластинку химически обработать: проявить, промыть, поместить в фиксаж (закрепить изображение), ещё раз промыть – и негативное изображение готово! Оно обратно реальному объекту по свету и теням. Наиболее засвеченные места фотопластинки чернеют больше, мало освещенные меньше. Место светлых участков занимают темные и наоборот.

Для получения фотоснимка пластину накладывают на фотобумагу и после освещения и аналогичной обработки получают позитивное изображение.

Слово «фотография» произошло от греческих «фото» - свет и «графо» - пишу, рисую. То есть фотография – рисование светом, светопись.

6. Выступление группы «Любители фото» или «Фотолюбители» (слайд 9)

На заседании Академии Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии. Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием всего народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.

В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы листьев растений. Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 г. представлял собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.



7.Заключительное слово учителя (слайды 10-11)

Фотография наших дней – это и область науки и техники, это методы исследования и документального сопровождения, это различные виды прикладной деятельности. Пророческими стали слова французского художника Поля Делароша : «Она окажет великие услуги искусству…»

Литература.

1)Краткий справочник фотолюбителя. – М.: Искусство, 1984

2. Азбука фотографии. – М.:Искусство, 1990

3. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика. 11 кл. – М.: школьная пресса, 2000

4. http://www.physbook.ru/index.php/A._%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5

http://fotki.yandex.ru/search/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/users/astra297/view/521727?page=2&how=week&type=image

http://www.tmcistudio.com.ua/tags/%F4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4/

http://referat.resurs.kz/ref/himicheskoe-deystvie-sveta-fotografiya/1/

http://www.all-fizika.com/files/s_20090912171254.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/52999134.18/0_660b3_4041f4c3_XL

http://www.konkyrent.ru/uploads/posts/2011-08/1314770923_2.jpg









Конференция.ppt Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
12.12.2011 23:15
Ольга Рудольфовна! Прочитайте еще раз правила размещения материалов и исправьте, пожалуйста, текст своей работы на странице портала.
Марина Гилярова
18.01.2012 17:16
Материал к уроку представлен в виде презентации и текстового документа. Нестандартная форма урока предполагает повышенный интерес к его проведению. Урок в виде конференции несет много «плюсов» при изучении какого-либо материала.  Может быть решено множество не только образовательных, но и воспитательных и развивающих задач. Давая учащимся возможность проявить себя как творческую личность, учитель внедряет личностно – ориентированное обучение в образовательный процесс.
Для урока выбрана очень познавательная тема, которой интересуются все современные люди, поэтому учащиеся показывают и рассказывают материал, опираясь на личный жизненный опыт. Следовательно, информации в методической разработке урока должно быть много, а этого почему – то нет. Это удивило.  Мы живем в информационном обществе, с трудом справляемся с информационным потоком в любой области изучения, поэтому для урока, тем более конференции, необходимо подбирать большее количество информации, чем может освоить школьник, оставляя неозвученную как  дополнительный материал.  Создается впечатление, что не все записали в методическую разработку.
На конференции можно сделать вывод, и этого достаточно, а если это урок – конференция, то необходимо какое-либо практическое действие для закрепления изученного материала. В данном же мероприятии такого действия нет, как  нет и домашнего задания.
Красочная стилизованная презентация оставляет некоторые вопросы нераскрытыми. Слайды 3, 4, 5 следовало бы подписать, как все, презентация  бы лучше смотрелась.  
Хотелось бы, чтобы преподаватель учел вышеобозначенные замечания, последующие методические разработки создавал без них.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос