В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Особенности памяти у детей с ОНР

Особенности памяти у детей с ОНР

Лариса Лазовская
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 18680
Краткое описание
Для успешного обучения детей в школе необходима подготовленность ребенка, то есть сформированность всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи. Почему же несформированность фонематического слуха и памяти у детей с ОНР не позволяют добиться желаемого результата в процессе речевой работы?
Описание

БАЗА: МДОУ Детский сад №13

Противоречия:
Современные коррекционно-развивающие методики настраивают на необходимость и возможность дос­тижения нормы речевого развития детьми уже к шести годам. Предполагается, что в школу должен поступить ребенок с достаточно
развитой устной речью.
Особенности памяти детей с общим недоразвитием речи не дают возможности усвоить речевой мате­риал в полном объеме.
Необходимость накапливать ре­чевой материал, расширять пассивный и активный словарь, осуществлять слуховой контроль за собственной речью и оценивать ее ка­чество в ходе коррекционно-востановительного обучения.
Несформированность фонематичес­кого слуха и памяти у детей с общим недоразвитием речи не позволяют до­биться желаемого результата в про­цессе речевой работы.


Современные коррекционно-развивающие методики настраивают на необходимость и возможность дос­тижения нормы речевого развития детьми уже к шести годам. Предполагается, что в школу должен поступить ребенок с достаточно
развитой устной речью.
Особенности памяти детей с общим недоразвитием речи не дают возможности усвоить речевой мате­риал в полном объеме.
Необходимость накапливать ре­чевой материал, расширять пассивный и активный словарь, осуществлять слуховой контроль за собственной речью и оценивать ее ка­чество в ходе коррекционно-востановительного обучения.
Несформированность фонематичес­кого слуха и памяти у детей с общим недоразвитием речи не позволяют до­биться желаемого результата в про­цессе речевой работы.

ЦЕЛЬ: изучение особенностей мнестической деятельности детей с об­щим недоразвитием речи в возрасте 5 лет, сравнительная характеристика ее с развитием памяти у детей с нормальной речью, поиск методов и при­емов коррекционной работы, способствующих развитию этой деятельности.
ЗАДАЧИ:
I.    изучить особенности мнестической деятельности детей в возрасте 5 лет с общим недоразвитием речи в сравнении с мнестической деятель­ностью детей без речевой патологии:
 а) объем слуховой и зрительной памяти;
 б) длительность сохранения материала; 
 в) выявление особенностей образной и словесной памяти; 
 г) уточнение взаимосвязи памяти и речевого развития детей;
 д) выявление особенностей запоминания морфолого-синтаксических групп  (существительные, прилагательные, глаголы)
 II.    Разработать методические приемы, развивающие память (как об­разную, так и словесную). 
 
   В своей работе мы использовали наряду с обще — дидактическими специфические методы исследования:
1.  Изучение литературы по данной проблеме.
2.  Экспериментальное изучение зрительной и слуховой памяти детей
с общим недоразвитием речи.
3.  Изучение системы проведения занятий логопедом.
4.  Проведение конcтатирующего и обучающего эксперимента.
ПРИНЦИПЫ, на которые будем опираться при развитии слуховой и зрительной памяти детей с ОНР:
— научность;
-   системность воздействий;
-   учет индивидуальных особенностей ребенка;
-   наглядность;
-   доступность.
ТЕХНОЛОГИЯ 
Для успешного обучения детей в школе необходима подготовленность ребенка, то есть сформированность всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи.
Разработке данной проблемы большое внимание уделяли Блонский П.П., Леонтьев А.Н. и д.р.
 Память — это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение инди­видом его опыта.
 Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, гово­рим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. Это позволяет организму реагировать на новые жиз­ненные обстоятельства с учетом прошлого опыта и заменить про­стые, инстинктивные реакции более сложными, приобретенными. Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития: чело­век вечно оставался бы в положении новорожденного.
Этот феномен давно известен человечеству. Еще древние греки поклонялись богине памяти Мнемозине, поэтому процессы, свя­занные с памятью, называют мнемическими процессами (от греч. мнема — память). 
По мнению Л. С. Выготского, память становится до­минирующей функцией и проходит большой путь в про­цессе своего становления. Ребенок в дошкольном воз­расте может запоминать большое количество различной информации.
 
У детей трех-четырех лет память непроизвольна. Ребе­нок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить или вспомнить, он пока не владеет специальными способами для этого. Он запоминает то, что было интересно, ново, необычно, эмоционально значимо. Звучность, ритмич­ность и смежные рифмы совершенных по форме стихот­ворений способствуют их легкому запоминанию. Чем бо­лее осмысленный материал запоминает ребенок, тем за­поминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошколь­ников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память [Кулагина, 1998].
Произвольная память начинает формироваться у де­тей с четырех-пяти лет. Сознательное, целенаправлен­ное запоминание и припоминание возникают только эпизодически и проявляются в игре, при выполнении по­ручений взрослых, во время занятий. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольника, именно в про­цессе игры, а не многочасового занятия ребенок может с легкостью запомнить и воспроизвести трудный для него материал.
В пять-шесть лет у ребенка начинает формироваться произвольность памяти. 
К шести-семи годам у ребенка возникают произ­вольные формы психической активности:  он может целенаправленно вести наблюдение. Элементы произ­вольной памяти появляются с того момента, когда ре­бенок самостоятельно выделил задачу на запоминание [Павлова, 2008].
В этот период развитие памяти является доминирую­щим, взрослый может обучать ребенка приемам класси­фикации, группировки предметов и явлений, методам мнемотехники.
Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, актив­нее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.   Лучше запоминается то, что:
 а) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано и воспроизведено в громкой речи;
б) непосредственно связано с потребностями и интересами человека;
в) осмыслено  и объединено  единой  мыслью  в логически целое;
г) эмоционально насыщено.
Рассматривая взаимосвязь и взаимовлияние памяти и речи, возникает вопрос: какие особенности памяти отмечаются у детей с речевой патоло­гией?
Опираясь на психолого-педагогическое изучение детей с задержкой речевого развития, можно сделать вывод, что они не в достаточной мере владеют мыслительными операциями (Венгер А.А.,.Выготская Г.Л., Леонгарад Э.И.).
Однако данные динамического наблюдения у испытуемых выявили «зону ближайшего развития», то есть выраженные потенциальные возможности. Снижение интеллектуальной деятельности носило у детей вторичный харак­тер, компенсирующийся в процессе обучения.
Таким образом:
1.  Память не является биологически неизменной способностью чело
века. Она развивается и совершенствуется в процессе жизни и деятель­ности личности.
2.  В детском возрасте преобладает непроизвольное запоминание.
Причем активные мыслительные действия с предметами способствуют лучше­му запоминанию словарного материала.

3.  У детей с речевой патологией отмечается частичная психи­ческая
задержка, выражающаяся в недостаточной сформированности мыслительных процессов.
4.  Для успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие, необходимо совершенствование мнемической деятельности.
5.  Хорошая память является одним из основных условий овладения
ребенком родного языка.
6.  Коррекционная работа должна быть направлена одновременно на
развитие непроизвольного и произвольного запоминания.
7.  Процесс развития памяти тесно связан с формированием мысли­тельной деятельности.




Констатирующий эксперимент.

 
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
 
Констатирующий эксперимент проводится в старшей логопедической группе МДОУ Детский сад N13 ГО Химки. Исследование велось в течение 2 лет. За это время мы собрали материал для экспериментального изучения детей, вели наблюде­ния, знакомились с особенностями детей с речевой патологией.
 
Экспериментальная группа детей с ОНР включала 10 чело­век. Контрольная группа детей без нарушений речи — 10 человек.
Констатирующий эксперимент проводился по методикам А.С.Выготского и С.Я.Рубинштейн.
 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Методика обследования мнемической деятельности детей с ОНР вклю­чала ряд проб, направленных на:
1)  выявление особенностей образной памяти.;
2)  выявление объема памяти;
3)  длительность сохранения материала в памяти, влияние интерферирующих
  воздействий на забывание;
    4) взаимосвязи уровня развития речи и характера мнемической дея­тельности. 
Указанные исследования мы проводили в сравнительном плане с деть­ми без речевой патологии.
 
 Задание N 1.

Цель: оценка состояния зрительной памяти и деятельности удержания материала, уточнение объема запоминаемого материала.
Материал: 10 предметных картинок, не имеющих между собой связи: ведро, стул, яблоко, ножницы, стакан, медведь, платье, мяч, сапоги, флаг. Инструкция:

первый этап:-«Посмотрите на картинки внимательно (1минута)» -картинки убирают.
— "Скажи, какие картинки я показывала. Назвать их можно в любом порядке". второй этап-.-"Сейчас я снова покажу картинки, потом уберу, а ты опять повтори их названия в любом порядке".
Затем эксперимент повторяют еще 2 раза, но уже без инструкции. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Названные слова фиксировались в протоколе знаком «+», если же ис­пытуемый называл какие-либо лишние слова, то они тоже записывались в протоколе.
После четырехкратного повторения слов мы отвлекли испытуемого бе­седой, а потом снова спрашивали у ребенка те же самые слова (без напо­минания). Беседа длилась 10 минут.
Этот этап работы отмечался в протоколе кружком. В результате ПРОТОКОЛ ОПЫТА принимал примерно следующий вид:
 

Таблица N 1
Алеша 0.
1
2
3
4
через 10 мин.
ведро
 
 
 
+
0
стул
+
+
+
+
0
яблоко
 
 
+
+
 
ножницы
+
+
+
+
0
стакан
+
+
+
 
 
медведь
 
 
 
+
 
платье
+
+
+
+
0
мяч
 
 
 
 
 
сапоги
 
 
 
+
0
флаг
+
+
 
 
 

 

 

 
Задание №2.

Цель: оценка состояния слуховой памяти детей. 
Материал:  ряд простых, разнообразных, не имеющих между собой свя­зи слов (10 существительных): лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Эксперимент проводился аналогично заданию N 1, но в данном случаи мы зачитывали слова без опоры на картинки, то есть эксперимент прохо­дил на вербальном уровне без наглядной опоры.
Задание N 3.

Цель: оценка состояния слуховой памяти детей с ОНР, удержание
следов на материале глаголов.
Материал: ряд разнообразных глаголов, не имеющих между собой ни­какой вязи: бежать, мыть, прыгать, сидеть, читать, пла­вать, играть, убирать, рисовать, кричать..
Эксперимент проводился аналогично заданию N2, но на другом лек­сическом материале.
Задание N 4.

Цель: оценка состояния слуховой памяти детей с ОНР, длительности
удержания следов на материале прилагательных.
 Материал: ряд разнообразных прилагательных, не имеющих между со­бой связи: красный, веселый, вкусный, круглый, кислый, добрый, яркий, теплый, большой, холодный. Эксперимент проводился аналогично заданию N2, но на другом лек­сическом материале.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе анализа результатов исследования учитывалось:
1) выявление количество повторений экспериментатора на изменение
объема запоминаемого материала; 
2) влияние частотности употребления слов в детской речи на объем
запоминаемого материала;
3) зависимость предлагаемого материала существительных, глаголов,
прилагательных на характер запоминания (слова, взятые нами для эксперимента
часто встречаются в детской речи).
 
Таблица N2 дети без нарушений речи.
i
Количество слов \ № пробы
1
2
3
4
через 10 мин.
10 слов
-
-
20%
30%
30%
9 слов
20%
30%%%%%%
10%
30%
30%
3 слов
30%
30%
50%
20%
30%
7 слов
30%
20%
10%
10%
10%
6 слов
20%
10%
10%
10%
-
5 слов
-
10%
-
-
-

Вывод: отмечена заинтересованность в выполнении задания, усердие и старательность, очень редки лишние слова, время на припоминание слов использовалось незначительное, количество запоминаемых слов постоянно росло.
   Таблица N3 дети с ОНР.
Количество слов \ № пробы
1
2
3
4
4
через 10 мин.
10 слов
-
20%
-
-
-
9 СЛОВ
-
-
20%
10%
20%
8 слов
-
10%
10%
20%
-
7 слов
10%
30%
30%
30%
30%
б слов
20%
-
10%
10%
30%
5 слов
40%
20%
20%
20%
20%
4 слова
20%
-
-
10%
---
3 слова
10%
20%
10%
-
-

Вывод: Дети с общим недоразвитием речи часто отвлекались во вре­мя проведения эксперимента, утомлялись, быстро теряли ин­терес к выполнению задания. Времени на припоминание слов им требовалось гораздо больше, чем детям без речевой пато­логии, была необходима помощь со стороны экспериментатора. Объем запоминания меньший и значительно отличается от объ­ема запоминания детей с нормальной речью. Слова удержива­лись в течение короткого времени. Через 10 минут, заполненных интерферирующей деятельностью большинство детей про­являли значительные трудности в воспроизведении словесного материала.
На запоминание слов детьми с ОНР, как было установлено в ходе проведения эксперимента, влияли частота употребления и степень знакомства предметов. Это можно проследить, проводя КАЧЕСТВЕННЫЙ АНА­ЛИЗ материала, предложенного для запоминания:   
 Таблица N 4
Предложенные картинки
Дети с N речью
Дети с ОНР
1. ведро
80%
80%
2. мишка
100%
100%
3. мяч
100%
80%
4. ножницы
70%
60%
5. платье
70%
50%
6. сапоги
100%
50%
7. стакан
80%
60%
 
8. стул
90%
80%
 
9. флаг
80%
60%
 
10. яблоко
100%
50%
 

Дети с общим недоразвитием речи лучше воспроизводят картинки, часто встречающиеся ими и вызывающие у них какие-либо эмоции (например, плюшевый мишка — любимая игрушка в группе, картинку с мишкой запомнили все испытуемые), а слова, входящие в пассивный словарь ребенка и упот­ребляемые детьми редко воспроизводятся хуже (например, ножницы, стакан и др.). Легче запоминаются и более яркие картинки. Дети с ОНР, в отличии от детей с нормальной речью, часто называли лишние слова по аналогии из одной лексико-семантической группы (например, юбка вместо "платье" или "кружка" вместо "стакан" и т.д.), были слова, названные без всякой связи с картинками (например, кукла, корова). У детей с ре­чевой патологией при воспроизведении обычно доминировали 2-3 слова, что прояв­лялось в неоднократном их повторении. Это слова: стул, мяч, яблоко – часто встречающиеся детям. 
 
Литературные данные, собственные наблюдения, результаты констатирующего эксперимента, сопоставительный анализ памяти детей без нарушений речи и детей с ОНР показало, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются следующие особенности памяти.
1.  Снижение объема запоминаемого материала.
2.Трудности в припоминании слов (им требуется более длительное
время для припоминания).
3.  Для детей с ОНР характерно быстрое забывание.
4.  Зрительная память при общем недоразвитием речи лучше, чем слу­ховая.
     5.  Объем запоминаемых глаголов и прилагательных гораздо меньше,
чем существительных.
6. На более быстрое запоминание оказывают внимание частота употребления слов и сложность их произношения.
ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогащение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий. Вмес­те с тем, следует специально воспитывать у детей с речевой патологией умения, которые обеспечивали бы затем произвольное запоминание и восп­роизведение строго определенного материала в нужных условиях, причем приемами запоминания должны становиться мыслительные действия с данным материалом, то есть необходимо формировать и развивать навыки опосредованного запоминания, а также память, основанную на интеллектуальных функциях.
Мы считаем, что при обучении детей с ОНР необходимо опираться на зрительное запоминание при частой смене видов заданий, так как у детей с речевой патологией достаточно быстро теряется интерес к выполнению задания.
Исходя из сказанного мы предлагаем использовать на логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи пятилетнего возраста ра­боту по наглядно-опосредованному плану, как прием развития опосредованного запоминания..
В качестве этапов реализации задания мы предлагали испытуемым картинки-символы. Развитие памяти мы. проводили на материале слов, обозначающих признаки предметов по форме, цвету, вкусу, так как именно эти лексико-семантические группы представляют для детей с ОНР наиболь­шую трудность.
Предлагаемый вид заданий особенно продуктивен при составлении рассказов-описаний во время работы, по расширению словаря. Такой вид плана способствует лучшему усвоению словарного материала и активизации пассивного словаря. А вместе с тем, воспитывает у детей с речевой па­тологией умения, которые в дальнейшем позволят сформировать высшую форму мнемической деятельности — логическую память.
Приведем пример конспекта занятия, на котором была использована работа  с наглядно-опосредованным планом и игры, развивающие мнемические процессы у детей (см. Приложение).
3 А К Л Ю Ч Е Н И Е
В связи с переходом на 11-летнее обучение более раннее начало занятий с детьми требует выяснение их готовности к школе. Хорошая память необ­ходима детям для успешного овладения программой массовой школы.
Развитие мнестической деятельности создает условия для успешного преодоления речевого дефекта у детей с ОНР.
Выявление особенностей памяти и разработка приемов по ее совер­шенствованию мы считаем актуальным и необходимым.
В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследова­ние. Оно включало ряд экспериментов.
1.  Выявление особенностей образной памяти.
2.  Уточнение объема памяти.
3.  Определение длительности сохранения материала в памяти, влия­ние интерферирующих воздействий на забывание.
4.  Изучение зависимости между уровнем развития речи и характером
мнемической деятельности.

В результате нами отмечены следующие особенности памяти детей с ОНР;
1)  снижение объема запоминаемого материала;
2)  трудности в припоминании слов;
3)  быстрое забывание предложенного материала;
4)  зрительная память лучше слуховой;
5)  объем запоминаемых глаголов и прилагательных гораздо меньше,
чем существительных;
6)  на более быстрое запоминание оказывают влияние частота упот­ребления слов и сложность их произношения.

Исходя их данных констатирующего эксперимента, нами был проведен обучающий эксперимент, который показал эффективность сочетания логопе­дических игр и упражнений, как направленное усвоение детьми речевого материала, так и на совершенствование механического запоминания и ов­ладение приемами опосредованного запоминания.
В частности, продуктивным оказалось использование на фронтальных, индивидуальных логопедических и воспитательских занятиях приемов опос­редованннного запоминания, плана-схемы для построения рассказов-описа­ний, сочетание приемов по развитию памяти и речи.
Введение этих приемов делало занятие оригинальным, то вызывало у детей эмоциональный подъем и интерес к работе.
Результаты обучающего эксперимента убедительно свидетельствуют о хороших потенциальных возможностях детей с ОНР в плане развития их па­мяти и о полезности этой работы для коррекционно-развивающего обучения в целом.
 





БИБЛИОГРАФИЯ
1.    Бадаева В.И. "Обследование детей старшего дошкольного возраста с
задержкой речевого развития" автореферат 1964г.
2.    Блонский П.П. "Избранные педагогические исследования"
М., "АПН" 1961г.
3.    Венгер А.А.» Выготская Г.Л., Леонард Э.И.
"Отбор детей в специальные дошкольные учреждения" М., "Просвещение" 1972г.
4.    Выготский Л.С. "Проблемы развития психики"
М., "Педагогика" 1983г.
5.    Занков А.В.   "Память"
М., "Просвещение" 1961г.
6.    Леонтьев А.Н.  "Проблемы развития психики"
М., "Университет" 1981г.
7.    Лурия А.Р.    "Основы нейропсихологии"
М., МГУ 1973г.
8.    Мухина B.C.   "Детская психология"
М., "Просвещение" 1985г.
9.    Опарин И.А., Иванов В.В."Психология изучение динамики умственной работоспо­собности 
     учащихся алаликов" Ж. "Дефектология" 195г. N 4 стр.16-18
10.    "Психология" под ред. Петровского А.В.
М., "Просвещение" 1986г.
11.    Рейдибойм    "Задержка психического развития у детей"
автореферат 1977г.
12.    Рубинштейн С.Я. "Экспериментальные методики патопсихологии и опыт
применения их в клинике" М., "Медицина" 1970г.
13.    Смирнов А.А.   "Развитие логической памяти у детей" М., 1976г.
14.    Ушаков Г.К.   "Детская психотерапия"
М., "Медицина" 1983г.
15.    Цветкова Л.С.  "Афазия и восстановительное обучение"
М., "Медицина" 1975г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос