«13 солнц Киша...»
(Урок литературы в 5 классе по произведению
Джека Лондона «Сказание о Кише»)
Цель урока: - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;
- Ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;
- Продолжить работу над характеристикой героя;
- Определить, что значит быть взрослым.
Оборудование: Текст произведения; «Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.
Ход урока:
I. Предварительная работа по теме урока.
Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается... Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
Сегодня очередная встреча с великим... Это рассказ Джека Лондона «Сказание о Кише».
Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.
Так кто же такой Джек Лондон?
Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима — Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики — в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне «Софи Сазерленд», джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар «золотой лихорадки» — зимовка на Клондайке.
Оттуда Джек вернулся без
единой унции золота и полный решимости
добывать средства к существованию
писательским трудом. Он отчётливо
сознавал, что таланта, впечатлений и
усердия ему не занимать. Он положил себе
за правило вырабатывать тысячу слов в
день. Журналы не устояли. В двадцатый
век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон
вошёл профессиональным писателем. И
быстро стал писателем известным и
высокооплачиваемым. Однако на этом не
успокоился. В 1902 году, специально, чтобы
написать книгу «Люди бездны», Джек
Лондон, член Американской социалистической
партии, три месяца провёл в лондонских
трущобах, выдавая себя за списанного
на берег матроса. В начале 1904 года
отправился корреспондентом на
русско-японскую войну. В 1907 году по
собственному проекту построил яхту
«Снарк» и совершил на ней двухгодичное
плавание к островам Океании. Поблажек
для себя в работе не допускал: тысяча
слов в день — «Зов предков», «Морской
Волк», «Мартин Иден»… Бешеные деньги
и безумные траты. Нельзя сказать, что
ему везло. Едва выстроенный «Дом Волка»,
задуманный как «родовой замок» для
будущих поколений Лондонов, сгорел.
Долгожданный наследник так и не появился.
Творческое воображение иссякло.
22
ноября 1916 года Джек Лондон умер. Вероятно,
это было самоубийство.
Учитель: Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр — воистину друг из друзей, король славных малых... Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце... Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос — они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов — словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды» (Обращение к портрету писателя)
Он прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг — итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.
II. Работа по анализу текста.
- Понравился ли вам рассказ? Почему? ( Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).
- Назовите героев рассказа. Киш – главный герой рассказа;
Клош-Кван – вождь племени;
Бок – отец Киша;
Айкига – мать героя;
Массук – соплеменник;
Уг-Глук – охотник племени;
Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.
- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).
Найти и показать это место на карте.
- Почему именно это место выбрал Джек Лондон для своего повествования? (Стр.801: «Север проверял человека, и становилось ясно, чего ты стоишь, кто ты: подлец или герой, трус или смельчак. Суровый север промывал человеческую породу. Слабые и робкие, нечестные и жадные уезжали, сильные и мужественные оседали здесь»)
- Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев? (Стр.802: «Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, теплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности»).
Учитель: Обратили внимание, что этот рассказ называется - «сказание». Он создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки. Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
Главный герой лондоновского сказания – Киш. А знаете, он и другие герои рассказа сегодня пришли к нам, чтобы рассказать о себе и задать вам вопросы.
Киш: Здравствуйте, ребята! Я – Киш, герой рассказа Джека Лондона. Живу я у самого Полярного моря. Видел уже 13 солнц. Мой отец был отважным охотником, но в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, встретил смерть сам. Да, он один схватился с медведем, но медведь переломал ему все кости. А я – его единственный сын. И вот когда погиб мой отец, я стал жить вдвоем с матерью. Мою мать звать Айкига.
Учитель: Киш был всего только мальчик, а мать его – всего только женщина, и жили одни в самой бедной иглу. Их племенем правил вождь Клош-Кван. Все должны были подчиняться ему. Но только не маленький Киш!..
Айкига: Однажды вечером Клош-Кван собрал совет. Мой Киш показал, что в жилах у него течет горячая кровь, а в сердце – мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. В нашем племени храбрые охотники добывали мясо. Это мясо делилось между соплеменниками. Нам всегда после смерти мужа доставались старые и жесткие куски. Вот это и не мог терпеть Киш.
Киш: Да, я выступил на совете и сказал твердо и сурово, что вся добыча должна распределяться справедливо: самой старой старушке и самому хилому старику должна достаться справедливая доля. Но мое предложение вызвало бурю протеста и возмущения среди охотников.
Айкига: Тогда мой сын сказал, что отныне также будет охотиться и приносить мясо и есть его. И добавил:
Киш: Отныне дележ моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут ночью плакать оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много.
Учитель: Как осуществил свои намерения Киш, что он сделал?
Ученик: На следующий день Киш один отправился на охоту. Это было «невиданное событие». Те, кто видел его, заметили, что он взял с собою лук и большой запас стрел с костяными наконечниками и еще прихватил большое охотничье ружье своего отца.
Учитель: Как отнеслись соплеменники к пропаже Киша?
Ученик: (Стр. 83-84): «Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горьким словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали. готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря».
Учитель: Чем увенчалась первая охота героя?
Ученик: Киш убил полярного медведя и двух медвежат.
Учитель: Поверили ли этому соплеменники? (Стр.84)
Ученик: «Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот наконец они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать его тушу... Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истинный охотник, и удалил внутренности».
Учитель: Дни шли за днями. В поселке стали поговаривать о неразгаданной тайне удачной охоты Киша.
(Стр.85: « - Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. – Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить. как не тем. что ему помогают злые духи?- Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? – говорили другие. – Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!»)
Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?
Ученики: Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну.
Учитель: Через пять дней Бим и Боум, лучшие охотники в поселке, вернулись. Им хотелось поскорее рассказать то, что они узнали.
Бим: Как нам было приказано, мы шли по следу Киша. Он нас ни разу не заметил. В середине первого дня пути он встретился с большим медведем-самцом, и это был очень большой медведь.
Боум: Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал уходить по льду. А Киш кричал на медведя, бранился на него, размахивал руками и поднял очень большой шум. Медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал. А Киш шел прямо на него.
Бим: Киш шел прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Когда Киш бежал, он уронил на лед маленький круглый шарик. Медведь обнюхал этот шарик и проглотил его. Киш все бежал и разбрасывал маленькие круглые шарики, а медведь все их глотал!!!
Боум: Так продолжалось долго. Но вдруг медведь остановился, завыл от боли и начал как бешеный колотить передними лапами по льду. Маленькие шарики наделали большую беду внутри медведя.
Учитель: Как вел себя медведь дальше? (Стр.87-88)
Ученик: «Медведь царапал себя когтями, прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок. Но только он не играл, а выл от боли».
Учитель: Так в чем же состояла тайна Киша?
Киш: Это очень просто: надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нем ямку. Потом в ямку надо положить китовый ус, хорошенько его свернуть и закрыть сверху другим кусочком жира. Потом все это надо выставить на мороз, и когда жир замерзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится – и медведю станет больно. А когда медведю станет больно, его легко убить копьем. Это совсем просто.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?
Ученик: Я, думаю, он хотел, чтобы все были сыты и счастливы.
Учитель: Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким?
Ученик: Бесстрашие, смекалка, сила воли, чувство справедливости, гармония с природой, ответственность перед соплеменниками.
Учитель: Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».
III .Проверка домашнего задания.
-Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»?
Событие |
Отношение соплеменников |
1. Киш на совете старейшин |
«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью» |
2. Киш отправляется на первую охоту |
«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать» |
3. «Пропажа» Киша |
«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела» |
4. Возвращение мальчика |
«Сначала было много сомнений и споров» |
5. Киш – отважный охотник |
«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана» |
IV. Особенности сюжета.
Учитель: Сюжет данного рассказа подчинен жанру сказания. Повествование начинается с рассказа о родителях Киша. Далее отважный Киш выступает на совете старейшин племени. Герой решает стать охотником, идет на первую свою охоту. Она оказывается удачной. Соплеменники Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша. Да и герой ее не скрывает, потому что хочет, чтобы все люди племени были сыты и счастливы. Растет уважение к Кишу в племени, и в конце концов он становится вождем племени. Попробуйте определить, какие сюжетные элементы присутствуют в композиции?
Ученик: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Кульминация
Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша
Развитие действия
Решение стать охотником
Завязка
Совет старейшин: выступление Киша
Экспозиция Развязка
Рассказ о родителях Киша Киш – вождь племени
Учитель: Такая организация сюжета отвечает требованиям жанра:
а) сюжет опирается на народное сказание о Кише;
б) фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев;
в) обличает произвол старейшин Клош-Квана и Уг-Глука.
V. Речевая организация текста.
Учитель: Джек Лондон выработал свою манеру письма так, чтобы автора как бы не было видно, а герои рассказывали о себе своими делами, поступками, речью. На какие особенности речевой организации текста вы обратили внимание?
Ученик: Из текста сказания можно много узнать о нравах и обычаях североамериканских индейцев. Например, я обратил(а) внимание на выражения: «Тринадцать солнц» - 13 лет от роду; «Вымазать лицо сажей» - знак скорби; «Высасывать мозг из кости» - лакомое кушанье индейцев;
Ученик: А я обратил внимание на манеру писателя передать особенности речи рассказчика через форму повествования: он как будто сказку рассказывает.
VI. Выводы по теме урока.
Учитель: Правильно, ребята! Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?
Ученик: Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем.
Учитель: Правильно. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше, ем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.
VII. Домашнее задание.
1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...» из «Рабочей тетради по литературе», определить степень осознанности прочитанного.
-
Как называется хижина канадских эскимосов? (Иглу)
-
Кем был отец Киша? (Отважным охотником)
-
Имя вождя племени? (Клош-Кван)
-
Имя матери Киша? (Айкига)
-
Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)
-
Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо сажей)
-
Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)
-
Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов)
-
Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет)
-
Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук)
-
В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)
-
Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность? (Вождем племени)
2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?
Джек Лондон
«Сказание о Кише»
1. Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
2. Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима — Джона Лондона, фермера
3. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ