Методики анализа учебного занятия в системе дополнительного образования детей
Обеспечение качества в учреждении дополнительного образования детей осуществляется с помощью разных методов и средств, и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия. Из качества проведения занятия складывается качество обучения, воспитания и развития обучающихся.
Учебное занятие – это основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании; промежуток времени, в течение которого обучающиеся занимаются определенной учебной деятельностью. Анализ учебного занятия – это и как важная составляющая самостоятельной аналитической деятельности педагога, так и процедура совместной деятельности эксперта и педагога в условиях административного контроля, аттестации. Подобная деятельность направлена на изучение и оценку результатов занятия, поиск причин его успехов и недостатков, выработку рекомендаций по совершенствованию работы данного педагога.
Учитывая это, автором статьи в рамках внедрения системы качества в учреждении дополнительного образования детей (УДОД) разработан и апробирован ряд методик оценки качества учебного занятия. Прежде, чем предложить их вниманию читателя, вспомним, что существуют три типа анализа занятия:
1. Комплексный (полный) анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия:
• содержательного;
• дидактического;
• психологического;
• воспитательного;
• методического;
• организационного.
2. Аспектный анализ отличается более глубоким рассмотрением одной стороны занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным.
3. Краткий анализ проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).
В настоящей статье мы рассмотрим апробированные нами методики комплексного и аспектного анализа учебного занятия в УДОД.
Для осуществления комплексного анализа учебного занятия может быть использована методика оценки качества занятия, основанная на применении аппарата и достижений педагогической квалиметрии. Ее разработка осуществлена с учетом имеющейся наработки в этом направлении.1
Квалиметрия – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы (одушевлённых или неодушевлённых; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы) имеющих материальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.
Термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских научных работников (экономистов и инженеров) во главе с Азгальдовым Г. Г., выявивших методологическую общность способов количественного оценивания качества совершенно разных объектов (которыми они занимались). Одновременно была осознана необходимость теоретического обобщения этих способов в рамках самостоятельной научной дисциплины.2
Теперь о названии научной дисциплины квалиметрия. Корень «метрео» – общеупотребительный в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в языках большинства стран мира (на которых печатается подавляющая доля научно-технической литературы), означает «качество». Например, в английском – quality («кволити»), в испанском – cualidad («квалидад»), во французском – qualite («калите»), в итальянском – qualita («квалита»), в голландском – kwaliteit («квалитайт»), в немецком – qualitat («квалитет»).
Таким образом, термин квалиметрия очень удобен:
• он лаконичен и достаточно точно передаёт содержание понятия «измерение качества»;
• составные его части понятны для людей, говорящих на разных языках;
• характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, учёный, исследователь, занимающийся квалиметрией, – квалиметролог; подход к изучению какого-то объекта, с точки зрения измерения, оценивания его качества, – квалиметрический подход и т. д.
Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.
Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности 20 параметров, по которым происходит оценивание. Каждый из 20 показателей качества учебного занятия отнесен к одному из 5 блоков:
1. Оценка содержания учебного материала.
• Научность, доступность.
• Актуальность материала и его связь с жизнью (единство теории и практики).
• Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.
• Оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения.
• Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.
• Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно-методического комплекта, дидактических материалов, технических средств обучения, оборудования кабинета.
• Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений, навыков.
• Место и роль оценки знаний, умений, навыков на занятии.
• Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.
• Использование валеологических технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.
3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения.
• Общая эрудиция педагога.
• Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.
• Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.
4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
• Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.
• Уровень развития специальных умений и навыков.
• Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.
5. Оценка целей и результатов проведенного занятия.
• Реальность, четкость постановки целей и их выполнение.
• Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились).
• Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе занятия).
• Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).
6. Самоанализ занятия педагогом.
Следует отметить, что при применении данной методики в отношении оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей, дополняя или сокращая его, вводя другие показатели, вместо предложенных выше.
Для определения степени проявления каждого из 20 признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки:
• 0 – признак не проявляется,
• 1 – проявляется частично,
• 2 проявляется в полной мере.
Оценка качества занятия (Ку) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям (∑К), использовавшимся на том или ином занятии, к максимально возможному их числу (Кmax):
Ку = (∑К \ Кmax) • 100 %
Например, (Кmax) для 20 показателей будет составлять 40 баллов, для 19–38 баллов, для 18–36 баллов и т. д.
На первый взгляд методика может показаться сложной, требующей определенных математических вычислений. Однако на практике все оказывается довольно просто. При использовании данной методики, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год по отдельным творческим объединениям УДОД целесообразно вести речь не только о качестве занятий, но и об эффективности деятельности методобъединения, методической службы, приемлемости реализации тех или иных программ дополнительного образования.
С помощью оценки качества занятия можно определять эффективность деятельности того или иного педагога. Для этого, данные целесообразно представить в сводной таблице (см. табл.).
Эффективность деятельности педагогов
Фамилия, имя, отчество педагога |
Объединение |
Качество занятий |
Средний показатель качества занятий |
|||||
1-е занятие |
2-е занятие |
3-е занятие |
4-е занятие |
5-е занятие |
…. занятие |
|||
Примечание:
1 Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб.: КАРО, 2003.
2 Азгальдов Г. Г., Азгальдова Л. А. Количественная оценка качества (Квалиметрия). Библиография литературы на русском языке. – М.: Изд-во стандартов, 1971.
3 Азгальдов Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). – М.: Экономика, 1982.