Анализ работы методического объединения

Перед планированием работы любого МО необходимо провести всесторонний анализ его деятельности за отчетный период (учебный год, четверть) посредством изучения:

условий деятельности МО (педагогические кадры, УМК, ТСО, учебные кабинеты, урочная и внеурочная работа);

собственно деятельности МО (современные образовательные технологии, АПО, УВП, инновации, мастерство учителей);

результата этой деятельности (школьный, муниципальный и региональный мониторинг, ЕГЭ, ГИА). Если достигнутый результат не является удовлетворительным для МО, то четко следует определить сначала проблемное поле, а затем и конкретные проблемы для их дальнейшего решения.

Цель, источники и общие требования к анализу работы МО.

Цель подобного анализа – оценка результатов работы МО, выявление проблем в методической работе, разработка задач для нового плана, определение путей совершенствования работы.

Источники анализа:

нормативные документы;

записи анализа посещенных уроков, протоколов;

результаты психолого-педагогических диагностик, контрольных работ, учебного мониторинга, аттестации учащихся;

результаты аттестации и повышения квалификации учителей;

статистические документы;

материалы анкетирования педагогов;

систематизированные данные по каждому виду деятельности МО (таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики).

Общие требования к анализу работы МО:

четкая структура;

логичность, последовательность изложения;

аргументированность (сравнение с прошлогодними показателями);

доказательность выводов;

четкость и педагогическая обоснованность предложений;

применение наглядности (графики, таблицы, диаграммы).

Структура анализа МО.

Структура анализа МО включает в себя 5 основных блоков:

Первый блок – введение. В нем дается общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО, за отчетный период. Делается вывод: какие задачи и разделы плана выполнены полностью, а какие нет, почему и как это отразилось на конечных результатах.

Второй блок – анализ условий деятельности МО. Он включает в себя изучение:

организационных условий деятельности МО;

работы педагогических кадров (образование, стаж, возраст, квалификационная категория педагогов МО и т. п.), ее результативности;

учебно-методического обеспечения образовательного процесса по предмету (учебные программы, дидактические материалы);

 работы по повышению квалификации педагогов (курсы), ее эффективности;

тематики заседаний МО (актуальность, конкретность решений, меры по их реализации);

работы МО над единой методической темой;

инновационной деятельности МО;

работы по проведению аттестации педагогических кадров, ее результаты;

деятельности других форм работы МО;

индивидуальной методической работы учителей, внедрения лучшего педагогического опыта в практику;

использования учебных кабинетов в образовательном процессе по предмету и эффективность использования ТСО с мультимедийными приложениями.

Третий блок – проблемный анализ состояния преподавания, качества образования обучающихся:

анализ образовательного процесса по предмету: результаты посещения уроков, административных контрольных и срезовых проверочных работ, тестирования, мониторинга различного уровня;

анализ и результаты работы с одаренными детьми;

анализ и результаты внеклассной работы по предмету.

Четвертый блок – задачи, над которыми МО будет работать в будущем учебном году. Вначале по результатам анализа работы МО следует выделить проблемы преподавания, организации УВП по предмету, в целом методической работы по организации дополнительного профессионального образования педагогов, образования школьников.

Затем наметить пути решения этих проблем, то есть задачи.

Приведем пример анализа работы МО учителей русского языка и литературы.


АНАЛИЗ РАБОТЫ МО
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ*

Введение

Деятельность МО учителей русского языка и литературы в 20__–20__ гг. строилась в соответствии с планом методической работы ОУ и была направлена на решение проблемы формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках русского языка и литературы. В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

создание условий для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;

внедрение в практику работы учителей русского языка и литературы современных образовательных технологий, направленных на развитие самостоятельности, творчества и активности учащихся;

качественное освоение учебно-методических задач по русскому языку и литературе, совершенствование технологии проведения современного урока, организации учебной деятельности учащихся, обеспечение наиболее высоких результатов в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;

изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей русского языка и литературы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.

Все поставленные задачи способствовали достижению цели: содействовать лингвистическому развитию и нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами родного языка, созданию условий для реализации творческих способностей школьников.

Анализ условий деятельности МО

Организационные условия. Методическая работа МО учителей русского языка и литературы организовывалась в соответствие с планами работы методического совета ОУ и МО, основными требованиями к работе школьного МО, разработанными в «Положении о методическом объединении учителей-предметников».

В течение учебного года МО провело __ плановых и __ внеплановых заседания, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников (особенно ГИА), анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей.

Работа с педагогическими кадрами, ее результативность.

В МО учителей русского языка и литературы работают __ опытных и высококвалифицированных специалистов. Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования ОУ.

Педагогический коллектив МО
русского языка и литературы (рабочая таблица)

№ п/п

Ф. И. О.

Образование

Стаж (лет)

Категория





Учителя МО русского языка и литературы имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом:

в начале учебного года __ человек имели высшую квалификационную категорию, то есть __ % от общего числа учителей, входящих в МО (в прошлом учебном году – __ %). В течение года __ учитель повысил свою квалификацию до высшей, и этот показатель стал равен __ %;

стаж работы от 10 до 20 лет у __ % учителей МО (в прошлом году у __ %), от 20 до 30 лет – у __ % (в прошлом году – __ %), больше 30 лет у __ %;

____ имеют нагрудный знак «Отличник общего образования РФ»; ____звание Отличник народного образования; ___ награждены Почетной грамотой Минобрнауки России, ____ грамотой Управления образованием администрации г. __________ РФ.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе.

Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по русскому языку остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ.

По предмету «Русский язык» учителя в 5–9 классах работают по базовым программам под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и М. М. Разумовской, в 10–11 классах – по программе А. И. Власенкова, что соответствует инструктивно-методическому письму о преподавании русского языка в ____ – ____ учебном году Департамента образования. Выбор учебников соответствует региональному перечню учебников, рекомендованных Управлением образования и науки области к использованию в учебном процессе в ОУ на ____ – ____ учебный год.

В ____ – ____ учебном году главным ориентиром в реализации концепции филологического образования по учебному предмету «Литература» для учителей-словесников оставался:

Федеральный базисный учебный план;

Государственный стандарт среднего (полного) образования по литературе;

Федеральная программа по литературе, разработанная на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

В ОУ литературное образование в основной и старшей школе велось на базовом уровне и осуществлялось по программам и учебно-методическим комплектам авторского коллектива Г. И. Бе-
ленького.

Данные программы и учебники апробированы в течение многих лет и дают стабильные положительные результаты в рамках лицейского образования.

Учебный план на ____ – ____ учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, в том числе и обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс и переведены в следующий класс.

Повышение квалификации педагогов.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах и прохождение плановой курсовой переподготовки.

В ____ – ____ учебном году:

_______ учитель русского языка и литературы прошел курсовую переподготовку;

_______ учитель окончил дистанционные курсы по русскому языку и литературе при МГУ им. М. В. Ломоносова;

_______ учитель прошел краткосрочное обучение на базе _______ по программе «Преподавание русского языка и литературы в профильных классах».

Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования, и, в конечном счете, повышению качества образовательного процесса по русскому языку и литературе в лицее.

Анализ тематики заседаний МО.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях школьного МО. В течение ____ – ____ учебного года были организованы и проведены заседания МО по следующим темам:

«Анализ методической работы учителей русского языка и литературы, проблемы и пути их решения. Рассмотрение и утверждение плана методической работы на ____ – ____ учебный год»;

«Знакомство с инструктивно-методическими письмами о преподавании русского языка и литературы, изучение и обсуждение нормативных документов»;

«Обобщение АПО»;

«Изучение и использование информационно-коммуникационных технологий»;

«Изучение технологии проектного обучения»;

«Изучение приказов, нормативных документов, методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации учащихся в 9 и 11 классах»;

«Анализ проведенного областного методического семинара по теме «Формирование познавательных компетенций школьников через нетрадиционные формы проведения уроков русского языка и литературы»;

«О реализации АПО»;

«Организация и проведение школьного этапа Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе»;

«Анализ методической работы и учебно-воспитательного процесса за каждую учебную четверть»;

«Отчеты учителей о работе над темами самообразования и участии в профессиональных конкурсах, смотрах, конференциях»;

«Анализ результатов городских и областных олимпиад, конкурса “Русский медвежонок – языкознание для всех”»;

Анализ информации показывает, что тематика заседаний МО определялась задачами методической работы ОУ на ____ – ____ учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса по русскому языку и литературе. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:

качественного освоения учебно-методических задач по русскому языку и литературе;

совершенствования технологии проведения современного урока по этим предметам;

организации учебной деятельности учащихся и их итоговой аттестации;

работы с одаренными детьми;

повышения профессионализма учителей.

Анализ работы МО над единой методической темой.

Основная методическая тема, над которой работает МО русского языка и литературы, – «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках русского языка и литературы через использование современных образовательных технологий, методов и приемов обучения». Она и определяет стратегию работы МО.

На уроках литературы учителями МО при изучении произведений используются информационно-коммуникационные технологии в форме проектов, которые по своим языковым, текстовым, композиционным параметрам тяготеют к информационно-воздействующим текстам, обладают признаками логичности и лаконичности с целью оказания воздействия на читателя в усвоении прочитанного, интерпретации художественного произведения и собственно анализа.

Успешная коммуникативная деятельность учителей русского языка и литературы способствует формированию коммуникативной личности, создает необходимые условия для развития мотивации учащихся и благоприятного климата обучения.

Анализ инновационной деятельности МО.

В качестве целей инновационной деятельности МО выбраны:

развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся;

освоение теоретического материала и приобретение практических навыков;

переход от статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных способностей;

формирование познавательной активности школьников, коммуникативной культуры.

Сущность инноваций определена учителями как:

повышение уровня знаний школьников;

быстрая актуализация знаний и возможность применять их в нестандартных ситуациях;

развитие широты и гибкости ума учащихся;

формирование коммуникативной культуры.

Педагоги МО русского языка и литературы постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяс-нения и обратной связи. В традиционном уроке они используют разные виды учебной деятельности, нестандартные и оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающие быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Творчески работающие учителя используют необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий.

Подтверждением инновационного подхода к педагогической деятельности может служить проведенный учителями МО ______________ областной методический семинар по теме «Формирование познавательных компетенций школьников через нетрадиционные формы проведения уроков русского языка и литературы».

На семинаре заместитель директора по НМР представила систему работы учителей по формированию ключевых компетенций, разработала методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм проведения уроков с целью формирования позитивной учебной мотивации школьников.

Один из учителей МО русского языка и литературы ОУ выступил с докладом «Использование нетрадиционных форм проведения уроков русского языка и литературы для формирования познавательной активности школьников». Тезисы доклада были проиллюстрированы примерами различных нетрадиционных форм уроков, проведенных его коллегами по МО. Среди них:

творческая мастерская «В мире стоит быть поэтом…»;

урок-панорама «Мир Пушкина»;

урок-портрет «Маяковский – сам»;

практикум «Методы компрессионного сжатия текста»;

урок-размышление «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева».

На семинаре было проведено два мастер-класса «Развивайте творческие способности!» и «Изучайте русский язык», которые позволили учителям на практике познакомиться с применением интерактивных методов обучения и метода проектов на уроках русского языка и литературы. В заключение семинара состоялся круглый стол, на котором были проанализированы результаты работы и подведены итоги.

Работа по проведению аттестации педагогических кадров.

В течение ____ – ____ учебного года были аттестованы __ человек (в ____ – ____ учебном году были аттестованы __ учителя): __ из них подтвердили присвоенный им ранее __ разряд (высшая квалификационная категория), а __ досрочно повысил свою квалификационную категорию. В рамках аттестации педагоги провели открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей ОУ и города.

Анализ деятельности других форм работы МО.

С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока по русскому языку и литературе, а также обмена опытом по вопросам преподавания предмета было организовано взаимопосещение уроков учителей русского языка и литературы. В течение года педагоги МО посетили 32 урока в различных ОУ (в том числе и в самом лицее). 7 педагогов МО показали открытые уроки для учителей города и области, 3 – для учителей ОУ и родителей.

В заключение каждого открытого мероприятия проводился его анализ и самоанализ, в ходе которого основное внимание уделялось выполнению требований к организации и проведению личностно ориентированного развивающего урока. Следует отметить, что большинство учителей осознают необходимость изменения организации образовательного процесса, понимают сущность концепции реализуемой образовательной модели. Ответы учащихся свидетельствуют о понимании ими содержания изучаемых понятий, об осознании и установлении межпонятийных связей, об умении применить изученные знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий. Хочется отметить, что учителя не испытывают трудностей во взаимоотношениях с детьми, учебное сотрудничество и организация диалогового общения на уроках в их классах хорошие.

Одной из действенных форм повышения профессионального уровня педагогов является их участие в деятельности городских МО учителей русского языка и литературы. В течение _____ учебного года учителя русского языка и литературы посетили 5 научно-практических семинаров. Участие в подобных мероприятиях позволяет учителям глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, познакомиться с опытом работы коллег из различных ОУ города, что способствует повышению уровня их профессионального мастерства, переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.

Учителя русского языка и литературы тесно сотрудничали с преподавателями и специалистами регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (РИПКППС), сотрудниками Областного краеведческого музея, Литературного музея, библиотеки им. А. С. Пушкина. Плодотворным было сотрудничество с работниками городского и областного методических центров. Один из учителей МО вошел в состав комиссии по государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов. Двое стали членами «Педагогического клуба» учителей, активно сотрудничающих с сайтом «Сеть творческих учителей».

В ___________  в РИПКППС прошла вторая международная научно-практическая конференция «Проблемы преподавания русского языка в школе и вузе. Методология. Методика. Практика», в которой принимали участие и учителя МО ОУ. Они изложили свои идеи в следующих докладах, которые вошли в сборник материалов конференции:

«Защита проектов как организация познавательной деятельности учащихся»;

«Опорные схемы на уроках литературы как средство развития коммуникативно-исследовательских компетенций учащихся»;

«Использование ИКТ на уроках русского языка»;

«Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира»;

«Использование метода проектов как средства развития ассоциативного мышления школьников».

Итоги индивидуальной методической работы учителей.

Большое внимание на заседаниях МО русского языка и литературы уделялось изучению и распространению лучшего педагогического опыта его учителей. Лучшими темами опытов были признаны:

«Использование современных образовательных технологий проблемного, проектного и игрового обучения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе как средство формирования познавательной и коммуникативной компетентностей»;

«Инновационные формы уроков как средство творческих способностей учащихся»;

«Развитие познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы через использование нетрадиционных форм и методов обучения».

Все три темы рекомендованы к использованию на уровне области.

Анализ тематики АПО свидетельствует об изменении позиции педагога в отношении целей и задач деятельности ОУ. На первое место выступают задачи, связанные с развитием личности школьника, его творческих способностей и индивидуальных особенностей.

В _______ учебном году учителя МО русского языка и литературы продемонстрировали владение технологиями коллективного и развивающего способов обучения, интерактивными методами обучения. Первыми в городе стали проводить уроки словесности, которые вошли в учебное пособие «Из опыта работы учителей-словесников МОУ “Лицей № ___”».

Один из учителей МО провел два мастер-класса: на областных семинарах учителей русского языка и литературы в МОУ «Лицей № ___» и в МОУ «Средняя образовательная школа № ____ с углубленным изучением отдельных предметов». При поддержке этого педагога двое учащихся стали призерами олимпиад по русскому языку и литературе муниципального и ре-гионального уровней.

Учителя МО приняли активное участие в городском конкурсе методических разработок уроков русского языка и литературы, посвященного 200-летию Н. В. Гоголя. Двое из них получили первые места, двое – вторые.

Значительную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В ______ учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой (в рамках единой методической темы МО), а именно:

«Использование современных образовательных технологий проблемного, проектного и игрового обучения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе как средство формирования познавательной и коммуникативной компетентностей»;

«Развитие познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы через использование нетрадиционных форм и методов обучения»;

«Инновационные формы уроков как средство творческих способностей учащихся»;

«Интеграция на уроках русского языка и литературы как средство нравственного воспитания учащихся»;

«Развитие ассоциативного мышления школьников на уроках литературы как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенций»;

«Формирование грамматико-коммуникативной компетенции учащихся средней школы через работу над текстами разных стилей»;

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»;

«Эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы как средство формирования личности»;

«Различные формы опроса на уроках русского языка и литературы как средство активизации учебного процесса».

Работа над данными темами позволила учителям освоить новые методы и приемы изучения предметов, узнать о новых технологиях преподавания и применить их на практике, углубить свои теоретические знания в области педагогики и психологии.

Работа по самообразованию выявила и определенные проблемы:

неумение некоторых учителей рационально спланировать работу над темой самообразования;

недостаточная активность работы МО по обобщению и пропаганде лучшего опыта.

Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над темами самообразования и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании МО необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над их методическими темами.

В ________ учебном году учителя значительно пополнили копилку печатных работ МО. За этот период в различных изданиях (образовательных журналах, сборниках статей и материалах конференций) опубликовалось _____ педагогов МО:

с темами статей:

– «Литературная гостиная»;

– «Защита проектов как организация познавательной деятельности учащихся»;

– «Роль информационных технологий в подготовке выпускников к ЕГЭ»;

– «Использование метода проектов как средства развития ассоциативного мышления школьников»;

– «Опорные схемы на уроках литературы как средство развития коммуникативно-исследовательских компетенций учащихся»;

– «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира»;

– «Использование ИКТ на уроках русского языка».

с темами разработок уроков литературы и словесности:

– «Созвездие талантов… (Гоголь и Щепкин)»;

– «Разоблачение идей механизированного общества в романе Е. Замятина „Мы”»;

– «„Слово о полку Игореве” в науке, литературе, искусстве»;

– «Что пророчит сей необычный простор? (Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)»;

– «Роль Л. Н. Толстого в развитии словесной изобразительности»;

– «Мифы Древней Греции»;

– «Мифические мотивы в произведениях Н. В. Гоголя»;

– «Последний русский классик И. А. Бунин».

Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше. Каждый учитель должен пропагандировать и распространять свой педагогический опыт посредством публикаций в различных изданиях своих методических статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий.


Примечание:

* Из опыта работы руководителя МО учителей русского языка МОУ «Лицей № 38» г. Белгорода Рахуба Н. А.