Перед планированием работы любого МО необходимо провести всесторонний анализ его деятельности за отчетный период (учебный год, четверть) посредством изучения:
• условий деятельности МО (педагогические кадры, УМК, ТСО, учебные кабинеты, урочная и внеурочная работа);
• собственно деятельности МО (современные образовательные технологии, АПО, УВП, инновации, мастерство учителей);
• результата этой деятельности (школьный, муниципальный и региональный мониторинг, ЕГЭ, ГИА). Если достигнутый результат не является удовлетворительным для МО, то четко следует определить сначала проблемное поле, а затем и конкретные проблемы для их дальнейшего решения.
Цель, источники и общие требования к анализу работы МО.
Цель подобного анализа – оценка результатов работы МО, выявление проблем в методической работе, разработка задач для нового плана, определение путей совершенствования работы.
Источники анализа:
• нормативные документы;
• записи анализа посещенных уроков, протоколов;
• результаты психолого-педагогических диагностик, контрольных работ, учебного мониторинга, аттестации учащихся;
• результаты аттестации и повышения квалификации учителей;
• статистические документы;
• материалы анкетирования педагогов;
• систематизированные данные по каждому виду деятельности МО (таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики).
Общие требования к анализу работы МО:
• четкая структура;
• логичность, последовательность изложения;
• аргументированность (сравнение с прошлогодними показателями);
• доказательность выводов;
• четкость и педагогическая обоснованность предложений;
• применение наглядности (графики, таблицы, диаграммы).
Структура анализа МО.
Структура анализа МО включает в себя 5 основных блоков:
Первый блок – введение. В нем дается общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО, за отчетный период. Делается вывод: какие задачи и разделы плана выполнены полностью, а какие нет, почему и как это отразилось на конечных результатах.
Второй блок – анализ условий деятельности МО. Он включает в себя изучение:
• организационных условий деятельности МО;
• работы педагогических кадров (образование, стаж, возраст, квалификационная категория педагогов МО и т. п.), ее результативности;
• учебно-методического обеспечения образовательного процесса по предмету (учебные программы, дидактические материалы);
• работы по повышению квалификации педагогов (курсы), ее эффективности;
• тематики заседаний МО (актуальность, конкретность решений, меры по их реализации);
• работы МО над единой методической темой;
• инновационной деятельности МО;
• работы по проведению аттестации педагогических кадров, ее результаты;
• деятельности других форм работы МО;
• индивидуальной методической работы учителей, внедрения лучшего педагогического опыта в практику;
• использования учебных кабинетов в образовательном процессе по предмету и эффективность использования ТСО с мультимедийными приложениями.
Третий блок – проблемный анализ состояния преподавания, качества образования обучающихся:
• анализ образовательного процесса по предмету: результаты посещения уроков, административных контрольных и срезовых проверочных работ, тестирования, мониторинга различного уровня;
• анализ и результаты работы с одаренными детьми;
• анализ и результаты внеклассной работы по предмету.
Четвертый блок – задачи, над которыми МО будет работать в будущем учебном году. Вначале по результатам анализа работы МО следует выделить проблемы преподавания, организации УВП по предмету, в целом методической работы по организации дополнительного профессионального образования педагогов, образования школьников.
Затем наметить пути решения этих проблем, то есть задачи.
Приведем пример анализа работы МО учителей русского языка и литературы.
Введение
Деятельность МО учителей русского языка и литературы в 20__–20__ гг. строилась в соответствии с планом методической работы ОУ и была направлена на решение проблемы формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках русского языка и литературы. В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:
• создание условий для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;
• внедрение в практику работы учителей русского языка и литературы современных образовательных технологий, направленных на развитие самостоятельности, творчества и активности учащихся;
• качественное освоение учебно-методических задач по русскому языку и литературе, совершенствование технологии проведения современного урока, организации учебной деятельности учащихся, обеспечение наиболее высоких результатов в реализации действующих государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
• изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей русского языка и литературы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
Все поставленные задачи способствовали достижению цели: содействовать лингвистическому развитию и нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами родного языка, созданию условий для реализации творческих способностей школьников.
Анализ условий деятельности МО
Организационные условия. Методическая работа МО учителей русского языка и литературы организовывалась в соответствие с планами работы методического совета ОУ и МО, основными требованиями к работе школьного МО, разработанными в «Положении о методическом объединении учителей-предметников».
В течение учебного года МО провело __ плановых и __ внеплановых заседания, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников (особенно ГИА), анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей.
Работа с педагогическими кадрами, ее результативность.
В МО учителей русского языка и литературы работают __ опытных и высококвалифицированных специалистов. Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования ОУ.
Педагогический коллектив МО
русского языка и литературы (рабочая таблица)
№ п/п |
Ф. И. О. |
Образование |
Стаж (лет) |
Категория |
… |
Учителя МО русского языка и литературы имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом:
• в начале учебного года __ человек имели высшую квалификационную категорию, то есть __ % от общего числа учителей, входящих в МО (в прошлом учебном году – __ %). В течение года __ учитель повысил свою квалификацию до высшей, и этот показатель стал равен __ %;
• стаж работы от 10 до 20 лет у __ % учителей МО (в прошлом году у __ %), от 20 до 30 лет – у __ % (в прошлом году – __ %), больше 30 лет у __ %;
• ____ имеют нагрудный знак «Отличник общего образования РФ»; ____звание Отличник народного образования; ___ награждены Почетной грамотой Минобрнауки России, ____ грамотой Управления образованием администрации г. __________ РФ.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе.
Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по русскому языку остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ.
По предмету «Русский язык» учителя в 5–9 классах работают по базовым программам под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и М. М. Разумовской, в 10–11 классах – по программе А. И. Власенкова, что соответствует инструктивно-методическому письму о преподавании русского языка в ____ – ____ учебном году Департамента образования. Выбор учебников соответствует региональному перечню учебников, рекомендованных Управлением образования и науки области к использованию в учебном процессе в ОУ на ____ – ____ учебный год.
В ____ – ____ учебном году главным ориентиром в реализации концепции филологического образования по учебному предмету «Литература» для учителей-словесников оставался:
• Федеральный базисный учебный план;
• Государственный стандарт среднего (полного) образования по литературе;
• Федеральная программа по литературе, разработанная на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В ОУ литературное образование в основной и старшей школе велось на базовом уровне и осуществлялось по программам и учебно-методическим комплектам авторского коллектива Г. И. Бе-
ленького.
Данные программы и учебники апробированы в течение многих лет и дают стабильные положительные результаты в рамках лицейского образования.
Учебный план на ____ – ____ учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, в том числе и обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс и переведены в следующий класс.
Повышение квалификации педагогов.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах и прохождение плановой курсовой переподготовки.
В ____ – ____ учебном году:
• _______ учитель русского языка и литературы прошел курсовую переподготовку;
• _______ учитель окончил дистанционные курсы по русскому языку и литературе при МГУ им. М. В. Ломоносова;
• _______ учитель прошел краткосрочное обучение на базе _______ по программе «Преподавание русского языка и литературы в профильных классах».
Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования, и, в конечном счете, повышению качества образовательного процесса по русскому языку и литературе в лицее.
Анализ тематики заседаний МО.
Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях школьного МО. В течение ____ – ____ учебного года были организованы и проведены заседания МО по следующим темам:
• «Анализ методической работы учителей русского языка и литературы, проблемы и пути их решения. Рассмотрение и утверждение плана методической работы на ____ – ____ учебный год»;
• «Знакомство с инструктивно-методическими письмами о преподавании русского языка и литературы, изучение и обсуждение нормативных документов»;
• «Обобщение АПО»;
• «Изучение и использование информационно-коммуникационных технологий»;
• «Изучение технологии проектного обучения»;
• «Изучение приказов, нормативных документов, методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации учащихся в 9 и 11 классах»;
• «Анализ проведенного областного методического семинара по теме «Формирование познавательных компетенций школьников через нетрадиционные формы проведения уроков русского языка и литературы»;
• «О реализации АПО»;
• «Организация и проведение школьного этапа Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе»;
• «Анализ методической работы и учебно-воспитательного процесса за каждую учебную четверть»;
• «Отчеты учителей о работе над темами самообразования и участии в профессиональных конкурсах, смотрах, конференциях»;
• «Анализ результатов городских и областных олимпиад, конкурса “Русский медвежонок – языкознание для всех”»;
Анализ информации показывает, что тематика заседаний МО определялась задачами методической работы ОУ на ____ – ____ учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса по русскому языку и литературе. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:
• качественного освоения учебно-методических задач по русскому языку и литературе;
• совершенствования технологии проведения современного урока по этим предметам;
• организации учебной деятельности учащихся и их итоговой аттестации;
• работы с одаренными детьми;
• повышения профессионализма учителей.
Анализ работы МО над единой методической темой.
Основная методическая тема, над которой работает МО русского языка и литературы, – «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников на уроках русского языка и литературы через использование современных образовательных технологий, методов и приемов обучения». Она и определяет стратегию работы МО.
На уроках литературы учителями МО при изучении произведений используются информационно-коммуникационные технологии в форме проектов, которые по своим языковым, текстовым, композиционным параметрам тяготеют к информационно-воздействующим текстам, обладают признаками логичности и лаконичности с целью оказания воздействия на читателя в усвоении прочитанного, интерпретации художественного произведения и собственно анализа.
Успешная коммуникативная деятельность учителей русского языка и литературы способствует формированию коммуникативной личности, создает необходимые условия для развития мотивации учащихся и благоприятного климата обучения.
Анализ инновационной деятельности МО.
В качестве целей инновационной деятельности МО выбраны:
• развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся;
• освоение теоретического материала и приобретение практических навыков;
• переход от статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных способностей;
• формирование познавательной активности школьников, коммуникативной культуры.
Сущность инноваций определена учителями как:
• повышение уровня знаний школьников;
• быстрая актуализация знаний и возможность применять их в нестандартных ситуациях;
• развитие широты и гибкости ума учащихся;
• формирование коммуникативной культуры.
Педагоги МО русского языка и литературы постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяс-нения и обратной связи. В традиционном уроке они используют разные виды учебной деятельности, нестандартные и оригинальные приемы, активизирующие всех учеников, повышающие интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающие быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом возраста и способностей школьников. Творчески работающие учителя используют необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий.
Подтверждением инновационного подхода к педагогической деятельности может служить проведенный учителями МО ______________ областной методический семинар по теме «Формирование познавательных компетенций школьников через нетрадиционные формы проведения уроков русского языка и литературы».
На семинаре заместитель директора по НМР представила систему работы учителей по формированию ключевых компетенций, разработала методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм проведения уроков с целью формирования позитивной учебной мотивации школьников.
Один из учителей МО русского языка и литературы ОУ выступил с докладом «Использование нетрадиционных форм проведения уроков русского языка и литературы для формирования познавательной активности школьников». Тезисы доклада были проиллюстрированы примерами различных нетрадиционных форм уроков, проведенных его коллегами по МО. Среди них:
• творческая мастерская «В мире стоит быть поэтом…»;
• урок-панорама «Мир Пушкина»;
• урок-портрет «Маяковский – сам»;
• практикум «Методы компрессионного сжатия текста»;
• урок-размышление «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева».
На семинаре было проведено два мастер-класса «Развивайте творческие способности!» и «Изучайте русский язык», которые позволили учителям на практике познакомиться с применением интерактивных методов обучения и метода проектов на уроках русского языка и литературы. В заключение семинара состоялся круглый стол, на котором были проанализированы результаты работы и подведены итоги.
Работа по проведению аттестации педагогических кадров.
В течение ____ – ____ учебного года были аттестованы __ человек (в ____ – ____ учебном году были аттестованы __ учителя): __ из них подтвердили присвоенный им ранее __ разряд (высшая квалификационная категория), а __ досрочно повысил свою квалификационную категорию. В рамках аттестации педагоги провели открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей ОУ и города.
Анализ деятельности других форм работы МО.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока по русскому языку и литературе, а также обмена опытом по вопросам преподавания предмета было организовано взаимопосещение уроков учителей русского языка и литературы. В течение года педагоги МО посетили 32 урока в различных ОУ (в том числе и в самом лицее). 7 педагогов МО показали открытые уроки для учителей города и области, 3 – для учителей ОУ и родителей.
В заключение каждого открытого мероприятия проводился его анализ и самоанализ, в ходе которого основное внимание уделялось выполнению требований к организации и проведению личностно ориентированного развивающего урока. Следует отметить, что большинство учителей осознают необходимость изменения организации образовательного процесса, понимают сущность концепции реализуемой образовательной модели. Ответы учащихся свидетельствуют о понимании ими содержания изучаемых понятий, об осознании и установлении межпонятийных связей, об умении применить изученные знания в новых условиях при выполнении нестандартных заданий. Хочется отметить, что учителя не испытывают трудностей во взаимоотношениях с детьми, учебное сотрудничество и организация диалогового общения на уроках в их классах хорошие.
Одной из действенных форм повышения профессионального уровня педагогов является их участие в деятельности городских МО учителей русского языка и литературы. В течение _____ учебного года учителя русского языка и литературы посетили 5 научно-практических семинаров. Участие в подобных мероприятиях позволяет учителям глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, познакомиться с опытом работы коллег из различных ОУ города, что способствует повышению уровня их профессионального мастерства, переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.
Учителя русского языка и литературы тесно сотрудничали с преподавателями и специалистами регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (РИПКППС), сотрудниками Областного краеведческого музея, Литературного музея, библиотеки им. А. С. Пушкина. Плодотворным было сотрудничество с работниками городского и областного методических центров. Один из учителей МО вошел в состав комиссии по государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов. Двое стали членами «Педагогического клуба» учителей, активно сотрудничающих с сайтом «Сеть творческих учителей».
В ___________ в РИПКППС прошла вторая международная научно-практическая конференция «Проблемы преподавания русского языка в школе и вузе. Методология. Методика. Практика», в которой принимали участие и учителя МО ОУ. Они изложили свои идеи в следующих докладах, которые вошли в сборник материалов конференции:
• «Защита проектов как организация познавательной деятельности учащихся»;
• «Опорные схемы на уроках литературы как средство развития коммуникативно-исследовательских компетенций учащихся»;
• «Использование ИКТ на уроках русского языка»;
• «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира»;
• «Использование метода проектов как средства развития ассоциативного мышления школьников».
Итоги индивидуальной методической работы учителей.
Большое внимание на заседаниях МО русского языка и литературы уделялось изучению и распространению лучшего педагогического опыта его учителей. Лучшими темами опытов были признаны:
• «Использование современных образовательных технологий проблемного, проектного и игрового обучения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе как средство формирования познавательной и коммуникативной компетентностей»;
• «Инновационные формы уроков как средство творческих способностей учащихся»;
• «Развитие познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы через использование нетрадиционных форм и методов обучения».
Все три темы рекомендованы к использованию на уровне области.
Анализ тематики АПО свидетельствует об изменении позиции педагога в отношении целей и задач деятельности ОУ. На первое место выступают задачи, связанные с развитием личности школьника, его творческих способностей и индивидуальных особенностей.
В _______ учебном году учителя МО русского языка и литературы продемонстрировали владение технологиями коллективного и развивающего способов обучения, интерактивными методами обучения. Первыми в городе стали проводить уроки словесности, которые вошли в учебное пособие «Из опыта работы учителей-словесников МОУ “Лицей № ___”».
Один из учителей МО провел два мастер-класса: на областных семинарах учителей русского языка и литературы в МОУ «Лицей № ___» и в МОУ «Средняя образовательная школа № ____ с углубленным изучением отдельных предметов». При поддержке этого педагога двое учащихся стали призерами олимпиад по русскому языку и литературе муниципального и ре-гионального уровней.
Учителя МО приняли активное участие в городском конкурсе методических разработок уроков русского языка и литературы, посвященного 200-летию Н. В. Гоголя. Двое из них получили первые места, двое – вторые.
Значительную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В ______ учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой (в рамках единой методической темы МО), а именно:
• «Использование современных образовательных технологий проблемного, проектного и игрового обучения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе как средство формирования познавательной и коммуникативной компетентностей»;
• «Развитие познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы через использование нетрадиционных форм и методов обучения»;
• «Инновационные формы уроков как средство творческих способностей учащихся»;
• «Интеграция на уроках русского языка и литературы как средство нравственного воспитания учащихся»;
• «Развитие ассоциативного мышления школьников на уроках литературы как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенций»;
• «Формирование грамматико-коммуникативной компетенции учащихся средней школы через работу над текстами разных стилей»;
• «Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках русского языка»;
• «Эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы как средство формирования личности»;
• «Различные формы опроса на уроках русского языка и литературы как средство активизации учебного процесса».
Работа над данными темами позволила учителям освоить новые методы и приемы изучения предметов, узнать о новых технологиях преподавания и применить их на практике, углубить свои теоретические знания в области педагогики и психологии.
Работа по самообразованию выявила и определенные проблемы:
• неумение некоторых учителей рационально спланировать работу над темой самообразования;
• недостаточная активность работы МО по обобщению и пропаганде лучшего опыта.
Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над темами самообразования и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании МО необходимо заслушивать сообщения учителей о ходе и результатах работы над их методическими темами.
В ________ учебном году учителя значительно пополнили копилку печатных работ МО. За этот период в различных изданиях (образовательных журналах, сборниках статей и материалах конференций) опубликовалось _____ педагогов МО:
• с темами статей:
– «Литературная гостиная»;
– «Защита проектов как организация познавательной деятельности учащихся»;
– «Роль информационных технологий в подготовке выпускников к ЕГЭ»;
– «Использование метода проектов как средства развития ассоциативного мышления школьников»;
– «Опорные схемы на уроках литературы как средство развития коммуникативно-исследовательских компетенций учащихся»;
– «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира»;
– «Использование ИКТ на уроках русского языка».
• с темами разработок уроков литературы и словесности:
– «Созвездие талантов… (Гоголь и Щепкин)»;
– «Разоблачение идей механизированного общества в романе Е. Замятина „Мы”»;
– «„Слово о полку Игореве” в науке, литературе, искусстве»;
– «Что пророчит сей необычный простор? (Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)»;
– «Роль Л. Н. Толстого в развитии словесной изобразительности»;
– «Мифы Древней Греции»;
– «Мифические мотивы в произведениях Н. В. Гоголя»;
– «Последний русский классик И. А. Бунин».
Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше. Каждый учитель должен пропагандировать и распространять свой педагогический опыт посредством публикаций в различных изданиях своих методических статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий.
Примечание:
* Из опыта работы руководителя МО учителей русского языка МОУ «Лицей № 38» г. Белгорода Рахуба Н. А.