Первый раз в первый класс: что нужно знать родителям при выборе школы
С 1 апреля во всех школах России откроется запись детей в первые классы. Поиск начальной школы порой превращается в настоящий квест для родителей. Сотни тысяч мам и пап по всей стране ломают головы, какую выбрать «началку». Ту, что ближе к дому и проще, или подальше, но посильнее? И что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Сетевое издание «Учительская газета» решило помочь родителям дошколят и обратилось за советом к учителю начальных классов московской школы № 2123, лауреату Премии Правительства РФ в области образования Ольге Гвинджилия.
– Ольга Витальевна, сейчас в моде раннее развитие. Многие родители пытаются дать детям как можно больше знаний. Правильно ли это? Что действительно должен знать и уметь ребенок к 1 классу?
– Когда говорят о готовности ребенка к школе, считают, что она исчерпывается умением считать, читать и писать. Это не совсем так. Перед началом обучения должны быть сформированы базовые навыки. Об этом очень много написано в работах известных российских психологов Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Г. А. Цукерман. Параметры готовности включают в себя определенные уровни: психологический, физический, функциональный. Ребенок должен понимать идею знаков, понимать, что есть вещи, которые можно обозначить в знаковой форме. Уметь трансформировать устную речь.
Необходим опыт проживания реальной жизни через игру. Хорошо, когда дошкольник умеет играть и проигрывать. Умение играть – вообще важная характеристика. Когда мы умеем играть, мы соглашаемся с правилами игры, умея проигрывать, – принимаем поражение и свои ошибки.
Сегодня многие родители перед школой обращаются к нейропсихологу. Это верное решение. У нейропсихологической диагностики есть абсолютно точные практические задачи – помочь родителям выбрать программу обучения, режима учебной и внеучебной нагрузки, определить уровень сформированности школьнозначимых функций, выделить риски дезадаптации, составить программы индивидуального адаптивного развития.
В общем, посмотреть, что может сыграть не в плюс, а в минус. Есть какие-то нюансы, о которых не догадываются родители, а нейропсихолог их хорошо видит. Можно проконсультироваться с логопедом, чтобы проверить, нет ли у ребенка проблем со звукопроизношением. Это порой может определить только специалист.
Что можно делать самим? Многое! Соблюдайте режим дня. Больше гуляйте, говорите, играйте в словесные игры, читайте книжки вслух, обсуждайте просмотренные мультфильмы. Ходите с ребенком в театр, на выставки, слушайте музыку. Занимайтесь творчеством: рисуйте, лепите, мастерите. Все это в приоритете.
– Нужно ли уметь читать и писать перед школой?
– Ни в коем случае нельзя учить писать. Обучение письму достаточно специфический процесс, там есть свои нюансы: как держать ручку, в какой последовательности записывать буквы, как правильно соединять их. И этим точно не стоит заниматься перед школой.
Что касается чтения, для этого навыка нужна зрелость определенных структур головного мозга. Психологи говорят, что скорость чтения – это скорость мышления. Одни дети осваивают этот навык быстро, другим он дается очень тяжело. Уходит много времени на распознавание графических знаков, на соединение букв друг с другом, на понимание того, что за этими темными значками прячется определенное слово.
В стандарте учить читать нужно ближе к 6 годам, если, конечно, ребенок сам раньше не проявляет интерес к буквам. Обучение должно быть очень правильно выстроено. Никаких изматывающих занятий! Но путь к книге начинается не тогда, когда ребенок учится читать, а когда ему читают.
– А как же методы обучения чтения с пеленок?
– Это, к сожалению, идет от непонимания того, как происходит процесс развития и созревания мозга ребенка. Сейчас в открытом доступе много интересной и доступно изложенной информации о развитии детей. Достаточно послушать выступления ученого-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО Марьяны Михайловны Безруких.
– Если мы заговорили о чтении, как увлечь ребенка книгой?
– Здесь нет готовых советов. Нет рецепта, благодаря которому ваш ребенок увлечется чтением. Сегодня существует множество программ, направленных на формирование читательской деятельности. Есть читательские клубы, интерактивные книги, спектакли по книжным историям. Много всего есть, главное – желание семьи. Я на 100% убеждена, что для каждого ребенка существует своя книга. Обязательно находится то, что его цепляет. И этот выбор важно принимать.
У меня был ученик, который читал исключительно энциклопедии пугающей толщины. Ему была просто не интересна художественная литература. Но энциклопедии читал в огромном количестве, удивительно, как все в голове помещалось. Другая ученица начала читать с комиксов, и потом уже перешла на сплошные тексты.
– Нужно ли выбирать школу? Или можно ходить в любую «началку», а в пятом классе уже перевести ребенка в школу с углубленным изучением какого-то предмета?
– «Началка» может быть очень мощной стартовой ступенькой для развития. Правильно выстроенная сбалансированная школа абсолютно меняет ребенка. Задача сегодняшнего дня, по большому счету, заключается в том, чтобы построить для ребенка ту траекторию, которая поможет ему вырасти. Если все идут в гимназию, совершенно не обязательно вашему дошкольнику туда идти.
Первый класс – это очень сложное время. Происходит полностью смена деятельности, смена режима. Нужно не только уроки отсидеть, но и сделать домашнюю работу. Меняются параметры высших психических функций: концентрация, переключение внимания, сосредоточенность. Это первый «пубертатный период», когда все энергетические процесс совершают колоссальный скачок.
– Насколько важны прописи для первоклашек? Многие родители не уделяют этому внимание.
– На этапе становления письменных навыков прописи очень важны. Это некий образец, по которому формируется письмо. На основе прописей мы выстраиваем последовательность подачи материала.
Вообще каллиграфия считается настоящим искусством. Она требует концентрации и сосредоточенности. И работа над каллиграфическими навыками в какой-то степени является тренировкой мозга. Сегодня есть школьники с совершенно нечитаемым почерком. Как правило, это дети с нейропсихологическими проблемами. Если родитель понимает, что у ребенка есть проблемы, то он ищет возможность помочь.
– Очень часто родители стараются параллельно со школой записать детей в разные кружки. Да и многие спортивные секции набирают ребят именно с семилетнего возраста. Получается, это не правильно?
– Нужно выбрать подходящую программу обучения и режим нагрузки. В первом классе нельзя перегружать ребенка кружками и спортивными секциями. Однако все зависит от малыша. Есть дети, которые очень быстро созревают, у них все хорошо получается. А есть ребята очень слабые, часто болеющие, медлительные, утомляемые.
Важнее всего в первом классе – поддержка взрослых. Родители должны помогать, направлять. При соответствующей организации ребенок уже к 3–4 классу будет сам делать уроки. К сожалению, многие мамы и папы не всегда готовы к тому, что чадо нужно учить. Однако лучше включиться в процесс обучения вначале и плавно от него отстраниться, чем быть включенным в этот процесс до конца школы. Хотя сегодня такое время, когда нет универсальных рецептов, и очень трудно давать общие рекомендации.
(Арефьева А. Первый раз в первый класс: что нужно знать родителям при выборе школы/ Анастасия Арефьева// Учительская газета. - 2022. - 17 февраля)
Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.