В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Дайджест образовательной прессы (март 2016)

7 апреля 2016

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания



Образовательная политика

Новый подход к урокам словесности

В Московском городском педагогическом университете прошел круглый стол, посвященный обсуждению судьбы школьного литературного образования. Поводом для встречи стала «Примерная программа по литературе» – часть новых федеральных государственных стандартов для старших классов. Программа проходит сейчас финальное обсуждение на профессиональном интернет-ресурсе и по-прежнему остается предметом ожесточенных дискуссий.

Строго говоря, вся ожесточенная полемика по теме сводится к вопросу, ограничить ли школьную литературу обязательным для всех (подробным) списком изучаемых произведений, или дать к обязательному списку вариативные произведения по выбору учителя, или вообще дать только список рекомендованных книг?

Если вспомнить обсуждение этого вопроса в Общественной палате зимой этого года, то там риторика обсуждения просто зашкаливала. «Все классики наперечет, – клеймили авторов концепции выступающие. – Все это – вершины, которые никто никогда не ниспровергал, никто не добавлял к ним другие. И тот, кто решится взять на себя ответственность – кого брать, а кого оставить, это не просто смелый человек... Это какой-то русский лихой человек с большой дороги, которого всегда боялась наша интеллигенция на протяжении веков». В общем, вот так! И не иначе...

«Лихие» же люди считают, что список должен носить сугубо рекомендательный характер, а что именно из него следует изучать – это должно стать прерогативой самого учителя. Почему учителя? Ответ очевиден. В условиях свободы слова, свободы передвижения и культурного разнообразия вполне логично довериться педагогу. А если есть волнение, что учитель может не оправдать этого высокого доверия, то всегда сохраняется возможность вмешаться родительской общественности.

Авторам концепции возражают представители Ассоциации словесников, которые подготовили объемный перечень произведений, скорее напоминающий советскую модель изучения литературы в школе. Они уверены, что без обязательного списка урок литературы рискует превратиться в кружок занимательного чтения.

И опять «но»... «Большинство школ до сих пор работают по методическим пособиям, выпущенным еще в прошлом веке, а современные дети попросту не знают о судьбе человека времен тотальных войн, гражданских революций и концлагерей», – возражает против «архаичного» списка один из авторов проекта Михаил Павловец, заместитель руководителя школы филологии Высшей школы экономики (НИУ). Если все основное изучение литературы заканчивается XIX веком и лишь небольшая часть занятий отводится на изучение XX века (в основном в жанре поэзии), то как узнать подростку, что происходит с историей в последующие 100 с лишним лет, спрашивают авторы.

«Конечно же, никто не говорит о том, что нужно сбросить Пушкина или Достоевского с корабля современности. Но со временем этих великих писателей было написано много не менее достойных произведений. Детям нужна новая литература, которая будет для них интересна и, возможно, более понятна. Это не значит, что нужно отказываться от классики. Это значит, что нужно выстраивать линию преемственности», – комментирует концепцию Екатерина Асонова, еще один составитель «Примерной программы», заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ.

Ключевой идеей нового школьного стандарта, уверяют авторы нового проекта, является переход к деятельностному подходу в обучении. Уроки литературы, как и другие школьные предметы, нужно научиться воспринимать не через предметную призму, а через призму компетенций, главной из которых должна стать способность ребенка к самостоятельному чтению, считает Екатерина Асонова.

Еще один камень преткновения – вдумчивое чтение. По мнению Натальи Журавлевой, учителя русского языка и литературы школы № 2070, современные дети сильно перегружены и не успевают читать даже обязательную учебную программу, поэтому-то и говорить о дополнительном и самостоятельном чтении вне учебных занятий здесь не приходится.

«Я за практики медленного и вдумчивого чтения как в классе, так и дома. Невозможно в равной мере охватить весь книжный объем, который предусмотрен школьной программой. Дети должны понимать, что они читают, и уметь высказывать свою точку зрения о прочитанном. А это возможно лишь при тщательном разборе и анализе произведений. Поэтому я считаю, что список литературы должен носить рекомендательный характер, а также предусматривать возможность выбора, чтобы ученики сами могли решать, что им читать в рамках той или иной темы. Естественно, при помощи советов учителя», – подчеркивает Наталья Журавлева.

Противники же концепции выступают за разнообразие изучаемых произведений. Термин «лучше меньше, да лучше» – по их мнению, здесь совсем не годится. Их лозунг - много произведений, хороших и разных.

Сразу же возникает вопрос о перегрузке школьников. Алексей Скрипник, создатель онлайн-ресурса «Брифли», в качестве возможных решений в данной ситуации видит обращение к уже достаточно известными технологическим приемам: видеороликам с кратким изложением литературных произведений, внедрению интерактивных и анимационных элементов в процесс чтения. Он уверен, что бороться с такими формами – это как лечить симптомы, а не болезнь. «На Западе, например, уже давно популярны видеопересказы известных книг, и я думаю, что и у нас в скором времени данная опция станет крайне востребованной. Главный вопрос здесь – качество таких пересказов», – говорит Скрипник.

(Герасимова Е. Урок литературы или кружок занимательного чтения // Независимая газета. – 2016. – 29 марта).

Рабочее время школьного учителя расписали до минуты

Теперь российский учитель и официально не обязан присутствовать в школе в свободные от уроков, педсоветов и родительских собраний дни.

Министерство образования и науки РФ подготовило проект приказа «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Как считают авторы документа, проект улучшает положение педагогов, вносит разъяснение для работодателей и исключает возможность для злоупотребления.

Проект ограничивает возможности работодателя в части установления графика подготовки к урокам. Запрещает им требовать от педагогов присутствия в образовательной организации в свободные от уроков, педсоветов и родительских собраний дни. При составлении расписания занятий, плана и графика работы рекомендует предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. Проектом предусмотрена отмена действующей сейчас нормы, которая позволяет увеличить до 20 минут рабочее время педагога за счет перерыва во время спаренных занятий.

В проекте предусмотрено, чтобы дополнительные обязанности педагога, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, осуществлялись с письменного согласия работника и за дополнительную оплату. Новый документ советует не нарушать «непрерывную последовательность занятий», чтобы не образовывался длительный перерыв в работе педагогов. В течение рабочего дня (смены) для педагогических и иных работников должен быть предусмотрен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Приказ регулирует рабочее время педагогов и в каникулярное время. Каникулярное время, не совпадающее с отпуском учителя, считается рабочим. И администрации советуют использовать его рационально, для дополнительного профессионального роста учителя.

Как сообщает пресс-служба министерства, своим появлением документ обязан еще и тем многочисленным «сигналам о перегибах со стороны руководства школ», не ценящим время педагогов.

Если Министерство образования озабочено совершенствованием нормативной базы, то московские власти смотрят глубже. На днях появилось сообщение, что анонимную индивидуальную и групповую психологическую помощь для московских учителей начали оказывать при Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования. Учителя, сетуют психологи центра, склонны к эмоциональному выгоранию. Их нервную систему истощают не только ученики или постоянно требующее отчетности начальство, но и родители. А что еще – покажет мониторинг, проведенный в ходе этого эксперимента.

И опять же, если Департамент образования Москвы озабочен эмоциональным состоянием педагогического корпуса, то за рубежом уже вовсю работают с одним из основных «раздражителей» педагогов – с родителями.

Совсем недавно во французских СМИ прошла новость, что бывший министр образования Франции Люк Ферри опять призвал общественность крепить связь школы и родителей. «Основная проблема в том, что дети плохо воспитаны!» – в сердцах заявляет сегодня экс-министр образования Франции.

Между тем плохо воспитанные дети – это не тема отдельно взятой семьи, а проблема всего класса. Американские ученые Скот Карел, Марк Хокстра и Элира Кука в недавно опубликованной работе «Влияние в долгосрочной перспективе одноклассников-хулиганов» развернули тезис о том, что наличие в классе в первые годы обучения одноклассников-хулиганов оказывает влияние на последующую сдачу экзаменов, поступление в колледж и на будущий денежный доход других учеников класса. И даже точно определили их будущий убыток.

Вывод нас в принципе не удивляет: все мы помним еще со школьных времен, что учителя, не сумевшие наладить дисциплину в классе, имели по своему предмету, как правило, самую плохую успеваемость. Это было актуально даже в доперестроечные годы. Хотя в то время учителя еще старались наверстать упущенное, занимаясь с отстающими учениками дополнительно.

В условиях нынешней коммерциализации эта «благотворительность» уже не пройдет. Поэтому девиз «хулиган на уроке отнимает часть твоей будущей зарплаты» должен быть ныне более чем актуален для отечественной школы.

(Герасимова Е. Спортивный режим для педагогов / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2016. – 15 марта).

Страшная статистика

В минувшем году следователями СКР расследовано почти девятнадцать с половиной тысяч преступлений, совершенных в отношении детей, в том числе 1645 изнасилований и свыше 5300 фактов насильственных действий сексуального характера. В суды направлено почти десять с половиной тысяч уголовных дел, что на 25% больше, чем в 2014 году. Такие цифры на расширенной коллегии ведомства привел председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Комитет, заверил он, принимает все необходимые меры к изобличению таких преступников и их изоляции от общества. Так, в Ивановской области пресечена деятельность серийного маньяка, совершившего 119 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Суд приговорил его к 19 годам тюрьмы. В Камчатском крае за совершение аналогичных преступлений в отношении шести школьниц педофил осужден к 23 годам лишения свободы.

Однако должных результатов в борьбе с преступлениями против детей добиться не удалось, считает глава СКР. В 2015 году от рук преступников погибли 2062 ребенка. Особую тревогу, по его словам, вызывает то, что каждый шестой ребенок становится объектом преступного посягательства со стороны близких ему лиц. В 2015 году от насильственных преступлений пострадало почти 12 тысяч детей, 1900 из них стали жертвами семейного круга. «Эти преступления носят латентный характер, - отметил Александр Бастрыкин. - Но их выявление повысилось благодаря общим усилиям правоохранительных органов, которые в прошлом году ввели новый порядок обмена информацией и активно взаимодействуют».

По мнению председателя СКР, зачастую совершению преступления в отношении ребенка способствуют упущения в работе органов и учреждений системы профилактики и пассивная позиция должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ.

(Симонов А. Страшная статистика / Александр Симонов // Учительская газета. – 2016. – 8 марта).

В НАО летом откроют кочевой детсад

В Ненецком округе решили внедрить практику кочевых детских садов для детей оленеводов. Планируется, что пилотный проект будет запущен в регионе летом 2016 года. На протяжении всех летних месяцев такой детсад будет готовить к поступлению в первый класс 11 дошкольников шестой и седьмой бригад Ненецкой общины Канин.

Создание детских садов в тундре направлено на сохранение родного языка коренного населения, обеспечение преемственности образования и воспитания, а также на включение кочующих детей в образовательный процесс без отрыва от семьи.

В сельскохозяйственном производственном кооперативе "Ненецкая община "Канин". вместе с родителями сейчас проживает 38 детей дошкольного возраста. В прошлом году на базе СПК "Канин" заработала кочующая школа.

По подсчетам специалистов, организация таких кочевых учебных заведений более экономична в сравнении с бюджетными расходами, связанными с вывозом и содержанием детей в школах-интернатах.

Подобный опыт организации учебного процесса детей кочевников уже существует на Ямале и в Якутии.

(Чистякова А. В НАО летом откроют кочевой детсад / Анна Чистякова (Ненецкий АО) // Российская газета. – 2016. – 24 марта).

Регионам запретили сокращать расходы на образование

Министерство образования и науки РФ запрещает регионам сокращать расходы бюджета на образование. Об этом в ходе Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов.

- В условиях подушевого финансирования и роста числа детей сокращение бюджетов на образование недопустимо, - подчеркнул он.

По словам министра, такие случаи уже зафиксированы, хотя в целом по стране их немного. Однако подобное секвестирование необходимо расценивать как чрезвычайную ситуацию, поскольку в ситуации, когда заработная плата педагогов сокращаться не может, экономить придется за счет расходов на инфраструктуру и учебные материалы, то есть в конечном итоге за счет качества образования. Каждый такой случай он лично будет разбирать и корректировать на уровне глав региона, подчеркнул Дмитрий Ливанов.

Он также напомнил, что в настоящее время в России начала действовать масштабная программа по увеличению количества мест в школах, согласно которой до 2021 года предполагается перевести на обучение в одну смену всех школьников начальных и старших классов, а до 2025 - учащихся основной школы. Кроме того, будут выведены из процесса образования здания с износом более 50 процентов.

- К 2025 году число школьников должно увеличиться на 3,5 миллиона человек, а с учетом отказа от второй смены и выбытия зданий нам необходимо свыше шести миллионов мест, - отметил Дмитрий Ливанов. - Причем речь идет не только о новых местах, но и о новой образовательной среде.

Федеральный бюджет готов помогать регионам в строительстве новых школ: в настоящее время ведется прием заявок на получение соответствующей субсидии. Однако компенсации возможны только за уже построенные или выкупленные и полностью оборудованные здания. "Чтобы избежать долгостроев и злоупотреблений", - добавил Ливанов.

(Голубкова М. Регионам запретили сокращать расходы на образование / Мария Голубкова // Российская газета. – 2016. – 25 марта).

Юрист из 5 "Б"

В стране запущен необычный проект "Учитель - для России", который нацелен на то, чтобы привлечь творческую молодежь разных специальностей в школу. В проекте участвуют в основном выпускники непедагогических вузов - МГУ, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ и других. Требований немного: надо быть бакалавром, специалистом или магистром со средним баллом в дипломе не ниже "4" и владеть хотя бы одним иностранным языком.

Это формальные критерии. Еще нужны высокая мотивация работать с детьми, глубокое знание своего предмета, способность им заинтересовать детей, стрессоустойчивость. Отбор идет в четыре этапа, затем летом на пять недель будущие учителя выезжают на педагогическую практику в лагерь. Там им читают лекции известные педагоги, директора топовых школ, вузовские преподаватели.

Тот, кто успешно прошел практику, получает место в школе и стипендию от партнеров проекта. Сейчас в проекте участвуют школы Москвы, Подмосковья, Воронежа и Воронежской области. В течение двух лет молодых педагогов доучивают по особым методикам, которые разработаны в партнерстве с Институтом развития образования ВШЭ. Рабочее расписание составляется так, чтобы у них всегда был свободный день для занятий или обмена опытом. В этом году в проекте участвуют 40 человек.

Проект рассчитан на два года. Именно столько молодого учителя опекают, поддерживают и обучают. Затем каждый принимает решение: остаться в школе или уйти. В школах может быть до 10% молодых учителей без базового педобразования. Но к таким экспериментам сегодня готово далеко не каждое учебное заведение. В России есть опыт привлечения в школы учителей без педобразования. Но чаще всего это касается специализированных школ и центров при вузах, где преподают ученые - физики, химики, биологи, математики. Таких учебных заведений - единицы.

(Ивойлова И. Юрист из 5 «Б» / Ирина Ивойлова // Российская газета – Неделя. – 2016. – 23 марта № 6930).

Я другой такой страны не знаю

Каждый второй участник Всероссийского географического диктанта провалил задание, написав его на «двойку». Об этом сообщил вчера председатель медиа-совета Русского географического общества (РГО), пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Всего диктант написали 70 тыс. человек. Из них отличниками, набравшими 100 баллов, стал лишь 191 человек. Большинство стобалльников живут в Москве, второе и третье места приходится на Якутию и Тюменскую область.

К слову, сам Дмитрий Песков не справился с заданиями диктанта: «Мои знания географии тоже несовершенны, и мне есть над чем работать». «Средненько», по словам самого пресс-секретаря, написал диктант и его сын.

Интересно, что провалили диктант чуть менее половины участников. Среднее число набранных участниками баллов – 53,8 из 100 возможных. Самые высокие значения средних баллов – у жителей Уральского и Северо-Западного федеральных округов, а самые низкие средние показатели продемонстрировали в Дальневосточном и Крымском округах – 47,9 и 48,9 соответственно.

Первый географический диктант состоялся 1 ноября 2015 года и проходил на 210 площадках по всей стране. По замыслу РГО, диктант был призван помочь людям обратить внимание на пробелы в знании отечественной географии. Стать участником диктанта может любой желающий независимо от возраста, образования и сферы деятельности. Как сообщил г-н Песков, теперь такой географический диктант станет ежегодным. Следующий планируется провести осенью, в период школьных каникул.

(Ромашова Е. Я другой такой страны не знаю / Елена Ромашова // Новые известия. – 2016. – 11 марта).

Регионы получат субсидии на модернизацию образования

Правительство приняло постановление, в соответствии с которым 24 субъекта страны получат субсидии в общем объеме 247,104 миллиона рублей из федерального бюджета. Эти средства будут направлены на содержание обучения в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.

В частности, субсидии пойдут на пополнение фондов школьных библиотек, создание школьных современных информационно-библиотечных центров, финансирование деятельности стажировочных площадок, проведение курсов повышения квалификации с учетом предметной области, создание сетевых сообществ по учебным или предметным областям.

Часть федеральных средств также будет направлена на создание современных материально-технических условий в образовательных организациях. Перечень субъектов федерации определен на основе конкурсного отбора.

В правительстве уверены, что принятое решение будет способствовать модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(Воронина Ю. Регионы получат субсидии на модернизацию образования / Юлия Воронина // Российская газета – 2016. – 29 марта).

Общество знаний

Начался заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, в которой участвуют около 6 млн. учеников. Состязание продлится до 29 апреля и проводится по 24 предметам.

Учитель года-2015, преподаватель истории и обществознания Сергей Кочережко из Самары рассказал, что школьники сейчас очень интересуются историей и обществознанием.

- Обществознание - самый массовый предмет. К сожалению, у выпускников сложилось неправильное представление о нем как о легком предмете. Но это не так. Там есть и право, и экономика, и политология. И если у тебя нет знаний по этим дисциплинам, сдать ЕГЭ по обществознанию трудно, - говорит Сергей Кочережко.

Для того чтобы попасть на заключительный этап, участники должны были набрать на региональных этапах определенное количество баллов за свои работы. Например, одиннадцатиклассникам по математике нужно было получить в регионе 42 балла, по обществознанию - 116, по химии - 88. Для учеников 10-х и 9-х классов планка чуть ниже.

В этом году среди предметов олимпиады есть итальянский и китайский языки. Победители и призеры олимпиады по китайскому языку приедут на финал в Волгоград из Забайкальского края, Амурской, Иркутской, Липецкой, Новосибирской, Челябинской областей, Москвы. Итальянский язык пока не самый популярный у школьников. Поэтому на заключительный этап смогли отправить своих победителей и призеров только четыре региона.

Для участников заключительного этапа открыт специальный портал, который ежедневно пополняется новой информацией: здесь списки всех участников олимпиады, результаты, расписание. Самые массовые предметы, где в этом году больше всего призеров и победителей на региональном этапе: литература, русский язык, история, экономика, математика, обществознание.

Где пройдут финалы всероссийской олимпиалы?

История, обществознание, английский язык – Смоленск

Астрономия - Саранск

Французский, немецкий языки - Великий Новгород

Биология, физкультура - Ульяновск

География - Тверь

Информатика, ОБЖ - Казань

Искусство, математика, технология - Санкт-Петербург

Испанский, итальянский, китайский языки - Волгоград

Литература, русский язык - Курск

Право - Нижний Новгород

Физика - Сочи

Химия - Белгород

Экология - Екатеринбург

Экономика – Москва

(Борисова И. Общество знаний / Ирина Борисова // Российская газета. – 2016. – 29 марта).

Зачем обижаете учителя?

Автору неоднократно приходилось читать в центральной прессе реляции о том, каких прекрасных результатов добиваются столичные учителя, применяющие самые передовые информационные технологии и получающие среднюю зарплату около 75 тысяч рублей. Конечно, автор искренне рад за своих московских коллег, однако одна мысль не даёт покоя: неужели они работают эффективнее провинциалов в 4–5 раз? Уровень оснащённости нынешних школ по всей стране довольно высок: даже в деревенских учебных заведениях имеются и компьютеры, и множительная техника, и интерактивные доски. Есть, конечно, исключения, однако они общей картины не портят: за «сытые» нулевые годы материальная база школ существенно улучшилась.

Другое дело, что всё это техническое изобилие применяется не столько в учебных целях, сколько для производства массы нужных, не совсем нужных и совсем ненужных документов. Сама работа учителя оценивается прежде всего в соответствии с подготовленными им отчётами, а также по результатам ГИА, ЕГЭ и олимпиад различного уровня, хотя до сих пор ведутся споры о целесообразности введения «аббревиатурных экзаменов», да и с олимпиадами, увы, не всё прозрачно и чисто. Получается, что лучший учитель – это не подвижник, видящий своё предназначение в непосредственной работе с детьми, а документопроизводитель, заточенный на личный успех и в совершенстве освоивший методы его достижения.

Даже система начисления учительской зарплаты, кстати, чрезвычайно запутанная, требующая кропотливого труда целого легиона бухгалтеров, учитывает в основном, так сказать, внешние показатели работы педагога, выражающиеся в процентах и баллах. Таким образом, получается, что главная цель учителя – вовсе не формирование творческой личности, обладающей высокими нравственными качествами и подготовленной к современной жизни, а самое тривиальное зарабатывание денег. Для этого, между прочим, и придумана весьма изысканная система так называемых платных услуг. Сторонники либеральной системы среднего образования могут торжествовать: они окончательно добили советскую школу, которая была построена на принципе полного государственного обеспечения.

Автор это констатирует как уже свершившийся факт и отчасти объективный процесс, поскольку старая учительская гвардия уходит, а ей на смену приходят люди совершено иной социально-психологической ориентированности. Поражает одно: при хорошем владении информационными технологиями и умении подготовить, например, классную презентацию многие молодые коллеги порой демонстрируют невежество в вопросах общей культуры, зато готовы с предельным ожесточением биться за место под солнцем. Солнцем в данном случае является непосредственное начальство.

«В завершение вернусь к тому, с чего начинал, то есть к зарплате. В школе я работаю более 30 лет и нахожусь в предпенсионном возрасте. Самую высокую зарплату я получал при Черненко, будучи совсем ещё молодым специалистом. В 90-е годы приходилось элементарно выживать, едва сводя концы с концами. Финансовое положение существенно улучшилось в нулевые годы, сейчас же оно стремительно катится под гору, поскольку я принципиальный противник платных услуг и не занимаюсь никакими «педагогическими приработками».

Впору вспомнить Акакия Акакиевича Башмачкина, который всё-таки справил себе шинель. Мне, увы, так и не удалось купить новую квартиру (это абсолютно несбыточная мечта!), и даже приобретение костюма всегда находилось за рамками финансовых возможностей. Моя жена тоже учитель. Так вот, за 70 лет совместной работы в школе (по 35 лет каждый) мы едва смогли осилить ремонт квартиры, которая досталась мне от отца. Правда, ремонтировали мы её больше времени, чем ахейцы осаждали Трою.

Поэтому, как незабвенный Башмачкин, я тоже могу задать вопрос, адресованный в данном случае к властям предержащим: «Зачем вы меня обижаете?» Обижать учителя – нехорошо. Впрочем, вполне может быть, что финансового благополучия я не достиг только потому, что всегда считал обязательным не менее четверти своей зарплаты расходовать на благотворительные цели. Более 20 лет я веду городской семинар «Юная литература Новороссийска», являясь его организатором и спонсором. Поэтому вместо новой шинели, то бишь костюма, есть у меня куда более приятное нравственное утешение – целая библиотека книг питомцев этого семинара.

Услужливое образование

Задумывалась новая система оплаты труда с благими намерениями. Чем лучше школа, чем больше родителей стремятся отправить туда своих детей, тем больше получает учитель. То есть деньги следуют за учеником. Но благие намерения в рай, как и следовало ожидать, не привели. Одни школы стали огромными плохо управляемыми монстрами, другие окончательно впали в депрессию. А великолепный учитель, живущий в деревне, пусть он и самых бездарных учеников выводит в хорошисты, всё равно будет получать копейки.

Да и в Москве, на которую обижена провинция, не всё благополучно. И здесь зарплата зависит не только от наполнения классов, таланта педагога и результатов ЕГЭ, но и от массы других составляющих. И в столице учителя не понимают, почему вознаграждение за труд в соседних учебных заведениях различается порой в разы. В общеобразовательной школе № 1400, например, в прошлом году к зарплате в 73 тысячи рублей нескольким сотрудникам добавили премии на сумму в 960, 940 и 315 тысяч рублей. Правда, среди высокооплачиваемых только двое учителей, остальные трудятся в бухгалтерии и отделе кадров.

Может быть, бухгалтеры и кадровики в свободное от основной работы время зубрят правила с безнадёжными двоечниками? Нет, как объяснила директор школы Светлана Бабашина, в этом учебном заведении «проводятся мероприятия межрайонного совета директоров школ, и часть оставшихся средств каждый квартал распределяется между теми, кто помогает организовывать совет».

Что ж, образование у нас теперь оказывает услуги, и ничего противозаконного (а действиями руководства школы после жалобы учителей занялись правоохранительные органы) здесь нет. Услуги по сдаче своих актовых залов в аренду для проведения всяческих мероприятий оказывают многие. И нечего учителям-нищебродам завидовать – ёрничают в социальных сетях, срочно увольняйтесь и устраивайтесь в школу № 1400. Там ещё, рассказала директор, и ежеквартальные премии по 150 тысяч есть. Не можете бросить своих учеников? Что ж, это ваш выбор.

Выбор, конечно, есть всегда. Есть он и у государства. Можно оставить всё как есть, а можно создать такую систему, при которой зарплата будет зависеть не столько от расторопности директоров, сколько от результатов учеников. И ещё. У нас огромная страна. Зачем же создавать такие условия, при которых все будут стремиться покинуть свои городки и посёлки и перебраться в мегаполисы?

(Пахомов В. Зачем обижаете учителя? / Виктор Пахомов // Литературная газета. – 2016. – 24 марта)


Управление образованием


«За такие вещи надо по рукам бить»

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов дал поручение проверить сообщения о том, что в ряде школ дети из бедных и многодетных семей, имеющие право на бесплатное питание, получают худшую еду, чем те, за кого платят родители, а где-то и вовсе питаются отдельно.

— Никакой дискриминации быть не должно! За такие вещи надо по рукам очень серьезно бить, если такое вдруг где-то происходит, — заявил Астахов.

Прокуратура Еврейской автономной области заявила, что проверит информацию местных СМИ о том, что в некоторых школах детей, за которых родители не платят, не только кормят хуже, но еще и отсаживают во время обеда за отдельный стол.

Аналогичную ситуацию фиксируют и в Свердловской области, и в Пермском крае. По словам пермского детского омбудсмена Павла Микова, во всех школах, где он побывал, он обратил внимание на разное меню. Где-то учеников водят обедать в разное время, где-то отсаживают за отдельные столы, ну а кому-то приходится объяснять детям, какие тарелки можно брать, а какие нельзя.

— Детям из малоимущих и многодетных семей, оплату питания которых компенсирует государство, если они приходят в столовую централизованно, то есть всем классом, учитель разъясняет буквально так: «Если порции с помидоркой, то это для тех, кому родители оплатили обед, если нет...» — сказал Миков.

— Это полная глупость, — возмущается Астахов. — Мы с каждым таким случаем разбираемся, и, безусловно, этого быть ни в коем случае не должно. Не должно быть никакого различия в питании, — продолжил он. — Если это допускается, то директор должен лично за это отвечать. Мне хочется посмотреть в глаза такому человеку, чтобы он объяснил, как он разделяет и почему он отсаживает детей, которым дают бесплатные обеды, за отдельный стол. Какая разница? Они все получают еду в одном месте. У одного талон, у другого деньги.

По словам детского омбудсмена, такое разделение противоречит здравому смыслу и Конституции; ребенок не должен испытывать на себе какую-то дискриминацию и ущемление.

«Известия» сообщали в феврале, что, согласно проведенным недавно исследованиям, дети из бедных и многодетных семей, чьи завтраки оплачиваются из местных бюджетов, недоедают: в бесплатных завтраках не хватает калорий, витамина С и кальция, а количество овощей и фруктов крайне незначительно.

Директор ижевской школы № 97 Ахтам Чугалаев, признанный в 2010 году лучшим директором школы в стране, сказал «Известиям», что ситуация со школьным питанием сложилась очень непростая: и многие школы идут на разделение детей не от хорошей жизни. К примеру, в Удмуртии на один обед выделяется 40,65 рубля. Цены на продукты в последние два года растут очень быстро, и накормить детей на эту сумму становится всё сложнее.

— Бесплатного питания не бывает — за это питание платит муниципалитет или государство. И там фиксированная сумма. Только этим можно объяснить, почему идет разное меню. Все организаторы детского питания вынуждены вписаться в эту сумму, и в итоге рацион питания ребенка прямо усыхает на глазах. С точки зрения обывателя, это смотрится не очень хорошо: один пришел — ему полная тарелка, другой пришел — две горошины на тарелке катаются в разные стороны, — рассказал Чугалаев.

— У нас питаются одинаково, но могу предположить, почему они садятся за разные столы и в некоторых школах даже питаются в разное время: чтобы они друг друга не видели. Дети же разные, не исключаю и того, что есть дети, которые показывают пальцем на тех, кто питается хуже, — добавил он.

В школе № 97 стараются не допускать различий хотя бы визуально. Укладываются в выделяемые из бюджета средства за счет того, что порции, к примеру, гарнира для питающихся бесплатно чуть меньше и на глаз этого не видно. Однако, признался директор, возможности заведения уже исчерпаны, и если в ближайшее время на питание школьников не выделят больше денег, трудно представить, как их будут кормить.

Исправить ситуацию, по его мнению, могло бы изменение системы финансирования: школам нужно не пытаться уложиться в фиксированную сумму, а кормить детей так, как надо, а затем выставлять счет властям. Однако при такой схеме возникнут трудности с планированием бюджета.

В московских школах стоимость завтрака для детей из малообеспеченных семей составляет 50–65 рублей, обеда — 75–85 рублей.

Как рассказал «Известиям», директор столичного центра образования № 548 «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский, его школа получает из городского бюджета около 139 рублей в день на питание одного ребенка. По его словам, в известных ему школах Москвы никаких различий не допускают.

— Единой системы по всей Российской Федерации не существует. Ответственность за это несет учредитель, то есть муниципалитет, а кое-где и региональная власть. Конечно, это не умный шаг, чтобы тем, кто ест за счет муниципалитета, давали картошку без котлеты, — это же дети, они не понимают разницы между муниципальным бюджетом и семейным.

В Москве примерно 1,3 млн школьников, и в системе московского питания большую роль играют управляющие советы, куда входит школьная общественность, — они следят за качеством продукции.

— Поставщики находятся в конкурентной ситуации и не хотят попасть в число недобросовестных. А в договоре написано, что за низкое качество продукции к ним можно применять штрафные санкции. И я знаю, что десять московских школ «нагрели» недобросовестных поставщиков на миллион рублей, на полтора миллиона рублей.

В настоящее время в некоторых регионах России сложилась ситуация, когда решения по питанию принимает муниципалитет, а ответственность несет школа. Рачевский предлагает дать школам возможность самостоятельно распоряжаться, как и сделано в Москве.

(Крецуп Р.«За такие вещи надо по рукам бить» / Роман Крецуп // Известия. – 2016. – 21 марта).

Недобрый человек не встанет у плиты

Для тех, кто работает в школе, проводится много конкурсов - ярких и запоминающихся, мелких и скучных. В общем, разных. Но такого, чтобы в профмастерстве состязались школьные повара, в Мордовии еще не было. Выступить первыми на конкурсе «Мастер своего дела», который прошел в Саранске, отважились 9 работников городских школ. «Недобрый человек не встанет у плиты», - не раз цитировали на конкурсе стихотворение о поварах.

(Никитина Т. Секрет фаршированного поросенка / Татьяна Никитина // Учительская газета. - № 12 от 22 марта 2016 года)


Научные сообщения

Качество знаний

В апреле Рособрнадзор проведет национальное исследование качества образования (НИКО) по истории и обществознанию. НИКО пройдет в 51 регионе, включая Москву и Санкт-Петербург, а его участниками станут ученики 6-х и 8-х классов. Исследование проводится в форме диагностических работ и анкетирования. Школьники (все обучающиеся параллели) должны будут выполнить работу за 60 минут: 12 апреля - шестые классы, 14 апреля - восьмые. Согласно инструкции Рособрнадзора в каждой аудитории одновременно может находиться не более 15 участников. Обязательно присутствие организатора и независимого наблюдателя. Кроме того, ведомство рекомендует задействовать видеонаблюдение.

Результаты исследования могут быть использованы для анализа ситуации в системе образования, формирования программ ее развития. Не предусмотрено их использование для оценки работы учителей и школ.

(Павел Рожков П. НИКО по истории и обществознанию пройдет в апреле / Павел Рожков //Учительская газета. – 2016. – 8 марта).

FAQ от психолога: шесть проблемных ситуаций для ребенка

Среди вопросов, которые задают психологу обеспокоенные проблемами своего ребенка родители, есть несколько наиболее важных. Во-первых, они возникают у многих семей, и зачастую решить их без специалиста не получается. И, во-вторых, для поиска выхода из ситуации применяются универсальные средства, способные помочь и в других случаях. О шести подобных примерах рассказал клинический психолог, кандидат психологических наук директор детского оздоровительного реабилитационного центра "Шередарь" Владислав Сотников.

Как подготовить трехлетнего ребенка к посещению детского сада?

Детский садик - совершенно новый опыт для ребенка, который может как помочь его дальнейшему развитию, так и послужить серьезным препятствием. В то же время, несмотря на разницу в последствиях, необходимо иметь в виду, что начало посещения садика - большой стресс для всей семьи, степень которого зависит от множества факторов - личностные особенности ребенка, тип контакта с матерью и отцом, семейная история, первое впечатление и многие другие. В связи с этим очень важно быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка и держать активную связь с воспитателями. Первое время не стоит отдавать ребенка в садик на целый день, а дать возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке и коллективу. Быть пунктуальными и всегда забирать ребенка в назначенное время, интересоваться происходящим в группе и оказывать ему поддержку, казалось бы, даже в мелочах - разрешать брать любимую игрушку с собой из дома, радоваться принесенным из садика поделкам, участвовать в жизни садика (например, приходить на утренники для родителей). И главное, помнить: дети мало обращают внимание на слова, а моментально реагируют на те эмоции, которые за словами скрываются. Поэтому прежде всего надо поработать со своим состоянием и быть абсолютно уверенным в том, что вашему ребенку садик пойдет на пользу.

В пятый класс ребенок пошел в другую школу, новый коллектив его не принял, началась травля. Учителя ничего сделать не могут. Как родителю вести себя в такой ситуации? Может, срочно забрать его из этой школы?

Ситуация конфликта с новыми одноклассниками встречается довольно часто. Для ребенка, особенно, когда он стоит на пороге подросткового возраста, столь резкие изменения привычного жизненного уклада воспринимаются очень болезненно. Первое, на чем должны сконцентрироваться родители в случае возникновения конфликтов, - физическая безопасность ребенка. Если его жизни и здоровью ничто не угрожает, то во главу угла становится безопасность психологическая. Ребенок должен чувствовать активное участие родителей в решении его проблемы, даже если внешне он этому сопротивляется и говорит, что справится сам. При этом родители не должны идти и решать все за ребенка, а, наоборот, своим спокойствием и поддержкой показать ему, что вы вместе с ним найдете выход из сложившегося положения. Вместе вы должны искать новые варианты решения проблемы. В этом случае, даже если вы почувствуете, что ничего, кроме смены школы, уже не поможет, то ребенком это будет восприниматься не как его трусость и побег, а ваше совместное и единственно правильное решение.

В средних классах школы хороший ученик забросил занятия после единственной двойки, полученной за задание, к которому долго готовился. Почему так происходит и как помочь?

Подростки в силу переходного возраста живут в мире полярностей, где нет полутонов, а есть только добро или зло, победа или поражение, черное или белое. Конечно, когда ты выкладываешься и получаешь обратный результат, вместо заслуженной "пятерки" и похвалы, это воспринимается как тотальный провал. В этом случае важно вывести подростка из ассоциации с ролью неудачника, в которой он прочно себя уже поселил, дать ему возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны и создать картинку будущего. Как будто это кто-то другой из класса столкнулся с такой же ситуацией. Что сказать коллеге по несчастью в такой ситуации? Какие уроки можно вынести из этой передряги? Ведь так или иначе перед учеником стоит выбор - либо бросить все и опустить руки, не добившись в этой жизни ничего, либо стать сильнее и показать окружающим свои истинные возможности. Ответ на этот вопрос есть у каждого подростка внутри, только дать ему выход может человек, обладающий у него высоким уровнем доверия. Не всегда этим человеком может быть родитель, поэтому важно либо быть таким человеком, либо найти его в окружении. Тогда все получится.

Старшеклассник выкрасил волосы в ярко синий цвет (или еще как-то радикально поменял внешность). Как на это реагировать родителям?

Тут на самом деле два вопроса: как реагировать родителям и какой реакции от них ждет подросток. Важно понимать, что в этом возрасте подросток мечется между двумя дилеммами - принадлежности и уникальности. С одной стороны - хочется быть частью какой-то группы (отсюда любовь подростков к субкультурам), с другой - "неужели я буду таким же, как и все"? Родителям важно помнить об этом психологическом конфликте в голове бунтующего подростка и очень прочно стоять на максиме безусловной любви - даже если мне что-то не нравится в твоем поведении (внешнем виде), я все равно люблю и ценю тебя как уникальную личность. Если подросток будет видеть, что вы не испугались его, вы принимаете его со всеми его временными странностями, то сможете сохранить самое главное - доверие между вами. Оно не меняет свой цвет и останется с вами на долгие годы, став прочным фундаментов ваших отношений и после истечения подросткового возраста.

Ребенок требует завести собаку. Но родители не готовы: им некогда заниматься с псом, а на отпрыска надежда невелика. Как быть?

Тяга ребенка к животным - это всегда больше, чем просто праздный интерес, желание порадоваться и развлечься. Зачастую за этим стоит какая-то неудовлетворенная потребность, которую ребенок хочет компенсировать именно таким образом. Это может, к примеру, быть потребность в любви и внимании. Не обращаете ли вы в последнее время внимание на то, что стали меньше общаться с ребенком, не хватает времени на какие-то семейные прогулки и праздники или вы проводите меньше времени дома в целом из-за объективной загруженности на работе? Дети всегда очень чутко реагируют на такие вещи и ищут способы компенсации своих дефицитов. В то же время не исключено, что ребенок действительно просто хочет иметь животное дома. Попробуйте найти с ним какие-то альтернативы, вместо собаки возьмите какое-то животное, которое требует меньше внимания и обязанностей, чтобы дать возможность привыкнуть к необходимости ухаживать за кем-то, вполне возможно, что, ощутив на себе все "прелести" ухода, ребенку больше никого и не захочется, а вам будет проще на примере показать обоснованность своих опасений. Психологи давно доказали, что развитие ребенка, который имеет домашних животных, идет более интенсивно, чем у тех, кто не имеет такой возможности, поэтому лишать ребенка такой возможности вообще не стоит.

Подросток начал тайно курить. Не признается, но от него постоянно пахнет табаком. Почему он закурил? И как заставить его бросить?

Одной из ведущих психологических тем подросткового возраста является тема границ с родителями и противопоставления себя тем устоям, которые прочно заложились в семейном укладе. Именно поэтому в некурящих семьях подростки часто начинают пробовать курить, в непьющих - пить, в пуританских - искать приключения сексуального характера и далее по списку. Первое и главное, что важно помнить родителям: это совершенно нормальный процесс и беспокоиться стоит, скорее, тогда, когда подростковый возраст идет, а вы не замечаете попыток ребенка "раскачать" эти привычные границы. За счет такой конфронтации подросток лучше узнает себя и окружающих, определяет свои границы и получает энергию для дальнейшего роста и выхода в самостоятельную жизнь. Конечно, это не предполагает, что родители должны смириться с бунтом подростка и ждать, сложив руки, окончания пубертата. Наоборот, родители должны деятельно демонстрировать свое отношение к поведению подростка и обозначать собственную позицию к происходящему, с различной степенью интенсивности, в зависимости от степени его пагубности. Именно этого и добивается зачастую подросток - увидеть живую, эмоциональную позицию родителей. Ключевое в этом - родители психологически должны демонстрировать собой баланс - между непринятием деструктивного поведения и любовью и уважением к подростку как к новой, формирующейся личности. В этом случае подросток быстро получит то, что ищет, и его интерес к пагубной привычке пройдет. Однако стоит обратить внимание еще на один момент: курение является формой саморазрушающего поведения, хоть и типичного для подросткового возраста, но, тем не менее, может быть маркером более глубоких психологических противоречий. В этом случае лучше обратиться для очной консультации.

(Дуэль А. FAQ от психолога: шесть проблемных ситуаций для ребенка / Дуэль Алексей // Российская газета. – 2016. – 11 марта)


Высшая школа

Ветераны боевых действий смогут поступать в вузы на особых правах

Ветеранам боевых действий предоставят льготы при поступлении в вуз. Соответствующий закон 2 марта подписал Президент России Владимир Путин. Как пояснил один из авторов инициативы, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, со вступлением изменений в силу ветераны боевых действий получат право приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний. По мнению сенатора, ни у кого не может быть сомнений в справедливости этого закона: «Люди, рискующие жизнью по приказу Родины, должны иметь определенные преференции. Они помогут ветеранам боевых действий легче вписаться в мирную жизнь».

Пока срок действия новой нормы ограничен 2016 годом. «За это время будет проведен анализ правоприменительной практики, то есть определена примерная численность ветеранов боевых действий, планирующих воспользоваться предоставленным им правом. При необходимости срок действия закона будет продлен», - отметил парламентарий. (Ветров И. Ветераны боевых действий смогут поступать в вузы на особых правах // Игорь Ветров // Учительская газета. – 2016. – 8 марта).

Вузовское телевидение

На заседании экспертного совета Комитета Государственной думы по образованию объяснили, зачем нужно создание вузовского телевидения. Первым шагом на пути к нему стало создание Международной ассоциации студенческого телевидения.

Свои медиацентры есть сегодня во многих вузах, говорилось на заседании, и речь идет о том, чтобы свести их воедино, в единое вузовское телевидение. Как объяснил цель этого мероприятия депутат Госдумы РФ Олег Смолин, все делается для того, чтобы студенты сами создавали программы, а жители страны смогли бы получить информацию о жизни молодежи, что называется, из первых уст. В будущем планируется, сообщили на собрании, создать на одном из федеральных каналов программу «Студенческий час» – по аналогии с «Парламентским часом».

Учредителями уже созданной Международной ассоциации студенческого телевидения стали Совет ректоров Москвы и Московской области, Российская академия образования (РАО) и телеканал «Просвещение». Согласно принятому на заседании ассоциации решению, базироваться основная студия, коммутационный центр и дата-центр будут в МГУ имени М.В. Ломоносова и в Высшей школе экономики (НИУ). Данное объединение призвано помочь делу создания своего ТВ чисто методологически.

Зачем нужно создание общего вузовского телевидения? Судя по выступлениям на заседании, собравшихся не устраивает, что в основном наше телевидение служит делу развлечения, а не просвещения. Из представленных на заседании докладов стало ясно, что собравшиеся не ждут от имеющегося у нас сегодня телевидения каких-либо сдвигов в этом направлении, потому что «на телеканалах правит рейтинг».

«Любой студент знает, что телевидение должно выполнять ряд функций: образовательную, воспитательную, просветительскую. Но сегодня управление развлечениями заполонило все наши ТВ-каналы», – отметила профессор из РГГУ. При этом непонятно, кто измеряет рейтинг? Что формируют телепередачи и какие ценности они закладывают? В качестве примера профессор привела передачи, которые демонстрируют в основном все виды девиации, социальные отклонения и т.д. «Иностранные студенты, посмотрев все это, боятся к нам ехать, потому что считают нашу страну небезопасной для проживания, – заметила Адилова. – Но более важно то, что сегодня нет инструмента, который позволил бы определить степень влияния этого контента на зрителя».

Мария Аникина, доцент кафедры социологии и массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ, напомнила аудитории, что молодежь вообще-то телевизор мало привлекает. В лидерах у нее Интернет – источники и социальные сети. Анализ трех регионов (Москва, Углич и Якутск) показал, что лидирующее телепотребление и телесмотрение у молодежи – это развлекательные каналы. По мнению социолога, даже люди, обучающиеся в магистратуре, почти не усваивают какие-то теоретические высоты, потому что они не читают газет, у них нет телевизора и они не знают истории отечественной журналистики.

Таким образом, на создаваемое международное объединение возлагаются особые задачи. «Оно поможет, – говорилось на совещании, – транслировать определенные ценности в молодежную среду других государств, показывать нашу открытость, показывать, что действительно происходит в нашей стране, рассказывать о нашей культуре, о традициях и о нашей науке. И выход именно на международный уровень даст очень хороший импульс для развития молодежных медиа внутри страны».

(Савицкая Н. Телевидение поборется за студенческую аудиторию / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2016. – 1 марта)

Злые языки

Около 200 студентов Московского государственного лингвистического университета им. Мориса Тореза обратились к властям с просьбой вмешаться в ситуацию с лишением вуза аккредитации. Документы отозваны у вуза по трем специальностям: «Экономика и управление», «Сервис и туризм», «Теология». За два месяца до защиты дипломов студентам сообщили, что они, к сожалению, не смогут получить диплом государственного образца МГЛУ и нужно искать варианты для перевода в другие университеты.

Еще 26 февраля 2016 года Рособрнадзор лишил государственной аккредитации экономический факультет Института права, экономики и управления информацией (ИПЭУ) МГЛУ. Однако руководство вуза только 21 марта решило сообщить студентам, что им пора переводиться в другие университеты.

Студенты и их родители уже отправили обращение в прокуратуру, администрацию президента, Арбитражный суд и в Госдуму. На сайте Change.org они создали петицию с просьбой к Министерству образования и науки дать МГЛУ время исправить выявленные нарушения, чтобы студенты смогли спокойно сдать выпускные экзамены и получить дипломы гособразца именно Московского государственного лингвистического университета, а не другого высшего учебного заведения.

В самом вузе студентам никаких предложений по переводу в другие учебные заведения пока не озвучили. Отметим, что согласно приказу Минобрнауки № 957 2013 года вуз, лишившийся госаккредитации, обязан обеспечить студентам безболезненный переход из одного университета в другой на ту же специальность и за те же деньги.

К слову, филиал МГЛУ в Иркутске – Евразийский лингвистический институт (МГЛУ ЕАЛИ) – тоже не прошел аккредитацию, только уже по 13 специальностям. Руководство филиала 22 марта получило соответствующее уведомление. Но уже через два дня МГЛУ ЕАЛИ удалось договориться с ректорами Байкальского и Иркутского госуниверситетов о переводе студентов. Такая информация размещена на сайте учебного заведения.

В подобной ситуации накануне зимней сессии оказались и студенты Воронежского государственного технического университета. Рособрнадзор лишил вуз аккредитации по нескольким специальностям и направлениям подготовки инженерно-экономического факультета. Тогда руководство университета предложило студентам перевестись на технический факультет. Первокурсникам пришлось во время сессии досдавать экзамен по физике, хотя в течение семестра никто этот предмет у них не вел.

(Иванова А. Злые языки: студенты МГЛУ могут остаться без дипломов из-за внезапного отзыва аккредитации / Анастасия Иванова // Новые известия. – 2016. – 25 марта).

Факультет ненужных профессий

В Уральском федеральном округе, как и в России в целом, в результате последовательного сокращения количества вузов численность студентов уменьшилась за последние пять лет приблизительно на четверть. В начале десятилетия на каждые 10 тысяч россиян приходилось почти 500 студентов (немногим меньше, чем сейчас в США), ныне же планка опустилась ниже 400. В УрФО показатель вот-вот дойдет до 350, и это, судя по всему, не предел.

Инженер на пьедестале

Реформа высшего образования, как говорят ее идеологи, направлена на повышение качества обучения с прицелом на подготовку востребованных инженерно-технических кадров и оптимизацию бюджетных трат. Юристов, экономистов, финансистов, напоминают нам, вузы "напекли" столько, что уже не менее трети выпускников с соответствующими дипломами не могут найти работу, а по специальности устраиваются лишь порядка десяти процентов. В Тюмени по инициативе региональных властей ректоры вузов ранее договорились о резком сокращении приема абитуриентов на модные прежде специальности. Теперь, после слияния двух ведущих технических университетов, в скором будущем ожидается закрытие большинства иногородних филиалов, вывод ряда колледжей из системы многоступенчатого университетского обучения. Вероятен отказ от заочной формы.

Четко границы перемен пока не очерчены. Идут споры о пользе модели разновозрастного комбинационного обучения. Видные эксперты высшей школы, а также крупные компании, выстраивающие планы развития на 10-20 лет вперед, убеждены в бизнес-эффективности ранней профориентации, начиная с детсада, осмысленной подготовки кадров со школьной скамьи.

- Мало сориентировать учащихся в классе. Родители могут настраивать детей на совсем другие профессии, исходя из своих мечтаний, пристрастий, капризов. Убеждаем теперь и родителей, - признается Данил Рассказов, директор по персоналу нефтехимического холдинга, направляющего десятки миллионов рублей на создание профильных аудиторий, лабораторий в вузах и ссузах Западной Сибири, на производственную практику студентов.

В Тюменской области, по словам директора департамента образования Алексея Райдера, заключено свыше 170 трехсторонних соглашений между правительством региона, учебными заведениями и работодателями. Задача - подготовить "обкатанного" на производстве специалиста для конкретного предприятия, который знаком с его спецификой, способен быстро включиться в процесс. Схема получила красивое название "Кадры под ключ". Под масштабные инвестпроекты разрабатываются отдельные программы с корпоративным финансированием. Каждое второе бюджетное место в вузах забронировано под инженеров.

- Менеджеров уже больше, чем тинейджеров. А у нас технологов не хватает - в пищевой, химической, рыбоводческой, легкой промышленности, - свидетельствует директор Инвестиционного агентства Тюменской области Ольга Езикеева.

Получить дипломника с узкой, фокусной специализацией и хорошей практикой - этого сейчас достаточно для высокотехнологичного предприятия? Вот мнение представителя международной нефтесервисной компании, руководителя подразделения по набору персонала и сотрудничеству с университетами Андрея Гердюша:

Учиться с детсада до старости

А объем информации прирастает гигантскими темпами. Первый проректор Тюменского нефтегазового университета доктор технических наук Олег Данилов оперирует следующими цифрами: ежегодно накопленные знания обновляются, корректируются в среднем на 15 процентов, а в сфере IT - на все 30. Человек выучился на магистра, а его "багаж" через несколько лет уже существенно устарел. Следовательно, пополнять его нужно систематически - на семинарах, курсах повышения квалификации, за домашним компьютерным столом. Здесь важно не упустить из виду ключевые, меняющие мир технологические направления.

После продажи сырья и оружия на третьем месте по выручке на планете - реализация софтов. У России по ним пятая позиция и отличный потенциал на перспективу, замечает ученый. Следует, считает он, масштабировать удачный опыт по производству полимеров, стекло- и углепластиков, био- и наноматериалов. Выходить на рынок с программными продуктами по проектированию систем, уже в вузах конструировать так называемые умные вещи, дороги, дома. Началась четвертая индустриальная революция. Не сумеем соответствовать, не успеем вписаться в новую реальность - будем локти кусать, безнадежно отстанем в технологическом развитии, предостерегает Олег Данилов.

(Меньшиков А. Факультет ненужных профессий / Анатолий Меньшиков (Тюменская область) // Российская газета – Экономика УРФО. – 2016. – 23 марта).

Назначен исполняющий обязанности ректора ДВФУ

Министерство образования и науки объявило временно исполняющего обязанности ректора Дальневосточного федерального университета. Им стал проректор по развитию кампуса Владимир Николаев.

- Министерство примет все меры, чтобы происходящие события не повлияли на работу одного из крупнейших российских университетов, - заявила директор департамента информационной политики ведомства Анна Усачева. - Грамотное руководство должно способствовать дальнейшему развитию ДВФУ.

Напомним, в ночь на 20 марта ректор университета Сергей Иванец был задержан правоохранительными органами. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями. Сейчас Сергей Иванец помещен под домашний арест. Кроме того, были помещены под домашний арест два проректора вуза: Алексей Цхе и Виктор Атаманюк.

Из-за коррупционного скандала в ДВФУ глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов поручил своим заместителям проверить госзакупки вузов, которые находятся в ведении министерства. Кроме того, ведомство пообещало, что окажет все возможное содействие следствию, поскольку также заинтересовано в установлении причин случившегося.

(Колесникова К. Назначен исполняющий обязанности ректора ДВФУ / Ксения Колесникова // Российская газета. – 2016. – 24 марта).

Минобрнауки проверит вузы на предмет госзакупок

Министр образования РФ Дмитрий Ливанов поручил своим заместителям проверить госзакупки вузов в связи с коррупционным скандалом в ДВФУ.

- Специально после того случая, который произошел на Дальнем Востоке, дал поручение провести несколько селекторных совещаний с руководством наших подведомственных организаций с тем, чтобы еще раз обратить их внимание на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства, особенно связанного с осуществлением госзакупок: и на этапе проведения торгов, и на этапе заключения контрактов, контроля за исполнением, приемки работ. И в ближайшее время эта работа будет проведена, - рассказал Дмитрий Ливанов.

(Ивойлова И. Минобрнауки проверит вузы на предмет госзакупок / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2016. – 22 марта).

Томскому вузу запретили принимать студентов

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки запретила прием студентов в Томский институт бизнеса.

Запрет связан с тем, что во время проверки Рособрнадзор выявил в институте более трех десятков различных нарушений. Устранить их оперативно руководству учреждения не удалось.

- За неисполнение предписания в установленные сроки Рособрнадзором запрещен прием в НОУ ВО "Томский институт бизнеса", - говорится в сообщении на официальном сайте ведомства.

Запрет на прием обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза. В самом институте обещают устранить нарушения в течение ближайших двух недель.

(Греф Н. Томскому вузу запретили принимать студентов / Наталья Граф (Томск) // Российская газета. – 2016. – 29 марта)

Приходите завтра

Главный редактор портала Работа.ру Андрей Елисеев: Если говорить о специалистах, которые пользуются высоким спросом, то это в первую очередь IT-технологии. В этой сфере зарплата выросла на 10-15 процентов, но это касается людей с опытом. У молодых специалистов зарплата, наоборот, падает, - рассказал Андрей Елисеев.

По его словам, сейчас гораздо меньше востребованы такие направления, как тестирование, администрирование сайтов и даже веб-дизайн. А вот на одну вакансию инженера приходится 12 резюме, юриста - 13, менеджера по туризму - 20. При этом 14 процентов россиян сегодня уверены, что профессии будущего это айтишник и инженер.

Представители компаний - крупных работодателей считают, что наши вузы практически не адаптированы к рынку труда и выпускают специалистов, которые через 10-15 лет станут безработными. При этом сами они не способны сказать, кто именно им будет нужен через 5, а тем более 10 лет.

- В России 99 процентов компаний не способны дать такой прогноз. Компании так и не стали заказчиками кадров. И это большая проблема, - говорит руководитель проекта "Атлас новых профессий" Дмитрий Судаков.

В то же время директор департамента исследований одной из крупных интернет-компаний Дмитрий Волошин считает, что у бизнеса нет ресурсов и возможностей заниматься исследованиями рынка будущих профессий. В условиях, когда работодатели не могут точно сказать, кто им нужен, а вузы не знают, какие профессии точно будут востребованы через 10-20 лет, одно из решений - экспериментальные краткосрочные программы, новые методики обучения.

Топ – 10. Новые профессии, которые появятся после 2020 года:

Архитектор "энергонулевых" домов

Экоаналитик в строительстве

Организатор проектного обучения

Игропедагог

Глазир (специалист по производству стекольных продуктов)

Рециклинг-технолог

Конструктор новых металлов

Эксперт по здоровой одежде

Проектировщик новых тканей

Мультивалютный переводчик

(Из "Атласа новых профессий")

(Ивойлова И. Приходите завтра / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2016. – 29 марта)



 

 Дошкольное образование


Записки Виктора Болотова

Один из крупнейших международных экспертов в области раннего развития детей, доктор психологии Нико ван Оуденховен из Нидерландов, недавно назвал российскую систему дошкольного образования лучшей в мире. Ведь детский сад у нас отделен от школы, а к воспитанникам относятся не как к «обучаемым», но как к детям, которым надо больше играть, чем за партами сидеть.

Конечно, столь высокая оценка необычайно лестна, но действительность, на взгляд автора, гораздо более разнообразна. Смотреть надо не столько на страну, в которой находится детский сад, сколько на программу, по которой он работает. Если говорить про зарубежный опыт, то до сих пор вне конкуренции остаются идеи Марии Монтессори и вальдорфской педагогики, но свои оригинальные разработки есть и в России, например, знаменитая «Радуга». Цель у лучших программ одна: обеспечить ребенку максимальный комфорт.

Многие, наверное, помнят, что, когда детский сад был объявлен самостоятельным уровнем образования, сторонники тотальной стандартизации тут же заявили о необходимости ввести итоговую аттестацию для выпускников-дошколят. К счастью, здравый смысл победил, и ключевую роль здесь сыграл Александр Асмолов, который отметил, что детский возраст самоценен, сад - не место для подготовки к школе, ребенок должен «выиграться». Так что теперь у нас даже в законе записано, что по завершении дошкольного уровня образования никакой итоговой аттестации быть не должно. Поэтому если смотреть с формальной точки зрения, выходит, что «дошкольное» законодательство у нас действительно одно из лучших в мире.

Однако если детский сад - это самостоятельный уровень образования, нам все же придется решить, как оценивать его качество. И тут стоит обратить внимание на международный опыт, где принимается в расчет не уровень самих дошкольников, а среда: содействует она развитию ребенка или мешает? Одну из таких методик оценки среды изучает Московский городской педуниверситет, и на одном из последних вебинаров нашего тренингового центра коллеги подробно рассказали о том, что у них выходит. В частности, они интересовались у воспитателей, предусмотрено ли в детском саду место для уединения ребенка, может ли он отказаться от еды, которая ему не нравится, лечь спать в разгар игры, если вдруг начало клонить в сон, или, напротив, не спать, когда положено. Опрос показал, что пока еще далеко не все воспитатели признают за ребенком право на самостоятельные поступки и решения. Хотя именно это - возможность побыть одному, не есть то, что не нравится, спать и бодрствовать, когда хочется, - и является показателем комфортной среды детского садика.

Очевидно, что и в системе обучения воспитателей надо что-то менять. Не трогая блестящую прикладную подготовку (Нико ван Оуденховена, например, восхищает то, как наши воспитатели замечательно рисуют, лепят, какие чудесные поделки готовят вместе с детьми), добавить больше возрастной психологии и педагогики. Только комплексная работа с теорией, практикой и исследованиями и может сформировать педагога нового типа. И тогда наше лучшее в мире дошкольное образование, возможно, станет самым лучшим.

(Болотов В. «Не хочу» - это надо уважать: Записки Виктора Болотова / Виктор Александрович Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО // Учительская газета. – 2016. - 22 марта).

Детские сады: кто в лидерах?

«Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», Федеральный институт развития образования и Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО подготовили Рейтинг муниципальных детских садов России-2015. В исследовании приняли участие более семи тысяч учреждений из 24 регионов страны. Детские сады оценивались по условиям, созданным для ребенка, педагогическому составу и дополнительным услугам. Регионами - лидерами по качеству вошедших в рейтинг дошкольных учреждений стали Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский край и Волгоградская область.

Первые строчки рейтинга заняли детсад №3 Зеленогорска (Красноярский край), сад №21 поселка Октябрьский Краснодарского края и детский сад №16 «Золотой ключик» в городе Урай Ханты-Мансийского автономного округа.

Рейтинг сформирован на основе методики, разработанной Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО. По словам руководителя проекта «Социальный навигатор» Натальи Тюриной, исследование этого года актуально по нескольким причинам: число участников по сравнению с предыдущим рейтингом значительно увеличилось, а получаемые оценки позволяют видеть реальное состояние дошкольного образования в разных уголках страны.

Две трети детских садов России, по мнению экспертов, показали удовлетворительные результаты работы. Оценку «хорошо» получили единицы. В отличники ни один детский сад не попал.

Помимо прочего исследователи отметили проблему старения педагогических кадров в сфере дошкольного образования: две трети воспитателей сегодня - женщины старше 50 лет. «Если меры не будут приняты своевременно, наступит момент, когда в течение года или двух две трети педагогов дошкольного образования выйдут на пенсию, и их некем будет заменить», - считает Наталья Тюрина.

(Донатович С. Детские сады: кто в лидерах? / Сергей Донатович // Учительская газета. - 2016. - 22 марта)

Малыш и Гаджет

Психологи бьют тревогу: дети осваивают гаджеты раньше, чем начинают разговаривать. Компьютерный мир захватил и школьников, и дошкольников. Стоит ли говорить ему безоговорочное "нет"? Как отличить вредную программу от образовательного приложения? Можно ли с пользой сыграть на интересе малышей к новым технологиям?

IT и беби

У сегодняшних детей даже бабушки и дедушки разбираются в компьютере. А молодые родители и сами выросли параллельно с IT-бумом: у всех есть аккаунты в соцсетях, парочка мессенджеров, несколько электронных ящиков, а место под их ЖК-телевизором занимают не DVD-плееры, а продвинутые игровые приставки.

Но и самые опытные "юзеры" могут растеряться, если на "ящик" упадет очередная реклама образовательной игрушки для 3-5-летнего малыша. На картинке - счастливый парнишка, а рядом разработчики уверенно пишут - "Научит ребенка считать и читать", "Готовит к получению отличных оценок в школе", "Рекомендовано министерством образования!". Эксперты советуют: прежде чем верить рассылке и покупать программу, нужно "включить голову" и разобраться, не прибавит ли она проблем.

- Федеральное министерство образования и науки экспертизу электронных приложений для детей не проводит и подобных рекомендаций не дает, - пояснила "РГ" директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец. - Однако это не значит, что родитель с "детским" it-бизнесом остается один на один. В России более 10 лет действует межрегиональная общественная организация "Экспертиза для детей". Это объединение независимых специалистов в области игровой, учебно-методической и электронной детской продукции, психологов, методистов, педагогов... Профессиональную оценку подобным программам они дают по запросу родителей, педагогов.

Как проходит экспертиза? Есть четкий регламент. Игру или приложение рассматривают как минимум два специалиста. Свое заключение они представляют экспертному совету, а тот уже принимает окончательное решение. Главные критерии: электронная игра или приложение не могут угрожать здоровью, психике и нормальному развитию ребенка, они должны соответствовать указанному в описании возрасту, целям развития, образования, иметь приятный дизайн и не содержать ошибок.

Что в планшете?

- Несколько лет назад к нам обратился совет заведующих детскими садами города Москвы. Им бесплатно предложили установить развивающую программу для детей. Когда эксперты ее открыли, они были в ужасе, - рассказала директор этой общественной организации Ирина Казунина. - Задания были распределены неадекватно: с первым вопросом мог бы справиться только 10-летний ребенок, второй скорее подходил для дошкольников, а третий вообще содержал фактические ошибки: Европу и Азию разработчики назвали континентами. И я уже не говорю про то, что картинки в игре были обрамлены устрашающими черными рамками, а мультяшные персонажи вели себя агрессивно.

С подобной халтурой эксперты сталкиваются постоянно: разработать программу, выпустить ее на рынок и назвать "развивающей" - проще простого. С этим справится и парочка студентов-программистов. А привлечь нерадивых разработчиков к ответу сложно. К примеру, они могут жить в другой стране и продавать "развивающие" игры невнимательным родителям через Интернет практически безнаказанно.

Но даже если родитель на яркую рекламу новой игрушки не "клюнет", малыш-трехлетка сегодня может и сам установить на планшет любое приложение: "стрелялки", онлайн-кинотеатр с мультиками, обучающие программы. Топ-рейтинг популярных развивающих мобильных приложений выглядит так. На первом месте - загадки на знание букв, слов, алфавита. На втором - интерактивные математические задачки в игровой форме, а на третьем - окружающий мир, изучение стран, животных, растений. И далеко не все из них - одинаково полезны.

- Из свежих негативных примеров могу назвать программу для детского планшетника, в которой ребенку предлагается обводить буквы по экрану пальчиком, - рассказывает Ирина Казунина. -Мелкую моторику так не развить.

Игры разума

С просьбой проверить электронную игру к экспертам зачастую обращаются не только родители, но и сами разработчики. Самые добросовестные сотрудничают с педагогами на всех этапах: от идеи программы до ее внедрения в образовательное учреждение.

Общепризнанный факт: новые технологии действительно повышают мотивацию ребенка, дают ему право на ошибку, имеют развитую систему поощрений, ярко и динамично представляют материал. И все-таки развивающие игры - это не учебники: и никаких единых перечней, рекомендованных для школ или детсадов, тут нет.

Так какое приложение выбрать педагогу? Это решать только ему и вместе с руководителем образовательного учреждения. Главное - чтобы программа и результаты обучения соответствовали ФГОСам. Зачастую образовательные игры и программы учителя предлагают как вид дополнительных занятий, а на самих уроках учебники и тетрадки - по-прежнему во главе угла.

Айфон вместо соски

- Все-таки не стоит забывать, что длительная работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. И речь не только об испорченном зрении и искривлении позвоночника, - считает Татьяна Волосовец. - Подросткам, многими часами просиживающим за играми в Интернете, зачастую необходима социальная, психологическая поддержка, у них большие трудности в общении.

В прошлом году одна из крупнейших российских IT-компаний провела соцопрос среди пяти тысяч родителей: "Когда ваши дети осваивают гаджеты"? Почти половина мам и пап (46%) назвали средний возраст: от года до трех лет. А среди семилеток гаджетами пользуются уже около 70 процентов детей. Между тем детям младше трех лет находиться за экраном врачи вообще не рекомендуют. А с трех до семи лет можно "общаться" с гаджетами не более получаса в день.

- Да, с планшетом легко занять ребенка, - рассуждает молодая мама Екатерина Гурьянова. - Однако на своем горьком опыте убедилась: злоупотреблять гаджетами не стоит.

Планшет Екатерина дала сыну рано, когда ему не было и двух лет. Сначала игрушки казались полезными: Коля выучил все цвета, может их показать на экране: вот "машинка - зеленая", "морковка - оранжевая". Он знает все простые фигуры. Счет, чтение букв - тоже не проблема. А проблема в том, что все это он делает молча: потребность общаться в таком планшетном обучении исключается. В итоге диагноз - задержка в речевом развитии. Пришлось исправлять у психологов, логопедов, неврологов...

- Все игры с планшетом теперь строго контролирую, - говорит Екатерина.

(Колесникова К. Малыш и гаджет / Ксения Колесникова // Российская газете. – 2016. – 28 марта).


Коррекционная (специальная) педагогика

Испытание сказками

Большинству из нас доводилось читать детям книги. Дело, в общем-то, нехитрое и даже приятное. Но вряд ли кому приходило в голову, что это занятие может стать призванием. Вот уже год как в Казани действует благотворительный проект "Классные чтения". Его участники - волонтеры, которые регулярно приходят в коррекционные школы-интернаты, чтобы почитать ребятам с ограниченными возможностями.
Инициатор проекта, благотворительный фонд (БФ) "Счастливые истории", пригласил на прослушивание шестьдесят кандидатов. Только тридцать из них пройдут испытание.
Чтобы стать чтецом, одного энтузиазма недостаточно. Наладить контакт с 10-15 детьми-инвалидами - это вам не сказку на ночь рассказать. Волонтер должен сочетать в себе навыки артиста, психолога и педагога. Выявить их и помогает прослушивание, напоминающее вступительный экзамен в театральное училище. С той лишь разницей, что вместо заготовленной басни или монолога испытуемый должен прочесть детский рассказ, сказку или стих. На трибуне, куда приглашают кандидата, лежит несколько ярких книжек. Можно выбрать любую, открыть на случайной странице и постараться увлечь произведением отборочную комиссию.
Кто же идет в чтецы? В основном это молодежь и студенты, хотя встречаются и люди средних лет, а также пенсионеры. Профессии у кандидатов самые разные: бизнесмены, музыканты, продавцы, IT-специалисты.
Показательно, что из шестидесяти претендентов всего трое мужчин. О мотивах своего участия в проекте они рассуждают без охоты. Представители сильного пола, как и положено, скромны и немногословны.
- Не всегда же на заводе инженерами работать, - говорит Игорь. - Надо еще чем-то заняться.
Позже выясняется, что у его племянника ДЦП. Молодой предприниматель Михаил одно время материально помогал детским домам. Но захотелось чего-то большего.
- Какая-то внутренняя тяга привела меня сюда, - поясняет он.
Но и самим волонтерам прежде всего нужно научиться работать и с текстом, и с аудиторией. После отбора специалисты проводят для будущих чтецов мастер-классы.

(Корякин О. Прочесть и не разрыдаться / Олег Корякин (Казань) // Российская газета. – Неделя. Волга-Урал № 6930 (62))

 ЕГЭ

География

Введение системы Единого государственного экзамена стало причиной неудовлетворительных итогов всероссийского географического диктанта, заявил вице-президент Русского географического общества Николай Касимов. По его словам, жесткая регламентация ЕГЭ пошла во вред географии. «Система ЕГЭ должна быть трансформирована в менее феодальную конструкцию. Это слишком жесткая система, что сейчас признается не только географами. Ее, конечно, надо трансформировать», – добавил Касимов.

(Жесткая регламентация ЕГЭ пошла во вред географии. – 2016. – 15 марта).

История с ЕГЭ

Первые результаты досрочного ЕГЭ по математике базового уровня будут известны к 4 апреля. В ЕГЭ по истории появилось новое задание - историческое сочинение по определенному периоду российской истории. В сочинении надо указать не менее двух значимых событий и причинно-следственных связей, назвать хотя бы две исторические личности и дать оценку этому периоду. В демоверсии, к примеру, предлагаются три периода: 1019-1054 годы, 1801-1812 годы, 1917-1922 годы. В заданиях есть вопросы, связанные с картами, иллюстрациями, сопоставлением событий и фактов.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова подчеркнула: оцениваться в перую очередь будет знание истории, а не пунктуация и орфография:

- Главное слово тут - "историческое", а не "сочинение". Критериев, которые оценивают ответ выпускника с позиций русского языка, нет.

Всего в ЕГЭ по истории 25 заданий: 19 - с кратким ответом, 6 - с развернутым. Время экзамена - 3 часа 55 минут. Для педагогов, которые будут проверять историческое сочинение, Рособрнадзор провел отдельные занятия и разъяснил, на что именно обращать внимание. История - один из самых массовых предметов на ЕГЭ. В этом году его выбрали на 20 тысяч человек больше, чем в 2015-м. В билетах по информатике и ИКТ 27 заданий, из них 23 - с кратким ответом, 4 - с развернутым. Последние четыре задания - повышенной сложности.

(Лихачёва Н. История с ЕГЭ / Наталья Лихачёва // Российская газета. – 2016. – 22 марта).

Досрочная волна стартовала без нарушений

21 марта с экзамена по математике базового уровня началась досрочная волна ЕГЭ. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов дал старт досрочному периоду, посетив в первый день экзаменов гимназию №1540 Москвы.

«За последние годы мы реализовали целый ряд мер, направленных на совершенствование организационной и содержательной модели выпускных экзаменов в школах. Как результат - уже третий год ЕГЭ проходит максимально объективно, без серьезных нарушений и утечек экзаменационных материалов. В 2016 году мы планируем не только удержать достигнутый высокий уровень, но и дополнительно усовершенствовать технологическую составляющую ЕГЭ», - заявил Сергей Кравцов.

По данным Рособрнадзора, заявления на участие в экзамене по математике базового уровня в досрочный период подали около 5,5 тысячи человек, из них более тысячи - выпускники текущего года.

(Ветров И. Досрочная волна стартовала без нарушений / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2016. - 22 марта).

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос