В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (август 2015)

5 сентября 2015

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика


Портрет учителя

TALIS - исследование, предназначенное для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают, проводится ОЭСР уже во второй раз. В 2008 году Россия участвовала в этом исследовании неофициально, а в 2013 году включилась в исследование уже на официальных основаниях. Мы продолжаем публиковать итоги исследования, и в этом материале речь пойдет об учителях.

(Ленская Е. А. Портрет учителя / Елена Анатольевна Ленская // Директор школы. – 2015. – № 7).

Соседи

Правительство Казахстана разработало план мероприятий по введению 12-летнего образования в школах республики. Поэтапный переход на обучение по-новому начнется с этого учебного года. Однако уже сейчас 45 сельских и 59 городских школ страны работают в режиме эксперимента.

О необходимости качественных изменений в системе образования Казахстана говорили давно. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы еще в 1992 году приняла декларацию, в которой отмечается, что «преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование». По мнению экспертов, это позволяет добиться целого ряда положительных результатов. Не случайно 12-летка реализуется в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из стран бывшего Союза к ним присоединились Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония.

Как заявил в послании народу глава государства Нурсултан Назарбаев, для достижения желаемого результата предстоит сделать очень много – построить не менее 400 новых школ за счет как республиканского, так и местных бюджетов, решить проблему малокомплектных школ, реконструировать 350 интернатов. Параллельно идут апробация новых стандартов среднего образования, подготовка и переподготовка кадров нового типа.

Еще один важный шаг – переход на английский язык обучения в системе образования. Его начнут изучать с 1-го класса, а в старшей школе и вузах будут преподавать на английском ряд предметов, в основном естественно-математического цикла. Как указывается в плане нации, главная цель такого шага – повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.

(Мелешко В. Казахстан переходит на 12-летку / Вадим Мелешко // Учительская газета. – 2015. – 25 августа).

Здоровье не купишь

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека напомнила родителям о требованиях безопасности, установленных положениями ряда законов и санитарных правил.

Так, основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, к весу и шрифтовому оформлению. Это позволяет снизить зрительную нагрузку в процессе чтения и предупредить развитие зрительного и общего утомления.

«Особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения», – уточняют в пресс-службе ведомства.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения. Максимальный вес учебника не должен превышать: 300 г для 1-4-х классов; 400 г для 5-6-х классов; 500 г для 7-9-х классов; 600 г для 10-11-х классов.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.

Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для учеников начальных классов не более 700 граммов, для учеников средних и старших классов – не более 1000 граммов.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготавливаться из материалов контрастных цветов.

(Захарова Н. Роспотребнадзор взвесил учебники и ранцы / Наталья Захарова. – Учительская газета. – 2015. – 25 августа).

Кадровый дефицит не наблюдается

На селекторном совещании Правительства России обсудили готовность детских садов, школ и вузов к новому учебному году. В режиме видеоконференции в совещании приняли участие все субъекты РФ. Основным докладчиком выступил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов.

Анализируя ситуацию в системе дошкольного образования, Дмитрий Ливанов отметил, что за два года было введено более 1 миллиона дополнительных мест. Кроме того, количество детей, посещающих детские сады, увеличилось за последний год почти на 500 тысяч. Всего сейчас в стране функционирует более 40 тысяч детских садов, в которых работают около 600 тысяч педагогов и воспитателей.

Вместе с тем задача обеспечения доступности дошкольного образования своей актуальности пока не теряет. Количество детей в возрасте от трех до семи лет в этом году увеличилось на 200 тысяч, примерно столько же – 205 тысяч – пока еще стоят в очереди на получение места. Эту задачу предстоит решить в наступающем учебном году.

Потребность в школах также набирает актуальность. Количество школьников в этом году увеличилось на 560 тысяч, прием в первый класс существенно превышает выпуск из 11-го класса. «В целом по основным показателям состояния материально-технической базы школы мы отмечаем положительную динамику. За год на 3% увеличилось число школ, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в городах это уже почти 100%, в сельской местности пока 78%. Мы эту задачу с контроля не снимаем», – отметил министр. Всего в регионах России работают 43210 школ. «Мы наблюдаем некоторое сокращение числа школ, правда, незначительное. В основном это происходит в городах и обусловлено процессами укрупнения школ. Например, только в Москве к другим школам присоединено около 500 школ. Сельские школы практически не сокращаются. Основной пик их сокращения пришелся на 2010-2013 годы. Мы обращаем особое внимание регионов на то, что даже небольшие сельские школы должны обязательно работать. Это очень важный элемент социальной жизни и инфраструктуры села, тем более что современные образовательные технологии позволяют проводить качественное обучение детей даже в небольших школах», – подчеркнул Дмитрий Ливанов.

Проблемной остается ситуация с износом и наличием аварийных школьных зданий. Большинство из них массово вводилось в эксплуатацию в 60–70-е годы прошлого века по типовым проектам. На данный момент не менее 683 школьных зданий находится в аварийном состоянии.

Новые школы в стране строятся в рамках как федеральных, так и региональных программ. 1 сентября этого года 107 новых школ примут учеников, а еще 42 школы будут введены в эксплуатацию до конца 2015 года. Но этих объемов строительства недостаточно для решения проблемы замены ветхих зданий и обеспечения односменного обучения, на которое Россия будет поэтапно переходить со следующего года. Численность школьников, обучающихся в одну смену, по данным министра, вырастет в новом учебном году примерно на 530 тысяч. Количество школ с трехсменным обучением существенно сократилось, сейчас их всего 78. В течение 2015-2016 годов проблему трехсменки планируют решить полностью.

Министр также отметил, что в течение последних трех лет школы страны не испытывают дефицита в кадрах: «Сейчас в школах всего около четырех тысяч вакансий, это примерно 0,5%. Это мы считаем нормальным числом, связанным с естественной ротацией кадров».

Отмечается и приток в сферу образования молодых педагогов. За последние два года в 60 регионах численность молодых учителей в возрасте до 35 лет увеличилась: в 47 регионах – более чем на 5%, в 25 регионах – более чем на 10%. Приемная кампания в вузы этого года на педагогические направления показала, что на них стали поступать более подготовленные выпускники.

Министр подробно остановился на теме обучения в школах детей с ограниченными возможностями здоровья: «Сегодня 50% ребят учатся в обычных школах в режиме инклюзивного образования. А уже с 1 сентября 2016 года впервые в нашей образовательной практике вводятся специальные федеральные государственные образовательные стандарты для обучения таких детей. Это требует серьезного изменения и материальной базы школы, и переподготовки педагогов. В 24 регионах уже идет апробация этих стандартов, с тем чтобы со следующего учебного года вся образовательная система на них полностью перешла».

Программы высшего образования в России реализуют 950 вузов и чуть больше 1 тысячи филиалов. Численность студентов снижается, что меняет и сеть вузов. «Здесь происходят процессы реструктуризации, объединения. Это дает нам возможность добиваться серьезного повышения качества высшего образования», – сказал Дмитрий Ливанов.

В целом, отметил министр, все образовательные организации – а их в стране более 100 тысяч – к приему детей готовы.

(Дмитриева Е. Кадровый дефицит не наблюдается / Елена Дмитриева // Учительская газета. – 2015. – 25 августа).


Управление образованием


Неуспешная успешность

Школьники, их родители, учителя сегодня сходятся во мнении об избыточности обучающих программ. Качество образования подменяется количеством? Ответы найдете в статье.

(Ремизов А. А. Неуспешная успешность / Андрей Александрович Ремизов // Директор школы. – 2015. – № 7).

К переходу на одну смену не готовы?

Программа по переводу российских школьников на односменное обучение стартует в 2016 году. Об этом заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов в кулуарах Санкт-Петербургского международного экономического форума. – Сейчас мы ведем активный диалог в правительстве, программа проходит необходимое межведомственное согласование, но есть принципиальное политическое решение руководства страны, президента и председателя правительства о том, что уже в следующем году программа должна стартовать, – сказал Дмитрий Ливанов. Он уточнил, что речь идет не только о строительстве, но и о целой системе мероприятий, в том числе возврате школьных зданий, которые были в 1990-х - начале 2000-х годов переданы из системы образования, о расширении существующих школьных зданий. «В целом предстоит решить очень масштабную задачу, создать более 6 миллионов дополнительных мест в системе общего образования», – отметил министр. Объем финансирования программы согласно законопроекту составит на 2015–2020 годы свыше 3 трлн рублей.

(К переходу на одну смену не готовы? // Учительская газета. – 2015. – 25 августа).

Событийная педагогика

Результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Статья о том, что сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача изменения философии школы: утверждения в ней приоритета индивидуальности ребенка и ценностей понимающей педагогики; обеспечения демократических норм взаимодействия детей и взрослых.

(Дружинина Е. А. Событийная педагогика / Елена Анатольевна Дружинина // Директор школы. – 2015. – № 7).


Научные сообщения

Аристократизация образования

В статье формулируется принцип философии образования о «единстве демократизации общества и аристократизации образования». Аристократизация образования – не в прошлом, а в будущем современной технической цивилизации.

(Костецкий В. В. О единстве демократизации общества и аристократизации образования / В. В. Костецкий // Педагогика. – 2015. – № 5).

Приобщение к основам религиозных культур в школе

В статье характеризуются феноменологический и экзистенциальный подходы к изучению основ религиозных культур в средней школе. Наука, искусство и религия рассматриваются с философских и психологических позиций как специфические способы обработки информации, объединение которых позволяет создать в сознании учащихся целостную, объемную картину мира. Презентуется авторская методика, предполагающая использование религиозных образов и сюжетов в ходе знакомства с литературными произведениями.

(Пугач В. Е. Приобщение к основам религиозных культур в школе: подходы и проблемы / В. Е. Пугач // Педагогика. – 2015. – № 5).

Образовательная технология как система «задачных» способов обучения

Публикация посвящена острым проблемам современного школьного литературного образования, парадоксальным образом способствующего механистическому восприятию художественного текста. По-своему отвечая на извечный «русский вопрос» – что делать? – автор предлагает использовать системный метод овладения эстетической информативностью произведения, основу которого составляет эвристический диалог.

(Дыханова Б. С. Образовательная технология как система «задачных» способов обучения / Б. С. Дыханова // Педагогика. – 2015. – № 5).

Психологические аспекты экологического образования

В статье рассматривается феномен экологического сознания, различные его определения и типы. На основе анализа разных смыслов понятия «природа» дается представление о гносеологическом, онтологическом и трансцендентальном подходах к экологическому сознанию. Излагаются психолого-педагогические аспекты развития экологического сознания в контексте традиционного образования и образования в интересах Концепции устойчивого развития.

(Панов В. И. Психологические аспекты экологического образования / В. И. Панов // Педагогика. – 2015. – № 5).


Высшая школа


Вузы не справились с масштабной проверкой выпускных сочинений

Этим летом российские вузы впервые начисляли абитуриентам баллы за школьные сочинения. И как показала практика, процесс их оценки вызвал серьезные трудности.

Обязательные сочинения выпускники школ написали еще зимой. Такое испытание проводилось впервые с момента введения ЕГЭ и являлось допуском к летним экзаменам. На разработку банка тем сочинений и критериев оценивания было выделено около 35 млн руб. В отличие от ЕГЭ сочинения абитуриенты писали в своей школе, и проверяли их школьные учителя в формате «зачет - незачет». В результате 95% выпускников успешно сдали экзамен и были допущены к ЕГЭ.

После проверки в школе работы попали в специальную базу. При поступлении в вуз выпускник мог написать заявление для рассмотрения его сочинения. Предполагалось, что университетские преподаватели проверят каждую такую работу и поставят за нее оценку – до десяти дополнительных баллов ЕГЭ. При этом вузы официально могли делать выбор, учитывать или нет сочинение абитуриентов. И большинство вузов решили работы учитывать. Однако справиться со столь масштабной проверкой не получилось. Приемная кампания показала, что для проверки десятков тысяч творческих работ университетам нужно было найти дополнительных преподавателей и потратить существенные средства. В этих условиях часть вузов предпочла не оценивать каждое сочинение в отдельности, а ставить одинаковый дополнительный балл всем, кто его представил при зачислении.

Так, в МГПУ дополнительные расходы составили около 500 тысяч рублей. При этом ректор вуза Игорь Реморенко с сожалением отметил, что многие сочинения носили шаблонный характер, поэтому в среднем за сочинение в МГПУ добавляли один-два балла.

Такую недифференцированную схему учета сочинений с автоматическим начислением одного-двух баллов всем абитуриентам выбрали большинство вузов. Чтобы в следующем году ситуация изменилась, многие ректоры высказываются за уход от оценки выпускного сочинения в формате «зачет - незачет» к оцениванию по пятибалльной шкале. Тогда получившуюся оценку можно будет добавить к основной сумме баллов ЕГЭ.

(Николаева О. Вузы не справились с масштабной проверкой выпускных сочинений / Ольга Николаева // Учительская газета. – 2015. – 18 августа).




Технология и практика обучения и воспитания


Победа

Три медали – золотую, серебряную и бронзовую – завоевали ребята из сборной России во время XII Международной географической олимпиады Состязание проходило при поддержке Минобрнауки России и Русского географического общества. В мероприятии приняли участие более 160 участников из 40 стран мира, среди которых было разыграно 13 золотых, 26 серебряных и 39 бронзовых медалей.

Программа олимпиады включала теоретический, практический и мультимедийный этапы.

По итогам соревнований ребята из сборной России завоевали 3 медали: Егор Шевчук из Республики Карелия – «золото»; Артур Петросян из Краснодарского края – «серебро» и Александр Варенцов из Москвы – «бронзу».

Помимо основной конкурсной части для участников олимпиады была подготовлена обширная культурная программа с фестивалем географической песни, экскурсиями в Тверь, Торжок и на озеро Селигер. Торжественная церемония награждения победителей олимпиады прошла в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова. В церемонии приняли участие зам. министра образования и науки России Александр Климов, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и губернатор Тверской области Андрей Шевелев.

(Сергеева О. Сборная России успешно выступила на Международной географической олимпиаде / Ольга Сергеева // Учительская газета. – 2015. – 25 августа).

Эксперимент

В Москве подводят итоги эксперимента по введению новой системы оценки достижений учащихся – так называемой безоценочной системы.

Основное отличие ее от традиционной в том, что учителя отмечают достижения учащихся по каждому предмету и делают акцент на тех областях, которые нужно еще подтянуть. Идея подразумевает активное использование электронных дневников, в которых преподаватели пишут свои комментарии по поводу того или иного достижения, а родители могут видеть, на что их ребенку следует обратить внимание. Результаты выражены не в баллах, а в виде диаграммы успехов, позволяющей отслеживать прогресс или регресс по определенным критериям.

В 2014-2015 учебном году в эксперименте участвовали 13 московских школ. Сейчас в столице проходят обучающие семинары для педагогов, которые решили присоединиться к новой системе оценивания.

О необходимости совершенствования системы оценивания качества знания школьников говорили еще в 2009 году на встрече преподавателей с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Тогда шла речь о возможности внедрения критериальной, рейтинговой, 100-, 10-, 12-балльной и прочих систем, а также о разработке нормативов по отметкам. Однако дальше разговоров дело не пошло, и педагоги вынуждены до сих пор пользоваться традиционной 5-балльной, которая уже давно сведена к 3-, а кое-где и 2-балльной.

(Мелешко В. Вместо отметки – диаграмма успеха / Вадим Мелешко // Учительская газета. – 2015. – 25 августа).

Современный вожатый детского лагеря

В статье пытаются ответить на вопрос – каким быть вожатому, педагогу дополнительного образования, педагогу-организатору современного детского лагеря? Перед организаторами детского отдыха и оздоровления новым законом об образовании поставлена чёткая и определённая задача внедрения и реализации образовательного компонента в работе с детьми и молодёжью. Это своеобразный заказ общества, стремящегося к своему развитию, на формирование культурного, просвещённого поколения молодёжи, живущей в перенасыщенном информационном пространстве современной цивилизации.

(Зубахин А. А. Современный вожатый детского лагеря: особенности профессиональной деятельности и личностного становления / А. А. Зубахин // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 7).

Экологическое воспитание через проектно-исследовательскую деятельность

Большую роль в экологическом воспитании и образовании обучающихся объединений станции юных натуралистов играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования педагоги систематически и планомерно на занятиях проводят наблюдения и исследования природных объектов, при этом цель работы должна быть четко сформулирована и посильна для достижения. Здесь учитывается общее развитие обучающегося, имеющийся у него запас знаний и умений. В статье рассказывается, как в исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к обучающемуся.

(Козак С. В., Лавриненко Е. Н. Экологическое воспитание через проектно-исследовательскую деятельность / С. В. Козак, Е. Н. Лавриненко // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 7).

Воспитательные возможности учреждений ДО

В современной системе образования коренным образом изменилась роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе. Создание союза трех социальных сил: педагоги-дети-родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня. И в этом контексте сотрудничества, действительно, заложены большие воспитательные возможности, которые могут быть раскрыты в учреждениях дополнительного образования. В статье авторы предлагают уделять должное внимание задачам формирования, развития и пропаганде семейных ценностей, традиций и повышению социального статуса семьи на основе их тесного сотрудничества и активного сотворчества

(Акуленко Н. Б., Якунина И. В. Воспитательные возможности учреждений ДО / Н. Б. Акуленко, И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 7).

Национальные игрушечные символы России и Японии

В настоящее время матрешка стала символом декоративно-прикладного искусства России, кокэси – символом декоративно-прикладного искусства Японии. Эта тема исследовалась учащимися Одинцовского лицея № 10 в форме проекта.

(Середина И. В., Сухорчкина И. Н. Национальные игрушечные символы России и Японии: диалог культур / И. В. Середина, И. Н. Сухоручкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 7).

Развитие творческой активности учащихся средствами вокального искусства

Процесс обучения включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих интеллектуальных и вокальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания, памяти, музыкального мышления, творческих способностей и личности ребенка. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала. В статье рассматривается, что в процессе обучения необходимо способствовать развитию всей интеллектуальной системы, а не отдельных познавательных процессов, поэтому, рассматривая развитие познавательных процессов, можно представить его как развитие интеллекта человека, включающего все познавательные процессы, уровень знаний, систему интеллектуальных операций и обеспечивающего возможности усвоения, воспроизведения и использования знаний в жизни.

(Воронович О. Е., Филонова А. В. Развитие творческой активности учащихся средствами вокального искусства / О. Е. Воронович, А. В. Филонова // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 7).


Коррекционная (специальная) педагогика

Семинар-практикум для родителей

Иногда родители не вполне адекватно относятся к проблемам ребенка. Встречается пренебрежение качеством речи (и другими проблемами) ребенка, либо недостаточная замотивированность родителей на оказание помощи ребенку, либо перекладывание ответственности на образовательное учреждение. Актуальность семинара-практикума заключается в просвещении и обучении родителей конкретным коррекционно-развивающим мероприятиям с детьми.

(Бутырина Е. Без этих игр ребенок – тигр / Елена Бутырина // Учительская газета. – 2015. – 18 августа).


Пресса

Минспорта хочет взять под свой контроль спортивные секции и кружки

Министерство спорта хочет забрать под свой контроль спортивные кружки и секции, которые сейчас находятся в ведении Минобрнауки. В ведомстве уверены, что госконтроль со стороны профильного министерства способствует более эффективному процессу отбора одаренных детей и пропаганде культуры здорового образа жизни среди населения, а также «более качественной подготовке спортивного резерва». Поправки в закон «Об образовании» подготовило Минспорта. Эксперты полагают, что чиновниками из спортивного ведомства прежде всего движет желание переключить на себя бюджетные средства.

В настоящее время контроль за организациями, занимающимися предпрофессиональными и общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, принадлежит Минобрнауки. При этом в Минспорта отмечают, что сейчас отсутствует эффективная система госконтроля за «организациями, реализующими дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта». Для решения этой проблемы ведомство считает необходимым получить в свои руки контрольно-надзорные полномочия.

Предполагается, что порядок осуществления госконтроля за деятельностью спортивных кружков и секций будет установлен правительством РФ. В законопроекте уточняется, что внесение изменений в закон «Об образовании» необходимо в связи с реализацией Концепции развития дополнительного образования детей (по распоряжению правительства от 24 апреля 2015 года).

К основным целям концепции относятся: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства. В план по реализации Концепции включено в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования системы дополнительного образования детей.

Глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков считает, что Минспорта самостоятельно не справится со всеми обязанностями по развитию и контролю спортивных секций и кружков.

– Дело в том, что есть два взаимосвязанных между собой понятия – общая физическая культура и спорт. Спортивное ведомство не сможет заниматься массовым вовлечением детей в физическую деятельность. Ведь нужно заниматься не только тренировкой спортсменов и подготовкой кадров, но и физическим развитием детей, вовлечением их в спорт в игровой форме, – говорит Комков. – Сейчас большинство спортивных секций и кружков работают при школах. Если контроль передадут Минспорта, то Минобрнауки, в свою очередь, всю ответственность с себя снимет. Минспорта же вряд ли будет развивать секции при школах: вместе с контрольно-надзорными функциями ведомство переключит на себе денежные потоки и создаст массу бюрократических структур. Таким образом школа перестанет быть воспитательным центром для детей.

Комков отмечает, что необходимо развивать совместное сотрудничество Минспорта и Минобрнауки.

По оценкам директоров московских школ, около 90% учеников посещают различные кружки и секции после основных уроков. В секциях можно заниматься мини-футболом, бадминтоном, скандинавской ходьбой, боксом, волейболом, баскетболом, гиревым спортом, настольным теннисом.

Согласно онлайн-исследованию «Группы Родина», преобладающая часть опрошенных родителей (18,9%) хотят отдать своего ребенка в секцию самбо. На втором месте – синхронное плавание и спортивная гимнастика (13%). На третьем месте – художественная гимнастика, за нее проголосовали 12,4% родителей. Меньше всего родители мечтают о том, чтобы их дети занимались боксом (10,7%), волейболом (8,3%) и настольным теннисом (7,1%).

(Бородина Т. Минспорта хочет взять под свой контроль спортивные секции и кружки / Татьяна Бородина // Известия. – 2015. – 26 августа).

Доходы ректоров вузов

Депутат Госдумы, зампред комитета по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия») готовит проект закона о внесении изменений в ст. 47-ФЗ «Об образовании в России». Поправка будет направлена на установление нового принципа выплат заработных плат и надбавок в государственных высших учебных заведениях России. В частности, законодатель предлагает установить критерии по ограничению совокупного месячного дохода для ректоров вузов.

Сегодня, как отметил Шудегов, в российском высшем образовании наблюдается ситуация, когда ректор того или иного вуза, устанавливая себе множество дополнительных надбавок к зарплате, получает несравнимо более высокий доход, чем преподаватели.

В процессе подготовки законопроекта, как отметил Виктор Шудегов, проводится анализ ситуации с зарплатами и надбавками. Исходя из этого, есть две концепции: позволить ректорам иметь общий месячный доход, состоящий из зарплаты и надбавок, не превышающий среднюю зарплату по вузу более чем в три раза или в пять раз.

(Рункевич Д. Доходы ректоров вузов хотят ограничить / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2015. – 26 августа).

«Трамплин» в мир авиации

В Москве прошла финальная акция международного фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества «От винта!». По традиции победители этого фестиваля в очередной раз представят свои работы на МАКС-2015.

Фестиваль «От винта!» в этом году отметил свой 10-летний юбилей. Он проходил при поддержке правительства Российской Федерации, Минпромторга и департамента образования города Москвы. Основной целью фестивалей «От винта!» является поддержка увлекающихся авиацией и космонавтикой детей и молодежи: выявление и развитие творческих способностей, совершенствование умений и навыков в выбранном направлении научно-технического творчества, ознакомление с передовыми достижениями науки и техники, расширение кругозора и предоставление возможности приобретения новых знаний – все это входит в задачи конкурса.

Участие в нем могут принять все желающие. Проекты оцениваются в нескольких возрастных категориях: до 10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет и 18-22 года. Помимо юных конструкторов из Москвы и Московской области в этот раз в фестивале участвовали ребята из 50 регионов России.

Чтобы принять участие в конкурсе, все желающие должны были отправить заполненные бланки заявок на электронную почту организаторам. Заявки принимались в нескольких номинациях: «Авиация», «Космонавтика», «Воздухоплавание», «Робототехника в авиации и космонавтике» и «Физико-технические проекты в области авиации и космонавтики». К рассмотрению членами жюри принимались как сами модели летательных аппаратов, так и их проекты и просто комплексные исследования по теории авиации, космонавтики и воздухоплавания.

(Кочетова Е. «Трамплин» в авиации / Екатерина Кочетова // Известия. – 2015. – 25 августа).

Льготы заслуженным учителям России

Для обладателей почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» предлагают ввести льготы. Соответствующий законопроект с поправками в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» готовит заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава (КПРФ). По мнению парламентария, «до выхода на пенсию звание «Заслуженный учитель России» практически ничего не дает», поощрять учителей нужно и на протяжении трудовой деятельности. Парламентарий планирует ввести так называемую 13-ю зарплату, внеочередное обслуживание в больницах и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте раз в год.

Сейчас согласно федеральному законодательству, льгот для работников образовательных учреждений, имеющих это звание, не предусмотрено. Однако на его основании можно оформить звание «Ветеран труда

Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается работающим по специальности 15 и более лет. К присвоению почетных званий представляются высококвалифицированные и высокопрофессиональные работники образовательных учреждений.

Федеральным законодательством льгот для лиц, имеющих звание «Заслуженный учитель России», не установлено. Однако существуют документы, рекомендующие устанавливать оплату труда на один разряд выше специалистам образовательных учреждений, имеющим почетные звания, либо устанавливаются надбавки в размере 50% ставки (оклада) единой тарифной сетки по оплате труда для работников государственных учреждений города Москвы.

(Савицкий А. Льготы заслуженным учителям России могут увеличить / Андрей Савицкий // Известия. – 2015. – 25 августа).

Сенаторы просят правительство отменить налоги для школ

Сенатор от Брянской области Михаил Марченко обратился к главе правительства Дмитрию Медведеву с предложением рассмотреть возможность отмены транспортного, земельного и имущественного налогов для общеобразовательных учреждений. Как считает сенатор, суммы собираемых налогов не являются серьезным источником доходов для местных бюджетов муниципальных образований, однако серьезно сказываются на финансовом положении бюджетных учебных заведений.

Как отмечает парламентарий, согласно п. 1 ст. 395 Налогового кодекса РФ, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Согласно п. 3.1. ст. 380 Налогового кодекса РФ нулевая налоговая ставка устанавливается в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия.

«Школы являются не менее социально значимыми объектами. Однако, получая бюджетное финансирование, они вынуждены перечислять его на уплату налогов, так как иначе налоговые органы привлекают суды и службы судебных приставов для взыскивания недоимок. Бывают прецеденты, когда налоговая служба готова судиться с учебным заведением за сумму от 100 рублей», – поясняет Михаил Марченко, приводя примеры ряда судебных решений.

(Башлыкова Н. Сенаторы просят правительство отменить налоги для школ / Наталья Башлыкова // Известия. – 2015. – 25 августа).

Правилам безопасного поведения на дороге детей научат через смартфон

Министерство образования и науки намерено разработать игровое мобильное приложение для iOS и Android, обучающее детей безопасному поведению на дорогах. С учетом психологических и возрастных особенностей приложение будет выполнено в обучающей и игровой форме.

– Минобрнауки планирует обеспечить разработку электронной обучающей программы в форме игрового приложения, направленного на формирование навыков безопасного участия в дорожном движении у детей и подростков. Цель программы – популяризация соблюдения правил дорожного движения в детской среде и воспитание детей грамотными и законопослушными участниками дорожного движения. Планируемое игровое приложение будет бесплатным и доступным для воспроизведения на различных платформах и операционных системах, – рассказали в пресс-службе министерства.

Приложение будет рассчитано на детей в возрасте от 7 до 14 лет и направлено на развитие у них зрительной памяти, тактического мышления и умения оперативно решать ситуационные задачи в различных дорожных условиях. В приложении юных пользователей также ожидает викторина, в которой необходимо выбрать правильный вариант ответа на смоделированную возможную дорожную ситуацию.

По словам представителей ведомства, детская дорожная безопасность остается одной из серьезных социальных проблем. И без того высокий общий уровень дорожного травматизма в России усугубляется ситуацией с детьми: каждый седьмой пострадавший в ДТП – ребенок. По информации Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России, свыше 20 376 человек в возрасте до 16 лет ежегодно становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. Многие из них остаются инвалидами на всю жизнь. Более половины пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей – дети-пешеходы, велосипедисты и водители мопедов. При этом одной из основных причин ДТП с участием детей и подростков ГУОБДД МВД России считает отсутствие у них устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

Помимо приложений для телефонов ведомство планирует разработать целую Концепцию инновационной образовательной программы с использованием информационных технологий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Пока четких направлений для самой концепции не прописано, однако составлен предварительный список того, что необходимо в ней учесть: особые психофизиологические потребности и возрастные особенности обучающихся; особенности формирования эмоционального интеллекта у детей и подростков; описания примерного перечня необходимых компетенций педагогов образовательных учреждений системы дополнительного образования детей в области формирования у учащихся навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах; описание подходов к установлению взаимосвязей между электронной системой обучения безопасному участию в дорожном движении и психофизиологическими и возрастными особенностями детей и подростков и многое другое. Общие затраты на эти проекты оцениваются в сумму чуть более 2,5 млн. бюджетных рублей.

– Сегодня это актуально, потому что сейчас все дети с гаджетами и мобильными телефонами практически в любой местности. Игровая активность очень высокая. Были международные исследования, которые показали, что подобные подходы к обучению являются одними из самых доступных ресурсов в образовательном процессе. Востребованность таких игр высока, и если приложения будут иметь игровую форму с образовательной программой, которая имеет обучающий эффект, то это могло бы быть востребовано, — говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

На сегодняшний день правительством осуществляется множество проектов в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Реализуется проект «Безопасное поведение детей и подростков на дорогах», открываются мобильные автогорода, проводятся всероссийские интернет-уроки по безопасности дорожного движения, а сотрудники Госавтоинспеции проводят уроки дорожной безопасности для детей в детских лагерях.

(Панов П. Правилам безопасного поведения на дороге детей научат через смартфон / Павел Панов // Известия. – 2015. – 20 августа).

Воспитателей и учителей хотят проверять на туберкулез раз в квартал

Сотрудников детсадов и школ предлагают отправлять проходить диспансеризацию в четыре раза чаще – раз в квартал вместо раза в год. Соответствующее предложение направил министру здравоохранения Веронике Скворцовой глава комиссии Общественной палаты (ОП) по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак. По его мнению, такая мера поможет избежать скандальных происшествий, когда к работе с детьми допущены больные открытой формой туберкулеза и гепатитом.

В письме Слепак указывает, что в ОП поступают сведения о «трудовой деятельности работников дошкольных образовательных учреждений, страдающих тяжелыми заболеваниями, а именно открытой формой туберкулеза и гепатитом». По сведениям общественника, такие случаи произошли в детском саду № 146 Магнитогорска, детском саду № 10 «Туллукчаан» в Якутии, ДОУ «Светлячок» села Ижевский в Рязанской области, школе № 548 Москвы, школе № 463 Снкт-Петербурга, школе № 7 города Балаково в Саратовской области и школе № 16 города Павлово Нижегородской области.

Сейчас в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 302н от 12 апреля 2011 года сотрудники любых образовательных организаций подтверждают отсутствие медицинских противопоказаний к профессии раз в год.

– Инкубационный период развития туберкулеза у лица, обладающего среднестатистическими текущими показателями уровня жизни, веса, повседневных физических нагрузок, составляет от трех до десяти календарных месяцев – вышеуказанный порядок периодической диспансеризации, действующий на всей территории России, является неэффективным, недопустимым к применению, подлежащим немедленному пересмотру, – возмущается Слепак.

В связи с этим он и просит Скворцову «изменить действующий порядок периодичности медицинской диспансеризации работников образовательных учреждений путем сокращения срока периодичности медицинских осмотров до одного раза в календарный квартал».

В пресс-службе Министерства здравоохранения сообщили, что после получения запрос Слепака будет рассмотрен и по нему будут высказаны все замечания и предложения. В пресс-службе Министерства образования и науки не смогли предоставить оперативного комментария.

Уточним, диспансеризация – медобследование, нацеленное на раннее выявление и предотвращение развития заболеваний, которое рекомендуется проходить раз в год. В некоторых профессиях ее прохождение обязательно (как в случае с воспитателями детсадов и школьными учителями). При прохождении диспансеризации нужно делать флюорографию.

По мнению президента «Лиги защитников пациентов» Александра Саверского, прохождение флюорографии раз в квартал может не улучшить, а ухудшить здоровье воспитателей и учителей.

(Ивушкина А., Башарова С. Воспитателей и учителей хотят проверять на туберкулез раз в квартал / Анна Ивушкина, Светлана Башарова // Известия. – 2015. – 17 августа. – С. 4).

Минобрнауки вводит «ЕГЭ для младшеклассников»

Российских школьников начнут готовить к сдаче Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену на самом старте образовательного пути – в 4-м классе. Сейчас в школах существует понятие «промежуточная аттестация» – это привычные для учителей и школьников контрольные, самостоятельные работы, сочинения и т.д. Школы самостоятельно определяют их количество, сроки проведения и содержание контрольно-измерительных материалов и методику проверки. Сейчас же Министерством образования и науки предлагается ввести всероссийские проверочные работы в форме промежуточной аттестации, но с одним условием — варианты будут едиными, на основе разработанных на федеральном уровне контрольно-измерительных материалов и методик.

Уже в этом учебном году апробации подобного механизма подвергнутся ученики 4-х классов по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир. По ее итогам с 2016 года возможно распространение этой практики и на другие классы начальной школы, а с 2017-го – начальной и основной школы. Как пояснила первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк, для детей такие работы будут ежегодной проверкой знаний и дополнительной мотивацией к обучению, а также они помогут в снятии психологических барьеров перед итоговой аттестацией в 9-м и 11-м классах.

– Для школы и педагогов это в первую очередь возможность помочь отстающим и повысить уровень собственной квалификации. Фактически будет создан механизм, который стимулирует детей и педагогов начинать учиться не в 9-м и 11-м классах, когда нужно сдавать ГИА и ЕГЭ, а уже с начальной школы и по всем предметам. Проводить и проверять работы будет сама школа, но так как материалы и методика единые, то по итогам проверки будет понятно, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОСа находится школа, класс и ребенок. Также будет действовать система выборочной проверки министерством таких результатов, – рассказала замминистра.

По словам Натальи Третьяк, результаты будут носить открытый характер, поэтому аномально высокие показатели, например, в отдельной школе будут отчетливо видны, а значит, у школ не будет искушения сфальсифицировать результаты.

(Панов П. Минобрнауки вводит «ЕГЭ для младшеклассников» / Павел Панов // Известия. – 2015. – 14 августа. – С. 3).

Комитет Госдумы по образованию раскритиковал ЕГЭ для 4-х классов

Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию единоросс Владимир Бурматов не поддержал инициативу Минобрнауки о введении аналога ЕГЭ для 4-х классов. О введении соответствующих проверок знаний по трем дисциплинам.

Депутат раскритиковал эту идею, предложив отложить ее внедрение до согласования с экспертным сообществом, родительскими организациями и психологами. Соответствующее официальное обращение он направил в правительство РФ.

– ЕГЭ в школах начинает подменять сам процесс обучения, воспитания, подготовки школьников. Сдать экзамен становится важнее, чем чему-то на самом деле научиться, – сказал Бурматов ТАСС.

По его словам, если раньше это начиналось в старших классах, когда забрасывались «ненужные» предметы и школьники сосредотачивались только на тех дисциплинах, по которым придется сдавать ЕГЭ, то теперь это будет происходить с самого начала.

– В итоге есть опасность, что процесс обучения сведется к «натаскиванию» на «расставление галочек» в правильных местах, а не на формирование мировоззрения, эрудиции, способности работать с информацией, делать выводы», – предупредил первый зампред профильного комитета Госдумы. Кроме того, это «совершенно ненужная эскалация стрессовой составляющей, считает Бурматов.

– Сейчас Минобр не может справиться с проблемами ЕГЭ в старших классах, мы то и дело слышим о трагедиях, связанных с этим. Зачем то же самое спускать на младшеклассников? – недоумевает политик.

(Панов П. Комитет Госдумы по образованию раскритиковал ЕГЭ для 4-х классов / Павел Панов // Известия. – 2015. – 14 августа).

Правительство создает Центр защиты прав и интересов детей

Правительство реформирует органы, занимающиеся проблемами детства. Вместо разрозненных структур будет создано одно ведомство, которое станет подчиняться Минобру. 21 июля глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ о создании федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей». В сферу деятельности центра войдет проведение научных исследований и повышение квалификации специалистов в области формирования здорового образа жизни, профилактики асоциального, аддиктивного и девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. Также центр займется вопросами образования детей с ограниченными возможностями, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства, выявление и устройство детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав.

– Миссия объединения ориентирована на создание единого центра для развития системы защиты прав детей по четырем направлениям: развитие прикладных научных исследований проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения; разработка научно-методических основ создания и использования в педагогическом процессе современных наглядных средств обучения; развитие инновационного содержания и методов работы, направленных на оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям; повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в области профилактики девиантного и аддиктивного поведения у детей и молодежи, социально-педагогической поддержки и защиты их прав, – пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

Сам центр будет организован на основе подвергнутых реорганизации нескольких федеральных научных учреждений: Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи (ЦПВ и СППДМ); Центра наглядных средств обучения (ЦНСО); Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения детей и молодежи (ЦПК и ППС); Центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии.

– В настоящее время идет процесс реорганизации указанных заведений. Основная цель – оптимизация сети научных и образовательных организаций для повышения эффективности управления, обеспечения устойчивого инновационного развития, разработки содержания педагогических технологий, направленных на защиту прав и интересов детей. Планируется создание единого центра путем объединения профессионального ресурса, который сможет решать вопросы по своим профильным направлениям, – говорит директор будущего Центра защиты прав и интересов детей Владимир Зарецкий.

Финальный вариант устава нового центра должен был быть уже подготовлен, а на реорганизацию и передачу всего движимого и недвижимого имущества на баланс новой организации выделен 1 год. Также Минобрнауки и центру предстоит сформировать и утвердить государственное задание, под которое будет выделено субсидирование. Какую именно сумму получит новая организация, пока неизвестно.

– Такой центр нужен, потому что те задачи, которые сегодня стоят, необходимо решать. Речь идет о группах детей, которым необходима особая помощь. Ее не так просто организовать, и передать детей на семейное устройство, и создать семейную среду в учреждениях, в которых они находятся. Заниматься профилактикой для этих групп детей – хорошо, но необходимо менять нормативную базу, на которую будет опираться деятельность центра. Например, сейчас вышло постановление правительства, которое подразумевает создание на базе детских домов семейных центров и семейное размещение детей. Мы сталкиваемся с тем, что действующие СанПиНы не позволяют создать указанную среду и опять появляются признаки того детского дома, от которого хотели уйти, – считает Слабжанин, исполнительный директор в России SOS Childrens Villages.

(Панов П. Правительство создает Центр защиты прав и интересов детей / Павел Панов // Известия. – 2015. – 6 августа).

Дисциплина XXI века

С 18 по 20 марта прошла онлайн-конференция с директором департамента по связям с общественностью, информационной политике и корпоративной ответственности Microsoft в России Мариной Левиной.

Конференция посвящена ИТ – целому набору профессий XXI века, возможностям и перспективам, которые они открывают для сегодняшних школьников и студентов, а также образовательным проектам, которые организует компания в помощь современной молодежи.

Microsoft проводит в России целый ряд программ обучения, ориентированных на разные возрастные группы: от школьников – до студентов. Среди них такие проекты, как «Твой курс: IT для молодежи», «Час кода», технологический конкурс Imagine Cup, различные стажировки.

На днях был запущен новый конкурс для школьников – «Магистр кода», призванный продолжить успех всероссийской образовательной акции «Час кода», прошедшей в декабре 2014. Ее партнерами выступили крупнейшие международные и российские ИТ-компании, а также поддержали Министерство образования и науки РФ и Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Практически в каждой школе страны прошли специальные уроки информатики, на которых учителя рассказали детям о мире ИТ и возможностях профессионального роста в этой области. У ребят была возможность научиться писать код и, тем самым, сделать первые шаги к освоению профессии программиста.

Главная цель нового конкурса – сделать ИТ популярными среди российской молодежи и мотивировать талантливых ребят со всей страны развиваться именно в этой, крайне перспективной на сегодняшний день, отрасли. В конкурсе могут принять участие школьники в возрасте от 12 до 17 лет, для этого нужно зарегистрироваться на сайте www.masterofcode.ru и выполнить несложные задания. В рамках конкурса ребята смогут научиться создавать игры, мобильные приложения и веб-сайты.

(Дисциплина XXI века – ИТ: новые возможности для подрастающего поколения // Московский комсомолец. – 2015. – 26 августа).

«Новая школа» для умников

Сегодня в сфере образования Ярославской области работает 84 учреждения дополнительного образования, среди них и Ярославский региональный инновацонно-образовательный центр «Новая школа». Здесь ребята, родители и педагоги вовлечены в совместный творческий процесс, учатся понимать и осваивать новое, принимать решения и помогать друг другу. В канун нового учебного года мы побеседовали с директором образовательного центра Ириной Леоновой.

– Ирина Станиславовна, сколько ребят занимается в центре и какие образовательные программы стартуют в новом учебном году?

– По дополнительным общеобразовательным программам в центре «Новая школа» ежегодно занимается 1840 школьников Ярославской области. В соответствии со своими интересами они изучают математику и физику, химию и биологию, историю и обществознание, русский и иностранные языки, а также географию, экономику и литературу. В этом году мы впервые набираем группы для занятий по программам «Астрономия: тайны звездного неба» и «Мир культуры и искусства», планируем возобновить занятия по французскому языку. С ребятами работают высокопрофессиональные специалисты. Увлекая детей предметом, каждый из них находит что-то интересное, неординарное. Каждое занятие, по их словам, это своего рода экзамен, позволяющий оценить, насколько грамотно был выбран подход, услышаны ли слова, мысли, получен ли эмоциональный отклик со стороны детей. Особенно преподавателей радуют успехи детей: победы в олимпиадах, конкурсах, конференциях. А их немало было в 2014/2015 учебном году из 19 победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников – 14 обучающихся «Новой школы».

Региональный проект «Ярославская математическая школа» реализуется с 2013 года и обеспечивает доступность и открытость дополнительного образования, независимо от места проживания ребенка. Здесь работает принцип состязательности, который поддерживается за счет проведения многочисленных творческих конкурсов, олимпиад, а также выездных учебно-тренировочных сборов и зимних математических лагерей. Массовое математическое образование эффективно сочетается с различными формами элитной подготовки.

В итоге сегодня во всех муниципальных районах и городах Ярославской области работает 44 математических объединения, где занимается более 1200 учащихся 5-8 классов. Участниками региональной олимпиады школьников по математике, областной игры «Математический квадрат», устной командной математической олимпиады, учебно-тренировочных сборов, зимней математической школы только в прошлом учебном году стали 1999 обучающихся региона. Ярославцы традиционно показывают высокие результаты на международных и всероссийских олимпиадах и турнирах.

Всем знакома и региональная телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умники и умницы Ярославии», которая проводится при поддержке МГИМО. «Фармстарт» – так называется наш пилотный проект, реализуемый несколькими образовательными учреждениями региона совместно с ЗАО «Р-Фарм». Он рассчитан на школьников, ориентированных на получение профильного образования и дальнейшую работу в инновационном секторе экономики Ярославской области.

В течение 2014-2015 учебного года проводились тематические дни фармацевтической промышленности в рамках летнего образовательного лагеря «Олимп», региональный конкурс «Фармстарт». Праздник для учащихся начальной школы «Десант здоровья», малая областная олимпиада по биологии, в которой приняли участие 159 обучающихся 7-8 классов из 37 образовательных организаций области – вот далеко не полный перечень мероприятий, организованных в рамках этого проекта.

(«Новая школа» для умников // Московский комсомолец. – 2015. – 26 августа).

О единой школьной форме

Министерство образования и науки РФ считает правильным введение школьной формы в образовательных учреждениях, однако не собирается настаивать на единой форме для учеников всех школ страны.

«Министерство поддерживает введение формы, потому что это имеет много преимуществ: это дисциплинирует, воспитывает. Это и формирование культуры ношения формы разных типов: форма для работы, для спорта, для развлечения», – уверена заместитель министра образования Наталья Третьяк. Кроме того, она отметила и то, что школьная форма нивелирует социальные различия между учениками.

В то же время Третьяк подчеркнула, что о единой форме для всех регионов речи не идет. Вопрос о том. Какой должна быть форма в каждом конкретном учебном заведении, по ее словам, должны решать педагоги, родители и сами дети.

Также замминистра сообщила, что на сегодняшний день уже более 80% российских школ ввели школьную форму, свыше 50% учеников ее носят «и делают это с удовольствием».

(Ильницкий С. Минобрнауки не будет вводить единую школьную форму для всех регионов / Сергей Ильницкий // Аргументы и факты. – 2015. – 26 августа).

Советское образование

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что главная цель ведомства в области высшего образования – довести уровень обучения в вузов до стандартов СССР, передает Интерфакс.

«У нас цель простая – возврат к тем высоким стандартам системы образования, которые были присущи всегда нашим ведущим университетам еще в Советском Союзе», – такое заявление Ливанов сделал на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов», проходящем на Клязьме.

Глава министерства отметил, что уровень образования, получаемого в российских вузах, резко упал начиная с 1990-х годов. По словам Ливанова, многие вузы сегодня занимаются «обманом потребителей» – то есть выдают дипломы, но не дают при этом знаний. Ведомство старается освободить высшее образование от некачественных вузов и филиалов, добавил министр.

Напомним, ранее в августе замглавы Минобрнауки Александр Климов рассказал, что количество многопрофильных опорных университетов в стране планируется довести до 150. Он заверил, что эти учебные заведения будут готовить «реальных специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей экономики». Еще в конце июня реформу анонсировал глава ведомства Дмитрий Ливанов.

(Ливанов призвал российские вузы вернуться к советскому уровню // Аргументы и факты. – 2015. – 24 августа).

«Самый высокий процент трудоустройства среди выпускников-инженеров»

10 августа завершился второй этап зачисления абитуриентов в российские вузы. Некоторые учебные заведения могут воспользоваться правом продлить зачисление до сентября, но большинство уже ведут подсчет поступивших абитуриентов на различные направления обучения. О предварительных итогах вступительной кампании, которые окончательно будут подведены в сентябре, о том, какие именно направления обучения набирают популярность у молодежи, рассказал замминистра образования и науки РФ Александр Климов.

– Александр Алексеевич, уже завершилась основная приемная волна в российских вузах. Какие специальности пользуются наибольшей популярностью?

– Об окончательных итогах говорить еще рано, мы сейчас собираем данные для дальнейшего анализа. По заявлениям, которые подавали абитуриенты, самыми востребованными оказались медицинские, экономические и некоторые инженерные направления и специальности подготовки. В области инженерного образования у абитуриентов наиболее популярны авиастроение, космическая техника, информационная безопасность, нефтегазовые направления и специальности.

Всего в период приемной кампании в вузы было подано более 2,2 млн. заявлений. Каждый абитуриент имел возможность подать заявления для поступления в пять вузов по трем направлениям. Так что окончательно итоги приемной кампании мы планируем подвести лишь в середине сентября.

– А если в целом смотреть на приоритеты выбора абитуриентов по профессиям, то как выглядит картина?

– Последние годы наблюдается рост заинтересованности в получении инженерного образования. Уже в прошлом году конкурс на эти специальности составил в среднем шесть человек на место. Можно выделить ряд направлений подготовки, по которым рост за последние годы был наиболее значительным, – это градостроительство (конкурс в 2013 году – 8,9 человека на место, в 2014 году – 20,3), ракетные комплексы и космонавтика (9,9 и 14,7), лазерная техника и лазерные технологии (7,7 и 10,9).

Востребованность инженерных специальностей обусловлена прежде всего высоким интересом работодателей к привлечению молодых специалистов, что наглядно показал проведенный Минобрнауки России мониторинг трудоустройства выпускников 2013 года.

– Что показал мониторинг трудоустройства?

– В этом году мы заключили соглашение с Рособрнадзором и Пенсионным фондом России и впервые смогли увидеть реальную картину трудоустройства и показателей средних заработных плат выпускников в течение первого года их работы. Рособрнадзор ведет реестр документов об образовании, у ПФР имеются данные о заработной плате. Мы связали две базы данных и получили интересные результаты. Согласно данным мониторинга, самый высокий процент трудоустройства, по большинству специальностей свыше 80%, отмечен именно среди выпускников-инженеров. Инженерные направления подготовки и специальности лидируют и по показателю средней зарплаты. По ряду направлений подготовки средняя зарплата превышает 40 тыс. рублей.

– А как обстоят дела с иностранными студентами в нынешней ситуации? Насколько сейчас популярно российское образование на международной арене и откуда едут поступать, на какие специальности и в какие вузы?

– Наиболее привлекательны для иностранных граждан российские вузы, активно участвующие в программах интернационализации и международного сотрудничества, налаживающие связи с зарубежными вузами-партнерами, разрабатывающие совместные образовательные программы и программы двойных дипломов. Привлечение иностранных студентов укрепляет позиции вуза на мировой арене, повышает престиж российского высшего образования, и наши вузы всё больше уделяют этому внимание. Сейчас у нас обучается порядка 180 тыс. иностранцев, в 2014 году было принято на обучение в Российскую Федерацию около 60 тыс. человек, из которых 76% – граждане СНГ.

К нам приезжают учиться граждане более чем 150 зарубежных стран.

Иностранных граждан на обучение принимают свыше 500 российских вузов. Наиболее востребованными среди иностранцев по результатам приемной кампании 2014 года являются направления подготовки и специальности инженерной и технической направленности – 32% принятых, общественные науки – 15%, медицина – 15%, гуманитарные и педагогические науки – 11%, искусство и культура – 3%.

– Меняется ли как-то ситуация с образовательной миграцией? Остаются ли Москва и Санкт-Петербург своего рода центрами притяжения иногородних студентов?

– Москва и Санкт-Петербург продолжают оставаться центрами притяжения абитуриентов: на долю этих регионов приходится четверть всех бюджетных мест бакалавриата и специалитета. Здесь самый высокий конкурс и самые высокие баллы ЕГЭ зачисленных.

При этом традиционно высоким остается конкурс на обучение в вузах, расположенных в регионах с разветвленной образовательной сетью. Это Томская область, Татарстан, Приморье и ряд других регионов. Конкурс в этих регионах на 1–3 человека на место больше, чем в среднем по России. Это связано с наличием в этих регионах федеральных и национальных исследовательских университетов.

– Какое-то время назад активно обсуждались введение норм ГТО в школах и дальнейший зачет их баллов при поступлении в вуз. Когда подобный механизм заработает на полноценной основе?

– Внедрение физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» во всех регионах начнется с января 2016 года, сейчас проходит пилотный этап. Мы включили возможность учета индивидуальных достижений в порядок приема в этом году за счет начисления баллов за индивидуальные достижения, среди которых в том числе и сдача нормативов «Готов к труду и обороне».

– Мы писали в свое время, что министерством прорабатывается вопрос создания детских комнат при вузах, где молодые студенты могли бы оставить своего ребенка на время занятий. Такие комнаты уже созданы?

– Эта проблема касается молодых мам, обучающихся на подготовительных отделениях, студенческих семей, семей молодых преподавателей. По нашим данным, 20 подведомственных Минобрнауки вузов располагают детскими игровыми комнатами или комнатами временного пребывания детей.

– А как обстоят дела с онлайн-образованием?

– Мы развиваем это направление, нами утверждены все необходимые нормативные документы по применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

На первом совещании Совета Минобрнауки России по открытому образованию в декабре прошлого года было принято решение о создании национального портала открытого образования – общедоступной площадки для всех студентов и образовательных организаций. На портале будут размещены онлайн-курсы для обучения студентов, разработанные ведущими вузами, а также нормативные документы.

(Панов П. «Самый высокий процент трудоустройства среди выпускников-инженеров» // Известия. – 2015. – 12 августа).

Шопинг

Корреспондент «Российской газеты» отправился на шопинг и узнал, как собрать ребенка в школу и не остаться при этом без копейки в кармане.

Львиную долю бюджета в любом случае «съест» одежда и обувь. В крупных московских торговых центрах школьная форма может стоить как хороший взрослый костюм. Комплект темно-синее платье для девочки (72% полиэстер) и хлопковая блузка. Цена – 5,5 тыс. рублей! Белые рубашки, блузки и водолазки дешевле, чем за 1,2 тыс., не найти. Брюки для семилетки от двух тысяч, жилетка от тысячи, пиджак от 2,5 тыс. Туфли и балетки из «кожзама» от 1,2 тыс. Спортивная форма тоже не радует. Костюм «штаны плюс толстовка» 3 тыс. рублей со скидкой. Кроссовки – 1,7 тыс.

– Сейчас открылись сотни школьных базаров по всей стране. Если купить только самое необходимое, в 10 тысяч уложиться не получится, – говорит Дмитрий Горбушин, папа восьмиклассницы. – Живем в Московской области – цены не ниже столичных. На родительском собрании объявили: нужна новая форма. В прошлом году была синяя, в этом – в клеточку. И заказывать ее будем опять у одной фирмы. 6 тысяч – жилетка, юбка и брюки.

Что советует Роспотребнадзор?

Синтетики должно быть не более 55%. На осень и весну подходят хлопок и лен, а шерсть для зимы. Но совсем отказываться от синтетики не стоит: она держит форму и продлевает срок носки. А вот травмоопасную фурнитуру (кольца, цепочки) нужно исключить.

В прошлом году в Научном центре здоровья детей РАМН провели анализ 162 образцов школьной формы из 13 регионов. Оказалось, всем требованиям соответствуют только 20% образцов. Главные претензии: ткань плохо пропускает воздух и почти не впитывает влагу. А ведь детям приходится носить такую одежду по 5-6 часов, а то и больше. Нужно внимательно смотреть на ярлычок: где и из чего одежду сделали. Ну и главный критерий: ребенку должно быть удобно.

Неподъемный ранец

Портфель тоже влетит в копеечку. Лучший вариант – рюкзак с ортопедической спинкой – в столичных ТЦ предлагают по цене от 5 до 7,5 тыс. За эти же деньги можно купить модную сумку из натуральной кожи, сетуют родители.

По санитарным нормам школьный ранец со всей «начинкой» должен весить не больше 2 кг в начальной школе, 3 кг – в средней и 5 кг – в старшей. Он не должен быть шире спины и ниже поясницы.

Цены кусаются

Пик закупок школьных принадлежностей, формы и учебников традиционно приходится на две последние недели августа. В это время самые высокие цены. В прошлом году, по данным ВЦИОМ, чтобы отправить ребенка в школу, родители потратили в среднем 13,6 тыс. рублей. Причем траты жителей Москвы и Петербурга были выше – 19 тыс. рублей.

Недавно в министерстве потребительского рынка и услуг Московской области провели мониторинг цен на товары для школьников. Вывод: по сравнению с прошлым годом все подорожало в среднем на 15%. Тем не менее средний ранец, по данным ведомства, стоит всего лишь 1,2 тыс. рублей. А спортивный костюм – 1,8 тыс. Подорожание коснулось канцелярских наборов: тетради, ручки, карандаши, краски, альбом, цветная бумага, прописи обойдутся родителям в среднем в 2 тыс. рублей против прошлогодних 1,5 тыс. В целом, по данным мониторинга, полный комплект одежды вместе со школьными принадлежностями будет стоить 10,7 тыс. рублей.

Канцтовары отдельная головная боль. Простой набор карандашей в 12 цветов обойдется рублей в 150. А ребенку подавай с «винксами» – в два раза дороже. С пеналом та же история: за модные модели просят до 600-700 рублей. Особая «мелочь» – ручки. Средняя цена – 13 рублей. Учителя советуют: малыш, у которого рука не поставлена, держит ее кое-как. Ручка может царапать бумагу. Потому лучше расписать ее под разными углами еще в магазине.

(Колесникова К. Шопинг не по детски / Ксения Колесникова // Российская газета. – 2015. – 6 августа).

Программа реконструкции школ

Программа строительства и реконструкции российских школ потребует до 2025 года более 3 триллионов рублей.

Премьер-министр Дмитрий Медведев провел селекторное совещание о подготовке системы образования к очередному учебному году, который начнется уже через полторы недели. Большинство школ полностью готовы открыть двери для учащихся. «Есть оборудование, инвентарь, школьные автобусы, обеспечен доступ к интернету, в некоторых школах созданы условия для инклюзивного обучения, закуплены учебники», – заявил глава кабмина. На особом контроле находится ситуация в тех регионах страны, которые столкнулись летом с природными пожарами и наводнениями.

Также Медведев обратил внимание на проблему обучения детей, вынужденно перемещенных с территории Украины: «Региональные власти для них бронируют места в учреждениях образования».

Проблемой школьного образования остается дефицит самих учебных заведений. Только три четверти школ в России работают, как и должны, в одну смену, а все остальные в две и даже три. Тем более, считает глава кабмина, школьники должны учиться в нормальных, современных и подготовленных зданиях. «Пока, к сожалению, в стране немало школ, где, откровенно говоря, все выглядит довольно грустно, требуется капитальный ремонт, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – В ряде регионов вопрос стоит остро. В течение года эту проблему пытались решать, но с разной степенью успешности».

Теперь к процессу собирается подключиться федеральный центр. Премьер заявил, что разработан проект программы по строительству и реконструкции школ, который рассчитан на период до 2025 года. «Нам нужно еще окончательно все сверить, посмотреть на наши возможности, тем более, что в целом эта программа потребует очень немалых капитальных вложений, – отметил Медведев. – По предварительным оценкам, порядка 3 триллионов рублей». В результате в общеобразовательных организациях должно появиться более 6,5 миллиона мест.

Опыт реализации подобных программ у правительства уже есть. Именно таким образом решается сейчас проблема очередей в детские сады. За последние три года количество мест в дошкольных учреждениях увеличилось более чем на миллион. «В этом году планируется ввести еще более 340 тысяч», – напомнил премьер. Сегодня государственные и детские частные сады посещают почти 7 миллионов детей.

(Кузьмин В. Медведев оценил программу реконструкции школ в 3 трлн рублей / Владимир Кузьмин // Российской Газета. – 2015. – 20 августа).

В школе выросло число экзаменов

Рособрнадзор разъяснил школам, что уже в этом году девятиклассники будут сдавать не два, а четыре экзамена. До этого времени, напомним, девятиклассники сдавали русский язык и математику. А вот на экзамены по остальным предметам могли и не ходить. В итоге получилось, что контролируются знания только по двум дисциплинам из полутора десятков.

В Рособрнадзоре рассказали, что в этом учебном году выпускникам 9-х классов необходимо будет сдать экзамены по четырем учебным предметам – обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ). Чтобы получить аттестат, необходимо успешно сдать ГИА только по русскому языку и математике.

– Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не будут влиять на получение аттестата, – пояснили в Рособрнадзоре. А вот в следующем учебном году итоги предметов по выбору учтут при выдаче аттестата.

Тем, кто получит в 2016–2017 учебном году двойки, разрешат пересдать экзамены.

«Обучающиеся, не прошедшие ГИА-9 или получившие неудовлетворительные результаты более чем по двум предметам или повторно не сдавшие один из экзаменов в дополнительные сроки, смогут пересдать экзамены не ранее 1 сентября 2017 года» – говорится в официальном письме Рособрнадзора.

Разговоры о том, что количество экзаменов в 9-м классе вырастет, шли давно. Это подтверждала и первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк. Но было неясно, когда именно вступят в силу новшества – в этом году или в следующем.

В списке «разрешенных» предметов по выбору нет ни физкультуры, ни технологии, хотя некоторые педагоги считают, что можно было разрешить выпускникам их выбирать.

Неясно пока, как именно будут сдавать ученики экзамены по выбору – в виде письменных тестов или устно? Как будет проходить экзамен по иностранным языкам? В ЕГЭ по иностранным языкам в этом году появилась устная часть. Возможно, она будет и на экзаменах в девятом.

Выпускной экзамен для девятиклассников появился в некоторых регионах еще в 2002 году, через год после первого ЕГЭ. При этом ГИА стала обязательной для девятиклассников всей страны только в 2014 году. Тот, кто завалит экзамены, либо пересдает их в августе, либо остается на второй год, либо поступает в техникумы и колледжи.

В отличие от федерального ЕГЭ за проведение экзамена для девятиклассников отвечают регионы, они же устанавливают минимальный проходной балл. Рособрнадзор лишь готовит открытый банк заданий, на основании которого регион самостоятельно готовит материалы для ГИА.

(Ивойлова И. Умножение на два: В школе выросло число экзаменов / Ирина Ивойлова // Российская газета (Столичный выпуск). – 2015. – 18 августа).

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос