Дайджест образовательной прессы (июль 2015)
В этом месяце
1. Профессиональные периодические издания
-
Образовательная политика
-
Управление образованием
-
Научные сообщения
-
Высшая школа
-
Технология и практика обучения и воспитания
-
Начальная школа
-
Воспитание и дополнительное образование
-
ЕГЭ
2. Пресса
Образовательная политика
Планы
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов рассказал на встрече с журналистами о важнейших задачах ведомства в новом учебном году и личных спортивных планах. В числе приоритетных задач, отметил Дмитрий Ливанов, запуск программы поддержки строительства новых школ и расширения уже существующих школьных зданий.
В планах ведомства также следующий шаг в реформировании академической науки. Работа над концепцией нового закона о науке может быть закончена к середине следующего года. Ее текст вынесут на общественное обсуждение, затем будет разрабатываться законопроект.
В качестве важного направления работы Минобрнауки Дмитрий Ливанов также выделил завершение оптимизации сети вузов. «Это не реформирование, а просто наведение порядка», - подчеркнул он.
Министр также рассказал о предстоящем запуске новой программы по опорным вузам. Детали программы ведомство анонсирует уже в конце августа. Процесс отбора опорного вуза среди других в конкретном регионе будет проходить на добровольной основе по модели формирования, уже сложившейся сети федеральных университетов. Опорные вузы получат из федерального бюджета дополнительные ресурсы на программы развития.
Сокращения бюджетных мест в вузах страны, по словам Дмитрия Ливанова, не планируется.
По итогам приемной кампании будет проанализирована ситуация с проверкой и учетом вузами школьных сочинений. В этом году их результаты учитывают около 70 процентов российских вузов. Комментируя вопрос о вероятности изменений, связанных с оцениванием и сроками написания выпускного сочинения, Дмитрий Ливанов сказал, что скорее всего никаких перемен не последует: «Думаю, как минимум еще один год все пройдет в том же режиме».
А вот сдача нормативов ГТО со следующего года будет давать абитуриенту более весомое преимущество, чем в этом году, когда Минобрнауки рекомендовало вузам начислять за значок ГТО не более одного балла.
«Со следующего года во всех регионах появятся сертифицированные пункты по сдаче ГТО, и спортивные достижения можно будет учитывать с большим весом», - сказал Дмитрий Ливанов.
На вопрос «Учительской газеты», какие новые спортивные достижения (после похода на Северный полюс, увлечения коньками, альпинизмом и парусным спортом) есть в его собственных планах, Дмитрий Ливанов ответил, что готовится принять участие в Московском марафоне 20 сентября этого года, а потому активно тренируется. Марафонская дистанция по центральным улицам столицы, которую планирует пробежать министр, составит чуть больше 42 километров.
(Максимович О. Дмитрий Ливанов готовится к марафону / Ольга Максимович // Учительская газета. – 2015. - 21 июля).
В стандарты внесут изменения
Минобрнауки России до 1 ноября 2015 года предстоит внести изменения в стандарты общего образования, выделив русский язык и литературу в самостоятельную предметную область. Соответствующее поручение по итогам совместного заседания советов при президенте по межнациональным отношениям и по русскому языку дал Владимир Путин. Напомним, на заседании, прошедшем 19 мая, президент подчеркнул, что государство постоянно должно повышать качество обучения детей русскому языку независимо от их места жительства и специализации школы. «В этой связи не могу не согласиться с теми специалистами - филологами, учителями, общественными деятелями, которые считают, что необходимо выделить русский язык и литературу в самостоятельную предметную область в системе общего образования», - сказал Владимир Путин.
Сегодня русский язык входит в общее понятие «филология». И как заметил президент, когда количество часов на национальные языки увеличивается, то делают это, как правило, за счет сокращения часов по русскому языку.
Изменения в стандартах согласно поручению главы государства должны предусматривать реализацию в полном объеме права обучающихся на изучение русского языка и родного языка из числа языков народов РФ. Необходимо принять и меры по включению учебников на языках народов РФ в Федеральный перечень.
Правительству РФ президент поручил обеспечить условия для подготовки в федеральных вузах переводчиков художественной литературы с языков народов России за счет федерального бюджета, обеспечить систематическое повышение квалификации вузовских преподавателей русского языка и литературы, а также преподавателей языков и литературы народов РФ, работающих в высшей школе. А органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию школьных учителей-филологов.
(Симонов А. В стандарты внесут изменения / Александр Симонов // Учительская газета. - 2015. - 14 июля).
Система распределения не вернется
Дмитрий Ливанов выступил с докладом на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. В своем выступлении министр рассказал о ключевых достижениях текущего года. По его словам, средняя заработная плата педагогов достигла целевых значений по всем уровням образования. «За I квартал значительно выросла зарплата педагогов дополнительного образования - на 10%, среднего профессионального образования - на 6%, общего и дошкольного - на 4,5 и на 3%. При этом повышение не сопровождается сокращением численности учителей, напротив, наблюдается увеличение количества педагогов дошкольного, общего и дополнительного образования».
Продолжается работа по обеспечению к концу этого года стопроцентной доступности мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет. В большей части регионов России, по словам министра, эта задача будет решена.
Одним из приоритетных направлений этого года Дмитрий Ливанов назвал активное оформление содержания образования. «Концепция математического образования уже утверждена, разработана концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, - констатировал министр. - Готов проект концепции школьного филологического образования, в этом году мы начнем еще разработку концепции географического и технологического образования». Появление этих документов, по мнению главы Минобрнауки, будет способствовать созданию единого образовательного пространства.
С 1 сентября по поручению президента вводятся стипендии для талантливой молодежи. По словам Дмитрия Ливанова, для 5000 успешных выпускников школ, продемонстрировавших наиболее высокий уровень подготовки, вводится специальная академическая стипендия в размере 20000 руб. ежемесячно на период обучения в вузе.
После завершения выступления в адрес министра поступил ряд вопросов от сенаторов. В частности, представителей регионов интересовала проблема трудоустройства выпускников российских вузов в зарубежные компании.
Дмитрий Ливанов сказал, что возвращаться к действовавшей в СССР системе распределения выпускников Минобрнауки России не планирует. «По мере того как будет развиваться экономика, будут возникать новые производства, новые карьерные перспективы для выпускников вузов, они будут оставаться работать в нашей стране», - заключил министр.
(Рожков П. Система распределения не вернется / Павел Рожков // Учительская газета. – 2015. - 14 июля).
ФЗ
Продолжение публикации отдельных статей из Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее образование.
(Отдельные статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" // Специалист. - 2015. - № 5. - С. 39-40. - Продолжение. Начало: № 1, 30).
Как быть учителю?
Автор размышляет о нововведениях и псевдореформах в образовании, о том, как найти выход из сложившейся ситуации.
(Поташник М. ЕГЭ против ФГОС. Как быть учителю? / М. Поташник // Директор школы. - 2015. - № 5. - С. 67-76).
Закупки для школ
О том, как модернизировать систему образования с точки зрения содержания и предмета закупок для школ.
(Сергоманов П. Дидактика 2.0 как основание закупок / П. Сергоманов, С. Кравцов // Директор школы. - 2015. - № 4. - С. 68-77).
Образование: ракурсы и грани
Представлена общая характеристика федерального законодательства в сфере воспитания и образования, его понятие и состав. Детально проанализированы основные изменения федерального законодательства в соответствующей сфере. Сформирован перечень нерешенных проблем и очерчены главные направления развития федерального законодательства в сфере образования.
(Майоров А.Н. Развитие российского законодательства в сфере воспитания и образования от 90-х гг. XX в. до сегодняшнего дня / Алексей Николаевич Майоров, доктор педагогических наук; профессор; заместитель руководителя // Alma mater. - 2015. - № 4. - С. 6 - 17).
Доска объявлений
Министерство образования и науки Чеченской Республики приглашает на работу педагогов из других регионов. Для открывающейся 1 сентября в г. Грозном новой школы «Центр образования имени Ахмата-Хаджи Кадырова» требуются квалифицированные учителя-предметники со стажем работы, знающие требования ФГОС и владеющие персональным компьютером (интерактивной доской). Заработная плата от 40000 рублей. Педагогам предоставляются квартиры в центре города с мебелью и бытовой техникой.
Оформление, отпуск, больничный и пр. по ТК РФ. Медицинское страхование для сотрудника и его семьи. Оплата сотовой связи. Оплата питания. Компенсация проезда и ГСМ. Корпоративное обучение и тренинги. Возможность профессионального и карьерного роста. Резюме претендентов рассматриваются до 10.08.2015 года.
(Доска объявлений // Учительская газета. – 2015. - 21 июля).
Управление образованием
Прокуратура наказала учителя за сбор "добровольных пожертвований"
Прокуратура провела проверку в одной из общеобразовательных школ Курганской области в связи с обращением местной жительницы. И выяснила, что родителей школьников принуждали сдавать "добровольные пожертвования" на ремонт школы. "Данные действия являются незаконными, поскольку любые пожертвования (благотворительные взносы) осуществляются только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательной организации",— сообщает пресс-служба прокуратуры Курганской области.
Директор школы и учитель, обязавшая родителей сдавать денежные средства, привлечены к дисциплинарной ответственности.
(Прокуратура наказала учителя за сбор "добровольных пожертвований" // Учительская газета. - 18 июля).
Парк-школа
Материал, посвященный образовательной модели парк-школы как возможности изменить систему образования.
(Леонтьева О. Научить выбору / О. Леонтьева // Директор школы. - 2015. - № 5. - С. 48-53).
Пожарная безопасность
В статье говорится об основных требованиях пожарной безопасности в образовательных учреждениях, особенностях ее проверки и санкциях за нарушение.
Кристалинская, М. В. Как пожарную безопасность проверят в образовательном учреждении / М. В. Кристалинская // Учет в сфере образования. - 2015. - № 3. - С. 40-44).
О деловой игре
О деловой игре для руководителей образовательных учреждений и ее выводах.
(Рябцев М. Закон "большого пальца" / М. Рябцев // Директор школы. - 2015. - № 5. - С. 21-24).
Персона грата
Автор размышляет о том, какой должна быть авторская школа.
(Случ М. И. Вы созданы для счастья... / М. И. Случ // Директор школы. - 2015. - № 4. - С. 78-85).
Научные сообщения
Трудоустройство
На материалах социологического исследования проанализированы факторы трудовой мобильности выпускников среднего профессионального образования после получения подготовки в профессиональных образовательных организациях.
(Кутейницына Т. Г. Профессиональные траектории когорты выпускников среднего профессионального образования / Т. Г. Кутейницына, кандидат социологических наук; С.Ю. Алашеев // Социология образования. - 2015. - № 4. - С. 49-66. - Библиогр.: с. 65-66 (10 назв.).
Социальная безопасность выпускников
Рассмотрены понятия социальной безопасности выпускников вузов при трудоустройстве, предложен комплекс рекомендаций по снижению уровня угроз
(Золотухин, В. М. Угрозы социальной безопасности выпускников вузов при трудоустройстве: реальные и потенциальные / В. М. Золотухин, доктор философских наук; профессор; В. Ю. Чигаева // Социология образования. - 2015. - № 4. - С. 67-77. - Библиогр.: с. 76-77 (4 назв.).
Преподавательские кадры
На основе проведенного исследования рассматриваются социально-демографические, профессиональные характеристики педагогов среднего профессионального образования (Репринцева Е. Г. Преподаватели средней профессиональной школы: ожидания от реформ / Е. Г. Репринцева // Социология образования. - 2015. - № 4. - С. 91-102. - Библиогр.: с. 102 (2 назв.).
Социология образования
Рассматривается изменение социально-экономического положения преподавателей вузов в связи с реформой высшего профессионального образования и трудовых отношений в вузах. Выявлено наличие у преподавателей вузов вариантов поведения, основанных на сочетаниях “выхода”, “голоса” и “лояльности”. Рассматривается, как сила переговорной позиции работников влияет на выбор альтернатив поведения, дается оценка последствий для вузов изменения положения преподавателей.
(Курбатова М. В. Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора / М. В. Курбатова, доктор экономических наук; профессор; Е. С. Каган; Н. Ф. Апарина // Социологические исследования. - 2015. - № 2. - С. 122-133). - Библиогр.: с. 133.
Ранняя профориентация
Рассмотрены возможности ранней профориентации школьников в процессе совершенствования профессионального и социального самоопределения учащихся общеобразовательных учреждений.
(Шаповалова И. С. Ранняя профориентация школьников: отношение и готовность субъектов / И. С. Шаповалова, доктор социологических наук; А. В. Кисиленко // Социология образования. - 2015. - № 4. - С. 111-128. - Библиогр.: с. 128 (6 назв.).
Антропологический подход
Определяются роль и место антропологического подхода в инновационной образовательной практике в историческом контексте и в современной реальности: пути разрешения противоречий; методологическая и методическая системы его продуктивного применения. Подчеркиваются универсальность совокупности принципов отражающих требование строить образование сообразно законам окружающей ребенка природной и социальной среды и его собственной природы; органическое единство истории и современности.
Обращенность педагогики к антропологическому подходу позволяет по-новому взглянуть на понимание инновационной образовательной практики как в историческом контексте, так и в современной реальности.
Наконец-то антропология освобождается от органичного ее понимания как отрасли естествознания и науки о биологических свойствах человека и естественной истории человечества. Во многих исследованиях, чтобы подчеркнуть центральную роль антропологии в системе наук, добавляются определения интегративная, онтологическая, общая, целостная. То есть антропология рассматривается как синтез наук о человеке; дает научные представления о человеке и его жизни: это комплексное учение о целостности всех аспектов человека, живущего в единой Вселенной; учение о человеке, обладающем глубинным источником внутренней силы, способным придать ему целостность.
(Рындак В.Г. Антропологический подход: современная педагогическая теория и опыт применения (в контексте исследований А.Е. Фирсовой, Н.М. Борытко) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки. Исторические науки. – 2015. – № 2 (97). – С. 16 – 22. Библиография с. 22 (7 названий).
Уроки здоровья
(Соколова С. Показатели здоровья: результаты исследования / С. Соколова // Директор школы. - 2015. - № 4. - С. 105-110).
Высшая школа
Пять вузов отлучены от федеральных программ
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов провел совещание с ректорами вузов по вопросам повышения эффективности использования субсидий, направляемых в учебные заведения В министерство были вызваны руководители 22 вузов, в которых доля остатков к общему объему представленной субсидии в 2014 году составила более 30-40%.
По словам министра, денежные средства на поставленные цели необходимо использовать до 1 октября этого года. «Мы разберем каждый случай и, если увидим, что часть средств необоснованно была оставлена на счете с прошлого года, на следующий финансовый год уменьшим вузу государственное задание», - заключил глава ведомства.
Он также отметил, что в ряде вузов, несмотря на значительный объем остаточных средств на депозитных счетах, срываются сроки строительства учебных объектов, на которые при этом со стороны учебных заведений поступают регулярные запросы дополнительного финансирования.
Подводя итоги, Дмитрий Ливанов подчеркнул, что подобные вузы будут наказаны. По итогам совещания были приняты решения об отстранении от участия во всех федеральных программах на 3 года Дагестанского государственного педагогического университета, Государственного университета - учебно-научно-производственного комплекса, Саратовской государственной юридической академии, Кабардино-Балкарского государственного университета, Набережночелнинского института педагогических технологий и ресурсов.
(Игорь Ветров И. Пять вузов отлучены от федеральных программ / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2015. - 21 июля).
Действующие лица
Российский новый университет (РосНОУ) - один из крупнейших негосударственных вузов страны.
(Зернов Владимир Алексеевич. Владимир Зернов: "Во всем мире правила игры для государственных и частных вузов одинаковы" / беседовала Елена Бейлина // Университетская книга. - 2015. - № 4. - С. 12-17).
События. Новости. Анонсы
Ядром Крымского федерального университета стал Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского
(Крымский федеральный университет получил лицензию // Университетская книга. - 2015. - № 4. - С. 4).
В настоящее время к объединению готовятся 20 высших учебных заведений
(Объединение вузов продолжается // Университетская книга. - 2015. - № 4. - С. 6).
Представители вузов обсуждают новые правила приема
(Приемная кампания-2015: в приоритете личные достижения // Университетская книга. - 2015. - № 4. - С. 52-54).Технология и практика обучения и воспитания
В порядке обсуждения
О необходимости учитывать возможность негативного влияния использования информационных технологий при преподавании иностранных языков (на примере английского) и о методах преодоления этого влияния.
(Гринвальд О. Н. Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в эпоху информационных технологий / Оксана Николаевна Гринвальд, кандидат педагогических наук // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - С. 2-6. - Текст рус., англ. - Библиогр.: с. 6 (4 назв.).
Обучения пересказу
О методах обучения пересказу на уроках иностранного языка (на примере английского). (Бржозовская К. М. Пересказ в обучении иностранному языку / Кира Михайловна Бржозовская, кандидат педагогических наук // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - С. 7-12. - Текст рус., англ. - Библиогр.: с. 12 (3 назв.).
Французский язык
О методике проведения викторины на французском языке "Знатоки сыра" для учащихся 8-9 классов.
(Банникова, Л. В. Викторина для знатоков французского сыра (8-9 классы) / Любовь Владимировна Банникова // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - С. 16-19. - Текст рус., фр. - Библиогр.: с. 19 (2 назв.).
Немецкий язык
На основании анализа типичных ошибок даны рекомендации по подготовке учащихся к выполнению задания ЕГЭ по написанию личного письма на немецком языке
(Бажанов А. Е. Специфика оценивания и подготовки к ЕГЭ по немецкому языку : задание 39 ("Личное письмо") / А. Е. Бажанов, О. Н. Крючкова, С. Л. Фурманова // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - С. 20-28. - Библиогр.: с. 27-28 (7 назв.) и в сносках).
Рекламное объявление
О подготовке учащихся к выполнению задания 2 в устной части ЕГЭ по английскому языку, согласно которому необходимо составить вопросы по рекламному объявлению. (Корчажкина О. М. Стратегии составления вопросов к рекламному объявлению (устная часть ЕГЭ по английскому языку) / Ольга Максимовна Корчажкина, кандидат технических наук // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - С. 28-37. - Текст рус., англ. - Библиогр.: с. 37 (2 назв.).
На уроке - лексика
Об использовании пословиц и поговорок на уроках французского языка в целях обогащения словарного запаса учащихся новой лексикой и развития их речевых навыков. (Цвиркун С. А. Использование пословиц и поговорок на уроках французского языка / Светлана Александровна Цвиркун // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5.. - 2015. - № 5. - С. 18-23. - Текст рус., фр.)
Из опыта школы
О практической ценности использования диктантов на иностранных языках как для методики преподавания, так и для подготовки учащихся к выпускным экзаменам по этим предметам. Статья содержит тексты нескольких небольших диктантов.
(Шальнев Н. А. Проведение диктантов на иностранных языках как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся / Николай Анатольевич. Шальнев // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 4. - С. 21-23. - Текст рус., англ. - Библиогр.: с. 23 (3 назв.).
Формирование умений монологической речи
Представлен конспект урока английского языка во 2 классе по теме "We are going to Hogwarts", цель которого - формирование умений монологической речи
(Кунгурова И. М. План-конспект урока английского языка по теме "We are going to Hogwarts" / И. М. Кунгурова, кандидат педагогических наук; К. А. Иванова // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 4. - С. 24-28. - Текст рус., англ).
Вопросы подготовки учителя
О положительных образовательных, воспитательных и развивающих аспектах интеграции международных телекоммуникационных проектов в процесс обучения иностранным языкам.
(Дугарцыренова В. А. Международные телекоммуникационные проекты в обучении иностранным языкам: возможности, проблемы и противоречия / Вера Аркадьевна Дугарцыренова, кандидат педагогических наук; доцент // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 4. - С. 29-39. - Библиогр.: с. 37 - 39 (25 назв.).
Специализированный курс
В статье представлен опыт создания специализированного курса "Французский язык для академических целей" для студентов старших курсов бакалавриата экономического факультета НИУ ВШЭ г. Нижний Новгород, планирующих продолжить образование во Франции.
(Ефремова. Н. Н. Из опыта создания специализированного курса "Французский язык для академических целей" / Наталия Николаевна Ефремова, кандидат педагогических наук / Иностранные языки в школе. - 2015. - № 4. - С. 39-45. Текст рус., фр. - Библиогр.: с. 45 (8 назв.).
Онлайн курсы
О достоинствах и недостатках массовых открытых онлайн курсов, используемых в профессиональной подготовке учителей английского языка, рассказано на примере образовательного проекта "Coursera".
(Макеева С. Н. Массовые открытые онлайн курсы в профессиональной подготовке учителя английского языка / Светлана Николаевна Макеева, кандидат педагогических наук // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 4. - С. 45-50. - Библиогр.: с. 49-50 (6 назв.) и в тексте).
Учебники английского языка
Сравниваются учебники английского языка для старших классов школ различных авторов при обучении спонтанной устной речи.
(Буров И. М. Методические принципы применения учебно-речевых ситуаций при обучении английскому языку в учебниках и пособиях на старшем этапе обучения / И. М. Буров, ведущий методист по информационно-методической работе // Английский язык в школе. - 2015. - № 2 (50). - С. 10-14). - Библиогр.: с. 14 (7 назв.).
Роль методологии
Включение в процесс обучения физики методологических знаний с целью воспитания рационального мышления.
(Щербаков Р. Н. Роль методологии в воспитании рационального мышления на уроках физики / Р. Н. Щербаков // Специалист. - 2015. - № 5. - С. 32-35. - Продолжение следует).
Оценка урока
Предлагается методика оценки урока как главного индикатора уровня квалификации педагога.
(Погодин В. Карта оценки урока / В. Погодин // Директор школы. - 2015. - № 5. - С. 35-47).
Оценивание преподавания английского языка учениками через специальные тесты в игровой форме.
(Бикеева А.С. Оценки, которые выставляют нам наши ученики. Как установить обратную связь. Часть 1 / А. С. Бикеева, учитель английского языка // Английский язык в школе. - 2015. - № 2 (50). - С. 7 - 9).
Использование интерактивной доски
С появлением интерактивного оборудования у учителя появилась прекрасная возможность оживить, разнообразить уроки. Автор статьи говорит, в частности, об использовании интерактивной доски в педагогической практике.
(Архипова И. Н. Использование интерактивной доски / И. Н. Архипова, учитель начальных классов // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 25-26). - Библиогр.: с. 26 (2 назв.).
Документ-камера
В статье рассматриваются дидактические возможности документ-камеры модели AVerMedia CP 300 в начальном образовании, а также способы их реализации; проводится сравнительный анализ дидактических возможностей документ-камеры данной модели и других технических средств обучения; затрагиваются некоторые технические аспекты подключения документ-камеры к устройствам отображения
(Фабрикантова Е. В. Дидактические возможности документ-камеры в начальном образовании и пути их реализации / Е. В. Фабрикантова, кандидат педагогических наук, доцент // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 27-31). - Библиогр.: с. 31 (12 назв.).
Информационные угрозы
Анализируя результаты анкетирования, проведенного среди родителей и учащихся IV класса, автор статьи приходит к выводу о том, что и родители, и дети имеют слабое представление об информационных угрозах. Отмечается, что защиту учащихся от негативной информации в Интернете следует рассматривать как составляющую воспитательного процесса, которая будет способствовать формированию умения правильно отбирать информацию и понимания места информации в современном мире.
(Крамер Е. А. Прививка от киберзависимости / Е. А. Крамер, учитель начальных классов // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 32-35). - Библиогр.: с. 35 (6 назв.).
"Петумопс"
Двухгодичный опыт работы над сочинением создает у школьников базу, которая позволяет им дальше совершенствовать умения в области написания уже известных творческих письменных высказываний, а также овладевать очередными новыми видами. Таковыми в III классе могут быть сочинение-презентация и сочинение-фантазия. В качестве примеров представлены варианты проведения сочинения-презентации по детскому журналу "Мурзилка" и сочинения-фантазии на тему "Петумопс".
(Бакулина, Г. А. О новых видах сочинений на уроках русского языка [Текст] : III класс / Г. А. Бакулина, доктор педагогических наук, профессор // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 75-80. - Библиогр.: с. 80 (2 назв.).
Работа с родителями
Автор делится опытом организации работы с родителями учащихся начальных классов. Изложены правила общения с родителями.
(Тишина, Е. В. Как организовать работу с родителями / Е. В. Тишина, учитель начальных классов // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 65 - 66).
Кружок
Коротко описана работа и приведен план мероприятий кружка "Деревня мастеров". Занятия в нем развивают у школьников практические навыки, фантазию, чувства прекрасного, умение добродушно общаться с родителями и одноклассниками.
(Захарова, А. М. Кружок "Деревня мастеров" / А. М. Захарова, учитель начальных классов // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 68 - 70).
КВН
Сценарий КВН по русскому языку для учащихся младших классов.
(Лукьянова Н. Будем русский мы учить, чтоб пятерки получить!: КВН для младших школьников / Н. Лукьянова // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 7. - С. 58 - 63).
Окружающий мир
При проектировании урока по предмету "Окружающий мир" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования акцент с получения учащимися предметных знаний смещается в сторону достижения метапредметных результатов на предметной основе. При этом основная цель урока раскрывается как смысл основного формируемого понятия, а планируемые предметные результаты разворачивают его знаниевый компонент и компонент конкретных формируемых умений.
(Боровская Л. А. Планирование результатов обучения как компонент проектирования урока: предметная область "Окружающий мир" / Л. А. Боровская, доцент; Н. В. Аксенова // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 13 - 17).
Опыт
Автор делится опытом работы по обучению младших школьников самооцениванию, анализу допущенных ошибок в контрольных работах.
(Суетина, Л. П. Обучение учащихся самооцениванию : из опыта / Л. П. Суетина, учитель начальных классов // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 22 - 25).
Воспитание и дополнительное образование
Музыкальное образование
Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 год и план мероприятий по ее реализации обнародованы на официальном сайте Министерства культуры РФ.
(Министерство культуры РФ обнародовало программу развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 год // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2015. - № 4. - С. 25
Межпозиционное взаимодействие
Содержание и технология организации межпозиционного проблемного взаимодействия педагогов и школьников.
(Шустова, И. Ю. Межпозиционное взаимодействие как условие реализации современной модели воспитания / И. Ю. Шустова // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 13-21. - - Библиогр.: с. 21 (3 назв.).
Возможен ли диалог?
Сферы деятельности социально ориентированных НКО, их вклад в развитие социальной и творческой активности детей и подростков. Проблемы установления и развития отношений НКО со школой.
(Загладина Х. Т. Школа и некоммерческие организации: возможен ли диалог? / Х. Т. Загладина, И. Б. Шульгина // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 23-29).
Классному руководителю
Методические рекомендации по приобщению детей к чтению. Алгоритмы проведения и темы литературно-ориентированных конкурсов, турниров, экспедиций и других мероприятий и дел, в которых каждый ребенок сможет найти занятие по душе. (Лизинский В. М. Как вернуть детей в мир книги / В. М. Лизинский // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 30-35. - Окончание следует).
Воспитание в учебном процессе
Отношение к списыванию в школе как одна из характеристик морального облика ученика и учителя.
(Федин С. Н. Математика учит честности / С. Н. Федин // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 36-39. - Библиогр.: с. 39 (2 назв.).
Педагогу дополнительного образования
Об одном из уникальнейших детских оздоровительных учреждений Новгородской области и системе воспитательной работы, реализуемой его педагогическим коллективом (Савельева Г. Н. Детская флотилия "Парус" / Г. Н. Савельева // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 43-46).
Школьному психологу
Важность дебатов для формирования самостоятельной творческой личности подростка, способной критически мыслить и публично представлять свои идеи. Публикуются разработки дебатов по актуальным темам.
(Григорьева М. Ю. Формирование ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций обучающихся в процессе дебатов / М. Ю. Григорьева, Е. В. Железникова, Е. Э. Колтановская // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. - С. 47 - 54. - Библиогр.: с. 54 (8 назв.).
«Служенье муз не терпит суеты...»
Сценарий театрализованной литературной композиции для старшеклассников с участием героев русской классической литературы.
(Сафонова Т. Встреча литературных героев: сценарий мини-спектакля для старших школьников / Т. Сафонова // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 8. - С. 21 - 25).
Урок технологии
Разработка интегрированного урока технологии и музыки для учащихся 8-го класса на тему фольклора и быта крестьян XIX века.
(Андреева Л. Вышивка - путешествие в старину: интегрированный урок вышивки и музыки / Любовь Андреева, учитель технологии // Дом культуры. - 2015. - № 4. - С. 30-35).
Мини-спектакль
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной учащимся первого выпуска Императорского Царскосельского лицея - А. С. Пушкину и его друзьям.
(Ивашина В. Лицей, ты - гениев приют!: мини-спектакль / В. Ивашина // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 8. - С. 2 -20).
Европейский взгляд
О проблеме гендерного образования и ее решении в разных странах
(Данилова Л. Гендерное образование: европейский взгляд / Л. Данилова // Директор школы. - 2015. - № 4. - С. 94 - 99).
Сценарии и репертуар
Театрализованное представление для детей младшего школьного возраста, знакомящее с правилами дорожного движения.
(Рукавишникова В. Если видишь этот знак, знай, что он не просто так!: инсценировка по правилам дорожного движения для детей и взрослых / В. Рукавишникова // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 6. - С. 68 - 73).
Мероприятия, направленные на формирование знаний школьников по защите от опасных и чрезвычайных ситуаций.
(Овчинникова Е. Опасно для жизни!: викторины, игры, конкурсы / Е. Овчинникова // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 6. - С. 74-83).
Традиции народного художественного творчества
Сценарий театрализованного представления для дошкольников, знакомящего детей с русской народной культурой.
(Солдатова А. В гости к нам пришла матрешка: фольклорно-музыкальное представление для детей дошкольного возраста / А. Солдатова // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 4. - С. 3-10).
Сценарий игровой программы для школьников, посвященной знакомству с русскими художественными промыслами.
(Ковальчук М. Промысловых дел мастер: сценарий игровой программы для детей / М. Ковальчук // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 4. - С. 28-34).
Страшный сон
Сценарий театрализованной постановки для школьников по профилактике вредных привычек
(Жирнова Н. Страшный сон: научно-фантастический триллер об очень вредных привычках / Н. Жирнова // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 6. - С. 14-31).
Сценарий театрализованной конкурсно-игровой программы для учащихся младшего и среднего школьного возраста по профилактике наркомании.
(Стаценко, Н. Против зла все вместе: сценарий театрализованного представления / Н. Стаценко // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 6. - С. 32-43).
Сценарий театрализованного вечера для юношества по профилактике наркомании. (Козлова О. Смертельный кайф, или Что будет, если сказать наркотикам "Да": сценарий вечера-размышления / О. Козлова // Сценарии и репертуар. - 2015. - № 6. - С. 52-67).
ЕГЭ
Рособрнадзор
Рособрнадзор проанализировал оценки первокурсников – высокобалльников ЕГЭ-2014
Рособрнадзор провел анализ сдачи экзаменационных сессий студентами первого курса 2014-2015 учебного года, получивших 85 баллов и выше по одному или нескольким предметам по результатам ЕГЭ в 2014 году.
Были проанализированы итоги сессий порядка 8,5 тысяч студентов по самым разным направлениям подготовки, в том числе прикладная математика и информатика, юриспруденция, менеджмент, филология, лечебное дело, реклама и связи с общественностью, политология, журналистика.
"Студенты - высокобалльники ЕГЭ-2014 успешно сдали свои первые экзаменационные сессии в вузах. А это значит, что их знания были оценены объективно на этапе выпуска из школ. Объективная оценка ЕГЭ – залог правильного выбора в определении своей будущей профессии", - сказал Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора.
В исследовании принимали участие студенты МГЮУ имени О. Е. Кутафина, МФТИ, РГГУ, РУДН, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, СПбГУ, Московский государственный институт международных отношений.
(Кравцов С. Рособрнадзор проанализировал оценки первокурсников – высокобалльников ЕГЭ-2014 / Сергей Кравцов// Учительская Газета. – 2015. - 18 июля).
ЕГЭ – 2016
Возможно, в следующем году 9-классники сдадут ЕГЭ по базовой математике
Минобрнауки планирует в следующем учебном году рассмотреть возможность разрешить 9-классникам сдавать ЕГЭ по базовой математике. Об этом сообщил журналистам глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. По мнению министра, можно дать возможность сдавать школьникам ЕГЭ по тем предметам, которые заканчивают изучать до 11 класса "Может быть, уже даже в следующем году, если не будет каких-то серьезных технических проблем, мы попробуем дать выпускникам 9-х классов возможность сдать базовую математику", - сказал Дмитрий Ливанов.
Он подчеркнул, что окончательные решения будут приниматься только после обсуждения с родительским и экспертным сообществом. "В следующем году мы планируем провести апробацию сдачи базового экзамена по математике после 10 класса. Только после рассмотрения результатов апробации мы будем принимать какие либо решения", - пояснил министр.
"Мы сейчас внимательно анализируем, как вузы проверяли сочинения. Когда приемная кампания закончится, поймем, нужно ли что-то менять в подходе к сочинению", - отметил Дмитрий Ливанов.
По его мнению, принципиально что-то менять не надо. "Это работает пока только первый год, нам нужно, чтобы эта ситуация стабилизировалась, каждый год что-то менять не стоит. Все базовые принципиальные особенности сочинения сохранятся, это мой прогноз".
Он также уточнил, что окончательно вопрос будет решаться в конце августа. "Я серьезных изменений не жду", - добавил министр.
(Ливанов Д. Возможно, в следующем году 9-классники сдадут ЕГЭ по базовой математике / Дмитрий Ливанов// Учительская газета . - 2015. - 18 июля.).
Пресса
ЕГЭ из 9"Б"
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал, к чему готовиться школьникам и абитуриентам.
Выпускники колледжей и техникумов могут лишиться льгот при поступлении в вузы. Сейчас ребятам, которые прошли программы среднего профобразования, не надо сдавать ЕГЭ, чтобы стать студентами вузов - их принимают на основе вступительных вузовских испытаний или собеседований. При том, что многие из них уходят из школы после девятого класса именно потому, что опасаются не сдать ЕГЭ после 11. По словам Дмитрия Ливанова, к нему с этим вопросом обращались главы регионов. Дело в том, что систему среднего профобразования финансируют регионы, а высшего - напрямую министерство. Регионам не выгодно вкладывать деньги в того, кто потом не захочет работать, а решит учиться дальше.
- Получается, что человек просидел три года в колледже, а потом пошел в вуз, занимал место того, кто готовился к экзаменам и сдавал ЕГЭ, - рассказал министр.
Еще одно возможное новшество - ЕГЭ по китайскому языку. Сейчас только в одной Москве около 10 школ предлагают детям китайский язык. Он появится в этом году и на Всероссийской олимпиаде школьников вместе с испанским и итальянским. "Технологически ЕГЭ по китайскому языку уже прорабатывается в Рособрнадзоре. Но есть сложности, все-таки речь идет о иероглифах" - заметил Дмитрий Ливанов.
Абитуриентам надо иметь в виду, что сейчас идет слияние некоторых вузов. К примеру, это МИТХТ и МИРЭА, МГПУ и педуниверситет им. Шолохова, МАТИ и МАИ. Начался процесс объединения Самарского госуниверситета и Самарского аэрокосмического технического университета. Абитуриенты должны понимать, что могут поступать в один вуз, но заканчивать будут другой. Все приемные комиссии обязаны информировать об этом поступающих.
- Московскому государственному институту пищевых производств запрещен прием на первый курс. Там непростая ситуация и с точки зрения финансовой деятельности, и с точки зрения качества образования. Все те студенты, которые уже учатся вузе, будут и дальше заниматься и получат дипломы государственного образца. Их права нарушаться не будут, - пообещал министр.
На ближайшее время министерство определило для себя три самых важных задачи: запуск программы поддержки строительства новых школ, продолжение реформы академической науки и конкретные шаги по улучшению условий труда ученых, завершение работы по оптимизации сети вузов, и, в том числе, создание в регионах опорных вузов. Такие вузы могут, в числе прочего, принадлежать различным ведомствам. По мнению министра, понимание в этом вопросе есть. Допустим, небольшой сельскохозяйственный вуз, которому уже сложно дать хорошее качество образования и привлечь сильных студентов, может объединиться с политехническим университетам и стать крупным агротехнологическим институтом в составе университета.
(Ивойлова И. ЕГЭ из 9"Б" / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2015. – 19 июля).
Контроль на экзаменах станет тотальным
Вице-премьер Ольга Голодец оценила прошедший ЕГЭ как честный и объективный, и пообещала, что в 2016 году система видеонаблюдения будет во всех российских регионах. Несмотря на строгие меры безопасности на экзамене, результаты ЕГЭ в этом году были высокими. Всего в стране было зафиксировано 1124 нарушения, которые сейчас детально разбираются.
"Самое большое улучшение - в системе русского языка, - отметила Ольга Голодец на совещании с главами регионов и руководителями Минобрнауки и Рособрнадзора. - Но были субъекты федерации, где итоги ЕГЭ показали, что школьники слабо знают некоторые предметы. Каждый регион должен подготовить программу по улучшению преподавания по тем дисциплинам, где были недостатки".
По словам вице-премьера, введение устной части на экзамене по иностранному языку потребовало технических изменений в организации ЕГЭ. "Были сложности. А на это уходило время выпускников", - напомнила Ольга Голодец и дала поручение усовершенствовать процедуру устной части экзамена.
Самое распространенное нарушение на ЕГЭ - списывание с мобильного телефона. К сожалению, были школы, где ученики массово списывали, что зафиксировали видеокамеры. В итоге некоторые председатели экзаменационных комиссий лишились своих должностей. "Сменились председатели комиссии в Тыве и других регионах, где было массовое списывание", - рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Министр подчеркнул, что результаты экзаменов не будут использоваться для сравнения регионов, школ и "особенно, учителей". Дмитрий Ливанов заметил, что в последнее время наблюдается рост интереса выпускников школ к среднему профобразованию. "Надо увеличить контрольные цифры приема в колледжи и техникумы в регионах", - обратился министр к местным властям и призвал их предусмотреть нужные средства в бюджетах на 2016 год. Уже известно, что в ближайшие годы выпускники девятых классов будут сдавать не два экзамена, а шесть. Правда, все это будет проходить постепенно, и эта мера заставит учеников и педагогов ответственнее относиться к изучению всех предметов, а не только русского языка и математики.
Что еще изменится на экзаменах? В 2016 году в ЕГЭ продолжится сокращение части с выбором ответов по разным предметам. Экзаменационные материалы будут печататься прямо в пункте проведения экзамена. "Количество аудиторий с онлайн-наблюдением вырастет на 10 процентов, а ЕГЭ можно будет сдавать круглый год", - рассказал о новшествах глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Причем, разрешат не только пересдать двойку, но и улучшить результат. В этом году пересдать русский и математику можно в сентябре: 26 сентября пройдет экзамен по математике, 29 - по русскому языку. "С 26 августа по 15 сентября нужно подавать заявления на ЕГЭ" - напомнил Кравцов.
Ольга Голодец поддержала идею о круглогодичной личной сдаче экзамена и допустила, что школьники могли бы пересдавать экзамен 3-4 раза. "Все зависит от организационных возможностей", - добавила она.
Еще одно важное направление работы Рособрнадзора - исследование качества школьного образования. В сентябре этого года будут известны итоги исследования по профессиональным компетенциям учителей истории, в октябре будет проводиться такая же работа по учителям русского языка и математики.
Тем временем
На международной олимпиаде по математике российская сборная команда впервые не завоевала золото и стала восьмой в общем зачете. Первыми за всю историю олимпиад мы были дважды (1999 и 2007), а держались обычно в районе четвертого места. Правда, золотые медали наши школьники привозили. Падение с 4 на 8 место, конечно, малоприятное, но еще более тревожный сигнал - отсутствие у команды хотя бы одного "золота". Как объясняют это эксперты? "Олимпиады - разновидность спорта. И ЕГЭ, на что сейчас пеняют, этим ребятам не мешает, они играют в другой лиге, - говорит директор Специализированного учебно-научного центра при МГУ Кирилл Семенов. - Дело в другом. В обществе нет заказа на точные науки. Посмотрите, куда поступают выпускники знаменитых математических школ и все будет ясно. Если раньше они шли на математические факультеты, то сейчас выбирают экономику, сырьевые специальности. Недавно один из самых способных учеников лицея "Вторая школа" ушел на геологический факультет".
Биологам, физикам, химиками ЕГЭ не мешает завоевывать золотые медали на олимпиадах, уверен Семенов. К слову сказать, с международной физической олимпиады, которая тоже прошла в эти дни, российские школьники привезли 4 золотых медали и заняли в неофициальном зачете 5 место. А первыми стали китайцы
(Ивойлова И. ЕГЭ попал на камеру / Ирина Ивойлова // Российская газета (Столичный выпуск) N6727 2015. – 17 июля).
С картой за парты
Можно ли наблюдать за ребенком в детсаду, не выходя из офиса? Как "запрограммировать" школьника на покупку здоровой пищи? Что дают родителям "контрольные" эсэмэски? Какие "умные" системы безопасности из сферы высоких технологий все активнее "прописываются" в школах и детсадах?
Карточка-выручалочка
До конца этого года в 500 детсадах Москвы будет установлена новая система пропусков. Она называется "Электронная карта в образовании" и уже действует в большинстве московских школ. Суть проекта: в образовательное учреждение можно попасть только по специальному ключу-карточке. В школе его выдают ученикам, а в детсадах его получат родители, бабушки и дедушки, сопровождающие ребенка.
- Дети пользуются карточками для входа и выхода из здания и для оплаты еды в столовой и буфете, - рассказывает директор московской школы N1987 Татьяна Май. - Утром, когда ребенок приходит на занятия, родителю автоматически отправляется SMS: имя ученика, время прихода и баланс карты. Вечером - та же история.
Директор признается, что, когда проект три года назад только начинался, сразу несколько сотен школьников могли забыть или сломать свои карточки. Сейчас ребята стали ответственнее, носят карты в чехлах, и подобных ЧП все меньше. Даже если школьник потерял свой электронный ключ, на урок он все равно попадет: ему выпишут временный пропуск, а через несколько дней выдадут новый. Но есть еще одна проблема - безответственные родители.
- Наша столовая наличные уже не принимает: вся еда - только по карточкам. И бывают случаи, когда родители забывают пополнить счет, хотя сделать это проще простого. Еще случай - родители дают старшекласснику 120 рублей на комплексный обед и булочку в расчете на то, что тот положит деньги на счет сам. Парень тут же бежит покупать в ларьке чипсы и газировку. В итоге приходится кормить его "в долг" и вести разъяснительные беседы с родителями, - рассказывает Татьяна Май. - Но в целом система - огромный плюс для школы и детсадов. Это не только дополнительная мера безопасности, это действительно удобный инструмент для работы.
Техники и программисты постепенно интегрируют систему с электронным журналом: скоро все пропуски будут автоматически заноситься в базу. Учителя довольны, родители
Впрочем, у детей с системой нередко возникают "разногласия". Почему?
- Мой сын учится в 10-м классе. Было несколько случаев, когда благодаря эсэмэскам ловила его на прогуле. Конечно, он был недоволен, - говорит одна из родительниц.
Запрет на шоколадки
Система "Проход и питание" постоянно совершенствуется, в ней появляются новые функции. С недавнего времени родители могут фиксировать лимит ежедневных трат по карточке на буфет, установить запрет, например, на шоколадки. Что, к примеру, полезно для аллергиков, рассказали "РГ" в департаменте информационных технологий Москвы.
Как эта система будет развиваться дальше? Время покажет. Например, школьные пропуски можно интегрировать с библиотечной системой. По электронной карте удобно получать книжки, на этих же картах могла бы храниться информация о выданных комплектах учебников. Правда, когда такая идея будет реализована повсеместно - вопрос.
Пока же в планах - оснастить к концу года такими системами 500 московских детсадов. Разница в том, что электронные ключи на руки получают родители, ближайшие родственники, няни, а не дети. На семью - не больше четырех карт. Для этого нужно написать заявление и указать в нем данные всех, кто будет приводить и забирать ребенка. Войти в здание без электронного пропуска будет возможно, но только после личного разговора с охранником и воспитателем.
Интересный момент: если ребенка забирает из садика папа - эсэмэска приходит маме. И наоборот: такая двойная система контроля. И даже тройная! Родитель прикладывает карту у входной двери, используя ее как ключ, а потом к специальной информационной панели. На ней он указывает, привел ребенка или забрал. Тем временем фото с личными данными взрослого и малыша высвечиваются на мониторе у охранника. Он еще и лично проверяет, не пришел ли с чужой карточкой посторонний.
Кстати, подобные проекты есть и в других регионах России. Правда, в основном в рамках эксперимента, а не повсеместно, как в Москве. Например, в челябинской школе №1 инновационная система безопасности заработала еще пять лет назад. Там дети могут войти в школу не только по электронному пропуску, но по отпечатку пальца. Для этого с помощью ноутбука со встроенным сканером в школе заранее сняли биометрические данные учеников, учителей и родителей. В базе данных - их имена, фотографии, отпечатки пальцев. Для многих это оказалось удобнее, чем карточки, которые дети постоянно теряют. Подобные эксперименты проводились и в школах Республики Коми, Владимирской области.
А в Екатеринбурге - свой проект: по "Екарте", которая нужна для проезда в общественном транспорте, налажен проход в 27 школ. На ней "записаны" ФИО ребенка и его фото.
- По желанию родителей та же карта может использоваться для расчетов в столовой. Родители смогут узнавать даже о том, какие блюда выбрал ребенок. Кроме того, в перспективе "Екарта" будет использоваться как читательский билет в школьной библиотеке, - говорится на официальном портале Екатеринбурга.
Электронную систему "Школьная безопасность" использует и несколько школ Новосибирска. Правда, цена таких систем "кусается". Например, в Муроме Владимирской области проход по карточкам и отпечатку пальца обошелся в 570 тысяч рублей, которые школа смогла получить по нацпроекту "Образование".
Под прицелом
И все-таки электронные карты есть далеко не в каждой российской школе и уж тем более - детсадах. А вот видеонаблюдение - весьма распространено. Схема работы примерно такая: камеры стоят по периметру школы или детсада, в коридорах и даже классах. Изображения передаются на мониторы охраны и на компьютер директора или заведующей. Аппараты работают круглосуточно, снабжены аккумуляторами, а ночью переходят в специальный режим, реагирующий на движение. Как только камера фиксирует активность, это отображается на пульте охраны. Итог: больше не надо собирать по утрам бутылки из-под пива в детских беседках и ремонтировать сломанные качели.
Какие еще меры безопасности предпринимаются? "В каждой школе есть кнопка экстренного вызова полиции, охранная сигнализация, ручные металлодетекторы у сотрудников ЧОП. Кроме того, по вызову в течение 20 минут на объект может прибыть мобильная группа из двух охранников со служебным оружием", - говорят в столичном департаменте образования.
Но видеонаблюдение - это не только мера безопасности, но и способ быть ближе к ребенку. Пилотный проект реализуется в 20 московских садиках. Идею организовать для родителей трансляцию из игровых комнат поддержало 80 процентов москвичей на электронном референдуме. Как рассказал журналистам начальник отдела городского видеонаблюдения департамента информационных технологий Дмитрий Головин, доступ родителей к картинке с камер пока тестируется. Чтобы проект вышел из "пилота", нужно решить много юридических и технических вопросов: доступ к трансляции должны иметь только родители, и все они должны дать на это разрешение. Кроме того, канал нужно защитить от взлома. Стоимость услуги для пап и мам - тоже пока под вопросом. По предварительным оценкам, она может составить от нескольких сотен рублей до трех тысяч в месяц. Все зависит от числа камер.
- Мне идея нравится. Думаю, если проект пройдет стадию эксперимента и родители захотят к нему присоединиться, мы в нашем дошкольном отделении тоже поставим такие камеры, - говорит Татьяна Май.
Подобный пилотный проект был опробован еще несколько лет назад в Казани.
А в прошлом году такая же инициатива родилась в Нижнем Новгороде, где власти решили в рамках программы "Безопасный город" оснастить детсады не только системой видеонаблюдения, но и веб-камерами.
Как рассказали "РГ" в Минобрнауки России, ведомство постоянно ведет мониторинг оснащения школ системами видеонаблюдения. Первые результаты показали, что современная аппаратура есть не везде. В Челябинской области из 848 школ камеры установлены в 391. В Свердловской области ими оснащены более половины школ, а в Чеченской Республике - практически все. Все регионы должны предоставить аналогичные отчеты.
Кроме того, минобрнауки вместе с МВД "мониторит" состояние антитеррористической защищенности школ. Такое межведомственное соглашение действует с 1 января 2015 года.
(Колесникова К. С картой за парты / Ксения Колесникова // Российская газета. – 2015. - 14 июля).
Ваше настроение, здоровье, успех зависят от цвета одежды
В одном рассказе О'Генри два закадычных друга занимались своим обычным делом - мошенничеством. Один из них, Джеф Питерс, не смог облапошить очень продвинутого фермера, который видел мошенника насквозь - он знал все его уловки. Напарник Энди Такер отправился к фермеру и через два часа принес 800 долларов - все, что было у американского колхозника в наличности. При этом фермер благодарил Энди Такера за доставленное удовольствие. Мошенник выиграл эти деньги «в скорлупку» - по-нашему, в наперсток. Тут есть важная деталь - Энди Такер был в красном пиджаке.
Борис СИРОТИН, психолог с 40-летним стажем, много лет работал в школе, был офисным психологом. Теперь у него своя психологическая консультация, давно интересуется цветотерапией. Сегодня он рассуждает на темы: цвет и настроение, цвет и здоровье, цвет - символ успеха. - Борис Борисович, что такое цвет в обыденной жизни человека? Мы часто слышим выражения: этот цвет вам идет или, наоборот, этот цвет вам не подходит. Говорят, цвет может успокаивать или, наоборот, возбуждать. Как он сказывается на настроении, самочувствии?
- Цвет имеет огромное значение для человека, для его психики. Он влияет на взаимоотношения людей, это один из решающих факторов внешнего вида, одежды, моды. Цвета вашего костюма, кожи, глаз, волос могут располагать, настораживать или даже отталкивать. А личное восприятие цвета отражается на его внутреннем состоянии, а значит, и на здоровье человека. Широко известно, что, например, естественный зеленый цвет создает атмосферу спокойствия, вызывает хорошее настроение, снижает давление, потому так благотворны прогулки по лесу; картины пейзажей, вид из окна на деревню, даже зеленые лампы на рабочем столе успокаивают.
- Цветотерапия - что это такое? Это новое направление в медицине? Или это давно забытый метод воздействия на здоровье и сегодня снова возрождается? Скажем, человек заболел и ему вместе с таблетками, каплями рекомендуют во время болезни носить такой-то цвет одежды?
- Влияние цвета на здоровье известно с незапамятных времен. Цветотерапия существовала еще в древности - на Руси, в Китае, Египте, Индии. К примеру, древние славянские лекари советовали при скарлатине завязывать горло красным шарфом. Различные цвета по-разному воздействуют на наш организм, стимулируют или угнетают определенные отделы головного мозга.
Важно уметь выбирать тона для интерьера комнаты. Нельзя, скажем, все оформить в белом цвете: стены, потолок, ковер на полу, мебель. Известен факт - в древней Индии осужденного поместили в абсолютно белую камеру, и он скоро сошел с ума. Нельзя допустить также, чтобы все было в красном; даже только одни стены, выкрашенные в этот цвет, очень сильно возбудят нервную систему и повысят кровяное давление, может наступить длительная бессонница. Если комнату оформить в серых, черных тонах, у ее хозяина начнется стойкая депрессия и ему придется обращаться к врачам. Но есть цвета, которые благотворно действуют на нервную систему, например, оттенки зеленого, фиолетового. Тут много зависит от индивидуального восприятия. Если грамотно использовать цвета, то даже можно не только улучшить состояние нервной системы, но замедлить процесс старения наших клеток.
Выбор цвета обычно зависит от темперамента человека. И сам по себе цвет влияет на его темперамент. Мне вспоминается один рассказ Юрия Нагибина, где он писал, что его героиня любила перекрашивать свои волосы в разные цвета. Когда она становилась блондинкой, то ощущала себя спокойной, уравновешенной, а в роли брюнетки превращалась в энергичную, активную особу. Думаю, что именно так бывает и в жизни. Под цвет волос подбирают себе одежду. Кстати, например, рыжеволосым красный цвет противопоказан.
- В 70-80-е годы наш народ (особенно зимой), как правило, одевался в серо-черные тона. О нас говорили: серая хмурая масса, никакой индивидуальности. Присмотревшись к пассажирам в автобусе, метро, к людям, стоявшим в очередях, невольно приходилось соглашаться с таким утверждением.
- В те годы (тогда я преподавал в школе рисование, психологи в ту пору не были востребованы) мне приходилось не однажды присутствовать при разговорах наших женщин-учителей о моде. Как-то они очень рьяно обсуждали свою коллегу, которая, будучи уже в пенсионном возрасте, пришла в театр в красном платье. «Пора бы остепениться», - говорили они. Тогда вообще осуждали наряды слишком ярких цветов - желтые, оранжевые, васильковые. Педагоги на работу ходили в строгих костюмах приглушенных цветов, платьях серовато-черного, бежевого, коричневого цвета. Сегодня иное дело - наши учительницы приходят на уроки, одеваясь довольно смело и по цвету, и по фасону, на мой взгляд, порой даже слишком. Но это мое личное мнение уже немолодого мужчины. Как говорится, им виднее.
Все стало меняться в начале 90-х. И довольно резко. Откуда ни возьмись появились бизнесмены, которые надели красные, оранжевые, желтые пиджаки, даже некоторые политики имели такой вид, что напоминали павлинов. Многие сочли это наплывом безвкусицы, и, на мой взгляд, это справедливо. Но причины «перекрашивания» более глубокие. Бизнесмен в красном пиджаке выглядит более уверенным (он так себя ощущает). Красный цвет - кричащий, броский, он выдвигает человека, выделяет из толпы, поднимает тонус, бодрит, делает более активным, напористым. Это цвет королевской мантии, цвет лидерства, власти. Скажем, Владимир Жириновский нередко появляется в красном пиджаке, видимо, полагая, что это помогает ему демонстрировать силу, уверенность, энергию.
Однако именно с красным цветом связывают повышенную агрессивность, вспыльчивость. Врачам известно, что он воздействует на здоровье и самочувствие, стимулирует кровообращение, повышает иммунитет, используется при лечении малокровия. Важно индивидуальное восприятие: рыжеволосые, как правило, не переносят красного цвета.
Часто подсознательно, вопреки прежним цветовым пристрастиям, человек приобретает одежду красного цвета, иногда неожиданно для себя. Это, как правило, связано с резкой переменой в жизни. Как-то встретил одну учительницу, с которой работал вместе несколько лет назад. На ней было красное платье, красные туфли, в руках она держала красную сумку. Я привык видеть ее в серо-бежевых тонах, а тут такая перемена. На мой вопрос, что с ней случилось, она ответила: «Меня несколько дней назад назначили директором школы». Кстати, добавлю - туфли и сумка того же цвета здесь были неприемлемы.
- Вот вы говорили, что человек, когда что-то изменилось в его жизни, резко сменил цветовую гамму в одежде. К примеру, госпожа Меркель в первые годы на посту канцлера предпочитала пиджаки темных и приглушенных тонов, а теперь вдруг у нее появились яркие, причем всех цветов радуги, например, красный, желтый, оранжевый, это в основном теплые тона.
- Оранжевый, пожалуй, чаще других. Он помогает во время переговоров устанавливать взаимопонимание с партнерами, расположить их к себе, а это политик непременно должен учитывать (я бы советовал тем, кто идет на собеседование по поводу работы, надеть именно такого цвета платье, блузку). Он помогает повысить ощущение собственного достоинства, а также дает ощущение собственной значимости (это про Меркель). Символизирует карьерный рост, активизирует работу мозга, снимает стресс. Желтый с древних времен считают интеллектуальным. Он усиливает деятельность правого полушария, которое отвечает за творчество (вот почему его так любят художники, поэты).
Нам, простым людям, важно учитывать это и тщательно выбирать цвета для своей одежды. Для беспокойных, импульсивных людей, каких немало среди учителей (работа такая беспокойная), я бы посоветовал отдавать предпочтение голубым оттенкам. Они успокоительно влияют на детей, а это помогает ладить с ними.
Но и черный цвет не надо сбрасывать со счетов. Итак, серо-черная одежда женщин позволяет им слиться с толпой. В то же время серый считают деловым цветом. Человек в черном - с твердым характером, уверенный в себе, умеющий контролировать свои чувства и поступки. Вместе с тем это цвет элегантности, обычно используется в деловых, официальных костюмах. Дамы в черном выделяются из общей массы. Черный, как многие считают, цвет роковой женщины, эгоистичной и безжалостной.
Никогда не забывайте о цвете вашего костюма. Помните, что в поговорке «по одежке встречают» имеется в виду прежде всего цвет вашей одежды.
(Курганова М. Оранжевый канцлер / Маргарита Курганова // Учительская газета. – 2015. - 21 июля).
Благотворительность в системе высшего образования
Представлен международный опыт высших учебных заведений в области фандрайзинга и поиска внебюджетных источников дохода. Показана российская и зарубежная практика использования возможностей благотворительных фондов и перспективы создания эндаумент-фондов в целях финансирования образовательного процесса и научных исследований в вузах.
(Морозова И. А. Благотворительность в системе высшего образования: мировой опыт и российские перспективы создания эндаумент-фондов / И. А. Морозова (доктор экономических наук; профессор) // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 6 (381). - С. 48-60. - (Профессиональное образование).- Библиогр.: с. 57-58 (20 назв.), с. 59-60 (20 назв., англ. яз.).
Дефицит кадров
В статье описан опыт формирования профессионально-образовательного кластера, созданного с целью преодоления дефицита кадров в сфере авиастроения.
(Доронина И. В. Подготовка кадров для авиастроения в Новосибирске / И. В. Доронина, кандидат психологических наук; М. А. Алешкина // ЭКО. - 2015. - № 2. - С. 184 - 189. - Библиогр. в сносках).
МЭИ
Кого и как готовят в Московском энергетическом институте.
(Невский, Александр. Как и чему учат в МЭИ / Александр Невский (директор); Сергей Белоусов, Алексей Родин // Огонек. - 2015. - № 6. - С. 30 - 31).
Обходной балл
Почему так популярны олимпиады школьников, почему победить в олимпиаде легче, чем сдать ЕГЭ, что дает победа на олимпиаде при поступлении в вуз.
(Трушин А. Обходной балл / Александр Трушин // Огонек. - 2015. - № 7. - С. 18 - 19. -
Страна Россия
Педагогика эпохи "модернизации" зиждется на трех "Е" - единоначалия, единообразия и единомыслия, наглядно присутствующих в уже начатых осуществляться мечтах отечественного бюрократа (едином государственном экзамене, едином учебнике истории и единой форме одежды). Педагогические опыты, о которых идет речь в очерке академика Цирульникова, относятся к тому виду, для обозначения которого он сам ввел когда-то полушутливый термин НПО - "неопознанный педагогический объект". Разные сюжеты и герои в ситуации "НПО" роднит одна особенность - эти люди уходят от агрессивного государства и пассивного общества и начинают выстраивать в отдалении свои особенные, доморощенные формы жизни. А в ее складках возникает живая педагогика!
(Цирульников А. Неопознанная педагогика / Анатолий Цирульников // Дружба народов. - 2015. - № 2. - С. 188 - 205).
Ненаучная дисциплина
Государство ввело в школе предмет - "Основы религиозных культур и светской этики": вот только нет понимания, чем его наполнить и как его исполнить, как объяснить учителям и детям, что в России хорошо, а что плохо, как подготовить педагогов для ведения этого предмета, по каким учебникам преподавать
(Филина Ольга. Ненаучная дисциплина / Ольга Филина // Огонек. - 2015. - № 8. - С. 12 - 15).
Полемика
О статье Лии Бушканец "ЕГЭ и литература" и проблемах, связанных со сдачей ЕГЭ по литературе.
(Ранчин А. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань" : о статье Лии Бушканец "ЕГЭ и литература" / Андрей Ранчин, доктор филологических наук // Новый мир. - 2015. - № 3. - С. 163-170).
Рискованные поступки
О том, что заставляет детей совершать рискованные поступки
(Стратийчук Е. Почему ребенок рискует? / Евгения Стратийчук, психолог-консультант // Здоровье. - 2015. - № 4 (715). - С. 88 - 91).
Социально-экономическая политика
Анализируются различные подходы к оценке эффективности деятельности высших учебных заведений, функционирующих на территории Пензенской области.
(Васин С. М. Методический подход к оценке организационного потенциала высших учебных заведений / С. М. Васин, доктор экономических наук; Л. А. Гамидуллаева // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 13 (388). - С. 16-28). - Библиогр.: с. 25-26 (22 назв.), с. 27-28 (22 назв., англ. яз.).
Маша Трауб
О детях, об уроках физкультуры в школе, о нормах ГТО
(Трауб М. Нормы жизни / Маша Трауб // Огонек. - 2015. - № 12. - С. 42).
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование успешно применяется во всех американских вузах. Государственная образовательная политика направлена на повышение эффективности распределения средств федерального бюджета среди американских вузов и напрямую увязывается с эффективностью образовательных программ
(Васильев М.В. Стратегическое развитие американских университетов / Михаил Владимирович. Васильев // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2015. - № 4. - С. 35-52). - Библиогр.: с. 51-52 (33 назв.).
Снова в школу
В статье представлены некоторые примеры заданий из французских школьных учебников по химии, математике, грамматике и гражданскому образованию.
(Князева Д. Кусачий чек / Дарья Князева ; худож. Владимир Капустин // Вокруг света. - 2015. - № 4. - С. 144 - 145).
Япония
Предпринята попытка анализа проблем высшего образования в Японии
(Жилина Л.В. Японские университеты: лицом к глобализации / Лариса Владимировна Жилина, кандидат исторических наук; доцент // Азия и Африка сегодня. - 2015. - № 3 (692). - С. 19 - 24). - Библиогр.: с. 24 (19 назв.).
Светские львята
Практические рекомендации, советы и обучающие игры, которые помогут привить детям дошкольного возраста вежливость и хорошие манеры.
(Кудинова И. Светские львята / Ирина Кудинова // Крестьянка. - 2015. - № 5. - С. 56-58).
Активный отдых
О том, почему игры во дворе делают детей умнее, счастливее и успешнее.
(Карелина Д. А у нас во дворе / Дарья Карелина // Здоровье. - 2015. - № 5 (716). - С. 74-75).
Австрийские учебники
Примеры школьных заданий из австрийских учебников по истории, математике и немецкому языку.
(Козерчук К. Под звуки "Волшебной флейты" / Катерина Козерчук ; худож. Владимир Капустин // Вокруг света. - 2015. - № 5. - С. 144-145).
Социальная политика
В статье выявляются причины, вызывающие дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, в том числе несоответствие структуры подготовки кадров требованиям рынка труда. Система профессионального образования рассматривается во взаимосвязи с рынком труда Республики Бурятия.
(Бюраева Ю. Г. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда : (на примере Республики Бурятия) / Ю. Г. Бюраева, кандидат социологических наук // ЭКО. - 2015. - № 5. - С. 120-127. - Библиогр.: с. 127 (6 назв.).
Герои
Восемнадцатилетний американец Гарольд Эки, родом из Нигерии, поступил сразу в 13 вузов страны, в том числе во все учебные заведения элитарной "Лиги плюща", попасть в которые могут только особо одаренные: о нем, об американской системе высшего образования.
(Филина О. Везде поспел / Ольга Филина и др. // Огонек. - 2015. - № 14. - С. 6).
Предложение патриарха
Патриарх предложил расширить курс преподавания в школе основ религиозных культур с одного года до восьми лет, а Общественный совет Министерства образования и науки единогласно отверг это предложение: почему?
(Лошак В. Не попасть в ловушку / Виктор Лошак // Огонек. - 2015. - № 14. - С. 10-11).
Трудовые бригады
Подрастающему поколению предложат подзаработать с пользой для общества
Чиновники и депутаты продолжают разрабатывать новшества для школьной программы. Как стало известно «НГ», в старших классах могут появиться трудовые бригады – ученики будут благоустраивать свой район и следить за состоянием памятных исторических мест. В новом учебном году они пойдут на уроки трезвости и лекции по противодействию экстремизму. В некоторых регионах будут еще и уроки финансовой грамотности.
Для более эффективной борьбы с алкоголизмом и наркоманией среди подростков решено откорректировать школьную программу. С сентября этого года в нее может быть добавлен «урок трезвости». Пока не решено, будет ли это отдельный предмет или часть такого предмета, как Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Напомним, что впервые эта идея была озвучена в Общественной палате (ОП) в прошлом году. После чего в школах Подмосковья, Казани и Тюмени прошли пробные занятия. В педагогической среде их признали довольно успешными – и теперь решено, что «уроки трезвости» появятся в большинстве российских школ. В ОП подтверждают, что необходимые методички и видеоматериалы уже подготовлены.
Обратили наконец свое внимание чиновники и на распространение среди молодежи радикальных воззрений. В правительстве Москвы уже рассматривается возможность проведения «антитеррористических» лекций для студентов и школьников. Они будут включать в себя рассказы о деятельности экстремистов, в частности об опасности вербовки в террористическую группировку «Исламское государство» (ИГ). Другими словами, ученикам объяснят на пальцах, к чему может привести связь с экстремистами.
Предполагается, что проводить профилактические мероприятия будут профессионалы в области антитеррористической деятельности и люди, пользующиеся авторитетом среди молодежи, – представители общественных молодежных объединений, спортсмены, известные артисты, писатели, лидеры общественного мнения, учителя. По мнению чиновников мэрии, выступления известных людей могли бы положительно повлиять на подростков. Меры по антиэкстремистской пропаганде обсудят во второй половине августа на заседании столичной антитеррористической комиссии, на которое будут приглашены ректоры вузов и директора школ. Не исключено, что в дальнейшем «антитеррористические» уроки станут обязательной частью школьной программы.
А вот в КПРФ убеждены, что идеями джихада интересуется в основном лишь отбившаяся от рук родителей и школы молодежь. Чтобы исправить ситуацию, считают депутаты, нужны не только образовательные меры, но и трудовая терапия. По данным «НГ», коммунисты готовят законодательную инициативу о предоставлении школьникам возможности немного заработать. Речь идет о тех, кому уже исполнилось 14 лет. Они смогут вступать в создаваемые в школах трудовые бригады, которые станут использоваться для благоустройства города, помощи одиноким пенсионерам и т.д.
Как напомнил глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, в СССР существовали трудовые отряды: «Я сам от школы ездил в Молдавию собирать персики и виноград. И нам хорошо – заработали и наелись, и государству выгодно иметь довольно недорогую рабочую силу». Кстати, похожая практика действует сегодня в Перми. По данным регионального Агентства по занятости населения, лишь с начала этого года подписано 80 договоров с пермскими организациями на трудоустройство школьников, а всего же найдена работа для более чем полутора тысячи подростков. «В свободное время школьники охотно подрабатывают, получая таким образом и первый профессиональный опыт, и возможность заработка. Чаще всего юные пермяки трудятся на благо родного города: наводят чистоту на улицах и площадях, работают курьерами, вожатыми, продавцами, почтальонами и даже помощниками звукооператоров», – отмечает агентство.
Кстати, уже в новом учебном году в школах отдельных субъектов РФ может появиться и такой урок, на котором будет преподаваться элементарная финансовая грамотность – что такое кредит, как за него платить и что будет, если этого не делать. Ученикам расскажут и о финансовых обязательствах гражданина перед государством. А вот в вузах, где студенты учатся на не связанных с экономикой специальностях, планируют ввести курсы на ту же тему.
Между тем еще одно предложение коммунистов призвано «приобщить подрастающее поколение к культурному наследию страны, воспитать в детях чувство патриотизма и бережного отношения к историческому наследию». Школьников направят ухаживать за историческими местами и достопримечательностями региона, в котором они проживают. «За школой можно прикрепить одно или несколько памятных мест, чтобы в счет школьной практики подростки занимались их благоустройством. Таким образом, они получат ценный патриотический урок, а заодно и приведут в порядок территории парков и обелисков, памятники, мемориальные доски и т.д. Можно ввести и аналогичные субботники», – сказал «НГ» Соловьев. Он также считает, что трудящиеся подростки, помимо зарплаты от работодателя, должны получать и материальную поддержку от государства – не менее тысячи ежемесячно.
(Трифонова Е. Из школьников сформируют трудовые бригады / Екатерина Трифонова // Независимая газета. – 2015. – С. 1, 3).
Игры с папой
Почему контакты и игры детей с папой обладают особым психотерапевтическим воздействием.
(Коновалова Э. Принцип папы / Эльвира Коновалова // Крестьянка. - 2015. - № 1/2. - С. 22-23).
Развлечения со свечами для детей
(Артемова А. Светить везде / Анна Артемова // Крестьянка. - 2015. - № 1/2. - С. 108 - 109).
Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.