В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (февраль 2015)

4 марта 2015

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания



Образовательная политика



Победителей пригласят на бал-маскарад

Бал-маскарад литературных героев, который пройдет в декабре 2015 года в Санкт-Петербурге, станет завершающим мероприятием Года литературы в России. Об этом на пресс-конференции в Москве сообщил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. Устроителями бала выступят Минобрнауки и Минкультуры России, а пригласят на него победителей конкурсов и акций, которые пройдут в течение года. По словам зам. министра, в план мероприятий, утвержденный оргкомитетом Года литературы, вошли около десяти всероссийских проектов, связанных с образованием. Кроме того, свои мероприятия организуют регионы и сами образовательные организации.

В частности, в течение года будут проведены Всероссийская литературная олимпиада для школьников и студентов, фестиваль «Литературный венок России», фестиваль школьных театральных постановок, соревнование школьных команд «Литературное многоборье». Летом в лагерях «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена», а также других детских центрах будут организованы профильные литературные смены. Кроме того, всем российским школьникам будет предложено написать сочинение на тему «Книги в моей жизни». Каганов пояснил, что участие в этом мероприятии будет добровольным. Федеральный этап сочинения пройдет в сентябре-октябре. Также в рамках Года литературы планируется провести конкурс «Литературное наследие», участие в котором уже подтвердили 67 российских вузов.

(Ветров И. Победителей пригласят на бал-маскарад / Игорь Ветров // Учительская газета. - 2015 г. - 3 февраля. - С. 2).

Рабочие кадры

На круглом столе в Государственной Думе обсудили проблемы среднего профессионального образования.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина напомнила, что в соответствии с поручением президента к 31 марта должны быть утверждены комплекс мер по совершенствованию системы СПО и перечень из 50 наиболее востребованных рабочих специальностей, по которым будет вестись обучение как минимум в половине техникумов и колледжей. Соответствующие документы готовит Министерство образования и науки.

По оценке заместителя председателя Госдумы Андрея Исаева, сегодня в сфере подготовки рабочих кадров «дела обстоят как нельзя плохо». С 1993 года число специалистов со средним профобразованием сократилось более чем вдвое - с 1 млн. 750 тысяч до 770 тысяч человек, сообщил депутат. Из регионов поступают сигналы о массовом закрытии бывших ПТУ: «Это вызов развитию нашей промышленности и серьезный социальный вызов. Ведь в целом ряде небольших городов и поселков закрытие соответствующих учебных заведений означает, что молодежь будет выброшена на улицу».

Хотя формально за учреждения СПО отвечают регионы, стратегия подготовки рабочих кадров должна быть не региональной и не местной, а общероссийской, подчеркнул вице-спикер. Важно соотнести межу собой профессиональные и образовательные стандарты, подключить бизнес-сообщество в качестве основного заказчика кадров. В то же время, по его словам, предварительное знакомство с подготовленными Минобрнауки материалами пока «вызывает больше вопросов, чем ощущения удовлетворения». Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин констатировал, что почти из четырех с половиной тысяч учреждений СПО только порядка тысячи активны и готовы ответить на вызовы экономики. По итогам дискуссии Минобрнауки рекомендовано проанализировать достаточность численности учреждений СПО по каждому региону, рассмотреть возможность возвращения на федеральный уровень некоторых учреждений, готовящих работников по узким, нужным стране, но не всегда востребованным в регионах специальностям, а также проработать вопрос о прямом финансировании из федерального бюджета процесса обучения по 50 наиболее востребованным профессиям.

Участники дискуссии также сошлись во мнении, что ключевым условием повышения привлекательности рабочих профессий является достойная оплата труда. «Когда офисный мальчик будет получать 60 тысяч, а рабочий 150 тысяч рублей - вот тогда можно будет говорить о престиже рабочих специальностей», - подытожил депутат Валерий Трапезников.

(Ветров И. Закрытие бывших ПТУ - серьезный социальный вызов / Игорь Ветров // Учительская газета. - 2015. - 3 февраля. - С. 3).

Страсти по стандартам

Содержание школьного образования по прежнему не дает покоя депутатам. На заседании патриотической платформы «Единой России» в очередной раз подвергли критике ФГОС, осудили обилие учебников и устроили обструкцию Минобрнауки РФ.

Заседание по теме «Единая страна - единое образовательное пространство» открыла Ирина Яровая, председатель думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции: «Сегодня мы с сожалением должны признать, что общедоступность образования и единство образовательного пространства не обеспечиваются. Ребенок не может перейти из одной школы в другую беспрепятственно. Ему потребуется другой набор учебников, у него будет несколько другая программа обучения. В подобной вариативности заинтересованы издательства, большое количество авторов учебной литературы, но какое это отношение имеет к ребенку?» Недовольна депутат и распределением часов по базовым дисциплинам: «За весь период обучения в школе наш ребенок 866 часов изучает русский язык и 939 - иностранный. Более того, министерство образования планирует ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку, а также изучение второго иностранного. Возникает вопрос: какую идентичность мы хотим сохранить? Граждан какой страны мы растим?»

По мнению Яровой, в законе об образовании необходимо закрепить прямое требование о том, что за разработку стандартов и других подобных документов ответственность несет Минобрнауки и персонально министр.

Историк Евгений Спицын предложил пересмотреть перечень базовых предметов в школе, а иностранные языки изучать в рамках дополнительных образовательных услуг. А Борис Юлин (еще один историк) высказал мнение, что система образования не должна готовить специалистов. Ее задача - давать учащимся базовые знания о предмете, чтобы ребенок потом мог выбрать, чем заниматься, а главное - закладывать мировоззрение. «Уже поэтому сама идея разделения классов на гуманитарные и технические является диверсионной, вражеской», - заключил он.

Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов обратил внимание на то, что реестр примерных программ на основе новых стандартов в полной мере еще не сформирован, в то время как значительное число школ экспериментально или планово уже перешли к реализации программ на основе ФГОС начального и основного общего образования. В итоге стали возникать серьезные отличия в их содержании. «В этой ситуации в качестве реальных скреп образовательного пространства начали выступать учебники, хотя по идее все должно быть наоборот, - заметил депутат. - Учебники должны были писаться на основе стандартов. То есть телега была поставлена впереди лошади и стремительно начала управлять нашим образованием». Никонов напомнил, что президент по итогам октябрьского форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» поручил Минобрнауки определить в стандартах базовое содержание обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным предметам. Комитет Госдумы по образованию создал рабочую группу, которая займется вопросами совершенствования правового регулирования содержания общего образования. Предложений к ней поступает много. Одно из них - утверждать ФГОС на законодательном уровне.

(Симонов А. Страсти по стандартам / Александр Симонов. - Учительская газета. - 2015. - 3 февраля. - С.2).

Высшая школа

Рособрнадзор на основании решений суда и в связи с неисполнением выданных предписаний приостановил действие лицензии Современной гуманитарной академии

2014 год в отношении негосударственного вуза были проведены четыре внеплановые выездные проверки, в том числе по вопросам качества образования, соблюдения требований законодательства РФ в части выдачи дипломов государственного образца, порядка оказания платных образовательных услуг.

(Косыгин С. Лицензия Современной гуманитарной академии приостановлена / Сергей Косыгин // Учительская газета. - 2015. - 3 февраля. - С. 2).

Законодательные инициативы

По информации Министерства образования и науки РФ в 2014 году 2,5 миллиона российских выпускников школ боролись за 365 тысяч бюджетных мест, и это только на дневных отделениях российских вузов.

Каковы итоги приёмной кампании - 2014? Какой средний балл ЕГЭ в этом году был необходим при поступлении? Какие специальности больше всего интересовали абитуриентов? Итоги прошедшей приёмной компании-2014 помогут ответить на все эти вопросы.

(Ляпунцова Е.В. Из школы - в университет: рулетка или осознанный выбор? / Елена Вячеславовна Ляпунцова, член Экспертного совета по образованию Государственной Думы, профессор, доктор технических наук // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 30 - 34).

Дети смогут скоротать долгую дорогу в вагоне-ресторане

Утверждены санитарные правила перевозки организованных групп детей железнодорожным транспортом. Документ прописывает, в каких условиях должны ехать ребятишки в поездах. Так, их в обязательном порядке должны сопровождать взрослые (из расчета один на каждые 8-12 детей). Если ребятишек 30 и более, то в вагоне должен быть медик. В поезд детей пустят только после предъявления медсправки об отсутствии заболеваний, выданной максимум за три дня до путешествия. Каждые 4 часа детей должны кормить, а рацион будет зависеть от того, как долго им предстоит ехать. Если путь займет меньше 24 часов, то детям выдадут сухпайки. Утвержден их состав — кексы, вафли, сырок плавле­ный, орехи, фрукты, соки, минеральная вода и т.д. Если путешествие длится больше суток, то кормить детей будут в вагонах-ресторанах. В меню будут супы.

А спать ребятишки станут исключительно либо в купейных, либо в мягких вагонах.

(Вести // Воспитание школьников. – 2015. - № 1. – С. 75).



Управление образованием


Организационные формы непрерывного образования

Дается сравнение систем непрерывного образования, отражающих возможность использования разных организационных форм, существующих в обществе для оказания образовательных воздействий на человека и отличающихся друг от друга степенью организованности обучения.

(Моисеева Л.В., Вуколова Е.Г. Организационные формы непрерывного образования / Л. В.Моисеева, Е.Г.Вуколова // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 81- 88. Библиография С. 87, 88 (17 названий).

Становление системы образования в Магаданской области

Рассматривается процесс становления и развития системы образования в Магаданской области. Определены основные этапы развития образования, а также показаны достоинства и недостатки системы образования и его влияние на жизнь людей малочисленных народов Крайнего Севера.

(Савченко Т.А. Становление системы образования в Магаданской области / Т.А.Савченко

// Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 104- 108. Библиография С. 108 (6 названий).

Актуальные вопросы развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики

В статье представлен аналитический обзор деятельности всех сегментов системы образования КБР. Показаны достижения в этой области и проанализированы недостатки в работе педагогического корпуса и управленческого аппарата системы.

(Емузова Н.Г. Актуальные вопросы развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики / Н.Г.Емузова // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 57 - 71).

Обвинительное заключение

Автор статьи известен своим непримиримым отношением к чиновникам всех уровней. Именно поэтому редакции особенно ценно представить читателям его статью в защиту чиновника — порядочного человека с высоким чувством личной ответственности за жизнь детей, и пострадавшего за свои нравственные принципы, за совесть.

(Поташник М.М. Награждение...уголовным делом / Марк Максимович Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 35 - 42).

«Куда девать старые учебники, ведь они один в один с новыми?!»

Ученикам 5-го класса нашей школы в этом учебном году крупно повезло: в связи с досрочным переходом на новые стандарты им бесплатно выдали новенькие учебники, да ещё со значком «ФГОС», что означает ил соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам. Благодать!

Дети счастливы, родители довольны, администраторы удовлетворены.

Но, как говорится, что наивному ученику в радость, то сведущему учителю невдомёк.

(Рязанов В.А. Большая разница или точь-в-точь? / Вячеслав Александрович Рязанов, старший преподаватель Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 43 - 48).

Откат

«Откат» стал неотъемлемым явлением российской действительности. Руководители органов управления образованием и образовательных учреждений всё чаще обвиняются в получении взяток и откатов. Не всегда такие обвинения справедливы, однако есть закупки, которые крайне сложно объяснить иначе чем наличием огромных откатов.

(Вифлеемский А.Б. Анатомия отката / Анатолий Борисович Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 49 - 58).

Инновационное развитие

Вопрос об экономической цене образовательных инноваций часто в завуалированной форме представляет отказ от самих этих инноваций («Зачем нужны неоплачиваемые дополнительные обязанности?», «Когда заниматься инновационными преобразованиями деятельности, если почти всё внеурочное время занято репетиторством?» и т.п.). Престижность авторского инновационного труда, безусловно, заметна и материально поощряема в мегаполисах. В малых российских городах о цене инноваций речь заходит в ситуациях экономического выживания, когда демографический спад грозит сокращением заработка учителя, а то и вовсе утратой рабочего места.

(Черникова Т.В. Цена инноваций: диалог с директором школы / Тамара Васильевна Черникова, профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор психологических наук; Ольга Святославовна Гаджирамазанова, директор МБОУ СОШ № 6 г. Котово Волгоградской области // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 67 - 72).

Детско-взрослое производство

Детско-взрослое производство направлено на включение учащихся и студентов образовательных организаций в созидательные процессы, позволяет нейтрализовать развитие потребительства, повысить трудовую мотивацию и трудоспособность молодого поколения в современных условиях.

Показаны юридические и финансовые аспекты рентабельного производства с участием педагогов и учащихся.

На конкурсе им. А.С. Макаренко колледж в 2014 году занял первое место.

(Лапин В., Милюков И.В. Правовые и экономические основы организации детско-взрослого производства / Владимир Геннадьевич Лапин, директор государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Челябинский колледж информационно-промышленных технологий и художественных промыслов»; Иван Васильевич Милюков, заместитель директора по производственному обучению // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 73 - 82).

Стратегическое управление университетом

Проанализированы современные подходы к построению стратегии управления вузом. Разработана модель бизнес-процессов , описывающая основные процессы и механизмы стратегического управления вузом. Предложены пути использования созданной модели.

(Полубояров В.В. Функциональное моделирование процесса стратегического управления университетом / В. В. Полубояров // Известия Волгоградского государственного технического университета № 17 (144), 2014. Сер «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (Вып. 20) С. – 76 – 84. Библиография с. 83, 84 (17 названий).

Сельская школа

Дискуссия по поводу «судьбы сельских школ» продолжается уже много лет. Проблема их «сохранения» приобрела особую остроту в связи с выходом Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, П. 1 статьи 156 ФЗ № 122-ФЗ признан утратившим силу Закон РСФСР от 21.12.1990 года № 438 «О социальном развитии села», в связи с чем в сфере образования: не гарантируется открытие сельских школ, исходя из потребности населения, без ограничения численности учащихся. Снят запрет на закрытие малокомплектных школ только по решению схода граждан. Отменены: повышение на 25 % окладов и тарифных ставок специалистам образования, работающим на селе; единовременное пособие на хозяйственное обзаведение, которое должно выплачиваться выпускникам педвузов, прибывшим в сельские учебно-воспитательные заведения; денежная компенсация педработникам сельских учебных заведений на приобретение книгоиздательской продукции (10 % от зарплаты); право сельских учебно-воспитательных учреждений получать в собственность земли в размерах, соответствующих их потребностям, в том числе для создания и развития учебных и подсобных хозяйств. Органы местного самоуправления лишены права вводить дополнительные повышающие коэффициенты к заработной плате педработников.

В статье показано состояние образования на селе и его финансирование. Развитие системы на примере образования Новгородской области.

(Владимир Н. А., Каплунович Т.А. Современный контекст проблемы сохранения сельской школы // Владимир Николаевич Аверкин, ректор Новгородского института развития образования, профессор, доктор педагогических наук; Татьяна Александровна Каплунович, проректор Новгородского института развития образования, профессор, доктор педагогических наук // Народное образование. - 2014. - № 10. - С. 16 - 21).

Здоровье

Влияние образования на здоровье детей. Школьная успешность как охрана здоровья детей. Педагогические условия, способствующие успешности детей в школе, а следовательно, сохранению их здоровья.

Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7%). Учащиеся 1-х классов имеют худшие показатели готовности к обучению: ниже интегральный показатель умственной работоспособности (1,13 условных единиц против 1,48), а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития школьно-обусловленных функций при поступлении в школу, почти удвоилась — с 21,2 до 41,4%. Среди детей, обучающихся в школах, две трети имеют отклонения в состоянии здоровья, 21% — хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания. Только 5% среди выпускников школ сегодня являются практически здоровыми. Тают ряды защитников Отечества. Более 35 % юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям.

Одной из причин такого положения дел со здоровьем детства является, на взгляд авторов, то обстоятельство, что на уровне государства и общества не вполне осознаётся та роль, которая принадлежит в обеспечении этого ресурса системе образования и основному звену этой системы — школе.

В статье показано влияние образования на здоровье детей. Школьная успешность как охрана здоровья детей. Педагогические условия, способствующие успешности детей в школе, а следовательно, сохранению их здоровья.

(Г.Ф. Кумарина. Профилактика школьной дезадаптации: социально-педагогический подход / Галина Фёдоровна Кумарина, зав. кафедрой адаптивного образования ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», профессор, доктор педагогических наук // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С. 5 – 16. Библиография С. 16 (10 названий).

Метод совместного управленческого заказа

Существующая практика привлечения родителей к активному участию в обучении и воспитании своих детей не решает многих задач, стоящих перед образовательным учреждением. Экспериментальная апробация представленной технологии «Образовательная программа семьи на учебный год» в ряде образовательных учреждений Москвы, Московской области, Красноярского края убедительно показала: школа способна изменить систему образовательного взаимодействия с семьёй, обеспечить действенную включённость родителей в выполнение образовательной программы развития школьников. В основу метода положена широко используемая в теории и практике идея общественного договора как регулятора отношений между всеми заинтересованными сторонами любых отношений — государственных, политических, социальных, экономических, межличностных и т.д.

Даны методы эффективной работы образовательного учреждения с родителями, Программа образовательной деятельности семьи на учебный год, Ориентиры уровневых достижений, которые могут быть достигнуты в совместной работе семьи и школы. Рекомендации по планированию участия родителей в мероприятиях класса.

(Ярулов А. А. Технология включения семьи в образовательную деятельность / Александр Анатольевич Ярулов, профессор кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С. 17 – 26. Библиография С. 26).

Одарённый ребёнок

Авторы, используя свой 20-летний опыт работы с одарёнными детьми, рассматривают критические ситуации в школьной жизни одарённых детей и психолого-педагогические методы их подготовки к распознанию и преодолению подобных ситуаций.

(Панов В.И., Хромова Т.В. Критические ситуации в жизни особо одарённых детей // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 40 - 47. Библиография С. 47(3 названия).

Как воспитать жизнеспособность школьника?

Вновь — в который раз! —управленческий аппарат от образования настоятельно рекомендует школам широкую борьбу с плачевными последствиями дурно организованного воспитания. А точнее — с продуктами отсутствия в стране воспитания как культурологического и социально-психологического феномена, обязательного компонента общественной жизни.

Таким последствием предстаёт перед нами детский суицид — явление постыдное для нормального сообщества людей и нормальное для постыдного общественного устройства, когда уничтожаются школы, изгоняются из них специалисты по воспитанию, аннулируется широкое разнообразие развивающей деятельности, вытесняется научно-педагогическая мысль жуликоватыми менеджерами, когда уникальность живого ребёнка подменяется стандартизацией примитивной особи.

Детский суицид — явление весьма неорганичное для времени счастливого проживания ребёнка. Это противоестественное явление и симптом крайней неустроенности социальных условий жизни. А катастрофический рост детского суицида в обществе — свидетельство опасного неблагополучия общественного развития.

Показаны причины детского суицида. Дана программа формирования жизнеспособности школьников.

(Щуркова Н.Е. Как воспитать жизнеспособность школьника / Надежда Егоровна Щуркова, профессор Московского института открытого образования, доктор педагогических наук // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С. 27 – 37).

Коммуникативная компетентность

Одна из важных проблем, требующая внимания всех социальных институтов общества, — нарастающее неблагополучие в среде подростков. Сегодня «отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности, за которыми кроются внутренние глубинные переживания ребёнка — неуверенность, одиночество, страх и в то же время инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость».

Новые образовательные стандарты, откликаясь на эту проблему, акцентируют внимание на ценности социализации как одной из первостепенных задач школы, подчёркивают роль в решении этой задачи организации обучения как учебною сотрудничества. Автор статьи излагает своё виденье учебного сотрудничества; представляет методику педагогической диагностики сформированности коммуникативной компетентности подростков в условиях учебного взаимодействия; общие методические правила организации взаимодействия и модели общения. Такие разработки призваны помочь педагогу наиболее эффективно организовать учебное сотрудничество субъектов обучения с опорой на индивидуальные коммуникативные особенности и потребности подростков.

(Луговая Т.В. Развитие коммуникативной компетентности подростков средствами учебной деятельности / Татьяна Васильевна Луговая, старший преподаватель кафедры адаптивного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С. 38 – 47. Библиография С. 47 (4 названия).

Подростки. Медиапродукция

В современном обществе информационная сфера играет огромную роль. Средства массовой информации (СМИ) и коммуникации (СМК) стали мощнейшими «воспитательными» силами. Зачастую они в большей степени, чем семья как воспитательный институт, влияют на ценностные и смысложизненные ориентации, формирование мировоззрения современной молодёжи. И это вызывает беспокойство; многие родители, представители психолого-педагогической общественности, правоохранители бьют тревогу в связи с тем, что современные СМИ и СМК становятся источниками социальных болезней. Ведь дети и подростки порой сталкиваются с неприкрытым рекламированием деструктивных ценностей и девиантопровоцирующих установок, которые внедряются в сознание через медиапродукцию. О технологии подготовки подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантогенных и потребительских установок, разработанной и внедрённой в несколько школ Краснодарского края, читайте в предлагаемой статье.

(Книжникова С.В. Подготовка подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантных и потребительских ценностей / Светлана Витальевна Книжникова, доцент ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», кандидат педагогических наук, г. Краснодар // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С. 48 – 54).

Профилактика асоциального поведения

Система работы по профилактике асоциального поведении несовершеннолетних на территории Белгородской области в летний период.

(Никулина Н.Н. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: летняя кампания / Наталья Николаевна Никулина // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С. 55 – 60).

Социальный приют

В муниципальном казённом учреждении «Социальный приют для детей» разработана и успешно используется в процессе социальной реабилитации воспитанников карта социальной реабилитации. Предлагаем ознакомиться с этой методической разработкой. Надеемся, она будет полезна специалистам, деятельность которых связана с реабилитационной педагогикой.

(Кайгородова В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребёнка / В.И. Кайгородова, заместитель директора по воспитательной и социально-реабилитационной работе муниципального казённого учреждения «Социальный приют для детей», г. Белово Кемеровской обл. // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С.67 – 79).

Подростковый лагерь

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением открытого и закрытого типа. Российская система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Современные модели социализации и реабилитации. Переориентация социальных установок детей и подростков с девиантным поведением путём включении их в позитивно ориентированные отношения и виды деятельности.

(Пестовская И. В. «Вот бы жизнь начать заново...»: реабилитация в условиях подросткового лагеря . // Социальная педагогика. – 2014. - № 5. – С.80 – 86).

Инструментарий УУД

Федеральный государственный стандарт «подарил» нам огромное количество новых терминов и понятий. Руководителю и учителю нужно не только разобраться в них, но и применить на практике. Авторы предлагают конкретные практические советы, призванные помочь оценить метапредметные результаты, полученные в ходе реализации ФГОС.

(Ягодкина Н. и др. Инструментарий УУД / Надежда Валентиновна Ягодкина, директор; Людмила Евгеньевна Яковенко, заместитель директора по УВР; Юрий Васильевич Дворовиков, учитель // Директор школы. – 2015. - № 1. – С. 42 – 48.

Берегите учителей

Этот материал вызвал у экспертов журнала серьёзную полемику, их отзывы приводятся здесь же. Это не критика работы директора, это описание одного дня из жизни учителя физики московской школы. Предлагается увидеть его глазами автора.

(Кучеренко Е.А. Берегите учителей. Елена Анатольевна Кучеренко, кандидат химических наук, учитель физики // Директор школы. – 2015. - № 1. – С. 49 – 53.

Компьютеризация

Информационно-коммуникационные технологии буквально ворвались в нашу с вами жизнь и уже стали ее неотъемлемой частью. С каждым годом все большие обороты набирает компьютеризация образования. Сегодня уже не только учителя, но и ученики не представляют учебный процесс беи электронных средств обучения. Мы предлагаем рассмотреть психологические аспекты процесса компьютеризации образования.

По мнению экспертов журнала, из всех проблем компьютеризации, которые рассмотрены автором, наиболее важными представляются две: нежелание и неспособность части педагогов внедрять компьютерные технологии в свою работу и компьютерная зависимость подростков. Думается, они взаимосвязаны. Чем скучнее для ребёнка урок, тем притягательнее для него яркий мир компьютерной игры.

(Акчурина Е. Компьютер в школе / Елена Владимировна Акчурина, докторант // Директор школы. – 2015. - № 1. – С. 54 – 57).

Персона грата

В начале 2015 года Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» планирует начать работу массового открытого онлайн - курса «Как изменить школу: мастер-кейсы». Основным учебным материалом учебного курса является серия видеоинтервью с директорами школ (как действующими, так и отошедшими от дел), которые объединены одной темой: авторские школы. Продолжает серию публикаций интервью с Анатолием Георгиевичем Каспржаком, кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем России, директором Центра развития лидерства в образовании Иститута образовании НИУ «Высшая школа экономики».

(Времена надежд // Директор школы. – 2015. - № 1. – С. 62 – 70).

Экономика и право

В ИФ «Сентябрь» вышла книга «Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах», подготовленная экспертами информационного портала 273-фз.рф. Журнал «Директор школы» продолжает публикацию цикла статей из книги в форме вопросов и ответов, в которых собраны наиболее актуальные и интересные темы, касающиеся сферы общего образования. В этом материале речь пойдет о правах, обязанностях и ответственности обучающихся.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязательность среднего общего образования до 18 лет. Распространяется ли эта норма на начальное и основное общее образование?

- Сколько раз можно оставить на повторное обучение? Родители категорически против перевода ребенка на адаптированную образовательную программу, а ребенок не может обучаться. Сколько лет его можно учить в начальной школе, до 15?

- Возможно ли условно перевести обучающегося, имеющего академическую задолженность, из 4-го в 5-й класс (с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования)?

В данной статье Вы найдете ответы с комментариями на эти и другие вопросы.

(Вопрос – ответ // Директор школы. – 2015. - № 1. – С. 71 – 76).


Научные сообщения

Выбор стратегии развития образования

Минуло без малого четверть века реформирования российского образования в перестроечный и постперестроечный периоды. Оценивая пройденный путь, автор намечает стратегические ориентиры, перспективы, способы приближения будущего.

Возможен выбор из трёх вариантов стратегии:

• догонять, во многом ориентируясь на использование мирового опыта, используя богатые традиции отечественной педагогики;

• вернуться назад (вперёд — к прошлому, где был высокий уровень естественно-научного образования, массовые детские объединения и ещё много того, чем можно было гордиться);

• опережать время и строить уже сегодня российское образование будущего.

Не отвергая необходимости двигаться «всем фронтом», автор настаивает на приоритете идеи опережающего образования: опережающего и во внешнем, относительно образовательных систем других стран, и во внутреннем — в отношении кадров, культурного базиса, опережая некоторые другие сферы страны, в том числе и экономику, особенно в периоды её стагнации.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании»

(Загвязинский В.И. Будущее образования: перспективные линии развития / Владимир Ильич Загвязинскнй, заведующий кафедрой Тюменского государственного университета, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор педагогических наук, // Народное образование. – 2014. - № 10. – С 9 – 15).

Внешний мир

Статья посвящена исследованию значимости учебной деятельности со смысловым инвариантом о формировании готовности студентов к взаимодействию с миром; обоснованию необходимости рассмотрения учебной деятельности в контексте взаимодействия ее субъектов с внешним миром; представлению трехмерной модели учебной деятельности со смысловым инвариантом, направленной на оптимизацию этого взаимодействия.

(Кумышева Р.М. Смысловые инварианты учебной деятельности /Р.М. Кумышева // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 72- 80. Библиография С. 80 (11 названий).

Целеполагание в педагогическом процессе

Целеполагание в педагогическом процессе рассматривается в статье как проблема взаимодействия его непосредственных участников. Субъект-субъектное взаимодействие, т.е. междусубьектность, обнаруживается явно в случае, когда деятельность педагога обретает ценностнорациональный характер, когда устанавливается взаимная сопричастность педагога и обучающихся, в которой осуществляется «самоопределение каждым себя через утверждение бытия другого». Показано, что определение обучающимися цели и предмета собственной деятельности в конкретной ситуации есть выход за пределы этой ситуации. Акт целеполагания в ней означает выход обучающимися за ее пределы в поле обнаружения и осуществления личностных смыслов.

(Сенько Ю.В. Целеполагание в педагогическом процессе / Ю.В. Сенько // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 14 - 22. Библиография С. 21, 22 (16 названий).

Компаративистский подход

Реализация компаративистского подхода предполагает обращение к специфическим формам организации научного поиска. Представлен сравнительный анализ сущностных характеристик коллективного и согласованного исследования. Обосновано, что логике компаративистского подхода соответствует согласованное исследование, которое адекватно сущности постнеклассического этапа в развитии науки.

(Косолапова Л.А. Согласованное исследование — форма организации научного познания / Л.А. Косолапова // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 32 - 39. Библиография С. 39 (11 названий).

Философия образования

В статье предлагается философское осмысление образовательного процесса в высшей школе, целей, технологий и содержания образования нового тина, способного избежать постмодернистских ловушек и создать актуальные междисциплинарные исследовательские программы в соответствии с потребностями современного общества. С другой стороны, авторы анализируют возможности, которые открываются в связи с появлением в образовании постмодернистских подходов.

Особое внимание уделено важнейшим ключевым позициям, способствующим построению эффективной модели и определяющим стратегическое развитие высшего образования в России. В этой связи в статье анализируются современные проблемы российской высшей школы: проблема коммуникационных барьеров в диалоге учитель - ученик; угроза разрыва поколений в научно-образовательных средах и потеря педагогического мастерства; объективные трудности и субъективные отказы построения карьеры в научно-образовательной сфере.

Организация системы высшего образования в государстве - одна из ключевых сфер, соединяющая традиционные практики трансляции проверенных знаний, ценностей и смыслов и фактически задающая вектор развития в будущее, нуждающаяся в обновляющейся методологии и подхватывающая свежие идеи и возможности. Поле образовательной деятельности чрезвычайно уязвимо. Для него одинаково опасны и доведенная до абсурда унификация стандартов, программ и схем преподавания и обучения, и попытки создать уникальные рабочие учебные планы отдельных направлений подготовки, больше похожие на модель средне-профессионального образования с акцентом на спецдисциплины и сокращающие мировоззренческие предметы, формирующие фундаментальное высшее образование. А между тем благосостояние и процветание любого общества, реализация гражданских прав и свобод, развитие интеллектуального потенциала нации, ее независимость и конкурентоспособность являются результатами качественного и продуманного высшего образования.

Общество сегодня начинает осознавать стратегическую значимость правильно организованной образовательной сферы и высокую цену, которую приходится платить государству за невнимание и остаточный принцип, на основе которого складывались отношения власти и образования. И это вполне закономерно, ибо «могущество любой страны может произрастать прежде всего системой образования».

Проблемы образования в последние годы становятся новым трендом современной философии. Существует множество методологий, концепций и подходов к архитектонике образовательной деятельности как самостоятельной подсистемы культуры. Исследования в данной области идут в двух направлениях: в области изучения образования как социокультурного феномена, его функций как социального института воспроизводства определенного типа человеческой субъективности; в разработке философских проблем педагогической деятельности как методологии познания и ценностного осмысления отдельных педагогических феноменов и видов образовательной практики.

(Асеева И. А. и др. Актуальные проблемы и стратегические перспективы высшего образования в России / Асеева Ирина Александровна, доктор философских наук, доцент; Ветрова Оксана Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии; Алексеенко Александр Иванович, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии . – 2014. – № 5 (25). – С. 34 – 41. Библиография С. 40,41 (11 названий).

Высшее профессиональное образование

В статье обсуждаются проблемы модернизации высшего профессионального образования России в контексте глобализации мирового рынка труда; предложена модель интеграции вузовских ресурсов в виде образовательной сети; рассмотрены особенности обучения на высшей ступени профессионального образования.

(Чигиринская Н.В. Создание единой региональной образовательной системы как ответ на вызовы глобализации / Н.В. Чигиринская // Известия Волгоградского государственного технического университета № 4 (131), 2014. Сер «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (Вып. 18) С. – 129 – 135. Библиография с. 135 (5 названий).

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников

В статье рассматриваются теоретические аспекты социально-коммуникативного развития старших дошкольников, представлена программа экспериментального исследования этого процесса. Описаны содержательные эмпирические факты, характеризующие социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в различных образовательных средах, предложены психологопедагогические условия социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования.

(Журавлева С. Исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в различных образовательных средах / С. Журавлева, соискатель, кафедра психологии, Курский государственный университет; преподаватель, кафедра дошкольного и начального образования, Курский институт развития образования // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 118 - 122. Библиография С. 121, 122 (11 названий).


Технология и практика обучения и воспитания


Фонетическая система русского языка

Представленный в статье материал включает задания и упражнения, которые обеспечивают формирование у школьников не только коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций, но и эстетического восприятия языковых явлений в области фонетики.

Статьи публикуется и рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

(Лысова О. В. Работа над звуковой организацией речи как основа эстетического развития учащихся / Лысова Ольга Васильевна, кандидат пед. наук, доцент Бирского Башкирского государственного университета; Мешкова Анна Дмитриевна, студентка // Русский язык в школе. -2015.- № 1. - С. 3 - 6. Библиография. - С.6 (1 название).

Лингвистические знания

Автор обосновывает необходимость развития у учащихся умения структурировать знания и описывает приемы и задания, способствующие формированию данного умения.

Статья публикуется в рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

(Глинкина Г.В. Приемы структурирования лингвистических знаний учащихся / Глинкина Галина Васильевна, кандидат пед. наук, доцент Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 6 - 9. Библиография. - С.9 (6 названий).

Тезис текста. Поиск аргументов.

В статье предлагаются задания, нацеленные на анализ текстов о языке и поиск содержащихся в них тезиса и аргументации, позволяющие развивать у пятиклассников умение формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему.

(Ельцова В.С. Учимся находить тезис и аргументацию в текстах о русском языке / Вера Сергеевна Ельцова, учитель русского языка и литературы высшей категории лицея № 1158 г. Москвы // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 14 - 16).

Свободный диктант

В статье на основе компетентностного подхода показана практическая методика совершенствования правописания во взаимосвязи с развитием речи школьников, приведены материалы опросов и анкетирования учащихся. По нескольким программным темам орфографии и пунктуации подобраны тексты для свободных диктантов, дополненные вопросами и заданиями речевой и правописной направленности.

Статья публикуется в рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

(Вохмина Ю.С. Правописно-речевая подготовка школьников на основе свободных диктантов / Вохмина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Брагинская СОШ № 11" Курагинского р-на Красноярского края // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 21 - 24. Библиография С.24 (4 названия).

Олимпиада

Подводя итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, авторы статьи отмечают трудности, с которыми сталкиваются учащиеся а процессе выполнения олимпиадных заданий, показывают пути решения сложных вопросов.

Статья публикуется в рамках проекта "Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

(Григорьев А.В., Беркутова Г. В. Об итогах заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку в 2014 году / Григорьев Андрей Владимирович, доктор филол. наук, профессор МПГУ; Беркутова Галина Валерьевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ № 1248 // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 21 - 24. Библиография С.24 (4 названия).

О себе: исполнительна, ответственна, коммуникабельна

Тренинг с учащимися по трудоустройству. Возрастная категория 16 – 19 лет.

Разделы:

- Краткие тезисы к тренингу.

- Пять способов понравиться незнакомому человеку.

- Резюме.

- Сопроводительное письмо (к резюме).

- Анкета выпускника.

Так, например, в разделе «Краткие тезисы к тренингу» автор даёт следующие рекомендации:

- Работодателю не нужны люди с проблемами. Никогда не говорите «нигде не работаю». Надо составить легенду для подачи себя с выгодной стороны: «У меня все хорошо!»

- Не критикуйте бывшее начальство. Вид не уставший, не напряженный.

- Говорить коротко, неагрессивно, по делу, приветливо, любезно.

- Попросить у друзей рекомендательные письма.

- Быть уверенным в себе, но без хамства и напористости.

- «Стрессовое собеседование» - на простые вопросы надо отвечать быстро, сложные вопросы требуют рассуждения.

- Внешний вид: бедненько, но чистенько.

- В резюме не употреблять частичку «не»: «неконфликтный» - значит конфликтный.

- Интонация в голосе без претензий, без обиды.

- Написать о себе: исполнительна, ответственна, коммуникабельна, вредных привычек не имею.

- К резюме лучше приложить фотографию.

- На собеседовании необходимо продемонстрировать развитую речь.

- Нужно стремиться получать образование по различным специальностям.

- Необходимо пытаться устраиваться сразу в несколько организаций через знакомых, друзей (сарафанное радио).

- Создать план поиска работы (обзвон, обход просмотр газет).

- Четко знать цель поиска (специальность). Не распыляться на несколько профессий; сферу деятельности знать четко.

- Не лениться записывать контакты, когда, во сколько, с кем общались.

Пять способов понравиться незнакомому человеку

- Дозированный взгляд (дружелюбно, любезно).

- Доброжелательное, открытое лицо.

- Правильно называть имя, уточнить: «Как я могу к вам обращаться?»

- Не стучать, просто открыть дверь и улыбнуться, представиться (если назначено время), ждать терпеливо.

- Садиться и находиться по диагонали, наискосок. «Ненавязчивая настойчивость». Задавать корректные вопросы. Делать косвенные, но ненавязчивые комплименты.

(Афанасьева О. О себе: исполнительна, ответственна, коммуникабельна / Оксана Афанасьева // Учительская газета. - 2015. - 3 февраля. – С.13)

Источник доброты и тепла

7-й класс. Тема «Семейные ценности в современном обществе»

Форма проведения: круглый стол с элементами игры с участием родителей и детей (2 команды родителей и 2 команды учащихся).

Форма проведения: круглый стол с элементами игры с участием родителей и детей (2 коман­ды родителей и 2 команды учащихся}.

Цель: формирование у родителей и учащихся класса представления о современных семейных ценностях.

Задачи:

Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.

«Обмен» семейными традициями.

Показать важную роль ценностей в каждой семье.

Создать ситуацию успеха в каждой семье.

Сплочение родительского и детского коллективов.

(Юсупова М. Источник доброты и тепла / Марина Юсупова // Учительская газета. - 2015. - 3 февраля. – С. 14).

Морфология современного русского языка

В статье рассматриваются вопросы влияния книги В.В. Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове" на содержание и методические особенности преподавания школьного курса морфологии русского языка, анализируются нерешенные вопросы интерпретации морфологических явлений в свете работы В.В. Виноградова и возможности включения некоторых аспектов их описания в практику преподавания русского языка в школе.

(Иванов С.В. «Русский язык» В.В. Виноградова и школьный курс морфологии (К 120-летию со дня рождения ученого) / Иванов Станислав Викторович, кандидат филол. наук, доцент МПГУ // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 40 - 45. Библиография С.45 (2 названия).

Любовь истинная и мнимая в изображении А.П. Чехова

На примере анализа рассказа А.П. Чехова «Ионыч» в статье показано, что с точки зрения лингвистики идея художественного произведения представляет собой разновид­ность его неявно выраженного (имплицитного) содержания. Идея произведения может быть определена путем анализа не только изображаемых в нем событий, но и того, каким образом автор описывает эти события.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ.

(Федосюк М. Ю. Любовь истинная и мнимая в изображении А.П. Чехова / Федосюк Михаил Юрьевич, доктор филол, наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова // Русский язык в школе. - 2015. - № 1. - С. 55 - 59, 80. Библиография С.80 (9 названий).


Дошкольная педагогика


Воспитатели дошкольных образовательных организаций

Статья посвящена проблеме эмоционального взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Делается вывод о влиянии уровня эмоционального интеллекта воспитателя на благополучие процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО. Приведены результаты исследования эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста, представлена программа по его развитию, предложены практические рекомендации.

(Моторина Н. Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций / Н. Моторина, аспирант, Шуйский филиал ФГЕОУВПО «Ивановский государственный университет", Иваново // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 118 - 122. Библиография С. 122 (4 названия).

Группа смешанного этнического состава

Статья посвящена проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников групп смешанного этнического состава. Выделяются и анализируются основные трудности в работе педагогического коллектива. Предлагается и обосновывается необходимость внесения изменений в деятельность дошкольной образовательной организации в связи с ее особенностями. Большое внимание в разрешении трудностей образовательной деятельности в полинациональном детском коллективе уделяется сотрудничеству с родителями воспитанников.

(Наумова Т. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива / Т. НАУМОВА, кандидат педагогически» наук, доцент, кафедра педагогики дошкольного и начального образования. Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И. Лобачевского, город Арзамас, Нижегородская область // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 1. – С. 113 – 117. Библиография С. 117 (9 названий).

Что такое дуальное образование?

В последние десятилетия в российском профессиональном образовании широко используется зарубежный опыт. Дуальное образование родом из Германии. В подготовке к профессии равноправными признаются два начала - теоретическая и практическая подготовка. Вы скажете, что у нас всегда и в колледжах, и в вузах тоже были и теоретические курсы, и практика. Да, но суть дуального образования - в количественном соотношении этих двух сфер профессионального обучения, в ответственности, которую принимают на себя образовательные организации и учреждения, готовящие для себя кадры.

(Миленко В., Таранова В. Что такое дуальное образование? / В. Миленко, преподаватель, В. Таранова, председатель Предметно Цикловой комиссии дошкольных дисциплин, Белгородский педагогический колледж // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 1. – С. 107 – 112).

Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи

Фонематическое недоразвитие представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем. Определяющими признаками фонематического недоразвития являются несформированность процессов восприятия звуков речи, пониженная способность к их анализу и синтезу, что проявляется в следующем: дети затрудняются определить поднятием руки, хлопком наличие определенного звука в слоге или слове, повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (например, па-ба, ба-па), подобрать картинки или придумать слова, начинающиеся на заданный звук, выделить начальный или последний звук в слове и т.п. Все это препятствует формированию полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста, а в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в овладении грамотой и школьной программой в целом.

По преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи авторами разработан и апробирован на практике дидактический материал построенный на основе метода программированного обучения.

(Чумакова И., Горбунова Е. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи / И. Чумакова, кандидат педагогических наук, доцент, НОУ ВПО-Столичная финансово-гуманитарная академия, Москва; Е. Горбунова, учитель-логопед, МБД-детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка», город Химки, Московская область // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 1. – С. 69 – 83. Библиография С. 83 (6 названий).

Мы раскрасим этот мир

Занятие для детей 5-8 лет с общим недоразвитием речи.

Цель. Закреплять знания об осени.

Задачи. Образовательные: Развитие словаря: уточнять и расширять представления об осени, о ее признаках, разнообразии природных явлений и сезонных изменений; обеспечить переход от пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств; расширять объем правильно произносимых существительных, относительных прилагательных и глаголов по теме «Осень»; вводить их в активный словарь. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: закреплять умение образовывать и использовать относительные прилагательные и согласовывать прилагательные с существительными. Формирование правильного певческого дыхания:. Развивающие. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

(Макаренкова Е. и др. Мы раскрасим этот мир: занятие для детей 5-8 лет с общим недоразвитием речи / Е. Макаренкова. Д. Куликова, Е Тупицына // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 1. – С. 84 – 89. Библиография С. 89 (8 названий).

Родительское собрание

Участники. Родители и воспитанники средней группы компенсирующей направленности.

Цель. Вызвать интерес родителей к творческим занятиям детей; учить получать удовлетворение от совместной деятельности.

Задачи. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству; показать родителям способы рисования гуашью; развивать у детей мелкую моторику рук, интонационную выразительность речи; обогащать и активизировать словарь.

(Кикбаева Ж. Родительское собрание / Ж. Кикбаева, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ-детский сад комбинированного вида № 27 «Самоцветы», город Мончегорск, Мурманская область Тупицына // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 1. – С. 59 – 61).

Психологический базис изобразительной деятельности

Сложность формирования стремления к изобразительной деятельности у дошкольников с замедленным темпом психического развития обусловлена несформированностью психологического базиса и необходимого для этого внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Использование изобразительной деятельности как средства коррекции позволяет, с одной стороны, сформировать психологическую базу, необходимую для ее развития, а с другой - совершенствовать саму изобразительную деятельность. Результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование изобразительной деятельности у дошкольников с ЗПР станет эффективным только в результате целенаправленной коррекционно-развивающей работы, включающей развитие не только графических навыков и продуктивного воображения, но и психологического базиса изобразительной деятельности.

(Лонская Д. Пути формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей с замедленным темпом развития / Д. Лонская, аспирантка, кафедра специальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 110 - 117. Библиография С. 116, 117 (20 названий).

Новая модульная программа подготовки педагогов

В статье представлено описание новой модели практико-ориентированной подготовки педагога дошкольного образования в условиях взаимодействия вуза и дошкольных образовательных организаций, разработанной в целях проводимой государством модернизации педагогического образования. Раскрываются особенности и условия организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, требования к воспитателям (супервизорам), включающимся в процесс подготовки будущих педагогов.

(Волобуева Л. и др. Подготовка воспитателя в условиях сетевого взаимодействия организаций высшего и дошкольного образования / л.Волобуева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольной педагогики; Г. Толкачева, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики; Е. Изотова, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой возрастной психологии; М. Парамонова, кандидат педагогически к наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии; ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 101 - 109. Библиография С. 109 (9 названий).

Поликультурная (национально-смешанная) семья

В статье представлена методика педагогического обследования мотивационно-личностной сферы ребенка раннего возраста. Методика предполагает изучение социально-эмоциональной сферы ребенка, характер его взаимоотношений с окружающими взрослыми и со сверстниками. Исследуемые параметры подобраны с учетом особенностей воспитания в поликультурной семье и возраста ребенка.

(Афонина Н. Выявление уровня развития мотивационно-личностной сферы детей раннего возраста, воспитывающихся в поликультурных семьях / Н. Афонина, аспирант, кафедра педагогики, Мурманский государственный гуманитарный университет // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 87 - 93. Библиография С. 92, 93 (9 названий).

Космические спасатели

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги и настенном полотне, дифференцировать понятия «право-лево», «верх-низ»; упражнять в соотнесении силуэтного изображения с контурным; развивать навыки анализа и синтеза, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, умение действовать в позиции «глаз-рука»; продолжать учить составлять целостный образ предмета (космический корабль) из геометрических фигур по схеме; формировать эмоционально-личностную сферу, коммуникативные навыки; стабилизировать психические процессы; снять телесное и эмоциональное напряжение; воспитывать интерес к познавательной деятельности, умение работать в коллективе, отзывчивость, доброжелательность, взаимовыручку.

(Трунова Г., Трунова И. Космические спасатели: занятие тифлопедагога и психолога со старшими детьми с нарушением зрения (с использованием сенсорной комнаты) / Г.Трунова, учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории, И. Майорова, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ - гимназия №1358 (дошкольное отделение «Солнышко»), Москва // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 81 - 85).


Начальная школа

Мир увлечений моей семьи. Родительское собрание

Цели: координация и интеграция усилий школы и семьи в создании благоприятных условий для развития личности младшего школьника и сохранения его здоровья.

Задачи: просветительская: обучение родителей умению замечать и понимать изменения, происходящие с их детьми; культурная: психолого-педагогичегкий поиск методов эффективного воздействия на школьников и процессе приобретения общественных и культурных навыком; коммуникативная: обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культурного взаимодействия детей и родителей.

(Самохвалова Л.В. Мир увлечений моей семьи. Родительское собрание. II класс / Л.В. Самохвалова, учитель начальных классов, школа № 45, г. Мурманск // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 10 – 11).

Изобразительное искусство

В статье освещается вопрос повышения эффективности методики обучения «Основам цветоведения» в начальной школе за счет создания игровых ситуаций. Представлены методики проведения игровых ситуаций на основе использования игровых динамических пособий.

(Кошелева Л.А. Использование игровых динамических пособий на уроках изобразительного искусства / Л.А. Кошелева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и реставрации, Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 39 – 43. Библиография С. 43 (6 названий).

Зимний сад

Зимний сад в данной школе используется не только в качестве места для релаксации. В нем проходят уроки окружающего мира и биологии, ведется проектно-исследовательская работа.

В статье представлен проект, который авторы рекомендуют осуществить на базе зимнего сада школы с учащимися Ш класса. Тема проекта: «Наш зимний сад». Цель: выяснить, нуждается ли школьный зимний сад в нашей помощи.

Задачи: найти информацию о значении зимних садов; изучить особенности растений зимнего сада школы; составить паспорт растений школьного зимнего сада; выяснить, соответствуют ли условия зимнего сада школы особенностям представленных в нем растений и в случае необходимости определить меры по их улучшению.

(Мараховская Т.В. Наш зимний сад / Т. В. Мараховская, учитель начальных классов, Кудиновская школа, Малоярославецкий район, Калужская область // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 48 – 55).

Комплексный творческий проект

Описывается опыт работы четвероклассников над комплексным творческим проектом на тему «Белый Бим Черное ухо».

Цели: познакомить с комплексным подходом в создании творческого продукта проектной деятельности: вовлечь каждого ученика в активный творческий процесс; учить представлять свой труд в виде презентации; воспитывать интерес к художественной литературе.

(Краснова М.М. Комплексный творческий проект «Белый Бим Черное ухо» / М.М. Краснова, учитель начальных классов, Дубровская школа, с. Дубровка, Шарлыкский район, Оренбургская область // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 56 – 57. Библиография С. 57 (11названий).

Задачи о животных Красной книги

В современных учебниках мало заданий, направленных на формирование экологической культуры младших школьников. В разных регионах немного шара, в том числе и в нашей стране, под угрозой исчезновения находится большое количество представителей растительного и животного мира, поэтому сложно выбрать материал для создания математических задач и разместить их в учебниках. Но это необходимо делать на региональном уровне.

Предлагаем вниманию читателей задачи о животных Красной книга Ханты-Мансийского автономного округа для III - IV классов. Их можно использовать на уроках математики, внеклассных мероприятиях краеведческого характера.

(Генералова Э.А. Задачи о животных Красной книги / Э.А. Генералова // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 61 – 62).

Праздник, посвященный окончанию начальной школы

Цели и задачи: осознание завершения важного этапа школьной жизни; развитие творчества детей и родителей; продолжение формирования классного коллектива.

(Ваганова О.Л. Праздник, посвященный окончанию начальной школы / О.Л. Ваганова, учитель начальных классов, ГБОУ СО «Дар», пос. Озерный, Режевский район, Свердловская область // Начальная школа. – 2015. – № 1. – С. 72 – 75).

Интеграция художественного и логического.

В статье рассматриваются вопросы интеграции художественного и логического в школьном обучении (на уроках изобразительного искусства). Раскрывается актуальность и важность формирования метапредметных компетенций в изобразительной деятельности у школьников в контексте новых стандартов образования. Приводятся примеры интеграции художественного и логического из учебников изобразительного искусства.

(Аранова С.В. Интеграция художественного и логического в процессе формирования метапредметных компетенций на уроках изобразительного искусства / С.В. Аранова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Научно-исследовательский институт общего образования, Санк-Петербург // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 65 – 68. Библиография с.68 (5 названий).

Особенности учебно-методического комплекта «Музыка»

В статье раскрываются особенности проектирования и реализации содержания предмета «музыка» в инновационной образовательной системе «Диалог», принципы и подходы, на которых базируется музыкальное образование в этой системе, её отличия от других систем: приводятся примеры реализации этих принципов.

( Афанасьева А.Б., Шекалов В.А. Особенности учебно-методического комплекта «Музыка» / А.Б. Афанасьева, кандидат искусствоведения, доцент. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Научно-исследовательский институт общего образования, Санкт –Петербург; В. А.. Шекалов. доктор искусствоведения, профессор кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования. Академия русского балета им. А.Я Вагановой, Санкт-Петербург // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 69 – 72. Библиография с.72 (5 названий).

Диалог

В статье раскрыты основные положения образовательной системы «Диалог», актуальные для уровня начального общего образования: охарактеризованы подходы, принципы диалогизации обучения, виды диалогов, участником которых становится школьник.

(Бордовский Г.А. и др. Концепция образовательной системы «Диалог»: основные положения / Г.А. Бордовский, М.П. Воюшина, Е.П. Суворова // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 5 – 10. Библиография с.10 (5 названий).

Письменная речь

Статья посвящена реализации речевого и лингвистического развития младших школьников в процессе усвоения различных синтаксических структур простого и сложного предложений. Описанные методические подходы к изучению младшими школьниками синтаксических единиц строятся на основе особенностей синтаксического строя собственной письменной речи ребёнка.

(Буланова С.Ю. Методические подходы к изучению синтаксиса русского языка / С.Ю. Буланова, кандидат педагогических наук, доцент // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 27 – 30. Библиография с.30 (6 названий).

Вычислительная культура младших школьников

В статье показана реализация принципов построения УМК «Диалог» при формировании вычислительной культуры младших школьников, приведены авторские примеры из учебников математики этого УМК для I-IV классов.

(Ивашова О.А. Реализация принципов образовательной системы «Диалог» при формировании вычислительной культуры / О.А. Ивашова, кандидат педагогических наук, доцент // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С.41 – 45. Библиография с.45 (5 названий).

Принципы построения учебников «Технология»

В статье рассматриваются особенности авторских учебников по технологии для начальной школы в рамках концепции образовательной системы «Диалог», даётся общая характеристика учебного предмета «технология», раскрываются подходы и принципы построения учебного курса, выделяются основные содержательные линии.

(Мисюкевич А.Н. Принципы построения учебников «Технология» / А.Н. Мисюкевич, кандидат психологических наук, доцент // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 57 – 60. Библиография с.60 (3 названий).

Учебники математики в образовательной системе «Диалог»

В статье показаны возможности формирования универсального учебного действия сравнение, при обучении младших школьников решению комбинаторных задач, определены этапы формирования сравнения, приведены примеры заданий из учебников математики образовательной системы «Диалог».

(Останина Е.Е. Формирование универсального учебного действия сравнение в ходе решения комбинаторных задач / Е. Е. Останина, кандидат педагогических наук, доцент // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 46 –52. Библиография с.51, 52 (5 названий).

Содержание и структура курса русского языка

В статье характеризуются содержание, структура и методический аппарат учебников русского языка, реализующих как общую концепцию образовательной системы «Диалог», так и авторскую концепцию курса, построенного с учётом особенностей полиэтнической и поликультурной образовательной среды.

(Савельева Л.В. и др. Особенности содержания и методического аппарата учебников русского языка / Л.В. Савельева, Г.С. Щеголева, Е.А. Гогун // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 14 –20. Библиография с.19, 20 (4 названия).


Воспитание и дополнительное образование

Смотрим и обсуждаем кинофильмы вместе

В начале 2013 г. Министерство культуры РФ предложило список из 100 отечественных кинофильмов, рекомендуемых для просмотра школьникам. Не так давно на портале «Культура.рф» размещен список из 100 зарубежных фильмов, которые, по мнению Министерства культуры РФ, стоит посмотреть молодому растущему поколению.

Идея выделить из всего многообразия кинопродукции «самое-самое» не нова. Подобные рейтинги существуют уже давно и создаются по сей день разными организациями и инициативными людьми. Существуют подборки лучших молодежных фильмов или лучших школьных фильмов. Тем не менее вопрос о применении подобных рекомендаций в школьном пространстве с современными детьми, в реалиях современной педагогической жизни остается открытым. И любые рекомендации так и останутся рекомендациями, если мы, как воспитатели (!), не проясним для себя следующее:

- Зачем школьнику смотреть кино?

- Как организовать педагогическую работу с кинофильмом?

- Как создать целостную программу, состоящую из ряда взаимосвязанных встреч с просмотром и обсуждением фильмов?

Авторы пробуют ответить на эти вопросы.

(Сергеева Н.Ю. Смотрим и обсуждаем кинофильмы вместе: (арт-педагогический подход / Н. Ю. Сергеева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г.Чебоксары // Воспитание школьников. – 2015. - № 1. – С. 27 – 37).

Роль и место клуба

В статье показано значение клуба как общественной среды, как социокультурного явления. Разделы статьи:

Исторические корни детского клуба (возникновение клуба как общественного и педагогического явления);

Что может дать клуб? (педагогические возможности клуба в УДОД);

Какие бывают и как живут клубы в УДОД? (типология, быт и жизнедеятельность клубных объединений).

(Куприянов Б.В. Роль и место клуба в дополнительном образовании детей / Б.В. Куприянов, доктор педагогических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики», Г. Москва // Воспитание школьников. – 2015. - № 1. – С. 55 – 62).


Коррекционная (специальная) педагогика

Нормативно–правовая база

В статье анализируются сегодняшнее состояние и основные направления развития системы специального образования в Республике Беларусь. Подробно описаны интегративное образование и профессиональное обучение лиц с особенностями психофизического развития.

(А.М. Змушко А.М. Состояние и перспективы развития специального образования в Республике Беларусь / А.М. Змушко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 4 – 12. Библиография с. 12 (6 названий).

Дети с РАС

В статье раскрываются особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), затрудняющими процесс их включения в коллектив сверстников в дошкольных общеобразовательных организациях (ДОО); рассматриваются педагогические условия, создание которых способствует эффективному совместному обучению и воспитанию детей изучаемой категории.

(Браткова М., Караневская О. Специфика включения ребенка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутистического спектра) / М. Браткова, О. Караневская, кандидаты педагогических наук, доценты, Московский городской педагогический университет, Институт специального образования и комплексной реабилитации // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 76 - 80. Библиография С. 80 (5 названий).

Толерантное отношение

В статье показана актуальность задачи повышения толерантности в обществе – и, прежде всего, в образовательной среде – к лицам с особенностями психофизического развития. Описана разнообразная деятельность Слуцкого районного Центра коррекционно–развивающего обучения и реабилитации по развитию интереса и доброжелательного отношения к детям и взрослым с особенностями развития.

(Пономарева И.М. Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями как одна из составляющих образовательного пространства / И.М. Пономарева, ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР», Слуцк, Республика Беларусь // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 16 – 19).

Социализация детей

Статья посвящена развитию инклюзивного образования в Армении. Описан опыт школы, в которой работает автор, обсуждается участие общественных организаций в развитии интегративных процессов в образовательной системе страны.

(Саркисян Л.И. Социализация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития / Л.И. Саркисян, Ереванская старшая школа № 62, Республика Армения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 20 – 24).

Расстройства аутистического спектра

В статье дается представление о неоднородности популяции детей с РАС. Приводятся характеристики детей с разными по глубине аутистических проблем вариантами нарушения развития, значимые для организации их обучения в начальной школе. Анализируются их трудности и возможности обучения и социальной адаптации при своевременной и адекватной коррекционной помощи, обсуждается необходимость широкого диапазона различий в уровне и содержании их образования.

(Никольская О.С, Баенская Е.Р. Дети с аутизмом: варианты развития / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 25 – 32).

Социальная компетентность

В статье обосновывается важность психокоррекционной работы с подростками и молодыми людьми, страдающими расстройствами артистического спектра, направленной на развитие социальной компетентности. Компетентность достигается, в первую очередь, через освоение широкого круга повседневных социальных ролей. Излагается конкретный опыт работы с группой молодых людей.

(Костин И.А. Из опыта проведения занятий по развитию социальной компетентности людей с расстройствами аутистического спектра / И.А. Костин, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С.33 – 38. Библиография с. 38 (4 названия).

Речевое развитие

В статье представлена рабочая программа формирования речевой деятельности младших дошкольников с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития), составленная в соответствии с ФГОС ДО, структурой речевого дефекта и отражающая современные подходы к коррекции общего недоразвития речи. Программа адресована учителям-логопедам, работающим в условиях ППМС- центров.

(Тихонова Б.С. Формирование речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ППМС-центров // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 39 – 49).

Раннее детство

В статье в популярной форме описываются особенности психического развития детей третьего года жизни. Анализируются важнейшие для этого возраста виды деятельности и психологические новообразования, дается характеристика «кризиса трех лет».

(Павлова А.В. Ребенок третьего года жизни: штрихи к портрету / А.В. Павлова, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 50 – 62).

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос