В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (май 2014)

2 июня 2014

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика


Образовательная программа


Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н принят профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Этот стандарт вступает в силу с января 2015 года. Зачем нужен этот стандарт и что он изменит в деятельности учителя в школе?

В статье дана правовая оценка содержания стандарта профессиональной деятельности учителя. Соотношение стандарта с правовыми нормами и актами, регламентирующими педагогическую деятельность.

(Вифлеемский А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? / Анатолий Борисович Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук // Народное образование. – 2014. – № 3. - С. 34 – 42).


Новая система оплаты труда


Насколько внедряемые в систему российского образования экономические нововведения эффективны?

Одной на самых острых и болезненных проблем отечественной системы образования все годы реформ остаётся заработная плата учителя: для педагога, как и вообще любого работающего человека, это вопрос жизненной необходимости, поскольку зарплата для многих — единственный источник средств к существованию.

(Хван А.А. Эффективность экономических инноваций в образовании: психологические показатели / Андриан Андрианович Хван, декан факультета психологии Кузбасской государственной педагогической академии, доцент, кандидат психологических наук, г. Новокузнецк // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 48 – 54).


Воспитательная ситуация


В предлагаемой статье рассмотрены актуальные проблемы современного образования, в том числе рассматривается проблема необоснованного сокращения в штатном расписании общеобразовательных школ должностей психолога и социального педагога.

Исследование перспектив изменения воспитательной ситуации в России, детерминированной институтами воспитания на основе поискового прогноза до пяти лет – 2012 - 2016 годы.

(Олиференко Л.Я. Развитие воспитательной ситуации в стране: среднесрочный прогноз / Людмила Яковлевна Олиференко, профессор, доктор педагогических наук // Социальная педагогика. – 2014. - № 1. – С. 5 – 19).


Недофинансирование системы образования педагогов


Все знают, что система образования в Москве, Питере, городах-миллионниках и в сибирских нефтегазовых округах нормально финансируется, и все мы рады за учителей и детей, которые там живут, учат и учатся. Но эти города и округа — далеко не вся Россия и даже не большая ее часть: есть тысячи малых и средних городов и районов, где руководители органов образования, школ, детсадов страдают и мучаются от бедности, им стыдно перед детьми и родителями, и они не знают, что делать.

(Поташник М.М. Безысходность: жаловаться некому?! / Марк Максимович Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 4. – С. 52 – 58).



Управление образованием



Вызовы нового века


Статья, которую предлагает журнал, перекликается с несколькими публикациями этого выпуска. Новое мировоззрение, новое содержание образования, основанное на социальном общении и действии, отношение к живому, ценностное отношение к действительности — всё это в том или ином аспекте звучит в других статьях этого выпуска журнала. В обществе, поражённом социокультурным нигилизмом, возникают культ сильной личности, пропаганда жестокости, безразличие ко всему живому. Что делать школе в этой ситуации? Статья адресована, прежде всего, руководителям школ, организаторам работы с учителями,

(Куркин Е.Б. Новый век и новая волна требований к школе. В каком направлении реформировать её, отвечая на вызовы времени? / Евгений Борисович Куркин, ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 4. – С. 81 – 89. Библиография с. 89 (4 названия).


Кадровая политика


Августовские педагогические конференции 2014 года вновь будут посвящены выполняемым и очередным задачам государственной политики в области образования: вновь стандарты и ЕГЭ, то есть то, что регулярно запрашивается в отчетах. Меньше обсуждается профессиональный стандарт педагога, который анализирует автор, управленец с большим опытом работы.

(Соложнин А.В. Освоение стандарта профессиональной деятельности в школе / Анатолий Валентинович Соложнин, кандидат педагогических наук, г. Нижний Тагил // Народное образование. – 2014. - № 4. – С. 90 – 98).


Утвержден новый порядок приема в школу


Минобрнауки России обнародовало новый порядок приема граждан на обучение по программам общего образования. Приказ был зарегистрирован Минюстом.

Согласно документу школы обязаны принимать всех детей, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на закрепленной за ними территории. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только при отсутствии свободных мест. В этом случае родители должны обратиться в региональный или местный орган управления образованием для решения вопроса об устройстве ребенка в другую школу.

Индивидуальный отбор при приеме в средние и старшие классы с углубленным изучением отдельных предметов или профильным обучением допускается в случаях, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ.

Кроме того, творческий отбор возможен при приеме в образовательные организации, реализующие школьные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами в области физкультуры и спорта или с программами среднего профессионального образования в области искусств.

Предполагается, что органы местного самоуправления ежегодно не позднее 1 февраля будут издавать распорядительные акты о закреплении школ за конкретными территориями района или городского округа.

Прием в первый класс детей с закрепленной территории будет идти с 1 февраля по 30 июня, ребят из других территорий – с 1 июля до момента заполнения свободных мест (крайняя дата – 5 сентября).

Прием осуществляется по личному заявлению родителя или законного представителя ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность. При этом заявление можно подать в электронной форме. Дополнительно необходимо предъявить оригинал свидетельства о рождении ребенка, а если он проживает на закрепленной за школой территории, то еще и свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания.

(Донатович С. Утвержден новый порядок приема в школу / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2014. – 15 апреля. – С. 2).


Консультации


Различие или соответствие понятий «Основные направления деятельности ОУ» «Программа развития ОУ» и «План развития ОУ». Прохождение аттестации на 1-ю категорию. Об участии учителей в методобъединениях. Объединение на уроках физкультуры учащихся 10-го и 11-го классов. Проведение «недели открытой школы». Проблема наполняемости классов.

(Болотова Е.Л. Консультации / Елена Леонидовна Болотова, профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 4. – С. 136 – 139).

Стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Аттестация. Право на стимулирующие выплаты. Длительный и дополнительный отпуск. Трудовой договор. Отчётная документация.

(Хмельков С.Б. Консультации / Сергей Борисович Хмельков, заведующий правовым отделом аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ // Народное образование. – 2014. - № 4. – С. 140 – 142).


Сферы влияния грантовых конкурсов


Сегодня для школ (вне зависимости от их типа) возможности собственного развития так или иначе связаны с успешностью встраивания в систему реальной продуктивной конкуренции между учебными заведениями при распределении бюджетных средств (в рамках государственных/муниципальных заданий и не только), которые часто становятся основным источником формируемых доходов школ.

(Лапушинская Г.К. Гранты для школы: особенности и возможности / Галина Константиновна Лапушинская, заведующая кафедрой государственного управления Тверского государственного университета, профессор, доктор экономических наук // Народное образование. – 2014. - № 4. – С. 111 –117).


Эффективность образовательной организации


В центре внимания – понятие образовательной организации как вида некоммерческой организации; представлены экономический, педагогический, квалиметрический подходы с целью определения эффективности работы образовательной организации; предложенаметодика оценки эффективности работы образовательной организации.

(Литвиненко Э.В. Формирование методики оценки работы образовательных организаций / Э.В. Литвиненко // Педагогика. – 2014. - № 3. – С. 44 – 52. Библиография с. 52 (12 названий).


Дисциплина учащихся


Дисциплина в образовательном учреждении. Законодательные акты, регулирующие поведение учащихся. Проступок учащегося и педагогическое воздействие. Роль образовательного учреждения в вопросах дисциплинарной ответственности.

(Ладнушкина Н. М. Дисциплина учащихся в законодательных актах / Надежда Михайловна Ладнушкина, начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Рособрнадзора, кандидат педагогических наук // Социальная педагогика. – 2014. – С. 85 – 96).




Научные сообщения


Социальная стратегия государства


Образование по своей сущности и предназначению ориентировано на будущее. Педагогическая наука, опираясь на достижения всех наук, причастных к развитию образования, — философии, антропологии, социологии, политологии, демографии, логики, психологии и многих других, призвана на основе анализа выявленных тенденций прошлого опыта, разрешения современных проблем развития человека и общества прогнозировать и проектировать образование будущего.

(Загвязинский В.И. Российское образование: роль науки в его дальнейшем развитии / Владимир Ильич Загвязинский, заведующий кафедрой Тюменского государственного университета, профессор, академик РАО, доктор педагогических наук. Заслуженный деятель науки России // Народное образование. – 2014. - № 3. – С. 9 – 16).


Модернизация


Дан анализ проходящей модернизации образования, обсуждается необходимость научного системного подхода к пониманию этого глобального явления в образовании. Обосновывается методология возможности создания исследовательского аппарата и технологического инструментария, обеспечивающего органическое согласование цели, логики, этапов, средств научной деятельности, промежуточных и конечных результатов модернизации

(Ерина Т.М., Монахов В.М. Нужна ли сегодня адаптивная оптимальная система модернизации образования с наперёд заданными свойствами? / Т.М. Ерина, В.М. Монахов, Москва // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. (Педагогические науки). — 2013. - № 7 (82). - С. 44 — 50. Библиография с. 50 (13 названий).


Профессиональные компетенции


В статье раскрыта авторская научно-методическая разработка элективного курса, ориентированная на формирование профессиональных компетенций магистрантов в условиях реализации ФГОС высшего образования.

(Чудина Е.Е. Научно-методические особенности элективного курса «Руководство научно-исследовательской работой школьников» / Е.Е. Чудина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. (Педагогические науки). — 2013. - № 7 (82). - С. 40 — 43. Библиография с. 43 (3 названия).


Стиль материнского воспитания


В данной статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи различных параметров материнского воспитания и самоотношения их детей в подростковом возрасте. Выявленная взаимосвязь указывает на большую значимость базового принятия родителем ребёнка в развитии самоотношения.

(Купченко В.Е., Ляшенко И.Н. Влияние стиля воспитания матери на самоотношение подростка / Виктория Евгеньевна Купченко, к. пс. н., доцент, Ирина Николаевна Ляшенко // Семейная психология и семейная терапия. – 2014. – № 1. – С. 16 – 27. Библиография С. 26 – 27 (13 названий).


Репродуктивное здоровье молодёжи


Статья посвящена проблемам исследования сексуального и репродуктивного здоровья, сексуальных представлений и репродуктивного поведения молодёжи в контексте межличностных отношений. Приводятся данные пилотажного исследования сексуальных и репродуктивных установок молодёжи. Статистический анализ результатов опроса студентов показал, что особенностями представлений молодежи в этой сфере являются открытость, фрагментарность, стереотипность и противоречивость.

(Белогай К.Н. и др. Сексуальное и репродуктивное здоровье молодёжи в контексте психологии семьи / Ксения Николаевна Белогай, к. пс. н., доцент, Юлия Вячеславовна Борисенко, к. пс. н., доцент, Ирина Станиславовна Морозова, д-р психол. наук, профессор, Татьяна Олеговна Отт, к. пс. н., доцент // Семейная психология и семейная терапия. – 2014. – № 1. – С. 33 – 46. Библиография С. 45 – 46 (15 названий).


Методическое мышление


Раскрывая связь современного методического мышления с компетентностным подходом к подготовке выпускника высшего учебного заведения по направлению «Педагогическое образование». Методическое мышление рассматривается как ключевая профессиональная компетенция. В данном контексте выделяются компетенции бакалавра и магистра.

(Саранцев Г.И. Современное методическое мышление как ключевая компетенция педагога / Г.И. Саранцев // Педагогика. – 2014. - № 3. – С. 3 – 11. Библиография с. 11 (6 названий).


Этнокультурная школа


В статье характеризуются тенденции развития этнокультурной школы коренных народов России. Определены теоретические основания и базовые принципы построения современной модели этнокультурной школы малочисленных народов Севера.

(Боргояков С.А. Развитие этнокультурной школы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока / С.А. Боргояков // Педагогика. – 2014. - № 3. – С. 12 – 21. Библиография с. 21 (15 названий).


Новинки издательства


В.М. Шепель. Философская культура исследователя. Креативное пособие для педагогов.


Автор книги полагает, что при аттестации педагогов им возможно присваивать профессиональную квалификацию «педагог-исследователь» и звание «педагог-исследователь высшей категории», при этом все педагоги-исследователи должны иметь повышенную оплату труда. Такая акция повысит престиж профессионального имиджа педагогов и будет стимулировать творческое отношение к деятельности. Педагогическая деятельность творческая по своей сути. Педагог и исследователь -тождественные понятия. А философская культура - это не только разносторонняя эрудиция и умение оперировать гносеологическим инструментарием. Это неустанное познание высших достижений художественного творчества и научно-технологических приобретений.

Книга адресована аспирантам и магистрам, педагогам и руководителям образовательных учреждений, заинтересованным в повышении научно-технологического уровня своего креативно-аналитического мышления.

(В.М. Шепель. Философская культура исследователя. Креативное пособие для педагогов. М.: Народное образование, 2013.368 с. // Народное образование. - 2014 . - № 3. - С.8).


Актуальные проблемы образования


Единый учебник истории


Как известно, в феврале прошлого года Президент РФ Владимир Путин высказал идею создать единый школьный учебник истории России — без двойных толкований событий, с целостным видением основных вех в истории нашей страны. В октябре концепция нового учебника опубликована на сайте Русского исторического общества для широкого обсуждении. Идею Президента, судя по многочисленным откликам в прессе, на радио и в Интернете, реализовать не удалось. Научные работники, публицисты, учителя к основным недостаткам концепции отнесли её методологическую несостоятельность: в качестве методологической основы авторы назвали «исторический подход, многофакторность», толерантность. Но если две первые составляющие относятся к методологии, то толерантность — всего лишь идеологическая позиция (да и к кому толерантен должен быть учебник истории — к Петру I, Ивану Грозному? Емельяну Пугачёву?). На такой «методологической базе» и возрастёт новая книга для детей, которая принципиально должна отличаться от учебника ОБЖ или ботаники. Ибо история — это «инструмент формирования народа», его гражданственности, патриотизма, гордости за свою Родину. Многие участники обсуждения сходятся в том, что в новой концепции нет никакого методологического стержня. Почему? Почему до сих пор не удаётся создать добротную учебную книгу по такой уникальной, яркой, драматичной истории, какой является история России?

Автор статьи, которую мы вам предлагаем, даёт ответ на этот вопрос. Возможно, с его версией кто-то не согласится. Но другие версии к желаемому результату до сих пор, увы, не привели.

(Турбовской Я.С. «Книга, не предназначенная для чтения..». Какой учебник истории нужен школе / Яков Семёнович Турбовской, заведующий лабораторией философии образования Института теории и истории педагогики РАО, профессор, доктор педагогических наук // Народное образование. - 2014 . - № 4. - С.160 - 168).


Социально-профессиональное самоопределение


В статье характеризуются современная социально-экономическая ситуация в стране и особенности выбора профессии детьми-сиротами, специфические черты их личности, трудности подготовки к самостоятельной жизни. Обосновывается необходимость социально-профессионального самоопределения детей-сирот, сопоставляется педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение этого процесса. Представлены педагогические условия, обеспечивающие успешность педагогического сопровождения социально-профессионального сопровождения воспитанников детского дома.

(Шалавина Т.И. и др. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей-сирот / Т.И. Шалавина и др. // Педагогика. – 2014. - № 3. – С. 53 – 61. Библиография с. 61 (3 названия).


Программы первичной профилактики асоциального поведения


В статье предложен расширенный комплексный подход к формированию эффективных программ профилактики асоциального поведения. Рассматриваются возможности использования достижений психологии управления и менеджмента при создании профилактических программ. Сформулированы основные принципы формирования программ профилактики нарушений социализации детей и подростков.

(Трубицына Л.В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков / Л.В. Трубицына // Педагогика. – 2014. - № 3. – С. 62 – 69. Библиография с. 69 (2 названия).


Психологическая саморегуляция


Профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома профессионального выгорания, а обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приёмам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического образования. В данной статье представлен опыт работы по использованию сенсорной комнаты для релаксации педагогов.

(Семенова Н.Ю. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания. / Н.Ю. Семенова // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 3. – С. 53 – 54. Библиография с. 54 (6 названий).



Технология и практика обучения и воспитания



Сочинение-рассуждение


Автор статьи показывает, как через интеграцию уроков русского языка и литературы, обращение к тексту в качестве полифункциональной дидактической единицы и установление ассоциаций между текстами можно оптимизировать работу по подготовке школьников к выполнению части 3 (С) ЕГЭ по русскому языку.

(Глухова Т.В. Ассоциативный подбор аргументов из текстов художественной литературы при подготовке к экзаменационному сочинению в XI классе / Татьяна Владимировна Глухова, Уфа // Русский язык в школе. - 2014. - № 3. - С. 7 — 12. Библиография с. 11, 12 (5 названий).


Мемуарный текст


Статья посвящена рассмотрению способов выведения из мемуарного текста образа предполагаемого адресата.

(Бакланова И.И. «Вы вели себя, как Кунктатор», или кому адресован мемуарный текст / Ирина Ивановна Бакланова, кандидат филол. наук, доцент // Русский язык в школе. - 2014. - № 3. - С. 18 — 22. Библиография с. 22 (12 названий).


Учебник с "ловушками"


В статье рассматривается методика работы с практическим и теоретическим материалом, изложенном в одном из школьных учебников русского языка. Обращается внимание на те информационные лакуны, которые затрудняют повторение теории в ходе подготовки к ЕГЭ, приводятся возможные методические пути решения данной проблемы

(Шацкая М. Ф. Учебник с «ловушками» / Марина Фёдоровна Шацкая, доктор филол. наук, профессор Волгоградского гос. соц.-пед. ун-та // Русский язык в школе. - 2014. - № 3. - С. 23 — 29. Библиография с. 29 (7 названий).


Педагог широкого профиля


Модель сопровождения детей в условиях Центра образования. Содержание сопровождения с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Классы компенсирующего обучения (ККО). Эффективность и опыт введения в учебное расписание в классах компенсирующего обучения специальных уроков. Примеры уроков. Сопровождение как взаимодоверительное взаимодействие. Рекомендации по организации индивидуального психолого-педагогического обследования в основной и старшей школе. Опыт и рекомендации взаимодействия со старшеклассниками. Образец заключения специалиста по результатам психолого-педагогической диагностики по запросу. Работа с учениками «зоны риска». Зоотерапия. Программа по иппотерапии.

(Ямбург Е.А. Взаимодействие со службой сопровождения детей: дополнительные компетенции педагога / Евгений Александрович Ямбург, директор Центра образования № 109 г. Москвы, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук // Социальная педагогика. – 2014. - № 1. – С. 21 – 28).


Урок – это святое?


Неизменная в течение 300 лет классно-урочная система начинает сдавать. Её ресурсы почти полностью исчерпаны. Нет таких идей, которые вдохнули бы в неё жизнь. Устаревший тип организации учебной работы класса, базирующейся на авторитарном сознании и законсервированных технологиях, всё в большей степени мешает инновационному развитию. Последний резерв – достижения творческих учителей и директоров за счёт их уникальности в этой системе – не становится массовым.

(Извеков В. Классно-недельная система / Владимир Юзевич Извеков, эксперт, научный консультант, Москва // Директор школы. – 2014. – № 4. – С. 65 – 71).


Учебный проект


В статье рассматривается использование средств ИКТ при работе над учебным проектом при обучении литературе в школе, содержание и структура проекта по этому предмету.

(Севастьянова А.А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий / Анна Александровна Севастьянова // Литература в школе. – 2014. - № 6. – С. 24 – 26. Библиография С. 26 (7названий).


Школьное биологическое образование


В статье анализируется современное состояние школьного биологического образования, тенденции его развития; обосновываются приоритетные направления формирования содержания биологического образования исходя их требований федерального государственного образовательного стандарта.

(Калинова Г.С. Биологическое образование: состояние, проблемы, перспективы / Г.С. Калинова, кандидат педагогических наук // Биология в школе. - 2013. - № 5. – С. 26 – 35. Бибилография с. 35 (8 названий).


Конспект урока


В основе авторского подхода к обучению написанию конспекта урока – сочетание репродукции и творчества в деятельности студента. Автор выясняет специфику различных форм конспекта урока на материале сказки Г.К. Паустовского «Тёплый хлеб» (в организации деятельности школьников автор также использует репродуктивные и творческие задания).

(Филонова Ю.А. Организация репродуктивной и творческой деятельности студентов при работе над конспектом урока-беседы К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» V класс / Юлия Александровна Филонова, доцент кафедры русской литературы ЯГПУ им. К.Д. Ушинского // Литература в школе. – 2014. - № 4. – С. 24 – 28. Библиография с. 28 (7 названий).


Дошкольная педагогика


Дизайн игровой площадки


В статье даны рекомендации по благоустройству и дизайну игровой площадки в детском саду.

(Вишневецкая М. Территория красоты и гармонии / М. Вишневецкая // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4. – С. 74 – 86).


Система методической работы


Непрерывное образование и повышение квалификации воспитателей возможны в различных системах методической работы в детском саду. Уровень методической работы во многом определяется кадровым потенциалом дошкольной образовательной организации, а также профессиональной компетентностью коллектива в целом и каждого его члена в отдельности.

(Николаенко Ю. Становление профессиональной компетенции воспитателей в системе методической работы детского сада по приобщению дошкольников к чтению и художественной литературе / Ю. Николаенко // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4. – С. 103 – 107. – Библиография с. 107 (10 названий).


Предпосылки учебной деятельности


Статья посвящена изучению условий формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности с учётом их сенситивных возможностей и «резервов» психического развития; представлены также результаты реализации модели формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности в условиях детского сада – модели, включающей систему дидактических игр и игровых упражнений математического содержания и методическую работу с педагогами.

(Субботина С. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности / С. Субботина // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4. – С. 108 – 114. – Библиография с. 114 (5 названий).


Песочная анимация


Три причины, по которым следует научиться рисовать песком:

1. Отсутствие больших материальных затрат.

2. Красота и пластичность.

3. Борьба со стрессогенными факторами.

Цель представленной технологии – профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком.

(Строгая О.Э. Использование песочной анимации в профилактике нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей / О.Э Строгая // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 3. – С. 50 – 52. Библиография с. 52 (4 названия).



Начальная школа


Адаптация


Статья посвящена важному периоду в жизни ребёнка – началу школьного обучения. Рассмотрены основные трудности, с которыми сталкивается первоклассник. Описаны педагогические условия, необходимые для успешной адаптации ребёнка к условиям школьной жизни. Проанализированы факторы, влияющие на дезадаптацию ребёнка. Предложены возможные направления решения проблем адаптационного периода в образовательном учреждении на примере Северо-Востока России.

(Баюкова Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников у условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. – 2014. - № 3. – С. 70 – 74. Библиография с. 74 (3 названия).


Тот, кто молчит


Каждый учитель в своей практике сталкивался с ситуацией, когда школьник всегда молчит у доски, не отвечает на вопросы, мало разговаривает, не отвечает на вопросы или вообще не общается со сверстниками. Что это? Невыученный урок, необщительность? По мнению психологов, это явление носит куда более серьёзный характер, требующий помощи специалистов.

(Хорсанд Д. Тот, кто молчит / Диана Валерьевна Хорсанд, психолог Ассоциации креативной психологии, г. Санкт-Петербург // Директор школы. – 2014. - № 4. – С. 105 - 110).


Коррекционная (специальная) педагогика



Научные достижения отечественной дефектологии


Академик РАО Н.Н. Малофеев на заседании президиума Российской академии образования представил доклад о достижениях отечественной научной школы дефектологии и приоритетных направлениях её развития, в котором убедительно показал перспективность организации и проведения опережающих исследований, отвечающих на будущий запрос практики. Представлен полный текст документа

(Малофеев Н.Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной помощи детям с нарушениями развития / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 2. - С. 3 — 11).


Страхи у детей с аутизмом


Страх не может быть оценен однозначно как отрицательный симптом. Однако если он порождает неадекватное поведение ребёнка, является препятствием для его развития, т.е затрудняет адаптацию к окружению, то это — патологический способ реагирования, требующий коррекции. В статье рассмотрено, как решаются эти проблемы при разных вариантах аутистического развития (разных группах раннего детского аутизма по классификации О.С. Никольской).

(Баенская Е.Р. и др. Приёмы психологической коррекционной помощи в преодолении страхов у детей с аутизмом / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.Е. Гусева, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 2. - С. 11 — 18. Библиография с. 18 (5названий).


Языковый анализ и синтез


Несформированность языкового анализа и синтеза у младших школьников выражается в виде нарушений процессов чтения и письма. Языковый анализ и синтез предполагает разбиение предложений на слова и соединение слов в предложение, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез. Практика работы показывает, что многие учащиеся оказываются не в состоянии в должной мере овладеть навыками языкового анализа и синтеза. Особенно это относится к детям с задержкой психического развития.

Предлагаемый в статье методический материал прошёл многолетнюю апробацию; его можно использовать на логопедических занятиях, на уроках русского языка, для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы в общеобразовательных школах и специальных (коррекционных) школах VII вида. Методический материал включает 3 раздела:

· Развитие анализа структуры предложения.

· Развитие слогового анализа и синтеза

· Развитие фонематического анализа и синтеза.

(Козырева О.А. Преодоление несформированности языкового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР / О.А. Козырева, КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 2. - С. 36 — 47. Библиография с. 47 (8 названий).


Инклюзивное образование


Технология инклюзивного образования, направленные на поддержку совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. Классификация технологий в соответствии с решением задачи полноценного включения детей с ОВЗ в группу и их успешной социализации.

(Самсонова Е.В., Рыскина В.Л. Инклюзивное образование: технологии формирования у детей навыков социального взаимодействия / Елена Валентиновна Самсонова, кандидат психологических наук, Виктория Львовна Рыскина // Социальная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 57 – 66. Библиография с. 66 (19 названий).


Здоровьесберегающие технологии


Автор даёт описание здоровьесберегающих технологий, которые необходимо применять в ДОУ компенсирующего вида. Приводит «Примерное годовое планирование работы учителя-логопеда с использованием здоровьесберегающих технологий» и «Планирование совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по овладению детьми навыками самооздоровления». Показаны результаты внедрения представленного опыта.

(Еромыгина М.В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / М.В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 3. – С. 46 – 49. Библиография с. 49 (13 названий).


Дошкольник с общим недоразвитием речи


В статье рассматривается научно-практическая проблема формирования на материале сказок у дошкольников с общим недоразвитием речи способности вербализировать гендерные представления. Представлен психолого-педагогический эксперимент, имеющий положительные результаты; показаны разные методы и приёмы работы со сказкой.

(Заиграева Н. Гончарова С. Формирование у старших дошкольников с нарушениями речи способности к вербализации гендерных представлений / Н. Заиграева, кандидат психологических наук, доцент, С. Гончарова, магистрант // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 4. – С. 56 – 64. Библиография с. 64 (8 названий).


Новые формы работы


Качество и результат профессионального совершенствования зависит от форм, методов работы с педагогами. Наряду с традиционной структурой в практике работы методического объединения учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций Южного округа г. Оренбурга используются следующие инновационные формы работы: психологическое сопровождение МО; использование активных методов обучения; функционирование сайта МО; организация вебинаров в рамках МО; обмен опытом специалистов в форме обучающих семинаров для воспитателей; организация конкурсного движения в рамках МО.

(Байкова Г.Ю., Мартынова С.А. Организация работы методического объединения логопедов / Г.Ю Байкова, С.А. Мартынова // Логопед. – 2014. - № 3. – С. 33 – 40. Библиография с. 40 (4названия).


Занятия в сенсорной комнате


Сенсорная комната применяется в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, поражения общей двигательной активности, нарушения органов слуха и другую патологию, а также для улучшения качества жизни здоровых детей. Сенсорная комната представляет собой набор специализированного оборудования, в условиях которого можно быстро установить контакт с ребёнком, стимулировать становление мотивации, что в значительной степени повышает эффективность любых коррекционных мероприятий и сокращает срок достижения положительного эффекта.

(Кашапова Г.М., Бурганова Г.Р. Занятия в сенсорной комнате для детей с ОВЗ // Г.М. Кашапова, Г.Р. Бурганова // Логопед. – 2014. - № 3. – С. 19 – 24. Библиография с. 24 (10 названий).


Мультимедийные технологии на занятиях во 2 классе


Дано занятие с целью закрепления знания детей о мягком знаке при обозначении мягкости согласных на конце и в середине слова. В группе учащиеся 2-х классов в количестве 6 человек, в.ч. с нарушением письма и чтения, обусловленным ОНР III уровня речевого развития – трое; с нарушением письма и чтения, обусловленным ОНР (НВ) III уровня речевого развития – также трое.

(Белова С.В. Буква Ь как показатель мягкости согласного / С.В. Белова // Логопед. – 2014. - № 3 – С. 76 – 91).



ЕГЭ



Технология ЕГЭ


Как показывает десятилетний опыт проекта, итоги ЕГЭ нуждаются в критическом осмыслении и инвентаризации. Отсутствие своевременного анализа ведёт к консервации застарелых ошибок и запоздалому реагированию на появление новых проблем, что оборачивается против самого экзамена и его участников. В статье авторы предлагают обратить внимание на конкретную практику проведения испытаний и подведения итогов, недостатки которых могут быть устранены.

(Нуриева Л.М., Киселев С.Г. Технология ЕГЭ. Проблемы практики. Часть I / Люция Мухаметовна Нуриева, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Георгиевич Киселёв, почётный работник общего образования, социолог // Директор школы. – 2014. - № 4. – С. 48 - 53).


Итоговая аттестация по литературе


Автор затрагивает вопросы, связанные с совершенствованием системы итоговой проверки литературных знаний учащихся. Анализ сегодняшнего состояния Единого государственного экзамена по литературе включает в себя размышления о новых тенденциях в сфере литературного образовании, обусловленных признанием его особой роли в формировании духовного облика современного поколения.

(Зинин С.А. Итоговый экзамен по литературе: вновь на распутье? / Сергей Александрович Зинин, доктор педагогических наук, профессор // Литература в школе. – 2014. - № 6. – С. 22 – 23).


Пресса



Уроки по туризму


В школах Московской области могут начать проводить уроки по туризму. Об этом рассказал председатель комитета по делам молодежи, спорта и туризма Мособлдумы Игорь Чистюхин. Обращение с просьбой разработать рекомендации для образовательных учреждений депутат планирует направить в министерство образования области. По мнению парламентария, такие выездные занятия должны проводится не реже, чем раз в месяц.

Эксперт отметил, что школам необходимо вводить в программу и другие развивающие направления, например, занятия танцами.

Уроки по туризму – далеко не первый оригинальный предмет, который предлагают ввести в школах. Например, как писали столичный департамент образования разработал для учеников средних и старших классов, а также колледжей программу дополнительных занятий по футболу в рамках подготовки к чемпионату мира в 2018 году.

(Шаталова М. В школах Подмосковья хотят ввести уроки туризма / Мария Шаталова // Известия. – 2014. – 25 апреля. – С. 10).


Минобрнауки вернет медалистам привилегии при поступлении в вуз


Министерство образования и науки все-таки решило законодательно закрепить поощрения школьников за успехи во время и по окончании учебы. Соответствующий федеральный закон, вносящий изменения в закон «Об образовании», в настоящее время подготавливается ведомством. Вступившим в силу 1 сентября 2013 года новым законом об образовании не предусмотрено награждение выпускников медалями. В разрабатывавшем закон Минобрнауки решили от них отказаться и выдавать просто аттестаты с отличием.

Согласно будущим поправкам, законодательно будет закреплено поощрение за успехи в учебе, спорте, общественной, научно-технической, творческой и экспериментальной деятельности, а также хранение в архивах информации об этих результатах и наградах.

Также поправками предлагается при прочих равных условиях предоставить школьникам, имеющим аттестат о среднем общем образовании с отличием и поощрения за успехи, преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Это означает, что в случае распределения бюджетных мест среди медалистов и обычных школьников предпочтение будет отдаваться отличникам.

– Преференций при поступлении нет уже почти пять лет. Мы считаем, что в составе портфолио, о котором мы уже говорили, должна быть возможность учета золотой медали и других знаков отличия. Что касается формы награды или поощрения, будь то сама медаль или металл, из которого она сделана, то здесь должны принимать решения регионы, и работа по этому направлению уже активно идет, – добавил министр.

(Панов П. Медалистам вернут привилегии при поступлении в вуз / Павел Панов // Известия. – 2014. – 24 апреля. – С. 1, 4).


Прокуратура соберет со школ списки "проблемных" учеников


Школы в Москве обяжут передавать в прокуратуру списки учеников, находящихся в группе риска. Первым округом города, которой начнет применять эту практику, станет ЗАО. Как рассказали в Кунцевской межрайонной прокуратуре, соответствующее решение было принято на межведомственном совещании, которое прошло на городском совещании в конце минувшей недели. Поводом для принятия решения послужили проверки столичных образовательных учреждений после трагического случая в школе № 263, когда ученик, пришедший в школу с оружием, расстрелял учителя, а позже убил приехавшего на вызов полицейского. Проверки показали, что большинство школ вообще не ведут внутреннего учета «проблемных» учеников и о них становится известно лишь после того, как ребенок совершил правонарушение.

В связи с этим, по словам представителя прокуратуры, было принято решение, которое подписали все участники межведомственного совещания (прокурор, начальник территориального отделения МВД по делам несовершеннолетних, представитель департамента образования): школы должны будут в обязательном порядке вести внутренний учет и самостоятельно раз в три месяца присылать список учеников в прокуратуру. Это необходимо для того, чтобы контролировать работу средних образовательных учреждений, которые должны заниматься профилактикой правонарушений среди учеников, но часто закрывают на это глаза, в результате чего о проблемах становится известно лишь тогда, когда подросток совершает правонарушение.

Собеседник добавил, что сегодня если в некоторых государственных школах и ведутся списки, то в частных они, как правило, отсутствуют всегда.

– В обществе и среди преподавателей в частности существует стереотип о том, что в группу риска должны попадать непременно ребята из малообеспеченных семей или дети, у которых «проблемные» родители, хотя это далеко не всегда так, – отметили в ведомстве. – Сегодня есть новая тенденция: в состоятельных семьях, где родители много работают, но не уделяют достаточного внимания воспитанию сына или дочери, дети всё чаще попадают в плохие компании, пропадают на улице или, наоборот, проводят всё свободное время за игрой в компьютер. У таких ребят школьные психологи замечают изменения в поведении, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. В связи с этим сказать, по какому именно критерию ребята должны попадать на школьный учет, большой вопрос. В настоящий момент критерии также обсуждаются специалистами. Сотрудники прокуратуры, имея на руках списки, станут контролировать работу профильных отделов полиции со школами.

Председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин считает, что внутришкольный учет вести необходимо, однако стоит четко определить, по каким критериям ученик может попасть в черный список.

– Если детей будут ставить на учет из-за плохой успеваемости или несерьезных дисциплинарных нарушений, это будет несправедливо, – пояснил эксперт. – Но если речь идет о систематических нарушениях, таких как вымогательство у младших детей, избиение одного ученика группой подростков – такие происшествия могут стать поводом для постановки виновника на внутришкольный учет. Отдел полиции по делам несовершеннолетних, в свою очередь, должен следить за тем, есть ли положительная динамика во внутришкольном учете: становится ли там больше учеников или постепенно этот список сокращается. Так будет легче вести профилактическую работу с несовершеннолетними до того, как они совершили правонарушение: часто подростку достаточно объяснить перспективу его поступков, или понять скрытые мотивы поведения, или припугнуть – ко всем должен быть индивидуальный подход.

(Шаталова М. Прокуратура соберет со школ списки «проблемных учеников» / Мария Шаталова // Известия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1, 4).


Мелких интернет-провайдеров отлучат от школ


Минкомсвязи и Минобрнауки подготовили рекомендации по защите образовательных организаций от информации в Сети, не подходящей для школьников. Ожидается, что на совещании в правительстве будет принято решение разработать централизованную общероссийскую систему фильтров для школ и провести ее испытания в 5–7 регионах.

В Минобрнауки рассказали, что подготовленные рекомендации будут разосланы в региональные и муниципальные подразделения системы образования, а также в школы.

– Мы задали стандарт, – пояснил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин, – описали технические возможности и допустимый контент.

Нынешняя система интернет-фильтров для образовательных учреждений, когда каждая школа закупает себе для этого программное обеспечение и его приходится настраивать на уровне отдельных компьютеров, в документе признана неэффективной. Предлагается использовать механизм, подобный черным спискам Роскомнадзора. В дополнение к Единому реестру сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено (так официально называются черные списки) будет создан реестр не совместимых с образованием ресурсов (НСОР). В него включат информацию, не противозаконную, но запрещенную для детей или не соответствующую задачам образования. Это интернет-казино и тотализаторы, ресурсы для обеспечения анонимности (анонимайзеры и «шифрованный интернет»), банки рефератов, сайты о магии и тоталитарных сектах, многопользовательские игры с имитацией противоправных действий, сайты знакомств и т. п.

Система фильтрации для школ будет обладать большими возможностями, чем черные списки Роскомнадзора. Она должна будет автоматически сканировать страничку, на которую пытается попасть пользователь: если система посчитает, что там присутствует неподходящий контент, она не допустит туда пользователя, а ссылку на страничку отправит экспертам. А если школьник решит воспользоваться поисковыми сайтами («Яндекс», Google и др.), программа должна перевести их в безопасный режим «семейного поиска».

(Зыков В. Мелких интернет-провайдеров отлучат от школ / Владимир Зыков // Известия. – 2014. – 22 апреля. – С. 1, 4).


Ученикам предлагают завести карты достижений


Комиссия по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, которую возглавляет член комитета Госдумы по обороне Виктор Водолацкий, готовит законодательное предложение о введении в школах для будущих призывников специальной магнитной карты показателей. В карту предлагается включать баллы за показатели в спортивных мероприятиях, баллы в рамках программы ГТО, баллы по учебе, а также результаты в играх-симуляторах военной направленности. В последующем эти данные будут учитываться военными комиссариатами при призыве на срочную службу, а молодые люди с самыми успешными показателями, прошедшие армию, смогут получить определенное денежное вознаграждение.

Автор этой идеи, член общественной организации «Фонд доверия» Владимир Оськин считает, что внедрение подобных карт даст детям стимул к соревновательности в учебе и спорте, а российской армии – более подготовленных к службе призывников.

Карты предлагается вводить для мальчиков в школе с 7-го класса. При этом еще не существует оценок: сколько государству потребуется средств на внедрение подобной системы мониторинга успешности российских учеников.

– Предложение по магнитным картам было рассмотрено в стенах парламента и привлекло особое внимание. Эта идея будет обсуждаться профильными министерствами: Минобороны, Минспорта, организацией ДОСААФ, а также и Минобразования, которое мы, несмотря на их скепсис, постараемся убедить в необходимости проведения работы по патриотическому воспитанию населения, – рассказал глава комиссии Виктор Водолацкий. – Уже в мае проект может оказаться у президента страны.

(Рункевич Д. Ученикам предлагают завести карты достижений / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2014. – 21 апреля. – С. 4).


Кому разрешат второй раз бесплатно учиться в вузе


Возможность второй раз учиться за счет бюджета дадут студентам пяти вузов

В проекте документа разрешается получить второе высшее образование бесплатно по таким направлениям подготовки, как «режиссура театра», «режиссура кино и телевидения», «кинооператорство», «композиция», «драматургия», «искусство». Возможность второй раз учиться за счет бюджета дадут студентам пяти вузов. В их числе, к примеру, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова.

Достоин ли студент учиться бесплатно второй раз, – решит конкурсная комиссия Минкультуры. Для того, чтобы принять участие в отборе кандидатов, понадобятся документы о высшем образовании и отличные оценки на вступительных творческих испытаниях.

(Борисова И. Приглашают дирижера / Ирина Борисова // Российская газета. – 2014. – 29 апреля. – С. 14).


Вернулась традиционная шпаргалка


Как сообщает портал «Российское образование», предварительные итоги досрочного этапа сдачи Единого государственного экзамена 2014 года подведены в России. Среди досрочников нет стобалльников. Около 5 % школьников не смогли преодолеть минимальный порог по русскому языку. И чуть больше – по математике. В 16 регионах ведутся расследования по факту нарушений в ходе экзамена.

В этом году досрочно сдавали ЕГЭ 900 человек. В целях безопасности экзамена было заблокировано 275 потенциально опасных сайтов и групп в соцсетях, сообщает Рособрнадзор. Школьникам, получившим оценку «два балла» по одному из обязательных предметов – русскому языку или математике, уже не удастся получить аттестаты зрелости. А вот тем, кто сдал на «два» только один из экзаменов, еще может улыбнуться удача, если они попытаются сдать экзамен во время основной сдачи экзамена и не успели сдать его дополнительно 8 мая.

В этом году Единый госэкзамен впервые проходит в условиях тотального наблюдения за ним. Как убеждают нас, во всех аудиториях пунктов сдачи экзамена установлены работающие веб-камеры, а онлайн-трансляцию смотрят федеральные общественные наблюдатели. Как только у наблюдателей возникает подозрение, что сдающий пытается списать, достать телефон, сфотографировать задание, посоветоваться с соседом или заглянуть в бумажную шпаргалку, – они тут же нажимают тревожную кнопку на экране компьютера. Далее разбираться с ситуацией – дело Государственной экзаменационной комиссии. В случае подтверждения факта нарушения работу отменят и выпускник получит «двойку». Интересным выводом делятся со всеми наблюдавшие за экзаменом: усиленные меры безопасности привели к тому, что большинство «нарушителей» вместо гаджетов стали пользоваться по старинке шпаргалками.

Из экзаменов по выбору «досрочники» лучше всего сдали английский язык. Средний результат по этому предмету – почти 70 баллов. Специалисты считают, что это объективная цифра, так как большинство участников – выпускники языковых спецшкол.

В СМИ прошли сведения, что, несмотря на серьезные меры по безопасности экзамена, дальневосточным выпускникам удалось разместить задания в сети Интернет. Тем не менее в Рособрнадзоре этого не подтверждают. Наоборот, утверждают чиновники ведомства, за время проведения досрочного периода ЕГЭ-2014 в Интернете в отличие от опыта прошлых лет ни одно задание выложено не было.

Сдача экзамена в этом году в 5 субъектах РФ шла по новым правилам, в том числе и в Нижегородской области. Новшество заключается в том, что печать экзаменационных материалов идет непосредственно в пункте проведения экзамена. Для этого в каждом из пунктов установлен принтер и компьютер. Экзаменационные листы распечатываются непосредственно перед началом ЕГЭ. Время распечатывания занимает около 15 минут.

По мнению Рособрнадзора, среди преимуществ этого механизма – информационная открытость, обеспечение пунктов проведения экзамена системами видеонаблюдения, которое позволяет предупредить возможные нарушения. Если все это будет подтверждено в ходе экзамена, то практика печати КИМов (контрольно-измерительных материалов) непосредственно в аудитории будет расширена.

(Герасимова Е. Вернулась традиционная шпаргалка / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2014. – 13 мая. – С. 8).


О пересдаче ЕГЭ


Ученики, провалившие сдачу того или иного предмета в рамках единого госэкзамена (ЕГЭ) получат право на неоднократную пересдачу. В стенах Минобрнауки готовится приказ, согласно которому школьники получат возможность три раза сдать ЕГЭ по одному предмету, если по итогам экзамена была получена неудовлетворительная оценка или учащийся хочет получить большее количество баллов на выпускном экзамене. Сейчас, если ученик получил неудовлетворительный результат на ЕГЭ, то он может его пересдать только через год. В планах ведомства внести законодательные изменения в сроки, которые разрешат неоднократную пересдачу с 2016 года.

Инициативу подтвердил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, отметив что о конкретных сроках вступления инициативы в силу пока речи не идет.

– Планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ, обеспечить непрерывный процесс сдачи. Мы уходим от жестких рамок – это позволит существенно разгрузить как проверяющих, так и самих учеников. Речь идет в том числе и психологической нагрузке: когда выпускник знает, что у него только один шанс сдать экзамен, только одним днем – это фактор стресса, который может помешать должным образом проявить свои знания, – пояснил Ливанов.

Изменения будут вноситься в утвержденный в прошлом году порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, и коснутся они уже выпускников следующего года. Глава Минобрнауки отмечал, что изменения в структуре ЕГЭ не могут вноситься в преддверии проведения выпускных экзаменов.

Изменения также коснутся и выпускного сочинения. С этого года школьникам придется готовиться не только к Единому государственному экзамену, но и к выпускному сочинению. По словам Дмитрия Ливанова, основным вариантом является написание сочинения в условиях, приближенных к сдаче ЕГЭ (в специальных пунктах). Сочинение будет являться допуском к сдаче ЕГЭ, а писать его будут в декабре по системе «зачет или незачет».

В случае если обучающийся получил за итоговое сочинение незачет, то ему дают дополнительную попытку для повторной сдачи, однако если школьник и во второй раз не сдает сочинение, то пересдать он его сможет только в следующем году. Это означает, что при отрицательном результате в двух попытках ученик автоматически не попадает на сдачу ЕГЭ и сможет испытать свои знания только через год.

(Панов П. Выпускники смогут пересдавать ЕГЭ неоднократно / Павел Панов // Известия. – 2014. – 23 мая. – С. 4).


Замдиректора "по терроризму"


Минобрнауки подготовило проект постановления правительства, которое регламентирует правила антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Речь идет о детских садах, школах, лицеях, колледжах и вузах. Постановлением впервые будут определены нормы потенциально опасных объектов учебного заведения, список и описание угроз террористического характера, требования к учебному заведению и его руководству. Кроме того, документ вводит «паспорт безопасности», должность замдиректора «по терроризму» и дает определение типов нарушителей и террористических групп.

– Для каждой категории организации разработан обязательный для выполнения комплекс мер антитеррористической защищенности, определен порядок информирования об угрозе совершения или совершении теракта органов исполнительной власти и правоохранительных органов, контроля выполнения требований антитеррористической защищенности организации, а также определены порядок разработки паспорта безопасности организации и порядок его актуализации, – отмечают в Минобрнауки.

Одно из главных практических нововведений в проекте постановления – появление в каждом учебном заведении новой штатной единицы: заместителя руководителя организации по безопасности образовательного процесса и ответственного за обеспечение антитеррористической безопасности. Лицо, занимающее эту должность, будет нести персональную ответственность за соблюдение всех норм и правил, определенных для данного учебного заведения официальными представителями Минобрнауки, МВД и местных органов самоуправления.

Отчетность об антитеррористической защищенности замдиректора по антитеррору будет вести в форме паспорта безопасности организации, который также вводится впервые. Паспорт каждой организации будет индивидуальным, в зависимости от результатов оценки заведения. В него входят: реквизиты организации, информация о руководстве, персонале, охране, собственниках, учениках, описание и техническое обеспечение системы антитеррористической защищенности, план территории и этажей учебной организации, сведения об инженерных сетях, а также о водопроводе и вентиляции. Всю вышеперечисленную информацию будут передавать на обязательное согласование с ФСБ, МВД и МЧС. Такой паспорт должен будет уточняться один раз в год перед началом нового учебного года.

Помимо этого, руководство учебного заведения должно будет проводить совместно с правоохранительными органами проверочные мероприятия в отношении работников организации и отдельных категорий обучающихся, а также работников ремонтных и иных организаций, привлекаемых к обслуживанию школ или вузов, на предмет причастности к террористической, экстремистской и иной деятельности. Во время проведения проверок также будет проводится изучение индивидуально-психологических особенностей и составление психологических портретов обучающихся и работников организации, склонных к нарушению установленного режима и проявляющих интерес к террористической и иной неправомерной деятельности.

Также, согласно документу, перед тем как устанавливать «категорию образовательной организации» и степень возможных террористических угроз и уровень ее защиты, руководство вуза или школы совместно с правоохранительными органами должно будет провести оценку своего заведения.

При анализе учебного заведения будут рассматриваться следующие данные: статистические показатели правоохранительных органов о совершенных и предотвращенных террористических актах на территории субъекта, оценки возможностей по несанкционированному проникновению на объекты (анализ архитектуры охраняемых объектов, территория, прилегающих зданий, рельефа местности и др.), оценка состояния защищенности объекта, наличие сил и средств для защиты организации, координация работы по противодействию распространения идей терроризма среди обучающихся и работников организации.

После проведенных проверок будет составляться план работ по взаимодействию c правоохранительными органами, оснащению заведения техническими средствами (камерами, детекторами движения, металлоискателями и т. д.), организации контрольно-пропускного и внутриобъектного режима пропусков, заключение договоров с охранными компаниями и многое другое.

(Панов П. В детских садах и школах появится замдиректора «по терроризму» / Павел Панов // Известия. – 2014. – 14 мая. – С. 5).


Льготы при поступлении


Правительство подготовило изменения в действующий закон «Об образовании». Поправки предоставляют особые права при приеме в высшие учебные заведения молодым женщинам в возрасте до 23 лет, имеющим детей.

По действующему закону, согласно статье 71, льготы при приеме в высшие учебные заведения имеют сироты, инвалиды, молообеспеченные и некоторые другие категории граждан. К этому списку правительство предлагает добавить и молодых мам.

– Соответствующие изменения обсуждались еще в начале года на совещании у вице-премьера Ольги Голодец, которая отмечала важность и необходимость решения этого вопроса. В настоящее время в соответствии с постановлением правительства до 2015 года проводится эксперимент по обучению этой категории граждан на подготовительных отделениях вузов. Анализ хода эксперимента в 2013–2014 годах подтвердил необходимость предоставления льгот при поступлении в вузы молодым женщинам, имеющим детей, – пояснили в Минобрнауки.

Согласно предлагаемым поправкам, молодые мамы получат преимущество при приеме на обучение на бюджетных местах, преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний, право на прием на подготовительные отделения вузов за счет федерального бюджета. Таким образом, они смогут пройти обучение на подготовительных курсах вузов за счет бюджета, а затем при желании пойти на полное обучение на бюджетное место по заинтересовавшей их специальности.

В рамках действующего эксперимента такая схема льготного поступления и бесплатного обучения для мам пока доступна только в вузах, подведомственных Минобрнауки. Однако при принятии законопроекта правительство планирует расширить список вузов и включить в него учебные заведения, закрепленные за Министерством здравоохранения и Министерством сельского хозяйства. Оба ведомства уже внесли свои предложения в правительство в конце прошлого года, и планируется, что их вузы будут участвовать в данной программе уже с этого года.

Финансовое обеспечение программы полностью ляжет на плечи федерального бюджета, а ответственность за выделение денежных средств будет лежать не только на Минобрнауки, как было до этого, а также на Минздраве и Минсельхозе. Обучение будет производиться по всем направлениям и дисциплинам, которые официально утверждены ведомствами. Количество бюджетных мест под эту программу в российских вузах будет устанавливаться до 1 января ежегодно по согласованию с Минобрнауки.

(Панов П. Молодые мамы получат привилегии при поступлении в вуз / Павел Панов // Известия. – 2014. – 12 мая. – С. 1).


Учебник по литературе


Члены комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты предлагают изменить концепцию преподавания литературы на «более воспитательную». Также по аналогии с единым учебником истории члены палаты предлагают создать линейку учебников по литературе, свободных от двойных стандартов и выверенных стилистически. Об этом рассказал председатель комиссии Павел Пожигайло.

– Сейчас в концепции преподавания литературы преобладает критерий получения эстетического удовольствия. Мы же считаем, что основой концепции должно быть целеполагание. И главная цель – воспитательная. Литература должна формировать у человека систему моральных и нравственных ценностей, чтобы по окончании школы они могли сами определять, что добро, а что зло, что такое совесть, правда, любовь, свобода, патриотизм. Самое главное – побуждение ребенка к собственному восприятию, оценке, к формированию некоторого внутреннего иммунитета, в какой-то степени даже к формированию совести. Учитель должен быть очень тонким и аккуратным поводырем, который не давит на ученика, что может вызвать некий антагонизм, но и не дает полную свободу, потому что все-таки юная неокрепшая душа в этой свободе может заблудиться, – говорит Пожигайло.

Так же как и в случае с единым учебником истории, формирование единого учебника по литературе будет проходить в несколько этапов. Первый – разработка концепции – уже завершен. Ее члены комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия представят на обсуждение представителей Министерства образования, депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации из профильных комитетов уже 15 мая. Следующий шаг – это разработка учебной программы, которая ляжет в основу написания учебников. Заключительная стадия – непосредственно работа по созданию новой серии учебников.

(Теслова Е. ОП разработала концепцию единого учебника по литературе / Елена Теслова // Известия. – 2014. – 12 мая. – С. 5).


Из школ хотят убрать философию и основы религии


Депутат Госдумы от «Справедливой России» Виктор Шудегов подготовил изменения в статью 11 ФЗ «Об образовании в РФ». Согласно поправке, законодатель предлагает ликвидировать монополию Минобрнауки на формирование федеральных государственных образовательных стандартов и создать механизм согласованной работы по подготовке стандартов совместно правительством РФ и Государственной думой. Так, в частности, по предложению парламентария перечень предметов и количество часов на них должны прописываться и приниматься в рамках федерального законопроекта.

По словам Виктора Шудегова, изменения направлены на расширение обучения по основным предметам и ограничение неосновных, таких как философия или основы православной культуры. Их законодатель планирует лишить финансирования из государственного бюджета.

По мнению «эсера», детское сознание еще не способно воспринимать серьезные философские идеи и преподавание философии в школе является пустой тратой времени.

(Рункевич Д. Из школ хотят убрать философию и основы религии / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2014. – 8 мая. – С. 1).


Обучение борьбе с коррупцией


Правительство до 2015 года создаст программу по обучению населения противодействию коррупции. К ее разработке привлечены не только члены правительства, но и новое антикоррупционное управление администрации президента, депутаты Государственной думы из профильного комитета по безопасности и противодействию коррупции, а также экспертное сообщество. Разработчики предлагают научить граждан бороться с коррупцией путем введения соответствующих дисциплин в образовательных учреждениях.

– Обучение противодействию коррупции должно проходить на нескольких уровнях. Мы предложили включить соответствующую дисциплину в программу повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также во все программы обучения в высших, специальных и общеобразовательных учебных заведениях. В школе борьбу с коррупцией можно преподавать в рамках обществознания, а в вузах это может быть спецкурс. Причем обязательная дисциплина «Противодействие коррупции» должна преподаваться везде – и в медицинских, и в педагогических, и в других вузах. В юридических – само собой, – рассказал руководитель департамента антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов Центра противодействия коррупции в органах государственной власти Алексей Дондупай. Именно этому центру было поручено подготовить предложения по созданию образовательной базы.

(Теслова Е. В школах и вузах научат борьбе с коррупцией / Елена Теслова // Известия. – 2014. – 7 мая. – С. 1, 4).


Волонтёрство поможет поступить в вуз


Министерство образования и науки определилось с новыми условиями начисления дополнительных баллов при поступлении в российские вузы, которые будут засчитываться помимо баллов за сдачу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школе. Ведомство с 2015/16 учебного года планирует дать возможность школам добавить от 1 до 10 баллов к ЕГЭ за выпускное сочинение в школах, причем учебное заведение само будет решать, сколько добавить. Об этих и других изменениях сообщил заместитель министра образования и науки Александр Климов.

– Мы также предлагаем изменить предельный срок предоставления высшими учебными заведениями информации о правилах поступления. Согласно действующим нормам, до 15 декабря вузы должны представить список предметов, а до 31 марта – правила приема. Мы предлагаем, чтобы начиная с 2015/16 года эти данные размещались вузами на своих сайтах в срок до 1 октября. До 1 сентября соответствующий акт должен быть утвержден Минюстом, – рассказал Климов.

Помимо этого замминистра добавил, что необходимо учитывать следующие индивидуальные достижения школьников при поступлении в вузы: наличие медали за успехи в обучении, волонтерскую деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях (за исключением спортивных вузов). За всё это будущий студент сможет получить суммарно 10 баллов. Какие именно достижения для начисления дополнительных баллов учитывать, вузы будут решать индивидуально: высшее учебное заведение может как засчитывать некоторые показатели, так и не засчитывать ни один из них.

(Панов П. Волонтерство поможет поступить в вуз / Павел Панов // Известия. – 2014. – 16 мая. – С. 3).


Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос