В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Успей до повышения цен! 25 и 26 декабря 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Дайджест образовательной прессы (июль 2018)

1 августа 2018

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания



Образовательная политика

Официальная хроника

Министерство заявило о переходе российских школ на цифровой формат функционирования

- В средствах массовой информации пишут о том, что Васильева хочет заменить электронными все бумажные учебники к 2021 году. Поверьте, не хочет и никогда этого не сделает. Уверяю, что страхи полной замены бумажных учебников, как и разговоры о том, что исчезнет письмо, а останется только клавиатура, – беспочвенны. Как мы писали, так мы и будем писать. Детям нужно развивать мелкую моторику. И мультимедийное сопровождение – это только часть урока, - сказала Ольга Васильева.

Министр пояснила, что внедрение новых технологий неизбежно выводит школу на путь цифровизации.

– Какой будет цифровая школа? Главная цель для нас – это безопасность. В цифровой школе она будет контролироваться через систему видеоидентификации. Сейчас у нас есть десятки вариантов охранных систем, но система идентификации по лицу - не только надёжная, но и дешевле, чем многие другие. Таким образом, система доступа не пропустит в школу посторонних. А вот в библиотеке цифровой школы обязательно будут бумажные книги, которые можно подержать в руках, полистать, посмотреть, почитать. И тут же "цифровая" часть библиотеки, где в компьютерах всё собрано в "цифре". Дальше идём в столовую, там оплата питания проходит по картам, средства на которых пополняются родителями. Это и быстро, и удобно. В административной части школы все процессы - делопроизводство, бухгалтерия - также полностью перейдут в электронный формат, как это уже практикуется со школьными журналами и дневниками для наших учеников. В классах цифровую школу дополнит мультимедийное сопровождение, – сказала Ольга Васильева.

Министр сообщила, что в начале нового учебного года пригласит представителей профессионального и экспертного сообществ, журналистов побывать в школе, где перечисленные технологии уже реализованы.

Ольга Юрьевна также заявила, что в настоящее время завершается создание контента проекта "Российская электронная школа" (РЭШ).

– Отмечу, это портал, который в первую очередь адресован учителям, а потом уже родителям и ученикам. Контент портала – учебно-методический, образовательный, культурный - охватывает все школьные предметы и не только. Мы закачали на портал почти все виртуальные музеи, которые есть у нас в стране, – информировала Ольга Васильева.

Проведение ГИА-9 в Москве стало более технологичным

Завершился основной период проведения ГИА-9. В Москве в нем приняли участие более 84 тысяч выпускников девятых классов, организовано более 500 пунктов проведения экзаменов, в которых было задействовано свыше 30 тысяч работников.

В 2018 году проведение основного государственного экзамена стало более технологичным, сообщает пресс-служба Департамента образования Москвы.

Так, для столичных школьников ОГЭ по информатике и ИКТ проводится полностью в компьютерной форме. Выпускники выполняют работу с использованием автоматизированных рабочих мест — компьютеров с установленным специализированным программным обеспечением без доступа в Интернет. Участник просматривает задания контрольных измерительных материалов на мониторе компьютера, вводит ответы с помощью клавиатуры, переходит от задания к заданию, при необходимости вносит изменения в ранее введенный ответ.

Результаты ГИА-9 участники могут узнать в своей образовательной организации, также результаты и изображения бланков работ опубликованы на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы. Участники могут наглядно ознакомиться со своей работой и в спокойной обстановке проанализировать ответы. График публикации результатов и подачи апелляций размещен на официальном сайте регионального центра обработки информации города Москвы.

В случае несогласия с выставленными баллами участники имеют право подать апелляцию. В 2018 году для удобства участников продолжена практика рассмотрения апелляций в режиме видеоконференцсвязи. Для участников с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность рассмотрения апелляции по их желанию на дому.

(По информации Департамента образования Москвы).

Министерство объявило всероссийский конкурс "Школа — территория здоровья"

Министерство просвещения РФ объявило о старте II Всероссийского конкурса "Школа – территория здоровья–2018". Состязание призвано способствовать обновлению содержания и форм здоровьесберегающей деятельности, выявлению и транслированию лучших практик организации здоровьесберегающего образовательного процесса, привлечению внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Конкурс проводится по двум номинациям — "Лучшая здоровьесберегающая школа" и "Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий".

К участию в конкурсе допускаются организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, и не допускаются победители конкурса 2017 года.

Конкурс проходит в три этапа. Первый этап проводится в регионах до 10 сентября 2018 года. В ходе него будет проведен отбор финалистов – лучших представителей региона в каждой из номинаций.

Второй этап – федеральный – экспертиза конкурсных работ, поступивших по итогам проведения первого этапа (проводится заочно). С 10 сентября по 10 октября 2018 года работы победителей регионального этапа будут оценены ведущими экспертами в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Третий этап конкурса – презентация работ победителей заочного отбора работ и церемония награждения победителей проводится очно в г. Москве 2 ноября 2018 года.

В пресс-службе Минпросвещения России уточнили, что участие в конкурсе является бесплатным.

(По информации сайта Минпросвещения России).

Объявлен тендер на проведение исследования, посвященного безопасности детей в школе

На портале госзакупок опубликованы материалы тендера на выполнение исследования о правовом регулировании и совершенствовании законодательства в сфере обеспечения безопасности детей. Заказчиком выступает аппарат Государственной думы России.

Как отмечается в техзадании, в совершенствовании нуждается обеспечение безопасности детей при организации отдыха и оздоровления, а также во время их нахождения в школе.

"Огромную обеспокоенность вызывают как сами случаи нападения на школьников, способы их совершения, возраст нападавших и их жертв, так и комплексные вопросы обеспечения безопасности детей, находящихся в образовательных организациях", — цитирует РИА Новости материалы конкурса.

Помимо прочего, в ходе исследования исполнитель должен проработать вопрос о введении должности освобожденного классного руководителя, на которого будут ложиться функции воспитания детей для разгрузки основных учителей, ведущих уроки.

Кроме того, Госдума отмечает актуальность защиты детей от побуждения подростков к суицидальному поведению. "Участились случаи самоубийств среди несовершеннолетних, в том числе связанных с участием детей в интернет-сообществах, пропагандирующих суицидальное поведение", — отмечается в документах.

Исполнителя данного исследования планируется определить в начале августа, заплатят ему не более 4 миллионов рублей.

(По информации Российского информационного агентства).

Международный уровень: к 2022 году в России могут ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку

В Роспотребнадзоре заявили о намерении к 2022 ввести году обязательный ЕГЭ по иностранному языку. В ведомстве также отметили, что экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Эксперты и педагоги поддержали эту инициативу. В то же время они отметили, что прежде необходимо решить ряд вопросов, связанных с подготовкой учителей и качеством учебных материалов.

В России планируется к 2022 году ввести обязательный Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку. Такое заявление сделал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на ежегодной встрече по подведению итогов кампании ЕГЭ.

«С 2022 года будет введён иностранный язык, уже сейчас разрабатываем задания​​​. Мы учитываем результаты ОГЭ для того, чтобы были объективные результаты. В 2021 году проведём, наверное, массовую апробацию. Если иностранный язык будет обязательный, то он будет двухуровневый. То, что английский будет разделён на два уровня, выходит из стандарта 2010 года», — пояснил Кравцов.

Об этом же ранее заявляла и министр просвещения Ольга Васильева. В ходе прямой линии с президентом России Владимиром Путиным она сообщила, что планируется с 2022 года ввести экзамен по иностранному языку, а в 2020 опробовать этот проект в 19 регионах.

Говоря о ситуации с иностранными языками в России в целом, министр в интервью RT сказала, что в ближайшее время не планируется вводить второй обязательный иностранный язык, так как это очень большая нагрузка на учеников и преподавателей.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно, английский — это язык международного общения на сегодняшний день», — сказала Васильева.

(По информации телеканала RT).


Управление образованием

Закон о компенсации учителям за участие в проведении ГИА-9 и ЕГЭ вступит в силу с 1 января

Владимир Путин утвердил изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Таким образом, законодательно закрепляется право учителей на компенсацию за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.

Согласно документу, опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации, педагогам, "участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права".

"Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной аттестации", - говорится в новой редакции статьи 47 ФЗ "Об образовании в РФ".

В документе уточняется также, что размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются регионом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, "выделяемых на проведение ГИА по образовательным программам общего и среднего общего образования".

Владимир Путин подписал документ 3 июля 2018 г. Однако в силу закон вступит с 1 января 2019 года.

(Учительская газета. – 2018. – 04 июля).

В Воронежской области директора школы искусств обвиняют в мошенничестве

В Воронежской области завершено расследование уголовного дела в отношении директора детской школы искусств, которая также является депутатом Совета народных депутатов Острогожского муниципального района. Женщина обвиняется в мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения.

Следствие установило, что в мае прошлого года директор школы попросила сделать ремонт в классе хореографии свою знакомую, которая оценила работу в 26 тысяч рублей. Руководитель школы решила фиктивно трудоустроить ее сына на должность сторожа в летний период, чтобы часть средств, перечисляемых ему в качестве зарплаты, отдать за ремонт, а остальную часть денег похитить.

"С мая по октябрь 2017 года директор школы ежемесячно представляла в централизованную бухгалтерию муниципальных учреждений культуры района фиктивные документы о якобы выполненных сыном знакомой обязанностей сторожа, на основании которых ему неправомерно были перечислены денежные средства в сумме более 38 тысяч рублей. Данными денежными средствами женщина распорядилась по своему усмотрению, причинив ущерб бюджету Острогожского муниципального района Воронежской области на вышеуказанную сумму", — говорится в сообщении Следственного управления СК РФ по Воронежской области.

Как рассказал и.о. руководителя Острогожского межрайонного следственного отдела регионального СУ СК России Игорь Долгих, на предварительном следствии женщина признала вину в полном объеме и добровольно возместила причиненный ущерб. Обвинительное заключение утверждено прокурором и уголовное дело направлено в суд.

(По информации СК РФ по Воронежской области. – 2018. – 05 июля).

Мэр Москвы Сергей Собянин учредил гранты школьным врачам и медсестрам

Мэр Москвы Сергей Собянин учредил гранты школьным врачам и медсестрам. Размер персональных выплат медикам составит 10-15 тысяч рублей в месяц.

​"Президиум правительства Москвы принял постановление о предоставлении грантов городским поликлиникам в целях материального поощрения врачей и среднего медперсонала (медсестер), оказывающих первичную медико-санитарную помощи в столичных школах. Размер дополнительных выплат врачам составит 15 тыс. руб. в месяц, среднему персоналу – 10 тыс. руб.", сообщает Агентство городских новостей "Москва", ссылаясь на пресс-службу мэра и правительства столицы.

Отмечается, что учреждение грантов позволит повысить мотивацию медицинского персонала улучшить качество помощи, оказываемой несовершеннолетним в медкабинетах столичных школ.

На сегодняшний день в московских школах и детских садах открыто 4 тысяч медицинских кабинетов, в которых работают более 800 врачей-педиатров и 2,5 тысячи специалистов среднего медперсонала.

(По информации Агентства городских новостей г. Москвы. – 2018. – 03 июля).

Не провалиться на месте

Любой экзамен, а тем более ЕГЭ - большой стресс для школьников, который необходимо минимизировать, например, путем возвращения экзаменов в родные для них школы. Это одно из предложений, высказанных в четверг на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Поводом для дискуссии стало поручение председателя Совфеда Валентины Матвиенко рассмотреть совместно с министерством просвещения и Рособрнадзором вопрос "о создании благожелательной обстановки для обучающихся" во время сдачи ЕГЭ. Таким образом спикер отреагировала в конце мая на выступление сенатора Елены Афанасьевой, которая назвала меры безопасности и предотвращения нарушений при сдаче единого госэкзамена слишком жесткими по отношению к выпускникам.

"Неужели нельзя обойтись без металлоискателей? Неужели невозможно обеспечить сдачу ребенком экзамена в своей школе? Почему мы изначально подозреваем его в том, что он может пронести шпаргалку?" - повторила свои вопросы Афанасьева на заседании комитета. Ее поддержала коллега из международного комитета Ольга Тимофеева. Она считает, что если пункты приема экзаменов оборудованы видеокамерами, надо оставлять детей в своей школе, "снимая стресс нового места".

Глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина с этим согласна. Она рассказала, что несколько дней назад в ходе ее встречи с учителями на "Территории смыслов" во Владимирской области предложение вернуть ЕГЭ в родные школы "было встречено аплодисментами". "Я и сама к этому присоединяюсь", - заявила она.

Замминистра просвещения Татьяна Синюгина предложение комментировать не стала, но пригласила сенаторов лично посетить ЕГЭ и мероприятия по его подготовке. "Спасибо за предложения, мы с коллегами готовы их обсуждать", - сказала она.

Замглавы Рособрнадзора Наталия Наумова отметила, что общими усилиями минобрнауки и надзорного ведомства в процедуру ЕГЭ вносятся коррективы для его большей прозрачности и объективности. В итоге количество нарушений и жалоб год от года снижается. Так, в этом году 721 тысяча школьников сдала более 3 миллионов экзаменов, за пронос телефонов удалено 478 человек, за шпаргалки - 463. У них всех, подчеркнула Наумова, есть возможность пересдать экзамен. Она также привела данные ВЦИОМ, согласно которым 60 процентов россиян считают, что процедура ЕГЭ исключает нарушения, а 43 процента заявили, что единый госэкзамен облегчил поступление в вузы.

(По информации Российской газеты. - 12 июля 2018 г.)

В Челябинской области открыли памятник Первому учителю

В селе Варна Челябинской области открыли памятник Первому учителю. Торжественное мероприятие, приуроченное к 175-летию населенного пункта, прошло на площадке школы №1.

В числе гостей на празднике присутствовали представители региональной власти, а также учителя и ветераны педагогического труда Варненского района, ведь скульптура — дань памяти и их труду, сообщает газета "Советское село".

В церемонии принял участие первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин, который отметил, что профессия учителя трудная и в то же время самая почётная и благородная, а также призвал присутствующих не забывать своих педагогов и наставников.

Автором нового арт-объекта стал скульптор в третьем поколении Константин Гилёв. По его словам, при создании эскизов его вдохновлял образ советского учителя, который держит в руках учебник "Родная речь". Памятник отлит из бронзы на заводе "Каменный пояс" г. Касли. На изготовление модели ушло около четырёх месяцев, её стоимость составила около двух миллионов рублей.

(По информации газеты "Советское село". - 27 июля 2018 г.)

Совет Федерации одобрил закон об изменении порядка обеспечения жильём детей-сирот

Члены Совета Федерации одобрили изменения, вносимые в порядок обеспечения жильём детей-сирот. Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

Одобренным документом предлагается установить единый порядок учёта детей-сирот, имеющих право на жильё, а также сформировать соответствующий региональный список, сообщает пресс-служба Минобрнауки России. При этом представители детей-сирот получают возможность самостоятельно подавать заявления о включении в такой список, а на органы опеки и попечительства возлагается обязанность контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в данный реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры.

Кроме того, закон также предполагает принудительный обмен и даже выселение в другие помещения по соцнайму граждан, лишённых родительских прав. Ещё одна поправка, внесённая сенаторами, даёт право супругам и детям сироты проживать в выделенной государством квартире и после его смерти.

(По информации Министерства просвещения России. - 26 июля 2018 г.)

Суд обязал вологодские школы приобрести лыжи для занятий физкультурой

В Никольском районе Вологодской области прокуратура проверила, как школы исполняют законодательство в сфере физической культуры и спорта. В ведомстве напомнили, что по закону школьникам должны бесплатно предоставляются средства обучения и воспитания, к которым относятся, в частности, спортивное оборудование и инвентарь.

По итогам проверки выяснилось, что пять школ района не укомплектованы лыжными комплектами, соответствующими росто-возрастным особенностям учащихся.

"Отсутствие необходимого количества спортивного инвентаря нарушает конституционное право несовершеннолетних лиц на получение общедоступного и бесплатного образования", - сделала заключение прокуратура.

По результатам проверки направила в суд исковые заявления, потребовав, чтобы школы приобрели необходимый спортивный инвентарь. Никольский районный суд удовлетворил эти требования в полном объеме.

(По информации прокуратуры Вологодской области)

Без шансов. Почему апелляция - пустая трата сил и времени?

Мы живем в уникальное время сосуществования двух реальностей: по ту и по эту сторону ГИА. По эту у нас государственные структуры, ответственные за проведение аттестации, и иже с ними: составители, эксперты, члены конфликтных комиссий, чиновники. По ту - выпускники, родители и учителя. Одни видят мир в розовом цвете, другие отчаянно красят его в черный. Статистические данные трактуются именно по этому принципу. «Количество удовлетворенных апелляций снижается! - радостно рапортуют организаторы ЕГЭ. - Это свидетельствует о повышении объективности оценивания экзаменационных работ». «Количество удовлетворенных апелляций снижается, - тревожно вздыхают вчерашние школьники. - Значит, у нас нет шансов доказать свою правоту».

Самые конфликтные предметы

По открытым данным за 2018 год по Амурской области видно: уверенный лидер по количеству апелляций - профильная математика (33,6% от количества поданных апелляций). Второе и третье места на пьедестале у гуманитарных предметов: обществознание (25%) и история (11,5%). Похожие данные по Санкт-Петербургу за 2017 год: больше всего жалоб подано на профильную математику, литературу и обществознание. Наличие гуманитарных предметов в числе лидеров легко объяснимо: в части заданий с развернутым ответом всегда возникают споры о субъективности проверяющего. Профильная математика, по словам учителей математики из числа членов комиссий, тоже не случайно попала в список экзаменов, с результатами проверки которых выпускникам сложно согласиться. Говорят, критерии проверки обычно учитывают только один вариант решения той или иной задачи (притом что к правильному решению можно прийти разными путями). В этом году можно выделить еще один предмет - лидер по числу несогласных: английский язык. Учителя нашей школы после участия в проверке работ ЕГЭ со страхом ждали результатов: по их словам, эссе обнулили у трети ребят. В Интернете активно распространяют и обсуждают ситуацию по Свердловской области (официальных данных найти не удалось): 80% выпускников имеют 0 баллов за эссе. В комментариях люди пишут о схожих ситуациях и в других регионах. Знаю лично нескольких ребят в Новосибирской и Кемеровской областях, которые пытались опротестовать выставленные баллы, - впустую. Знаю лично члена конфликтной комиссии Кемеровской области: говорит, что опротестовать невозможно. Читаю комментарии к материалу про Свердловскую область - то же самое. Показательно и то, что в нашем лицее, как правило, на апелляцию по английскому ходили сильные дети: то есть ребенок имеет 80 баллов из 86 возможных за все другие задания экзамена, при этом получает за эссе 0 из 14 возможных. Перечеркивает ли такой результат все шансы на приличный гуманитарный вуз? Определенно да. Из-за чего? Из-за того что критерии оценивания предполагают только один узкий вариант толкования темы эссе, а проверяющие смиренно с этим соглашаются.

Добавят - не добавят?

В целом, если анализировать количество выпускников, подающих апелляции о несогласии с выставленными баллами, видно сразу: таких отчаянных немного. А те, кто все-таки доходит до заседания конфликтной комиссии, часто в итоге этому не рады. Об этом можно много прочитать в социальных сетях, об этом можно расспросить знакомых выпускников: проблема не в том, что баллы не добавят, проблема в том, что выпускник почувствует себя бесправным и униженным. Реплики членов комиссии типа: «У тебя и так много баллов!» встречаются часто и, видимо, кажутся им хорошим оправданием своих действий: они и так с барского плеча расщедрились, просить еще - хамство и наглость. Еще одна привычная ролевая позиция членов конфликтных комиссий: «Я умный и опытный эксперт, а ты никто».

Так от чего же зависит, добавят баллы или нет? Уж точно не от правоты или неправоты выпускника. Обычно тут играют роль адекватность членов комиссии, их внутренняя готовность признать свою неправоту и услышать точку зрения ребенка. Среди моих коллег многие принимают участие в проверке работ ЕГЭ, поэтому они знают, имеет ли смысл подавать апелляцию о несогласии с выставленными баллами по тому или иному предмету. Позиции бывают следующие: 1) выпускнику советуют идти отстаивать баллы, инструктируя его, как это сделать; 2) выпускнику не советуют подавать апелляцию, потому что баллов все равно не добавят, а нервы потреплют; 3) выпускнику советуют идти на заседание конфликтной комиссии, предупреждая, что этот ход не принесет ему баллов, но принесет пользу другим в будущем, так как комиссия увидит, что несогласных много и, может быть, все же задумается о том, что в проверке работ есть изъяны.

Вновь обратимся к имеющимся данным. Исходя из представленных данных по Амурской области, из 9 работавших конфликтных комиссий апелляции удовлетворяли только 4: больше всего (в процентном соотношении) - по информатике. Нашей выпускнице в этом году тоже повезло: по этому предмету ей добавили 3 первичных балла, в итоге тестовый балл заметно увеличился. Ситуация для информатики/математики классическая: изначально не засчитали ее вариант решения задачи, ведь в критериях к результату приходили другим способом. В Санкт-Петербурге в 2017 году было удовлетворено 39,9% апелляций по математике, из них 71,7% - с повышением балла. Можно по-разному интерпретировать эти данные, но для меня этот показатель свидетельствует о профессионализме конфликтной комиссии.

Вопросов больше, чем ответов

Почему в заседании конфликтной комиссии не участвует третья - незаинтересованная - сторона? Почему участники конфликта находятся в неравных условиях (три эксперта против одного выпускника, у которого отсутствует возможность заранее посмотреть формулировку задания из КИМов)?

Почему председатели предметных комиссий так боятся удовлетворенных апелляций? Чем им это грозит? Почему они не боятся принимать несправедливые решения?

Почему все молчат? Почему редкий смельчак решается пожаловаться на действия конфликтной комиссии? Куда вообще жаловаться в таком случае? Почему проблема не приобретает общественный резонанс?

Почему учителя, являющиеся членами комиссий по проверке работ ЕГЭ, боятся привлечь внимание к проблеме некомпетентности председателя комиссии (когда она имеет место быть)?

Почему мало апелляций - это хорошо, а мало удовлетворенных апелляций - еще лучше? Разве эксперты не люди и не могут ошибиться при проверке? Разве правильно, что выпускникам не дают возможности отстаивать свои права?

(Екатерина Калинина, учитель английского языка лицея №9 Новосибирска. - Учительская газета, № 30 от 24 июля 2018 г.)

Лучше в садик. В России хотят ввести новые детские пособия

К осенней сессии депутаты уже начали готовить два законопроекта, которые касаются семей с детьми. Один, если будет принят, введет новые детские пособия, а второй должен поддержать тех, кто не может устроить ребенка в детский садик.

В последнем случае речь идет о ежемесячной выплате трех тысяч рублей за ребенка, которому не нашлось места в яслях или детском саду. Деньги родители, по замыслу авторов проекта, будут получать пока ребенку не исполнится семь лет. Как рассказал "РГ" депутат Госдумы Сергей Вострецов, в России много малочисленных поселков, где строить детсады нецелесообразно.

В целом же по стране, по подсчетам экспертов, не обеспечены сегодня яслями около 200 тысяч малышей. Эта проблема возникла после бума рождаемости, который отмечался в 2008-2013 годах. Власти регионов в первую очередь стали строить садики для детей от трех лет, потому что при достижении ребенком этого возраста мама уже обязана выйти на работу. Но не все они могут это сделать. А уж раньше - тем более. Выплаты, понятно, небольшие. Поэтому эксперты все-таки советуют сосредоточиться на создании новых детсадов.

Тем не менее проблема существует. Многие женщины хотят работать, не дожидаясь официального окончания декрета. Ведь пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов от зарплаты мать получает до достижения ребенком полутора лет.

Как поясняет завлабораторией Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Алла Макаренцева, денежная компенсация вместо детского сада не ноу-хау. "В период острого дефицита мест в дошкольных учреждениях власти регионов выплачивали мамам деньги до достижения ребенком 7 лет", - поясняет эксперт. Сергей Вострецов надеется, что найдет поддержку предложенной инициативы.

В осеннюю сессию также будет доработан и внесен на рассмотрение депутатов Государственной Думы законопроект об установлении ежемесячного пособия на детей до 14 лет. Об этом "РГ" рассказал автор инициативы - первый заместитель председателя Комитета по обороне нижней палаты российского парламента Александр Шерин.

"Законопроект об установлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, уже был разработан, но не прошел голосования, - пояснил собеседник "РГ". - Мы предлагали установить ежемесячное пособие в размере минимального размера оплаты труда. Сейчас мы его доработаем и осенью внесем в откорректированном виде".

По словам парламентария, в России проживает порядка 24 миллионов детей в возрасте до 14 лет. При этом он напоминает, что существует прожиточный минимум, до которого с 1 мая этого года дотянулся минимальный размер оплаты труда, для трудоспособных граждан и пенсионеров, но его нет для детей.

"Важно, чтобы мамы не надрывались на нескольких работах, а спокойно могли воспитывать своих детей, уделяя им достаточно времени. Поэтому в обновленном варианте законопроекта предложу установить ежемесячное пособие на каждого проживающего в России ребенка до 14 лет в размере 50 процентов от минимального размера оплаты труда. А в сегодняшних показателях это не менее 5600 рублей в месяц".

(Игнатова О. Лучше в садик. В России хотят ввести новые детские пособия / Ольга Игнатова // Российская газета – Федеральный выпуск – 2018. – 26 июля).

На Чукотке появится первая лингвистическая школа

Первую школу иностранных языков планируют открыть в Анадыре на базе Чукотского филиала Северо-Восточного федерального университета. Уроки начнутся уже в октябре этого года.

В пресс-службе вуза рассказали, что занятия по изучению английского, испанского, китайского, японского, корейского и других языков будут проходить в очной форме, как в группах, так и индивидуально. В школу примут детей с пяти лет и взрослых без возрастных ограничений.

Формируются также дистанционные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья и жителей отдаленных районов Чукотки.

- Благодаря большому количеству специалистов кафедры лингвистики СВФУ мы способны удовлетворить спрос на любой из иностранных языков. Кроме того, будем приглашать наших ближайших друзей и соседей - специалистов высших учебных заведений Аляски, - заявляет руководитель лингвистической школы Надежда Лавринович.

Чтобы получить сертификат об освоении одного из языковых уровней, придется потратить 100 академических часов. Преподаватели уверены, это время пройдет с пользой. Ученики смогут подготовиться к международным экзаменам, к туристическим и деловым поездкам за границу. Кроме того, в школе организуют курс "Русский язык как иностранный" для граждан зарубежных стран, желающих работать в России.

(Непомнящая Д. На Чукотке появится первая лингвистическая школа / Дина Непомнящая // Российская газета – Общество - В регионах – 2018. – 27 июля).

Высшая школа

Ученые выступили против оценивания Рособрнадзором научных организаций и вузов

Ряд академиков РАН выступили против предлагаемого правительством расширения полномочий Рособрнадзора. Речь идет о членах "Клуба 1 июля", в которых входят ученые, не согласные с реформой академии наук. Они считают, что у ведомства недостаточно компетенции, необходимой для оценки научных и образовательных организаций.

В письме, о котором сообщает "Медуза", академики выразили мнение, что у Рособрнадзора недостаточно компетенции, необходимой для оценки научных и образовательных организаций: ведомство, по их словам, делает это на основе бюрократических показателей, не имеющих отношения к реальной научной работе.

В качестве примеров такой деятельности в письме названы отзывы аккредитации у Московской школы социально-экономических наук (Шанинки) и Европейского университета в Санкт-Петербурге.

"Мы твердо убеждены, что решения, принятые Рособрнадзором за последнее время, требуют не наделения его новыми функциями, а напротив, тщательного анализа качества его работы независимыми экспертными органами. Они должны не только оценить обоснованность этих решений, но и высказать свое суждение в принципе о целесообразности существования данного ведомства", - цитирует академиков "Медуза".

Ранее представители ведущих российских университетов обратились к президенту Владимиру Путину с предложением реформировать систему государственной аккредитации.

(По информации Проекта "Медуза". - 26 июля 2018 г.)

Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж выиграл грант на создание центра опережающего профобразования

Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова выиграл в конкурсе грантов, объявленном Минпросвещения России, на модернизацию материально-технической базы. Из федерального бюджета колледжу будет выделено более семи миллионов рублей на создание Центра опережающего профессионального педагогического образования Республики Коми.

Ранее Министерство просвещения РФ объявило о том, что по итогам проведённого конкурса получателями грантов станут 62 профессиональные образовательные организации из 41 региона России.

В рамках заявленного проекта колледж планирует разработать новые программы повышения квалификации и переподготовки кадров, оборудовать учебные аудитории и специальные помещения, объединенные в Центр опережающего профессионального педагогического образования. Он позволит не только проводить уроки и практические занятия со студентами колледжа, но и организовать независимую оценку качества подготовки специалистов в форме демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, а также профориентационные мероприятия. Об этом сообщил на своем сайте директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа Дмитрий Беляев.

В оборудованных помещениях Центра можно будет реализовывать программы для дошкольников и младших школьников: "Игротека", "Лекотека", "Школа позитивного воспитания", "Логоритмика", "Развитие жизненных компетенций обучающихся", "Школа юного робототехника", "Арт-терапия", "Психогимнастика", "Детская цифровая анимационная студия", "Юный астроном". Так дети будут развивать свои способности, а студенты -закреплять практические умения.

"Единственная поддержка местного Министерства образования, науки и молодежной политики — обещание выделить ещё 1,2 млн рублей на условиях софинансирования и, надеюсь, это обещание будет выполнено. Общий бюджет проекта — почти 9 млн рублей, включая внебюджетные источники самого колледжа", - написал Дмитрий Беляев.

Напомним, основным условием конкурса являлось обязательство получателя гранта обеспечить софинансирование мероприятий из внебюджетных источников.

(По информации Учительской газеты. - 25 июля 2018 г.)

Томский госуниверситет выпустил второй "Педагогический десант"

В Томском государственном университете прошли защиты аттестационных работ 37 выпускников проекта "Педагогический десант". Эта программа позволяет представителям различных специальностей изучить педагогические дисциплины, чтобы в дальнейшем работать в общеобразовательных школах.

Десять человек получили приглашения работать в школах Томска во время переподготовки, еще часть выпускников – на защите аттестационных работ, сообщает пресс-служба ТГУ.

Среди выпускников программы – студенты, магистранты и аспиранты томских вузов, десять выпускников и два человека со средним профессиональным образованием. ТГУ представляли студенты-психологи, философы, филологи, химики, юристы и историки, а также учащиеся физико-технического факультета и института прикладной математики и компьютерных наук. Все они изучили образовательные модули – погружение в педагогику, психологию, философию образования, тренинги развития компетенций – и прошли педагогические стажировки.

Темы аттестационных работ касались разных аспектов школьного образования. На основе практики, пройденной в школах, выпускники готовили проекты о взаимодействии учителей и родителей, писали, как готовить практические пособия и организовывать групповую работу, учить детей беглому чтению и даже как преподавать в школе поэзию русских эмигрантов.

На защитах аттестационных работ присутствовали представители департамента образования администрации города Томска, информационно-методического центра, директора школ и педагоги-наставники.

Это уже второй выпуск "Педагогического десанта" ТГУ. Первый состоялся в январе 2018 года. Задача проекта – закрыть дефицит учителей в томских школах, дав возможность специалистам из разных областей пройти педагогическую переподготовку. Все выпускники программы получили дипломы о профессиональной переподготовке "Педагогическая деятельность в современных образовательных практиках" и готовы к работе в школах.

(Учительская газета. - 2018. – 26 июля).

Научные сообщения

Миронкина: студент должен видеть, что металлургия - это действительно магия

Почему сотрудничество вуза с предприятием-партнером начинается с первого дня обучения студента? Как сократить разрыв между "потребностью" и "фактом" в качестве подготовки инженера? Что такое инженерный бакалавриат CDIO в сибирском вузе? Об этом корреспондент "Социального навигатора" побеседовал с заведующей базовой кафедрой "Металлургия" Сибирского федерального университета, руководителем проектного управления научно-технологического центра Красцветмета Натальей Миронкиной.

– Наталья Викторовна, почему вместо того, чтобы забрать готовых специалистов после четвертого курса, Красцветмет выбрал самый сложный вариант сотрудничества с вузом, включившись в обучение первокурсников? И как оно строилось до сих пор?

– Традиционно за уровень подготовки выпускников отвечает университет. Но прежний рецепт выращивания инженера: "Четыре года лекции, две недели практика, диплом" – потребовал обновления. Мы начали с консультаций по формированию содержания курсов спецдисциплин. Так что теперь еще до старта учебных программ компания проводит их анализ, вносит рекомендации.

В рамках взаимодействия "вуз – предприятие" студенты прослушивают дополнительные лекции по общей и аналитической химии, истории аффинажного производства, которые читают специалисты Красцветмета. Среди новых предметов заслуженную популярность обрели также "Инженерная этика" и "Бережливое производство".

– Что не устроило работодателя в прежней модели сотрудничества?

– Несколько лет назад, слушая исторически сложившийся курс "Оборудование металлургического производства", студенты видели картинки в учебнике, а потом приходили на производство и удивлялись несовпадению между "наглядными пособиями" и реальностью. Темпы прогресса таковы, что технологии могут поменяться уже за время их обучения в вузе. Поэтому участие работодателей в учебном процессе это не дань моде, а необходимость.

Наши специалисты, конечно, не владеют методикой преподавания, они практики. Но вместе с университетской профессурой могут подготовить такого выпускника, которому уже никто не посоветует: "Забудь все, чему тебя учили в институте!". Эти соображения и побудили включиться в проект CDIO, вступить в теснейшую интеграцию с Сибирским федеральным университетом в части подготовки инженеров. В 2014 году состоялся первый набор студентов на инженерный бакалавриат CDIO, выпуск которых пришелся на 2018 год.

– В компании пересмотрели политику работы с кадрами, по-новому построили модель их подготовки. И каковы результаты?

– В прошлом году конкурс желающих попасть в корпоративную группу Красцветмета в университете превысил конкурс на направление "Металлургия": три человека на место против полутора. А выпускница кафедры металлургии CDIO Института цветных металлов и материаловедения СФУ Анастасия Дыба настолько заинтересовала работодателя, что ей предложили трудоустройство еще год назад. Весь четвертый курс она параллельно училась и работала.

(По информации МИА "РИА Новости". – 2018. – 23 июля).

Фотоника и бионанотехнологии – профессии будущего, считают в МИФИ

Профессии будущего занимают все больше места в учебных программах лучших российских вузов. Фотоника наноструктур, высокотехнологичные диагностические системы и биомедицинские нанотехнологии – новые направления развития для Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ). Что это такое и почему можно ожидать активного развития этих направлений в России и за ее пределами?

Фотоника наноструктур

Фотоника очень похожа на электронику, но использует свет вместо электрического сигнала для обработки и передачи информации. Фотоника окружает современного человека повсюду — в DVD-плеерах, в оптоволоконных соединениях, в системах виртуальной реальности, которые постепенно приобретают популярность.

Сегодня фотоника активно проникает в область вычислений, и скоро компьютеры также будут работать на основе световых сигналов, рассказал аспирант Научно-исследовательской лаборатории молекулярно-лучевой эпитаксии и нанолитографии ИНТЭЛ НИЯУ МИФИ Юрий Сибирмовский.

В этом году (ИНТЭЛ) НИЯУ МИФИ открывает новую программу "Фотоника наноструктур". Ее уникальность, по словам представителя вуза, в том, что студенты будут учиться создавать фотонные устройства "с нуля", начиная с наноуровня, с отдельных атомов, тогда как в других вузах студентов учат создавать фотонные системы из коммерческих компонентов — лазеров, детекторов, оптоволокна. "Если большинство других образовательных программ по фотонике предлагают вам "поиграть в конструктор", собирая системы из готовых деталей, то мы дадим студентам полноценную базу, начиная с физики наноматериалов и наноструктур, и заканчивая технологией создания реальных приборов", — пояснил Юрий Сибирмовский. Практическое обучение будет проходить на собственной лабораторной базе – в Наноцентре НИЯУ МИФИ, где можно учиться и выполнять реальные научные исследования. Под руководством ведущих ученых и специалистов отрасли студенты научатся создавать электронную компонентную базу и особые материалы для интегральной радиофотоники. Многие студенты будут проходить стажировки, в том числе, и за рубежом.

В ИНТЭЛ ведутся масштабные исследования и разработки в новых и перспективных областях, таких как интегральная радиофотоника и квантовые компьютеры. Успешные студенты получат возможность присоединиться к этим и другим проектам на платной основе, не только получив бесценный опыт, но и пополнив свое портфолио. Практически все преподаватели являются успешными и активными учеными, и для студентов участие в научных публикациях – не редкость.

"Фотоника – активно развивающаяся область с растущими рынками, которой нужны высококлассные специалисты, способные быстро перестраиваться, осваивать новые технологии и принципы производства. Мы не только дадим студентам прочный фундамент, но и научим преодолевать вызовы, ставить и решать реальные задачи, изобретать и самосовершенствоваться. Без работы наши выпускники не останутся", — подчеркнул Юрий Сибирмовский.

Организации-партнеры программы — ФНИЦ "Кристаллография и фотоника", АО "Росэлектроника", Физико-технологический институт РАН, Институт сверхвысокочастотной полупроводниковой электроники Российской академии наук (ИСВЧПЭ РАН).

Высокотехнологичные диагностические системы

На кафедре компьютерных медицинских систем Инженерно-физического института биомедицины (ИФИБ) НИЯУ МИФИ открылся прием на программы бакалавриата и магистратуры "Высокотехнологичные диагностические системы".

Новая программа посвящена подготовке специалистов по проектированию, внедрению и эксплуатации систем, основанных на технологиях искусственного интеллекта. В первую очередь, это системы распознавания образов, базы знаний, экспертные системы, сообщил заместитель заведующего кафедрой компьютерных медицинских систем ИФИБ НИЯУ МИФИ Александр Проничев.

"Объем информации о методах диагностики постоянно увеличивается, это приводит к тому, что поставить правильный диагноз пациенту может далеко не каждый врач. Мы создаем систему искусственного интеллекта, которая помогает врачу поставить правильный диагноз", — рассказал он РИА Новости.

Сегодня при обследовании пациента используется современное высокотехнологичное оборудование — магнитно-резонансные, компьютерные и позитронно-эмиссионные томографы, аппараты УЗИ-исследований и так далее. Все они на выходе формируют изображение, которое врач должен интерпретировать. Качество интерпретации зависит от квалификации и опыта работы врача, поэтому результаты могут быть неточными. "Системы искусственного интеллекта, которые мы создаем, помогают врачу, с одной стороны, опираться на опыт экспертов. С другой стороны, они позволяют обработать большой объем информации, которая содержится в изображениях, обратить внимание врача на патологические зоны и дать обоснование, о каких заболеваниях они свидетельствуют. Конечно, ответственность за решение принимает врач, но система позволяет врачу быстрее, точнее и объективнее поставить диагноз", — пояснил Александр Проничев.

Сотрудники кафедры компьютерных медицинских систем уже не первый год занимаются этим направлением. Их разработки внедрены в медицинско-санитарных частях Федерального медико-биологического агентства, и применяются при лечении работников атомной отрасли, а также для проведения телемедицинских консультаций в НМИЦ им. Н.Н. Блохина. Коллектив разработчиков был награжден премией правительства в области образования, и четыре преподавателя кафедры стали лауреатами этой премии.

Ученый обратил внимание на то, что технологии создания систем поддержки принятия решений и проектирования информационных систем универсальны. Они могут применяться не только в медицине, но и практически в любой сфере.

"Выпускники нашей кафедры сегодня работают в самых разных организациях. Они занимаются информационными системами не только для медицины, но и для банков, в области информационной безопасности и так далее. Некоторые из наших выпускников работают в области компьютерного зрения, с беспилотниками, пишут программное обеспечение для различного оборудования. Знания, полученные выпускником программы "высокотехнологичные диагностические системы", позволят ему стать востребованным специалистом широкого профиля", — отметил Александр Проничев.

Биомедицинские нанотехнологии

Инженерно-физический институт биомедицины НИЯУ МИФИ открыл прием еще на одно направление подготовки – программу бакалавриата "бионанотехнологии" и родственную ей программу магистратуры "биомедицинские нанотехнологии".

Эти программы находятся на стыке физики, химии и материаловедения и уникальны своей междисциплинарностью, отметила доцент ИФИБ НИЯУ МИФИ Анастасия Фроня.

"Нанотехнологии в медицине сегодня – актуальное и перспективное направление. Мы создаем новые наноматериалы и комплексы на их основе, придаем им нужные свойства для решения биомедицинских задач. Интерес представляют нетоксичные наноматериалы, которые можно производить в больших количествах, и которые являются биодеградируемыми и безопасно выводятся из организма. Мы должны наделить частички этого материала полезными свойствами, такими, чтобы, например, можно было связать их с лекарством и чтобы они могли найти пораженную область в организме больного и адресно доставить это лекарство туда", — рассказала она РИА Новости.

Все необходимые исследования физических и химических свойств проводятся в НИЯУ МИФИ.

"В наших лабораториях для получения наночастиц кремния, золота и других наночастиц используется метод лазерной абляции. Наночастицы кремния представляют особый интерес – они не токсичны и биодеградируемы. Их используют в технологиях тераностики – одновоременной диагностики и терапии. Выпускники работают в исследовательских лабораториях фармкомпаний, в клиниках и исследовательских институтах — ищут способы, как более дешево, просто и эффективно диагностировать те или иные заболевания на ранних стадиях", — сообщила Анастасия Фроня.

По ее словам, также очень много разработок ведется в области косметологии. На основе наночастиц создают антивозрастные кремы, которые уменьшают морщины и придают лицу более свежий и молодой вид. С использованием наночастиц проводятся различные косметологические процедуры. Это направление также очень перспективно в отношении трудоустройства. "Некоторые сотрудники нашего вуза работают за рубежом, в США, Франции, Германии, Чехии и др., и принимают наших студентов на практику и на стажировки. И мы приглашаем наших абитуриентов присоединиться к нам и влиться в наши исследования", — заключила представитель ИФИБ.

(По информации МИА "РИА Новости". – 2018. – 20 июля)


Начальная школа

Голикова: около 674 млрд рублей будет направлено на нацпроект "Образование"

На национальный проект "Образование" из федерального бюджета будет направлено порядка 674 миллиардов рублей за шесть лет, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании президиума Совета ректоров России.

"В предварительном плане… на центральный проект "Образование" из федерального бюджета будет направлено порядка 674 миллиардов рублей. Это достаточно большая сумма, она будет закреплена за каждой из тех задач, которые отмечены в указе президента", — заявила Голикова.

"Безусловно, продолжение получат все те программы, которые реализованы в рамках приоритетных направлений в 2017 году. И они также станут составной частью приоритетного национального проекта", — отметила она.

Ранее Голикова сообщила, что общие расходы бюджетной системы на проект "Образование" составят 800 миллиардов рублей, которые поступят из федерального и региональных бюджетов, а также как частные инвестиции.

(По информации МИА "РИА Новости". – 2018. – 18 июля)

Родители могут задать свои вопросы министру просвещения РФ

Сбор вопросов министру просвещения РФ Ольге Васильевой стартовал во вторник, 17 июля, сообщается в пресс-релизе ведомства. Наиболее острые из поступивших вопросов министр обсудит с родителями школьников в рамках Общероссийского родительского собрания, которое состоится 29 августа.

Любой желающий может направить свой вопрос через форму на сайте, и через аккаунты министерства просвещения России в социальных сетях.

Общероссийское родительское собрание – традиционная встреча в преддверии нового учебного года с целью получить обратную связь, услышать мнение родителей, узнать о наиболее волнующих их вопросах, оценить эффективность реализуемых проектов и программ. В этом году, как и в прошлом, встреча пройдет на площадке одной из московских школ в формате живого диалога и видеоконференции с прямыми включениями из разных регионов страны.

Как сообщается, в 2017 году в адрес министра поступило более 3 тыс. вопросов, большинство из которых касались нововведений в школьную программу, изучения иностранных языков, сдачи экзаменов, качества учебников.

(По информации МИА "РИА Новости". – 2018. – 17 июля)


 Колледжи

В Новгородской области завершила занятия первая летняя губернаторская школа для детей

В Новгородской области состоялась образовательная смена "Губернаторская школа". Мероприятие было организовано в рамках проекта "Кадры будущего для регионов" Агентства стратегических инициатив. Семь пилотных регионов (Новгородская, Московская, Тульская, Тюменская, Ульяновская области, Татарстан и Пермский край) до июля 2019 года проведут у себя апробацию этого проекта.

Базой первой на Новгородчине губернаторской школы стал детский оздоровительно-образовательный центр "Гверстянец" в Крестецком районе. Сюда приехали около 200 школьников региона. Ребята прошли предварительный конкурсный отбор.

— Смена была невероятно интенсивной, — рассказала "Учительской газете" наставник губернаторской школы, учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода Маргарита Лихачева. — За три дня ребята детализировали ранее созданные ими 29 проектов. Они рассматривают проблемы, касающиеся развития туризма, образования, здравоохранения, дорожной отрасли и благоустройства территорий населенных пунктов Новгородской области. Разрабатывать проекты школьникам помогали тьюторы – студенты НовГУ им. Ярослава Мудрого и регионального филиала РАНХиГС, а также наставники из числа руководителей органов власти, государственных учреждений и бизнеса.

Какие же проблемы родного края волнуют новгородских школьников? Настя Кисова из поселка Шимск предлагает найти выход из сложной ситуации с дефицитом кадров в районных больницах и поликлиниках. Девочка считает, что необходимо со школьного возраста проводить профориентацию и привлекать к труду в учреждениях здравоохранения юных волонтеров, которые смогут присмотреться к профессии врача. Марина Груничева из города Старая Русса и ее друзья предложили внедрить в родном городе бордюры из биобетона, материала, который будет пропускать воду и очищать ее. Исследования школьница проводит на бетонном заводе. Среди других идей, столь же важных для развития туризма в городах региона, славящегося своей древней историей – веломаршруты с прослушиванием аудиогида, реконструкция набережной Великого Новгорода, проект "Культурная суббота". Свою готовность помочь в реализации некоторых проектов с подключением музеев всех уровней уже выразила генеральный директор Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Наталья Григорьева.

— Ваши проекты можно реализовать. И мы это сделаем вместе с вами. Идеи созвучны тем задачам, которые перед нами стоят сегодня… Это ваша Новгородская область, жизнь и будущее. Давайте ее сделаем такой, какой вы захотите! — сказал губернатор Новгородской области Андрей Никитин после встречи с авторами проектов.

По итогам первой смены "Губернаторской школы" авторы лучших идей отправятся в "Артек" и поделятся опытом со сверстниками. Планируется, что весной следующего года лучшие проекты будут представлены на площадках Всероссийского форума "Наставник". Рассматривается также возможность льготного поступления авторов проектов в НовГУ. Главная же перспектива в том, что все предложенные идеи жизнеспособны и многие планируются к внедрению на территории региона.

(Потапова С. В Новгородской области завершила занятия первая летняя губернаторская школа для детей // Учительская газета. – 2018. – 18 июля).

Рособрнадзор проведет диагностику школьных знаний среди студентов техникумов

Рособрнадзор намерен в следующем году провести оценку школьных знаний студентов организаций системы среднего профессионального образования.

​По предварительным оценкам Рособрнадзора, на этом уровне необходимо усиление общеобразовательной подготовки, поскольку после школы часто уделяется меньше внимания ряду гуманитарных предметов, например, истории.

По данным службы, из 1,2 миллиона выпускников девятых классов порядка 600 тысяч поступают в десятый класс, а еще 600 тысяч переходят в учреждения среднего профессионального образования. Из их числа впоследствии около 300 тысяч поступают в высшие учебные заведения.

(По информации ТАСС. – 2018. – 18 июля).


Технология и практика обучения и воспитания

В Москве увеличилось количество выпускников школ, желающих стать учителями математики

Директор центра педагогического мастерства Иван Ященко сообщил о том, что Количество московских выпускников, желающих стать учителями математики, растет.

"В Москве создан совместный бакалавриат Высшей школы экономики и Центра педагогического мастерства. Конкурс на эту совместную программу, где готовят учителей математики, превышает шесть человек на место", - уточнил Иван Ященко.

По его прогнозам, проходной балл превысит 260, что на 20 баллов больше по сравнению с 2017 г.

"Мы ждем рост проходного балла по сумме трех экзаменов больше чем на 20 баллов, в прошлом году было 240 с небольшим. В прошлом году у нас был конкурс – меньше четырех человек на место", - добавил директор центра.

По словам эксперта, в этом году отмечается рост количества абитуриентов и по программе магистратуры.

(По информации официального сайта мэра Москвы. – 2018. – 20 июля).

Психотерапевты составили список фраз, которые не подходят для доброжелательного общения с детьми

Специалисты из Великобритании Хизер Турджон и Джули Райт выпустили в помощь родителям пособие по воспитанию детей, содержащее список фраз, которые не стоит говорить ребенку, когда он капризничает, пишет газета The Independent.

По мнению экспертов, эти фразы могут негативно повлиять на поведение детей и ухудшить коммуникацию между ребенком и родителями: "Сколько раз я говорил тебе так не делать?"; "Ты меня уже достал!"; "Почему ты не слушаешь?"; "Перестань плакать, ты ведешь себя как ребенок!"; "Потому что я так сказал!"; "Если ты это не выключишь немедленно, никакого сладкого сегодня!".

Кроме того, психотерапевты предложили специальную модель поведения для родителей при общении с детьми – ALP. Она включает три шага: настройка, установление ограничений и решение проблемы.

Согласно модели, сначала родитель должен опуститься до уровня ребенка и, смотря ему в глаза, спокойно выразить сочувствие. После этого взрослый должен рассказать причину своего поступка, а затем — показать, что хочет решить проблему ребенка и прийти с ним к компромиссу.

(Учительская газета. - 15 июля 2018 г.)


Воспитание и дополнительное образование

В регионах РФ вводят сертификаты дополнительного образования детей

С 1 сентября на территории Томской области будет введена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (сертификат дополнительного образования).

Сертификат дополнительного образования – это официальное подтверждение возможности ребёнка обучаться в кружках и секциях дополнительного образования за счёт государственных средств. При оформлении сертификата данные ребёнка будут занесены в специальный реестр, при помощи которого он сможет реализовать возможность на получение бесплатного допобразования.

Сертификат единовременно смогут получить дети от 5 до 18 лет. Для каждого ребёнка будет открыт личный кабинет на портале персонифицированного дополнительного образования Томской области, сообщает пресс-служба Минпросвещения России.

С помощью этого сайта можно будет выбрать кружки и секции в специальном навигаторе, записаться на образовательные программы, отследить получение услуги, а также оценить её.

Оформить сертификат можно будет с 1 августа 2018 года. Эта процедура будет обязательной в том случае, если родители планируют обучать своего ребёнка по программам допобразования.

С августа такие сертификаты станут доступны и родителям школьников в Удмуртии.

"В Удмуртии с 2018-го по 2020 год происходит переход к персонифицированной системе дополнительного образования детей...Сертификат дополнительного образования — это не бумажный документ в привычном понимании, а идентификационный номер, состоящий из 10 цифр. Как ИНН, его нужно получить один раз на каждого ребенка от 5 до 18 лет. Далее использовать сертификат можно до достижения 18 лет", - рассказали в пресс-службе Минобрнауки республики.

В Ижевске определены 30 учреждений, в которых родителям помогут оформить заявление на получение сертификата.

(По информации Минпросвещения России)

Школьники из 32 стран мира собрались в "Артеке"

В Международном детском центре "Артек" стартовала международная смена, в рамках которой пройдут детская ассамблея по модели ООН и фестиваль-ассамблея "Международный день дружбы".

Участие в международной смене принимают 50 школьников из 32 стран мира, среди которых юные представители Катара, Монголии, Китая, Австралии, Кореи, Сирии, Турции, Иордании, Замбии, Конго, Ирландии, Албании, Швейцарии, Палестины, Марокко, Ливана, Туниса, Великобритании, Бельгии, Голландии, Норвегии, Кувейта, Испании, Хорватии, Люксембурга, Чили, США, Ирана, Туркменистана, Литвы, Грузии и Латвии.

По итогам смены школьники выпустят альманах, в который войдут самые яркие события смены в "Артеке". В течение года альманах будет переводиться на родные языки юных участников международной смены. Завершится международная смена 3 августа

(По информации Минпросвещения России)

На базе волгоградского оздоровительного центра "Орлёнок" открылся военно-спортивный казачий лагерь "Пластуны"

Программа профильной смены ориентирована на привлечение детей и подростков к активному и здоровому образу жизни, получение навыков в освоении комплекса ГТО, ознакомление с традиционной казачьей культурой. Об этом сообщает пресс-служба Минпросвещения России.

Во время каникул в течение профильных смен школьники смогут не только отдохнуть, но и ознакомятся с историей казачества, основами народных промыслов и ремесел, научатся верховой езде, отработают навыки рукопашного боя, пройдут строевую подготовку. Заключительным этапом профильных смен для юных казаков станет участие в военно-спортивных играх.

По данным Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области, аналогичные тематические смены работают в детских оздоровительных организациях региона уже на протяжении трёх лет и пользуются большой популярностью у детей и их родителей. В этом году в профильные программы летних оздоровительных лагерей будут вовлечены более 700 ребят.

Всего по итогам летней оздоровительной кампании в загородных лагерях Волгоградской области отдохнут порядка 90 тысяч детей.

(По информации Минпросвещения России)

"Артек" запускает международную программу обмена для педагогов и вожатых

"Артек" запускает международную программу обмена для педагогических работников и вожатых на 2018-2019 учебный год. В новом учебном году планируется организовать международные стажировки артековских специалистов в детских образовательных учреждениях Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Целью международной программы стажировок является развитие конкурентоспособности педагогических работников "Артека" на мировом уровне, сообщает пресс-служба МДЦ.

— "Артек" постепенно становится экспортером российских образовательных услуг, включая сертификацию программ зарубежных лагерей и привлечение интереса к эксклюзивным артековским тематическим программам, к примеру, в области космоса, ядерных технологий, балета, живописи и многих других. В этой связи нам важно подготовить специалистов, которые будут обеспечивать международный обмен услугами и технологиями, – отметил директор "Артека" Алексей Каспржак.

Он также добавил, что важно подготовить вожатых и педагогов "Артека" к свободному взаимодействию с приезжающими детьми из-за рубежа: "Поток иностранных детей в "Артек" будет только увеличиваться, и мы должны быть готовы. Вожатые здесь – первая линия общения с детьми".

«Артек» – первый в России детский центр, сформировавший для вожатых и педагогов специальную программу глобальной академической мобильности. Первый этап программы завершается 25 августа. Десять работников получили этим летом возможность пройти стажировку в Монголии, Мексике, Турции, Китае и Греции.

Участники программы международных стажировок отбираются на конкурсной основе. В числе критериев отбора – хорошие производственные результаты, широкий кругозор, знание иностранного языка, наличие достижений в исследовательской и педагогической деятельности и высокая профессиональная мотивация.

Алексей Каспржак добавил, что в "Артеке" считается неприемлемым ограничение учительского инструментария вузовскими знаниями: "Это в прошлом веке можно было 30 лет учить детей на основе базового вузовского образования. Современные процессы развиваются настолько стремительно, что учительский базис устаревает очень быстро и, по сути, каждые 2-3 года нужно обновлять собственное профессиональное содержание. Главное, чему мы учим наших вожатых, – стремиться к новому, быть в постоянном поиске".

(По информации МДЦ "Артек")

ЕГЭ 

Хабаровчанка из интереса написала ЕГЭ по математике и получила 100 баллов

В Министерстве образования и науки Хабаровского края рассказали о жительнице региона, которая показала на личном примере, что сдать ЕГЭ спустя 15 лет не так сложно, более того, в результате можно получить 100 баллов!

"Мария — выпускница 2003 года, окончила Дальневосточный государственный университет путей сообщения по направлению "Физика и техника оптической связи". В этом году она писала ЕГЭ уже не для поступления в вуз, а просто из интереса", - рассказали в пресс-службе Минобрнауки Хабаровского края.

— Мне было любопытно посмотреть, как изменилась процедура сдачи и проведения ЕГЭ спустя 15 лет и что появилось нового. Я выбрала два предмета — профильную математику и физику, которые писала в резервные дни. Эти предметы всегда были мне хорошо знакомы, поэтому и готовилась к ним самостоятельно, без репетиторов. В первый раз, на ЕГЭ по физике и математике в 2003 году я набрала 84–86 баллов, но в этот раз удалось увеличить свои показатели: по физике — 88, по профильной математике — 100 баллов.

Мария сравнила ЕГЭ 2003 и 2018 годов: "Программа по математике изменилась, а физика осталась без серьезных изменений. Бланки стали черно-белыми, экзаменационные материалы печатают теперь прямо в аудиториях. Раньше в аудиториях организаторы часто ходили по кабинету и "стояли над душой", что очень отвлекало и нервировало. Сейчас же такого нет, для этого есть видеокамеры с металлоискателями, которые никакого дискомфорта у меня не вызвали",- рассказала стобалльница.

Всего же по результатам окончания основной волны ЕГЭ в крае зафиксировано 39 стобалльников — это выпускники текущего года и прошлых лет.

(По информации Министерства образования науки Хабаровского края).

Выпускник новосибирской гимназии подал иск против минобразования из-за несогласия с результатами ЕГЭ

Выпускник новосибирской гимназии №4 не согласился с результатами ЕГЭ по обществознанию. Итоги апелляции также не удовлетворили юношу и он обратился в суд с иском против Министерства образования и науки Новосибирской области.

Юноша сдавал ЕГЭ досрочно в апреле и, получив за экзамен по обществознанию 88 баллов, подал апелляцию, сообщает "Новая газета", ссылаясь на слова адвокат Ирины Гребневой. Она также рассказала, что по одному из вопросов апелляцию удовлетворили, а по двум другим "сказали, что у него неполные ответы".

"Артем обратился в министерство образования, где ему также отказали, сославшись на то, что его ответы неполные, а определения взяты из нерекомендованных учебников. Затем он подал в суд административное исковое заявление", — цитирует "Новая газета" адвоката.

По просьбе выпускника экспертную оценку его работе дала преподаватель Новосибирского государственного университета, которая подтвердила, что определения даны полно.

На данный момент прошло два заседания суда. По словам Ирины Гребневой, ответчик занял процессуальную позицию и заявил, что формально у Артема нет права на иск, и таким образом нельзя обжаловать результаты экзамена.

(По информации "Новой газеты").

Рекомендации по оплате труда педагогов на ЕГЭ получат все российские регионы

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось расширенное заседание Комитета по науке, образованию и культуре по совершенствованию проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). В мероприятии приняла участие заместитель министра образования Татьяна Синюгина, сообщает пресс-служба Минпросвещения России.

Татьяна Синюгина сообщила, что Министерство просвещения Российской Федерации разработает рекомендации по оплате труда учителей в ходе проведения ЕГЭ.

– 3 июля принят закон, который устанавливает обязанность оплаты труда в период организации и проведения ЕГЭ. Следующим шагом станут подзаконные акты, связанные с его реализацией. Единого размера оплаты работы учителей установлено не будет, таких полномочий на уровне федерации нет, но в то же время рекомендовать субъектам какие-то механизмы мы можем. И будем это делать, – подчеркнула заместитель министра.

В рамах повестки заседания участники подробно рассмотрели вопрос о процедуре проведения единого государственного экзамена.

– Более 350 тысяч педагогических работников ежегодно задействованы в проведении и организации ЕГЭ в субъектах России. Мы понимаем, что благожелательная обстановка, комфортность при проведении ЕГЭ во многом зависит от профессионализма организаторов экзамена. На их подготовку направлены огромные усилия министерства, Рособрнадзора и региональных профильных министерств. Идёт серьёзная работа с нашими организаторами ЕГЭ, педагогическими работниками, и мы видим как ситуация меняется, – резюмировала Татьяна Юрьевна.

По итогам обсуждения за основу принят проект решения Комитета Совета Федерации, в котором Министерству просвещения Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, в частности, рекомендовано продолжить работу по дальнейшему совершенствованию процедуры проведения единого государственного экзамена.

Участники заседания также выдвинули ряд предложений по повышению комфортности процедуры проведения ЕГЭ для учащихся. Среди них, в частности, проведение экзамена в "родной" для выпускников школе.

(По информации пресс-службы Минпросвещения России)).

В Рособрнадзоре назвали возраст самого юного и старшего участников ЕГЭ-2018

В пресс-службе Рособрнадзора рассказали о необычных участниках единого государственного экзамена этого года. Так, самым возрастным стал 77-летний мужчина.

​Участник, родившийся 18 января 1941 года, сдавал ЕГЭ по математике профильного уровня и физике, сообщает ТАСС, ссылаясь на данные ведомства.

Что касается самых юных участников ЕГЭ, то в этом году среди экзаменуемых было два 14-летних и один 13-летний ученик, который сдавал русский язык, английский язык, обществознание, сочинение, базовую математику.

Как пояснили в Рособрнадзоре, эти ребята, скорее всего, занимались по индивидуальным программам.

Основной этап ЕГЭ-2018 года проходил с 28 мая по 2 июля. В нем приняли участие свыше 730 тысяч человек.

Ранее в Казанском федеральном университете сообщили о тринадцатилетнем абитуриенте, который экстерном окончил школу.

(По информации ТАСС).

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.