В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (январь 2011)

8 февраля 2011

Новости образования

О четвертой российской молодежной экспедиции

Четвертая российская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» под руководством известных пу­тешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина  пройдет с 11 по 22 апреля 2011 года. Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Павел Колобков утвердил положение о проведении этого экстремального путешествия.

Для участия в необычном приключении приглашаются юноши и девушки 1993–1995 годов рождения, в том числе учащиеся специальных (коррекционных) учебных заведе­ний, имеющие опыт туристических походов первой категории сложности и принявшие участие в ежегодном фестивале «Лыжня России» в своем регионе. Желающие должны при­слать в Клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро за­полненную анкету. В заявке необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, домашний адрес и телефон, имена и фамилии родителей (опекунов), название учебного заве­дения (с указанием телефонов) и класс, в котором вы учитесь, ФИО директора школы (или ректора вуза), классного руководителя, преподавателя физкультуры.

Срок подачи заявок – до 18 февраля. Оргкомитет экспе­диции выберет претендентов, которые будут приглаше­ны на учебно-тренировочный сбор в Карелию в молодеж­ный оздоровительный лагерь «Большое Приключение». По результатам тренировок и будет определен оконча­тельный состав команды.

(Венидиктов, В. Готовьте лыжи к полюсу / Вячеслав Венидиктов // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)

Научный конкурс для подростков

Компания Gооgle объявила научный конкурс для подростков от 13 до 18 лет. Его цель – поиск талантливых юных исследователей по всему миру. Ребятам предлагается представить на конкурс проекты, созвучные совре­менности.

Темы конкурса – программирование и математика, Земля и окружающий мир, социальные науки, инновации, флора и фауна, энергия и космос, физика, биология, химия, электричество и электроника. Проекты принимаются в форме двухминутных видеороликов или же 20 слайдов с поясняющими за­писями на английском языке. Участво­вать в акции можно как в одиночку, так и в группе до трех человек. Прием зая­вок продлится до 4 апреля 2011 года. Оценив все поступившие материалы, члены жюри выберут 60 полуфиналис­тов, чьи работы выставят на обще­ственное голосование в Интернете.

В мае будут объявлены 15 финалис­тов. Их пригласят на научную выставку в Калифорнию, где проекты оценят при­знанные ученые, в том числе нобелевс­кие лауреаты. Затем в каждой из трех возрастных групп участников – 13–14 лет, 15–16 лет и 17–18 лет – выберут по одному победителю. Двое из них полу­чат стипендию в размере 25 тысяч дол­ларов от Gооgle. А главного победите­ля ждет Гран-при – стипендия в 50 тысяч долларов и опыт практической работы по его выбору.

(Косыгин, С. Кто хочет заработать 50 тысяч долларов? / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)

Электронные музейные залы

К восьми виртуальным филиалам Русского музея вскоре добавится еще один. Электронные музейные залы с обучающими программами для детей смогут теперь принимать гостей в Тихвинском центре информационных технологий.

Для этой цели в ЦИТ уже приоб­ретены красочные книги о культу­ре и компьютерные программы, которые в 3D-формате воспроизво­дят музейное пространство и экс­понаты. Гости филиала смогут вир­туально побродить по залам Русского музея и даже проникнуть внутрь картин. Специальная мультимедийная конструкция делает изображения трехмерными и позволяет увидеть изображенных людей и предметы со всех сторон. В филиале при поддержке Коми­тета общего и профессионального образования Ленинградской обла­сти будут открыты несколько но­вых обучающих программ для де­тей в возрасте от 6 до 18 лет. Для самых маленьких виртуальное знакомство с музеем будет органи­зовано в форме игры. Для ребят постарше задуманы проекты в ху­дожественной школе.

(Алексютина, Н. Путешествие внутрь картин / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 3)

О конкурсе «Космос с нами!»

«Учительская га­зета» объявляет новый конкурс – «Космос с нами!».

Преподаватели  имеют возмож­ность реализовать главную идею конкурса, продемонстрировав, на­сколько «космическая» тематика прослеживается в биологии, литературе, химии, истории и даже физ­культуре.

Все это  можно реализовать в следующих номинациях:

1. Лучший урок.

2. Лучшая презентация.

3. Лучшее внеклассное мероприятие.

4. Лучший веб-ресурс.

А для учеников  организуется  две отдельные номинации:

1. Лучший рисунок (выполнен­ный как на бумаге традиционными средствами, так и на мультимедий­ной доске и сохраненный в виде файла).

2. Лучшее литературное произ­ведение (сочинение, рассказ, эссе, стихотворение).

Взрослые могут присылать свои работы с 10 января до 15 мая 2011 года. Результаты  объявят 1 сен­тября.

Для детей срок окончания приема работ – 10 марта, результаты же бу­дут опубликованы 12 апреля, в 50-летнюю годовщину полета Юрия Гагарина в космос.

(Мелешко, В. Космос с нами! / Вадим Мелешко // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 4)

О коммунальных льготах

Отныне регионы будут самостоятельно определять по­рядок предоставления коммунальных льгот педагогам. Соответствующий закон подписал Президент России Дмитрий Медведев.

Изменения, которые вносятся в статью 55 Закона РФ «Об образовании», предусматривают монетизацию нату­ральных льгот. Вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагоги, проживаю­щие и работающие в сельской местности, рабочих посел­ках (поселках городского типа), теперь будут иметь «пра­во на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения». При этом размер, условия и порядок возмещения этих расходов для работников федеральных образовательных учреждений будут устанавливаться законодательством РФ, а для педагогов региональных и муниципальных образо­вательных учреждений – законами субъектов Федера­ции. Принимаемые нормативные акты в регионах не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых сельским педагогам на день вступления нового закона в силу.

Внесены изменения и в статью 525 Закона РФ «Об об­разовании». Субъектам РФ предоставляется возмож­ность самостоятельно определять размер компенсации для родителей, чьи дети посещают дошкольные учреж­дения, но на первого ребенка она должна составлять не менее 20 процентов родительской платы, внесенной за его содержание в государственном или муниципальном ДОУ, на второго – не менее 50 процентов, на третьего и последующих – не менее 70 процентов. Компенсацию бу­дут получать и те родители, чьи дети посещают частные садики, но ее размер будет ориентироваться на средний размер родительской платы в государственных и муни­ципальных учреждениях.

(Ветров, И. Сельские учителя лишились натуральных льгот / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Конкурс работ на соискание премий Правительства РФ

В соответствии с Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декаб­ря 2009 г. № 1133, Межведомственный совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования объявляет открытый публичный кон­курс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования в 2011 году.

Представление работ должно производиться в соответствии с указанным Положением и Перечнем, образцами и требованиями, предъявляемыми к оформлению прилагаемых к работе на соискание Премии Правительства РФ в области образования до­кументов.

Работы принимаются в Министерстве образования и науки РФ по адресу: 125993, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, до 20 марта 2011 года.

Телефоны для справок: (8-495) 629-32-62, 629-17-09, 629-10-28.

Работы, оформленные с нарушением указанных требований, не принимаются.

Представленные работы и прилагаемые к ним документы авторам не возвращаются.

(Об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования в 2011 году  // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Стартовый капитал для сироты

7 января  Ивановский детский дом № 3 встречал высоких гостей – воспитан­ников и педагогов поздравили с Рож­деством Дмитрий и Светлана Медве­девы.

В подарок к празднику детский дом получил новый автобус, а также компь­ютерный класс, оснащенный современ­ной техникой. Кроме того, из резервного фонда Президента РФ будут выделены средства на ремонт здания.

Здесь же глава государства провел встречу с воспитателями детских домов города Иванова, на которой обсуждались вопросы оплаты труда педагогов, пробле­мы социального сиротства и многие дру­гие. Речь также шла о необходимос­ти создания нормативной базы для работы центров, ведущих подготовку прием­ных родителей, а также о развитии раз­ных форм устройства детей-сирот.

Воспитатели обратили внимание на проблему формирования стартового ка­питала для выпускников детских домов, чьи родители  живы, но лишены роди­тельских прав. Зачастую не всегда удает­ся найти родителей таких детей, чтобы получить с них положенные по закону алименты. Вместе с тем круглые сироты ежемесячно получают средства на нако­пительный счет по потере кормильца.  К моменту выпуска из детского дома объем накопленных средств обычно составляет от 200 до 300 тысяч рублей. Глава государ­ства поручил правительству и администрации президента проработать механизм формирования такого стартового капита­ла, который бы давал равные гарантии для всех воспитанников детдомов. Дмит­рий Медведев поддержал и другие пред­ложения педагогов. В частности, по ито­гам встречи Правительству России будет поручено подготовить типовое положе­ние о центре подготовки приемных роди­телей, а Министерству образования и на­уки РФ – разработать методики обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

(Ветров, И. Стартовый капитал для сироты / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

О расходах на образование

В 2011 году расходы федерального бюд­жета на образование составят 495,8 мил­лиарда рублей, что на 28 % больше по сравнению с 2010 годом. Об этом на за­седании коллегии Министерства образо­вания и науки РФ сообщил директор Де­партамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организа­ционно-экономических механизмов Валерий Юркин.

На 15 % увеличатся расходы федераль­ного бюджета на высшее и послевузовс­кое профессиональное образование, в два раза – расходы на прикладные науч­ные исследования в области образова­ния. По словам главы департамента, бюд­жет учитывает индексацию стипенди­ального фонда и фонда оплаты труда, а также рост коммунальных расходов.

В 2011–2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегод­ной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30 миллиардов рублей. Средства направляются на поддержку инновационно активных вузов, федеральных университетов, нацио­нальных исследовательских университе­тов, а также на развитие кооперации вузов и производственных предприятий.

(Косыгин, С. Полтриллиона на образование / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Университет активного долголетия

В Ульяновске на базе областного Дома работников образования открылся университет активного долголетия «50 плюс». В торжественной церемонии приняли участие глава региона Сергей Морозов, заместитель председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина, министр образова­ния Екатерина Уба и народный учи­тель РФ Юрий Латышев.

На сегодняшний день университет посещают более 200 человек – это вете­раны педагогического труда, работни­ки образования. Учреждение создано в целях вовлечения пожилых людей в сферу полноценной гражданской дея­тельности, творческой и социальной активности, повышения правовой гра­мотности старшего поколения. Основ­ные направления его работы – целенап­равленная помощь педагогам-ветера­нам в организации содержательного досуга, преодолении психологической и социальной изоляции, создание условий для разностороннего общения интеллигенции, объединение ее усилий  для развития культуры и образования. Сергей Морозов отметил, что дея­тельность университета планируется расширять. Кроме того, стоит органи­зовать дополнительные курсы по юридическому и страховому консультиро­ванию пожилых людей.

(Ветров, И. В России появился университет активного долголетия / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Поддержка молодых ученых

Санкт-Петербургский государ­ственный университет собирается поддерживать молодых ученых. Для этого в 2011 году из бюджета вуза будет выделено около 90 миллионов рублей.

В первую очередь предполага­ется поощрить исследователей, получивших в 2010 году степени кандидатов и докторов наук. Им будет выплачена премия в 20 и 40 тысяч рублей соответственно. Если же ученые моложе 30 лет, им добавят еще по 10 тысяч.

Кроме единовременных премий вводятся регулярные стимулирующие доплаты. Университет фак­тически дублирует надбавку за степень, которая сейчас составля­ет три тысячи рублей для канди­датов и семь тысяч – для докторов наук. Столько же будут дополнительно получать из бюджета университета в течение всего 2011 года молодые ученые, имеющие за 2010 год публикации в научных журналах, издавшие монографию или главу в коллективных моно­графиях.

Как считают в университете, стимулирование молодых исследователей – это прекрасная перс­пектива не только для вуза, но и для страны в целом. Ведь большинство великих ученых совершили свои открытия или  определили подход к ним в молодом возрасте.

(Алексютина, Н. Быть молодым ученым выгодно / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)

Абилитационный центр

В Томске открылся абилитационный центр. По новой авторской методике здесь будут лечить де­тей с тяжелыми заболеваниями. От реабилитации метод отличает­ся тем, что вместо лекарств детям назначают игры под музыку. Зада­ча арт-терапии – пробудить в маленьких пациентах волю к выздо­ровлению.

Показать детям с ограни­ченными возможностями, что на самом деле они могут многое, – это часть абилитации. Она  нацелена на то, чтобы развивать в ребенке личность, причем делать это че­рез творчество. Разработал такой метод музы­кант и педагог-энтузиаст Алексей Бороздин. В Академгородке в Новосибирске давно работает его абилитационный центр. В Томске открыли филиал.

Занятия в центре строятся на музыке, рисовании, играх и про­сто общении ребенка с педаго­гом. К каждому маленькому па­циенту здесь индивидуальный подход. Занятия пока проходят в регио­нальном отделении Российского детского фонда.

(Яковлева, Н. Игры вместо лекарств / Наталья Яковлева // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)

О закрытии недели Великобритании

На закрытии Недели Великобри­тании в Государственной библио­теке иностранной литературы были подведены итоги конкурсов, в которых участвовали ученики школ, творческих студий, а также сами библиотекари. Организатор акции – Московская областная государственная детская библиоте­ка – проводит дни изучения куль­туры европейских стран с 2006 года.

Во время Недели Великобри­тании прошли семинары для со­трудников библиотек и образо­вательных учреждений Подмосковья, а также встречи детей с английскими поэтами Энди Крофтом и Полом Саммерсом. Из 26 регионов страны поступи­ли работы на самые разные но­минации: от поэтического кон­курса «Лимерик» до конкурса комиксов по мотивам английс­ких детских книг. За призами и грамотами на сцену выходили и самые маленькие – дети шести лет, которые едва могли унести подаренные им призы, и старшеклассники.  Последних  не просто награждали, но и при­глашали принять участие в серьезных проектах, например в международном фестивале ко­миксов «КомМиссия».

(Лаврова, А. Комиксы – язык международный / Анна Лаврова // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)

Контрольные цифры приема в вузы на 2011 год

Коллегия Минобрнауки огласила контрольные цифры приема в вузы на 2011 год. Количество выделенных бюджетных мест сократилось все­го на восемь тысяч. Это значит, что поступить в вуз будет еще легче. Ведь число выпускников средних школ уменьшится примерно на 70 тысяч, а места для первокурсников сохра­няются практически на прежнем уровне.

Львиную долю выпускников вузов в связи с переходом на двухступенчатую систему вы­сшей школы будут составлять бакалавры и магистры. Как сообщила директор депар­тамента Минобрнауки Татьяна Давыденко, контрольные цифры приема в вузы установ­лены в объеме 484 тысячи человек, из кото­рых на магистров будут учиться 52,9 тысячи. Число студентов-бюджетников составит 172 человека на 10 тысяч населения, а количес­тво очных бюджетных мест приема на пер­вый курс по сравнению с прошлым годом возрастет с 418 до 438 в расчете на 1000 вы­пускников школ. Так что тем, кто нормально учился в школе и сдал ЕГЭ, беспокоиться не о чем: в вуз они поступят практически гарантированно.

В решениях коллегии отражены требова­ния правительства по подготовке кадров для приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики, уч­тены прогнозные потребности рынка труда. В частности, с 2004 по 2011 год наблюдается рост контрольных цифр приема по та­ким группам специальностей, как «Автома­тика и управление» (на 98,6 %), «Информа­ционная безопасность» (на 63 %), «Геодезия и землеустройство» (на 56 %), «Информа­тика и вычислительная техника» (на 21,1 %). За пять лет произошло сокращение контроль­ных цифр по направлениям «Экономика и управление» (на 51,5 %), «Образование и пе­дагогика» (на 35,7 %), «Гуманитарные науки» (на 30,6 %). Основная доля сокращаемых в 2011 году мест также приходится на эти три укрупненные группы.

(Чернаков, А. Абитуриентам повезло / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 26 января. – С. 11)

Основы православной культуры

Пленарное заседание состо­ялось в Государственном Кремлевском дворце. В заседании приняли участие министр иностран­ных дел Сергей Лавров, министр обра­зования и науки Андрей Фурсенко и ми­нистр культуры Александр Авдеев.  Го­сударственные деятели и присоединившийся к  ним руководитель ФСКН Виктор Иванов  отчитывались о проделанной работе и за­верили РПЦ в готовности к дальнейшему сотрудничеству.

Эксперимент по преподаванию   «Основ православной культуры» проходит успешно, но предмет этот следует изучать не только в 4–5-х классах, но и во всех остальных. Так сказал Патриарх Кирилл, обращаясь  к участникам Рож­дественских чтений. Глава отдела религиозного образования РПЦ епископ Меркурий предложил знако­мить детей с православием задолго до школы, в садиках.

–    У нас часто говорят о рисках в связи с преподаванием основ духовно-нравственной культуры, но совсем не говорят о рисках, если бы такого курса не было, – заявил министр образования Андрей Фурсенко. – А ведь этот курс сблизил детей и родителей. То, что в нем заложено, они обсуждают и постигают вместе.

Большие надежды Фурсенко возлагает на трудовое воспитание. Он доволен, что сироты из церковных приютов приобщаются к труду, помогая восстанавливать храмы. Министр пообещал пересмотреть правила, запрещающие детям убираться в школах.

Фурсенко в своей речи новые иници­ативы по внедрению «Основ православ­ной культуры» никак не прокомментиро­вал. Он лишь благодарил Церковь и учас­тников слушаний за совместную работу. А ведь еще в 2006 году на этих слушаниях его освистали.

Министр культуры Александр Авдеев призвал защитить настоящую культуру «от агрессии шоу-бизнеса и общества потребления».

Руководителей ФМС на трибуне чтений не было. Но, касаясь проблем интеграции мигрантов, Патриарх подчеркнул важность сотрудничества и с этой службой в образовательной сфере: «Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции, несомненно, должно послужить достиже­нию общественного согласия».

(Клин, Б. Православная симфония для детсада / Борис Клин // Известия. – 2011. – 25 января. – С. 2).

Творческим вузам оставят прежние названия

Детские школы искусств перестанут считаться кружками, а у их препо­давателей будет право на пенсию. Балетные, цирковые и музыкальные училища получат статус учреждений интегрированного образования и будут учить по особым программам. Такие решения, принятые на совместной коллегии Минобрнауки и Минкультуры, будут внесены на рас­смотрение правительства и Госдумы.

Совместная коллегия двух ведомств в присутствии руководителей профильных комитетов Госдумы и ряда депутатов приняла ряд важных для этой сферы решений, кото­рые будут вынесены на рассмотрение прави­тельства и парламента.

В новом законе решено уйти от типологии творческих ву­зов, оставив для них наименование «высшее учебное заведение» с правом сохранить пре­жнее название.

Другая важная новость касается детских школ искусств. Специальный законопроект закрепляет за ними отдельный статус учреждений дополнительного образо­вания. Сейчас ДШИ по сути приравнены к кружкам, а выдаваемый ими документ об об­разовании гораздо ниже аттестата. Но теперь они смогут учить по особым стандартам и вы­давать свои аттестаты. Законопроект предла­гает выделять субвенции местным бюджетам на реализацию образовательных программ: заработную плату преподавателям, покупку учебных пособий и техники. Это серьезная мера господдержки позволит повысить ка­чество обучения в пяти с половиной тыся­чах детских школ искусств.

Еще один законопроект посвящен средним профессиональным учебным заведениям в сфере культуры и искусства. За балетными, цирковыми и музыкальными училищами за­крепляется статус учреждений интегриро­ванного образования в области искусства. Они получают право учить индивидуально отобранных детей с выдающимися твор­ческими способностями по особым обра­зовательным программам. Иными словами, чтобы будущая звезда балета могла не только танцевать, но и в супермаркете сдачу правильно посчитать.

Третий законопроект касается послеву­зовского образования в сфере культуры. Здесь вводится понятие «ассистентура-ста­жировка». Это позволит человеку искусства защитить диссертацию и получить право на преподавание на основе не только научных, но и творческих достижений.

(Чернаков, А. Творческим вузам оставят прежние названия / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 21 января. – С. 3).

Конференция «Русский язык зарубежья»

В Российском государствен­ном гуманитарном университете (РГГУ) прошла двухдневная международная конференция «Русский язык зарубежья». В мероприятии приняли участие филологи и лингвисты из Украи­ны, Эстонии, Армении, Азербай­джана, Казахстана, Финляндии, Италии, Израиля и США. Гово­рили о перспективах изучения русского языка за рубежом.

Общая ситуация в странах СНГ и бывшего соцлагеря такова: русский язык молодое поколение знает значительно хуже, чем их родители. Многие молодые люди сегодня в силу изменившейся экономической ситуации и жела­ли бы получить образование на русском языке в своей стране, од­нако не имеют для этого возможностей или их возможности в си­лу объективных причин существенным образом ограничены.

Участники конференции  сошлись во мнении, что улучшение ситуации возможно через формирование институциональных партнерств, через дружбу образовательно-научных сообществ РФ, через дружбу школ и учителей. И существенная помощь должна прийти из РФ. Но прежде России срочно нужно бы разобраться с собственными учебниками. Внятные учебники – это половина победы.

(Юдина, И. Русский зарубежный / Ирина Юдина  // Независимая газета. – 2011. – 25 января. – С. 8).

Краеведческие новости

В студенты – с восьми лет

В России появился первый Детский университет в городе Волжском Волгоградской области. Обучаться в нем смо­гут дети с 8 до 12 лет. Лекции юным студентам будут чи­тать преподаватели Волжского гуманитарного института.

«Наука – это не только сложно, но и очень интересно» – под таким девизом открыл свои двери университет для самых маленьких. Пока занятия будут проводиться раз в месяц – в игровой форме и не более 30 минут каждое.

Автором проекта выступил доктор юридических наук, заместитель директора по научной работе Волжского гума­нитарного института Валерий Алексеевич Летяев. По его словам, интерес к университету был огромный. В итоге гор­дое звание «студент» будут носить 180 маленьких волжан.

(Ветров, И. В студенты – с восьми лет / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)

Комментарии

  • 21 февраля 2011 21:15
    Гость
    Спасибо за подборку. Очень полезная информация для рядового учителя.

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос