Дайджест образовательной прессы (январь 2011)
Новости образования
О четвертой российской молодежной экспедиции
Четвертая российская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» под руководством известных путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина пройдет с 11 по 22 апреля 2011 года. Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Павел Колобков утвердил положение о проведении этого экстремального путешествия.
Для участия в необычном приключении приглашаются юноши и девушки 1993–1995 годов рождения, в том числе учащиеся специальных (коррекционных) учебных заведений, имеющие опыт туристических походов первой категории сложности и принявшие участие в ежегодном фестивале «Лыжня России» в своем регионе. Желающие должны прислать в Клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро заполненную анкету. В заявке необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, домашний адрес и телефон, имена и фамилии родителей (опекунов), название учебного заведения (с указанием телефонов) и класс, в котором вы учитесь, ФИО директора школы (или ректора вуза), классного руководителя, преподавателя физкультуры.
Срок подачи заявок – до 18 февраля. Оргкомитет экспедиции выберет претендентов, которые будут приглашены на учебно-тренировочный сбор в Карелию в молодежный оздоровительный лагерь «Большое Приключение». По результатам тренировок и будет определен окончательный состав команды.
(Венидиктов, В. Готовьте лыжи к полюсу / Вячеслав Венидиктов // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)
Научный конкурс для подростков
Компания Gооgle объявила научный конкурс для подростков от 13 до 18 лет. Его цель – поиск талантливых юных исследователей по всему миру. Ребятам предлагается представить на конкурс проекты, созвучные современности.
Темы конкурса – программирование и математика, Земля и окружающий мир, социальные науки, инновации, флора и фауна, энергия и космос, физика, биология, химия, электричество и электроника. Проекты принимаются в форме двухминутных видеороликов или же 20 слайдов с поясняющими записями на английском языке. Участвовать в акции можно как в одиночку, так и в группе до трех человек. Прием заявок продлится до 4 апреля 2011 года. Оценив все поступившие материалы, члены жюри выберут 60 полуфиналистов, чьи работы выставят на общественное голосование в Интернете.
В мае будут объявлены 15 финалистов. Их пригласят на научную выставку в Калифорнию, где проекты оценят признанные ученые, в том числе нобелевские лауреаты. Затем в каждой из трех возрастных групп участников – 13–14 лет, 15–16 лет и 17–18 лет – выберут по одному победителю. Двое из них получат стипендию в размере 25 тысяч долларов от Gооgle. А главного победителя ждет Гран-при – стипендия в 50 тысяч долларов и опыт практической работы по его выбору.
(Косыгин, С. Кто хочет заработать 50 тысяч долларов? / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)
Электронные музейные залы
К восьми виртуальным филиалам Русского музея вскоре добавится еще один. Электронные музейные залы с обучающими программами для детей смогут теперь принимать гостей в Тихвинском центре информационных технологий.
Для этой цели в ЦИТ уже приобретены красочные книги о культуре и компьютерные программы, которые в 3D-формате воспроизводят музейное пространство и экспонаты. Гости филиала смогут виртуально побродить по залам Русского музея и даже проникнуть внутрь картин. Специальная мультимедийная конструкция делает изображения трехмерными и позволяет увидеть изображенных людей и предметы со всех сторон. В филиале при поддержке Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области будут открыты несколько новых обучающих программ для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Для самых маленьких виртуальное знакомство с музеем будет организовано в форме игры. Для ребят постарше задуманы проекты в художественной школе.
(Алексютина, Н. Путешествие внутрь картин / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 3)
О конкурсе «Космос с нами!»
«Учительская газета» объявляет новый конкурс – «Космос с нами!».
Преподаватели имеют возможность реализовать главную идею конкурса, продемонстрировав, насколько «космическая» тематика прослеживается в биологии, литературе, химии, истории и даже физкультуре.
Все это можно реализовать в следующих номинациях:
1. Лучший урок.
2. Лучшая презентация.
3. Лучшее внеклассное мероприятие.
4. Лучший веб-ресурс.
А для учеников организуется две отдельные номинации:
1. Лучший рисунок (выполненный как на бумаге традиционными средствами, так и на мультимедийной доске и сохраненный в виде файла).
2. Лучшее литературное произведение (сочинение, рассказ, эссе, стихотворение).
Взрослые могут присылать свои работы с 10 января до 15 мая 2011 года. Результаты объявят 1 сентября.
Для детей срок окончания приема работ – 10 марта, результаты же будут опубликованы 12 апреля, в 50-летнюю годовщину полета Юрия Гагарина в космос.
(Мелешко, В. Космос с нами! / Вадим Мелешко // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 4)
О коммунальных льготах
Отныне регионы будут самостоятельно определять порядок предоставления коммунальных льгот педагогам. Соответствующий закон подписал Президент России Дмитрий Медведев.
Изменения, которые вносятся в статью 55 Закона РФ «Об образовании», предусматривают монетизацию натуральных льгот. Вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагоги, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), теперь будут иметь «право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения». При этом размер, условия и порядок возмещения этих расходов для работников федеральных образовательных учреждений будут устанавливаться законодательством РФ, а для педагогов региональных и муниципальных образовательных учреждений – законами субъектов Федерации. Принимаемые нормативные акты в регионах не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых сельским педагогам на день вступления нового закона в силу.
Внесены изменения и в статью 525 Закона РФ «Об образовании». Субъектам РФ предоставляется возможность самостоятельно определять размер компенсации для родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, но на первого ребенка она должна составлять не менее 20 процентов родительской платы, внесенной за его содержание в государственном или муниципальном ДОУ, на второго – не менее 50 процентов, на третьего и последующих – не менее 70 процентов. Компенсацию будут получать и те родители, чьи дети посещают частные садики, но ее размер будет ориентироваться на средний размер родительской платы в государственных и муниципальных учреждениях.
(Ветров, И. Сельские учителя лишились натуральных льгот / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)
Конкурс работ на соискание премий Правительства РФ
В соответствии с Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1133, Межведомственный совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования объявляет открытый публичный конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования в 2011 году.
Представление работ должно производиться в соответствии с указанным Положением и Перечнем, образцами и требованиями, предъявляемыми к оформлению прилагаемых к работе на соискание Премии Правительства РФ в области образования документов.
Работы принимаются в Министерстве образования и науки РФ по адресу: 125993, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, до 20 марта 2011 года.
Телефоны для справок: (8-495) 629-32-62, 629-17-09, 629-10-28.
Работы, оформленные с нарушением указанных требований, не принимаются.
Представленные работы и прилагаемые к ним документы авторам не возвращаются.
(Об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования в 2011 году // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)
Стартовый капитал для сироты
7 января Ивановский детский дом № 3 встречал высоких гостей – воспитанников и педагогов поздравили с Рождеством Дмитрий и Светлана Медведевы.
В подарок к празднику детский дом получил новый автобус, а также компьютерный класс, оснащенный современной техникой. Кроме того, из резервного фонда Президента РФ будут выделены средства на ремонт здания.
Здесь же глава государства провел встречу с воспитателями детских домов города Иванова, на которой обсуждались вопросы оплаты труда педагогов, проблемы социального сиротства и многие другие. Речь также шла о необходимости создания нормативной базы для работы центров, ведущих подготовку приемных родителей, а также о развитии разных форм устройства детей-сирот.
Воспитатели обратили внимание на проблему формирования стартового капитала для выпускников детских домов, чьи родители живы, но лишены родительских прав. Зачастую не всегда удается найти родителей таких детей, чтобы получить с них положенные по закону алименты. Вместе с тем круглые сироты ежемесячно получают средства на накопительный счет по потере кормильца. К моменту выпуска из детского дома объем накопленных средств обычно составляет от 200 до 300 тысяч рублей. Глава государства поручил правительству и администрации президента проработать механизм формирования такого стартового капитала, который бы давал равные гарантии для всех воспитанников детдомов. Дмитрий Медведев поддержал и другие предложения педагогов. В частности, по итогам встречи Правительству России будет поручено подготовить типовое положение о центре подготовки приемных родителей, а Министерству образования и науки РФ – разработать методики обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
(Ветров, И. Стартовый капитал для сироты / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)
О расходах на образование
В 2011 году расходы федерального бюджета на образование составят 495,8 миллиарда рублей, что на 28 % больше по сравнению с 2010 годом. Об этом на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ сообщил директор Департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Валерий Юркин.
На 15 % увеличатся расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское профессиональное образование, в два раза – расходы на прикладные научные исследования в области образования. По словам главы департамента, бюджет учитывает индексацию стипендиального фонда и фонда оплаты труда, а также рост коммунальных расходов.
В 2011–2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30 миллиардов рублей. Средства направляются на поддержку инновационно активных вузов, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, а также на развитие кооперации вузов и производственных предприятий.
(Косыгин, С. Полтриллиона на образование / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)
Университет активного долголетия
В Ульяновске на базе областного Дома работников образования открылся университет активного долголетия «50 плюс». В торжественной церемонии приняли участие глава региона Сергей Морозов, заместитель председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина, министр образования Екатерина Уба и народный учитель РФ Юрий Латышев.
На сегодняшний день университет посещают более 200 человек – это ветераны педагогического труда, работники образования. Учреждение создано в целях вовлечения пожилых людей в сферу полноценной гражданской деятельности, творческой и социальной активности, повышения правовой грамотности старшего поколения. Основные направления его работы – целенаправленная помощь педагогам-ветеранам в организации содержательного досуга, преодолении психологической и социальной изоляции, создание условий для разностороннего общения интеллигенции, объединение ее усилий для развития культуры и образования. Сергей Морозов отметил, что деятельность университета планируется расширять. Кроме того, стоит организовать дополнительные курсы по юридическому и страховому консультированию пожилых людей.
(Ветров, И. В России появился университет активного долголетия / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)
Поддержка молодых ученых
Санкт-Петербургский государственный университет собирается поддерживать молодых ученых. Для этого в 2011 году из бюджета вуза будет выделено около 90 миллионов рублей.
В первую очередь предполагается поощрить исследователей, получивших в 2010 году степени кандидатов и докторов наук. Им будет выплачена премия в 20 и 40 тысяч рублей соответственно. Если же ученые моложе 30 лет, им добавят еще по 10 тысяч.
Кроме единовременных премий вводятся регулярные стимулирующие доплаты. Университет фактически дублирует надбавку за степень, которая сейчас составляет три тысячи рублей для кандидатов и семь тысяч – для докторов наук. Столько же будут дополнительно получать из бюджета университета в течение всего 2011 года молодые ученые, имеющие за 2010 год публикации в научных журналах, издавшие монографию или главу в коллективных монографиях.
Как считают в университете, стимулирование молодых исследователей – это прекрасная перспектива не только для вуза, но и для страны в целом. Ведь большинство великих ученых совершили свои открытия или определили подход к ним в молодом возрасте.
(Алексютина, Н. Быть молодым ученым выгодно / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)
Абилитационный центр
В Томске открылся абилитационный центр. По новой авторской методике здесь будут лечить детей с тяжелыми заболеваниями. От реабилитации метод отличается тем, что вместо лекарств детям назначают игры под музыку. Задача арт-терапии – пробудить в маленьких пациентах волю к выздоровлению.
Показать детям с ограниченными возможностями, что на самом деле они могут многое, – это часть абилитации. Она нацелена на то, чтобы развивать в ребенке личность, причем делать это через творчество. Разработал такой метод музыкант и педагог-энтузиаст Алексей Бороздин. В Академгородке в Новосибирске давно работает его абилитационный центр. В Томске открыли филиал.
Занятия в центре строятся на музыке, рисовании, играх и просто общении ребенка с педагогом. К каждому маленькому пациенту здесь индивидуальный подход. Занятия пока проходят в региональном отделении Российского детского фонда.
(Яковлева, Н. Игры вместо лекарств / Наталья Яковлева // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)
О закрытии недели Великобритании
На закрытии Недели Великобритании в Государственной библиотеке иностранной литературы были подведены итоги конкурсов, в которых участвовали ученики школ, творческих студий, а также сами библиотекари. Организатор акции – Московская областная государственная детская библиотека – проводит дни изучения культуры европейских стран с 2006 года.
Во время Недели Великобритании прошли семинары для сотрудников библиотек и образовательных учреждений Подмосковья, а также встречи детей с английскими поэтами Энди Крофтом и Полом Саммерсом. Из 26 регионов страны поступили работы на самые разные номинации: от поэтического конкурса «Лимерик» до конкурса комиксов по мотивам английских детских книг. За призами и грамотами на сцену выходили и самые маленькие – дети шести лет, которые едва могли унести подаренные им призы, и старшеклассники. Последних не просто награждали, но и приглашали принять участие в серьезных проектах, например в международном фестивале комиксов «КомМиссия».
(Лаврова, А. Комиксы – язык международный / Анна Лаврова // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)
Контрольные цифры приема в вузы на 2011 год
Коллегия Минобрнауки огласила контрольные цифры приема в вузы на 2011 год. Количество выделенных бюджетных мест сократилось всего на восемь тысяч. Это значит, что поступить в вуз будет еще легче. Ведь число выпускников средних школ уменьшится примерно на 70 тысяч, а места для первокурсников сохраняются практически на прежнем уровне.
Львиную долю выпускников вузов в связи с переходом на двухступенчатую систему высшей школы будут составлять бакалавры и магистры. Как сообщила директор департамента Минобрнауки Татьяна Давыденко, контрольные цифры приема в вузы установлены в объеме 484 тысячи человек, из которых на магистров будут учиться 52,9 тысячи. Число студентов-бюджетников составит 172 человека на 10 тысяч населения, а количество очных бюджетных мест приема на первый курс по сравнению с прошлым годом возрастет с 418 до 438 в расчете на 1000 выпускников школ. Так что тем, кто нормально учился в школе и сдал ЕГЭ, беспокоиться не о чем: в вуз они поступят практически гарантированно.
В решениях коллегии отражены требования правительства по подготовке кадров для приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики, учтены прогнозные потребности рынка труда. В частности, с 2004 по 2011 год наблюдается рост контрольных цифр приема по таким группам специальностей, как «Автоматика и управление» (на 98,6 %), «Информационная безопасность» (на 63 %), «Геодезия и землеустройство» (на 56 %), «Информатика и вычислительная техника» (на 21,1 %). За пять лет произошло сокращение контрольных цифр по направлениям «Экономика и управление» (на 51,5 %), «Образование и педагогика» (на 35,7 %), «Гуманитарные науки» (на 30,6 %). Основная доля сокращаемых в 2011 году мест также приходится на эти три укрупненные группы.
(Чернаков, А. Абитуриентам повезло / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 26 января. – С. 11)
Основы православной культуры
Пленарное заседание состоялось в Государственном Кремлевском дворце. В заседании приняли участие министр иностранных дел Сергей Лавров, министр образования и науки Андрей Фурсенко и министр культуры Александр Авдеев. Государственные деятели и присоединившийся к ним руководитель ФСКН Виктор Иванов отчитывались о проделанной работе и заверили РПЦ в готовности к дальнейшему сотрудничеству.
Эксперимент по преподаванию «Основ православной культуры» проходит успешно, но предмет этот следует изучать не только в 4–5-х классах, но и во всех остальных. Так сказал Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам Рождественских чтений. Глава отдела религиозного образования РПЦ епископ Меркурий предложил знакомить детей с православием задолго до школы, в садиках.
– У нас часто говорят о рисках в связи с преподаванием основ духовно-нравственной культуры, но совсем не говорят о рисках, если бы такого курса не было, – заявил министр образования Андрей Фурсенко. – А ведь этот курс сблизил детей и родителей. То, что в нем заложено, они обсуждают и постигают вместе.
Большие надежды Фурсенко возлагает на трудовое воспитание. Он доволен, что сироты из церковных приютов приобщаются к труду, помогая восстанавливать храмы. Министр пообещал пересмотреть правила, запрещающие детям убираться в школах.
Фурсенко в своей речи новые инициативы по внедрению «Основ православной культуры» никак не прокомментировал. Он лишь благодарил Церковь и участников слушаний за совместную работу. А ведь еще в 2006 году на этих слушаниях его освистали.
Министр культуры Александр Авдеев призвал защитить настоящую культуру «от агрессии шоу-бизнеса и общества потребления».
Руководителей ФМС на трибуне чтений не было. Но, касаясь проблем интеграции мигрантов, Патриарх подчеркнул важность сотрудничества и с этой службой в образовательной сфере: «Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции, несомненно, должно послужить достижению общественного согласия».
(Клин, Б. Православная симфония для детсада / Борис Клин // Известия. – 2011. – 25 января. – С. 2).
Творческим вузам оставят прежние названия
Детские школы искусств перестанут считаться кружками, а у их преподавателей будет право на пенсию. Балетные, цирковые и музыкальные училища получат статус учреждений интегрированного образования и будут учить по особым программам. Такие решения, принятые на совместной коллегии Минобрнауки и Минкультуры, будут внесены на рассмотрение правительства и Госдумы.
Совместная коллегия двух ведомств в присутствии руководителей профильных комитетов Госдумы и ряда депутатов приняла ряд важных для этой сферы решений, которые будут вынесены на рассмотрение правительства и парламента.
В новом законе решено уйти от типологии творческих вузов, оставив для них наименование «высшее учебное заведение» с правом сохранить прежнее название.
Другая важная новость касается детских школ искусств. Специальный законопроект закрепляет за ними отдельный статус учреждений дополнительного образования. Сейчас ДШИ по сути приравнены к кружкам, а выдаваемый ими документ об образовании гораздо ниже аттестата. Но теперь они смогут учить по особым стандартам и выдавать свои аттестаты. Законопроект предлагает выделять субвенции местным бюджетам на реализацию образовательных программ: заработную плату преподавателям, покупку учебных пособий и техники. Это серьезная мера господдержки позволит повысить качество обучения в пяти с половиной тысячах детских школ искусств.
Еще один законопроект посвящен средним профессиональным учебным заведениям в сфере культуры и искусства. За балетными, цирковыми и музыкальными училищами закрепляется статус учреждений интегрированного образования в области искусства. Они получают право учить индивидуально отобранных детей с выдающимися творческими способностями по особым образовательным программам. Иными словами, чтобы будущая звезда балета могла не только танцевать, но и в супермаркете сдачу правильно посчитать.
Третий законопроект касается послевузовского образования в сфере культуры. Здесь вводится понятие «ассистентура-стажировка». Это позволит человеку искусства защитить диссертацию и получить право на преподавание на основе не только научных, но и творческих достижений.
(Чернаков, А. Творческим вузам оставят прежние названия / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 21 января. – С. 3).
Конференция «Русский язык зарубежья»
В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) прошла двухдневная международная конференция «Русский язык зарубежья». В мероприятии приняли участие филологи и лингвисты из Украины, Эстонии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Финляндии, Италии, Израиля и США. Говорили о перспективах изучения русского языка за рубежом.
Общая ситуация в странах СНГ и бывшего соцлагеря такова: русский язык молодое поколение знает значительно хуже, чем их родители. Многие молодые люди сегодня в силу изменившейся экономической ситуации и желали бы получить образование на русском языке в своей стране, однако не имеют для этого возможностей или их возможности в силу объективных причин существенным образом ограничены.
Участники конференции сошлись во мнении, что улучшение ситуации возможно через формирование институциональных партнерств, через дружбу образовательно-научных сообществ РФ, через дружбу школ и учителей. И существенная помощь должна прийти из РФ. Но прежде России срочно нужно бы разобраться с собственными учебниками. Внятные учебники – это половина победы.
(Юдина, И. Русский зарубежный / Ирина Юдина // Независимая газета. – 2011. – 25 января. – С. 8).
Краеведческие новости
В студенты – с восьми лет
В России появился первый Детский университет в городе Волжском Волгоградской области. Обучаться в нем смогут дети с 8 до 12 лет. Лекции юным студентам будут читать преподаватели Волжского гуманитарного института.
«Наука – это не только сложно, но и очень интересно» – под таким девизом открыл свои двери университет для самых маленьких. Пока занятия будут проводиться раз в месяц – в игровой форме и не более 30 минут каждое.
Автором проекта выступил доктор юридических наук, заместитель директора по научной работе Волжского гуманитарного института Валерий Алексеевич Летяев. По его словам, интерес к университету был огромный. В итоге гордое звание «студент» будут носить 180 маленьких волжан.
(Ветров, И. В студенты – с восьми лет / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)
Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.