В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Дайджест образовательной прессы (декабрь 2010)

11 января 2011

Новости образования

Законопроект «Об образовании»

Новый вариант законопроекта «Об образовании» был размещен  на специальном сайте www.zakonoproekt2010.ru для обсуждения. Ранее президент России Дмитрий Медведев поручил Минобразования РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта «Об образовании», подобное тому, какое проводилось вокруг закона  «О полиции». Обсуждение законопроекта будет проходить в течение трех месяцев,  до 1 февраля 2011 года. Новый документ заменит два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное, дополнительное.

(Закон и народ  // Независимая газета. – 2010. – 7 декабря. – С. 8).

О финансировании школ

Президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию объявил, что каждая из 52 тыс. школ должна иметь собственную программу развития на 5–10 лет. А премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства подчеркнул, что система образования должна стать более прозрачной.

Новое финансирование обозначает осуществление принципа «деньги – вслед за учеником». Это нужно, по мнению разработчиков концепции новой школы, чтобы сделать более прозрачной схему поступления финансовых ресурсов в учебные заведения. До последнего времени разница в финансировании школ была существенной. Обычные школы всячески пытались получить статус гимназии, потому что вслед за этим в школу шли совсем иные деньги и иные сантехнические нормы.

(Савицкая, Н. Учителя завалены бумажной работой / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2010. – 7 декабря. – С. 8).

Управляющие советы

В 2004–2006 гг. в рамках ФПРО в шести регионах был реализован эксперимент по апробации модели управляющих советов.

К концу 2006 г. в стране было создано около 200 таких структур. Расширение общественного участия в сфере образования стало одним из направлений комплексного проекта модернизации образования (2007–2009 гг.). В конце 2009 г. в регионах – участниках проекта в 98,5 % школ были созданы органы общественно-государственного управления. В среднем по стране такие структуры действуют в 70 % школ.

Согласно планам правительства, к 2012 г. управляющие советы должны быть организованы в 100 % российских школ.

На днях в Общественной палате РФ были подведены итоги Всероссийского конкурса на лучший опыт деятельности управляющего совета общеобразовательного учреждения.

Об итогах конкурса рассказал начальник Центра стратегических разработок Академии социального управления, научный руководитель Института развития государственно-общественного управления образованием Сергей Косарецкий.

(Дашковская, О. Управляющие советы узаконят / Ольга Дашковская // Первое сентября. – 2010. – 11 декабря. – С. 5).

КПМО

В 2007–2009 годах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 31 пилотном регионе были реализованы комплексные проекты модернизации общего образования (КПМО). Аналогичные проекты, но уже по модернизации профессионального образования, планируется осуществить в 2011–2015 годах.

(Дашковская, О. КПМО для профессионального образования / Ольга Дашковская // Первое сентября. – 2010. – 11 декабря. – С. 5).

Учебники попадут в Интернет

В России, возможно, появится единая цифровая библиотека, которая обеспечит школьникам и студентам бесплатный доступ к электронной учебной литературе. Предложение, касающееся разработки соответствующей целевой программы, в ближайшее время будет направлено правительству РФ, а также комитетам Госдумы по делам молодежи и образованию.

Идея создать бесплатные образовательные ресурсы в Интернете, в частности, открыть единую цифровую библиотеку с электронными копиями учебных материалов для школ и вузов, была озвучена на парламентских слушаниях «Молодежь в современном информационном пространстве» в Госдуме. Их инициатором выступила заместитель председателя комитета по делам молодежи Алина Кабаева. По ее словам, государству и обществу необходимо сделать все возможное для того, чтобы классическая российская и мировая культура стала более доступна молодым людям, чтобы вместо многочасового просмотра развлекательных программ по телевизору они читали больше хороших книг.

По итогам дискуссии было принято решение рекомендовать профильному комитету Госдумы ввести в закон о СМИ понятие «молодежные средства массовой информации», а, кроме того, предусмотреть, чтобы их создание и регистрация проходили по упрощенной процедуре с уменьшенным размером госпошлины за регистрацию.

(Политов, Ю. Учебники попадут в Сеть / Юрий Политов // Известия. – 2010. – 20 декабря. – С. 3).

Предметно-методическая революция

Старшеклассники сами смогут выбирать, что и в каком объеме им учить. По словам Ярослава Кузьминова, примерно треть старшеклассников в крупных городах вообще не посещают школу. И не потому, что прогуливают. Просто они перешли на обучение экстерном, а освободившееся от посещения ненужных предметов время тратят на подготовку к поступлению в вуз.

В новом стандарте предлагается оставить для старшеклассников шесть предметных областей, из которых они будут выбирать до семи нужных предметов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ:

- Россия в мире, ОБЖ, физкультура.

ПРЕДМЕТЫ НА ВЫБОР:

- Русский язык и литература, родной язык и литература.

- Иностранный язык.

- Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).

- Математика и информатика.

- Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология,  экология).

- Искусство или предмет по выбору школы (для национальных республик).

Три выбранных предмета изучаются на профильном уровне (на каждый из них отводится по пять часов в неделю), три – на интегрированном или базовом уровне (по три часа в неделю). На каждый из обязательных предметов также отводится по три часа в неделю. Таким образом, российский старшеклассник будет учиться 33 часа в неделю.

(Предметно-методическая революция // Известия. – 2010. – 21 декабря. – С. 4).

ЕГЭ на сайте «УГ»!

6 декабря стартовала регистрация на предметы второго потока онлайн-школы «Учительской газеты». В расписании этого потока новые курсы – по литературе, информатике и ИКТ, истории, биологии, географии и иностранным языкам. Экспресс-курс по этим предметам будет состоять из 8 занятий, они начнутся 1 февраля и завершатся 10 мая 2011 года. Регистрация учеников на предметы второго потока пройдет с 6 декабря 2010 года по 26 января 2011 года. Сумма регистрационного взноса за один предмет составляет 300 рублей (включая НДС 18 %).

По-прежнему продолжается регистрация и на предметы первого потока: занятия по математике, русскому языку, обществознанию, физике и химии будут проходить до 3 мая 2011 года. 10 мая 2011 года состоится специальное консультативное занятие. В этот день онлайн-школа «УГ» завершит свою работу. И в первом, и во втором потоке можно выбрать один или сразу несколько предметов. Присоединиться к обучению можно с любого занятия. Преподают в  онлайн-классах лучшие педагоги страны – победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет.

(Максимович О. ЕГЭ на сайте «УГ»! / Ольга Максимович // Учительская газета. – 2010. – 14 декабря. – С. 22).

Инновационное мобильное оборудование

На рынке образовательных услуг появилось инновационное мобильное оборудование – интерактивное устройство Мimio, дающее новые возможности организации урока и внеурочной деятельности. В Московской области была разработана программа «Интерактивные средства обучения нового поколения. Административно-стратегические решения. Ориентир – партнерство. Проверено практикой».

2 декабря 2010 года МГОУ запустил конкурс на лучший мультимедийный проект с использованием интерактивного устройства «Учимся с Мimio 2011». Конкурс будет проводиться по четырем номинациям: для школьников образовательных учреждений Подмосковья, для педагогических работников учреждений дополнительного образования Московской области, для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений региона и для коллективов кафедр Московского государственного областного университета.

Это интерактивное устройство – удобное портативное решение, подходящее для применения в любых обучающих средах. Оно выполняет главное требование современной школы – постоянно поддерживает заинтересованность учащихся через их активное участие в образовательном процессе. Его преимущества – мобильность, возможность закрепления устройства на любой жесткой поверхности, локализованность программного обеспечения.

(Юрченко, И. Ориентир – партнерство  / Илья Юрченко  // Учительская газета. – 2010. – 14 декабря. – С. 4).

Новый проект в Ивановской области

В Ивановской области реализуется новый проект дистанционного образования, в котором участвуют 190 детей-инвалидов, обучающихся на дому. Открыт региональный Центр дистанционного образования, закуплено необходимое оборудование для оснащения 22 рабочих мест педагогов-методистов.

Специалисты центра помогают школьным педагогам составлять учебные планы, индивидуальные образовательные программы по всем предметам общего образования, а также проводят техническое обслуживание компьютеров.

40 педагогов прошли обучение и повышение квалификации по применению дистанционных технологий. В 2010 году информационно-методическая площадка дистанционных учителей Ивановской области признана лучшей среди регионов, участвующих в проекте.

Открыты курсы дополнительного образования детей-инвалидов: компьютерная графика, цифровое видео, интернет-журналистика, робототехника – то, что поможет раскрыть способности учеников и помочь им в профессиональном определении.

(Буракова, Н. Запущен новый проект  / Наталья Буракова  // Учительская газета. – 2010. – 14 декабря. – С. 9).

Оценка образовательных достижений учащихся PISA

В Рунете опубликованы первые результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) за 2009 год. Россия снова оказалась среди аутсайдеров.

Это исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) раз в три года, направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних подростков применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Основными областями для оценки образовательных достижений в 2009 году были «грамотность чтения», «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том числе 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ.

По уровню читательской грамотности россияне заняли 41–43 места среди школьников 65 стран. Средний результат наших подростков составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493). А самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая). У них – 556 баллов. За ними идут школьники Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов).

По результатам исследования математической грамотности Россия тоже среди отстающих. Средний балл российских школьников составил 468 (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38–40 местам в общем рейтинге. Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая со средним баллом 600, Сингапура – 562 балла, Гонконга (Китай) – 555 баллов.

В области естественных наук 15-летние россияне со средним результатом 478 баллов заняли 37–40 места среди школьников 65 стран. В лидирующей группе оказались учащиеся Шанхая со средним баллом 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга – 547 баллов.

(Морозова, Т. Мы снова в троечниках / Татьяна Морозова  // Учительская газета. – 2010. – 14 декабря. – С. 2).

О конкурсе «Учитель года – 2010»

Учебный класс 78-й школы Воронежа в рамках проекта «Мой учитель» благотворительного фонда «Кто, если не Я?» оснащен новейшим оборудованием на сумму 250 тысяч рублей.

Одним из первых участников проекта стал финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2010» Юрий Чурляев, учитель географии воронежской школы № 78. Сертификат на приобретение оборудования был вручен ему  на торжественной церемонии в Кремле. Комплект для кабинета географии включает компьютер с новейшими техническими характеристиками, проекторы, интерактивное копи-устройство, лабораторное оборудование, слайд-альбомы, видеофильмы, цифровые контурные карты и многое другое.

«Мой учитель» – это долгосрочный благотворительный онлайн-проект, который запущен при поддержке Министерства образования и науки РФ и призван оказать индивидуальную поддержку учителям. В его рамках на сайте www.myteacher.ru каждый российский педагог сможет сформировать заявку на необходимое ему учебное оборудование и материалы.

(Ветров, И. Инновации – в классы! / Игорь Ветров  // Учительская газета. – 2010. – 14 декабря. – С. 2).

Волонтерские центры России

С мая по декабрь 2010 года Оргкомитет «Сочи-2014» проводил отбор учреждений профессионального образования для создания на их базе волонтерских центров по разным профилям, в том числе таким как «Транспорт», «Медицина», «Допинг-контроль», «Церемонии», «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями», «Паралимпийская специфика». На конкурс поступили заявки от 60 учебных заведений из 23 регионов страны. Безусловным лидером по числу заявок стал Краснодарский край, на втором и третьем месте – Москва и Санкт-Петербург.

Волонтерские центры начнут работать с середины 2011 года. А отбор и обучение волонтеров пройдут в 2012–2013 годах.

(Зуева Л. Волонтеров для Олимпиады подготовят в вузах / Лора Зуева  // Учительская газета. – 2010. – 14 декабря. – С. 2).

О религиозной культуре в школе

1 декабря в Общественной палате прошли слушания «Изучение религиозной культуры в школе: первый год эксперимента». Члены ОП, представители конфессий и специалисты в области образования обсудили проблемы, выявленные в ходе апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в пилотных регионах.

Специально для слушаний в ОП эксперты социологического агентства «Политех» при поддержке Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести провели исследование среди родителей. «Результаты опроса выявили, что организовать реальную возможность выбора модуля курса не удалось», – заявил председатель комиссии Николай Сванидзе. Каждый пятый (21%) участник опроса заявил, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль курса. Каждый второй родитель (53 %) сказал, что все дети в классе, где учится его ребенок, изучают один и тот же модуль.

Абсолютное большинство родителей (78 %) положительно относятся к изучению религиозных культур в рамках школьной программы. Тем не менее, на местах апробация курса проходит непросто, связано это, как выяснили эксперты, со слабой подготовкой преподавателей и недостаточным финансированием. Кроме того, у ряда экспертов вызывает вопросы содержание учебников и методических пособий.

По итогам слушаний принято решение подготовить рекомендации общественных, религиозных и научных организаций, посвященные дальнейшей доработке курса.

(Ветров, И. Добровольно-принудительно?  / Игорь Ветров  // Учительская газета. – 2010. – 7 декабря. – С.  2).

О межрегиональном семинаре

В Федеральном институте развития образования прошел итоговый межрегиональный семинар по проекту «Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов РФ».

Открыл его директор ФИРО, академик РАО Александр Асмолов, отметивший, что сегодня профобразование находится в центре внимания государства, о необходимости его модернизации говорили на Госсовете при Президенте РФ. Именно там министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил «распространить инструменты комплексных проектов модернизации образования, которые себя нормально показали в ходе нацпроекта, на систему профподготовки кадров».

Заместитель директора ФИРО Александр Лейбович отметил, что повышенный интерес к системе профессионального образования связан в первую очередь с неудовлетворенностью положением дел в ней. Причем причина этого не только в кадровом дефиците, но и в снижении качества подготовки специалистов. Александр Лейбович сделал акцент на то, что важнейшую роль должна играть методика прогнозирования потребности в трудовых ресурсах субъекта РФ.

Первые результаты реализации проекта на семинаре представили пилотные регионы – Тульская и Самарская области, Пермский и Забайкальский края и Республика Бурятия. В ближайшем будущем планируется запустить проект еще в 20 регионах России.

(Руденко, С. Кадры решают все  / Светлана Руденко  // Учительская газета. – 2010. – 7 декабря. – С.  2).

Студенты-инвалиды в российских вузах

3 декабря, в Международный день инвалидов, в пресс-центре РИА «Новости» состоялся «круглый стол» на тему «Вузы без барьеров». Его инициатором выступил Российский союз ректоров, который накануне провел исследование «Студенты-инвалиды в российских вузах».

Президент РСР Виктор Садовничий, анализируя доступность вузов для инвалидов, привел немало положительных примеров. Так, в Бауманке успешно обучаются студенты с дефектами слуха, которые с третьего курса занимаются в обычных группах. Российский химико-технологический университет имени Менделеева распахнул свои двери для инвалидов-колясочников. В Белгородском технологическом университете на сегодняшний день обучаются 78 студентов с ограниченными возможностями. И такие примеры можно продолжать. Для Союза ректоров, заметил Виктор Антонович, поддержка детей-инвалидов, содействие им в получении высшего образования – приоритетная задача. На это нацелены благотворительная акция «Талант преодоления» и другие мероприятия РСР.

Но и препятствий на пути ребят немало. Как показало исследование, наиболее популярны среди студентов-инвалидов специальности, связанные с экономикой и управлением, – их выбрали 28 процентов, здравоохранением (16 %), а также с образованием и педагогикой (12 %).

(Тумова, Н. Барьеры для богатырей духа  / Надежда Тумова // Учительская газета. – 2010. – 7 декабря. – С.  2).

Программа «Школьное молоко»

В Воронежском театре юного зрителя впервые прошел День школьного молока, участниками которого стали более 300 учеников начальных классов города и области.

Программа «Школьное молоко» действует во многих странах мира уже более 70 лет. В России она стартовала в 2005 году и сегодня реализуется в 36 регионах, в том числе и в Воронежской области. В ее рамках ученики начальной школы за счет средств областного и муниципальных бюджетов три раза в неделю получают по 200 миллилитров молока в специальной упаковке. Напиток под торговой маркой «Ералаш» производится на Воронежском молочном комбинате, а яркую упаковку для него выпускает одна из местных компаний, эти фирмы и стали главными организаторами торжества. Малышей ожидали веселые игры, конкурсы, театрализованное представление «Анчутка» и, конечно, вкусное молочное угощение. Организаторы обещают, что день школьного молока для воронежских ребят станет традиционным праздником.

(Масликова, Т. Праздник школьного молока  / Татьяна Масликова  // Учительская газета. – 2010. – 7 декабря. – С.  3).

О молодежном фестивале в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге состоялся финал IV Молодежного фестиваля «Культурной столице – культуру мира». По итогам интеллектуального марафона среди 18 команд старшеклассников определилась тройка победителей.

Ребята соревновались в знании объектов культурно-исторического наследия Петербурга, презентовали фотоработы, отражающие их взгляд на мир и понимание принципов толерантности. Школьники в рамках конкурса разработали собственные социально-культурные проекты, направленные на решение актуальных общественных проблем. Например, создание парка сказок разных народов, музыкальное пособие для мигрантов с песенками о правилах русского языка, организация волонтерских групп помощи сиротам и детям-инвалидам, благоустройство городских скверов и другие. Лучшие проекты старшеклассников были представлены для привлечения партнеров со стороны власти и бизнеса на бирже социальных проектов, тоже прошедшей в рамках фестиваля.

(Алексютина, Н. Юные петербуржцы создали музыкальное пособие для мигрантов  / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2010. – 7 декабря. – С.  3).

Частный музей занимательной науки

В Петербурге открылся частный музей занимательной науки. Главный акцент сделан на законы оптики. На тридцати квадратных метрах выстроили зеркальный лабиринт. Дети и взрослые многократно отражаются в невидимых стенах и, выбравшись, оказываются в черной комнате. Там, примерив очки ночного видения, нужно поймать черную кошку.

В огромном аквариуме посетители могут сами вызывать полуметровые торнадо или оказаться внутри гигантского мыльного пузыря. Все это сделано для детей, которым процесс игры важнее результата, однако экспонаты классифицированы по законам физики.

Музей собирается стать экспериментальной учебной площадкой и уже сотрудничает с тремя вузами. Скоро в музее откроется лаборатория, и не только студенты, но и школьники смогут участвовать в интерактивных уроках физики.

(Артеменко К. Черная кошка науки поселилась в музее / Кирилл Артеменко  // Известия. – 2010. – 22 декабря. – С.  7).

Студенты МГТУ имени Баумана сдают сессии онлайн

В историческом главном корпусе МГТУ на Второй Бауманской собрались около 100 представителей московских вузов – от МГИМО и МИРЭА до Православного Свято–Тихоновского гуманитарного университета. Проректор по учебной работе МГТУ Евгений Юдин наглядно показал им все преимущества используемой в Бауманке системы.

Система представляет собой набор приложений, объединенных общевузовским порталом с персональными разделами для каждого студента и преподавателя и с различными сервисами в зависимости от статуса в университете. В систему можно зайти не только с вузовского компьютера, но и из дома, со своей личной машины. «Электронный университет» полезен как преподавателям вуза, так и студентам. Преподаватели могут просмотреть ведомости успеваемости студентов, список этих самых студентов, информацию по посещаемости, «хвосты» по сессии и многое другое.

Студенты-контрактники с помощью «электронного университета» могут следить за своими выплатами, а также оплачивать различные вузовские услуги с помощью кредитных карт.  А если забыл зачетку – не беда. Преподаватель выставит оценку в компьютерную ведомость, и она не потеряется.

Удачно вписалась в схему «электронного университета» и библиотека. Работать с библиотечными фондами Бауманки теперь можно и из дома, буквально не вставая с дивана.

Абитуриенты, используя систему, могут прямо через компьютер регистрироваться для поступления в вуз, просматривать время сдачи вступительных экзаменов, получать электронную рассылку с информацией о ходе вступительной кампании.

Словом, вся деловая жизнь университета переведена в мегабайты виртуальной информации, оставляя гораздо больше реального времени для саморазвития и студентов, и преподавателей.

(Агранович, М. Зачетка попала в Сеть / М. Агранович // Российская газета. – 2010. – 28 декабря. – С. 12).

Краеведческие новости

Поздравляем

Указом Президента РФ за заслуги в научно–педагогической деятельности и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» АСТАФУРОВОЙ Татьяне Николаевне – заведующей кафедрой государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».

Указом Президента РФ за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» КОСОЛАПОВОЙ Валентине Александровне – преподавателю федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Дубовский зооветеринарный колледж имени Героя Советского Союза А. А. Шарапова»

(Волгоградская правда // 2010. – 24 декабря. – С. 1).

Экологический форум «Зеленая планета-2010»

На заключительном этапе 8-го Международного детского экологического форума «Зеленая планета – 2010» Волгоградскую область представила 9-классница Мокроольховской школы Котовского района Наталья Бороздюхина.

По положению, в конкурсах Форума могут принимать участие дети школьного и дошкольного возрастов со своими творческими работами по девяти номинациям: социально значимые исследовательские и проектные работы по экологии, сохранению и возрождению лесных насаждений, энергосбережению и бережному отношению к природным ресурсам; по экспериментам на борту международной космической станции; конкурсы поделок, сайтов и web-страниц в Интернете по экологической и природоохранной тематике, фольклорных и театральных коллективов и другие.

В форуме «Зеленая планета» в 2010 году в 76 субъектах РФ прошло более 200 региональных этапов. Один из организаторов Волгоградского регионального этапа Форума – областное управление лесного хозяйства. Для участия в нем было представлено 125 заявок от конкурсантов из всех районов и городов Волгоградской области. Мокроольховская школа в номинации «Научно-исследовательский проект» представила работу о родниках.

(Филимонова, Т. Напиться из «Девятой пятницы»  / Татьяна Филимонова  // Волгоградская правда. – 2010. – 2 декабря. – С. 1).

Детский парламент

В нашей области создается Детский парламент. Это новая организация, созданная по инициативе Молодежного парламента и объединяющая 38 школьников не старше 17. Все они – представители от муниципальных образований Волгоградской области. Члены Детского парламента выдвинуты от органов школьного самоуправления, они избраны путем голосования.

33 председателя районных детских парламентов уже выработали план сессии парламентов районов, поучаствовали в мастер-классах. Ребята попросили выделить дополнительные детские автобусы для участия в акциях и других полезных делах во всех уголках области, а также предложили разделить дни олимпиады, чтобы одаренные дети смогли поучаствовать в каждой из них. Депутаты детства и их  старшие коллеги из Молодежного парламента провели совместное заседание, на котором побывали и представители «взрослой» исполнительной и законодательной власти – глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко, уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области, депутат Волгоградской областной Думы Наталья Латышевская, руководитель Волгоградской областной общественной организации «Федерация детских организаций» Людмила Конкина.

(Дети попросили автобусы и время  // Молодой. – 2010. – 16 декабря. – С. 2).

Военно-патриотическая игра «Зарница»

На финал областной военно-патриотической игры «Зарница», которая двенадцать лет назад стала ежегодной традицией, из различных районов области съехались около двухсот школьников от 12 до 14 лет, желающих продемонстрировать свои знания и умения в начальной военной подготовке. Мероприятие проходило с 6 по 9 декабря на территории детского оздоровительного лагеря «Зеленая волна» Дубовского района, его организовал Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе Комитета по делам молодежи при поддержке Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области.

По итогам игры жюри определило победителей. Почетное третье место досталось муниципальной Городищенской средней образовательной школе № 2, второе место занял Октябрьский лицей Калачевского района, а абсолютное лидерство было присуждено Ленинской средней образовательной школе № 1. Победители были награждены кубками и дипломами.

(Кичайкина, Т. Во имя Родины! / Татьяна Кичайкина  // Молодой. – 2010. – 16 декабря. – С. 3).

Царицынский Александро-Невский фестиваль культуры

6 декабря 2010 года в рамках X Царицынского Александро-Невского фестиваля культуры, языка и журналистики в Волгоградском государственном университете состоялся творческий семинар, посвященный проблемам лингвистики, в котором приняли участие журналисты из разных регионов России, деятели литературы, искусства, образования, студенты ВолГУ и других учебных заведений Волгограда.

Работы участников фестиваля были посвящены изучению русского языка, религиозным проблемам общества, православной церкви.

Завершился фестиваль экскурсией в Музей истории ВолГУ и музей курсантских полков.

(Солодовник, Т. Православие для студента / Татьяна Солодовник  // Молодой. – 2010. – 16 декабря. – С. 4).

Враг по имени «Табак»

В декабре на территории Волгоградской области стартовала программа, которая направлена на предотвращение продажи сигарет несовершеннолетним. Об этом было сказано на пресс-конференции, где специалисты комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, отдела по делам несовершеннолетних, Департамента потребительского рынка, члены Общественного Совета по проблемам подросткового курения рассказали о данной программе и её актуальности.

Организаторы программы просят жителей Волгоградской области принять участие в решении проблемы подросткового курения и сообщать о фактах продаж несовершеннолетним сигарет по телефонам: 30–45–19; 30–45–14.

(Заварцева, А. Подростковое курение – проблема, которую нужно решать вместе / Анна Заварцева // Ваше здоровье. – 2010. – 18 декабря. – С. 5).

Победа школьницы

Подведены итоги городского конкурса детских и молодежных работ «ФинГрамота», который проводился в Волгограде с 22 ноября по 15 декабря с целью просвещения юных волгоградцев в вопросах потребления кредитно-финансовых услуг и активизации познавательной деятельности ребят в сфере финансового образования. В конкурсе приняли участие свыше тысячи человек из 59 образовательных учреждений города. Жюри определило 12 призеров. Примечательно, что в номинации для студентов вузов «Наглядный агитационный материал» на тему «Повышение финансовой грамотности» победила ученица 11 класса муниципальной гимназии № 15 Татьяна Шевцова. По мнению членов конкурсной комиссии, студентами вузов были представлены работы, не отражающие сути номинации: в них говорилось не о повышении финансовой грамотности, а о стремлении к получению коммерческой выгоды и желании обладать материальными благами.

(Волгоградская правда // 2010. – 24 декабря. – С. 2).

Стипендиаты города–героя Волгограда

17 декабря в здании Администрации города прошло торжественное награждение студентов, номинированных на особую стипендию.

60 отличников учебы и активных деятелей молодежной науки и общественной жизни из волгоградских вузов стали обладателями почетного звания «Стипендиат города-героя Волгограда».

Поздравить достойных студентов пришли спикер Волгоградской городской думы Ирина Карева, председатель Комитета по делам молодежи администрации Волгограда Дмитрий Почевалов и депутат Волгоградской городской думы Алексей Волоцков.

(Стипендиаты города-героя Волгограда // За медицинские кадры. – 2010. – № 14. – С. 1).

Итоги

Пытаясь оценить итоги Года учителя, хотелось бы услышать глас общественности.

«Волгоградская правда в качестве экспертов пригласила героев своих прошлых публикаций, авторитетных людей, которые годы своей жизни отдали образованию и воспитанию молодежи.

Ответы, которые получили корреспонденты газеты, отражают настроения, конфликты, тенденции в отечественном просвещении.

ПЕРСОНОЙ ГОДА назван президент России Дмитрий Медведев, по инициативе которого 2010 год объявлен годом учителя.

У президента были соперники по номинации, но конкурентов по масштабу образовательных инициатив не оказалось.

Президентские гранты в этом году увеличены в два раза – до 200 тыс. рублей. Правда, их получили только 17 педагогов Волгоградской области (квота на регион существенно уменьшилась.)

Кстати, 40 молодых учителей региона награждены премиями губернатора Анатолия Бровко (в размере 50 тыс. рублей).

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ГОДА

- Конкурсы «Учитель года России» и областной «Учитель года 2010» в Урюпинске.

Неизгладимое впечатление произвел главный приз волгоградского «Учителя года» – автомобиль.

Как беспрецедентный факт отмечено участие председателя областного комитета по образованию и науке Марии Симоновой в Большом жюри Всероссийского конкурса «Учитель года».

- Чествование педагогических династий, например, в Урюпинске.

- Интересные научно-практические конференции.

- Энциклопедия Сталинградская битвы, подготовленная коллективом волгоградских ученых и в апреле на Санкт–Петербургском Международном книжном салоне признанная лучшей книгой года.

- Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России, впервые стартовавшая в Волгоградской области.

- Открытие памятника первому учителю в Красноармейском районе Волгограда.

- Необычная выездная конференция для 230 педагогов и управленцев на борту круизного теплохода «Александр Невский».

- Поток педагогов, подавших документы на аттестацию (только за последние 3 месяца порядка 9 тыс. человек).

СКАНДАЛ ГОДА

- Растиражированное СМИ заявление министра образования Андрея Фурсенко о необходимом сокращении 200 тыс. российских учителей. Впрочем, от этого рискованного заявления министр позднее публично открестился.

- Страсти вокруг ЕГЭ. Вскрывшиеся фальсификации результатов экзаменов, выполнение заданий не участниками ЕГЭ, а подставными лицами, снятие министров образования в регионах, показавших очень высокие результаты ЕГЭ.

- Тревожные результаты проверки прокуратурой детского дома в Волгограде.

- Многократные случаи избиения учителей в школах российских регионов.

- Телесериал «Школа».

ПРОЕКТ ГОДА

- Введение федеральных государственных стандартов образования.

- Начало реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

- Появление нового проекта закона об образовании.

- Переход на подушевое финансирование вызывает закономерное недовольство работников школ глубинки, а также учителей иностранного языка, трудового обучения, физкультуры. Их доходы становятся в два раза меньше, чем у предметников.

Оценки учителей противоречивы. Но в то же время представители самой оптимистичной и созидательной профессии неизменно надеются на лучшее.

(Школа: письма современников // Волгоградская правда. – 2010. – 17 декабря. – С. 3).

Молодые исследователи получат по 200 тысяч рублей

1 декабря 2010 года в Волгоградской академии государственной службы состоялась конференция, посвященная вопросам стимулирования и развития молодежного инновационного потенциала Волгоградской области. В рамках конференции были подведены итоги конкурса «У.М.Н.И.К» («Участник молодежного научно–инновационного конкурса 2010»), проходившего в рамках 15 региональной межвузовской конференции и награждены победители.

На конкурс было подано 97 заявок от молодых исследователей вузов г. Волгограда и области. По результатам заседаний Экспертный совет признал победителями Программы и рекомендовал Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере принять к финансированию 24 проекта, среди которых 6 работ молодых ученых Волгоградского государственного медицинского университета.

1 декабря прошло награждение победителей конкурса. Дипломы вручали начальник Управления развития предпринимательства Администрации Волгоградской области В. А. Демидов и директор Волгоградского центра трансфера технологий Н. А. Линев. Помимо дипломов, победители получат финансирование их работ в размере 200 000 рублей в год в течение 2 лет.

(Молодые исследователи получат по 200 тысяч рублей // За медицинские кадры. – 2010. – № 14. – С. 5).

Впервые в истории кафедры

Кафедрой теории и методики гимнастики ВГАФК впервые была проведена всероссийская научно-практическая конференция. Она называлась «Актуальные проблемы спортивно-массовых видов гимнастики». Конференция была приурочена к 50-летию вуза. В работе форума приняли участие более 100 специалистов, представляющих детские спортивные школы, высшие и средние учебные заведения Санкт–Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Московской области, Чайковского, Михайловки.

На конференции поднимались актуальные теоретические и научно-практические вопросы развития всех видов гимнастики. По единодушному мнению участников научного форума, главная цель – определение приоритетных направлений проведения научных исследований и методической деятельности в области спортивно-массовой и оздоровительной гимнастики, а также подготовки высокопрофессиональных специалистов, – была достигнута.

(Анцыперов, В. Впервые в истории кафедры / В. Анцыперов // Спортивная панорама. – 2010. – № 6. – С. 2).

Комментарии

  • 22 января 2011 09:17
    Обыватель.
    Кто ответит за столь низкий уровень грамотности российских учащихся, выявленный в результате исследования ОЭСР ? Неужто министр образования? Или, как всегда, учитель - предметник?

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Задать вопрос