Дайджест образовательной прессы (сентябрь 2010)
Новости образования
Министр образования насчитал 200 тысяч ненужных учителей
Статистика Андрея Фурсенко впечатляет. В конце «лихих 90-х» школьников было 22 млн., на исходе духоподъемных «нулевых» осталось 13 млн. В итоге с европейского показателя (13–15 школяров на одного наставника) страна скатилась в пропасть неуместной роскоши: целый учитель всего на 9–10 учеников.
Г-н министр усмотрел в этом «расходы, которые точно можно оптимизировать» - путем округления армии педагогов с нынешних 1,2 млн ровнехонько до 1 млн. Однако Минобрнауки РФ не собирается спускать вниз директиву: не барское это дело. Если местной власти некуда деньги девать, может продолжать кормить лишние рты. А нет – пусть провернет «оптимизацию». Но сама, сама…
Идея министра направить лишенцев в дошкольные учреждения тоже ни у кого энтузиазма не вызвала: для работы с малышами нужно специальное образование, школьные учителя не по этой части. И правда, сомнительно, что кого-то устроит смена работы с существенными потерями и в статусе, и в деньгах. Но министр считает, что такая «возможность получать достойную зарплату вместо пособия по безработице» еще как устроит. Так что альтернатива немудреная – либо води хороводы с дошколятами, либо останешься за бортом.
(Теслович, Б. Лишние люди / Богдан Теслович // Интер. – 2010. – 16 сентября. – С. 6)
Пища для ума
В прошлом году горячее питание в школах, по данным Роспотребнадзора, получали 73 % школьников. В этом году Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко требует довести эту цифру до 87 %.
С 2008 года в России идет эксперимент по совершенствованию организации школьного питания. В общей сложности более 30 регионов, в том числе Татарстан, Калужская, Липецкая, Ростовская области предложили свои варианты модернизации и разработали школьные меню. На полученные из федерального бюджета субсидии (а это уже около 2 миллиардов рублей), а также на свои собственные средства они начали переоборудование и ремонт столовых. В 2011 году конкурс продолжится.
Школьные обеды и завтраки в этом году в Санкт-Петербурге подорожали. Завтрак для учеников начальной школы стоил 24 рубля, а обед – 42 рубля. Школьникам 5–11-х классов и учащимся ПТУ, а вернее их родителям, пришлось выкладывать по 66 рублей. Сразу после новогодних каникул подорожал почти на 30 % школьный завтрак в Казани – теперь он стоит 29 рублей. А вот школьный завтрак в Москве стоит 55 рублей.
По словам первого замруководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентины Варфоломеевой, столица может покрыть с помощью своей пищевой промышленности стопроцентное обслуживание школ города. Болевая точка – закупка качественных продуктов. Поэтому с 1 сентября 2010 года по Москве вводится система госзаказа на мясо, мясопродукты, овощи, молоко и молочные продукты.
В идеале, по мнению педагогов и медиков, школьное питание должно быть бесплатным.
(Агранович, М. Пища для ума / Мария Агранович // Российская газета. Неделя. – 2-8 сентября. – С. 7)
В сельских школах начали учить предпринимательству
Директорам школ в Пензенской области дано задание: организовывать индивидуальные предприятия с участием детей.
В Кузнецком районе из 15 малокомплектных школ осталось четыре. В школе села Явлейка Кузнецкого района всего 85 учеников, и чтобы спасти школу, учителя придумали бизнес: среди преподавателей нашелся человек, который держит собственную пасеку и берет ребят на практику.
В средней школе села Радищево (всего 90 учеников) школьный бизнес – овощи. В теплице дети работают по договору от центра занятости, выращивают комнатные растения, рассаду, зеленый лук. Прибыли небольшие – около 80 тысяч рублей.
В поселке Верхозим школа не называется малокомплектной, здесь учатся 147 ребят. В школе работают несколько индивидуальных предприятий. В швейной мастерской девочки из 9–11 классов шьют постельное белье, халаты, распашонки, ламбрекены для штор. Время работы – два часа один раз в неделю, заработок – от 300 до 1200 рублей в месяц. Заказчики – городская больница, детские сады, местные жители. Есть небольшая теплица. Прибыли невелики, 150 тысяч рублей в год. Этого хватает, чтобы купить кое–какое оборудование. Но главное – дети с ранних лет чувствуют, как нелегко дается каждый рубль, заработанный своим трудом.
(Панина, А. Первоклассная пчела / Анна Панина // Российская газета. Федеральный выпуск. – 7 сентября. – С. 14)
Пятерка из Сети
Еще до официального открытия конкурса «Учитель года России» его участники вступили в «виртуальную» конкуренцию за симпатии болельщиков. В этом году впервые в истории конкурса участники представили на суд широкой Интернет–аудитории собственные сайты или блоги.
Учредители конкурса решили сделать голосование за лучший сайт участника конкурса максимально открытым, фактически объявив «народное голосование». Принять в нем участие может любой посетитель официального сайта конкурса
Проголосовать за сайт участника можно до 30 сентября. По итогам Интернет-голосования пять педагогов, чьи личные сайты наберут наибольшее количество баллов, будут награждены специальными призами конкурса. Оценивать сайты участников в заочном режиме будут и члены профессионального жюри.
Основные мероприятия конкурса «Учитель года России–2010» пройдут с 23 сентября по 4 октября 2010 года в Магнитогорске. Церемония награждения абсолютного победителя состоится 5 октября в Москве.
(Скрипов, А. Пятерка из Сети / Александр Скрипов // Российская газета. Федеральный выпуск. – 10 сентября. – С. 3)
Будущим ученым предложили стипендию в 25 тысяч рублей
В ВШЭ начался эксперимент: нынешним аспирантам предложили на выбор либо пойти в обычную аспирантуру со стипендией в полторы тысячи рублей, либо в особую группу, где будут сверх этого доплачивать 25 тысяч рублей. Но не просто так, а за то, что аспирант вольному режиму предпочтет ежедневные занятия и не станет подрабатывать на стороне – университет сам загрузит его исследованиями.
По мнению проректора Сергея Рощина, создание такой необычной аспирантуры не только попытка возродить интерес у молодежи к науке, но и способ приблизить социально-экономические дисциплины к мировой науке. Дополнительные стипендии Высшая школы экономики будет выплачивать из своих внебюджетных источников.
(Ивойлова, И. Аспирантов посадят за парту / Ирина Ивойлова // Российская газета. – Федеральный выпуск. – 14 сентября. – С. 14)
Закон без заплат
Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» планируется внести в Правительство в декабре 2010 года.
Новый документ заменит два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно и успели обрасти массой поправок и дополнений. Кроме того, в нем будут восполнены серьезные пробелы действующего законодательства. Так, до сих пор в полной мере нигде не охвачены законодательно дошкольное, начальное и среднее профессиональное, а также дополнительное образования. Существует неразбериха с понятиями «образовательное учреждение», «образовательные услуги», «образовательный уровень (ценз)», «образовательная программа» «учебный план»…
Планировалось, что новый документ сформируют уже в сентябре, но более 600 поправок от граждан, образовательных учреждений, научных организаций и т. д. – это не шутка. Но в Минобрнауки РФ обещают провести его в октябре. И к концу года новый документ об образовании должен быть внесен в Правительство. Но, чтобы выстроить принципиально новое образовательное законодательство, нужны поправки и в еще более чем 50 действующих законодательных актах, так или иначе касающихся сферы образования.
(Агранович, М. Закон без заплат / Мария Агранович // Российская газета. Федеральный выпуск. – 21 сентября. – С. 14)
Управляющий совет школы
Власти планируют, что к 2012 году в каждой школе России появится управляющий совет. По инициативе комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования, Минобрнауки РФ и Института развития государственно-общественного управления образованием объявлен конкурс «Лучший опыт деятельности управляющего совета образовательного учреждения». Цель конкурса – распространить наиболее интересный опыт работы общественных советов на все школы России и привлечь внимание тех учебных заведений, которые подобной практики пока не имеют. Эксперты отберут лучших и опубликуют список победителей не позднее 1 декабря.
(Дашковская, О. Управляющий совет школы: задачи, ресурсы, риски / Ольга Дашковская // Первое сентября. – 2010. – № 15. – С. 6)
Об «образовательных услугах»
Многих людей сегодня сильно раздражает термин «образовательные услуги» и все, связанное с коммерционализацией образования. Учителя и журналисты едины во мнении: введение образовательных услуг, тем более платных, снизит уважение к учителю и уронит престиж образования. Чиновники отстаивают возможность использования в школе таких услуг, мотивируя свои действия потребностью введения новых, современных экономических рычагов. И те и другие забывают, что модель современной массовой школы заставляет учителей не служить детям, а прислуживаться начальству. Изменение ситуации возможно, причем именно за счет введения новой экономики, однако нельзя забывать: изменение должно быть системным, а не точечным; единственным регулятором новой системы образования может и должен быть главный заказчик образовательных услуг – ребенок.
(Леонтьева, О. Чтобы образовательная услуга не стала медвежьей / Ольга Леонтьева // Первое сентября. – 2010. – № 15. – С. 5)
Стандарты стандартами, но главное – атмосфера в школе
Важное событие наступившего учебного года – введение стандартов начального образования в пилотном режиме. В каждом регионе прошли обучающие семинары для педагогов и управленцев, определено количество экспериментальных школ, для которых установлена определенная материально-техническая база.
Однако начальник Департамента образования г. Москвы Ольга Ларионова считает, что создание материально-технической базы школы – важное, но не главное условие реализации ФГОС. Гораздо большее значение, по ее мнению, имеет «та атмосфера, тот микроклимат, который сопровождает ребенка в детском саду, в школе, студента в колледже».
Рассказывая о другом важном событии этого учебного года – введении нового Порядка аттестации педагогических работников (соответствующий приказ зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., вступит в силу с 1 января 2011 г.), директор Департамента общего образования Минобрнауки России Е. Низиенко подчеркнула, что успеваемость учащихся и даже их победы в олимпиадах не должны быть главными критериями при аттестации педагогов, тем более в тех случаях, когда они работают в коррекционных классах. «Гораздо важнее положительная динамика развития ребенка, его психологическое самочувствие, в том числе – ощущает ли он себя успешным, счастливым, комфортно ли ему в школе», – отметила она.
Одной из особенностей нового порядка аттестации является обязательность ее прохождения один раз в пять лет на соответствие занимаемой должности (раньше эта процедура носила добровольный характер). В случае отрицательного заключения аттестационной комиссии работодатель вправе уволить учителя, но, по мнению Е. Низиенко, дефицита учительских кадров из-за этого возникнуть не должно. В среднем в российских школах насчитывается около 2 % вакансий, но вполне возможно, и эта ниша скоро будет заполнена благодаря тому, что 1000 лучших выпускников вузов, отобранных на конкурсной основе, придут работать туда, где они востребованы. Правда, о чистом энтузиазме в данном случае говорить неуместно: каждый из молодых специалистов будет получать гранты – по 500 тыс. рублей в течение двух лет (а отработать необходимо не менее 5 лет). Субъекты РФ принимают участие в софинансировании этой программы, предоставляя приезжим учителям жилье на время их работы.
(Дашковская, О. Стандарты стандартами, но главное – атмосфера в школе / Ольга Дашковская // Первое сентября. – 2010. – № 17. – С. 3)
Интернет-проект
До начала нового учебного года в онлайн-школе «УГ» по подготовке к единому государственному экзамену остался ровно месяц, занятия стартуют 5 октября. А пока на
(Максимович О. ЕГЭ на сайте «УГ» / Ольга Максимович // Учительская газета. – 2010. – 7 сентября. – С. 2)
Телефон доверия
1 сентября начал работу единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Проект создан в рамках информационной компании по противодействию жестокому обращению с детьми.
Его организатор – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К единому номеру (8–800–2000–122) уже подключено более 20 регионов. А до конца года телефон доверия должен заработать во всех субъектах РФ. Позвонить можно бесплатно и анонимно.
(Морозова, Т. Выбрось ремень! / Татьяна Морозова // Учительская газета. – 2010. – 7 сентября. – С. 3)
О нанотехнологиях
«Образовательный центр «Участие», победивший в тендере, планирует создать сеть «наношкол» к 2011 году. На эти цели заказчик – госкорпорация «Роснано» – планирует потратить почти 28 миллионов рублей. Уже начиная с сентября этого года, «Роснано» запускает курс из 21 научно-популярной лекции для школьников «Мир нанотехнологий». Лекции по нанотехнологиям будут читаться в Москве, Перми, Белгороде, Казани, Петрозаводске и Екатеринбурге, а также в других крупных региональных центрах.
Кроме того, на время проведения лекций будет установлена двусторонняя видео-конференц-связь с Архангельском, Екатеринбургом, Казанью, Красноярском, Новосибирском, Ставрополем, Рязанью и Пермью. Лекции продолжатся до конца октября, после чего их текст будет выложен в открытый доступ.
Ознакомиться с тематическим и календарным планом лекций можно на сайте методической службы издательского дома «Бином»
(Ефлаева, Т. Приобщиться к «нано» сможет любой! / Татьяна Ефлаева // Учительская газета. – 2010. – 7 сентября. – С. 3)
Электронное устройство для чтения – ридер
Портфели и ранцы имеют все шансы стать легче. Все учебники, которые ребенок переносит на своей спине из дома в школу и обратно, может заменить компактное электронное устройство для чтения – ридер (или букридер). По весу и габаритам он похож на обычную книгу, но содержит в себе целую библиотеку.
Идея эксперимента по применению ридеров в школах Москвы этой весной получила одобрение в Правительстве. Для эксперимента отобрали 4 столичные школы, был подготовлен ридер «Дигитека» с большим экраном, на котором страница учебника отображается один к одному. На устройство были получены санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора и сертификат соответствия ГОСТ Р, заключены договоры с издательствами об использовании их учебников в школьном ридере. Однако в разгар подготовки эксперимент был неожиданно остановлен.
В фонде «Русский глобус», инициировавшем эксперимент, уверены, что позиция московского правительства изменилась после того, как против эксперимента активно выступили производители и продавцы бумажных учебников. Однако накануне нового учебного года в РИА «Новости» выяснилось, что ридеры в столичных школах все-таки появятся. «Москва не имеет права отставать», – сказал на пресс-конференции спикер Мосгордумы и председатель московского филиала «Российского книжного союза» Владимир Платонов. «В столичный бюджет 2011 года будет внесено предложение о выделении денежных средств на внедрение электронных книг в школах», – заверил он журналистов.
(Максимович, О. Ридеры будут конкурировать с бумажными учебниками / Ольга Максимович // Учительская газета. – 2010. – 31 августа. – С. 2)
Проверка на наркотики
В Москве подростков будут проверять на предмет употребления наркотиков и психотропных веществ.
Пока пилотный проект при содействии представителей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков запущен в Юго-Восточном административном округе столицы. Его задача – выработать систему мониторинга наркоситуации, которая затем будет опробована на муниципальном и региональном уровнях. В округе надеются выявить факты немедицинского употребления наркотических средств, безрецептурного отпуска ряда лекарств в аптечной сети города и организовать необходимую наркологическую помощь.
На первом этапе будут проведены экспресс-тестирования для выявления следов наркотиков среди школьников, водителей, военнослужащих и работников техногенно опасных предприятий. При этом чиновники уточняют, что школьников, достигших 15 лет, будут тестировать только с их согласия.
На втором этапе полученные данные систематизируют.
(Белова, О. Проверка на наркотики / Ольга Белова // Учительская газета. – 2010. – 31 августа. – С. 3)
Закон и ЕГЭ
Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», направленные на совершенствование процедуры организации проведения единого госэкзамена. Глава комитета ГД по образованию Григорий Балыхин отметил, в частности, что в законопроекте контрольные измерительные материалы ЕГЭ признаются конфиденциальной информацией. Также вводятся положения, определяющие статус общественных наблюдателей и их права при проведении государственной итоговой аттестации школьников. Готовятся поправки, касающиеся ограничения использования во время экзамена мобильных телефонов.
(Закон и ЕГЭ // Независимая газета. – 2010. – 14 сентября. – С. 8)
Модернизация профессионального образования
Недавнее заседание Госсовета, посвященное вопросу модернизации профессионального образования, свелось, по существу, к тому, что необходимо расширить зону среднего и начального профобразования, одновременно сокращая высшее. Посыл спорный, считают некоторые эксперты. Хотя ситуация с профобразованием в стране весьма и весьма сложная. Прежняя система разрушена, а новая размыта и до сих пор четко не оформлена.
(Герасимова, Е. Закрыть ПТУ нельзя оставить / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2010. – 7 сентября. – С. 8)
Инженерное образование
В этом году на бюджет в технических вузах недобрали практически половину абитуриентов. Эксперты ГУ ВШЭ предлагают сократить прием на инженерные направления, одновременно повысив их привлекательность как для абитуриентов, существенно увеличив стипендию, так и для вузов, существенно увеличив финансирование в расчете на одного студента. Это наверняка позволит оттянуть в инженерные вузы часть ребят, собирающихся стать экономистами лишь по причине высокой популярности этой профессии, позволит брать абитуриентов со средним баллом ЕГЭ не ниже 55, то есть с четверками и пятерками.
(Инженерное образование // Независимая газета. – 2010. – 7 сентября. – С. 8)
О социальной стипендии
Далеко не все студенты знают, что если в их семье налицо финансовые проблемы, то государство может выплачивать им так называемую «социальную стипендию». Для ее получения придется потратить изрядное количество времени и сил, однако ежемесячная помощь в размере 1600 руб (именно столько эта стипендия составляла в прошлом году) еще никому не помешала.
Социальную стипендию могут оформить студенты из малоимущих и неполных семей, обучающихся на бюджетных и дневных отделениях вузов и ссузов, то есть колледжей и техникумов. Студенты-договорники, к сожалению, такую стипендию получать не могут.
Для того, чтобы вам начислили социальную стипендию, средний доход вашей семьи должен быть ниже прожиточного минимума.
Если все документы будут собраны верно, то будет выдана справка, с которой вы придете в свой вуз. Он-то и будет ежемесячно оказывать вам помощь. Социальная стипендия, в отличие от обычной академической, продолжает начисляться студенту, даже если он неудачно сдал сессию и прячет в зачетке четверки или тройки. Действует она ровно год, после чего ее придется переоформлять.
(Алферова, А. У студента лишних денег не бывает! / Алла Алферова // Молодой. – 2010. – 26 августа. – С. 4)
Краеведческие вести
Выбираем народного учителя
14 сентября в Волгограде стартовала городская акция «Народный учитель».
Акция проводится администрацией города в третий раз в целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», повышения социального статуса учителя, поддержки и поощрения педагогов-лидеров.
Определение лучших учителей происходит на основе SMS–голосования, на сайте
По окончанию голосования восемь учителей (по одному из каждого района) будут награждены грамотами из городского комитета по образованию и ценными подарками администрации Волгограда на гала-концерте, посвященном Дню учителя, который традиционно состоится в начале октября.
(Краснова, О. Выбираем народного учителя / Ольга Краснова // Городские вести. – 2010. – 11сентября. – С. 2)
Высотка «Политеха» ожила
1 сентября в Волгоградском государственном техническом университете состоялось долгожданное новоселье: в торжественной обстановке там открылся новый учебно-лабораторный корпус.
Шестнадцатиэтажный долгострой в центре города (пересечение пр. Ленина с ул. Гагарина), простоявший 15 лет «замороженным», наконец, примет студентов. Площадь корпуса (1-й очереди) более 15 тыс. кв. м. Здесь располагаются учебные аудитории на 1188 посадочных мест, спортивные залы, вузовская библиотека. Техуниверситет теперь представляет собой комплекс учебных зданий с общим внутридворовым пространством и единой системой проездов, в том числе с академией Госслужбы.
(Высотка «Политеха» ожила // Интер. – 2010. – 2 сентября. – С. 3)
Систему среднего образования в регионе модернизируют
На традиционной августовской конференции педагогов области было объявлено, что уже с этого учебного года ряд школ в порядке эксперимента перейдут на новые стандарты. Школа должна соответствовать духу времени – эта идея, по словам губернатора Анатолия Бровко, и легла в основу региональной целевой программы развития образования, рассчитанной до 2015 г.
Переход на новые стандарты означает внедрение в начальных школах новейших информационных технологий, а также максимальное использование в образовательном процессе компьютеров и видеотехники. Но если материально-техническая база уже подготовлена, то кадры еще предстоит обучить.
Кроме того, в учебном плане по предлагаемым стандартам отводятся дополнительные часы на внеклассную работу: дети не только будут изучать русский, математику, но и развивать себя в искусстве и спорте. Это нововведение оценят родители, обеспокоенные внешкольной занятостью своих чад.
Еще на конференции был поднят и острый вопрос несоответствия спроса и предложения на региональном рынке труда. Также по-прежнему нерешенным остается вопрос отсутствия у ряда школ Волгограда и области лицензий из-за несоответствия требованиям Госпожарнадзора.
В заключение конференции Анатолий Бровко поздравил педагогов с началом нового учебного года и преподнес презент. С 24 по 26 сентября лучшие представители системы образования области отправятся в Астрахань на теплоходе «Александр Невский». Там они встретятся с коллегами и в рамках рабочих встреч поделятся опытом.
(Голенева, В. Стандартный подход / Вера Голенева // Интер. – 2010. – 2 сентября. – С. 5)
Университет строит планы
10 сентября в Волгоградском архитектурно-строительном университете завершила свою работу международная конференция. Повод для ее проведения был достаточно громкий: 80 лет строительному образованию и 40 лет архитектурному образованию в регионе.
Гостем знаменитого события стал президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Алексей Кудрявцев, который отметил высокий потенциал Нижневолжского региона в сфере архитектуры и строительных наук.
Еще одним участником встречи был мэр Михайловки Геннадий Кожевников. Он рассказал о профессиональной подготовке кадров в вузах и ссузах. Кстати, Михайловка по праву считается столицей строительного производства области. Здесь работают Себряковский цементный завод, предприятие асбестоцементных изделий и два завода ЖБИ. По мнению Геннадия Кожевникова, важно объединить бывшие ПТУ и технические колледжи в единую базу с вузами и тесно сотрудничать с предприятиями, изнутри знакомясь с проблемами производства.
(Университет строит планы // Интер. – 2010. – 9 сентября. – С. 2)
Школа региональной элиты
В Волгоградской области в пятый раз открылась школа региональной элиты. Отличившимся ученикам, прошедшим конкурс, обеспечено трудоустройство – они смогут проявить себя и полученные знания в областной администрации.
Чем отличается этот год от предыдущих? Учить будущих чиновников, как и прежде, будут приглашать видных ученых, российских и зарубежных. Самые прилежные смогут почерпнуть знания и за границей. В этом году школа ориентирована на модернизацию: «ученики» должны будут быстро принимать решения в сложных ситуациях, быть профессионалами своего дела. Кроме того, новое в Школе то, что попечительский совет, созданный в этом году, возглавит глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко.
Заниматься может любой желающий от 18 до 35 лет. Занятия будут проходить в ритме ежемесячных сессий. Главное – активность, умение думать, создавать проекты, которые будут социально значимыми.
Анатолий Бровко: «Мы всецело поддерживаем курс модернизации, о котором говорит президент. Эти начинания требуют новых подходов. А та методика, которая заложена в курс обучения в этой Школе, позволит справиться с задачей. Выпускники Школы региональной элиты станут кадровым запасом администрации».
Алексей Волоцков, выпускник ШРЭ, советник главы администрации Волгоградской области по молодежной политике: «Образование здесь строится именно на общении с известными людьми. Каждый имеет возможность в процессе этого общения получить те навыки и знания, которые ему необходимы».
(Студенты не простые, а «золотые» // Молодой. – 2010. – 23 сентября. – С. 4)
Родители узнают цену прекрасного
Родителям, чьи дети посещают музыкальную, художественную школу и прочие учреждения дополнительного образования, скоро придется платить за обучение ребенка. Такое решение приняла Волгоградская городская Дума. Причина проста: из бюджета на эти цели на будущий год будет выделено порядка 231 млн. рублей, что составляет только 85 % от потребностей.
На сегодняшний день родители будут платить не более 11 % от необходимой суммы, примерно 400 рублей. Деньги пойдут на ремонт и оборудование школ искусства и на то, чтобы одаренные дети могли выступать на российских и международных конкурсах. Ряд категорий социально незащищенных граждан – например, одинокие матери – в обязательном порядке получат на эти цели бюджетную дотацию.
(Родители узнают цену прекрасного // Интер. – 2010. – 23 сентября. – С. 2)
Волгоградские студенты создали микроГЭС
В течение трех дней – с 21 по 23 сентября – в Волгограде проходил молодежный образовательный форум «Концепция успеха». Его цель – представить самые интересные разработки юношей и девушек, помочь им определиться с выбором специальности, а тем, кто уже имеет образование, – найти работу.
Конкурс и демонстрация проектов проводились впервые, и именно здесь были сконцентрированы молодежные изобретения в области науки и техники. Например, ребята из сельхозакадемии создали микроГЭС волнового типа. Стимулом для их изобретения стал запрет на разжигание костров на природе нынешним летом.
По окончании конкурса будут объявлены победители по трем номинациям: лучшая инновационная идея, проект и продукт. Победители отправятся на аналогичный конкурс, который будет проводиться в масштабах ЮФО в октябре.
(Волгоградские студенты создали микроГЭС // Интер. – 2010. – 23 сентября. – С. 3)
Где учился, там и пригодился
31 августа глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко принял участие в совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и комиссии при Президенте РФ, где обсуждался вопрос о развитии системы профессионального образования в России.
По мнению губернатора Волгоградской области, результатом модернизации профессионального образования должна стать гибкая система подготовки кадров в контексте их востребованности на рынке труда. Также он подчеркнул, что для повышения престижности рабочих профессий необходимо изменить само восприятие обществом этих специальностей.
Для этого необходим качественно новый уровень подготовки преподавательских кадров образовательных учреждений региона. Распространению передового педагогического опыта способствует выставка «Образование Волгоградской области», ежегодно проводимая в рамках Волгоградского образовательного форума.
В регионе начался переход на новые образовательные стандарты. В рамках реализации программы «Модернизации начального и среднего профессионального образования» проводится реорганизация профессиональных училищ и ссузов.
Во всех учреждениях профессионального образования созданы центры по содействию трудоустройства выпускников на предприятиях. Ежегодно проводится мониторинг потребности в специалистах, по результатам которого образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования устанавливается региональный заказ на подготовку специалистов для предприятий региона.
(Где учился, там и пригодился // Волгоградская правда. – 2010. – 1 сентября. – С. 1)
Сюрприз для педагогов
В канун нового учебного года на свою традиционную августовскую конференцию собрались учителя города Михайловка, который давно называют педагогическим центром.
Особую значимость мероприятию придало участие в его работе депутата Госдумы от Волгоградской области Ильяза Муслимова. Ильяз Булатович – частый гость в Михайловке, и редко какой визит депутата обходится без встречи с учителями.
По традиции И. Б. Муслимов всегда приезжает в Михайловку с подарками. Летом он презентовал детскому лагерю «Солнечный» книги, причем в присутствии нашего писателя Михаила Зайцева, который с удовольствием принял приглашение депутата и побывал в гостях у юных михайловцев. Не обошлось без приятных сюрпризов и на этот раз: десять лучших учителей города получили от депутата Госдумы Почетные грамоты и денежные премии.
(Степыгин Н. Сюрприз для педагогов / Николай Степыгин // Волгоградская правда. – 2010. – 1 сентября. – С. 3)
Аномальная зона или плановый результат?
В Волгоградской области вот уже несколько лет подряд рекордсменом по «стобалльникам» является школа № 30 города Волжского. Этот год не стал исключением: из пяти выпускников, получивших высшие баллы, двое воспитанников заняли высшую строчку рейтинга по физике и информатике.
К тому, что каждый год один из выпускников школы получает 100 баллов по физике, здесь уже привыкли. Имя учителя физики, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников, заслуженного отличника просвещения Ольги Заборьевой хорошо известно в регионе. Воспитанники Ольги Заборьевой участвуют практически во всех региональных и всероссийских олимпиадах и традиционно занимают призовые места.
Замечательные успехи традиционно демонстрируют ученики преподавателей математики Галины Осиповой и Елены Паршевой. У них тоже есть свои «стобалльники». Их воспитанники каждый год уверенно занимают призовые места на олимпиадах и становятся лучшими студентами престижных вузов России.
Самым коварным предметом, судя по статистике ЕГЭ, является информатика. Но у педагога школы Татьяны Крашенинниковой все выпускники пишут свои работы только на «отлично». В прошлом году ее воспитаннику не хватило всего одного балла для того, чтобы занять высшую ступень пьедестала. В этом году в Волгоградской области появился первый «стобалльник» по информатике – им стал ученик Крашенинниковой.
(Светлова, Е. Аномальная зона или плановый результат? / Елена Светлова // Волгоградская правда. – 2010. – 14 сентября. – С. 7)
Волгоградский государственный медицинский университет отмечает свой юбилей
24 сентября один из самых уважаемых и авторитетных вузов страны Волгоградский государственный медицинский университет отметил свой юбилей – 75 лет со дня основания. Его называют своей альма-матер 31 тыс. докторов самых разных специальностей, которые сегодня работают в 114 странах мира. Славится ВолГМУ и своей обширной научной деятельностью, считаясь, в частности, лидером российской фармакологической науки.
(Сурагина, О. 75 лет во имя здоровья / Ольга Сурагина // Волгоградская правда. – 2010. – 22 сентября. – С. 2)
В Волгограде проходит молодежный образовательный форум
Девиз мероприятия «Кадры решают все!» говорит сам за себя. Проходит оно исключительно в инновационном ключе. Об этом говорит даже состав организаторов: региональный комитет по образованию и науке, комитет по делам молодежи, комитет по труду и занятости населения, ГУ «Центр занятости населения г. Волгограда», молодежный инновационный клуб «Инновариум», Волгоградский выставочный центр «Регион».
Это не обычная образовательная выставка, а новый шаг к пониманию образования и связанных с ним перспектив каждого человека. Формирование у молодежи ответственного подхода к своему образованию – одна из основных задач форума. В «ярмарке образования» приняли участие дошкольные, школьные, среднетехнические и высшие учреждения образования.
В рамках форума работает ярмарка вакансий. «Свободные места» предоставят всем желающим компании Волгограда и Волгоградской области, Москвы, Екатеринбурга и других городов России. Собеседования с работодателями можно пройти прямо на выставке в режиме онлайн. Также для соискателей пройдут мастер-классы по составлению резюме и успешному прохождению собеседований.
Выставка «Инновационный конверт» – своего рода смотр-конкурс идей, проектов для внедрения в производство, способных внести реальный вклад в ту или иную отрасль. Представленные на выставке проекты охватывают самые широкие сферы: от разработок в области сельского хозяйства и строительной индустрии до электроэнергетики и высоких технологий. Центральным событием «Конверта» станет торжественная церемония вручения премий в области инноваций. Премии будут вручаться в трех номинациях за наиболее значимый вклад молодых волгоградцев в построение инновационной экономики в регионе.
(Гадышев, С. Концепция успеха / Сергей Гадышев // Волгоградская правда. – 2010. – 22 сентября. – С. 3)
За школьниками будут следить видеокамеры
В этом году 23732 первоклассника сели за парты в Волгоградской области. А всего в школы, лицеи, гимназии региона первого сентября пошли 222394 учащихся!
Все школы области готовы к приему учеников. Около 85 % образовательных учреждений оборудованы кнопкой экстренного вызова милиции. За безопасностью детей будет следить даже «недремлющее око» камер видеонаблюдения. Более 50 % образовательных учреждений оборудовано видеокамерами, а в волгоградских школах и детсадах установлено уже 189 систем видеонаблюдения.
Чтобы избежать чрезвычайных происшествий, почти 91 % школ области оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Исключение составляют только школы Иловлинского и Алексеевского районов. Там уровень обеспечения автоматической пожарной сигнализацией школ оставляет желать лучшего.
(За школьниками будут следить видеокамеры // Родной город. – 2010. – 1 сентября. – С. 2)
Учащихся коррекционных классов накормят на 65 рублей
С 1 января 2011 года каждый обучающийся коррекционных классов муниципальных образовательных учреждений Волгограда будет получать бесплатное двухразовое питание из расчета 65 рублей в день. Такое решение принято депутатским корпусом на прошедшем заседании городской Думы.
Депутаты Волгоградской городской Думы единогласно выступили за увеличение стоимости питания до 65 рублей в день. На эти цели в бюджете Волгограда будет предусмотрено дополнительно 7,5 миллиона рублей.
(Учащихся коррекционных классов накормят на 65 рублей // Родной город. – 2010. – 22 сентября. – С. 3)
Миллион за идею
На втором образовательном форуме «Волга–2010» в Волгограде была организована выставка социальных проектов. Экспертное жюри изучило предложения молодых авторов, а мэрия Волгограда профинансировала реализацию самых актуальных для города идей. 23 человека получили сертификаты лауреатов, а 17 из них – еще и денежные премии. Призовой фонд для социальных инноваторов с Волги оказался внушительным – около миллиона рублей. Важно, что эти деньги поработают на благо Волгограда и его жителей. Отмеченные проекты будут в течение года реализованы в городе.
Абсолютным рекордсменом конкурса социальных проектов стала авторская группа 23-летней волгоградки Ольги Хурчак, которая получила сразу три лауреатских сертификата и более ста тысяч рублей от мэрии на реализацию заявленных идей.
Два проекта, которые ребята намерены реализовать в ближайшее время, ориентированы на работу с трудными подростками через пропаганду здорового образа жизни и организацию лагеря военно-патриотической направленности.
Третья идея касается просвещения молодых журналистов, которым предложат прослушать курс бесплатных лекций по основам профессии.
(Тараканова, Т. Миллион за идею / Татьяна Тараканова // Российская газета. Неделя. – 9-15 сентября. – С. 19)
Формула перспективы
Около 1000 студентов собрались в конце августа на крупнейшем острове Европы – Сарпинском, где прошел межрегиональный молодежный образовательный форум «Волга –2010». Основной задачей форума стало получение качественных молодежных проектов, готовых к реализации. В форуме приняли участие гости из Астрахани, Ростова-на-Дону, Москвы и даже Японии и Германии. А задавали тон, конечно, волгоградские студенты.
Кроме основной делегации, состоящей из 20 студентов Волгоградского педагогического университета, более 50 учащихся ВГПУ приняли участие в других направлениях форума, причем две проектные команды оказались в числе грантовых победителей межрегионального образовательного форума «Волга–2010»: студентка института иностранных языков Марина Корнихина с проектом «Школа подготовки женщин-политиков» и студентки факультета психологии и социальной работы, специальность «Связи с общественностью», Светлана Селезнева, Татьяна Волчанская, Александра Ивченко с проектом «Зимний форум по связям с общественностью: «ФОРМУЛА PR». По результатам «конвейера идей» от всероссийского фонда «Национальные перспективы» 17 из 68 лучших проектов получили поддержку для реализации своих мероприятий на уровне муниципалитета.
(Кичайкина, Т. Формула перспективы / Татьяна Кичайкина // Молодой. – 2010. – 9 сентября. – С. 4)
Студенческий «Юрисконсульт»
На базе Волжского филиала Международного юридического института работает бесплатная юридическая консультация «Юрисконсульт». Она оказывает помощь по вопросам гражданского, трудового, жилищного, семейного, административного, предпринимательского, земельного права. В пункте приема, куда может прийти каждый без исключения, помогают также решить проблемы в области защиты прав потребителей и других отраслей права. Деятельность консультации осуществляется студентами под руководством и контролем квалифицированных преподавателей.
Студенческая юридическая клиника дает возможность обычным людям научиться понимать и защищать свои права, помогает правильно составить претензии и заявления, в том числе в судебные инстанции. Здесь помогут даже в формировании пакета документов на приватизацию земельного участка.
Место расположения бесплатной юридической консультации в городе Волжском: ул. Большевистская, 7, Волжский филиал МЮИ. Консультации проводятся каждую субботу с 10.00 до 13.00.
(Студенческий «Юрисконсульт» помогает решать правовые вопросы // Юринфо. – 2010. – 31 августа. – С. 6.)
Академия МВД РФ
15 сентября курсанты первых курсов Волгоградской академии МВД России приняли присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 125 юношей и девушек пополнили ряды курсантов академии, принесли клятву верности закону.
Среди них – 50 курсантов факультета следователей, 50 экспертов-криминалистов, 25 – подготовки работников служб криминальной милиции.
Принятие присяги – памятное и торжественное событие для каждого курсанта. Этот день вдвойне знаменателен, поскольку клятву верности служения народу, закону и долгу они дали на главной высоте России – Мамаевом кургане.
(Академия МВД РФ // Молодой. – 2010. – 23 сентября. – С. 4)
Профилактика суицидального риска
Педагоги школы для девочек «Славянка» провели акцию «Мы голосуем за жизнь» с целью профилактики суицидального риска у воспитанниц.
Каждый участник акции нарисовал свою ладонь на листе, раскрасив любимым цветом, тем самым проголосовав «За жизнь!». На «Дереве жизни» расположились листочки-стикеры с высказываниями воспитанниц, почему они выбирают жизнь.
Также прошла дискуссия о письме к дочери с горьким названием: «Мама – дочери, которая убила себя».
(Дети задумались о жизни // Молодой. – 2010. – 23 сентября. – С. 7)
Языковые тренинги
В Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. Горького в отделе иностранной литературы проводятся языковые тренинги. Основной «костяк» лингвистического сообщества – студенты волгоградских вузов. В 2010 году не только библиотека празднует свой юбилей – 110 лет со дня основания, но и отдел иностранной литературы, которому исполняется 50 лет.
У истоков создания центра иностранной литературы стояла библиотекарь-полиглот Валентина Красихина, которая владела японским, эсперанто, французским и другими языками. Сначала в отделе были организованы кружки иностранных языков. Эту традицию возобновили и сейчас. Английский, французский, испанский и даже китайский и корейский языки покоряются участникам языковых тренингов.
Самое яркое традиционное мероприятие, объединяющее многие клубы, – «Рождественские встречи», – где участники немецкого, чешского, французского, польского и английского центров презентуют традиции празднования Рождества в разных странах.
Записаться на языковые тренинги просто. Нужно заполнить регистрационную форму в клуб, который вам интересен. Занятия бесплатные.
(Щербаков, Д. Стать полиглотом просто / Дмитрий Щербаков // Молодой. – 2010. – 16 сентября. – С.23)
Чем можем – тем поможем!
Волгоградские студенты в условиях чрезвычайной ситуации проявили себя как ответственные и чуткие люди. Технический университет, академия государственной службы и академия МВД одними из первых откликнулись и помогли пострадавшим жителям Камышинского, Жирновского, Котовского и Руднянского районов.
ВолгГТУ перечислил 200000 рублей из внебюджетных средств в Волгоградский областной фонд социальной поддержки населения на благотворительное пожертвование для организации помощи гражданам.
А вот сотрудники и курсанты академии МВД РФ лично побывали в одном из поселков Руднянского района, который числится среди наиболее пострадавших от пожаров. Во время первого посещения представителями следственной школы жителям районов было передано самое необходимое: продукты питания, питьевая вода, детское питание, посуда, постельные принадлежности. Академия МВД будет оказывать помощь и дальше. Сейчас в вузе проводится сбор средств: личный состав решил перечислить денежные средства в размере однодневного заработка в фонд помощи пострадавшим.
(Яблокова, Я. Чем можем – тем поможем! / Яна Яблокова // Молодой. – 2010. – 16 сентября. – С. 4)
Открытие историко-краеведческого музея
1 сентября во всероссийский День знаний в МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района Волгограда произошло знаменательное событие – торжественное открытие историко-краеведческого музейного уголка «Детство в погонах».
В 2001 году в школе были организованы кадетские классы, мальчишки и девчонки надели форму с погонами. С этого же времени школа является опорной по патриотическому воспитанию среди общеобразовательных школ Краснооктябрьского района. Поэтому приоритетными направлениями воспитания являются патриотическое и духовно-нравственное, которые невозможно эффективно осуществлять без школьного музея.
К моменту открытия музейного уголка уже сложились направления его деятельности: создание экспозиций, фондовая работа, в которой принимают участие ребята из актива, экскурсионная работа. Но приоритетным направлением является работа с ветеранами.
(Лесникова, Т. В. Детство в погонах / Т. В. Лесникова, Ю. В. Козырева // Молодой. – 2010. – 9 сентября. – С. 18)
Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.