Конспект урока геометрии по теме: «Пирамида», 10 класс
Конспект урока геометрии
(урок открытия нового знания)
«Пирамида»
10 класс
Автор: Двойнова Александра Михайловна,
учитель математики
МБОУ СОШ № 5 г.о. Королёв Московской области,
1 квалификационная категория
2017 год
Краткое описание урока
Тема «Пирамида» занимает одно из ключевых мест в школьном курсе математики. Тема изучается в 10 классе, включена в ЕГЭ по математике.
К изучению этой темы учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточно большим запасом геометрических и общематематических представлений, понятий, умений, универсальных учебных действий, через которые раскрываются метапредметные результаты обучения.
Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС ООО. При проведения урока используются элементы следующих педагогических технологий: информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых, уровневой дифференциации.
Важными задачами урока являются знакомство с новым понятием «Пирамида», выделение его свойств и признаков, развитие активности, инициативности, самостоятельности, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении заданий в ходе решения задач по теме.
В предметном направлении достигаются следующие результаты:
-
умение формулировать понятия «пирамида», «правильная пирамида», «усеченная пирамида»;
-
умение извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о пирамидах, представленную на чертежах;
-
владение стандартной классификацией пирамид;
-
умение находить площади боковой и полной поверхности пирамиды, используя основные формулы;
-
правильное использование математической терминологии, связанной с темой «Пирамида».
В метапредметном направлении планируется достигнуть следующих основных результатов:
ПУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи); выдвижение гипотез и их обоснование; структурирование информации и знаний;
РУД: постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации;
КУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; взаимоконтроль, взаимооценка, построение монологических высказываний в устной форме.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Я пытаюсь достичь в своем уроке разностороннего развития обучающегося, сформировать умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, привить ребенку интерес и любовь к математике.
Урок открытия нового знания по теме: «Пирамида»
Цели урока (через планируемые результаты обучения)
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Предметные результаты |
|
|
|
Метапредметные результаты |
|
ПУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи); выдвижение гипотез и их обоснование; структурирование информации и знаний; РУД: постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации; КУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; взаимоконтроль, взаимооценка, построение монологических высказываний в устной форме. |
Средства для достижения целей: набор объектов для подведение под понятие «Пирамида», схема-определение понятия; карточки-информаторы, оценочный лист, ТСО (компьютер, проектор, экран), доска, мел.
Ход урока
Время |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
5 |
Актуализация |
Предлагает рассмотреть набор объектов и разделить их по группам, составить логическую схему деления. (Приложение 1) |
Решают поставленную задачу, проводят классификацию объектов по различным признакам. |
|
4 |
Формулирование проблемы |
Предлагает составить схему определения понятия «Пирамида», рассмотреть вспомогательную задачу. (Приложение 2) |
По группам формулируют четкое определение понятия. Решают задачу. |
|
4 |
Поиск решения проблемы |
Предлагает прослушать все варианты, записать их на доске. |
Приходят к общему выводу. |
|
5 |
Обсуждение и обобщение |
Демонстрирует карточку-информатор «Элементы пирамиды», знакомит со стандартной классификацией пирамид. (Приложение 3) |
Внимательно слушают, записывают необходимую информацию в тетрадь. |
|
3 |
Результат решения проблемы. |
Предлагает составить умственную карту по теме. |
Работают самостоятельно в тетрадях, взаимоконтроль. |
|
4 |
Формулирование проблемы |
Предлагает рассмотреть элементы пирамиды и составить формулы для нахождения площади боковой и полной поверхности пирамиды. |
По группам пытаются составить формулы. |
|
7 |
Результат решения проблемы. |
Предлагает прослушать все варианты, записать их на доске. |
Составляют формулы, сверяются между группами, затем с доской. |
|
2 |
Физкультминутка |
Гимнастика для глаз |
||
8 |
Формирование умений |
Предлагает выполнить групповые задания на карточках, используя полученную формулу и проверить их. |
Выполняют задания, затем сверяют результат с доской, оценивают работу. |
|
2 |
Рефлексия |
Заполняют оценочные листы. |
||
1 |
Домашнее задание |
Получают разноуровневое домашнее задание. |
Приложение 1
Сравните данные объекты и, разбивая их на группы, составьте схему определения понятия «Пирамида»
Геометрические
объекты
Объемные
тела Плоские
фигуры
Многогранники Тела вращения
Не являются
выпуклыми Выпуклые
Два и более
n-угольных
основания
Одно
n-угольное
основание
Остальные
грани – не треугольники Остальные
грани - треугольники
Не имеют
одну общую вершину
Имеют
одну общую вершину
Пирамида
Приложение 2
Схема определения понятия «Пирамида (n-угольная)»
-
многогранник
и
-
одна грань –
n-угольник (основание пирамиды)
и
-
остальные n граней – треугольники (боковые грани пирамиды)
и
треугольники имеют общую вершину (вершина пирамиды)
Некоторые многогранников на рисунке являются пирамидами, а некоторые – нет.
Под какими номерами изображены пирамиды?
Приложение 3
Карточка-информатор «Элементы пирамиды»
Приложение 4
Карточка-информатор «Виды пирамид»
Произвольная
пирамида
Наклонная и прямая
пирамиды Правильная
пирамида
Усеченная
пирамида
Приложение 5
Оценочный лист:
Оцените результаты своей работы на уроке |
Отметка |
||||
Поставьте отметку за выполненную деятельность каждому члену группы |
Имя |
Имя |
Имя |
Имя |
Имя |
Отметка |
Отметка |
Отметка |
Отметка |
Отметка |
|
Совпадает ли ваша отметка собственной деятельности с отметкой группы |
Да Нет (нужное подчеркнуть) |
Список использованных источников
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде, Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012. – 55 с.
3. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений : базовый и профил. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
4. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: типовые задания. Учебно-методическое пособие - ФГБОУ ВПО МПГУ, ип Стрельцов И.А.. (Изд.-во ЭЙДОС), 2015-140с.
5. http://www.math.ru Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики
6. http://school-collection.edu.ru/collection/matematika Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
7. http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»