Занимательный русский язык
Занимательный русский язык
программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности
в области филологии для обучающихся 6 классов
автор-составитель: Сахнова Ирина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы первой
квалификационной категории
МОУ Лицея № 1 г.Волгограда
Волгоград, 2017
Содержание
-
Раздел «Пояснительная записка»……………………………………………3
-
Раздел «Общая характеристика русского языка»……………………….....6
-
Раздел «Место курса «Русский язык» в учебном образовательном плане»…………………………………………………………………………7
-
Раздел «Содержание курса»…………………………………………………8
-
Раздел «Календарно-тематическое планирование»………………………12
-
Раздел «Учебно-методическое планирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»…………………………………15
-
Раздел «Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, матапредметные и предметные) освоения русского языка в конце года»………………………………………………………………………….18
-
Раздел «Пояснительная записка»
Программа представляет собой авторскую программу внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, основной образовательной программой основного общего образования в рамках реализации ФГОС ООО (5-6 классы) МОУ Лицея №1 г.Волгограда, учебного плана МОУ Лицея №1 г.Волгограда, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов под редакцией В.В. Бабайцевой. - М.: Дрофа, 2012, методического пособия Григорьева Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.
Внеклассная работа должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности, повышать общую языковую культуру учащихся.
Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладеть этими богатствами.
Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
В отличие от других учебных предметов, русский язык в школе выполняет две функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Чтобы достичь высокого уровня преподавания, необходимо учитывать цели и задачи обучения русскому языку в современной школе.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получат углубленные знания по данному предмету в разделах: «Графика», «Фонетика», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Культура речи», а также новые знания по разделам: «История русского языка», «Русский язык среди славянских языков».
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекция. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель программы:
-
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
-
формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Задачи программы:
-
Образовательные:
- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
- предупреждение речевых и грамматических ошибок;
- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.
-
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие способности критически относиться к услышанному.
-
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование профессионального интереса к лингвистике;
- формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности.
Формы проведения занятий
-
лекции;
-
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
-
анализ и просмотр текстов;
-
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, выполнение проектов, иллюстрирование.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-
игровая;
-
теоретическая;
-
практическая.
Основные методы и технологии
Методы:
-
словесный;
-
игровой;
-
частично-поисковый;
-
исследовательский;
-
наглядно-демонстрационный;
-
проблемный.
Технологии:
-
технология разноуровневого обучения;
-
развивающее обучение;
-
технология обучения в сотрудничестве;
-
технология критического мышления;
-
проектные технологии;
-
компьютерные технологии;
-
коммуникативная технология.
Межпредметные связи:
- русский язык;
- литература;
- история;
- музыка;
- живопись;
- латинский язык
- география.
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфемика, словообразование, орфография;
- морфология, орфография, этимология.
-
Раздел « Общая характеристика русского языка»
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Фундаментальное овладение русским языком учащимися закладывается в среднем звене школы. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая проводимая внеурочная работа дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, она должна стать первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5-6 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно дополнительными учебными курсами по русскому языку, которые должны побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать самостоятельность обучающихся и творческие инициативы.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
-
Раздел «Место курса «Русский язык» в учебном образовательном плане»
Программа рассчитана на 1 год (34 часа). Реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
-
Раздел «Содержание курса»
Несколько слов о русском языке
(1)
Сочинение – рассуждение «Для чего нужен язык?». Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и латинском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
Русский язык среди славянских языков
(1)
Общеславянский язык. Языковые группы славянских языков. Восточнославянские языки. Западнославянские языки. Южнославянские. Таблица соответствий (звучание одного и того же слова на родственных языках). Особенности некоторых славянских языков (украинского, белорусского, чешского). Выполнение олимпиадных заданий.
Древнерусский язык: история и забытые образы древних буквиц
(3)
Русский язык среди славянских языков. Возникновение письменности на Руси. Деятельность Кирилла и Мефодия. Древнерусский алфавит и его устройство. Древнерусские слова, тексты. Конкурс «Искусство первой буквы». Выполнение олимпиадных заданий.
Интересные факты о русском алфавите и его буквах
(2)
Какую букву в русском языке называют "буква-страшилище"?
Почему букву Ф в русском языке называют буквой-бездельником?
Как появилась буква Ё в русском языке? Зачем она нужна?
За что установлен памятник букве Ё?
Какая буква русского алфавита является самой удивительной?
Что значит «прописать ижицу» в русском языке?
Как Петр I убрал из русского алфавита «лишние» буквы
Сколько букв в русском алфавите?
Самые интересные факты о буквах
Самые частые и самые редкие буквы
Удивительный мир звука
(3)
Фонетика древнерусского и современного языков. Гласные и согласные. История редуцированных звуков. Судьба ѣ. Смягчение согласных. Чередование согласных в корнях. Решаем олимпиадные задания.
Торты, лифты…
(1)
Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Конкурс скороговорок. Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.
Звучащая строка
(2)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Литературно – музыкальная гостиная «Прекрасный мир поэтического слова».
Где находится «нофелет»?
(1)
Несколько слов о словарях. Работа со словарными статьями. Обучение пользованию различными словарями. Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. Проект «Мой толковый словарь».
Различие созвучных слов
(1)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов.
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова
(1)
Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Конкурс «Говори правильно!»
Перемыть кости, дойти до ручки, шаромыжники и многое другое…
(2)
Работа с фразеологическим словарём. История известных русских фразеологизмов. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Сравнительная фразеология. Проекты «Откуда пошло выражение…», «Фразеологизмы в рисунках».
Лексическая сочетаемость слов
(1)
Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе (трамвае), в магазине, разговор по телефону). Тестирование – конкурс на лучшее знание речевых норм. Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение, метафора, синекдоха).
Занимательная этимология
(1)
Наука этимология. Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес и прочее… Проект «Словесные раскопки».
Части слова и образование слов
(1)
Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо» или «гнездо». «Странные» корни. Слова с двумя, тремя приставками. В мире суффиксов. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Решение словообразовательных уравнений. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
Проект «Интересные факты словообразования»
(1)
Почему слова в паре «бык – пчела» являются однокоренными?
Какое русское слово произошло от английской фамилии?
Какое самое длинное слово русского языка?
Какое слово появилось в результате самого долгого в истории судебного процесса?
Как правильно: «едь», «ехай» или «езжай»?
Как связаны слова «ракета» и «ракетка»?
Какое русское слово не имеет корня?
Какое самое короткое слово в русском языке?
Самое необычное слово русского языка?
В какой стране живут части речи?
(1)
Морфология. Части речи в русском языке. История изучения частей речи в русском языкознании. Эти непостоянные части речи (переход одних частей речи в другие).
Конкурс. Прилагательные, числительные, местоимения в загадках, фразеологических
оборотах.
«Хлеб» русского языка (Об имени существительном)
(2)
Род имен существительных (существительные общего рода, род несклоняемых существительных, род сложносокращенных слов. Игра «Занимательно о существительном». Категория числа имен существительных (единственное, двойственное, множественное, только множественное или только единственное). Склонение имен существительных (1,2,3 склонение, существительные на –ий, -ие, -ия, разносклоняемые, несклоняемые). Склонение имен и фамилий в русском языке. Лингвистическая сказка «Жило-было Имя существительное…»
О русском глаголе замолвите слово…
(4)
Чтение отрывков из книги Татьяны Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол!». Глагол в истории языка. Глагол и глагольные формы в древнерусском и современном русском языке.
Видовая пара глагола русского языка
Особенности видовых пар глагола
Глаголы, не имеющие парных форм другого вида
Переходные и непереходные глаголы
Возвратные и невозвратные глаголы
Викторина. Проект «Интересные факты о глаголе».
Имя прилагательное
(1)
Имя прилагательное. История имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Бывает ли полным прилагательное ПУСТОЙ? Как относиться к ОТНОСИТЕЛЬНЫМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ? В чем притягательность ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ?
Достигнуть степеней известных, или ВСЕ познается в сравнении
(1)
Степени сравнения имени прилагательного. Лингвистическая сказка «В гостях у Имени Прилагательного».
Проект «Эти занимательные числительные»
(2)
Грамматический турнир
(1)
5. Раздел «Календарно-тематическое планирование»
№ |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
ИКТ |
||
план |
факт |
||||||
Теоретическая часть/ формы |
Практическая часть/формы |
|
|||||
|
|
|
|
||||
1 |
|
|
Несколько слов о русском языке |
1 |
|
1 |
|
2 |
|
|
Русский язык среди славянских языков |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
|
|
Древнерусский язык: история и забытые образы древних буквиц |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
4 |
|
|
Интересные факты о русском алфавите и его буквах |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5 |
|
|
Удивительный мир звука |
3 |
1 |
2 |
|
6 |
|
|
Торты, лифты… |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7 |
|
|
Звучащая строка |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
8 |
|
|
Где находится «нофелет»? |
1 |
|
1 |
|
9 |
|
|
Различие созвучных слов |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
10 |
|
|
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова |
1 |
|
1 |
|
|
|||||||
11 |
|
|
Перемыть кости, дойти до ручки, шаромыжники и многое другое… |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
12 |
|
|
Лексическая сочетаемость слов |
1 |
|
1 |
|
13 |
|
|
Занимательная этимология |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
14 |
|
|
Части слова и образование слов |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
15 |
|
|
Проект «Интересные факты словообразования» |
1 |
|
1 |
|
16 |
|
|
В какой стране живут части речи? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
17 |
|
|
«Хлеб» русского языка (Об имени существительном) |
2 |
1 |
1 |
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/zanimatelno-o-sushhestvitelnom.html |
18 |
|
|
О русском глаголе замолвите слово… |
4 |
2 |
2 |
|
19 |
|
|
Имя прилагательное |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|||||||
20 |
|
|
Достигнуть степеней известных, или ВСЕ познается в сравнении |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
21 |
|
|
Проект «Эти занимательные числительные» |
2 |
|
2 |
|
22 |
|
|
Грамматический турнир |
1 |
|
1 |
|
|
Всего: |
34 |
11 |
23 |
|
6. Раздел «Учебно-методическое планирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Методическая литература
-
Ветвицкий В.Г., Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966.–160с.
-
Ветвицкий В.Г., Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.–142с.
-
Введенская Л.А., Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
-
Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.
-
Иванова В.А., Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.
-
Иванов В.В., Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.
-
Ларин Б.А., История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А., Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.
-
Львов В.В., Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.
-
Люстрова З.Н., Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.
-
Мокиенко В.М., Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.
-
Морозова М.М., Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.
Научно – популярные книги о русском языке
-
Вартаньян Э.А., Путешествие в слово. / Э.А. Вартаньян.– М.: Просвещение, 1987.–207с.
-
Введенская Л.А., От собственных имён к нарицательным. / Л.А. Введенская, Н.П.Колесников.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
-
Ветвицкий В.Г., Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.– М., Л.: Просвещение, 1966.–158с.
-
Ветвицкий В.Г., Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.– М.: Просвещение, 1974.–124с.
-
Голанова Е.И., Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.
-
Голуб И.Б., Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.
-
Горбаневский М.В., В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.
-
Горбачевич К.С., Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. / К.С. Горбачевич.– М.: Просвещение, 1984.–190с.
-
Горшков А.И., Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.
-
Граник Г.Г., Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.
-
Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.
-
Иванова В.А., Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.
-
Колесов В.В., История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.
-
Костомаров В.Г., Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.
-
Люстрова З.Н., Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.– М.: Знание, 1976.–142с.
-
Львова С.И., Язык в речевом общении. / С.И. Львова.– М.: Просвещение, 1992.–189с.
-
Мокиенко В.М., Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.
-
Одинцов В.В., Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.
-
Постникова И.И., Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.
-
Шкатова Л.А., Подумай и ответь. / Л.А. Шкатова.–М.: Просвещение, 1989.–95с.
-
Чеснокова Л.Д., На берегах Лингвинии: Занимат. задачник по рус.яз.: Кн. для учащихчя. – М.: Просвещение: Уч. лит., 1996. – 286 с.
Лингвистические словари
-
Ахманова О.С., Словарь омонимов русского языка. / О.С. Ахманова. - М.: Русский язык, 1976.–448с.
-
Бельчиков Ю.А., Словарь паронимов. / Ю.А. Бельчиков, М.С.Панюшева.– М.: АСТ. Астрель, 2002.–459с.
-
Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. / В.И. Даль.– М.: Олма – пресс, 2002.–1450с.
-
Евгеньева А.П., Словарь синонимов русского языка в двух томах. / А.П. Евгеньева.– М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с.
-
Львов М.Р., Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–381с.
-
Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая, Е.П. Голанова, И.А Василевская. – М.: Просвещение, 1990.–256с.
-
Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
-
Педчак Е.П., Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
-
Поспелов Е.М., Школьный топонимический словарь. / Е.М. Поспелов.– М.: Просвещение, 1988.–224с.
-
Тихонов А.Н., Морфемно – орфографический словарь. / А.Н. Тихонов.– М.: Астрель. АСТ, 2002.–701с.
-
Тихонов А.Н., Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
-
Тихонов А.Н., Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
-
Ушаков Д.Н., Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.
-
Шанский Н.М., Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.
.
Интернет-ресурсы
-
http://www.zanimatelno.chat.ru/slovo.html Словесные раскопки Занимательное о русском языке
-
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fdialekt.vspu.ru%2Fsites%2Fdialekt.vspu.ru%2Ffiles%2Fmetodichka.pdf&name=metodichka.pdf&page=21&lang=ru&c=57de5a5fddd1 Древнерусский язык. Учебно-методическое пособие
-
http://www.textologia.ru/russkiy/alfavit-istoria/?q=554 Русский алфавит – описание букв русского языка, а также история
-
http://www.textologia.ru/russkiy/morfologia/?q=453 Русская морфология
-
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/zanimatelno-o-sushhestvitelnom.html Занимательно о существительном
-
http://rus.tgim1.edusite.ru/p17aa1.html Познаем, играя... Чайнворд «Прилагательное»
-
https://infourok.ru/lingvisticheskie_skazki_po_russkomu_yazyku.-332507.htm Лингвистические сказки по русскому языку. образование притяжательных прилагательных
-
http://glagols.narod.ru/skazki_o_glagole.html Сказки о глаголе
-
https://infourok.ru/proekt-na-temu-eti-zanimatelnie-chislitelnie-303061.html Эти занимательные числительные
-
http://si-sv.com/publ/15-1-0-264 Викторина по русскому языку
-
Раздел «Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, матапредметные и предметные) освоения русского языка в конце года»
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
-
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
-
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
-
осознать свое место в мире;
-
оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-
анализировать и обобщать на основе фактов;
-
устанавливать причинные явления и их следствия;
-
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
выполнять проекты в устной и письменной форме;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
узнавать отличительные признаки основных языковых единиц;
-
пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
-
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
-
систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-
взаимодействовать со сверстниками;
-
совершенствовать собственную речь.
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.