Обобщение педагогического опыта «Моделирование и построение воспитательной системы
Автор: Татаринцева Ирина Викторовна
заместитель директора по ВР
Тема: Обобщение педагогического опыта
«Моделирование и построение воспитательной системы»
МБОУ СОШ №11 им. Г. С. Титова
Щёлковский муниципальный район Московской области
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Цель и задачи программы
-
Цель
-
Воспитательные задачи
-
-
Основные принципы построения воспитательной системы
и её структура
-
Принципы
-
Структура воспитательной системы
-
Методы и формы работы в рамках воспитательной системе
-
Методы, создающие условия субъект - субъектных отношений
-
Формы воспитательной работы.
-
-
Приоритетные направления воспитательной системы
-
Приоритетные направления воздействия на развития личности ребёнка
-
Направления деятельности воспитательной системы
-
-
Спроектированный образ и модель выпускника
-
Образ выпускника - начальная школа
-
Образ выпускника 9 класса
-
Образ выпускника 11 класса
-
-
Содержание деятельности в рамках воспитательной системы
-
Структура устройства государства Титов-град с 5-11 класс.
-
Структура устройства государства Титов-град с 4-11 класс
-
Планируемые результаты
-
Критерии успешности организации воспитательной работы
-
Список литературы
-
Пояснительная записка
Учение – это лишь один из лепестков того
цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков,
создающих красоту цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей
вне урока и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В. А. Сухомлинский.
Современная школа стремится стать разно уровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей. Но! При этом нужно помнить, что уважение человеческого достоинства учащегося, признание его прав связано, прежде всего, с уважением детской природы. Л.Н. Толстой писал: «Школьники − люди, хотя и маленькие люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие». Писатель считал, что необходимо создать новую образовательную систему, которая бы существовала «не для народа, а из народа». В качестве ее ценностных основ он выдвигает идею свободы, «право свободного развития каждой личности».
«Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее, как от сверх цели».
Академик Л.И. Новикова советовала педагогом не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся, придумывать, проводить его, подводить итоги должны сами дети. Главное помочь и подготовить учащихся к деятельности, научить работать и постепенно предоставлять детям больше самостоятельности. Через активную деятельность ученик получает необходимый и полезный для него опыт, приобретая необходимые навыки для реализации собственных идей.
Школа благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь ребёнку в самореализации и самоутверждении, что, несомненно, способствует его творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Этот потенциал может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять образовательным процессом, при этом воспитывать детей на общечеловеческих ценностях. Нравственность, социальная активность, владение культурой своего народа, толерантность, стремление к самосовершенствованию – вот ведущие ценности, которые составляют основу воспитательной системы МБОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова.
2. Цели и задачи воспитательной системы школы
2.1. Цель
Поддержка социальной и творческой активности учащихся во всех сферах образовательно - воспитательной деятельности, по средствам создания благоприятных условий для саморазвития и самовыражения ребенка с использованием индивидуальных, личностно - ориентированных форм и способов педагогического воздействия и взаимодействия.
2.2. Воспитательные задачи:
-
Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.
-
Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
-
Организация работы ученического самоуправления, для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося и привлечения к управленческой деятельности детского коллектива;
-
Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.
-
Основные принципы построения воспитательной системы и её структура
-
Принципы:
-
-
Личностно - деятельностный подход. Уважение своеобразия каждого ребёнка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
-
Компетентностный подход. Способность человека успешно действовать в различных проблемных ситуациях, нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и, в целом, за общество.
-
Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.
-
Принцип сотворчества. Сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
-
Принцип дифференциации. Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
-
Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
Важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.
-
Структура воспитательной системы школы
Воспитательная
система «Воспитание творчеством» МБОУ
СОШ №11им. Г.С. Титова
Развитие
личности
(5 – 8
классы)
Сотвори
самого себя - это необходимо!
Найди себя как человека – гуманиста,
таланта, творца, труженика через освоение
ценностных ориентиров, позиций и опыта
поколений, через овладение различными
умениями во внешкольной деятельности Раскрытие
личности
(1
– 4 классы) Познай
самого себя - это интересно!
Познай себя как личность интеллектуальную,
гуманную, духовную, свободную и творческую
через формирование ценностного отношения
к себе и другим
Становление
и самоактуализация личности (9
– 11 классы)
Прояви
себя - это реально!
Реализуй себя как социально мобильный
субъект – товарищ, друг, член семьи,
член общества, гражданин великой страны
– через становление социально активной
личной, гражданской позиции. С этой
целью способствовать развитию школьного
самоуправления, сообществ по интересам.
Главное – это создать условия для
целенаправленного систематического
развития человека как субъекта
деятельности, как личности и как
индивидуальности.
-
Методы и формы работы в рамках воспитательной системе
4.1. Методы, создающие условия субъект - субъектных отношений:
-
метод открытого диалога;
-
метод свободного выбора;
-
метод коллективного анализа и оценки;
-
метод «мозгового штурма»;
-
метод самоанализа и самооценки;
-
метод импровизации.
4.2. Формы воспитательной работы.
-
мероприятия
-
игра
-
общее дело
Мероприятие – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Формы работы:
-
беседы;
-
лекции;
-
дискуссии;
-
диспуты;
-
культпоходы;
-
прогулки;
-
обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения)
Общее Дело – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами школьного или классного коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Формы работы:
-
трудовые десанты, операции и акции;
-
рейды;
-
ярмарки; фестивали;
-
самодеятельные концерты и спектакли;
-
вечера
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения, обучения.
Формы работы:
-
деловые игры
-
ролевые игры
-
развлекательные
-
спортивные
-
игры-путешествия
-
Приоритетные направления воспитательной системы
5.1. В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили
следующие приоритетные направления воздействия на его личность:
-
эстетизация школьной жизни. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности;
-
развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей;
-
формирование и укрепление школьных традиций;
-
укрепление сотрудничества детей и взрослых;
-
превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания;
-
создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста.
-
Направления деятельности воспитательной системы
-
Познавательная деятельность. Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
-
Гражданско- патриотическое воспитание. Цель: создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированной на воспитание патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
-
Развитие ученического самоуправления. Цель: привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы.
-
Профилактика и предупреждение асоциального поведения среди несовершеннолетних и безопасность жизнедеятельности учащихся.
Цель: Создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
4. Спортивно – оздоровительное направление, через реализацию программы «Государство Титов-град – территория здоровья»:
Цель: физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
-
Духовно- нравственное. Цель: гармоничное духовно- нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе духовных, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины
-
Диагностика и мониторинг.
-
Школьные традиции.
Особое место в воспитательной деятельности играют сложившиеся в школе традиции:
-
Общешкольные (символика: гимн, герб школы, законы государства «Титов-град», регулярно обновляемая настенная стендовая наглядность, традиционные мероприятия)
-
Проведение предметных недель.
-
Традиции классных коллективов (совместная с родителями подготовка мероприятий, походы, экскурсии, День матери, оформление классных комнат и уголков, КТД).
Сформировавшиеся школьные традиции способствуют успешной адаптации ребенка в коллективе, раскрытию творческих и интеллектуальных способностей, прививают чувство гордости и любви к своей школе и классу. Кроме того, традиции воспитывают нравственные, духовные ценности, формируют такие черты характера, как ответственность, организованность, честность, уважение и внимание к окружающим людям, что отражается в образе выпускника школы.
6. Спроектированный образ и модель выпускника.
6.1. Образ выпускника - начальная школа:
-
имеет широкий познавательный интерес, любознателен, формируются мыслительные операции;
-
способен к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;
-
наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
-
умеет замечать и приумножать прекрасное в искусстве, природе;
-
следит за своей внешностью, стремится к здоровому образу жизни;
-
внимательный, заботливый сын (дочь).
6.2. Образ выпускника 9 класса:
-
формируются система знаний в различных сферах человеческой деятельности, приемы самообразования и самовоспитания;
-
усвоены основы коммуникативной культуры личности: умеет высказываться, отстаивает свою точку зрения, умеет слушать и слышать;
-
проявляет гражданскую позицию, ориентируется на социально-ценные формы и способы самореализации и самоопределения;
-
способен видеть и понимать гармонию и красоту, проявляет свои способности в творческой деятельности;
-
осознает здоровье как одну из важных жизненных ценностей;
-
умеет создавать уют в доме; проявляет заботу о членах своей семьи.
6.3. Образ выпускника 11 класса:
-
адекватно оценивает свои реальные и потенциальные возможности;
-
владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, сформированы личностные позиции в самоопределении;
-
владеет умениями и навыками культуры общения; способен поддерживать эмоционально устойчивое поведение; регулирующее отношения человека к обществу, окружающей среде;
-
стремится творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
-
проявляет заботу о своем здоровье;
-
понимает сущность характера и нравственных черт других людей;
-
осознает важность семьи в жизни человека, стремится к расширению знаний и умений в создании домашнего очага.
7. Содержание деятельности воспитательной работы
«Школа – наш второй дом. Часто эту фразу можно слышать из уст учителей, школьников. Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы решили создать свою школьную страну, где всем жителям будет весело и интересно. Титов-град – школьное демократическое государство со своими законами, правами и обязанностями граждан града. Странствуя по Титов - граду, учащиеся выступают в роли путешественников, исследователей, первооткрывателей, экскурсоводов. Наше школьное государство сконструировано по совмещенной административно-игровой модели -условное название «Школьное государство».
Административная модель - «Президентский совет». В Президентский совет входят: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, инициативная группа родителей и представитель Управляющего совета. Основными функциями совета являются: организация (подготовка учащихся к деятельности), регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если есть отклонения от нормы, контроль и диагностика – выявление степени отклонения реального процесса от планируемого, отслеживание и корректировка механизмов сотрудничества учитель – ученик – родитель.
Организацию жизнедеятельности в государстве осуществляет школьный Парламент, который состоит из 10 министерств: науки и образования, печати и информации, труда и экологии, безопасности, социального развития, культуры, спорта, министерств по связям с учителями, родителями, шефами. За каждым Министерством закрепляется куратор из числа педагогов или родителей, кураторы осуществляют педагогическую поддержку работы министерств.
Игровая модель (название «Титов-град») — основана на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры. Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия. «Игровой технологией можно воспользоваться для образовательных целей» (Герберт Спенсер), а значит и для воспитательных.
В своей деятельности Президентский совет и школьный Парламент использует различные управленческие методы: аналитико – диагностические, общественные поручения, самоотчеты, информационно – аналитические. И формы деятельности: заседание, собрание, конференция, выпуск еженедельной газеты «Школьный калейдоскоп». Управление школьным государством Титов – град осуществляют учащиеся 9-11 классов. Ребята старшей школы помогают обрести школе свой имидж, создать неповторимую атмосферу совместного творческого поиска с учащимися основной школы и начальной, а также со всеми службами района, отвечающих за воспитательную работу.
-
Структура устройства государства Титов-град с 5-11 класс.
Учащиеся 5-11 классов объединяются в классы-города. Каждый класс представлен как отдельный город со своей символикой: названием, девизом, гербом. В каждом городе избирается мэр (староста) и администрация, в которую входят советы: по спорту, труду, образованию и т.д.
Жители городов, путешествуют по Титов - граду, продвигаются по обозначенному маршруту от улицы до переулка, проспекта, площади и участвуют в мероприятиях, предусмотренных той или иной остановкой.
Титов-град включает в себя 8 остановок, 8 традиционных ключевых дел, помогающих учащимся раскрыть свои индивидуальные способности:
• переулок Школьный
• площадь Творчества
• переулок Радости
• площадь Зимних забав
• улица Патриотическую
• площадь Театральную
• переулок Экологический
• улица Милосердия.
Все мероприятия, проводимые в рамках одной из восьми остановок, объединяются в творческие периоды, в центре такого периода – яркое общешкольное традиционное дело (название остановки).
Маршрут путешествия составляется на заседании Парламента. Названия улиц, площадей, переулков меняются каждый год и соответствуют мероприятиям запланированным планом воспитательной работы школы. Разработанный проект карты Титов - града, основные остановки путешествия принимаются и утверждаются на Президентском совете, в присутствии директора или администрации школы, с приглашением классных руководителей.
-
Структура устройства государства Титов-град с 1-4 класс
Основу организации участия начальной школы в программе, составляет игра – путешествие по «Республике ВНУКОВ»:Весёлых, Находчивых, Умных, Культурных, Отзывчивых, Всезнаек. На четыре года учащиеся 1-4 классов становятся жителями «Республики ВНУКОВ» входящей в состав школьного государства Титов - град.
Вместе с классным руководителем, губернатором республики (представитель школьного Парламента) и под шефской заботой министерства социального развития, дети получают новые знания, развивают навыки самоуправленческой деятельности. В игре-путешествии действует система чередования поручений, чтобы каждый ребёнок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности.
В путешествие ученики отправляются в вагончиках. В пути их сопровождают проводники-вожатые из министерства социального развития.
Остановки путешествия совпадают с остановками карты Титов - град, но изменяются маршруты пути:
-
«Озеро поручений» (1-й класс)
-
«Река важных дел» (2-й класс)
-
«Водопад творческих дел» (3-й класс)
-
«Море успеха» (4-й класс).
На каждом маршруте дети попадают в «городские лабиринты», из которых можно выбраться по тропинкам (КТД), помогающим оказаться на следующем маршруте.
-
Планируемые результаты.
-
Создание толерантной школы с демократическими отношениями, деятельным соуправлением и позитивным имиджем в городской, районной образовательной среде.
-
Повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в данной воспитательной системе, наличие здоровой конкуренции), так и на уровне района, города (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях).
-
Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой – либо сфере деятельности.
-
Выработка положительной мотивации к здоровому образу жизни;
-
Улучшение физического и духовного состояния;
-
Формирование умения жить в коллективе, самодисциплины, взаимовыручки
-
Критерии успешности организации воспитательной работы в школе:
-
Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы.
-
Координирующая роль директора и участие администрации в организации воспитательного процесса в школе.
-
Включенность родителей в воспитательный процесс.
-
Информационное обеспечение участников воспитательного процесса.
-
Наличие фонда поддержки воспитания в школе.
-
Главным условием успешности создания воспитывающей деятельности в школе следует считать создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата.
-
Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует и тех, для кого планируют). Обязательное сочетание традиционного планирования с ситуационным.
-
Разумное сочетание психологически благотворной среды и четких естественных педагогических требований.
-
Наличие сложившейся (или еще формирующейся) системы стимулирования участников воспитательного процесса.
-
Оптимальный охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям, главное направление деятельности педагогов – расширение культурного и нравственного диапазона представлений и ценностей учащихся.
-
Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.
-
Удовлетворенность уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательного процесса его участниками.
-
Наличие детского соуправления, соответствующего различным направлениям самодеятельности.
-
Смысл воспитания в передаче социального опыта учащихся, включении их в действительность по накоплению собственного позитивного опыта.
-
Постоянное нарастание динамики в оценке учащихся, роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношением с родителями.
Список используемой литературы:
-
Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно – методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 352 с.
-
Курганский С.М. Путешествие по Играй – городу. Организация досуговой деятельности учащихся среднего подросткового возраста: Основные аспекты, сценарии мероприятий: 5-8 классы. – М.: 5 за знания, 2007. - 192 с. (Классному руководителю).
-
Н.П.Кузнецова, Е.В. Мейснер. Административное управление воспитательным процессом / Учитель – Волгоград: 2006. -250 с.
-
Курганский С.М. Путешествие в страну творчества и самоуправления: Организация досуговой деятельности учащихся старшего школьного возраста: Основные аспекты, сценарии мероприятий: 9-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007. - 208 с.- (Классному руководителю).
-
Караковский В. А. воспитательные системы школы: педагогические идеи и опыт формирования. –М., Новая школа, 2003.
-
Нечаев М.Н. Управление развитием воспитательной системы школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011 – 160 с.
-
Степанова, П.В., Григорьев, Д.В., Кулешова, И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М., 2009.
-
Степанов П. Как создать воспитательную систему школы: возможные варианты. М., 2006.
-
Стрекозова З.М., Казеева О.С. Создание и развитие воспитательной среды. М., 2009.
-
Степанова Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса (учебно –методическое пособие). М., 2007.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.