Проект "Значение слов "танец" и "пляска" в словарях, литературе
Тип материала: другое, конкурсная работа (Международный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»)
просмотров: 2571
Проблема: Взаимозаменяемы ли слова пляска и танец? С какой целью писатели в своих произведениях обращаются к народным танцам и пляскам?
Цель проекта: разобраться со значением слов «пляска» и «танец», выяснить их роль в жизни и художественных произведениях.
Объект исследования – слова «танец» и «пляска» в словарях и литературе.
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Жирновский центр детского творчества»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Международный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся
«Первые шаги в науку»
Номинация - художественное эстетическое направление
Тема проекта: Значение слов «танец» и «пляска» в словарях, литературе
Авторы: Шевченко Мария, обучающиеся ансамбля эстрадного танца «Виктория» (6-й год обучения - 6 класс)
Предмет - хореография
Руководитель: Васюткина Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования
телефон: 8905-335-1202
адрес электронной почты: nvvasyutkina59@mail.ru
Жирновск
2017
Содержание
1.Введение……….………..…………………………………………………….3
2.Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Танец как вид искусства………………...........................................4-5
1.2 Виды хореографического искусства ……………….......................5-7
Глава 2. Практическая часть
2.1 Анкетирование………………………..…………..............................8
2.2 Значение слова «танец» в словарях .………………........................8
2.3 Значение слова «пляска» в словарях ………………………………8-9
2.4. Различие или сходство между значениями слов «пляска» и
«танец»………………………………………………………………...9
2.5. Использование слов «танец» и «пляска» в литературе……………9-11
3.Заключение………………………………………………………….................12-13
4.Список источников информации……………………………………….......14
Приложения:
Приложение 1 «Анкета».
Приложение 2 «Диаграмма «результаты анкетирования»».
Приложение 3 «Слово «танец» в словарях».
Приложение 4 «Слово «пляска» в словарях».
1. Введение
Актуальность. С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. К пластическому выражению своих эмоций способны все, поэтому танец соединяет людей.
Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего русского веселья без задорной пляски или танца? Энергия радости, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение.
Мы выбрали эту тему, потому что заинтересовались значением слов «пляска» и «танец». Я занимаюсь в ансамбле эстрадного танца «Виктория» в МКУДО «Жирновский ЦДТ» с 2012 года. Репертуар детского коллектива включает в себя эстрадные танцы: «Русское раздолье», «Ладушки»; историко-бытовые: «Берлинская полька», «Контрданс», «Вальс Людовика XV», «Полонез», «Падеграс» и др.; народные танцы: «Деревенская кадриль».
В процессе учебных занятий, на фестивалях и конкурсах слышала слова казачья пляска, народный танец, эстрадный танец, современный танец.
Мне стало интересно: когда я танцую, а когда пляшу?
Актуальность выбранной темы заключается в: недостаточной разработанности; объективной сложности изучения; информационной ценности имеющегося материала.
Проблема:
- Взаимозаменяемы ли слова «пляска» и «танец»?
- С какой целью писатели в своих произведениях обращаются к народным песенным традициям, танцам и пляскам?
Цель проекта: разобраться со значением слов «пляска» и «танец», выяснить их роль в жизни и художественных произведениях.
Объект исследования – слова «танец» и «пляска» в словарях и литературе.
Предмет исследования: использование слов «пляска» и «танец» в художественных произведениях (повести, басни, стихи).
Задачи, поставленные для реализации проекта:
- составить план работы;
- изучить словари, художественную литературу по данной проблеме;
- провести опрос среди обучающихся хореографических коллективов «Виктория» и «Вдохновение»;
- проанализировать материал, отобрать нужную информацию для доклада и презентации;
- обработать статистическую информацию;
- подготовить презентацию и сообщение для научно-практической конференции в центре детского творчества.
Практическая направленность работы: проведенные исследования расширят знания по хореографии, литературе.
Во время работы мы использовали следующие методы исследования: метод анализа; наблюдения; сбора информации; метод опроса (анкетирование); сравнение; обобщение, метод умозаключения.
2. Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Танец как вид искусства.
Танец - это искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение одухотворяет, воздействует на зрителя, с целью изменения его душевного существа, - это уже искусство.
Танец (польск. taniec, от нем. Tanz) вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика.
В танце душевные переживания передаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
Танцевальное искусство берет начало в глубокой древности. Редкостно-танцевальные древние греки истолковывали танец как прекрасный дар богов. Существовали танцы воинственные, культовые, общественных праздненств и театральные, танцы в быту.
У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь или злость. В танце можно показать даже фантазии, разочарования и надежды.
Все человеческие эмоции проявляют себя с помощью движения. Попытайтесь передать свою радость или гнев словом, не двигая при этом ни единым мускулом лица или тела. У вас не получится! Трудно будет понять на самом деле - вы радуетесь или печалитесь?
Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Но так как оно было заимствовано из польского языка, к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.
В танце есть все. В классике - благородство, изящество, сдержанность. Это так пригодится вам на приемах и презентациях. В быстрых танцах - динамика, ритм, множество вариаций. Это станет вашим внутренним ритмом, который поможет справиться с проблемами современной жизни. В восточных танцах заключена философия, мудрость, достоинство и мягкость.
Основные характеристики танца - это ритм (быстрое или медленное повторение и варьирование движений), рисунок (сочетание движений в композиции), динамика (размах движений), техника (степень владения телом и мастерство исполнения).
Танец дает вам то, что вы в него вкладываете. Это ваша забава, хобби, отвлечение от жизни. И вы не найдете в танце более глубоких смыслов, если не перестанете относиться к нему как к бездумному движению; перестанете - и танец превратится в зеркало и подарит вам отражение черт вашей личности, ваших личных проблем, (о которых в повседневности вы стараетесь не думать), даст вам возможность разрешить их.
Танец, как любой вид физической активности обязательно приносит результаты, если заниматься регулярно и интенсивно. Причем берется он за организм комплексно, в отличие от тренировок в тренажерном зале. Уровень подготовки начинающего (за исключением нижнего брейка) может быть любым, как и возраст. Благодаря гармоничному развитию всех мышц танец обеспечит вам изящество тела, силу и выносливость, выровняет спину, научит вас двигаться легко, четко и красиво.
Сегодня модно не только посещать вечеринки, но и оттачивать мастерство движений в танцевальных студиях. Причем с самыми разнообразными стилями и уровнями сложности. Популярности танцам добавляют фильмы, сценические шоу и музыкальные клипы с впечатляющими танцевальными номерами.
Танец - это искусство, и его стили несут в себе культуру многих столетий. Помимо великолепного движения, у танца есть история, легенды, наряды - все, что формирует его эстетику, которая одна, отдельно от всего остального, притягивает людей к себе. Танцуя, вы ощущаете причастность к великому культурному наследию [13].
1.2.Виды хореографического искусства.
Виды танцев можно подразделить на следующие категории:
1.Классический танец.
2.Народно-характерный танец.
3.Историко-бытовой танец.
4.Спортивно-бальный танец.
5.Эстрадный танец.
6.Современный танец.
Классический танец - исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовке сценического образа; сформированное на протяжении многих веков и у многих народов. Термин классического танца возник в России в конце девятнадцатого века в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на классических и характерных. Движение классического танца строятся па основе выворотности. Деятели русской хореографии создали школу классического танца, отличающуюся национальным характером, чистотой и благородством пластического языка, умением наполнять танец драматическим содержанием.
Балет - (франц. ballet, от итал. balletto - танец), вид сценического музыкально-театрального искусства, содержание которого раскрывается через танец. Как придворно-аристократическое искусство начал формироваться в Европе в XVI в. из танцевальных сценок, исполнявшихся на карнавалах и праздниках. Балет может быть сюжетным (классическим, драматическим) и бессюжетным (балет-симфония, миниатюра).
Начало балетов в России относится к Петровской эпохе. При Анне Иоанновне в Петербурге появилось несколько иностранных балетмейстеров, принесших на русскую почву достижения балетного искусства, значительно успешного в Европе, особенно в Париже. В России балет распространяется в XVIII в. Термин «классический балет» появился в России в 50-60-е годы XIX в.
В XIX - XX в. в искусстве балета ни одна страна не может сравниться с Россией. В XIX в. высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш.Л. Дидло, М.И. Петипа и Л.И. Ивановым. Огромное влияние на мировой балет оказали «Русские сезоны» за границей, организованные С.П. Дягилевым.
Отличительные признаки балета, распознаваемые даже невооруженным глазом, - выворотность, характерные постановки ног, корпуса, рук (см. позиции) и пуанты, позволяющие встать на пальцы.
В современном балете, наряду с классическими элементами, широко применяются движения джаза, модерна, гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они очень обогащают старинное искусство [13].
Народный танец выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства - с музыкой. Народный танец - результат
коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высоких художественных качеств. Характерный танец - одно из выразительных средств балета (театра, разновидности сценического танца). В начале 19 века термин служил определением танца в характере, образе. Танцы строятся на движениях, характеризующих данных персонажей, часто включались бытовые жесты, позиция была менее строгой, чем в классическом танце.
Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.
Народное творчество является основой, на которой создается и развивается профессиональное искусство, источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Танцы, лишенные народной основы, были недолговечны и скоро забывались.
Безусловно, танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушных зритель танца фламенко (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских, кельтских и других народных танцев.
В славянских танцах - от Балкан до России, несмотря на различия в языках, культуре, стилях жизни, очень много общих черт: кружения под руки, променады, воротца… Фигуры старинных русских хороводов и не менее старинной французской фарандолы во многом схожи. Элементы испанских, цыганских и андалузских танцев во многом напоминают шаги ирландской джиги. Вольта - предшественница вальса - танец французский, но шаги с поворотом дамы в паре появились в нескольких странах одновременно и сразу приобрели популярность. Исконный народный танец многих стран - хоровод. Старинные хороводные пляски продолжают жить во многих уголках земного шара, и каждый народ вносит в исполнение хороводных танцев изменения - национальную культуру и темперамент.
Интересно, что в развитии танца важную роль играл климат. Если вы собираетесь на поляне в мороз, что вы будете делать? Правильно, притоптывать. И двигаться быстро. Поэтому русские, ирландцы, другие славянские народы имеют характерные танцы с притопыванием и подскоками. (В испанских танцах тоже есть дроби, но нет таких подскоков). На морозе, конечно, можно двигаться и медленно, но только очень тепло одевшись. Теплая и соответственно тяжелая одежда порождает хороводы. Чем холоднее климат, тем теплее и тяжелее одежда, а потому и медлительней танец. Так, наш русский танец существенно различается на севере и юге. На севере больше "важничают", на юге двигаются легче и задорнее. Различные предметы и аксессуары также формируют определенные движения, которые затем исполняются и без данного предмета в руках. Например, траектории движения танца с веером можно проследить в танцах народов, использующих веер (испанские, японские и др.) и когда этот веер в руке отсутствует.
Народный танец в России популярен во многом благодаря ведущим ансамблям танца. Исполнение ими сложнейших узоров, рисунков и трюков привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого «продвинутым» народным танцем, который уже отличается от своих истоков [13].
Историко-бытовой танец - основан на элементах бытовых и бальных движений. Сохраняют в себе эпоху времени возникновения, они отражают время, эпоху. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.
Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах. Виды историко-бытовых танцев: Бранль, Полонез, Менуэт, Французская кадриль, Контрданс, Падеграс, Фигурный вальс и др.
Спортивно-бальный танец – представляет две программы: латиноамериканская программа и западно-европейская программа.
Латиноамериканская программа включает пять танцев: самба (танец экспансивный и зажигательный), ча-ча-ча (кокетливый и веселый), румба (романтический и чувственный), пасодобль (напряженный и трагический, отображающий корриду) и джайв (беззаботный и энергичный). Всем этим танцам свойственна ритмичная музыка, и они требуют отменного восприятия темпа. Латиноамериканские танцы отличаются своеобразной пластикой движений. Они более независимы и свободны для импровизаций, особенно со стороны партнерши, которая всячески подчеркивает свою красоту, элегантность и изящество [13].
Программу Европейских танцев или Стандарт (Standard,St) составляют 5 танцев: Медленный Вальс, Медленный Фокстрот, Танго, Квикстеп или Быстрый Фокстрот и Венский Вальс.
Эстрадный танец - вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка, предназначающаяся для эстрадного исполнения. Построена на чёткой драматургической основе, на лаконичных средствах хореографической выразительности. Истоки эстрадного танца в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах [16].
Современный танец - путь к раскрытию себя. Современные танцы – это отличный способ не только проявить и показать себя на танцполе, но также возможность лучше узнать самого себя, погрузиться в глубины самосознания. Современный танец – это передача понимания окружающего мира через призму современности – поп-музыку, мейнстрим, стиль одежды, раскованность. Этот вид танца создан для тех, кто увлекается современными направлениями в музыке, кто любит тусовки и клубы, для тех, кто не стесняется своего тела. Современный танец на то и современный, чтобы идти в ногу со временем, видоизменяясь под стать моде, веяниям поп-культуры, массовым запросам [17].
Существует две большие группы танца современности со своими подкатегориями:
- Клубные танцы (джаз-фанк, индастриал, хаус, стрип-данс, шафл, хакка, джампстайл, гоу-гоу, вог и другие);
- Уличные стили (хип-хоп, локинг, попинг, дабстеп, электро дэенс, драмнбасс, крамп и т.д.).
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование.
Для того, чтобы выяснить взаимосвязаны ли слова «танец» и «пляска», мы решили провести опрос обучающихся хореографических детских коллективов МКУДО «Жирновский ЦДТ»: «Вдохновение» и «Виктория». Опрос проводился посредством анкетирования (приложение 1). В опросе приняли участие 33 обучающихся.
Респондентам (5-х, 8-х классов) был задан следующий вопрос:
- Как вы считаете « танец» и «пляска» слова – синонимы?
Результаты анкетирования представлены на диаграмме (приложение 2)
Обучающиеся, которые ответили, НЕТ дали собственный ответ. Например:
- Пляска бывает народной, а танец это постановка на данную тему.
- Пляска это когда ты танцуешь и этот танец без смысла, а танец должен иметь смысл.
- В танце должна быть главная мысль, а танец придумывают заранее.
- Пляска - это что хочешь, то и танцуешь, как на дискотеке.
Результаты анкетирования показали, что мнение обучающихся разошлись, и мы еще раз убедились, что данный вопрос требует более глубокого изучения и анализа в процессе работы со словарями.
2.2.Значение слова «танец» в словарях.
Изучили материал шести орфографических словарей: большой энциклопедический, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, Толковый словарь Ожегова и др. (приложение 3).
В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой танец это:
1) Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела.
2) Ряд телодвижений, исполняемых в определенном темпе и ритме в такт музыке.
3) Музыкальное произведение в ритме и стиле таких телодвижений.
В Большом Энциклопедическом словаре «танец» (польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство - одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца.
Обобщив изученный материал, сделали собственное умозаключение: танец - вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика.
2.3. Значение слова «пляска» в словарях.
Изучили материал десяти орфографических словарей: большой энциклопедический, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, Толковый словарь Ожегова и др. (приложение 4).
В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова Пляска - Танец (обычно народный). Веселые пляски.
В Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений Абрамова, Н. (Переферкович Н. А.): Пляска - Танец, пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку.
В Словаре О. Даля Плясать - плясывать, танцевать, ходить под музыку, с разными приемами, телодвиженьями. Плясать русскую, казачка. Плясать под чужую дудку, льстиво исполнять чужую волю.
Проанализировали значение слова ПЛЯСКА в изученных словарях и сделали собственное умозаключение: Пля́ска — танец, хождение под музыку, с разными приёмами, телодвижениями. Вид народного танца. Включает хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур.
2.4. Различие или сходство между значениями слов «пляска» и «танец».
Проанализировала информацию из орфографических словарей, данных анкетирования, литературы по хореографии (Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.) пришли к выводу:
Пляска основной жанр русского танца отличается импровизационностью. В ней наиболее полно выражается состояние человека: буйное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и т.д. Пляска это, прежде всего радость, здоровье сила, это выход энергии пляшущего человека.
Танец - вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Пляска как основной жанр русского народного танца входит в понятие «танец».
2.5. Использование слов «танец» и «пляска» в литературе.
Изучили художественные произведения: Максима Горького повесть «Детство», басни Ивана Крылова «Стрекоза и муравей» и «Рыбья пляска», стихотворения Владимира Высоцкого «Белый вальс» и Александра Блока «Испанке» для решения проблемы.
В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою душу, повествовала о нелегкой женской доле, о жизненных трудностях и невзгодах, а когда лицо «засияло доброй, приветливой улыбкой», то создавалось впечатление, что она вспоминает о чем-то радостном, счастливом. Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».
Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные метафоры и сравнения: «плыла по полу бесшумно, как по воздуху», «большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно», «лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой», «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то», «замерла, прислушиваясь», «её сорвало с места, закружило вихрем». Эти художественные средства позволяют не только увидеть описываемую картину, но и почувствовать состояние героини.
Танец бабушки – неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.
В баснях Ивана Крылова «Рыбья пляска» и «Стрекоза и муравей», автор показывает свое отношение к героям, их простоту, далекость от искусства.
Отрывок из басни Ивана Крылова «Рыбья пляска»:
«Великий государь! Здесь не житье им — рай.
Богам о том мы только и молились,
Чтоб дни твои бесценные продлились».
(А рыбы между тем на сковородке бились.) —
«Да отчего же,— Лев спросил,— скажи ты мне,
Они хвостами так и головами машут?» —
«О мудрый царь! — Мужик ответствовал,— оне
От радости, тебя увидя, пляшут».
Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь,
Еще изволя раз на пляску их взглянуть,
Отправился в дальнейший путь.
Отрывок из басни Ивана Крылова «Стрекоза и муравей»:
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Авторы и Максим Горький и Иван Крылов применяют слово «плясать» для того, чтобы создать у читателя соответствующее настроение, нарисовать в воображении яркую картину прочитанного.
В стихотворении Владимира Высоцкого «Белый вальс» и Александра Блока «Испанке» авторы применяют слова «танцевать» и «танец» согласно обстановке, в которой происходит действие. Вследствие чего у читателя возникает ощущение легкости, воздушности, красоты.
Отрывок из стихотворения Владимира Высоцкого «Белый вальс»:
Какой
был бал! Накал движенья, звука,
нервов!
Сердца стучали на три счета
вместо двух.
К тому же дамы приглашали
кавалеров
На белый вальс, традиционный
- и захватывало дух.
Ты сам, хотя танцуешь с горем
пополам,
Давно решился пригласить её
одну, -
Но вечно надо отлучаться по
делам -
Спешить на помощь, собираться
на войну.
Стихотворение Александра Блока «Испанке»:
Не лукавь же, себе признаваясь,
Что
на миг ты был полон одной,
Той, что
встала тогда, задыхаясь,
Перед редкой
и сытой толпой.. .
Что была, как печаль,
величава
И безумна, как только печаль..
.
Заревая господняя слава
Исполняла
священную шаль.. .
И в бедро уперлася
рукою,
И каблук застучал по мосткам,
Разноцветные ленты рекою
Буйно
хлынули к белым чулкам.. .
Но, средь
танца волшебств и
наитий,
Высоко занесенной рукой
Разрывала незримые нити
Между
редкой толпой и собой,
Чтоб неведомый
северу танец,
Крик Handa и язык кастаньет
Понял
только влюбленный испанец
Или видевший
бога поэт.
Авторы применяют данные слова, чтобы создать у читателя соответствующее настроение нарисовать в воображении яркую картину прочитанного, глубже раскрыть характеры героев.
3. Заключение (выводы и практическая значимость проекта)
Безграничны возможности искусства! Всем сердцем любя родную землю, любуясь ею и гордясь своим народом, писатели, художники, композиторы из поколения в поколение передавали свои чувства в слове, цвете, музыке, движениях. И как бы не назывались жанры их произведений: стихотворения или рассказы, картины или рисунки, танцы или пляски – в них авторы раскрывают сущность национального характера, выражают идеи мира и добра.
В процессе работы мы смогли найти ответы на поставленные нами проблемные вопросы в начале работы над проектом:
1. Взаимозаменяемы ли слова «плясать» и «танцевать»?
2. С какой целью писатели в своих произведениях обращаются к народным песенным традициям, танцам и пляскам?
Слова «танец» и «пляска» связаны между собой, но имеют оттенки.
«Пляска» – это импровизация, простота и незамысловатость. Пляска основной жанр русского танца отличается импровизационностью. В ней наиболее полно выражается состояние человека: буйное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и т.д.
«Танец» - вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Пляска как основной жанр русского народного танца входит в понятие «танец».
Писатели в художественных произведениях используют эти слова для создания образа героя, места действия, характеристики значимых деталей.
Практическая значимость проекта:
1.Использование информации не только о танцах и пляске, а о духовных истоках искусства в целом:
- в 6-7 классах на уроках литературы в общеобразовательной школе при изучении повести М. Горького «Детство»,
- на уроках мировой художественной культуры, основ православной культуры в школе искусств.
2.Расширение кругозора в области хореографии (умение различать виды и направления танцев).
3.Овладение личностными и метапредметными результатами: личностные (ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата), регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации), познавательные (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты), коммуникативные (формулировать собственное мнение и позицию).
В процессе работы над проектом овладели навыками работы с различными информационными источниками, научилась делать презентации.
Трудности, в основном были связаны с отбором необходимого материала из большой информационной массы и оформлением презентации.
Перспектива развития проекта:
1.Создание книжки-буклета для обучающихся хореографических коллективов города Жирновска.
2.Изучение цели использования слов «танец» и «пляска» в музыкальных произведениях и живописи.
Танец – это глоток чего-то нового.
Чего-то, что спрятано глубоко внутри тебя.
Танец – это возможность на время стать другим.
4.Список источников информации
1.Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1999.
2.Бабенко Л.Г. Большой толковый словарь синонимов русской речи. М.: АСТ-Пресс, 2008.
3. Блок А. Испанке. blok.lit-info.ru
4.Большой энциклопедический словарь. http://www.vedu.ru
5.Википедия — свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org
6.Высоцкий В.С. Белый вальс. http://ru-poetry.ru
7.Горький М. Детство. М: Эксмо, 2010.
8.Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка: в 4 т. - М.: Русский язык, 1980. - Т. 3. - 555 с.
9.Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
10.Казначеева Т. А. ТАНЕЦ И ПЛЯСКА//В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
11. Крылов И. А. Лучшие басни для детей. М.: АСТ, 2014
12.Современный словарь русского языка Ефремовой. http://www.efremova.info/
13.Танцевальное искусство. Виды танцев. http://gigabaza.ru/doc/68166.html
14.Толковый словарь Ожегова. http://slovarozhegova.ru/
15.Энциклопедический музыкальный словарь. — Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 632 с.
16.Основные виды хореографического искусства. Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=33149.
17.Современные танцы. Источник: http://dancedb.ru/modern-dance/article/sovremennye-tancy-chto-ehto/
Приложение 1
Анкета
ФИО обучающегося__________________ Коллектив ____________________ Возраст ___________________
(класс)
Ответьте на вопрос:
Как вы считаете ТАНЕЦ и ПЛЯСКА слова – синонимы?
а).Да
б).Нет
В случае ответа НЕТ напишите свой ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Диаграмма «Результат анкетирования»
Приложение 3
Слово «танец» в словарях
№ п/п |
Наименование словаря, автор |
Определение термина «танец» |
1. |
Большой Энциклопедический словарь |
ТАНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа — движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство — одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. На этой основе сформировался сценический танец (см. Балет). Профессиональный танец, достигнув высокого развития, стал основой европейского классического танца, танцевальных систем стран Азии и Африки. В Российской Федерации широкое распространение получили профессиональные и самодеятельные ансамбли народного танца. |
2. |
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой |
танец [танец] 1. м. 1) Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. 2) Ряд телодвижений, исполняемых в определенном темпе и ритме в такт музыке. 3) Музыкальное произведение в ритме и стиле таких телодвижений. 2. м. Процесс действия по знач. глаг.: танцевать (2*1). |
3. |
|
ТАНЕЦ, нца, м. 1.
Искусство пластических и ритмических
движений тела. Теория танца. Мастерство
танца. |
4. |
Википедия |
Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряжённости движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности:
В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется[3]. |
5. |
Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: |
Танец, пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку. |
6. |
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков |
танец танца, м. (от нем. Tanz).
|
|
Обобщенное понятие «танец» |
ТАНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа — движения и положения тела танцовщика. |
Приложение 4
Слово «пляска» в словарях
№ п/п |
Наименование словаря, автор |
Определение термина «танец» |
1. |
Большой Энциклопедический словарь |
Пляска - вид народного танца. Включает хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). Музыкальный размер 2/4 или 8/8. |
2. |
Энциклопедический словарь, 1998 г. |
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие "пляска": |
3. |
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой |
пляска ж. 1.Действие по знач. глаг.: плясать. 2.
|
4. |
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. |
пляска -и, ж.
|
5. |
Википедия |
Пляска:
Пля́ска — танец, хождение под музыку, с разными приёмами, телодвижениями. Производится более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребёнку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п. |
6. |
Абрамов, Н. (Переферкович Н. А.) Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: |
Танец, пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку. |
7. |
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков |
пляска пляски, ж. (разг.).
|
8. |
Словарь эпитетов. 2012 |
ПЛЯСКА Азартная, безудержная, безумная, бесшабашная (разг.), бешеная, бойкая, буйная, бурная, быстрая, вдохновенная, веселая, головокружительная, горячая, задорная, залихватская (разг.), захватывающая, искрометная, неистовая, отчаянная, пламенная, развеселая (разг.), разгульная, раздольная, разудалая (нар.-поэт.), страстная, стремительная, сумасшедшая (разг.), удалая, ухарская (разг.), энергичная, яростная. Восточная, народная, половецкая, русская, северная, солдатская, цыганская и т. п. |
9. |
|
|
10. |
Большой толковый словарь синонимов русской речи. |
искусство, танец; камаринская, пляс, отплясывание, перепляс, вертеж, барыня |
|
Обобщенное понятие «пляска» |
Пля́ска — танец, хождение под музыку, с разными приёмами, телодвижениями. Производится более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребёнку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п. Вид народного танца. Включает хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур. |
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»