"Угадай мелодию" интерактивная игра по мотивам балета С. С. Прокофьева "Золушка"
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
Рейтинг: голосов:10просмотров: 4958 комментариев: 1
«Угадай мелодию»
игра по мотивам балета С. С. Прокофьева «Золушка»
преподаватель МБУ ДО ДМШ
г. Павлово Нижегородской области
-2017-
Пояснительная записка
Автор: Лапина Светлана Александровна, преподаватель фортепиано, МБУ ДО «Детская музыкальная школа г. Павлово».
Учебный предмет: музыкальная литература.
Тема урока: «Музыкальные жанры: балет».
Целевая аудитория: учащиеся фортепианного отделения первого года обучения.
Цель: формирование навыка сознательного и эмоционального слушания музыки, узнавания музыкального произведения по музыкальному фрагменту.
Предварительная работа. На предыдущих занятиях дети знакомились с балетом С. С. Прокофьева «Золушка» как с жанром музыки.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате использования данного ресурса, учащиеся получат возможность научиться внимательно слушать и анализировать музыку, рассуждать о ней.
Возможности использования. Ресурс представляет собой интерактивную игру по принципу популярной игры «Угадай мелодию» (в программе PowerPoint 2013) для изучения темы «Музыкальные жанры: балет» в рамках урока музыкальной литературы из серии «За страницами учебника». Возможно использование ресурса и в общеобразовательной школе, после проведённой беседы о балете в качестве ознакомления с основными мелодическими линиями балета (в этом случае правильный ответ выбирается с помощью педагога, путём обсуждения и музыкального анализа прозвучавшего фрагмента).
Послайдовое описание ресурса и способов показа презентации
Блок (раздел) |
Действия учителя и учащихся |
Описание слайда |
Номер слайда |
|||
Информационный блок |
Учитель: «Старая сказка о любви, о несчастной сироте и великолепном принце. Книги, кино и мультфильмы, спектакли о Золушке любят и взрослые, и дети. Однако именно балет своим неповторимым союзом движения и музыки дал сказке новое рождение. Предлагаю сыграть в игру по мотивам этого прекрасного балета». |
Титульный слайд: название работы, сведения об авторе. Переход на слайд 2 настроен по щелчку. |
1 |
|||
|
Информационные источники: ссылки на Интернет-ресурсы, использованные для создания презентации. – завершение просмотра презентации. |
12 |
||||
|
Учитель: «Впереди нас ждёт увлекательная игра «Угадай мелодию». Один из детей по выбору учителя читает вслух правила игры. |
Правила игры: вид слайда с правилами игры.
Переход на слайд 3 настроен по щелчку. |
2 |
|||
Угадай мелодию |
Учитель предлагает начать выполнение заданий. |
Игровое поле: на слайде фортепианная клавиатура. На каждую белую клавишу установлена гиперссылка, ведущая на слайд-задание. В левом верхнем углу слайда солнышко, на него настроена ссылка-переход к слайду 12, который демонстрируется участникам в качестве сюрприза после окончания игры.
|
3 |
|||
Игра проводится фронтально, кто из детей быстрее поднимет руку, тот и произносит вслух правильный ответ. Правильные ответы на задания игры: Задание 1 – «Мечты Золушки о бале». Задание 2 – «Сцена с часами». Задание 3 – «Дуэт сестёр с апельсинами». Задание 4 – «Вариации Феи Зимы». Задание 5 – «Отъезд Золушки на бал». Задание 6 – «Кузнечики и стрекозы». Задание 7 – «Большой вальс». |
Слайды-задания: тестовое задание. На слайде список с названиями музыкальных фрагментов из балета «Золушка» с установленными на них триггерами. В случае верного ответа, по щелчку на выбранное название, появляется картинка-подтверждение (чёрно-белая страница с граммофоном открывает цветное изображение), остальные триггеры исчезают. Вид слайда с правильным ответом. В случае неправильного ответа, по щелчку на выбранное название, триггер исчезает. Переход к следующему слайду с заданием по стрелке. |
4-10 |
||||
Сюрприз |
Учитель: «Балет «Золушка» один из самых популярных балетов в мире, посмотрим видео фрагмент из балета, обратите внимание на то, что некоторые женские роли в балете исполняют мужчины». После просмотра видео учитель обращается к детям с вопросами: «Как бы вы назвали этот фрагмент? Почему? Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для изображения характера сестёр в музыке?». Ученики: «Этот танец можно назвать «Трое и платок», «Сёстры и мачеха», «Ссора», потому, что танцуют мачеха и сёстры, они ссорятся, а Золушка старается быть незаметной. Музыка звучала, изображая характер злых и вредных героев сказки, острые, колючие, резкие, отрывистые интонации, как будто сёстры кричат друг на друга, ругаются. Учитель (дополняет): «Недаром композитор назвал сводных сестёр Золушки Злюка и Кривляка. Музыка звучит в быстром темпе, громко, короткими длительностями, с неожиданными акцентами. Сергей Сергеевич Прокофьев назвал эту сцену «Па-де-шаль», что означает «Танец с шалью». Начало танца звучит изящно, но чем больше сёстры ссорятся, тем насмешливее, карикатурнее («карикатура» –изображение персонажа, содержащее насмешку, преувеличение) становится музыка. Как писал сам Прокофьев, для него было важным, чтобы «… балет «Золушка» получился наиболее танцевальным». И мастеру это действительно удалось. Движение слышится в каждом музыкальном предложении, в некоторые моменты кажется, что музыка сливается с движением, диктуя направление малейшего взмаха руки. Неудивительно, что «Золушка» стала настоящей классикой балета в первый же день своего появления на свет». Учитель благодарит всех за игру и отмечает лучших игроков. |
Слайд с видеофрагментом: видео воспроизводится по щелчку.
|
11 |
Используемые ресурсы
Слайд 1 ноты, принц, Золушка (архив), рамка, солнце (+ слайды 4, 10)
Слайд 3 клавиатура, ключ
Слайд 4 часы, подложка, граммофон (+ слайды 4-10), Золушка
Слайд 5 часы
Слайд 7 фея
Слайд 8 Золушка
Слайд
9
кузнечик,
стрекоза
Слайд
10
принц
и Золушка
Слайд 11 видео
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»