Занимательные задачи в курсе химии 9 класса
Занимательные задачи в курсе химии 9 класса
Подготовила: Манина Ольга Борисовна
учитель биологии и химии
МБОУ СОШ №4 г. Черногорска Республика Хакасия
Учебник: О.С. Габриелян Химия -9
2017г.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении химии.
При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить. Использование занимательных задач развивает интерес к предмету, помогает легче усвоить трудные темы курса
Составленные мной задачи не только занимательны, но и имеют межпредметную связь с технологией, медициной. Задания используются при изучении многих тем курса химии 9 класса: «Металлы», «Галогены», «Углерод», «Фосфор», здесь большое поле для творчества учителя, можно использовать их и для домашних работ.
Такие задания вызывают интерес у учащихся и могут способствовать определению их будущей профессии.
«Соединения щелочных металлов»
-
При приготовлении торта кондитер положил в тесто 0.1моль питьевой соды. Хороший ли это кондитер, если норма соды 15г?
Дано: n(NaHCO3)– 0,1моль m(NaHCO3)–? |
Решение M(NaHCO3)–84г/моль n = m/M m= n*M m= 0,1 моль* 84г/моль = 8,4 г. Соды использовано меньше нормы. Торт не соответствует рецептуре и не будет высокого качества. Ответ : m (NaHCO3) – 8,4 г. |
2.Как слабительное средство используется кристаллогидрат сульфата натрия (Na2SO4 * 10Н2О ) известная как глауберова соль. Какое количество вещества содержится в упаковке массой 15 г?
Дано m(Na2SO4 * 10Н20) – 15г. n (Na2SO4 * 10Н20) -? |
Решение M(Na2SO4 * 10Н20) = 322 г/моль n = m/M n = 15г/ 322г/моль = 0,046 моль. Ответ: n (Na2SO4 * 10Н20) – 0,046 моль. |
3.При повышенной раздражимости используют бромид натрия по 1г в сутки.
Вычислите количество вещества, попавшего в организм .
Дано m(NaBr) – 1г. ------------------------------ n (NaBr) -? |
Решение M(NaBr) = 103 г/моль n = m/M n = 1г/ 103г/моль = 0,0097 моль Ответ : n (NaBr) – 0,0097 моль |
Тема «Соединения щелочноземельных металлов»
1.При отравлении мухомором используется сульфат магния MqSO4*7Н20. Найдите массу 2 моль этого вещества.
Дано n (MqSO4*7Н20) – 2моль m(MqSO4*7Н20) -? |
Решение M(MqSO4*7Н20) = 246 г/моль n = m/M m= n*M m=2 моль* 246г/моль = 492г Ответ: m(MqSO4*7Н20) – 492 г. |
2. При наложении гипсовой повязки было израсходовано 3 моль медицинского гипса 2CaSO4* H2O. Найдите массу этого количества вещества.
Дано n (2CaSO4* H2O) – 3 моль -------------------------------- m (2CaSO4* H2O) - ? |
Решение M(2CaSO4* H2O) =290 г/моль n = m/M m= n*M m= 3 моль* 290 г/моль = 870г. Ответ: m(2CaSO4* H2O) – 870г. |
Тема «Серная кислота и её соединения»
1.Для опрыскивания деревьев садовники используют медный купорос. (CuSO4* 5Н20.) Садовник израсходовал 2 моль этого вещества. Определите массу израсходованного медного купороса.
Дано: n(CuSO4* 5Н20.) –2моль ----------------------------------- m(CuSO4* 5Н20.) - ? |
Решение M(CuSO4* 5Н20.) = 250 г/моль n = m/M m= n*M m= 2 моль*250г/моль = 500 г. Ответ: m(CuSO4* 5Н20.) – 500г. |
Проверить умения учащихся составлять формулы соединений металлов мне помогают такие задания:
1.Порошок Боткина используется как лёгкое слабительное. В его состав входят гидрокарбонат натрия и сульфат натрия. Составьте формулы этих солей.
2. Микстура Бехтерева используется как успокаивающее средство. В её состав
входят бромиды натрия, калия, аммония. Составьте формулы этих веществ. К какому классу веществ они относятся.
3.Жидкость Алибура применяется для лечения гнойничковых заболеваний устьев волосяных мешочков. В её состав входят сульфаты цинка и меди(II), камфорный спирт и вода. Составьте формулы солей.
4. Раствор Липовецкого используется при лечении кожных заболеваний. Он применяется наружно. В его состав входят иодид калия, соляная кислота, вода. Составьте формулы веществ.
5. Смесь Бурже используется при желудочно- кишечных заболеваниях. Составьте формулы веществ этой смеси, если в её состав входят сульфат натрия, сульфат магния, оксид магния, гидрокарбонат натрия.
6.Раствор Вишневского используется для местного обезболивания. Составьте формулы веществ этого раствора, если в его состав входят хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, соляная кислота 0,1 Н, вода.
7. Для лечения и профилактики гипертонии( повышенного артериального давления) используется гиперсол В его состав входят хлорид натрия, сульфат натрия, ортофосфат натрия, гидрокарбонат натрия, иодид натрия, хлорид калия, вода. Составьте формулы веществ этого средства.
8. Паста Унна используется при лечении кожных заболеваний. В её состав входят: карбонат кальция, оксид цинка, гидроксид кальция, масло льняное. Составьте формулы неорганических веществ. Сколько классов неорганических веществ входят в состав этого лекарства?
Библиографический список
-
Ф, Ванини,С. Ягер « Ваше здоровое сердце»
ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2007
-
Синев Д.Н. Гуревич И.Я. «Пособие для фармацевтов аптек»
Изд. Медицина 1982
-
Синев Д.Н., Марченко Л.Г., Синева Т.Д. «Справочное пособие по аптечной технологии лекарств» СПб; СПХФА, Невский диалект. 2001
-
Милованова Л.Н. ,Тарусова Н.М., Бавошина Е.В. «Технология изготовления лекарственных форм» Изд. Феникс 2002
-
Тихонов А.И., Ярных Т.Г. «Технология лекарств» ИЗд НФаУ «Золотые страницы» 2002
-
Справочник «Лекарственные препараты и биологически активные добавки
«ЗАО « Издательский Дом Ридерз Дайджест» 2007
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»