Вещества вокруг нас
Цель программы – создание условий для реализации требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в виде формирования универсальных учебных действий у учащихся 7 классов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по химии для 7 класса
«ВЕЩЕСТВА ВОКРУГ НАС»
Составитель:
учитель химии Майбурова Наталья Анатольевна
2016
Объячево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, которые отражают становление современной личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, использовать полученные знания на практике.
Одним из способов выполнения задач, поставленных перед основной школой, считаю возможность использования средств и методов важнейшей естественнонаучной дисциплины – химии, начиная с пропедевтического этапа. Актуальность данной программы кружка по химии обусловлена следующими факторами:
- формирует первоначальные химические знания о науке и областях ее применения через вещества, с которыми обучающиеся сталкиваются ежедневно в повседневной жизни (молоко, соль, сода и т.д), через реальные природные и социальные процессы, сведения о которых отсутствуют в образовательных программах по химии;
- показывает необходимость соблюдения техники безопасности в бытовых условиях; формирует бытовую химическую грамотность, а, следовательно, и часть общей культуры человека;
- использует высокий уровень познавательной активности, характерный для школьников 7 классов, для широкого применения химического эксперимента как важнейшего метода обучения химии, часы на проведение которого сведены к минимуму в курсе химии 8 – 11 классов.
Теоретической основой программы послужил опыт создания пропедевтических курсов по химии Габриеляна О.С., Тригубчак И.В., Чернобельской Г.М.. Но данный курс «Вещества вокруг нас» ориентирует школьников на изучение первоначальных химических понятий, используя примеры и вещества из повседневной жизни, развивает все виды универсальных учебных действий, отдавая приоритет познавательным УУД.
Программа кружка «Вещества вокруг нас» предлагается для организации внеурочной деятельности обучающихся по естественнонаучному направлению. Он составлен для учащихся 7 классов из расчета 1 ч в неделю. Всего запланировано провести 34 занятия.
Цель программы – создание условий для реализации требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в виде формирования универсальных учебных действий у учащихся 7 классов.
Задачи:
-
расширить представления обучающихся о веществах, предметах и явлениях, окружающих нас в повседневной жизни, в быту; сформировать сознание необходимости их изучать, для того, чтобы их правильно применять;
-
сформировать представления о грамотном использовании химических знаний в
повседневной жизни;
-
способствовать формированию и развитию исследовательских навыков;
-
развивать практические умения работы с веществом с учетом требований техники безопасности; научить оказывать первую медицинскую помощь при острых отравлениях, порезах и ожогах;
-
научить читать маркировку на продуктах питания;
-
воспитывать у обучающихся ответственное отношения к природе при утилизации бытовых отходов;
Решению поставленных задач служат разнообразные методы и формы обучения: лекция, беседа, семинарские занятия, деловые игры, самостоятельная работа обучающихся и т.д. Химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный) позволяет закрепить знания школьников, увеличивает эмоциональную окраску урока и может служить способом контроля достижений обучающихся в усвоении материала.
Программа содержит 12 лабораторных опытов, 12 практических работ.
Большое внимание в программе уделено изучению веществ, в основном пищевых продуктов, с которыми ученики часто имеют дело в повседневной жизни: сахар, вода, соль, уксус и т.д. Также рассматриваются вопросы техники безопасности при работе с бытовыми химикатами и вопросам экологии и утилизации вторсырья. На занятиях, посвященных соли и уксусной кислоте, выделяется учебное время на решение расчетных задач.
Формами контроля за уровнем достижений обучающихся служат письменные творческие и практические работы, исследовательские и конкурсные работы, презентации.
Данная программа может быть использована не только для организации внеурочной деятельности 7 классов, но и учащихся 5, 6 классов, для проведения занятий предпрофильных элективных курсов в девятых классах.
Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, позволяет совершенствовать химические знания, умения и навыки.
Формы работы обучающихся – индивидуальная, парная, групповая.
Ожидаемые результаты.
Программа курса «Вещества вокруг нас» дает возможность:
-
самоопределения обучающихся относительно естественнонаучного профиля;
-
повысить интерес к предмету;
-
углубить представления обучающихся о веществах, предметах и явлениях в быту;
-
совершенствовать умения и навыки обучающихся в проведении химического эксперимента;
-
развивать способность к проектированию индивидуального образовательного маршрута;
-
повысить успеваемость в рамках базовой программы по химии.
№ |
Название тем |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
|||
Лекция |
Семинар |
Лабораторные опыты |
Практические работы |
|||
1. |
Введение. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Техника безопасности. Бытовая химия. |
2 |
2 |
|
|
|
2. |
Основные химические понятия |
4 |
3 |
|
2 |
1 |
3. |
Вещества |
28 |
14 |
3 |
10 |
11 |
|
Итого |
34 |
19 |
3 |
12 |
12 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. БЫТОВАЯ ХИМИЯ (2 ч)
Знакомство с учащимися. Обсуждение плана работы кружка, предложенного учителем.
Ознакомление с кабинетом химии и оборудованием рабочего места. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности при выполнении практических работ и лабораторных опытов. Игра по технике безопасности.
Ознакомление с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования спиртовкой. Нагревание и прокаливание. Использование противопожарных средств защиты. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами.
Бытовые химикаты. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.д.). Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.
Основные термины: химическое оборудование, понятие бытовые химикаты, меры безопасности при обращении бытовыми химикатами, класс опасности, первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами.
Учащиеся должны знать: едкие и ядовитые вещества в быту, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи, название и назначение химического оборудования.
Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при острых отравлениях, ожогах, порезах.
Демонстрации. Бытовые химикаты: стиральный порошок, средство для мытья окон, кальцинированная сода, пищевая сода, уксус и т.д.
II. ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. (4 ч)
Вещество. Свойства веществ. Чистое вещество и смесь. Молекула. Атом. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Явления физические и химические. Химическая реакция.
Основные термины: вещество, свойства, формула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, атом, молекула, химическая реакция, признак реакции,
Учащиеся должны знать: смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая реакция», «свойства вещества», «смесь».
Учащиеся должны уметь: различать химические и физические явления; называть признаки и условия протекания химических реакций; разделить гомогенную смесь выпариванием, разделить гетерогенную смесь фильтрованием, отстаиванием, действием магнита.
Демонстрации. Шаростержневые модели молекул.
Лабораторные опыты. 1. Физические и химические явления. 2. Признаки химических реакций.
Практические занятия. Способы разделения смеси.
III. ВЕЩЕСТВА (28 ч)
Индикаторы. Среда раствора. Универсальная индикаторная бумага. рН. Определение среды в растворах лимонной кислоты и питьевой соды. Приготовление индикаторов из овощей, фруктов, ягод.
Состав и строение молекулы воды. Физические свойства воды. Аномальные свойства воды. Удивительные свойства снега и льда. Вода – растворитель. Растворы. Растворы в жизни человека. Массовая доля вещества в растворе. Химический анализ воды из разных источников. Как стать «Хранителем воды»? Вторсырье (макулатура, пластик, стекло и т.д.). Способы утилизации вторсырья.
Поваренная соль. Физические свойства. Соляные бунты, добыча соли. Месторождения соли в Республике Коми. Нормы потребления соли. Избыток и недостаток соли. Физраствор. Применение соли в медицине, быту, промышленности. Значение поваренной соли для жизнедеятельности.
Углеводы и их значение в питании и жизни человека. Сахар белый и коричневый. Хлеб – всему голова. Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания. Фотосинтез.
Мед. Состав меда. Продукты пчеловодства. Определение качества меда. Применение: в пищу, в косметологии, в медицине.
Белки. Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков. Качественная реакция на белок. Определение белка в курином яйце, молоке, сыре, мясном фарше. Денатурация белка куриного яйца при нагревании, при действии спирта, при добавлении кислоты и солей тяжелых металлов.
Растительные масла. Состав. Рафинированное/нерафинированное, дезодорированное масло. Польза и вред растительных масел. Переработка масла. Эрзац сливочного масла (маргарин). Спрэд. Чипсы.
Молоко – смесь веществ. Состав молока. Определение жира, белков и углеводов в молоке. Сыворотка – ценный питательный продукт. Казеин. Симпатические чернила.
Чай. Виды чая. Состав чая. Достоинства и недостатки черного и зеленого чая. Травяной чай. Как приготовить хороший чай. Определение рН в различных сортах чая.
Кофе. Сорта кофе. Кофеин. Последствия систематического употребления кофеина. Определение рН, углеводов, белков в кофе.
Уксусная кислота. Уксусная эссенция. Виды уксуса (яблочный, винный, бальзамический). Приготовление раствора уксусной кислоты заданной концентрации из уксусной эссенции. Кислоты в составе безалкогольных напитков. Определение рН безалкогольных напитков. Определение кислот в напитках с использованием яичной скорлупы.
Сода пищевая, каустическая, кальцинированная, кристаллическая. Физические свойства. Добыча соды. Применение соды в медицине, быту, промышленности.
Жевательная резинка. История создания. Польза и вред. Нетрадиционные способы применения.
Мороженое. Виды. Состав. Польза и вред. ГОСТ и ТУ.
Основные термины: аномалии воды, физраствор; инвертный сахар; углеводы, белки, денатурация, водородный показатель рН, ГОСТ и ТУ, мед, продукты пчеловодства; сорта чая и кофе, уксусная эссенция, ледяная кислота; сода пищевая, каустическая, кристаллическая, кальцинированная;
Учащиеся должны знать: правила безопасной работы при проведении опытов, причины аномалий воды, строение молекулы воды, свойства и применение поваренной соли; что такое и где применяется физраствор, состав и сорт чая и кофе; польза и вред травяного чая; углеводы и их значение в питании человека; отличие натурального от искусственного меда, сорта меда, продукты пчеловодства; отличие между ледяной кислотой и уксусной эссенцией; отличие разных видов соды по составу; состав жвачки, безалкогольных газированных напитков, молока и мороженого, пользу и вред данных продуктов; отличие ГОСТа и ТУ.
Учащиеся должны уметь: определять рН раствора, готовить и пробовать чай; готовить инвертный сахар на водяной бане; выбирать мед при покупке; уметь распознавать бутылку с уксусной эссенцией на ощупь; понимать этикетку и определять соответствие продукта ГОСТУ или ТУ на основании состава; вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества
Игра «Хранители воды».
Демонстрации: разные сорта/виды чая, сахара, меда, уксуса, соды; этикетки разных видов мороженого, жевательной резинки.
Лабораторные опыты. 1. Определение среды в растворах лимонной кислоты и питьевой соды. 2. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный. 3. Таяние льда с солью. 4. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества. 5. Приготовление инвертного сахара. 6. Изготовление дрожжей в домашних условиях. 7. Способы определения незрелого меда. 8. Определение посторонних примесей в меде. 9. Определение рН в различных сортах чая. 10. Физические и химические свойства пищевой соды.
Практические занятия. 1. Приготовление индикаторов из овощей, фруктов, ягод.
2. Влияние различных факторов на растворимость.
3. Химический анализ воды из разных источников.
4. Определение крахмала в продуктах питания.
5. Изучение образования крахмала в зеленых листьях.
6. Определение белка в курином яйце, молоке, сыре, мясном фарше. Денатурация белка куриного яйца.
7. Определение жира, его качества и соли в чипсах
8. Определение жира, белков и углеводов в молоке.
9. Лабораторное исследование растворимого кофе.
10. Лабораторный анализ безалкогольных напитков.
11. Определение биодобавок в пищевых продуктах. Читаем этикетку жевательной резинки и мороженого.
Расчетные задачи: Расчеты, связанные с понятием «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
Тема |
Всего часов |
Форма и содержание занятия |
|
теория |
практика |
|||
Введение. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Техника безопасности. Бытовая химия. |
||||
1. |
Правила техники безопасности и ознакомление с лабораторным оборудованием. |
1 |
|
Лекция с элементами беседы. |
2. |
Бытовая химия. Первая медицинская помощь. |
1 |
|
Лекция с элементами беседы. Решение практических задач |
Основные химические понятия |
||||
3. |
Вещество. Свойства веществ. |
1 |
|
Лекция с элементами беседы и демонстрационными опытами |
4. |
Чистое вещество и смесь. |
|
1 |
Практическая работа №1«Способы разделения смеси» |
5. |
Химический элемент. Простые и сложные вещества. Химическая формула. |
1 |
|
Лекция. Дидактические игры |
6. |
Явления физические и химические. Химическая реакция. Признаки химических реакций |
0,5 |
0,5 |
Лекция. Лабораторные опыты№1, 2 «Физические и химические явления», «Признаки химических реакций» |
Вещества |
||||
7. |
Индикаторы. Среда раствора. Универсальная индикаторная бумага. рН |
0,5 |
0,5 |
Лекция. Лабораторный опыт №3 «Определение среды в растворах лимонной кислоты и питьевой соды» |
8. |
Природные индикаторы |
|
1 |
Практическая работа №2 «Приготовление индикаторов из овощей, фруктов, ягод» |
9. |
Состав и строение молекулы воды. Аномальные свойства воды. Удивительные свойства снега и льда. |
0,5 |
0,5 |
Лекция. Просмотр фрагментов фильма «Вода». Лабораторные опыты №4, 5 «Какой снег тает быстрее – чистый или грязный», «Таяние льда с солью» |
10. |
Вода – растворитель. |
|
1 |
Практическая работа №3 «Влияние различных факторов на растворимость» |
11. |
Растворы. Растворы в жизни человека. Массовая доля вещества в растворе |
0,5 |
0,5 |
Семинар. Решение задач. Лабораторный опыт №6 «Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества» |
12. |
Физико-химический анализ воды из разных источников |
|
1 |
Практическая работа №4 «Физико-химический анализ воды из различных источников» |
13. |
Как стать «Хранителем воды»? Способы утилизации вторсырья |
1 |
|
Лекция. Дидактическая игра. |
14. |
Поваренная соль. Физические свойства. Месторождения соли в Республике Коми. Физраствор. Значение соли |
1 |
|
Лекция. Семинар. Решение задач. |
15. |
Углеводы и их значение в питании и жизни человека. Сахар белый и коричневый |
0,5 |
0,5 |
Лекция с элементами беседы. Лабораторный опыт №7 «Приготовление инвертного сахара» |
16. |
Хлеб – всему голова. Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания |
0,5 |
0,5 |
Лекция с элементами беседы. Лабораторный опыт №8 «Изготовление дрожжей в домашних условиях» |
17. |
Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания |
|
1 |
Практическая работа № 5 «Определение крахмала в продуктах питания» |
18. |
Фотосинтез |
|
1 |
Практическая работа № 6 «Изучение образования крахмала в зеленых листьях» |
19. |
Мед. Состав меда. Продукты пчеловодства. Применение. Определение качества меда |
0,5 |
0.5 |
Лекция с элементами беседы. Лабораторные опыты №9, 10 «Способы определения незрелого меда», «Определение посторонних примесей в меде» |
20. |
Белки растительного и животного происхождения. Свойства белков. Качественная реакция на белок |
1 |
|
Лекция с элементами беседы |
21. |
Определение белка. Денатурация белка |
|
1 |
Практическая работа № 7 «Определение белка в курином яйце, молоке, сыре, мясном фарше. Денатурация белка куриного яйца» |
22. |
Растительные масла: состав, виды, польза и вред. Переработка масла. Маргарин. Спрэд. |
1 |
|
Лекция с элементами беседы |
23. |
Чипсы. |
|
1 |
Практическая работа № 8 «Определение жира, его качества и соли в чипсах» |
24. |
Молоко – смесь веществ. Состав молока. Казеин. Симпатические чернила. |
|
1 |
Практическая работа № 9 «Определение жира, белков и углеводов в молоке» |
25. |
Чай. Виды чая. Состав чая. Достоинства и недостатки черного и зеленого чая. Травяной чай. Как приготовить хороший чай. |
1 |
|
Лекция с элементами беседы. Лабораторный опыт №11 «Определение рН в различных сортах чая» |
26. |
Кофе. Сорта кофе. Кофеин. Последствия систематического употребления кофеина. |
1 |
|
Лекция с элементами беседы |
27. |
Определение рН, углеводов, белков в кофе |
|
1 |
Практическая работа № 10 «Лабораторное исследование растворимого кофе» |
28. |
Уксусная кислота. Уксусная эссенция. Виды уксуса. Приготовление раствора уксусной кислоты заданной концентрации из уксусной эссенции. |
1 |
|
Лекция. Семинар. Решение задач |
29. |
Кислоты в составе безалкогольных напитков |
|
1 |
Практическая работа № 11 «Лабораторный анализ безалкогольных напитков» |
30. |
Сода пищевая, каустическая, кальцинированная, кристаллическая. Физические свойства. Добыча соды. Применение соды |
0,5 |
0,5 |
Лекция с элементами беседы. Лабораторный опыт №12 «Физические и химические свойства пищевой соды» |
31. |
Жевательная резинка. История создания. Польза и вред. Нетрадиционные способы применения. |
1 |
|
Лекция с элементами беседы |
32. |
Мороженое. Виды. Состав. Польза и вред. ГОСТ и ТУ |
1 |
|
Лекция с элементами беседы |
33. |
Биодобавки в пищевых продуктах |
|
1 |
Практическая работа № 12 «Определение биодобавок в пищевых продуктах. Читаем этикетку жевательной резинки и мороженого» |
34. |
Итоговое занятие. |
|
|
Демонстрационные занимательные опыты. |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ТЕМА |
Источники информации |
Техника безопасности |
|
Вещества |
|
Занимательные опыты |
|
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Методика решения расчетных и экспериментальных задач по химии (ФГОС)
- Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках химии в свете ФГОС ООО
- Организация внеурочной деятельности по химии как условие реализации новых образовательных стандартов
- Метапредметный подход в обучении химии в соответствии с ФГОС ОО