Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе. Музыкальной игры «Моя Россия»
Методические рекомендации по использованию
презентации для внеклассного мероприятия по музыке в 5 классе
Музыкальная игра «Моя Россия»
Презентация сделана с помощью редактора Microsoft PowerPoint и содержит 42 слайда.
Данную презентация следует использовать в качестве вспомогательного иллюстративного материала к внеклассному мероприятию.
Отдельно от презентации используются аудио файлы в формате MP3 для озвучивания конкурса «Музыкальная викторина».
ФИО автора: Бабешко Эллина Валерьевна
Место проживания: г. Старая Купавна, Ногинский район, Московская область
Название учебного заведения: МБОУ Купавинская СОШ № 25 имени Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова
Дисциплина: Музыка
Учебник, по которому ведется обучение: Музыка. 5 класс / Сергеева Г.П. Критская Е.Д. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 159 с.
Тема: «Музыкальная игра «Моя Россия» (сценарий внеклассного мероприятия по музыке)
Класс: 5
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Использование информационных технологий: мультимедийная установка, презентация.
Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе
Музыкальной игры «Моя Россия»
Пояснительная записка
Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она может играть большую роль в воспитании духовного мира детей и юношества. Основной целью гражданско-патриотического воспитания на уроках является передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитие на этой основе положительных свойств личности.
К.Г. Паустовский писал: «Патриотизм немыслим без чувства родной природы и любви к ней». Именно из этих чувств рождалось искусство русских композиторов.
Гражданское воспитание школьников должно быть направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной выполнять гражданские обязанности.
Цель: воспитание уважения и любви к Родине через ознакомление школьников с музыкальными произведениями отечественных композиторов XVIII - XX вв..
Задачи:
-
расширять знания и представления о музыкальных произведениях русских композиторов XVIII - XX вв.;
-
приобщать учащихся к изучению исторических событий и их героев;
-
развивать творческие способности и коммуникативные навыки подростков.
Место проведения: классная комната
Форма проведения: музыкальная игра
Время проведения: после уроков
Оборудование и материалы: ватман, карандаши, фломастеры, ручки, медиапроектор, компьютер, фортепиано.
План подготовки: для конкурса «Музыкальная викторина» учащиеся заранее должны вспомнить и выписать названия музыкальных произведений и их автора, в основе которого лежит какое-либо историческое событие или выдающаяся героическая личность; для конкурса «Угадай мелодию» – вспомнить песни о Родине.
План проведения мероприятия
I. Организационный момент (дети делятся на две команды). Введение в тему мероприятия
II. Основная часть
А) Конкурс «Отгадай-ка»
Б) Конкурс «Музыкальная викторина»
В) Конкурс «Пантомима»
Г) Конкурс «Угадай мелодию»
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход мероприятия
I. Учитель: Человек без Родины прожить не может. Слово «Родина» мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией. (Слайд №2)
Москва – сердце России, один из самых красивых в мире городов. Ежегодно столицу посещают миллионы туристов, чтобы воочию увидеть Кремль, Красную площадь, Храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, Данилов и Новодевичий монастыри, Большой театр и Третьяковскую галерею.
В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Кто сможет назвать три главных государственных символа?
Ученики: герб, флаг, гимн (слайд № 3).
Учитель: верно, но есть и не официальные символы нашей страны, которые вы должны будете отгадать.
Первый конкурс «Отгадай-ка» (слайд № 4)
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К загадкам поскорее.
(Слайд №5, 6)
Стоит дерево, цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
Первое – больным на здоровье,
Второе – свет от тьмы да тепло от стужи,
Третье – дряхлым пеленанье,
а четвертое – жаждущим родник. (Березка)
(Слайд №7,8)
У
кого — вставная челюсть,
У меня —
вставной язык,
По моим бокам
примеряясь,
Поколачивать привык.
Но не просто так колотит,
А он
музыку выводит.
Перезвон моих друзей
созывает в храм людей. (Колокол)
(Слайд №9,10)
Три
струны, а звук какой! С переливами –
живой.
Узнаю его в момент – самый
русский инструмент. ( Балалайка)
(Слайд №11,12)
Из материи с картоном у красавицы меха,
Но вприсядку и с поклоном в пляс пускает жениха (гармошка)
(Слайд №13,14)
Мы хотя и небольшие, но такие славные
Все цветами расписные, а одна за главную.
Есть средь нас и крошки, кто же мы? (Матрешки)
(Слайд №15,16)
Хозяин
лесной просыпается весной,
А зимой,
под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.
(Медведь)
(Слайд №17,18)
Деревянный домик, Ставенки на нем
Русская деревня, За ее окном (изба)
(Слайд №19,20)
На столе стоит пузатый,
Носик – кран его горбатый
Рядом пряники, конфеты
Загудит вдруг как ракета
Запыхтит из носа пар
Тульский это (самовар)
(Слайд №21,22)
Уверен друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы
На шпилях ее ярко звезды горят
На башне там Спасской куранты звонят (Кремль)
(Слайд №23,24)
Бронзовый памятник вам не игрушка,
Он ведь орудие. Это - (Царь-пушка)
Учитель: На уроках музыки вы знакомились с большим количеством сочинений русских композиторов прошлых столетий. Большая часть их связана с историческими событиями, литературно-драматическими сюжетами, народными сказками, эпосом, а также героическими личностями.
Второй конкурс «Музыкальная викторина» (слайд №25)
Учащиеся должны, прослушав музыкальный отрывок отгадать название произведения и его автора, а также рассказать об историческом событии или герое, послужившем основой для сочинения.
С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте люди русские» (Слайд №26)
А.Бородин симфония №2 «Богатырская» (Слайд №27)
М.Глинка опера «Иван Сусанин», хор «Славься» (Слайд №28)
Д.Шостакович симфония №7 «Лененградская» (Слайд №29)
Третий конкурс «Пантомима» (Слайд №30)
Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Участник должен прослушать аудио отрывок. С помощью жестов (пантомимы) он будет изображать игру на этом инструменте, а остальные участники должны будут по его движениям угадать, на каком музыкальном инструменте играл его соперник.
Гармонь (Слайд №31), балалайка (Слайд №32), гусли (Слайд №33), ложки (Слайд №34)
Четвертый конкурс «Угадай мелодию» (слайд №35)
Командам предлагаются мелодии известных песен. Каждый участник начинает своё выступление словами "Я угадаю эту мелодию с ... нот" (от 7 нот, минимум – три). Кто выберет наименьшее количество звуков, тот и угадывает. Музыка звучит в виде одноголосной мелодии. После того как мелодия будет угадана, команда-победитель должна спеть один куплет песни. Послушайте словесную подсказку.
1. Песня – гимн жизни, помогающая сплочению юных поколений всего мира. Художник Н. Чарухин написал этот плакат под впечатлением от четверостишия Кости Баранникова, которому только что объяснили, что такое «всегда».
Аркадий Островский «Пусть всегда будет солнце» (Слайд №36)
2. Песня – портрет
Георгий Струве «Моя Россия» (Слайд №37)
3. Однажды автор слов этой песни безуспешно пытался найти белые грибы, устал, сел, расстроенный, под берёзку, и вдруг с неё слетел листочек и упал на землю. Михаил протянул руку за листочком и обнаружил под ним долгожданный гриб. И в голове сложилась песня.
Игорь Матвиенко «От чего так в России березы шумят» (Слайд №38)
4. Эта песня – гимн дружбы. Песня о единстве и многообразии. Ведь мы – граждане России – самого большого многонационального государства на нашей планете.
Давид Тухманов «Родина моя» (Слайд №39)
5. Песню о родном крае известного композитора Дмитрия Кабалевского в своё время попросили написать пионеры для участия в конкурсе. Заказ должен был быть выполнен к утру следующего дня. Композитор просидел за работой всю ночь, но «задание» выполнил. Он сам отнес новую песню ребятам, а через день уже слушал ее на концерте. Песня заняла первое место на конкурсе и с тех пор стала известной и часто исполняемой композицией.
Дмитрий Кабалевский «Наш край» (Слайд №40)
Учитель: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Я думаю, каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:
Пока
свободою горим,
Пока сердца для
чести живы,
Мой друг, отчизне
посвятим
Души прекрасные порывы!
Учитель: Последний конкурс завершился, и пока будут подсчитываться баллы, хочу предложить вам спеть известную песню ансамбля «Земляне» «Трава у дома» (с переделанными словами).
Звучит
песня из репертуара ВИА "Земляне"
- "Трава у дома" (Слайд №41)
Земля
в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе,
Чужая
и, заморская страна.
Не думаем о Родине,
не думаем о матери,
Хоть Родина и Мать
у нас одна.
Но все мы, тем не менее,
Но
все мы, тем не менее,
Хотим скорей
уехать за рубеж,
Ни капельки
сомнения,
Ничуточки сомнения,
Полны
мы оптимизма и надежд.
Припев:
Но
в тот же день, чужую речь, услышав,
Увидев
неродной тебе пейзаж,
Ты поневоле
почему-то сникнув,
Поймешь, что и народ
- чужой, не наш.
И
в сердце вспыхнет с силой ностальгия,
Захочешь
в тот же миг назад, домой,
Поймешь, что
лучше нет страны - России,
На свете
самой лучшей и родной!
Список литературы
-
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
-
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
-
Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
-
Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
-
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Приложение
Протокол
распределение баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)
Название команды |
1 конкурс |
2 конкурс |
3 конкурс |
4 конкурс |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система оценки: за каждый правильный ответ команде присваивается один бал. В конце игры подсчитывается сумма баллов за все конкурсы. Выигрывает команда, набравшая больше количество балов.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.