В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Елена Киреева
Тип материала: Программа
просмотров: 16340
Краткое описание
            Рабочая программа базового вида деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ОМ программа.doc Скачать














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

на 2015-2016 учебный год









Составители программы:

воспитатели

Киреева Елена Викторовна,

Савоськина Светлана Ивановна










2015 г.

2

Рабочая программа базового вида деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)

  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/

  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  5. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГКС(К)ОУ «Кировская школа-интернат I вида» на 2015-2016 уч. г. (приказ от 28.08.2015 г. № )













3

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………..……….4

  2. Содержание и структура по ознакомлению с окружающим миром........................……………………………………………………….8

  3. Календарно-тематическое планирование

по ознакомлению с окружающим миром……………………………….15

  1. Информационное обеспечение ………………………………………….35

  2. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)………………36

  1. Приложения……………………………………………………………….39



































4

  1. Пояснительная записка

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Основной целью ознакомления с окружающим миром являются формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; гражданской принадлежности; воспитание любви к родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств; элементарных представлений о планете Земля, о многообразии стран и народов мира. Формирование первичных экологических представлений; понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что жизнь зависит от окружающей среды.

Ознакомление с окружающим миром предполагает формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета,


5


развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

При организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром используются доступные материалы, а так же формы поощрения.

Фундаментом умственного развития ребёнка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

Предусматривается развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение  элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности.

Содержание раздела ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с окружающим миром» состоит из трёх составляющих: ознакомление с предметным окружение, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы.

Формы работы:

·  непосредственная образовательная деятельность,

·  экскурсии, наблюдения, целевые прогулки,  игры,

·  совместная и самостоятельная деятельность (оформление группового помещения).

Методические приемы:

-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.

-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

-наглядный: иллюстрации, показ и др.;

-практический: выполнение практических действий детьми.

6

Цель программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

  Задачи программы:

- формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира;

- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.);

- формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

- формирование первоначальных преставлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;

- формирование первичных экологических представлений.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений; применении знаний на практике.

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

7

Показателями результативности реализации программы является:

- Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

- Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.

- Знает герб, флаг, гимн России.

- Называет главный город страны.

- Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.

- Имеет представления о школе, библиотеке.

- Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).

- Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

- Знает правила поведения в природе и соблюдает их.

- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.


Распределение количества занятий по познавательно-исследовательской деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.


Программа рассчитана на 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.

Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 2 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.

В учебном графике – 31 учебная неделя, всего – 62 занятия общей продолжительностью 32,03 часа



8

  1. Содержание и структура по ознакомлению с окружающим миром

Предметное и социальное окружение

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).

Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни

9

обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

Познакомить с элементами эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.

Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)

Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).

10

Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).

Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.


11


Закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать детям, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Привлекать детей к посадке семян овса для птиц.

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. К Международному женскому дню выращивать с детьми цветы (тюльпаны).

Знакомить детей с народными приметами; «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.


12

Лето. Уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго—к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

 































13

    1. Таблица тематического планирования занятий по ознакомлению с окружающим миром

п/п

Период

Лексические темы периода

Количество занятий

1

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)


Количество занятий за I период

16

«Осень. Овощи»

2

«Осень. Фрукты»


2

«Осень. Лес. Деревья»

2

«Хлеб»

2

«Перелетные птицы»

2

«Домашние животные»

2

«Дикие животные»

2

«Осень (обобщение)»

2

2

II период

(декабрь, январь, февраль)




Количество занятий за II период

22

«Мебель»

2

«Зима. Признаки зимы»

2

«Хвойные деревья. Новый год»


«Новый год»

2

«Зимние забавы»

2

«Зимующие птицы»

2

«Домашние животные и птицы»

2

«Дикие животные зимой»

2

«Дикие животные холодных стран»

2



14

п/п

Период

Лексические темы периода

Количество занятий



«Транспорт»

2

«Профессии. День защитника Отечества»

2

«Мамин праздник. Женские профессии»

2

3

III период

(март, апрель, май)




Количество занятий за III период

24

«8 Марта»

2

«Весна. Приметы весны»

2

«Дикие животные весной»


2

«Перелётные птицы»

2

«Посуда»

2

«Наша Родина – Россия. Наш город»


2

«Весенние цветы»

2

«Дом и его части»

2

«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского»

2

«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова»


2

«Скоро в школу»


2

4

Всего занятий за учебный год

62

















15

  1. Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1

«Осень. Овощи»

Уточнять и расширять представления детей об овощах; о сельскохозяйственном труде человека и о сферах деятельности, связанных с обработкой полученного урожая; о внешних и вкусовых качествах овощей наиболее употребляемых, местах их выращивания, способах использования в пищу.



1







28.09.2015




2

«Осень. Овощи»

Закреплять знания детей об овощах; о сельскохозяйственном труде человека и о сферах деятельности, связанных с обработкой полученного урожая; о внешних и вкусовых качествах овощей наиболее употребляемых, местах их выращивания, способах использования в пищу.

1

02.10.2015

3

«Осень. Фрукты»

Уточнять и закреплять знания детей о фруктах; расширение кругозора детей; развитие логического мышления, познавательных интересов детей, сенсорного восприятия (закрепление представлений о вкусовых качествах фруктов, а также цвете и форме предметов и объектов).

1





05.10.2015




16



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

4

«Осень. Фрукты»

Закреплять знания детей о фруктах; расширение кругозора детей; развитие логического мышления, познавательных интересов детей, сенсорного восприятия (закрепление представлений о вкусовых качествах фруктов, а также цвете и форме предметов и объектов).


1

09.10.2015

5

«Осень. Лес. Деревья»

Уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.

Дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам кислород; учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе.

1



12.10.2015







6

«Осень. Лес. Деревья»

Закрепить знания детей о значении леса в жизни людей. Дать определение «дерево», «куст». Формировать экологически грамотное поведение в природной среде. Воспитывать бережное отношение к природе.






1

16.10.2015







17



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


«Хлеб»

Продолжать расширять и уточнять представления детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Уточнять знания детей о работе комбайнера, хлебороба, мельника, рассказать об этапах обработки зерна. Воспитывать уважение к хлебу и  труду хлебороба.





7

1

19.10.2015

8

«Хлеб»

Закреплять  знания детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Закрепить знания детей о работе комбайнера, хлебороба, мельника, рассказать об этапах обработки зерна. Воспитывать уважение к хлебу и  труду хлебороба.

1

23.10.2015

9

«Перелетные птицы»

Систематизировать и углублять знания детей о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт); активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

1

26.10.2015





18

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

10

«Перелетные птицы»

Закрепить знания о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт); закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой.


1

30.10.2015

11

«Домашние животные»

Продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.


1

10.11.2015

12

«Домашние животные»

Закреплять и уточнять знания детей о домашних животных и их детенышей, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.


1

14.11.2015



19



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

13

«Дикие животные»

Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни диких животных осенью. Учить отыскивать причины изменения жизни животных в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях. Формировать интерес к живой природе.

1

17.11.2015

14

«Дикие животные»

Закреплять знания о диких животных. Учить отыскивать причины изменения жизни животных в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях. Формировать интерес к живой природе.

1

21.11.2015

15

«Осень (обобщение)»

Формировать представление об осени, как времени года, закрепить с детьми названия осенних месяцев, расширять знания о народных приметах, пословицах и поговорках как о самой осени, так и отдельно о каждом ее периоде; учить понимать закономерности явлений природы. Воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.


1

24.11.2015





20



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

16

«Осень (обобщение)»

Закреплять знания об осени, как времени года; закреплять с детьми названия осенних месяцев; научить понимать закономерности явлений природы. Воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее.


1

28.11.2015

II период (декабрь, январь, февраль)

17

«Мебель»

Обобщить и систематизировать знания детей о мебели, её назначении в жизни человека.

Уточнить представления о профессиях. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему нас окружающему.


1

30.11.2015

18

«Мебель»

Закреплять знания детей о мебели, её назначении в жизни человека.

Систематизировать знания детей о профессиях.

Воспитывать доброжелательное отношение ко всему нас окружающему.

1

04.12.2015









21



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

19

«Зима. Признаки зимы»

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и признаках зимы; о состоянии живой и неживой природы.

1

07.12.2015

20

«Зима. Признаки зимы»

Закрепить знания детей о зиме и признаках зимы; о состоянии живой и неживой природы.

1

11.12.2015

21

«Хвойные деревья. Новый год»

Уточнять и расширять знания детей о хвойных деревьях и традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями украшения новогодней елки.


1


14.12.2015

22

«Хвойные деревья. Новый год»

Закреплять знания детей о хвойных деревьях и традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения.

Познакомить с обычаями и традициями украшения новогодней елки в других странах.


1

18.12.2015







22

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

23

«Новый год»

Продолжать уточнять и расширять знания детей о традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями празднования Нового года в других странах.

1

21.12.2015

24

«Новый год»

Закреплять знания детей о традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями празднования Нового года в других странах.

1

25.11.2015

25

«Зимние забавы»

Уточнять знания о зимних праздниках, забавах. Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях.

Познакомить с зимними видами спорта. Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам.


1

28.12.2015

26

«Зимние забавы»

Закреплять и систематизировать знания о зимних праздниках, забавах. Закреплять знания детей о зимних видах спорта. Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам.

1

31.12.2015







23



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

27

«Зимующие птицы»

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, обитающими в нашем крае, городе.

Знакомить детей с отличительными признаками (окраска перьев, способ передвижения), изучать их особенности.

1

11.01.2016

28

«Зимующие птицы»

Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, обитающих в нашем крае, городе.

Закрепить знания детей об отличительных признаках (окраска перьев, способ передвижения), изучать их особенности.

1

15.01.2016

29

«Домашние животные и птицы»

Систематизировать представления детей о домашних животных и птицах, о внешнем виде домашних птиц и животных, их строении, повадках, пище, пользе, приносимой людям.

Познакомить с одомашненными животными разных климатических областей: северный олень, осел, верблюд

1

18.01.2016

30

«Домашние животные и птицы»

Закреплять представление детей о внешнем виде домашних птиц и животных, их строении, повадках, пище, пользе, приносимой людям.

1

22.01.2016

24

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

31

«Дикие животные зимой»

Расширять  представления о диких животных и их образе жизни зимой. Закрепить названия диких животных и их детенышей.

Расширить знания детей о правилах поведения в лесу

 Формировать представления об  интересных фактах из жизни диких животных, знаний о взаимосвязи всего живого в природе.

1



25.01.2016


32

«Дикие животные зимой»

Закреплять знания о диких животных и их образе жизни зимой. Закрепить названия диких животных и их детенышей.

 Систематизировать представления об  интересных фактах из жизни диких животных, знаний о взаимосвязи всего живого в природе.

1

29.01.2016

33

«Дикие животные холодных стран»

Обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются.

Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания. 

1



01.02.2016




25



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

34

«Дикие животные холодных стран»

Закреплять знания детей о животных Севера. Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются.

Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания. 

1

05.02.2016

35

«Транспорт»

Систематизировать представления детей о водных, о наземном и специальном видах транспорта, его истории, назначении, о профессиях людей, работающих на транспорте.

1

08.02.2016

36

«Транспорт»

Закреплять представления детей о водных, о наземном и специальном видах транспорта, его истории, назначении, о профессиях людей, работающих на транспорте.

1

12.02.2016

37

«Профессии. День защитника Отечества»

Расширять представления детей о Российской армии. Познакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

1

15.02.2016





26



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


Воспитание патриотизма, любви к родине.



38

«Профессии. День защитника Отечества»

Закреплять и систематизировать представления детей о Российской армии. Закрепить названия родов войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техники. Формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

1

19.02.2016

39

«Мамин праздник. Женские профессии»

Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта, о профессиях мам, бабушек; воспитать уважительное, доброе, внимательное, отношение ко всем женщинам.


1

22.02.2016

40

«Мамин праздник. Женские профессии»

Закреплять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; воспитать уважительное, доброе, внимательное, отношение ко всем женщинам.


1

26.02.2016









27



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

III период (март, апрель, май)

41

«8 Марта»

Продолжать расширять представле-ния детей о международном весеннем празднике – 8 Марта; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; воспитать уважительное отношение ко всем женщинам


1

01.03.2016

42


«8 Марта»

Закреплять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; воспитать уважительное отношение ко всем женщинам


1

04.03.2016

43

«Весна. Приметы весны»

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о признаках и приметах весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы.


1

09.03.2016





28

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

44

«Весна. Приметы весны»

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о признаках и приметах весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы.


1

11.03.2016

45

«Дикие животные весной»

Систематизировать знания о жизни диких животных. Способствовать развитию у детей умения выделять существенные признаки весеннего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц. Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах.

1

14.03.2016

46

«Дикие животные весной»

Закрепить знания о жизни диких животных. Способствовать развитию у детей умения выделять существенные признаки весеннего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц. Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах..

1

18.03.2016



29



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

47

«Перелётные птицы»

Формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку.

Углублять представления о причинах возращения птиц весной: растаял снег, стало теплее, появились первоцветы, насекомые; растаял лед, появились лягушки, рыбы- все это корм для перелетных птиц.







1







21.03.2016




48

«Перелётные птицы»

Закреплять и систематизировать знания детей о перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку.


1

25.04.2016

49

«Посуда»

Формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.


1

28.04.2016

50

«Посуда»

Систематизировать знания детей о понятие «посуда»; закрепить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и

1

01.04.2016





30



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.



51

«Наша Родина – Россия. Наш город»

Формировать представление детей  о России, как о родной стране, о символике государства. Обогащать и углублять знания детей о родном городе, стране, о соседних государствах.

1

04.04.2016

52

«Наша Родина – Россия. Наш город»

Закреплять знания детей  о России, как о родной стране. Обогащать и углублять знания детей о родном городе, стране, о соседних государствах. Систематизировать знания детей о символике государства, обобщить понятие Родина.

1

08.04.2016

53

«Весенние цветы»

Систематизировать и расширять познания детей о весенних цветах; закрепить знания детей о весенних цветах, их видах, составных частях растений;    воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

1

11.04.2016

54

«Весенние цветы»

Закреплять знания детей о весенних цветах; закрепить знания детей о весенних цветах, их видах, составных частях растений;    воспитывать

1

15.04.2016



31



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

54

любовь к природе, бережное к ней отношение.



55

«Дом и его части»

Расширять представление детей о своём доме. Развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение. Закреплять знания: домашнего адреса; дом, где живёт





1





18.04.2016


ребёнок, количества этажей в доме; этаж на котором находится квартира ребёнка; знания о частях дома (подъезд, лестница, квартира), назначение комнат в квартире. 



56

«Дом и его части»

Закреплять знания детей о своём доме. Закреплять знания: домашнего адреса; дом, где живёт ребёнок, количества этажей в доме; этаж на котором находится квартира ребёнка; знания о частях дома (подъезд, лестница, квартира), назначение комнат в квартире. 

1

22.04.2016

57

«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского»

Расширять представления детей о разных видах книг.   Продолжать приобщать детей к книжной культуре,  закреплять навыки бережного

1

25.04.2016



32



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


обращения с книгами, прививать навыки           культурного поведения; совершенствовать культуру   речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к   суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения).    



58

«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского»

Продолжать расширять представления детей о разных видах книг.   Продолжать приобщать детей к книжной культуре,  закреплять навыки бережного обращения с книгами, прививать навыки           культурного поведения; совершенствовать культуру   речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к   суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения).   


1

29.04.2016

59

«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова»

Расширять представления детей о разных видах книг.   Продолжать приобщать детей к книжной культуре,  закреплять навыки бережного обращения с книгами, прививать

1





04.05.2016








33



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


навыки           культурного поведения; совершенствовать культуру   речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к   суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения).   



60

«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова»

Продолжать расширять представления детей о разных видах книг.   Продолжать приобщать детей к книжной культуре,   закреплять навыки бережного обращения с книгами, прививать навыки           культурного поведения; совершенствовать культуру   речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к   суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения).   

1

06.05.2016

61

«Скоро в школу»

Формировать у детей положительный эмоциональный настрой  с  будущим учителем, предпосылки к учебной деятельности. Формировать  представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях.

1

16.05.2016







34



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


Воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.



62

«Скоро в школу»

Формировать у детей положительный эмоциональный настрой  с  будущим учителем, предпосылки к учебной деятельности.

1

20.05.2016

Всего занятий данного вида деятельности по периодам

62

Общая продолжительность занятий данного вида деятельности за учебный год (в часах)

32,03



































35



  1. Информационное обеспечение

    1. Список литературы

  1. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа / О.В. Дыбина – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.-80с

    1. Дополнительная литература

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера,2008. – 128с.

  2. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 112с.

  3. Николаева, С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. –М.: Педагогическое общество России, 2007.-96с.

  4. Чернякова, В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие / В.Н.Чернякова. – М.: ТЦ Сфера,2008.- 144с.

    1. Интернет-ресурсы

  1. УчМет - Учебно-Методический портал UchMet.ru

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  3. . Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру

  4. Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru

    1. Вспомогательный материал

Наглядно – образный материал 

  • Наглядно-дидактический материал:

«Наглядно-дидактическое пособие С. Вохринцева «Осень», «День Победы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Зима», «В деревне», «Весна», «Зимующие и перелетные птицы», «Транспорт», «Мебель», «Цветы», «Насекомые», «Обувь и одежда», «День защитника Отечества», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран»,

  • Дидактические игры: «Один – много», «Четвертый лишний», «Чего нет?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Закончи слово»,


36

«Угадай слово», «Подбери пару», «Найди о чем расскажу»,  «Овощи и фрукты» , «Какой, какое?» и т.д.


Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.



  1. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)



Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года



Воспитанники должны ЗНАТЬ:

  • Иметь представления о предметном мире.

  • Иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

  • Иметь представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

  • Иметь представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

  • Иметь представления о библиотеке, музее.

  • Иметь представления о дальнейшем обучении, о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).

  • Иметь представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

  • Иметь представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям,

37

благотворительность.

  • Иметь представления об элементах эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.

  • Иметь элементарные представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

  • Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

  • Иметь представления детей об условиях жизни комнатных растений. Способах их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).

  • Иметь представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).

  • Иметь представления о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

  • Иметь представления о диких животных. Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде, о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.

  • Иметь представления о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.

  • Иметь представления о насекомых, их особенностях их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).

  • Иметь представления о временах года.

  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

38

  • Иметь представления о том, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

  • Иметь представления о том, что сентябрь — первый осенний месяц.

  • Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

  • Иметь представления о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

  • Иметь представления о термометре.

  • Иметь представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

 Воспитанники должны УМЕТЬ:

  • Уметь применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

  • Уметь провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными.

  • Уметь различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

  • Уметь наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

39

  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

  • Уметь правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

  • Уметь замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

  • Уметь собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

  • Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.).

  • Уметь определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

  • Уметь замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).












Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос