Рабочая программа по окружающему миру
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
на 2015-2016 учебный год
Составители программы:
воспитатели
Киреева Елена Викторовна,
Савоськина Светлана Ивановна
2015 г.
2
Рабочая программа базового вида деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
-
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/
-
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
-
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГКС(К)ОУ «Кировская школа-интернат I вида» на 2015-2016 уч. г. (приказ от 28.08.2015 г. № )
3
Содержание
-
Пояснительная записка …………………………………………..……….4
-
Содержание и структура по ознакомлению с окружающим миром........................……………………………………………………….8
-
Календарно-тематическое планирование
по ознакомлению с окружающим миром……………………………….15
-
Информационное обеспечение ………………………………………….35
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)………………36
-
Приложения……………………………………………………………….39
4
-
Пояснительная записка
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Основной целью ознакомления с окружающим миром являются формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; гражданской принадлежности; воспитание любви к родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств; элементарных представлений о планете Земля, о многообразии стран и народов мира. Формирование первичных экологических представлений; понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что жизнь зависит от окружающей среды.
Ознакомление с окружающим миром предполагает формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета,
5
развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
При организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром используются доступные материалы, а так же формы поощрения.
Фундаментом умственного развития ребёнка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.
Предусматривается развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности.
Содержание раздела ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с окружающим миром» состоит из трёх составляющих: ознакомление с предметным окружение, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы.
Формы работы:
· непосредственная образовательная деятельность,
· экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, игры,
· совместная и самостоятельная деятельность (оформление группового помещения).
Методические приемы:
-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
-наглядный: иллюстрации, показ и др.;
-практический: выполнение практических действий детьми.
6
Цель программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи программы:
- формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира;
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.);
- формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
- формирование первоначальных преставлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
- формирование первичных экологических представлений.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений; применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
7
Показателями результативности реализации программы является:
- Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
- Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.
- Знает герб, флаг, гимн России.
- Называет главный город страны.
- Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
- Имеет представления о школе, библиотеке.
- Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
- Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
- Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Распределение количества занятий по познавательно-исследовательской деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут.
Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 2 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.
В учебном графике – 31 учебная неделя, всего – 62 занятия общей продолжительностью 32,03 часа
8
-
Содержание и структура по ознакомлению с окружающим миром
Предметное и социальное окружение
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).
Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни
9
обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
Познакомить с элементами эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.
Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
Ознакомление с миром природы
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)
Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
10
Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).
Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
11
Закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать детям, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Привлекать детей к посадке семян овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. К Международному женскому дню выращивать с детьми цветы (тюльпаны).
Знакомить детей с народными приметами; «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
12
Лето. Уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго—к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
13
-
Таблица тематического планирования занятий по ознакомлению с окружающим миром
№ п/п |
Период |
Лексические темы периода |
Количество занятий |
1 |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Количество занятий за I период |
16 |
«Осень. Овощи» |
2 |
||
«Осень. Фрукты» |
2 |
||
«Осень. Лес. Деревья» |
2 |
||
«Хлеб» |
2 |
||
«Перелетные птицы» |
2 |
||
«Домашние животные» |
2 |
||
«Дикие животные»
|
2 |
||
«Осень (обобщение)» |
2 |
||
2 |
II период (декабрь, январь, февраль)
|
Количество занятий за II период |
22 |
«Мебель» |
2 |
||
«Зима. Признаки зимы» |
2 |
||
«Хвойные деревья. Новый год» |
|
||
«Новый год» |
2 |
||
«Зимние забавы» |
2 |
||
«Зимующие птицы» |
2 |
||
«Домашние животные и птицы» |
2 |
||
«Дикие животные зимой» |
2 |
||
«Дикие животные холодных стран» |
2 |
14
№ п/п |
Период |
Лексические темы периода |
Количество занятий |
|
|
«Транспорт» |
2 |
«Профессии. День защитника Отечества» |
2 |
||
«Мамин праздник. Женские профессии» |
2 |
||
3 |
III период (март, апрель, май)
|
Количество занятий за III период |
24 |
«8 Марта» |
2 |
||
«Весна. Приметы весны» |
2 |
||
«Дикие животные весной» |
2 |
||
«Перелётные птицы» |
2 |
||
«Посуда» |
2 |
||
«Наша Родина – Россия. Наш город» |
2 |
||
«Весенние цветы» |
2 |
||
«Дом и его части» |
2 |
||
«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского» |
2 |
||
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» |
2 |
||
«Скоро в школу» |
2 |
||
4 |
Всего занятий за учебный год |
62 |
15
-
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
|||
1 |
«Осень. Овощи» Уточнять и расширять представления детей об овощах; о сельскохозяйственном труде человека и о сферах деятельности, связанных с обработкой полученного урожая; о внешних и вкусовых качествах овощей наиболее употребляемых, местах их выращивания, способах использования в пищу. |
1 |
28.09.2015
|
2 |
«Осень. Овощи» Закреплять знания детей об овощах; о сельскохозяйственном труде человека и о сферах деятельности, связанных с обработкой полученного урожая; о внешних и вкусовых качествах овощей наиболее употребляемых, местах их выращивания, способах использования в пищу. |
1 |
02.10.2015 |
3 |
«Осень. Фрукты» Уточнять и закреплять знания детей о фруктах; расширение кругозора детей; развитие логического мышления, познавательных интересов детей, сенсорного восприятия (закрепление представлений о вкусовых качествах фруктов, а также цвете и форме предметов и объектов). |
1 |
05.10.2015
|
16
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
4 |
«Осень. Фрукты» Закреплять знания детей о фруктах; расширение кругозора детей; развитие логического мышления, познавательных интересов детей, сенсорного восприятия (закрепление представлений о вкусовых качествах фруктов, а также цвете и форме предметов и объектов). |
1 |
09.10.2015 |
5 |
«Осень. Лес. Деревья» Уточнять представления детей о значении леса в жизни людей. Дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам кислород; учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
12.10.2015
|
|
|
|
|
6 |
«Осень. Лес. Деревья» Закрепить знания детей о значении леса в жизни людей. Дать определение «дерево», «куст». Формировать экологически грамотное поведение в природной среде. Воспитывать бережное отношение к природе. |
1 |
16.10.2015 |
17
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
«Хлеб» Продолжать расширять и уточнять представления детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. Уточнять знания детей о работе комбайнера, хлебороба, мельника, рассказать об этапах обработки зерна. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба. |
|
|
7 |
1 |
19.10.2015 |
|
8 |
«Хлеб» Закреплять знания детей о хлебе, зерновых культурах, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий. Закрепить знания детей о работе комбайнера, хлебороба, мельника, рассказать об этапах обработки зерна. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба. |
1 |
23.10.2015 |
9 |
«Перелетные птицы» Систематизировать и углублять знания детей о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт); активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой). |
1 |
26.10.2015 |
18
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
10 |
«Перелетные птицы» Закрепить знания о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт); закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой. |
1 |
30.10.2015 |
11 |
«Домашние животные» Продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным. |
1 |
10.11.2015 |
12 |
«Домашние животные» Закреплять и уточнять знания детей о домашних животных и их детенышей, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным. |
1 |
14.11.2015 |
19
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
13 |
«Дикие животные» Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни диких животных осенью. Учить отыскивать причины изменения жизни животных в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях. Формировать интерес к живой природе. |
1 |
17.11.2015 |
14 |
«Дикие животные» Закреплять знания о диких животных. Учить отыскивать причины изменения жизни животных в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях. Формировать интерес к живой природе. |
1 |
21.11.2015 |
15 |
«Осень (обобщение)» Формировать представление об осени, как времени года, закрепить с детьми названия осенних месяцев, расширять знания о народных приметах, пословицах и поговорках как о самой осени, так и отдельно о каждом ее периоде; учить понимать закономерности явлений природы. Воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее. |
1 |
24.11.2015 |
20
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
16 |
«Осень (обобщение)» Закреплять знания об осени, как времени года; закреплять с детьми названия осенних месяцев; научить понимать закономерности явлений природы. Воспитывать любовь к природе, умение ценить красоту родной природы, беречь ее. |
1 |
28.11.2015 |
II период (декабрь, январь, февраль) |
|||
17 |
«Мебель» Обобщить и систематизировать знания детей о мебели, её назначении в жизни человека. Уточнить представления о профессиях. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему нас окружающему. |
1 |
30.11.2015 |
18 |
«Мебель» Закреплять знания детей о мебели, её назначении в жизни человека. Систематизировать знания детей о профессиях. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему нас окружающему. |
1 |
04.12.2015 |
21
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
19 |
«Зима. Признаки зимы» Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и признаках зимы; о состоянии живой и неживой природы. |
1 |
07.12.2015 |
20 |
«Зима. Признаки зимы» Закрепить знания детей о зиме и признаках зимы; о состоянии живой и неживой природы. |
1 |
11.12.2015 |
21 |
«Хвойные деревья. Новый год» Уточнять и расширять знания детей о хвойных деревьях и традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями украшения новогодней елки. |
1 |
14.12.2015 |
22 |
«Хвойные деревья. Новый год» Закреплять знания детей о хвойных деревьях и традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями украшения новогодней елки в других странах. |
1 |
18.12.2015 |
22
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
23 |
«Новый год» Продолжать уточнять и расширять знания детей о традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями празднования Нового года в других странах. |
1 |
21.12.2015 |
24 |
«Новый год» Закреплять знания детей о традициях Нового праздника. Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями празднования Нового года в других странах. |
1 |
25.11.2015 |
25 |
«Зимние забавы» Уточнять знания о зимних праздниках, забавах. Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить с зимними видами спорта. Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам. |
1 |
28.12.2015 |
26 |
«Зимние забавы» Закреплять и систематизировать знания о зимних праздниках, забавах. Закреплять знания детей о зимних видах спорта. Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам. |
1 |
31.12.2015 |
23
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
27 |
«Зимующие птицы» Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, обитающими в нашем крае, городе. Знакомить детей с отличительными признаками (окраска перьев, способ передвижения), изучать их особенности. |
1 |
11.01.2016 |
28 |
«Зимующие птицы» Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, обитающих в нашем крае, городе. Закрепить знания детей об отличительных признаках (окраска перьев, способ передвижения), изучать их особенности. |
1 |
15.01.2016 |
29 |
«Домашние животные и птицы» Систематизировать представления детей о домашних животных и птицах, о внешнем виде домашних птиц и животных, их строении, повадках, пище, пользе, приносимой людям. Познакомить с одомашненными животными разных климатических областей: северный олень, осел, верблюд |
1 |
18.01.2016 |
30 |
«Домашние животные и птицы» Закреплять представление детей о внешнем виде домашних птиц и животных, их строении, повадках, пище, пользе, приносимой людям. |
1 |
22.01.2016 |
24
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
31 |
«Дикие животные зимой» Расширять представления о диких животных и их образе жизни зимой. Закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширить знания детей о правилах поведения в лесу Формировать представления об интересных фактах из жизни диких животных, знаний о взаимосвязи всего живого в природе. |
1 |
25.01.2016 |
32 |
«Дикие животные зимой» Закреплять знания о диких животных и их образе жизни зимой. Закрепить названия диких животных и их детенышей. Систематизировать представления об интересных фактах из жизни диких животных, знаний о взаимосвязи всего живого в природе. |
1 |
29.01.2016 |
33 |
«Дикие животные холодных стран» Обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран. Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются. Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания. |
1 |
01.02.2016 |
25
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
34 |
«Дикие животные холодных стран» Закреплять знания детей о животных Севера. Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются. Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания. |
1 |
05.02.2016 |
35 |
«Транспорт» Систематизировать представления детей о водных, о наземном и специальном видах транспорта, его истории, назначении, о профессиях людей, работающих на транспорте. |
1 |
08.02.2016 |
36 |
«Транспорт» Закреплять представления детей о водных, о наземном и специальном видах транспорта, его истории, назначении, о профессиях людей, работающих на транспорте. |
1 |
12.02.2016 |
37 |
«Профессии. День защитника Отечества» Расширять представления детей о Российской армии. Познакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. |
1 |
15.02.2016 |
26
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
Воспитание патриотизма, любви к родине. |
|
|
38 |
«Профессии. День защитника Отечества» Закреплять и систематизировать представления детей о Российской армии. Закрепить названия родов войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техники. Формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. |
1 |
19.02.2016 |
39 |
«Мамин праздник. Женские профессии» Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта, о профессиях мам, бабушек; воспитать уважительное, доброе, внимательное, отношение ко всем женщинам. |
1 |
22.02.2016 |
40 |
«Мамин праздник. Женские профессии» Закреплять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; воспитать уважительное, доброе, внимательное, отношение ко всем женщинам. |
1 |
26.02.2016 |
27
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
III период (март, апрель, май) |
|||
41 |
«8 Марта» Продолжать расширять представле-ния детей о международном весеннем празднике – 8 Марта; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; воспитать уважительное отношение ко всем женщинам |
1 |
01.03.2016 |
42 |
«8 Марта» Закреплять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта; познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; воспитать уважительное отношение ко всем женщинам |
1 |
04.03.2016 |
43 |
«Весна. Приметы весны» Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о признаках и приметах весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы. |
1 |
09.03.2016 |
28
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
44 |
«Весна. Приметы весны» Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о признаках и приметах весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы. |
1 |
11.03.2016 |
45 |
«Дикие животные весной» Систематизировать знания о жизни диких животных. Способствовать развитию у детей умения выделять существенные признаки весеннего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц. Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах. |
1 |
14.03.2016 |
46 |
«Дикие животные весной» Закрепить знания о жизни диких животных. Способствовать развитию у детей умения выделять существенные признаки весеннего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц. Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе, животных, птицах.. |
1 |
18.03.2016 |
29
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
47 |
«Перелётные птицы» Формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку. Углублять представления о причинах возращения птиц весной: растаял снег, стало теплее, появились первоцветы, насекомые; растаял лед, появились лягушки, рыбы- все это корм для перелетных птиц. |
1 |
21.03.2016 |
|
|
|
|
48 |
«Перелётные птицы» Закреплять и систематизировать знания детей о перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку. |
1 |
25.04.2016 |
49 |
«Посуда» Формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды. |
1 |
28.04.2016 |
50 |
«Посуда» Систематизировать знания детей о понятие «посуда»; закрепить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и |
1 |
01.04.2016 |
30
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды. |
|
|
51 |
«Наша Родина – Россия. Наш город» Формировать представление детей о России, как о родной стране, о символике государства. Обогащать и углублять знания детей о родном городе, стране, о соседних государствах. |
1 |
04.04.2016 |
52 |
«Наша Родина – Россия. Наш город» Закреплять знания детей о России, как о родной стране. Обогащать и углублять знания детей о родном городе, стране, о соседних государствах. Систематизировать знания детей о символике государства, обобщить понятие Родина. |
1 |
08.04.2016 |
53 |
«Весенние цветы» Систематизировать и расширять познания детей о весенних цветах; закрепить знания детей о весенних цветах, их видах, составных частях растений; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение. |
1 |
11.04.2016 |
54 |
«Весенние цветы» Закреплять знания детей о весенних цветах; закрепить знания детей о весенних цветах, их видах, составных частях растений; воспитывать |
1 |
15.04.2016 |
31
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
54 |
любовь к природе, бережное к ней отношение. |
|
|
55 |
«Дом и его части» Расширять представление детей о своём доме. Развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение. Закреплять знания: домашнего адреса; дом, где живёт |
1 |
18.04.2016 |
|
ребёнок, количества этажей в доме; этаж на котором находится квартира ребёнка; знания о частях дома (подъезд, лестница, квартира), назначение комнат в квартире. |
|
|
56 |
«Дом и его части» Закреплять знания детей о своём доме. Закреплять знания: домашнего адреса; дом, где живёт ребёнок, количества этажей в доме; этаж на котором находится квартира ребёнка; знания о частях дома (подъезд, лестница, квартира), назначение комнат в квартире. |
1 |
22.04.2016 |
57 |
«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского» Расширять представления детей о разных видах книг. Продолжать приобщать детей к книжной культуре, закреплять навыки бережного |
1 |
25.04.2016 |
32
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
обращения с книгами, прививать навыки культурного поведения; совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения). |
|
|
58 |
«Мы читаем А.Л. Барто и К.И. Чуковского» Продолжать расширять представления детей о разных видах книг. Продолжать приобщать детей к книжной культуре, закреплять навыки бережного обращения с книгами, прививать навыки культурного поведения; совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения). |
1 |
29.04.2016 |
59 |
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» Расширять представления детей о разных видах книг. Продолжать приобщать детей к книжной культуре, закреплять навыки бережного обращения с книгами, прививать |
1 |
04.05.2016 |
33
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
навыки культурного поведения; совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения). |
|
|
60 |
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» Продолжать расширять представления детей о разных видах книг. Продолжать приобщать детей к книжной культуре, закреплять навыки бережного обращения с книгами, прививать навыки культурного поведения; совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждению других, вежливо отстаивать свою точку зрения). |
1 |
06.05.2016 |
61 |
«Скоро в школу» Формировать у детей положительный эмоциональный настрой с будущим учителем, предпосылки к учебной деятельности. Формировать представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. |
1 |
16.05.2016 |
34
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
Воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам. |
|
|
62 |
«Скоро в школу» Формировать у детей положительный эмоциональный настрой с будущим учителем, предпосылки к учебной деятельности. |
1 |
20.05.2016 |
Всего занятий данного вида деятельности по периодам |
62 |
||
Общая продолжительность занятий данного вида деятельности за учебный год (в часах) |
32,03 |
35
-
Информационное обеспечение
-
Список литературы
-
-
Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа / О.В. Дыбина – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.-80с
-
Дополнительная литература
-
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера,2008. – 128с.
-
Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 112с.
-
Николаева, С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. –М.: Педагогическое общество России, 2007.-96с.
-
Чернякова, В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие / В.Н.Чернякова. – М.: ТЦ Сфера,2008.- 144с.
-
Интернет-ресурсы
-
-
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
-
. Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру
-
Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru
-
Вспомогательный материал
Наглядно – образный материал
-
Наглядно-дидактический материал:
«Наглядно-дидактическое пособие С. Вохринцева «Осень», «День Победы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Зима», «В деревне», «Весна», «Зимующие и перелетные птицы», «Транспорт», «Мебель», «Цветы», «Насекомые», «Обувь и одежда», «День защитника Отечества», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран»,
-
Дидактические игры: «Один – много», «Четвертый лишний», «Чего нет?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Закончи слово»,
36
«Угадай слово», «Подбери пару», «Найди о чем расскажу», «Овощи и фрукты» , «Какой, какое?» и т.д.
Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)
Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года
Воспитанники должны ЗНАТЬ:
-
Иметь представления о предметном мире.
-
Иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
-
Иметь представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
-
Иметь представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
-
Иметь представления о библиотеке, музее.
-
Иметь представления о дальнейшем обучении, о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).
-
Иметь представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
-
Иметь представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям,
37
благотворительность.
-
Иметь представления об элементах эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.
-
Иметь элементарные представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
-
Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
-
Иметь представления детей об условиях жизни комнатных растений. Способах их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
-
Иметь представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).
-
Иметь представления о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
-
Иметь представления о диких животных. Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде, о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.
-
Иметь представления о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.
-
Иметь представления о насекомых, их особенностях их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
-
Иметь представления о временах года.
-
Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
38
-
Иметь представления о том, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
-
Иметь представления о том, что сентябрь — первый осенний месяц.
-
Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
-
Иметь представления о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
-
Иметь представления о термометре.
-
Иметь представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Воспитанники должны УМЕТЬ:
-
Уметь применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
-
Уметь провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными.
-
Уметь различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
-
Уметь наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
39
-
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
-
Уметь правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
-
Уметь замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
-
Уметь собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
-
Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.).
-
Уметь определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
-
Уметь замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»