Рабочая программа по познавательно- исследовательской деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по познавательно –исследовательской деятельности
в подготовительной группе
на 2015-2016 учебный год
Составители программы:
воспитатели
Киреева Елена Викторовна,
Савоськина Светлана Ивановна
2015 г.
2
Рабочая программа базового вида деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
-
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/
-
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
-
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГКС(К)ОУ «Кировская школа-интернат I вида» на 2015-2016 уч. г. (приказ от 28.08.2015 г. № )
3
Содержание
-
Пояснительная записка ……………………………………………………4
-
Содержание и структура по познавательно-исследовательской деятельности………………………………………….……………………9
-
Календарно-тематическое планирование по познавательно- исследовательской деятельности………………………………………..12
-
Информационное обеспечение…..………………………………………19
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)……………….20
-
Приложения……………………………………………………………….21
4
-
Пояснительная записка
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по формированию познавательно-исследовательской деятельности адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Основной целью формирование познавательно-исследовательской деятельности являются первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях).
Познавательно-исследовательская деятельность предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
5
При организации образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности используются доступные материалы, а так же формы поощрения.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)– самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого.
Словесно-логическое мышление детей 6-7 лет формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Формы работы:
· занятия,
· экскурсии,
· проведение опытов,
· игры,
· совместная и самостоятельная деятельность.
Методические приемы:
-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
6
-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
-практический: выполнение практических действий детьми.
Цель программы - создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи программы:
-
расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
-
знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
-
знакомить с основными видами и характеристиками движения) (скорость, направление);
-
развивать представления об основных физических явлениях (магнитное) и земное притяжение, отражение и преломление света);
-
формировать у детей элементарные географические представления;
-
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
7
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Распределение количества занятий по познавательно-исследовательской деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут.
8
Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 1 занятие в неделю продолжительностью 30 мин.
В учебном графике – 30 учебных недель всего – 30 занятие общей продолжительностью 15 часов.
9
-
Содержание и структура по познавательно-исследовательской деятельности
Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей.
Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предполагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
-
Информационное обеспечение
Список литературы
-
Веракса, Н.Е. Познавательно - исследовательская деятельность. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.-80с
Дополнительная литература
-
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников – М.: ТЦ Сфера,2008. – 128с.
-
Николаева, С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие / Под ред. С.Н. Николаевой. –М.: Педагогическое общество России, 2007.-96с.
Интернет-ресурсы
-
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
-
. Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру
-
Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru
Вспомогательный материал
Наглядно – образный материал
-
Наглядно-дидактический материал:
«Наглядно-дидактическое пособие С. Вохринцева «Осень», «День «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Зима», «В деревне», «Весна», «Зимующие и перелетные птицы», «Транспорт», «Мебель», «Цветы», «Насекомые», «Обувь и одежда», «День защитника Отечества», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран»,
-
Дидактические игры: «Один – много», «Четвертый лишний», «Чего нет?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Закончи слово»,
«Угадай слово», «Подбери пару», «Найди о чем расскажу», «Овощи и фрукты» , «Какой, какое?» и т.д.
-
Оборудование для эксперементирования.
Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.
20
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)
Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года
Воспитанники должны ЗНАТЬ:
-
Иметь представления об обобщенных способах исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Воспитанники должны УМЕТЬ:
-
Уметь создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.
-
Уметь совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
-
Уметь определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.
-
Уметь самостоятельно действовать в соответствии с предполагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность.
-
Уметь самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей