В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по аппликации

Рабочая программа по аппликации

Елена Киреева
Тип материала: Программа
просмотров: 9630
Краткое описание
            Рабочая программа базового вида деятельности «Художественное творчество (аппликация)» в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Аппликация.doc Скачать





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по художественному творчеству

(аппликация)

в подготовительной группе

на 2015-2016 учебный год





Составители программы:

воспитатели

Киреева Елена Викторовна,

Савоськина Светлана Ивановна






2015 г.



2

Рабочая программа базового вида деятельности «Художественное творчество (аппликация)» в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)

  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/

  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
















3

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………..4

  2. Содержание и структура по художественному

творчеству (аппликация)...…………………………….…………………..9

  1. Календарно-тематическое планирование

по художественному творчеству (аппликация)………………………...11

  1. Информационное обеспечение….………….……………………………17

  2. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)………………..18

  1. Приложения ...……………………………………………………...……. 20



































4

  1. Пояснительная записка

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по художественному творчеству (аппликация) адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Основной целью художественного творчества является – обучение детей созданию творческих работ, а также развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Методика обучения должна строиться на применении средств отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Следует подбирать разноплановый инструментарий, удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность).



5

Продумывать способы предъявления материала (показ, словесное устное объяснение), подбирать соответствующие формы инструкций.

При организации образовательной деятельности по художественному творчеству используются доступные материалы, а так же формы поощрения.

В аппликации дети 6-7 лет продолжают учиться создавать сюжетные и предметные изображения с натуры и по представлению: учатся красиво располагать фигуры на листе бумаги; у них развивается умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; продолжается работа по изображению животных, птиц по замыслу детей и по мотивам народного искусства; закрепляются приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой. В этом возрасте продолжает развивается у детей чувство цвета, композиции, колорита. Поощряется проявление творчества.

Ранее знакомые детям образы становятся еще более ясными, известными, близкими. В обучении детей 6-7 лет все большее значение обретает анализ и сравнение различных образов, наблюдение за окружающим. Дошкольники тяжело понимают симметрию, следовательно им трудно ее воспроизвести. С развитием восприятия, внимания, мыслительных процессов, дети понимают «половину предмета» и потом применяют этот прием.

Формы работы:

- непосредственная образовательная деятельность;

- игры, совместная и самостоятельная деятельность (изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров,

предметов для познавательно-исследовательской деятельности);

- рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики;

6

- организация выставок работ.

Методические приемы:

-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы;

-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;

-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;

-практический: выполнение практических действий детьми.

Цель программы - создание условий для развития творческих способностей у детей, их эстетического развития. Продолжать развивать интерес детей к художественному творчеству.

Задачи программы:

- Развивать художественно-творческие способности детей.

- Обучать практическим навыкам аппликации.

- Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, пополам. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

- Формировать навыки бережного отношения к материалам.

- Научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительныe решения в работах других детей, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с художественным творчеством. 

- Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

- Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

- Развивать интерес к различным техникам художественного творчества.

7

- Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

- Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений в художественном творчестве (аппликация).

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Показателями результативности реализации программы является:

- Знают правила безопасности во время работы.

-Может создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

- Имеют представление о разных техниках аппликации.

-Вырезать различные предметы вдвое, гармошкой, самостоятельно составлять композицию.

- Вырезают разнообразные предметы, используя знакомые приемы.

- Умеют оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению. У детей должно быть развито чувство цвета и композиции сформировано умение создавать изображения и декоративные композиции разноцветные, в определённой цветовой гамме.

- Развита координация руки и глаза. Уметь соизмерять размер изображения с величиной листа.

- Применять разные изобразительные материалы и их сочетания, разнообразные способы аппликации использовать доступные средства выразительности - вырезание по частям, силуэтное.

8

- Улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Распределение количества занятий по художественному творчеству (Аппликация) деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.

Программа рассчитана на 1 занятие в две недели продолжительностью 30 минут.

Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 1 занятие в две недели продолжительностью 30 мин.

В учебном графике – 31 учебная неделя, всего – 15 занятий общей продолжительностью 7,5 часа

























9

  1. Содержание и структура по художественному творчеству (аппликация)

Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.

Закреплять приемы вырезания симметричных предметов бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.


















10

2.1.Таблица тематического планирования занятий по художественному творчеству (аппликация)

п/п

Период

Лексические темы периода

Количество занятий

1

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Количество занятий за I период

4

«Осень. Овощи»

1

«Осень. Лес. Деревья»

1

«Домашние животные»

1

«Осень (обобщение)»

1

2


II период

(декабрь, январь, февраль)


Количество занятий за II период

5

«Зима. Признаки зимы»

1

«Новый год»

1

«Зимующие птицы»

1

«Дикие животные зимой

1

«Транспорт»

1

Количество занятий за III период

5

3



III период

(март, апрель, май)






«Женские профессии. Мамин праздник»

1

«Весна. Приметы весны»

1

«Посуда»

1

«Весенние цветы»

1

«Мы читаем А.Л. Барто и К.И.Чуковского»


1

«Скоро в школу»

1

4

Всего занятий за учебный год

15



11

  1. Календарно-тематическое планирование по художественному творчеству (аппликация)

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1

«Осень. Овощи»

Тема «Овощи в корзине» коллективная работа

Закрепление знаний об овощах; называть их, различать на ощупь; развивать восприятие цвета, формы при рассматривании помидора; закрепить навыки вырезывания круга из квадрата; закрепить навыки аккуратного наклеивания; воспитывать желание работать сообща, помогать друг другу, создавая коллективную композицию.



1


2

«Осень. Лес. Деревья.»

Тема «Осенние листья» Продолжать знакомить детей с салфеточной аппликацией.

Развить у детей любовь к природе, восприятие времён года.
Развитие мелкой моторики, развить художественное видение, творческое восприятие, привить навыки работы в коллективе, эстетическое восприятие, аккуратность, освоение новой техники творчества - салфеточная аппликация.

1


3

«Домашние животные»

Тема «Кошка» Продолжать знакомить детей с обрывной аппликацией. Развить у детей любовь

1


12



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


к домашним животным.
Развить художественное видение, творческое восприятие, привить навыки работы в коллективе, аккуратность, освоение новой техники творчества - обрывная аппликация.

1


4

«Осень (обобщение)»

Тема «Осенний лес»

Закреплять знания детей о характерных признаках осени; продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики. Развивать чувство цвета, формы и композиции; развивать мелкую моторику рук.

1


II период (декабрь, январь, февраль)

5

«Зима. Признаки зимы»

Тема «Снежинка»

Продолжать знакомить детей с салфеточной аппликацией. Развитие мелкой моторики, развить художественное видение, творческое восприятие, привить навыки работы в коллективе, эстетическое восприятие, аккуратность, освоение новой техники творчества - салфеточная аппликация.

1





13

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

6

«Новый год»

Тема «Елочка» Продолжать знакомить детей с салфеточной и обрывной аппликацией. Закрепить приемы обрывания и скатывания в шар салфетки. Развитие мелкой моторики, развить художественное видение, творческое восприятие.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

1


7


«Зимующие птицы»

Тема «Снегирь» Продолжать знакомить с обрывной аппликацией. Продолжать учить правильно обрывать лист цветной бумаги.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.


1


8

«Дикие животные зимой»

Тема «Зайка беленький»

Продолжать знакомить детей с салфеточной и обрывной аппликацией. Закрепить приемы обрывания и скатывания в шар салфетки. Развитие мелкой моторики, развить художественное видение, творческое восприятие.

1




14

занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

9

«Транспорт»

Тема «Пожарная машина» Формировать у детей умение передавать форму машины и её деталей с помощью геометрических фигур. Продолжать учить детей складывать заготовку пополам для вырезывания парных деталей. Закрепить у детей умение формировать из квадрата круг. Закрепить у детей умение дорисовывать фон, детали, создавая завершенную картинку. Закреплять умение детей пользоваться ножницами. Развивать мелкую моторику.

1


III период (март, апрель, май)

10

«Мамин праздник. Женские профессии»

Учить детей работать ножницами, резать цветную бумагу полосками, кругами, закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать чувство цвета, умение чередовать изображения по форме и цвету, развивать композиционные умения, развивать творчество, воображение, подвести к эстетической оценке работ.

1


11

«Весна. Приметы весны»

Тема «Веточка вербы» Закреплять умение скатывать кусочки ваты в небольшие комочки. Обогащать

1


15



занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия


эмоциональную сферу. Закрепить знание о времени года. Развитие фантазии,  воображения. Развитие мелкой моторики рук. Формировать умение замечать недостатки в своей работе и исправлять их.



12

«Посуда»

Тема «Чайная пара» Продолжать знакомить детей с обрывной аппликацией. Развить у детей любовь к домашним животным. Развить художественное видение, творческое восприятие, привить навыки работы в коллективе, аккуратность, освоение новой техники творчества - обрывная аппликация


1


13

«Весенние цветы»

Тема «Подснежник» Закрепить приёмы вырезывания и наклеивания. Развивать эмоциональное восприятие стихотворений, загадок, пословиц; уточнять и закреплять знания детей о первом весеннем цветке – подснежнике; обогащать активный словарь детей словами– проталинка, первоцвет, морозник; воспитывать бережное отношение к живой природе, к цветам; желание любоваться красотой окружающего мира.


1




16





занятия

п/п

Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии

Количество занятий

Дата проведения

занятия

14

«Мы читаем А.Л.Барто и К.И.Чуковского»

Тема «Игрушки» Продолжать знакомить детей с обрывной аппликацией. Развить художественное видение, творческое восприятие, привить навыки работы в коллективе, аккуратность, освоение новой техники творчества - обрывная аппликация.

1


15

«Скоро в школу»

Тема «Открытка для сотрудников детского сада» Рассказать о технике декупаж, объяснить методику работы декупажем. Научить работать в технике декупаж. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, глазомер, моторику рук. Воспитывать трудолюбие, усидчивость. Прививать любовь к искусству.

1


Всего занятий данного вида деятельности по периодам

15

Общая продолжительность занятий данного вида деятельности за учебный год (в часах)

7,75















17



  1. Информационное обеспечение

    1. Список литературы

  1. Комарова, Т.С., Развитие художественных способностей 3-7 лет) / Т.С.Комарова - М.: Мозаика– Синтез, 2014.-144с

  2. Комарова, Т.С., Детское художественное творчество 2-7 лет) / Т.С.Комарова - М.: Мозаика– Синтез, 2015.-160с

    1. Дополнительная литература

  1. Малышева, А.Н. аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей, подготовительной группах / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М. Поварченкова; художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 2040с.: ил.

  2. Научно-методический журнал №3 «Аппликация и бумагопластика,2008

    1. Интернет-ресурсы

  1. УчМет - Учебно-Методический портал UchMet.ru

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  3. . Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру

  4. Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru

    1. Вспомогательный материал

Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.

Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули, образец.

















18

  1. Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом

деятельности (диагностика педагогического процесса)



Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года

Воспитанники должны ЗНАТЬ:

- Знать приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

- Иметь представление о разных приемах вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема).

- Иметь представления о мозаичном способе изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.

- Знать правила безопасности во время работы.

- Имеют представление о разных техниках аппликации.

- Иметь представления о разных изобразительных материалах и их сочетания.


Воспитанники должны УМЕТЬ:

- Композиционно правильно располагать изображения; уметь красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов.

- Использовать бумагу разной фактуры для создания вы­разительного образа;

- Составлять узоры и декоративные композиции из геомет­рических и растительных форм, включать в изображение птиц и животных по типу народного декоративно-приклад­ного искусства.

- Уметь создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции.

- Уметь соизмерять размер изображения с величиной листа.

23

- Уметь составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц,

изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.

-Правильно держать ножницы и действовать ими.
- Уметь резать ножницами по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника, делать косые срезы
- Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей. 
- Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

- Умеют оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению

- Умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос