Рабочая программа по лепке
Рабочая программа базового вида деятельности «Художественное творчество (лепка)» в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по художественному творчеству
(лепка)
в подготовительной группе
на 2015-2016 учебный год
Составители программы:
воспитатели
Киреева Елена Викторовна,
Савоськина Светлана Ивановна
2015 г.
2
Рабочая программа базового вида деятельности «Художественное творчество (лепка)» в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» составлена на основании нормативно-правовых документов:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)
-
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 3-е изд., испр. и доп, - 2015/
-
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
-
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ГКС(К)ОУ «Кировская школа-интернат I вида» на 2015-2016 уч. г. (приказ от 28.08.2015 г. № )
3
Содержание
-
Пояснительная записка ……………………………………………………4
-
Содержание и структура по художественному творчеству (лепка)…………………………………………………..…………………..9
-
Календарно-тематическое планирование
по художественному творчеству (лепка)………………………..………12
-
Информационное обеспечение ……...…………………………………..19
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)…………….…20
-
Приложения……………………………………………………………….21
4
-
Пояснительная записка
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, определённой основной образовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», является создание условий для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
В соответствии с основной задачей коррекционно-педагогической работы рабочая программа по художественному творчеству (лепка) адаптирована для обучения детей 6-7лет (подготовительная группа) с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст.2 п.28, ст.79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Основной целью художественного творчества является – обучение детей созданию творческих работ, а также развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Методика обучения должна строиться на применении средств отвечающих их психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Следует подвирать разноплановый инструментарий, удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность).
5
Продумывать способы предъявления материала (показ, словесное устное объяснение), подбирать соответствующие формы инструкций.
При организации образовательной деятельности по художественному творчеству используются доступные материалы, а так же формы поощрения.
Дети 6-7 лет лепят с натуры овощи, фрукты, грибы, посуду и т. д. Существенное значение имеют предварительное рассматривание предмета, зрительный и двигательный (путем ощупывания) анализ его формы, строения, сравнения изображения с натурой во время лепки. Предмет следует поворачивать, чтобы дети видели объемную форму с разных точек зрения. Они осваивают лепку более крупных фигур, лепят преимущественно из целого куска (скульптурная лепка). Ребенок учится регулировать силу нажима пальцев на комок глины (движения в одних случаях должны быть достаточно сильными, энергичными, в других — легкими, осторожными), сглаживать поверхность лепки влажными пальцами, пользоваться стекой.
Дети
6—7 лет могут лепить скульптурные группы
из двух-трех фигур, укрепляют их на общем
основании, передают пропорциональные
соотношения, динамику действия, добиваются
выразительности в передаче движения,
характера образа. Главное в коллективной
лепке — развитие умения соразмерять
по величине свои изображения с другими.
У детей 6–7 лет расширяются
знания об изобразительном искусстве,
они знакомятся с произведениями живописи,
со скульптурой малых форм, с работами
книжных иллюстраторов.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
Формы работы:
- непосредственная образовательная деятельность.
- игры, совместная и самостоятельная деятельность (изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров,
6
предметов для познавательно-исследовательской деятельности)
- рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.). искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики
- организация выставок работ.
Методические приемы:
-информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы.
-игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
-наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.;
-практический: выполнение практических действий детьми.
Цель программы - создание условий для развития творческих способностей у детей, их эстетического развития. Продолжать развивать интерес детей к художественному творчеству.
Задачи программы:
- Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки) ; передавать их характерные особенности.
- Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
7
- Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
- Развивать умение создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
- Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
- Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки) .
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений в художественном творчестве (лепка).
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы является:
- Лепят различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
- Выполняют декоративные композиции способами налепа и рельефа.
8
- Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; может лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев, выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы.
- Создают изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей, лепят из цельного куска и из частей.
- Создают предметы по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей.
- Используют разные способы лепки, подчиняя свое воображение определенному замыслу, следуют заранее намеченному плану.
Распределение количества занятий по художественному творчеству (Лепка) деятельности является примерным. Учитывая особенности контингента воспитанников группы, уровень подготовки детей и другие условия воспитатель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения материала.
Программа рассчитана на 1 занятие в две недели продолжительностью 30 минут.
Рекомендуемое количество занятий на формирование познавательно-исследовательской деятельности по учебному плану 1 занятие в две недели продолжительностью 30 мин.
В учебном графике – 31 учебная неделя, всего – 16 занятий общей продолжительностью 8 часов
9
-
Содержание и структура по художественному творчеству (лепка)
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить предавать особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция).
Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка.
Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
10
2.1.Таблица тематического планирования занятий по художественному творчеству (лепка)
№ п/п |
Период |
Лексические темы периода |
Количество занятий |
1 |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
Количество занятий за I период |
4 |
«Осень. Фрукты» |
1 |
||
«Хлеб» |
1 |
||
«Перелетные птицы» |
1 |
||
«Дикие животные» |
1 |
||
2 |
II период (декабрь, январь, февраль)
|
Количество занятий за II период |
6 |
«Мебель» |
1 |
||
«Хвойные деревья. Новый год» |
1 |
||
«Зимние забавы» |
1 |
||
«Домашние животные и птицы» |
1 |
||
«Дикие животные холодных стран» |
1 |
||
«Профессии. День защитника Отечества» |
1 |
||
3 |
III период (декабрь, январь, февраль)
|
Количество занятий за III период |
6 |
«8 Марта» |
1 |
||
«Дикие животные весной» |
1 |
||
«Перелётные птицы» |
1 |
||
«Наша Родина – Россия. Наш город» |
1 |
||
«Дом и его части» |
1 |
||
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» |
1 |
||
4 |
Всего занятий за учебный год |
16 |
11
-
Календарно-тематическое планирование по художественному творчеству (лепка)
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) |
|||
1 |
«Осень. Фрукты» Продолжать расширять у детей представления о фруктах с помощью лепки. Учить правильно растирать пластилин по картону не выходя за контур. |
1 |
|
2 |
«Хлеб» Тема «Корзинка с хлебом» Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. |
1 |
|
3 |
«Перелетные птицы» Учить лепить птицу из теста пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить пользоваться стекой. Развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление. |
1 |
|
12
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
4 |
«Дикие животные» Тема «Лисичка» Учить детей приёмам лепки животных; продолжать учить делать из пластилина шар, продолговатый шар (эллипсоид), конус; напомнить приёмы соединения деталей: примазывание, прищипывание, оттягивание. Закреплять знания о диких животных, обитающих в лесу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе |
1 |
|
|
II период (декабрь, январь, февраль) |
||||
5 |
«Мебель» Тема «Мебель для комнаты» Формирование умения лепить кукольную мебель из пластилина. Активизировать в речи детей название предметов мебели; Совершенствовать умение лепить разные по форме и размеру предметы; Формировать умение детей договариваться между собой в процессе групповой работы. |
1 |
|
|
|
«Хвойные деревья. Новый год» Тема «Елочка» Продолжать расширять у детей представления о деревьях (елочка) с помощью лепки. Учить правильно растирать пластилин по картону не выходя за контур. |
1 |
|
13
№ занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
II период (декабрь, январь, февраль) |
||||
6 |
«Зимние забавы» Тема «Лепим снеговика» Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности, точно передавать своеобразие формы предмета и пропорциональное соотношение его частей. Воспринимать и передавать цветовую гамму. Развивать художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. |
1 |
|
|
7 |
«Домашние животные и птицы» Тема «Такие разные коты» Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром посредством пластилинографии. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. |
1 |
|
|
8 |
«Дикие животные холодных стран» Тема «Мишка на севере Дать представление об образе жизни |
1 |
|
14
занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях; учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передовая строение тела животного, пропорции и характерные детали; научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость) |
|
|
9 |
«Профессии. День защитника Отечества» Тема «Танк» Побуждать детей выполнять ко Дню Защитников Отечества поделку - танка из пластилина. Обратить внимание на использование пластилина трёх оттенков для камуфляжной раскраски танка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать патриотизм. |
1 |
|
III период (март, апрель, май) |
|||
10 |
«8 Марта» Тема «Букет для мамы» Продолжать знакомить с нетрадиционным способом лепки – пластилинография. Учить детей лепить цветы из пластилина. Создавать точный образ цветов путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание). Использовать стеку для придания |
1 |
|
15
занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
11 |
«8 Марта» Тема «Букет для мамы» Продолжать знакомить с нетрадиционным способом лепки – пластилинография. Учить детей лепить цветы из пластилина. Создавать точный образ цветов путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание). Использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках, составлять красивую композицию с помощью пластилина |
1 |
|
12 |
«Дикие животные весной» Тема «Зайчонок» Учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем "примазывания" одной части к другой. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой. |
1 |
|
16
занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
13 |
«Перелётные птицы» Продолжать учить детей лепить детали общей фигуры из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания (стеки). Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, оттягивания при выполнении отдельных элементов. Развивать мелкую моторику руки. Учить, стекой прорисовывать узоры на птице. |
1 |
|
14 |
«Наша Родина – Россия. Наш город» Тема «Российский флаг» Продолжать знакомить с нетрадиционным способом лепки – пластилинография. Учить детей лепить флаг из пластилина. Создавать точный образ путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание). |
1 |
|
15 |
«Дом и его части» Тема «Теремок » Формировать у детей интерес к лепке из пластилина. Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа. Формировать у детей аккуратность, усидчивость. Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние |
1 |
|
17
занятия п/п |
Лексические темы периода и содержание психолого-педагогической работы на занятии |
Количество занятий |
Дата проведения занятия |
|
части столбиков, располагать части теремка в определенной последовательности. |
|
|
16 |
«Мы читаем С.Я.Маршака и С.В. Михалкова» Тема «Лепка по замыслу» Учить детей задумывать содержание своей работы, доводить задуманное до конца, используя раннее полученные умения и навыки, пользуясь изученными приемами раскатывания, сглаживания пальцами, |
1 |
|
Всего занятий данного вида деятельности по периодам |
16 |
||
Общая продолжительность занятий данного вида деятельности за учебный год (в часах) |
8,26 |
18
-
Информационное обеспечение
-
Список литературы
-
-
Комарова, Т.С., Развитие художественных способностей 3-7 лет) / Т.С.Комарова - М.: Мозаика– Синтез, 2014.-144с
-
Комарова, Т.С., Детское художественное творчество 2-7 лет) / Т.С.Комарова - М.: Мозаика– Синтез, 2015.-160с
-
Дополнительная литература
-
Иванова, Т.Е. Занятия по лепке в детском саду /Т.Е. Иванова- М.: ТЦ Сфера,2010 - 96с.
-
Интернет-ресурсы
-
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
-
. Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру
-
Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru
-
Вспомогательный материал
Техническое оборудование: Магнитофон, DVD проигрыватель, диски, телевизор, мультимедиа проектор, ноутбук.
Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули, образец.
19
-
Контроль и оценка результатов освоения детьми базисным видом
деятельности (диагностика педагогического процесса)
Знания, умения и навыки воспитанников к концу учебного года
Воспитанники должны ЗНАТЬ:
-
Иметь представления об особенностях изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
-
Иметь представления о декоративной лепке.
Воспитанники должны УМЕТЬ:
-
Уметь использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее.
-
Уметь передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция).
-
Уметь создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
-
Уметь использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.
-
Уметь при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»