Конспект открытого интегрированного занятия на тему "Воздух - наш самый лучший друг"
Конспект
интегрированного занятия
«ВОЗДУХ – НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!»
Средняя группа.
Воспитатель:
Богомолова Екатерина Владимировна
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Обучающие
задачи:
•
Упражнять в наблюдательности за
окружающей средой.
•
Закрепить представления детей о воздухе,
его свойствах.
•
Учить строить гипотезы о признаках и
свойствах воздуха.
•
Продолжать закреплять навыки проведения
опытов.
Развивающие
задачи:
•
Развивать умение самостоятельно делать
выводы на основе практического опыта.
•
Создать условия для развития образного
мышления, сообразительности, внимания.
•
Способствовать формированию мыслительных
операций, развитию речи, умению
аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
задачи:
•
Воспитывать доброту, отзывчивость,
уважение к своим товарищам.
•
Воспитывать самостоятельность,
аккуратность
при работе с водой.
Предварительная работа: беседы по данной теме
Методы и приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Материалы и оборудование: Подготовлены центры для организации экспериментальной деятельности с дошкольниками: (веер, мыльные пузырьки, колпачки, «волшебные палочки», воздушные шары, маркеры – на каждого ребенка) Для воспитателя - накидка для феи, волшебная палочка, диадема. Аудиозаписи: «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, «Шарики воздушные», ноутбук, презентация.
Структура НОД:
I.Вводная часть:
а) мотивация
в) встреча с Феей.
II. Основная часть:
а) игра с листочками;
б) опыты с воздухом;
в) дыхательная гимнастика;
г) опыт с веером и вертушкой, мыльными пузырями;
д) эксперимент с воздушными шариками;
е) продуктивная деятельность;
ж) просмотр презентации
III. Заключительная часть:
а) сюрпризный момент;
в) подведение итогов.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
I.Организационный момент.
Раздается телефонный звонок
Воспитатель: Ало! Вам кого? Ребята! Это вас приглашают к телефону!
Голос из телефона: Здравствуйте, ребята! Я добрая фея, приглашаю вас в свое волшебное царство, которое находится далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, чтобы познакомить вас со своим другом ВОЗДУХОМ.
Воспитатель: Ребята, ну что, вы принимаете приглашение доброй феи? Хотите познакомиться с ее другом Воздухом?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Но чтобы попасть в это сказочное царство, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!
Закройте глаза. Вместе произнесем волшебное заклинание: повторяйте за мной
«Добрая фея, нам помоги,
В царство волшебное перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
Дверь нам в сказку распахни!
(воспитатель накидывает плащ и надевает диадему).
Воспитатель-Фея: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Как я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес! И эти чудеса мы будем творить вместе с вами. Предлагаю вам побыть моими помощниками. Согласны? (Дети: согласны) Сейчас я до каждого коснусь волшебной палочкой, и вы все превратитесь в волшебников.
Воспитатель-Фея: Ну вот, теперь вы мои помощники, надевайте волшебные колпачки, сейчас мы будем совершать настоящие чудеса и увидим волшебные превращения.
II. Основная часть: эксперименты с воздухом.
Воспитатель-Фея: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас со своим другом – ВОЗДУХОМ. Мы приготовили вам много разных сюрпризов и загадок. Будьте внимательны, и тогда вы найдете, где же он, и даже сможете поиграть с ним!
Воспитатель-Фея: Для начала, давайте поищем воздух.
Дети с воспитателем ходят и ищут ВОЗДУХ.
Здесь не видно Воздуха, и тут тоже не видно…Где же он?
( На подносе лежат бумажные листочки).
Воспитатель-Фея: Посмотрите, какие здесь красивые листочки! Может за ними спрятался воздух? Давайте возьмем волшебные палочки, подуем в них, и листочки оживут!
(Дуют на листочки, бумажные листочки улетают.)
Воспитатель-Фея: Ребята, нет под листочками воздуха? Как вы думаете, что заставило их полететь?
Дети: Мы на них подули.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы подули на них! Давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сейчас сделали?
Дети: мы вдохнули и выдохнули воздух.
Воспитатель-Фея: Так, где же он, ребята? (Предположения детей)
Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике. Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать.
Воспитатель-Фея: Ребята, а теперь вдохните и задержите дыхание. Почему вы открыли рот? (Ответы детей: начали задыхаться)
Воспитатель-Фея: Чего вам не хватало? (Дети: воздуха) Воспитатель-Фея: Правильно, человек не может прожить без воздуха. А какой воздух нужен человеку и всему живому? (Ответы детей: чистый, свежий) А что для этого нужно делать? (ответы детей: не загрязнять окружающую среду, не сорить).
Воспитатель-Фея: Ребята, а почему же мы не видим воздух, если он везде, как вы думаете?
Дети: Он прозрачный, через него все видно…
Воспитатель-Фея: Так значит, какого цвета воздух? (Дети: бесцветный)
Воспитатель-Фея: А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус? (Высказывания детей).
Воспитатель-Фея: У воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом….
Какой у него запах? (Дети: у него нет запаха…)
Дыхательная гимнастика:
Повторяйте за мной:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Вдох-выдох, вдох- выдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать воздух начинаем.
Чем же пахнет? Не понять –
Нужно носиком вдыхать.
Вдох-выдох, вдох - выдох.
Чудо-воздух – ох-ох-ох!
Опыт с веерами
Воспитатель-Фея: Ребята, вы не расстраивайтесь, хоть мы и не видим воздуха, мы можем его почувствовать. Хотите почувствовать воздух? Посмотрите, у меня есть волшебный веер. Сейчас я помашу вам на лицо…(Воспитатель - Фея машет детям на лицо) Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель-Фея: А что такое ветер?
(Высказывания детей)
Воспитатель-Фея: Правильно – это движение воздуха. А можно ли увидеть ветер? (Предположения детей).
Воспитатель-Фея: Правильно, ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает листья на земле, когда от ветра крутится вертушка.
И у нас посмотрите, есть вертушка. Ребята, а можем мы совершить волшебство и заставить вертушку крутиться? Возьмите волшебные палочки и подуйте в них на вертушку.
Опыт с вертушкой. Дуют через трубочку на вертушку, и она начинает вертеться.
Воспитатель-Фея: Вот такой, ребята, ветер – волшебник, как и мы с вами. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку, поднимать листья.
Воспитатель-Фея: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что? (Дети: на ветер) Правильно, на ветер. Ветер – это движение воздуха.
Воздух обещал поиграть с нами…
Хотите поиграть с воздухом? Он приготовил нам забавные игры.
Опыт с мыльными пузырями.
Давайте пройдем в волшебную лабораторию. На столах стоят стаканчики с водой. Давайте опустим один конец наших волшебных палочек в воду и подуем в них…дети, что произошло? Что мы увидели? (Дети: пузыри воздуха)… А как он там оказался? (Дети: мы выдохнули его). А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и еще раз подуем, чтобы еще увидеть воздух. Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Добавьте его в стаканы с водой. (Дети надувают мыльную шапку.)
Воспитатель-Фея: Ребята, как мы смогли надуть такие пузыри?
Дети: Мы надули их через волшебную палочку воздухом.
Воспитатель-Фея: Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
Воспитатель-Фея: Ребята, а что еще мы сможем надуть с помощью воздуха? (ответы детей) Правильно, воздушные шарики.
(Эксперименты с воздушным шаром).
Воспитатель-Фея: Посмотрите, что я сейчас сделаю. Что я сделала? (Дети: надула шарик). У меня и для вас есть шарики, разбирайте скорей. Посмотрите, какие они грустные, чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте их разрисуем.
Разрисовка шариков (Дети под музыку «Шарики воздушные» разрисовывают воздушные шарики.)
Воспитатель-Фея: Ну, вот… Шарики были маленькие и грустные, а теперь большие, весёлые и красивые. Что теперь внутри них? (Дети: Воздух!) А теперь давайте поиграем с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите. Ребята, какие шарики? (Дети: Легкие, воздушные). А почему они такие стали? Потому, что внутри них теперь воздух, а он легкий. Пусть наши волшебные шарики отдохнут, а мы посмотрим на волшебный экран.
Показ авторской презентации педагога «Воздух».
(Вывод: Ребята, мы с вами узнали, что воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг нас и внутри нас, мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа. Еще мы узнали, что нам и всему живому нужен чистый воздух, а для этого нужно беречь природу и не загрязнять окружающую среду).
III.Заключительная часть
Теперь вы знаете, что воздух не только мой друг, но и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.
Сюрпризный момент
Воспитатель-Фея: Я очень рада, что вы познакомились с моим другом воздухом. Пусть эти воздушные шарики на волшебной палочке напоминают вам о нашей встрече.
Воспитатель-Фея: Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в садик. Закроем глаза.
Заклинание:
(с закрытыми глазами)
Раз, два, три,
Фея, в садик нас верни!
(Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые шарики! Где вы были? (Дети: в сказочном царстве)
Воспитатель: Что интересного вы там узнали? (познакомились со свойствами воздуха)
Воспитатель: Молодцы, ребята, наше занятие окончено и сейчас нам пора на прогулку, дышать свежим воздухом.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»