Конспект игры - викторины «В мире русских народных сказок»
Конспект
игры - викторины «В мире русских народных сказок»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила и провела:
воспитатель ГБОУ Школа №1195
дошкольное отделение
г. Москва
Меркухина Римма Михайловна
Программное содержание
-
обобщить знания детей о русских народных сказках;
-
узнавать и называть сказки по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.;
-
развивать, мышление, память, воображение;
-
совершенствовать навыки выразительности речи;
-
создать условия для формирования у детей умения внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, для воспитания такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
-
воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа
Рассказывание и чтение русских народных сказок, инсценировка в свободное время и на занятиях. Подготовить иллюстрации к сказкам, книги сказок, сундучок, предметы из сказок, разрезные картинки «Сказки», буквы.
Ход игры
Воспитатель в костюме Сказочницы: Все дети и взрослые любят русские народные сказки. Да как их не любить! Ведь их сочинил русский народ! Великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин говорил: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Давайте поиграем и вспомним какие сказки мы знаем.
Разделимся на две команды, и посмотрим, чья команда знает больше сказок. У нас будет команда «Колобок» и команда «Репка».
Воспитатель предлагает детям вытащить из мешочка картинки и посмотреть, кто в какую команду попадает. Дети выбирают капитанов команды. У капитанов на столе флажки, если команда готова отвечать - капитан поднимает флажок. Объясняет правила проведения викторины. За каждый правильный ответ команда получает фишку, которые дети складывают в корзиночку. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество фишек.
Воспитатель -сказочница: Слышала я, что вы любите сказки и много о них знаете. Разрешите мне проверить ваши знания и дать вам несколько заданий? А пришла я не с пустыми руками, а с волшебным сундучком. В нем живут сказки, а какие вам нужно будет угадать.
Воспитатель -сказочница: Конкурс начинается, сундучок открывается! (звучит музыкальная заставка передачи «В гостях у сказки»)
Первое задание – это разминка на тему «Узнай сказочного героя»
Вопросы разминки
-
У него нет ни рук, ни ног, но он всё равно от всех убегал. Кто это? (Колобок)
-
Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. (Дед, «Репка»)
-
Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. (Волк, «Волк и семеро козлят»).
-
Этот зверь не вошел в маленький домик, в котором жили звери и развалил его. (Медведь, «Теремок»).
-
Эта героиня искала своего братца, которого унесли гуси-лебеди. Кто это? (Алёнушка, «Гуси-лебеди).
-
Эта храбрая птица помогла бедному зайчонку освободить его избушку. Кто это? (Петушок «Заюшкина избушка»)
Задание 2. Воспитатель - сказочница достает иллюстрации к сказкам. А команды по очереди отгадывают название сказки.
Задание 3. Воспитатель – сказочница: В русских народных сказках о животных очень часто встречается хитрая плутовка – Лиса. Предлагаю командам назвать как можно больше сказок, в которых она встречается. Команды по очереди называют сказки до тех пока не остановятся.
Задание 4. Воспитатель - сказочница предлагает взять из сказочного сундучка по конверту, в котором лежит по три картинки из сказки. Определить к каким сказкам относятся эти картинки и положить их по порядку. Коротко рассказать, как сказка начинается и как она заканчивается.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Задание 5. Музыкальное: капитаны команд вытаскивают картинку и исполняют песенки из сказки «Колобок» или «Волк и семеро козлят» (песенку козы).
Задание 6. Команде «Колобок» — позвать голосом козленочка сестрицу Аленушку. Команде «Репка» — покричать, как кричал Петушок, когда Лиса уносила его из избушки.
Задание 7. «Из какой сказки предметы?» Дети, по очереди, из каждой команды подходят, достают из сундучка предмет и говорят из какой он сказки.
Задание 8. Воспитатель - сказочница достает из сундучка книгу сказок. Читает отрывки из сказок, а дети отгадывают из каких сказок эти отрывки. (для каждой команды по три отрывка)
Задание 9. Воспитатель – сказочница: У меня случилась беда. Я уронила книжку и все буквы рассыпались. Помогите сложить из рассыпавшихся букв название сказок. (одной команде собрать слово «теремок», другой «колобок»)
Задание 10. «Загадки по сказкам». Назвать сказку
-Выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, козленочек)
• Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(«Кот, петух и лиса»)
• Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
• Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
(«По щучьему велению»)
Задание 11. «Творческое». Командам необходимо выполнить коллективное творческое задание собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок. Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название («Лисичка-сестричка и серый волк» и «Три медведя»)
Подведение итогов: Воспитатель – сказочница: Вот и закончилось наше состязание. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе вы смогли ответить на все нелегкие вопросы нашей викторины. Молодцы! Понравилось вам наше интеллектуальное состязание? А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
Сказки учат нас быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. И самая главная победа - это то, что вы хорошо знаете наши русские народные сказки, любите их и готовы слушать их всегда.
Звучит песня «В мире много сказок», музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина.
Литература:
«Театрализованная деятельность в детском саду» Под редакцией М. И. Маханева, М. Давыдова, Москва 2001год.
О. М. Дьяченко и Е. А. Агаева «Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет «Чего на свете не бывает».
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
О.А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г
Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». изд. Москва, Вако,2014г.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО