Развитие познавательной активности дошкольников посредством поисковой деятельности эколого-краеведческой направленности
Автор: Галютина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 295 Красноармейского района Волгограда».
Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством поисковой деятельности эколого-краеведческой направленности»
Актуальность:
Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Объединение экологии и краеведения поможет формированию у детей эколого-краеведческого мировоззрения.
Цель: формирование эколого-краеведческого мировоззрения у детей дошкольного возраста.
Приемы, методы и формы педагогической деятельности, используемые в опыте:
-
Наблюдения
-
Экскурсии
-
Показ мультимедийных презентаций ( «Природные парки Волгоградской области», «Красная книга Волгоградской области»…)
-
Рассматривание фотоальбомов («Волгоград», «Наш район», «Животные наших лесов», «Рыбы Волги»…)
-
Составление сказок познавательного содержания
-
Беседы (о природе родного края, о достопримечательностях района, города)
-
Чтение познавательной литературы
-
Решение проблемных ситуаций
-
Организация выставок (фотовыставки, выставки рисунков, поделок из природного и бросового материала…)
-
Проектная деятельность («Люблю березку русскую», «Деревья нашего края – дуб», «Покормите птиц зимой», «Мой дом, мой район» и т.п)
-
Викторины (экологического и краеведческого содержания)
-
Проведение досугов и праздников
-
НОД
Консультация для родителей
Маршрут выходного дня «В гости к березке»
Как
приятно провести выходной день вместе
со своим ребенком! Познакомить его с
чем- то новым, интересным или открыть
что-то новое в уже давно
знакомом!
В
один из погожих дней сходите с ребенком
туда, где можно встретить белоствольную
красавицу, воспетую поэтами и художниками
– березку!
Прочтите ребенку
стихотворение А. Прокофьева «Березка»:
Люблю
берёзку русскую
То светлую, то
грустную,
В белом сарафанчике
С
платочками в карманчике.
С зелёными
серёжками
С красивыми застёжками
Люблю
её нарядную,
Родную, ненаглядную!
То
светлую кипучую,
То грустную,
плакучую!
Люблю берёзку русскую,
Она
всегда с подружками
Под ветром низко
клонится
И гнётся, но не ломится.
На
прогулке загадайте ребенку загадку:
Русская
красавица стоит кудрявится,
Белые
сапожки, зеленые сережки,
Тонкий стан,
белый сарафан.
Внимательно
рассмотрите с ребенком дерево, его
ствол, крону, листву. Отметьте их
особенности. Сравните с другими деревьями.
Расскажите, что такое береста. (Береста
- это верхний слой березовой коры, белый
снаружи и золотисто-желтый изнутри. Это
удивительно пластичный и теплый материал.
Недаром на Руси она была незаменима при
изготовлении разных хозяйственно-бытовых
предметов. Из бересты наши предки делали
крыши домов,
легкие летние жилища и лодки, поплавки
для сетей, предметы
бытовой утвари (туеса, короба,
корзины, кошели), лапти, игрушки для
детей. Использовали ее и как бумагу, о
чем свидетельствуют берестяные грамоты,
найденные в большом количестве в
Новгороде среди древних вещей из
бересты.)
Расскажите также о том,
что ранней весной на её веточках набухают
почки, из которых потом появляются
листочки. Распускаются серёжки – это
её цветы. В серёжках созревают семена,
похожие на крошечные самолётики. Ветер
уносит их в разные места. Они падают на
землю, прорастают.
Постепенно проростки превращаются
в тонкоствольные молодые берёзки. Берёза
любит свет и простор, не боится морозов
и живёт более 100 лет. Но, ещё берёза - это
лекарственное растение. Целебными
свойствами обладают её почки, которые
собирают ранней весной, сок и даже
листья. Из них готовят отвары, настои,
делают примочки.
Дома предложите
ребенку зарисовать свои впечатления
от прогулки. (Вы тоже можете нарисовать
свой рисунок, а затем поделиться
впечатлениями со своим ребенком).
В
дальнейшем можно не однократно
возвращаться к этой теме, закрепляя и
дополняя ее:
- Прослушайте, совместно
с ребенком, старинный вальс
"Березка» Е. Дрейзина.
-
Рассмотрите пейзажи А. Куинджи «Березовая
роща», «Стволы берез».
Проведите выходные
со своим ребенком не перед телевизором,
а созерцая
прекрасное, и это для него может стать
настоящим событием, которое запомнится
надолго!
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»