Развитие логического мышления посредством занимательного математического материала
-
Тема опыта: Развитие логического мышления, посредством занимательного математического материала.
-
Автор опыта: Василенко Ирина Владимировна.
-
Место функционирования опыта: 400082, г. Волгоград, ул 50 лет Октября, 26, тел. 62-14-30.
Актуальность опыта
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их математическое развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: счету, вычислению, измерению...
Не менее важно развивать у ребенка дошкольника умение логически мыслить, анализировать, синтезировать информацию, делать выводы, умозаключения, классифицировать представления и понятия, самостоятельно приобретать знания.
Педагогические средства, используемые в опыте
-
Форма проведения: организованная образовательная деятельность (игры-викторины, КВН, развлечения, фантазийные путешествия), чтение познавательных сказок и рассказов, опыты, дидактические игры, логико-математические игры, самостоятельная игровая деятельность.
-
Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
-
Методы и приемы: диалогические методы: проблемные вопросы, формулировка выводов; игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию, выполнение практических действий по получению необходимой информации; методы обучения: показ способа действия, проблемная ситуация, упражнения.
-
Технология работы
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию логического мышления с использованием занимательного математического материала.
Проанализировав работы таких авторов, как З.А. Михайлова, Т.И. Ерофеева, В.Волина и др. пришла к выводу, что занимательный математический материал необходимо вводить в деятельность детей, как на занятиях по математике, так и в повседневную жизнь. Однако перечень этого материала, рекомендованного программой для использования на занятиях, и вне занятий, недостаточен. Поэтому возникла необходимость в его подборе. И первая задача, которую я поставила перед собой – это организация богатой развивающей среды, оформление уголка занимательной математики.
Уголок включает разнообразный занимательный материал. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек, шахмат: "Лиса и гуси", "Мельница"; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов из специальных наборов фигур "Танграм", "Колумбово яйцо", "Сфинкс" и др. игры развивающего характера Б.Н. Никитина, лабиринты, схемы, задачи-шутки, загадки и т.д.
В процессе работы мною используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отвожу практическим методам: игры, упражнения, моделирование, элементарные опыты, экспериментирование, ТРИЗ.
Организация работы с использованием загадок, задач – шуток, занимательных стихов.
Ребенок дошкольного возраста легче и интереснее получает знания о математике в игре, с помощью загадок и занимательных стихов, считалок и пословиц, задач в стихотворной форме и т.д., я поставила следующую, подобрать занимательный математический материал для использования его на занятиях математики по изучению разных программных задач, а также вне занятий.
Занимательные вопросы, загадки, задачи использую в ходе занятий по математике с целью уточнения, конкретизации знаний детей о числах, геометрических фигурах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбираю исходя из цели занятия.
Очень помогают задачи – шутки, задачи в стихотворной форме в процессе обучения детей решению арифметических задач. Применяю прием сравнения задачи – шутки, загадки математического содержания с арифметической загадкой. В ходе анализа задач, нахождения сходства и различия между ними уточняется понимание структуры арифметической задачи, назначение чисел, необходимости выполнения арифметических действий с числами.
Помогает создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, домысла. Постепенно дети приходят к пониманию, что прежде чем решить такие задачи, необходимо размышлять, искать подходы к решению.
Этот занимательный материал (задачи, загадки, вопросы) использую в начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики, это помогает настроить детей положительно, вызвать интерес к предстоящей деятельности на занятии. А также использую его при переходе от одной части занятия к другой – это служит средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.
Организация работы с использованием логических игр и упражнений.
Известно, что одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.
При решении их наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование. В своей работе с целью развития мышления, наблюдательности, сообразительности детей использую различные виды несложных логических задач и упражнений.
Логических задач создано много, они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия.
Начала я с более простых, например:
1. Какая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
2. Найди два одинаковых предмета?
Использую упражнения и задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начинала с элементарных заданий на логическое мышление -цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенные элементы. Кроме того, давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие, круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания усложняла, Предлагала выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.
В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы. Детей очень увлекают игры типа: "Кого не хватает?". Предлагаю детям представить, какой формы могут быть космические существа или сказочные птицы и т.д. Затем показывала плакат, на котором они изображены. Дети из фигур, нарисованных и пронумерованных находили того "человечка", птицу, которую необходимо поместить на место недостающей.
Использую несложные логические упражнения, заимствую их из детских периодических изданий ("Никита и его друзья", "Золотая антилопа", "Миша" и др.). А также сама составляю логические упражнения, исходя из конкретных задач обучения детей на занятиях: закрепления представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках, размерных соотношений предметов и т.д.
Я предлагаю такие задания регулярно в третьей части занятия. В результате дети уже в подготовительной к школе группе не бояться высказываться, все вместе ищут самое верное, самое красивое доказательство. Когда дети усваивают способы решения задач на нахождение недостающей фигуры, предлагаю детям другой вид логических задач – на выделение признаков отличий одной группы фигур от другой, Фигуры обеих групп имеют много общих признаков, но есть и отличия. Для решения задач на поиск признака отличия необходим последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственной каждой из них. За анализом следует сравнение, сопоставление выделенных признаков, которое и ведет к решению. Эти задачи интересны детям своей наглядностью.
Особое место среди занимательного математического материала занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, геометрических фигур из специальных наборов. Эти игры очень нравятся детям и помогают в развитии у детей логического мышления, пространственного воображения. Вначале дети, рассмотрев элементы игры, упражняются в составлении геометрических фигур из имеющихся по образу и замыслу.
Овладев этим способом, дети учатся составлять фигуры – силуэт по расчлененным образцам. На первых порах анализ провожу вместе с детьми. Далее, когда дети овладевают способом составления силуэтов по расчлененным образцам, предлагаю более сложное задание: воссоздание фигур по образцам контурного характера.
В этих играх использую индивидуальные карточки – открытки, это помогает каждому ребенку получить и использовать задание в своем темпе. А также для поощрения использую фишки, это является хорошим стимулом для работы. Когда большинство детей достигают больших умений в составлении изображений, провожу игры-соревнования, где каждый стремится принять участие и получить приз.
Организация работы с использованием головоломок.
Еще один вид занимательных задач, которые интересны детям – это головоломки, они специально созданы для умственного развития, требуют для своего решения догадливости, сообразительности. Известно, что головоломки относятся к нестандартному, нетиповому математическому материалу. Их нельзя решить на основе способа решения. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.
Познакомившись с различными видами головоломок, остановила свое внимание на играх головоломках с палочками. Они помогают развивать у детей умение самостоятельно осуществлять поиск, способа решения и наиболее приемлемы в старшем возрасте. Для решения этих головоломок использую счетные палочки. Кроме этого, изготовила таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На оборотной стороне таблицы указываю, какое преобразование проделать и какая фигура должна получиться в результате. Работу веду от простого к сложному.
На первых порах тем детям, которым было трудно, предлагаю выполнить упражнения по образцу, разбирая каждое задание отдельно, помогаю наводящими вопросами, привлекая их к обдумыванию ситуации.
Вначале предлагаю детям пользоваться методом "проб и ошибок", но постепенно приучаю к тому, чтобы эти пробы становились целенаправленными, т.е. предварительно "подумайте, как надо решить задачу, скажи свое предположение, а теперь проверь его".
На этом этапе работы использую различные приемы повышения интереса детей к играм. Игровые ситуации "Научи Незнайку", "Проверь, правильно ли Буратино выполнил задание", "Помоги найти ошибку". После того как дети научились самостоятельно решать задачи с помощью построения фигур и освоили способ деления фигур на несколько (четырехугольник или квадрат – на два треугольника, прямоугольника на три квадрата).
Я предлагаю детям задания более сложные (на перестроение фигур) например: "В фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать три палочки, чтобы осталось три таких же квадрата". Дети с удовольствием решают такие головоломки. Упражнения такого плана помогают детям моей группы планировать свои действия, доказывать правильность своего решения.
Когда дети знакомы с алфавитом и достигают высокого уровня развития звуковой культуры речи, я использую на занятиях кроссворды. Когда дети уже могут решать кроссворды предлагаю разгадывать их по подгруппам (по принципу соревнования) с целью закрепления изучаемого материала, полученных знаний.
Организация работы с использованием занимательных проблемных ситуаций.
В работе с детьми использую занимательные проблемные ситуации, которые широко представлены в математических сказках с занимательным сюжетом, предложенных Т.И.Ерофеевой, Л.Н.Павловой, В.К.Новиковой в книге "Математика для дошкольников". А также занимательные рассказы для старших дошкольников разработанные научными сотрудником лаборатории дошкольного воспитания института общего образования РФ Р.В.Кузнецовой, которые можно найти в журнале "Ребенок в детском саду" №1/2006г. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, рассказа ребенок как бы становится его действующим лицом, дети, проявляя активность, стремятся вмешаться в ситуации и повлиять на них. Познавательный материал подбираю по темам "Количество и счет", "Составь числа из двух меньших чисел", "Сложение и вычитание", "Величина", "Ориентировка во времени", "Ориентировка в пространстве", "Деление целого на равные части".
Изучив книгу Б.П.Никитина "Ступеньки творчества", в работе с детьми использую развивающие игры такие, как "Сложи квадрат", "Сложи узор".
В этих играх у детей хорошо развивается способность к анализу и синтезу – это важные мыслительные операции, используемые почти во всякой интеллектуальной деятельности, а также способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы. Очень любят дети игру "Сложи узор", так как грани каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них узоры в огромном количестве вариантов (1-, 2-, 3- и даже 4- цветные). В игре с кубиками дети выполняют три вида заданий. Сначала учу по узорам – заданиям складывать точно такой же узор из кубиков, как на образце. Затем ставлю обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумать новые узоры, каких еще нет.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе.
Тема: « Новогодний наряд ёлки».
Вид непосредственно образовательной деятельности: интегрированный.
Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма НОД: групповая.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Цель: закрепить знания геометрических фигур.
Программные задачи:
Формировать умение называть характерные признаки геометрических фигур.
Упражнять в умении составлять по образцу узор из геометрических фигур.
Упражнять в счете в пределах 10.
Развивать навыки соотношения цифры с количеством предметов.
Воспитывать интерес к математике.
Материал и оборудование: наборы геометрических фигур, карточки с цифрами, карточки с цифрами, числовые карточки, кубики Никитина, конверт со снежинками, магнитофон, новогодняя мелодия.
Предварительная работа: беседы о Новогоднем празднике, рассматривание образцов новогодних игрушек и гирлянд, игры с геометрическими фигурами: «Составь узор», « Составь картинку» и др., игры с кубиками Никитина: «Сложи квадрат», «Сложи узор».
Взаимосвязь с семьей: помощь родителей в подборе и изготовлении наглядного и дидактического материала.
Взаимосвязь со специалистами: помощь в разучивании танца снежинок, обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.
Ход занятия:
Воспитатель. Давайте вспомним, какое время года наступило?
Дети. Зима
Воспитатель. Какой месяц?
Дети. Декабрь, первый месяц зимы.
Воспитатель. Какой праздник приближается?
Дети. Новый год.
Воспитатель. Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Снежиночка пришла ( показывает картинку Снежинки),
Говорит мне чудо гостья,
Наступает Новый год
Звери встали в хоровод
Только елка не горит,
Огоньками не блестит,
Спрятала в ветвях подарки
И на елке бус нет ярких.
Все зверюшки так спешили,
Что раскрасить их забыли.
Воспитатель: Вот такая грустная история. Но не будем унывать
Станем елку украшать. Я предлагаю сделать елочные украшения из обычных геометрических фигур. Согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда начнем с разноцветных гирлянд.
( Дети садятся за столы, рассматривают и называют разложенные на них геометрические фигуры.)
Воспитатель. Отложите фигуры у которых есть четыре угла.
( Дети откладывают квадраты и прямоугольники.)
Воспитатель. Как их можно назвать одним словом?
Дети. Четырехугольники.
Воспитатель. Сколько квадратов вы отложили? Сколько прямоугольников? Сколько четырехугольников?
Дети. Четыре квадрата, три прямоугольника, семь четырёхугольников.
Воспитатель. Можно сделать гирлянду из этих четырёхугольников?
Дети. Да.
Воспитатель. Выложите свою гирлянду из четырёхугольников таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых по форме фигур.
( Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Теперь сделаем другую гирлянду. Отложите фигуры, у которых нет углов.
( Дети откладывают круги и овалы.)
Воспитатель. Сколько кругов вы отложили? Сколько овалов? Сколько всего фигур?
Дети. Пять кругов, четыре овала, всего девять фигур.
Воспитатель. Выложите фигуры таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых по форме и цвету. Посмотрите на свою карточку с символом и определите с какой фигуры начнёте.
( Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Придумайте, как можно по-другому расположить фигуры и выложите свою гирлянду.
( Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Молодцы! (Показывает детям конверт.)
Воспитатель. Этот конверт оставила снежинка. (Вынимает из конверта снежинки.)
Проводится разминка. Под музыку дети танцуют со снежинками.
Воспитатель. А вот еще один подарок от снежинки, п/игра « Найди пару».
( Дети делятся на две группы. Воспитатель раздает одной группе карточки с цифрами ( 1- 6), другой — карточки, на которых изображено разное количество снежинок ( от 1 до 6). Дети составляют пары: ребенок с карточкой, на которой изображены снежинки, - ребенок с соответствующей цифрой на карточке.)
Воспитатель. Теперь подойдите к столу и выложите карточки со снежинками в ряд от меньшего количества к большему, а под ними выложите числовые карточки.
( Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Что еще можно повесить на елку?
Дети. Игрушки.
( Воспитатель раздает наборы кубиков Никитина, достает из конверта карточки-образцы и вывешивает на доску по очереди.)
Воспитатель. Вот игрушки «фонарики» на белой ленточке. Из каких геометрических фигур эта ленточка составлена?
Дети. Из двух квадратов.
Воспитатель. Какую форму имеет игрушка? Из каких фигур она выложена?
Дети. Игрушка имеет форму квадрата, она выложена из четырех треугольников.
Воспитатель. Какого цвета эта игрушка?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Выложите игрушку по образцу.
( Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Измените цвет игрушки и ленточки.
Воспитатель. А теперь сделаем и повесим еще одну игрушку - «снежинку». Она будет висеть на желтой ленточке. Из каких фигур она выложена?
Дети. Она выложена из четырех треугольников.
Воспитатель. Выложите игрушку по образцу.
( Дети выполняют задание.)
Воспитатель. А что еще можно повесить на елку?
Дети. Конфеты.
Воспитатель. Вот и мы сделаем и повесим на елку « конфеты». Из каких фигур она выложена ?
Дети. Она выложена из двух квадратов и четырех треугольников.
Воспитатель. Выложите игрушку по образцу.
( Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Вот мы изготовили украшение для елки.
Проводится игра « Покажи фигуру».
Дети встают в круг, держа руки за спиной. Воспитатель вкладывает каждому в руки геометрическую фигуру, предлагает назвать, определив на ощупь. ( Дети выполняют задание и показывают фигуру.)
По сигналу « Карусель, крутись влево!» игроки передают геометрические фигуры за спиной из рук в руки справо налево. По сигналу « Карусель остановись!» прекращают движения. Воспитатель называет какую-либо геометрическую фигуру, дети, у которых в руках эти фигуры, поднимают их вверх. После нового поворота «карусели» игра продолжается.
Воспитатель. Ну что ребята. Снежинка очень благодарна вам и говорит большое спасибо. Ведь теперь ёлочка встрепенулась
И зверятам улыбнулись.
Не грустит уже она :
Я теперь нарядная!
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»