Роспись «Солнечный калейдоскоп»
Проект: Роспись «Солнечный калейдоскоп»
Авторы: Щербакова Тамара Анатольевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБУДО «ДЮЦ «Русинка» города Волжский Волгоградской области, член «Союза педагогов-художников»;
Аулова Наталья Викторовна - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБУДО «ДЮЦ «Русинка» города Волжский Волгоградской области
Этот проект является итоговой работой коллектива учащихся детской художественной школы ДЮЦ «Русинка» и представляет собой серию отдельных росписей, объединенных в единую композицию и выполненных акриловыми красками на фасаде здания. В реализации проекта участвовали учащиеся в возрасте 14-16 лет, заканчивающие обучение по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» сроком реализации 5 лет.
Актуальность данного проекта заключается в предоставлении возможности учащимся выполнить полный технологический цикл художественных работ по монументальной росписи стен - от разработки форэскиза до практического выполнения в материале.
В данном проекте решались следующие цели и задачи:
Деятельностная цель – выполнение росписи фасада здания ДЮЦ «Русинка» для создания арт-объекта с индивидуальным и оригинальным дизайном.
Образовательная цель – формирование практических навыков монументальной живописи, развитие познавательных интересов учащихся, формирование эстетического вкуса и образного мышления в процессе практической деятельности.
Задачи проекта:
-
закрепление основ композиционного построения декоративной композиции и применение их на практике;
-
развитие эстетического и колористического вкуса, образного художественного мышления учащихся;
-
формирование умений решать цели своего конкретного задания в концепции общего творческого проекта;
-
совершенствование практических навыков монументальной художественной росписи;
-
формирование личностных качеств — самостоятельности, внимания, целеустремленности, упорства, трудолюбия;
-
воспитание чувства толерантности в процессе выполнения коллективной работы;
Идея художественного оформления фасадов ДЮЦ зрела уже несколько лет. Так как наша школа находится в здании бывшего детского садика типовой застройки и теряется в окружении безликих типовых пятиэтажек, то мы решили выделить нашу школу росписью - сделать ее ярким цветовым акцентом всего микрорайона. Для реализации нашей идеи, мы сосредоточились на главном фасаде здания - каждый учащийся расписывал участок стены примерно по 4-6 кв. метров по своему индивидуальному эскизу. Для цельного художественного восприятия объекта все рисунки были объединены единой цветовой гаммой и общей темой «Солнечный калейдоскоп».
Реализация данного проекта проходила в три этапа:
Первый этап - подготовительный - постановка целей и формулирование задач проекта, определение художественной концепции будущего арт-объекта. Выполнение серии эскизов, поиск идей, мотивов, колеров, выбор места для арт-композиции. Знакомство с технологическими приемами росписи стен. Утверждение концепции эскизов и проекта.
Второй этап – основной (практический) - выполнение утвержденного эскиза в масштабе на листе бумаги формата А2. Знакомство с техникой безопасности. Уточнение площади арт-объекта и расчет расхода фасадной краски. Подбор и подготовка колеров для практической работы. Перенос эскизов на стену: разметка рисунка на стене мелом. Выполнение росписи на фасаде здания акриловыми красками.
Третий этап – пропагандистский - результатом работы стала торжественная презентация росписей всем посетителям центра - детям, их родителям и педагогам. На выставке в Галерее художественного мастерства были показаны творческие эскизы и фотографии, созданные в ходе реализации проекта.
Для реализации проекта была составлена примерная смета расходов, определено количество материалов: краска акриловая фасадная, кисти, ведра, валики; столы и табуреты для работы на высоте.
Риски при реализации проекта, в основном, заключались в выполнении практической работы, с соблюдением техники безопасности при работе на высоте.
Ожидаемые результаты:
-
Процесс выполнения художественной росписи стен доставил детям огромную радость и неподдельный интерес — они почувствовали себя художниками-монументалистами в полном смысле этого слова.
-
Учащиеся научились практическим навыкам работы в материале, использованию новых художественных материалов и техническим приемам выполнения росписей на больших поверхностях.
-
Работая над собственными композиционными идеями, учащиеся создали и выдержали общую художественной концепцию проекта.
-
Учащиеся приобрели умения и навыки быстро включаться в новую сферу художественной деятельности, применяя уже полученные знания и умения для решения новых задач.
-
Результатом проекта стал арт-объект с индивидуальным и оригинальным дизайном.
Было очень приятно, что в процессе работы дети очень сознательно отнеслись к поставленной цели - количество пропусков было минимально, качество выполненных росписей, по оценке педагогического коллектива, высокое. Мы никого не заставляли - дети сами хотели «творить» и работали с душой и очень ответственно, активно помогали друг другу и советом и делом, переживали за общий результат. В результате опроса, учащиеся получили положительные отзывы и эмоции от детей, посещающих Детско-юношеский центр и их родителей. Данный проект стал примером для следующих выпускников, заканчивающих обучение в художественной школе, также он способствует популяризации монументального искусства, как актуального искусства, изменяющего к лучшему внешний облик нашего города.
Список литературы:
Валериус С.С, Монументальное искусство. Современные проблемы. М. Искусство, 1979
Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Художник РСФСР, 1984
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд . М. Просвещение 2011
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»