Инструкционная карта «Сверление, зенкерование и развертывание отверстий»
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 7115
Цель занятия: освоение приемов сверления отверстий на вертикально-сверлильном станке, выполнение заточки сверл и различных видов сверлений, зенкерования и развертывания отверстий.
Инструкционная карта
«Сверление, зенкерование и развертывание отверстий»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2015
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
План занятия П/О
Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.
УП.01.01. Слесарное дело и технические измерения.
Тема: Слесарное дело.
Тема занятия: сверление, зенкерование и развертывание отверстий.
Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).
Время: 6 часов.
Цель занятия: освоение приемов сверления отверстий на вертикально-сверлильном станке, выполнение заточки сверл и различных видов сверлений, зенкерования и развертывания отверстий.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов сверления отверстий на вертикально-сверлильном станке, выполнение заточки сверл и различных видов сверлений, зенкерования и развертывания отверстий.
Формирование у студентов профессиональных навыков сверления отверстий на вертикально-сверлильном станке, выполнение заточки сверл и различных видов сверлений, зенкерования и развертывания отверстий.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;
Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;
Способствовать развитию самостоятельности студентов.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки сверления отверстий на вертикально-сверлильном станке, выполнение заточки сверл и различных видов сверлений, зенкерования и развертывания отверстий.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:
иметь практический опыт:
- проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
- выполнения ремонта деталей автомобиля;
- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
- использования диагностических приборов и технического оборудования;
- выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
уметь:
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
- определять способы и средства ремонта;
- применять диагностические приборы и оборудование;
- использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
- оформлять учетную документацию;
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания;
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК
1. Понимать сущность и социальную
значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность
за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК
6. Работать в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Основные источники:
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительные источники.
-Покровский Б.С. Справочник слесаря: Учеб. пособие для нач. проф. образования/Б.С.Покровский, В.А.Скакун – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
-Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования/ Б.С.Покровский, В.А.Скакун. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Применяемые оборудование, инструменты, приспособления
и материалы: вертикально-сверлильный станок, машинные тиски, ручные тиски, заточный станок, сверлильные патроны, клинья, кернеры, штангенциркули, молотки слесарные, шаблон для контроля угла заточки и длины режущих кромок, стальные и чугунные детали, охлаждающий водно-содовый раствор, деревянный брусок.
Инструкционная карта
Упражнение 1. Подготовка станка к работе, установка сверла в шпиндель сверлильного станка.
Под руководством мастера производственного обучения изучить устройство и взаимодействие составных частей и механизмов вертикально-сверлильного станка, правила эксплуатации и ухода за ним, организацию рабочего места. Осуществить подготовку станка к работе.
Установить сверло с коническим хвостовиком непосредственно в шпиндель станка (перед установкой конические поверхности сверла и отверстия шпинделя тщательно протереть ветошью): осторожно ввести сверло в отверстие шпинделя (шпиндель должен находиться в верхнем положении) и сильным толчком вверх направить его в отверстие шпинделя до плотной посадки (рис. 1).
Рис. 1. Установка сверла с коническим хвостовиком.
Положить на стол станка деревянный брусок, опустить ручкой управления шпиндель вниз и плотно поджать сверло.
Упражнение 2. Сверление отверстий.
Разметить и накернить на заготовке центр отверстия.
Подвести сверло к заготовке, перемещая машинные тиски с заготовкой, совместить вершину сверла с керновым углублением, поднять шпиндель.
Включить станок и, плавно нажимая на рукоятку, просверлить отверстие. При выходе сверла из заготовки нажатие уменьшить. Сталь сверлить с применением охлаждающей эмульсии, чугун — без охлаждения.
При работе соблюдать следующие требования техники безопасности:
-
не сверлить плохо закрепленную заготовку;
-
убирать волосы под головной убор;
-
обязательно застегивать рукава рабочей одежды;
-
не нажимать сильно на сверло, особенно при сверлении отверстий малых диаметров.
Упражнение считается выполненным, если отверстие, выполненное на вертикально-сверлильном станке, не имеет смещений, перекосов и выдержан заданный диаметр этого отверстия. Смещение отверстия возможно вследствие:
-
биения сверла в шпинделе;
-
увода сверла в сторону;
-
неверно выполненной разметки заготовки;
-
слабого крепления заготовки на столе.
Перекос отверстия происходит вследствие:
-
попадания стружки под нижнюю поверхность заготовки;
-
неправильной установки заготовки на столе.
Превышение заданного диаметра отверстия определяется:
-
люфтом шпинделя станка;
-
неправильными углами заточки сверла или разными длинами режущих кромок;
-
смещением поперечной режущей кромки.
Упражнение 3. Заточка сверла.
Под руководством мастера производственного обучения проверить исправность заточного станка и защитных ограждений абразивного круга.
Заточку выполнять в следующем порядке (рис. 2):
Рис. 2. Заточка сверла:
1 – хвостовик сверла; 2 – спиральная часть сверла; 3 – подручник; 4 – абразивный круг.
-
левой рукой опереться на подручник 3, удерживая сверло за спиральную часть 2, как можно ближе к режущей части — конусу;
-
правой рукой захватить хвостовик 1, слегка прижимая режущую кромку к боковой поверхности абразивного крута 4 таким образом, чтобы режущая кромка располагалась горизонтально и плотно прилегала задней поверхностью к кругу (заточку выполнять с охлаждением, используя водно-содовый раствор в ванночке);
-
плавным движением правой руки, не отнимая сверло от абразивного круга, поворачивая вокруг своей оси и соблюдая правильный наклон, заточить его заднюю поверхность. При этом необходимо следить за тем, чтобы режущие кромки сверла были прямолинейными, имели одинаковую длину и были заточены под одинаковыми углами.
Правильность заточки сверла следует периодически проверять
по специальному шаблону.
Сверло правильно заточено:
-
если длина его режущих кромок одинаковая;
-
углы между режущими кромками и боковой поверхностью одинаковые;
-
угол наклона поперечной режущей кромки соответствует шаблону.
-
Для чего применяются ружейные сверла?
-
В каких случаях применяются зенкеры?
-
Каковы основные правила сверления при использовании ручной электрической дрели?
-
Какие правила сверления необходимо соблюдать при ручной подаче сверла?
-
Каковы основные правила безопасности при сверлении?
-
От чего зависит скорость резания при обработке отверстия?
- Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А»
- Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя автомобиля ГАЗ-53А»
- Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53А»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»