Формирование первичных представлений о количестве, числе у детей от 3до 5 лет. Использование авторской матрёшки для знакомства детей с составом числа
Тема педагогического опыта
«Формирование первичных представлений о количестве, числе у детей от 3до 5 лет. Использование авторской матрёшки для знакомства детей
с составом числа»
Методические рекомендации по использованию авторской матрёшки для знакомства детей с составом числа.
Составила:
педагог дошкольного образования
Центр развития «Лидер», г. Старый Оскол
Крамских Е. М.
Методические рекомендации по использованию авторской матрёшки для знакомства детей с составом числа.
Введение
Дети 3-5 лет легко считают до 10, но не всегда умеют соотносить число с количеством предметов. Это даётся детям непросто.
В помощь современному педагогу предлагается большое количество дидактических пособий и материалов для развития у детей умения соотносить число и количество. Из этого многообразия нужно выбрать самое эффективное. Оно должно быть интересно детям, создавать мотивацию, привлекать внимание и создавать положительный эмоциональный настрой. А так же, важно, чтобы дети могли сами непосредственно играть с данным материалом. По моему мнению, для этого отлично подходит такой предмет декоративно-прикладного искусства, как матрёшка.
Матрёшка-это не просто деревянная игрушка, а ещё и развивающий предмет. Это и знакомство детей с русским декоративно-прикладным и народным искусством, и развитие цветовосприятия, и изучение счёта, величины, а так же состава числа.
Дети знакомятся с матрёшкой ещё в раннем детстве и с удовольствием играют с ней. Эта нарядная и румяная кукла никого не оставляет равнодушным, всегда привлекает внимание и радует глаз.
В связи с этим, мне пришла идея расписать математическую матрёшку для работы с детьми 3-5 лет по изучению состава числа. Данная матрёшка не просто расписана цветами и узорами, но и имеет в руках корзинку или блюдце с изображением цифры и соответствующее количество предметов. Набор состоит из пяти кукол. На самой маленькой матрёшке изображено число 1, а на самой большой – число 5. Это обусловлено тем, что большая матрёшка состоит из пяти вкладышей, а маленькая только из одного.
Далее предлагается методика проведения игр и занятий с данной матрёшкой.
1. «Здравствуй, матрёшка»
Вначале нужно познакомить детей с данной игрушкой и дать им возможность самостоятельно её рассмотреть и изучить, найти на ней цифры, назвать их сосчитать предметы в руках матрёшки.
На этом этапе дети знакомятся с новым предметом и учатся самостоятельному изучению. Здесь можно использовать чтение стихотворения и загадок о матрёшке, народную музыку.
2. «Найди матрёшку с цифрой ….»
На каждой матрёшке изображена цифра - на самой маленькой -1, а на самой большой -5. Педагог ставит на стол матрёшек в произвольном порядке и предлагает ребёнку найти предложенную цифру.
3. «Какое число больше?»
Так как матрёшка - это вкладная игрушка, то все куклы отличаются по высоте. Это позволяет нам показать наглядно, что число два больше чем один, но меньше чем три.
Педагог предлагает детям назвать какое число больше или меньше.
4. «Сколько матрёшек?»
Главный этап, ради которого и создавалась матрёшка, сопоставление числа и количества предметов. Так матрёшка с цифрой 1 вмещает только одну матрёшку – себя, а матрёшка с цифрой пять состоит из пяти кукол. Важно подвести детей к тому, будто они самостоятельно сделали это «открытие». Например задать вопрос: «Почему на матрёшке изображена цифра 2? Сколько она держит предметов? А из скольких вкладышей она состоит?» так дети могут сами провести исследование и подвести итог, что на матрёшке изображена цифра 2 потому, что у неё в руках два яблока и состоит она из только двух вкладышей.
Приложение
Конспект образовательной деятельности с детьми 4-5 лет
Цель:
-
формировать умение соотносить число и количество предметов.
Задачи:
Обучающие
-
учить считать в пределах пяти;
Развивающие
-
развивать образное мышление;
Воспитательные
-
воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Дети дают ответ.
- Правильно, это матрёшка. Эта кукла родилась в нашей стране, России. Посмотрите, как их много. Воспитатель выставляет кукол по порядку и предлагает детям их посчитать.
Дети считают матрёшек.
Далее воспитатель берёт самую маленькую матрёшку с цифрой 1 и спрашивает у детей:
- Дети, а как вы думаете, почему на блюдце у матрёшки нарисована цифра 1?
( дети дают ответы)
Правильно потому, что на блюдечке одно яблоко. А ещё почему?
(ответы детей)
- А ещё потому, что она одна и больше матрёшек в неё не помещается она самая маленькая.
Далее воспитатель берёт куклу с цифрой два и предлагает одному из детей рассказать, почему на ней нарисована эта цифра.
Так далее с остальными матрёшками.
Физкультминутка
У матрёшки есть ладошки - хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
У матрёшки есть румянец – вот-вот, вот-вот.
Руки в боки у матрёшки – вот так, вот так!
И притопывает ножкой – вот так, вот так!
Далее воспитатель предлагает детям угостить гостей –матрёшек чаем с конфетами. Перед матрёшками ставят блюдца и дети раскладывают конфеты соответственно числу на матрёшке.
В конце занятия проводится рефлексия.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»