Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики
Методическая разработка
урока по физике
в 10 классе (базовый уровень)
по теме «Механические силы»
Разработал: учитель физики Щукина Татьяна Борисовна
Урок проводится по УМК В.А. Касьянову. По типу это повторительно – обобщающий урок, с основным этапом - развитие метапредметных УУД (общеметодологическая направленность).
Цели урока: познавательная – повторение изученного ранее материала по данной теме;
развивающая – формирование умения структурировать, классифицировать,
сравнивать информацию;
воспитательная – развитие умения учебного сотрудничества (работать в микрогруппах).
Ожидаемые результаты:
-
Метепредметные – формирование умения самоорганизовывать себя в учебном процессе; вести логические рассуждения; формирование представления о вариативности табличной формы обработки результатов;
-
Предметные – формирование умения применять результаты личностных способов познания мира; восполнение пробелов в знаниях изучаемой темы;
-
Личностные – формирование умения работать в группе; проявлять волевые качества в преодолении препятствий
Формы организации, применяемые на уроке – фронтальная беседа, работа в парах (или тройках, четверках) с самопроверкой результата работы, индивидуальная работа.
Методы и технологии, используемые на занятии – технология сотрудничества (группового обучения), элементы технологии самообучения.
Необходимые материалы: приложение 1, приложение 2, приложение 3.
Впервые в курсе физики учащиеся знакомятся с темой «Механические силы» в 7 классе. В ходе знакомства с механическими силами семиклассниками заполняется подобная обобщающая таблица, но более простого содержания. В курсе физики 9 класса выделено несколько занятий на более глубокое знакомство с двумя, из изученных ранее, механических сил. В 10-ом классе содержание учебного предмета предполагает повторение пройденного материала и более глубокое знакомство с оставшимися тремя силами, первичные знания о которых были получены ранее.
Базовый уровень изучения предмета предусматривает 2 учебных часа в неделю и не дает возможности уделять на изучение каждой силы достаточное количество часов. В связи с этим мной была выбрана форма урока, позволяющая, в условиях ограничения учебного времени, повторить изученный материал, получить новую информацию и обобщить имеющие по теме знания.
Источники:
-
Касьянов В.А., Физика 10 класс базовый уровень, ООО «Дрофа»,2013
-
Перышкин А.В., Физика 7 класс, ООО «Дрофа»,2013
-
Фомичева И. Ю., Методическое портфолио учителя физики, издательство «Учитель», 2013
-
Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search?text=механические%20силы%20в%20таблицах&noreask=1&lr=20236
Технологическая карта урока
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УДД |
Этап урока: Организационный Цель: создать рабочую атмосферу, способствующую решению поставленных на урок целей и задач. |
||
Приветствие учащихся; информирование о теме занятия |
Приветствие учителя;проверка собственной готовности на урок;запись даты занятия в рабочих тетрадях |
Регулятивные – организация учебного места |
Этап урока: актуализация знаний и умений, получаемых на школьных уроках Цель: сформировать мотивацию к учебному процессу. |
||
Ведет беседу; озвучивает вопросы по изученному материалу:
Формулирует цели и задачи урока. |
Опираясь на записи в рабочей тетради (форма записи - приложение1), участвуют в беседе;дают ответы на поставленные вопросы: |
Личностные (смыслообразование) – осознание необходимости учиться; Коммуникативные - уметь точно и полно излагать свои мысли; слушать и понимать других участников беседы. |
Этап урока: повторение и обобщение понятий Цель: повторить восполнить пробелы в знаниях изучаемой темы |
||
Формулирует задание. Наблюдает за работой микрогрупп (учебных пар); корректирует их работу, оказывает помощь (видеозапись) |
Работа в парах по собиранию составляющих частей таблицы в единую картину;(видеозапись) |
Регулятивные - умения самоорганизовывать себя в учебном процессе; Коммуникативные - умения работать в группе (учебное сотрудничество). |
Этап урока: систематизация знаний Цель: формирование умения структурировать, классифицировать, сравнивать информацию; дать представление о вариативности табличной формы обработки результатов |
||
Раздает листы самоконтроля 1 (приложение 2); Ведет беседу, озвучивает вопросы по полученным листам самоконтроля и собранному в таблицу материалу:
Раздает новую форму таблицы (приложение 3) Ведет беседу по листам самоконтроля №2, №1 и таблице в тетради:
Уточняет сформулированные выводы. |
Проводят самопроверку, участвуют в беседе, отвечают на вопросы: |
Познавательные (логические) – сравнение информации ее классификация; Анализ информации, её синтез; |
Этап урока: домашнее задание Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
||
Предлагает сформулировать домашнее задание. Уточняет – где можно получить недостающую информацию |
Озвучивают свой вариант домашнего задания: Закончить заполнение обобщающей таблицы;Заполнить пустые клетки таблицы и т. д.Озвучивают различные варианты использования источников знаний: учебники физики (7,9,10 класс); интернет; фото материалов, использованных на уроке.Записывают домашнее задание: 19,20 10 класс, учебник 7 класса и другие источники – заполнить таблицу. |
Регулятивные (целеполагание и контроль) – определение и понимание самостоятельной учебной деятельности. |
Этап урока: подведение итогов Цель: дать анализ и оценку достижения учебных целей |
||
Делает общий вывод о проведенном занятии, достижении озвученных в начале урока задачах:
|
Участвуют в анализе, оглашаясь или опровергая (аргументируя) достижение поставленных задач. |
Коммуникативные - уметь точно и полно излагать свои мысли; слушать и понимать других участников беседы |
Этап урока: рефлексия Цель: создание условий для осмысления сформированности своих ууд, создать условия для самооценки учащихся |
||
Предлагает продолжить одно (или все) предложения:
|
Проводят саморефлексию (по желанию это могут сделать вслух), записывают свои ответы в рабочую тетрадь. |
Личностные (эмпирическое оценивание) – самооценка; (смыслообразование) – осознание необходимости учиться |
Приложение 1.
Название силы |
Определение силы |
Причина существования силы (почему есть эта сила?) |
Математическая запись закона. (Формула) |
Формулировка закона |
Направление силы. (Чертеж) |
Примечание |
Применение силы (её положи-тельное проявление) |
Учет силы (её отрицатель-ное влияние) |
1. |
- это… |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
(лист самоконтроля 1)
Название силы |
Определение силы |
Причина существования силы (почему есть эта сила?) |
Математическая запись закона. (Формула) и формулировка закона |
Направление силы. Чертеж. |
Проявление силы (применение) |
1. Сила упру-гости |
Это сила, возникающая при деформации (изменении формы, объёма) тела |
Существование деформации |
F = k x |
Против деформации |
Благодаря этой силе тетива лука отправляет стрелу в полёт, после её натяжения |
2. Сила тя-жести |
Это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела |
Гравитация |
F = m g |
Вниз, к центру Земли |
Любое тело, даже после броска вверх, падает вниз благодаря этой силе |
3. Сила тре-ния |
Это сила, которая возникает при соприкосновении тел и движении одного тела по поверхности другого |
Соприкосновение тел; Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел; Межмолекулярное притяжение |
F = м m g |
Против движения тела |
При движении любое тело может остановиться по тому что действует эта сила |
4. Вес тела |
Это сила , с которой тело действует на опору или подвес |
Наличие в мире силы тяжести |
P = m g |
На опору или подвес, под прямым углом к поверхности опоры или подвеса |
Под действием этой силы опоры из некоторых веществ прогибаются а подвесы - растягиваются |
5. |
|
|
|
|
|
Приложение 3.
(лист самоконтроля 2)
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Системно-деятельностный подход в преподавании физики в условиях реализации ФГОС
- Современные дидактические требования и методика проектирования урока физики (ФГОС)
- Методика подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по физике: особенности коррекции навыков решения задач учащимися
- Внеурочная деятельность: робототехнический клуб