В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках физики

Сергей Колодин
Тип материала: другое
просмотров: 3626
Краткое описание
Разработка представлена участниками "Школы педагогов" для ознакомления с опытом работы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тезисы Щукиной ТБ.docx Скачать
технологическая карта урока.docx Скачать

logo.png











Методическая разработка

урока по физике

в 10 классе (базовый уровень)

по теме «Механические силы»




Разработал: учитель физики Щукина Татьяна Борисовна











Пояснительная записка

Урок проводится по УМК В.А. Касьянову. По типу это повторительно – обобщающий урок, с основным этапом - развитие метапредметных УУД (общеметодологическая направленность).

Цели урока: познавательная – повторение изученного ранее материала по данной теме;

развивающая – формирование умения структурировать, классифицировать,

сравнивать информацию;

воспитательная – развитие умения учебного сотрудничества (работать в микрогруппах).

Ожидаемые результаты:

  1. Метепредметные – формирование умения самоорганизовывать себя в учебном процессе; вести логические рассуждения; формирование представления о вариативности табличной формы обработки результатов;

  2. Предметные – формирование умения применять результаты личностных способов познания мира; восполнение пробелов в знаниях изучаемой темы;

  3. Личностные – формирование умения работать в группе; проявлять волевые качества в преодолении препятствий

Формы организации, применяемые на уроке – фронтальная беседа, работа в парах (или тройках, четверках) с самопроверкой результата работы, индивидуальная работа.

Методы и технологии, используемые на занятии – технология сотрудничества (группового обучения), элементы технологии самообучения.

Необходимые материалы: приложение 1, приложение 2, приложение 3.



Впервые в курсе физики учащиеся знакомятся с темой «Механические силы» в 7 классе. В ходе знакомства с механическими силами семиклассниками заполняется подобная обобщающая таблица, но более простого содержания. В курсе физики 9 класса выделено несколько занятий на более глубокое знакомство с двумя, из изученных ранее, механических сил. В 10-ом классе содержание учебного предмета предполагает повторение пройденного материала и более глубокое знакомство с оставшимися тремя силами, первичные знания о которых были получены ранее.

Базовый уровень изучения предмета предусматривает 2 учебных часа в неделю и не дает возможности уделять на изучение каждой силы достаточное количество часов. В связи с этим мной была выбрана форма урока, позволяющая, в условиях ограничения учебного времени, повторить изученный материал, получить новую информацию и обобщить имеющие по теме знания.

Источники:

  1. Касьянов В.А., Физика 10 класс базовый уровень, ООО «Дрофа»,2013

  2. Перышкин А.В., Физика 7 класс, ООО «Дрофа»,2013

  3. Фомичева И. Ю., Методическое портфолио учителя физики, издательство «Учитель», 2013

  4. Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search?text=механические%20силы%20в%20таблицах&noreask=1&lr=20236





Технологическая карта урока


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УДД

Этап урока: Организационный

Цель: создать рабочую атмосферу, способствующую решению поставленных на урок целей и задач.

Приветствие учащихся;

информирование о теме занятия

Приветствие учителя;

проверка собственной готовности на урок;

запись даты занятия в рабочих тетрадях

Регулятивные – организация учебного места

Этап урока: актуализация знаний и умений, получаемых на школьных уроках

Цель: сформировать мотивацию к учебному процессу.

Ведет беседу;

озвучивает вопросы по изученному материалу:

  1. Какие силы уже изучены?

  2. Какие механические силы еще нам известны?

  3. О каких силах мы имеем детальные знания?

  4. Какой особенностью вы бы охарактеризовали современное время?

  5. Какие умения работы с большим объемом информации нужны современному человеку?

  6. Какие формы обработки информации вам известны?

  7. Каким способом удобно сохранять большой массив информации?

Формулирует цели и задачи урока.

Опираясь на записи в рабочей тетради (форма записи - приложение1), участвуют в беседе;

дают ответы на поставленные вопросы:


  1. Сила Всемирного тяготения, вес тела;

  2. Сила трения, сила Архимеда (выталкивающая), сила упругости (натяжения);

  3. Первые две силы изучены подробно;

  4. Высокой скоростью жизни; большим информационным потоком, высокими научно-техническими достижениями (высокой степенью компьютеризации) и т.д.;

  5. Умение быстро читать, понимать о чем информация, уметь ее быстро записывать , усваивать, систематизировать, делить на блоки, обобщать, выделять из нее главное и т.д.;

  6. Можно информацию классифицировать, разбить на части, привести в определенный порядок;

  7. Записать в виде схемы, в виде таблицы;

Личностные (смыслообразование) – осознание необходимости учиться;

Коммуникативные - уметь точно и полно излагать свои мысли; слушать и понимать других участников беседы.

Этап урока: повторение и обобщение понятий

Цель: повторить восполнить пробелы в знаниях изучаемой темы

Формулирует задание.

Наблюдает за работой микрогрупп (учебных пар);

корректирует их работу, оказывает помощь (видеозапись)

Работа в парах по собиранию составляющих частей таблицы в единую картину;

(видеозапись)


Регулятивные - умения самоорганизовывать себя в учебном процессе;

Коммуникативные - умения работать в группе (учебное сотрудничество).


Этап урока: систематизация знаний

Цель: формирование умения структурировать, классифицировать, сравнивать информацию; дать представление о вариативности табличной формы обработки результатов

Раздает листы самоконтроля 1 (приложение 2);

Ведет беседу, озвучивает вопросы по полученным листам самоконтроля и собранному в таблицу материалу:

  1. Сравните полученные листы и вашу собранную таблицу. Что вы видите?

  2. Сравните собранную таблицу с той, что у вас оформлена в тетради. Что вы обнаружили?

  3. Действительно ли разное содержание таблиц?



Раздает новую форму таблицы (приложение 3)

Ведет беседу по листам самоконтроля №2, №1 и таблице в тетради:

  1. Сравните листы №2, 1. Что вы видите?

  2. Сравните таблицу №2 с той, что у вас оформлена в тетради. Что вы обнаружили?

  3. Можем ли мы сказать - какая из трех таблиц наиболее полно отражает знания о механических силах?

  4. Какие выводы мы можем сделать из сравнения этих таблиц?

  5. Остались ли в вашей таблице не заполненные клетки о механических силах?

Уточняет сформулированные выводы.

Проводят самопроверку, участвуют в беседе, отвечают на вопросы:


  1. Лист самопроверки и собранная таблица совпали; мы собрали все верно (не совпали – не все верно);

  2. Таблица в тетради и собранная – не совпадают – в заголовках, в содержании; в обеих таблицах нет информации о пятой силе – Архимеда;

  3. Содержание одинаковое, но таблица в тетради имеет более полную информацию о силах; (в содержании; в обеих таблицах нет информации о пятой силе – Архимеда);





Проводят самопроверку, участвуют в беседе, отвечают на вопросы:


  1. Таблица №2 имеет более полное содержание информации о силах, чем таблица №1.

  2. Информация в таблице №2 такая же полная, как в тетради, но оформлена иначе (с другим порядком столбцов и другими заголовками);

  3. Возможно таблица в нашей тетради или № 2, но каждая из них чем – то ( хоть немного) дополняет друг друга.

  4. Табличная форма обработки результатов – удобная форма для обобщения большого массива информации; одно и то же содержание информации может быть представлено разными вариантами (по разным признакам общности, с разной формулировкой заголовков таблицы и т.д.)

  5. Да – повторили (вспомнили), но не успели (не догадались) заполнить недостающую информацию




Познавательные (логические) – сравнение информации ее классификация;

Анализ информации, её синтез;



Этап урока: домашнее задание

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Предлагает сформулировать домашнее задание.

Уточняет – где можно получить недостающую информацию

Озвучивают свой вариант домашнего задания: Закончить заполнение обобщающей таблицы;

Заполнить пустые клетки таблицы и т. д.

Озвучивают различные варианты использования источников знаний: учебники физики (7,9,10 класс); интернет; фото материалов, использованных на уроке.

Записывают домашнее задание: 19,20 10 класс, учебник 7 класса и другие источники – заполнить таблицу.

Регулятивные (целеполагание и контроль) – определение и понимание самостоятельной учебной деятельности.

Этап урока: подведение итогов

Цель: дать анализ и оценку достижения учебных целей

Делает общий вывод о проведенном занятии, достижении озвученных в начале урока задачах:

  1. научиться самоорганизовывать себя в учебном процессе; вести логические рассуждения; получить представления о вариативности табличной формы обработки результатов;

  2. восполнить пробелы в знаниях изучаемой темы;

  3. научиться работать в группе

Участвуют в анализе, оглашаясь или опровергая (аргументируя) достижение поставленных задач.

Коммуникативные - уметь точно и полно излагать свои мысли; слушать и понимать других участников беседы

Этап урока: рефлексия

Цель: создание условий для осмысления сформированности своих ууд, создать условия для самооценки учащихся

Предлагает продолжить одно (или все) предложения:

  1. Материал урока был мне…

  2. Урок для жизни мне дал…

  3. Сегодня я узнал…

  4. Я понял, что…

Проводят саморефлексию (по желанию это могут сделать вслух), записывают свои ответы в рабочую тетрадь.

Личностные (эмпирическое оценивание) – самооценка;

(смыслообразование) – осознание необходимости учиться



Приложение 1.


Название силы

Определение силы

Причина

существования силы

(почему есть эта сила?)

Математическая запись закона. (Формула)

Формулировка закона

Направление силы.

(Чертеж)

Примечание

Применение силы (её положи-тельное проявление)

Учет силы

(её отрицатель-ное влияние)

1.





- это…








2.













3.













4.












5.












Приложение 2.

(лист самоконтроля 1)


Название силы

Определение силы

Причина

существования силы

(почему есть эта сила?)

Математическая запись закона. (Формула) и формулировка закона

Направление силы.

Чертеж.

Проявление силы

(применение)

1.


Сила упру-гости





Это сила, возникающая при деформации (изменении формы, объёма) тела

Существование деформации

F = k x

Против деформации

C:\Users\user\Desktop\сила упруг.jpg

Благодаря этой силе тетива лука

отправляет стрелу в полёт,

после её натяжения

2.


Сила тя-жести





Это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела

Гравитация


F = m g

Вниз, к центру Земли

C:\Users\user\Desktop\сила тяж.jpg

Любое тело, даже после броска

вверх, падает вниз

благодаря этой силе

3.


Сила тре-ния




Это сила, которая возникает при соприкосновении тел и движении одного тела по поверхности другого

Соприкосновение тел;

Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;

Межмолекулярное притяжение

F = м m g

Против движения тела

C:\Users\user\Desktop\сила трения.jpg

При движении любое тело может

остановиться по тому

что действует эта сила

4.


Вес тела





Это сила , с которой тело действует на опору или подвес

Наличие в мире силы тяжести

P = m g

На опору или подвес, под прямым углом к поверхности опоры или подвеса

C:\Users\user\Desktop\вес тела.gif

Под действием этой силы

опоры из некоторых

веществ прогибаются

а подвесы - растягиваются

5.










Приложение 3.

(лист самоконтроля 2)

C:\Users\user\Desktop\для сохранения\механика\динамика\табл силы мех.JPG

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос