Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
-
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей нач. классов________
Протокол № от
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР ______
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ОО СОШ №1 _______
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Составила:
Архипова Мария Васильевна
Учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Автор курса: Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.-М.: Дрофа, 2015.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. - М.: Дрофа, 2015.
1 час в неделю (всего 34 часа)
№ п/п |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата |
Элементы содержания |
Планируемые результаты |
||
план |
факт |
Предметные |
УУД |
||||
1 |
Рисование на тему «Летний пейзаж». Фронтальная и угловая перспектива |
1 |
|
|
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства |
Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта». Уметь; рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) |
Личностные: эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций.
Метапредметные: умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни.
Предметные: понимание значения искусства в жизни человека и общества. |
2 |
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры скворечника |
1 |
|
|
Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей |
Знать, что штриховка - это нанесение штрихов различной толщины и силы нажима. Уметь; рисовать с натуры скворечник, используя технику штриховки; использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в рисунке |
|
3 |
Рисование с натуры цилиндра |
1 |
|
|
Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима |
Знать: последовательность рисования цилиндра; понятия «свет», «тень», «полутень», «рефлекс», «блик», «падающая тень». Уметь: рисовать с натуры цилиндр, используя технику штриховки; называть картины художников, где ярко видны оттенки светотени; рассматривать натюрморты Ж. Б. С. Шардена и И. Т. Хруцкого и определять на изображенных предметах светотени; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы |
Личностные: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. Метапредметные: Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства. Предметные: умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. |
4 |
Рисование по памяти «Бабочка над цветком» |
1 |
|
|
Использование раз- личных, художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш). Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги |
Знать: понятия «симметричные фигуры», «ось симметрии»; цветовой круг; контрастные цвета, родственные цвета. Уметь: рисовать по памяти; передавать в рисунке строение бабочки; чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; использовать тоновые и цветовые контрасты; выполнять поиск гармоничного сочетания цветов |
|
5 |
Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К.Коровин «Натюрморт Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале», А..Герасимов «Розы» |
1 |
|
|
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства |
Знать: основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; понятия характеристики цвета: «цветовой тон», «светлота», «насыщенность цвета». Уметь: рассказывать на примере одной из картин о цветовом тоне, светлоте, насыщенности цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать знания для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) |
Личностные: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений. Метапредметные: Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Предметные: Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. |
6 |
Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта |
1 |
|
|
Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение групп предметов на плоскости листа бумаги |
Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом |
|
7 |
Мозаичное панно «Солнце над морем» ( аппликация) |
1 |
|
|
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации |
Знать, из каких, материалов выполняется аппликация. Уметь: выполнять мозаичное панно; использовать закономерности линей- ной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) |
Личностные: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и украшений. Метапредметные: Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов. Предметные: Умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику. |
8 |
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара |
1 |
|
|
Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета |
Знать: три основных уровня (плоскости) горизонта; что светотень - это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т. п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета. Уметь; рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы |
|
9 |
Рисование по памяти на тему «Осень в саду» |
1 |
|
|
Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов |
Уметь: рисовать по памяти; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении
|
|
2четверть |
|||||||
10 |
Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов |
1 |
|
|
Форма, конструкция, соотношение размеров частей |
Уметь: рисовать современные машины; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы |
Личностные: способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные: Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктвную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные: Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности.
|
11 |
Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти экскаваторов, самосвалов |
I |
|
|
Форма, конструкция, соотношение размеров частей |
Знать последовательность рисования экскаваторов, самосвалов по памяти. Уметь работать акварелью |
|
12 |
Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски |
1 |
|
|
Создание моделей предметов бытового окружения человека |
Иметь представление о видах современного декоративно- прикладного искусства. Уметь: выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски |
|
13 |
Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» |
1 |
|
|
Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой |
Знать, чем отличается рисование на тему от рисования с натуры; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования. Уметь: анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения |
|
14 |
Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению» |
1 |
|
|
Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой |
Уметь: выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации |
Личностные: способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Метапредметные: Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктвную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Предметные: Умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности.
|
15 |
Беседа. Изображение животных в произведениях художников |
1 |
|
|
Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства |
Знать понятие «анималистический жанр». Уметь: изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
|
16 |
Декоративная работа. Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. |
1 |
|
|
Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях |
Уметь: выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи |
|
17 |
Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия |
1 |
|
|
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях |
Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи |
|
3четверть |
|||||||
18 |
Рисование с натуры фигуры человека |
1 |
|
|
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек) |
Уметь: рассматривать рисунки А. Дюрера и X. Голъбейна; называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно- анатомическое строение фигуры человека |
Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
|
19 |
Рисование с натуры человека |
1 |
|
|
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек). Освоение основ рисунка, живописи |
Уметь: рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека |
|
20 |
Лепка тематической композиции на тему труда человека «Сталевар», «Кузнец», «Пожарный», «Пограничник» |
1 |
|
|
Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека |
Уметь: выполнять лепку тематической композиции; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека |
|
21 |
Рисование с натуры вороны |
1 |
|
|
Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных |
Уметь; рисовать с натуры ворону; передавать конструктивно- анатомическое строение животных |
|
22 |
Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лисица» |
1 |
|
|
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке |
Уметь: применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы |
Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
|
23 |
Экскурсия в «Музей изобразительных искусств» |
1 |
|
|
Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Ведущие худ музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А, С. Пушкина |
Знать известные центры народных художественных ремесел России. Уметь: узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства); рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
|
24 |
Лепка героев русских народных сказок |
1 |
|
|
Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции |
Знать: понятие «керамика»; пластичные свойства глины; чем отличается конструктивный способ лепки от пластического. Уметь: выполнять лепку героев русских народных сказок; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно прикладного искусства) |
|
25 |
Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина |
1 |
|
|
Освоение основ рисунка, живописи. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой |
Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы
|
Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. |
4 четверть |
|
||||||
26 |
Декоративная работа. Выполнение эскиза сказочного стульчика |
1 |
|
|
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов |
Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи |
|
27 |
Выполнение росписи готового изделия сказочного стульчика |
1 |
|
|
Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов |
Уметь: выполнять эскиз сказочного стульчика; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи |
|
28 |
Рисование на тему «Песни нашей Родины» |
1 |
|
|
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи |
Знать понятие «воздушная перспектива». Уметь: рисовать на тему; работать акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека |
Личностные: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Метапредметные: формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные: проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. |
29 |
Рисование с натуры белки |
1 |
|
|
Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей, отношения к природе |
Уметь: передать конструктивно- анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета |
|
30 |
Рисование на тему «Праздник 9 Мая - День Победы» |
1 |
|
|
Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции |
Знать термины «эмблема», «символ». Уметь: передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета |
|
31 |
Беседа « Прославленные центры народных художественных промыслов» |
1 |
|
|
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа |
Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассказывать о последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративных работах |
Личностные: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности. Метапредметные: Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
Предметные: умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. отношение к природе, человеку, обществу. |
32 |
Декоративная работа. Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы |
1 |
|
|
Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов |
Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи |
|
33 |
Выполнение росписи готового изделия лепной свистульки в виде сказочной птицы |
1 |
|
|
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструктивной деятельности |
Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи |
|
34 |
Иллюстрирование сказки Д.Свифта «Путешествие Гулливера» |
1 |
|
|
Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино |
Уметь; иллюстрировать сказки; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики. живописи, декоративно-прикладного искусства); применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»